Извещение о закупке по Закону N 223-ФЗ

Федеральный закон № 223 ФЗ с изменениями 2022 и комментариями для чайников закрепляет принципы, среди которых:

Закупки по 223-ФЗ

Детальные и очень подробные инструкции для желающих участвовать в закупках по №223-ФЗ можно найти на официальном интернет-портале ЕИС Закупки в соответствующем разделе, который находится в свободном доступе. Но размещенные на сайте руководства пользователей сложно назвать простыми для понимания. Поэтому имеет смысл объяснить положения №223-ФЗ максимально кратко и понятно, то есть обычными словами и без юридических терминов.

  1. 223-ФЗ о закупках простыми словами
  2. Особенности госзакупок по 223-ФЗ
  3. Виды закупок по 223-ФЗ
  4. Отличие от 44-ФЗ
  5. Кто работает по 223-ФЗ
    1. Требования к участникам
    2. Необходимые документы
    1. На кого распространяются требования №223-ФЗ?
    2. В чем основные отличия №223-ФЗ и №44-ФЗ?
    3. Какие основные способы закупок по №223-ФЗ используются на практике?
    4. Кто имеет право участвовать в закупочных процедурах по №223-ФЗ?

    Для чего необходимо извещение по осуществлению закупки

    Извещение о закупке готовит заказчик на основе закупочной документации. Данный документ является составной частью этой документации. Об этом сказано в ч 8 ст 4 223 ФЗ.

    Если обязательства по размещению извещения о закупке не будут выполнены, то в этом случае может быть назначена административная ответственность, а это ведет за собой наложение штрафных санкций. Общая процедура по составлению и последующему размещению регулируется ст 4 223 ФЗ.

    Все вносимые корректировки в извещение, должны быть размещены на официальном сайте ЕИС, как и остальные приложения, которые прикладываются к закупочной документации.

    Те сведения, в состав которых входит государственная тайна, а также сведения прописанные в п 16 ст 4 223 ФЗ не должны быть размещены.

    • заказы до 100 тыс руб и до 500 тыс руб (при условии того, что общий объем выручки за прошедший год будет больше суммы 5 млрд руб;
    • заказы, относящиеся к финансовым и банковским услугам;
    • по договорам аренды и процедуры купли-продажи гос и муниципального имущества;
    • если НМЦД превышает 100 тыс руб или 500 тыс руб при заключении крупных сделок;
    • при случае, когда договор с единственным поставщиком заключается на основе несостоявшейся закупки.

    На кого распространяется закон 223-ФЗ

    Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

    Заказать регистрацию в ЕИС

    1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
    2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
    3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

    Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

    1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
    2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
    3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
    4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
    5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

    Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

    1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
    2. Порядок проведения процедур.
    3. Все, что касается сроков.
    4. Критерии оценки поставщиков.
    5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
    6. Порядок оплаты.
    7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

    Шаг 2. Устанавливаем сроки публикации

    Организация-заказчик в положении устанавливает и сроки размещения извещения по № 223-ФЗ у единственного поставщика. Законодательство не обязывает проводить заказы в каких-то конкретных временных рамках. Единственное, чего стоит придерживаться, — это план закупок, в котором определены примерные даты проведения того или иного заказа. Не стоит публиковать после заключения договорных отношений с единственным поставщиком. Если заказчик работает по № 223-ФЗ, он обязан соблюдать ряд принципов, а отложенное размещение документов о заказе нарушает принцип информационной открытости.

    Изменения вносятся аналогичным образом — по регламенту, установленному нормативами заказчика о закупочной деятельности по № 223-ФЗ. Сроки и порядок внесения изменений разрабатывает сам заказчик. Для вступления в силу коррективов исполнитель размещает обновленное объявление в ЕИС.

    Особенности проведения торгов

    Первая особенность заказов по действующей редакции 223 ФЗ — Положение о закупках. Этот документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и утверждается на основе типового положения. Оно публикуется на сайте ЕИС. Положение включает порядок подготовки и проведения процедур (включая способы заказов) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров и другие важные правила, например, связанные с обеспечением. Утверждается разными органами в зависимости от вида юридического лица. Для государственной корпорации или компании — высшим органом управления, а для ГУПа, МУПа — их руководителями.

    Вторая особенность — полная информационная открытость торгов. Закон обязывает публиковать сведения в ЕИС (план закупок, извещение, документация и вносимые изменения). Разрешено публиковать информацию о торгах на сайте заказчика.

    ФЗ № 223 разрешает проводить процедуры в электронном виде. Если они проходят среди субъектов малого предпринимательства, заказчик обязан провести их в электронном виде. Заказчик прописывает в положении, как проводится аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений в обязательном порядке. Остальные процедуры определяет сам.

    Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ

    1. Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее – заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ)

    2. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

    1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов; (В редакции федеральных законов от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 03.07.2016 № 236-ФЗ, от 03.07.2016 № 321-ФЗ, от 22.12.2022 № 443-ФЗ)

    2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;

    3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам;

    4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:

    а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 70-ФЗ)

    б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

    в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию);

    (Пункт введен – Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

    5) государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок: (В редакции Федерального закона от 07.06.2017 № 108-ФЗ)

    а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 70-ФЗ)

    б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”;

    в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; (Подпункт введен – Федеральный закон от 07.06.2017 № 108-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.06.2018 № 174-ФЗ)

    (Пункт введен – Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ)

    6) федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации. (Пункт введен – Федеральный закон от 28.12.2016 № 474-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.06.2018 № 174-ФЗ)

    21. Действие настоящего Федерального закона (за исключением случаев, указанных в части 5 настоящей статьи) не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на: (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 249-ФЗ)

    1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – единая информационная система); (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 22.12.2022 № 443-ФЗ)

    2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе; (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 22.12.2022 № 443-ФЗ)

    3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 настоящей части дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

    (Часть введена – Федеральный закон от 30.12.2012 № 324-ФЗ)

    3. Порядок определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи юридических лиц в уставном капитале хозяйственных обществ, порядок уведомления заказчиков об изменении совокупной доли такого участия утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ)

    4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:

    1) куплей-продажей ценных бумаг, приобретением долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ, обществ и паев в паевых фондах производственных кооперативов, валютных ценностей, драгоценных металлов, а также заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров); (В редакции Федеральных законов от 02.07.2013 № 160-ФЗ; от 30.10.2018 № 391-ФЗ)

    2) приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;

    3) осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

    4) закупкой в области военно-технического сотрудничества;

    5) закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;

    6) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ)

    7) осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;

    8) заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности; (Пункт введен – Федеральный закон от 07.06.2013 № 115-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ)

    9) осуществлением кредитной организацией и государственной корпорацией развития “ВЭБ.РФ” лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками; (Пункт введен – Федеральный закон от 02.07.2013 № 160-ФЗ; в редакции Федеральных законов от 29.12.2017 № 470-ФЗ; от 28.11.2018 № 452-ФЗ)

    10) определением, избранием и деятельностью представителя владельцев облигаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; (Пункт введен – Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ)

    11) открытием головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, в уполномоченном банке отдельного счета и заключением ими с уполномоченным банком договоров о банковском сопровождении сопровождаемой сделки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”; (Пункт введен – Федеральный закон от 29.06.2015 № 159-ФЗ)

    12) исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации; (Пункт введен – Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ)

    13) осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и перечень которых определен правовыми актами, предусмотренными частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и регламентирующими правила закупок. В таких правовых актах указывается обоснование включения в указанный перечень каждого юридического лица в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации; (Пункт введен – Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ)

    14) закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства; (Пункт введен – Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ)

    15) осуществлением заказчиком отбора субъекта оценочной деятельности для проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности оценки объектов оценки в целях определения размера платы за публичный сервитут, устанавливаемый в соответствии с земельным законодательством; (Пункт введен – Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ)

    16) совместной инвестиционной деятельностью, осуществляемой на основании договора инвестиционного товарищества, предусматривающего возврат товарищу стоимости его вклада в общее имущество товарищей (в денежной форме); (Пункт введен – Федеральный закон от 30.10.2018 № 391-ФЗ)

    17) закупкой заказчиком услуг, связанных с заключением, исполнением, изменением или расторжением договора синдицированного кредита (займа) либо договора об организации синдицированного кредита (займа); (Пункт введен – Федеральный закон от 22.12.2022 № 447-ФЗ)

    18) выполнением инженерных изысканий, архитектурно-строительным проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом объектов капитального строительства, которые обеспечиваются публично-правовой компанией “Единый заказчик в сфере строительства” в соответствии с программой деятельности указанной публично-правовой компании на текущий год и плановый период за счет средств федерального бюджета. (Пункт введен – Федеральный закон от 22.12.2022 № 435-ФЗ)

    5. Действие настоящего Федерального закона в части особенностей осуществления закупок, предусмотренных статьей 31 настоящего Федерального закона, распространяется на юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты с государственной поддержкой в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, стоимость которых превышает 500 миллионов рублей, при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов. Для целей настоящего Федерального закона под закупками, осуществляемыми указанными юридическими лицами, понимается заключение за счет средств таких инвестиционных проектов договоров на поставку товаров, соответствующих критериям, утвержденным Правительством Российской Федерации на основании пункта 2 части 6 статьи 31 настоящего Федерального закона, и (или) договоров на выполнение работ, оказание услуг, договоров аренды (включая договоры фрахтования и финансовой аренды), условиями которых предусмотрено использование этих товаров. (Часть введена – Федеральный закон от 13.07.2015 № 249-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 496-ФЗ)

    Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

    1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

    2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее – формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 31 и 32 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. (В редакции федеральных законов от 31.12.2017 № 505-ФЗ, от 05.04.2022 № 86-ФЗ)

    21. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономного учреждения, федеральный орган исполнительной власти либо организация, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия, вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные унитарные предприятия, для которых применение тако

    Закупки с участием СМСП по закону № 223-ФЗ

    Сегодня мы поговорим о новом порядке осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии сФедеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон N 223-ФЗ).

    Новые правила проведения закупок у СМСП

    В этот закон были внесены изменения, которые в основном касаются закупок у СМСП. Изменения были внесены Федеральным законом от 22.12.2022 N 452-ФЗ (далее – Закон N 452-ФЗ). Обратите внимание, что эти изменения требуют от заказчика внесения изменений в положение о закупках. Срок для внесения изменений в положение о закупках – это 90 дней с даты вступления этих изменений ( п. 3 ст. 2 Закона N 452-ФЗ).

    Нужно сказать, что с учетом нормативных новаций к субъектам малого и среднего предпринимательства для целей закупок по ЗаконуN 223-ФЗ приравнены и самозанятые ( ч. 15 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). Реестр самозанятых лиц ведет ФНС России, так же, как и реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с этим действуют для заказчика определенные правила. Заказчик самостоятельно смотрит наличие сведений о субъекте малого и среднего предпринимательства в этом реестре как участника закупки, или как соисполнителя, или субподрядчика, проверяет наличие в реестре этих лиц, а в отношении самозанятых проверяет наличие сведений о таком самозанятом в реестре, который ведет также ФНС России в реестре о применении налогового режима, который называется налог на профессиональный доход ( п. 2(4) Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление Правительства РФ N 1352)). Соответственно, если заказчик устанавливает, что в реестре (в том или другом) отсутствуют сведения об участнике закупки или о лице, с которым он уже заключает контракт, то заказчик либо отклоняет заявку, либо отказывается от заключения контракта с таким участником при отсутствии информации.

    Регламент подачи заявок

    Сроки для проведения закупок у СМСП остались прежними, и сроки размещения извещений в том числе. Если мы говорим о конкурсе, то извещение о конкурсе заказчик размещает не позднее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная цена договора не превышает 30 миллионов рублей, и 15 дней на подачу заявок, если превышает 30 миллионов рублей ( п. 1 ч. 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Такие же сроки размещения извещений, подачи заявок для аукциона предусмотрены ( п. 2 ч. 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). В отношении запроса предложений заказчик размещает извещение не менее чем за 5 рабочих дней до дня проведения запроса предложений. При этом начальная цена договора не может превышать по запросу предложений 15 миллионов рублей ( п. 3 ч. 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). По запросу котировок цена не может превышать 7 миллионов рублей, и на подачу заявок с момента размещения извещения должно быть не менее 4 рабочих дней ( п. 4 ч. 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

    Важнейшим новшеством, которое предусмотрено Законом N 223-ФЗ в закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства теперь является единый состав заявки на участие. Закон N 223-ФЗ предусматривает довольно большой, но теперь одинаковый для всех перечень документов и сведений, которые участник закупки должен в составе заявки заказчику предоставить. Это изменения, которые были внесены в ч. 19.1 и ч. 19.2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ.

    Сейчас поговорим о ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, которая устанавливает, что в документации заказчик вправе установить строго определенный перечень документов и сведений в качестве обязанности потенциального поставщика, подрядчика или исполнителя, чтобыпредоставить их заказчику.

    Значительный блок сведений, которые указывает участник, предоставляются в форме так называемых деклараций, то есть участник никакими документами эту информацию не подтверждает, а лишь декларирует ее ( п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

    Далее в составе заявки участник указывает информацию о своем предложении, то есть о том предмете закупки, который заказчику требуется ( п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Предоставляет копии документов, которые подтверждают соответствие товаров, работ или услугтребованиям законодательства Российской Федерации. Не допускается требовать такие документы предоставить в составе заявки, потому что они должны будут быть переданы вместе с поставляемым товаром ( п. 11 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

    Указывается наименование страны происхождения, документ, подтверждающий страну происхождения, с учетом того, что заказчик обеспечивает соблюдение национального режима при проведении закупок, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе обеспечивает соблюдение минимальной доли закупок товаров, работ, услуг, произведенных в Российской Федерации или выполняемых, или оказываемых российскими поставщиками-предпринимателями ( п. 12 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Далее указывается предложение о цене договора или единицы товара, за исключением случая, если проводится аукцион ( п. 13 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Как мы знаем, в аукционе ценовое предложение подается на отдельном этапе.

    Если мы с вами обратим внимание на обеспечение участия в закупках для СМСП (я уже упоминала, что это могут быть денежные средства на специальном счете или банковская гарантия), способ – денежные средства или банковская гарантия – выбирает собственно сам поставщик,что предоставить заказчику ( ч. 12 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Размер обеспечения устанавливается в извещении и не может быть более 2% от начальной максимальной цены договора ( п. 23 Постановления Правительства РФ N 1352). Счет специальный может быть открыт только в банке, который включен в специальный перечень, который определен Правительством ( ч. 13 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). И в рамках предоставления обеспечения через вот этот специальный счет, открытый в банке, в течение одного часа после окончания срока после подачи заявок оператор обращается в банк за информацией о наличии на специальном банковском счете такого участника денежных средств, необходимых в объеме, который указан в извещении заказчика. Банк в течение часа такую информацию предоставляет и при наличии средств их блокирует на этом специальном счете, информирует оператора, если средств на счете нет или недостаточно или операции по счету, допустим, приостановлены. И,соответственно, оператор электронной площадки, если банк не может заблокировать необходимое количество средств, возвращает такому участнику заявку ( ч. 15 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

    Итак, состав заявки теперь единый, правила обеспечения действуют для всех участников одинаково. Повторюсь, это банковский счет специальный и наличие средств на этом счете либо гарантия банковская, которую предоставляет участник заказчику.

    Изменения при проведении процедур

    Какие изменения произошли при проведении конкурса? Изменения произошли самые существенные в этапах конкурса, и чуть позже мы с вами поговорим о протоколе, который еще появился в ходе конкурса.

    Итак, какие на сегодняшний день этапы конкурса для СМСП предусмотрены. Это, во-первых, проведение заказчиком обсуждения с участниками закупки функциональных характеристик или потребительских свойств товаров, качества работ, услуг и иных условий исполнениядоговора для уточнения в извещении и документации и в проекте договора таких характеристик ( п. 1 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

    Следующий этап – это обсуждение заказчиком предложений о функциональных характеристиках или потребительских свойствах, качестве, услугах и иных условий исполнения договора, тех, которые уже содержатся в заявках, опять же, в целях уточнения информации в извещении и документации, в проекте договора этих характеристик ( п. 2 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

    Далее рассмотрение и оценка заказчиком поданных заявок на участие в конкурсе ( п. 3 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). И последний этап – сопоставление дополнительных ценовых предложений участников конкурса в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства о снижении цены договора ( п. 5 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

    Некие правила действуют для применения этапов конкурса. Во-первых, каждый из этих этапов в электронной форме может быть включен в него однократно ( п. 1 ч. 5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Обратите внимание, что из состава этапов конкурса исключен квалификационный отбор ( п. 4 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в ред. до 01.04.2021). Сроки проведения этапов конкурса теперь устанавливаются в документации, а не в извещении, как было раньше ( п. 3 ч. 5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Переторжка проводится только в отношении цены договора, то есть переторжки в отношении характеристик, иных предложений по исполнению договора теперь проведено быть не может ( п. 5 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Далее особенности. Обсуждение функциональных характеристик, качества работ, услуг и иных условий исполнения договора осуществляется исключительно участниками, подавшими заявку на участие в таком конкурсе. Раньше такое обсуждение было возможно с участниками, которые соответствуют требованиям. И новый срок проведения переторжки – это три часа ( пп. «б» п. 10 ч. 5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

    При проведении аукциона или запроса предложений изменения, которые появились, это также исключение квалификационного отбора как этапа аукциона ( п. 2 ч. 6 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в ред. до 01.04.2021) или этапа запроса предложения ( п. 2 ч. 9 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в ред. до 01.04.2022 ). Закон теперь говорит, что запрос предложений проводится в электронной форме в порядке, предусмотренном для проведения конкурса с учетом особенностей, которые предусмотрены ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, и отличие вот собственно конкурса от запроса предложений в том, что в запросе предложений не проводится подача окончательного предложения, то есть нет переторжки ( ч. 7.2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

    Новая ч. 7.1 появилась в ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ. Она предусматривает формирование протоколов в аукционе и в конкурсе. В конкурсе по итогам подачи дополнительных предложений о цене, в аукционе – по итогам этапа подачи предложения о цене. Итак, в течение одного часа после окончания срока подачи дополнительных предложений в конкурсе, после переторжки оператор электронной площадки составляет и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе протокол подачи дополнительных ценовых предложений. Протокол содержит дату, время начала и окончания подачи таких дополнительных предложений и собственно сами предложения о цене договора, которые поступили в ходе переторжки. В отношении аукциона также в течение часа по окончании этапа подачи предложений о цене оператор электронной площадки составляет и размещает в единой информационной системе и на площадке протокол подачи предложений о цене договора. Протокол также содержит дату, время начала и окончания подачи предложения о цене договора и поступившие минимальные предложения о цене договора каждого участника аукциона, который соответственно такие предложения делал, и время поступления каждого предложения о цене.

    Изменения претерпела ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ и в части установления критериев оценки, порядка оценки. Это новая ч. 19.2 ст. 3.4 ЗаконаN 223-ФЗ, которая говорит, что, если документацией о закупке установлено применение критериев и порядка оценки и сопоставления заявок к участникам конкурентной закупки, к предлагаемым ими товарам, работам или услугам или к условиям исполнения договора, то документация должна содержать указание на информацию и документы, которые должны быть представлены в составе заявки на участие в целяхосуществления такого вот сопоставления и оценки.

    Обратите внимание, и заказчики, и поставщики должны об этом помнить, что при отсутствии таких документов и информации в составе заявки заявка не может быть отклонена, это не является основанием для отклонения заявки. Просто по соответствующему критерию или критериям, по которым не будут предоставлены документы и сведения, заказчик поставит 0 баллов. То есть вот отклонить нельзя, нужно оценить, но при отсутствии сведений в общем-то оценить нечего, поэтому заявка по этому критерию получит 0 баллов. И, естественно, предусматривать подобные критерии оценки можно только в случаях, если проводится конкурс или запрос предложений. При проведении запроса котировок или аукциона у нас никакого сопоставления не происходит, победитель определяется только по цене.

    Заявка: условия подачи и рассмотрения

    Из чего состоит заявка участника на конкурс и запрос предложений среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Это три части ( ч. 19.5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Первая часть содержит информацию в отношении предлагаемых участником закупки товаров, работ, услуг, условий исполнения договора в случае, если в документации установлены критерии оценки. Вторая часть заявки содержит информацию и документы в отношении самого участника закупки, подтверждающая соответствие требованиям самого участника закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. То есть первая часть заявки – что предлагается с документами, вторая часть заявки – кто предлагает, то есть сведения об участнике, которые предусмотрены п.п. 1‑9 , 11 и 12 ч. 19.1 ст. 3.4 (мы уже их назвали), а также ч. 19.2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ. И назовем третий элемент заявки на участие в конкурсе или запросе предложений. Это предложение участника о цене договора или цене единицы товара, работы или услуги.

    Заявка на участие в аукционе состоит из двух частей ( ч. 19.6 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Первая часть заявки – это также документы и сведения о предложении участника, о товаре, работе или услуге. Вторая часть заявки содержит сведения об участнике, предусмотренные, как я уже упоминала, п.п. 1‑9 , 11 и 12 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ. Обратите внимание, что эта информация и документы должны содержаться в заявке в случае, если эти требования установлены заказчиком в документации о закупке.

    Что касается заявки на участие в запросе котировок, она должна содержать информацию и документы, предусмотренные ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, если заказчик установил обязанность предоставления этих документов и сведений ( ч. 19.7 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

    И продолжает действовать довольно строгое правило о нарушении правила содержания заявки, если в первой части заявки на участие в конкурсе, в аукционе или запросе предложений в форме сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений будут сведения о таком участнике, заявка должна подлежать отклонению ( ч. 21 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). То есть в информации, которую заказчик получает первой, информации о самом участнике быть не должно. Сначала заказчик оценивает только предлагаемые товары, работы или услуги.

    По итогам рассмотрения первых частей заявок заказчик формирует протокол ( ч. 24 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). В этом протоколе указываются, естественно, дата, количество заявок, которые были поданы, дата регистрации каждой заявки, результаты рассмотрения заявок на участие (если на соответствующем этапе заказчиком предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения заявок с указанием, в том числе,количества заявок, которые поступили), основания отклонения каждой заявки с указанием того, какие положения заявки не соответствуют каким положениям извещения, документации или законам, соответственно результаты оценки на участие с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок (указываются причины, по которым закупка была признана несостоявшейся, если была признана несостоявшейся) и иные сведения, которые указываются в протоколе в соответствии с положением о закупках конкретного заказчика ( ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). В течение часа с момента получения такого протокола от заказчика операторы электронной площадки публикуют его в единой информационной системе и на электронной площадке.

    Далее в течение одного рабочего дня после направления оператором электронной площадки информации заказчику комиссия по осуществлению закупок заказчика на основании результатов оценки заявок присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности тех предложений, которые содержатся в заявках участников. На основании результатов оценки заявок заказчик присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения выгодности для заказчика тех предложений, которые содержатся в заявках участников. Соответственно, заявка на участие, в которой содержатся наиболее приемлемые, наиболее интересные для заказчика, другими словами, лучшие предложения, получает наименьший порядковый номер и такой участник будет призван победителем соответствующей закупки. Если одинаковые предложения содержатся в нескольких заявках, то первый номер будет присвоен заявке, которая поступила раньше, чем другие заявки ( ч. 26 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

    И заказчик формирует итоговый протокол, в котором указывает количество поданных заявок, дату и время регистрации каждой заявки, порядковые номера заявок или окончательных предложений, если проводился такой этап в ходе, допустим, конкурса ( ч. 27 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Заявке или окончательным предложениям, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер, как я уже говорила, если одинаковые предложения содержатся в заявках, первый номер будет присвоен той, которая поступила раньше. Указываются результаты рассмотрения заявок и окончательных предложений с указанием, в том числе, количества заявок и окончательных предложений, которые отклонены, основания отклонения по каждой заявке, далее указываются результаты оценки заявок или окончательных предложений с указанием решения по каждой заявке и каждому окончательному предложению с учетом тех критериев оценки, которые были указаны заказчиком в документации. Соответственно, если на таком этапе оценка была предусмотрена.

    Если закупка была признана несостоявшейся, указываются причины признания ее таковой и иные сведения указываются в протоколе, если предложение о закупках заказчика предусматривает необходимость указания таких сведений. Далее заказчик итоговый протокол размещает на электронной площадке и в единой информационной системе.

    Договор с субъектом малого и среднего предпринимательства по итогам такой закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, подписывается электронной подписью ( ч. 28 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Договор заключается на основании того проекта, или в форме, буква в букву, проекта договора, который был размещен в документации в качестве проекта договора( ч. 29 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). И соответственно, если было предусмотрено обеспечение исполнения договора, которое не может превышать 5%начальной максимальной цены договора или лота, то договор заключается по итогам закупки с обязательным предоставлением такого обеспечения.

    Как упростить работу с электронными торговыми площадками

    Правильное составленное предложение по 223-ФЗ гарантирует удачное прохождение отбора и шанс получить выгодный контракт, если оно будет принято. При этом все действия, что потребуются от претендента, — это предварительное приобретение ЭЦП для торгов, регистрация на электронной площадке и в реестре ЕРУЗ.

    Для работы можно использовать сервисы Астрал.Поставщик и Астрал.Тендер. Они позволят подобрать выгодные предложения заказчиков, составить и разместить заявление на участие даже при нулевом уровне знаний. Подходят для работы юридическим лицам, предпринимателям и самозанятым.

    Подведем итог.

    Как видим, Закон № 223‑ФЗ претерпел существенные изменения. Новшеством стала необходимость проведения конкурентных закупок в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. Определены виды закупок, порядок их проведения, последствия несоблюдения правил государственных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, предусмотрена возможность разработки типового положения о закупке и определения автономных учреждений, для которых применение такого положения является обязательным. Отметим, что часть поправок уже вступила в силу и действует с 31.12.2017, а часть (например, касающаяся закупок в электронной форме) вступит в силу лишь с 01.07.2018.

    [1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    [2] Федеральный закон о 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
    Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.

    Иные изменения.

    Закон № 505‑ФЗ скорректировал и иные положения Закона № 223‑ФЗ. В частности:

    1) расширен перечень сведений, которые не подлежат размещению в ЕИС. Так, не нужно размещать сведения о закупках:

    – услуг по привлечению во вклады денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;

    – связанных с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества;

    2) введен ведомственный контроль. Согласно ст. 6.1 Закона № 223‑ФЗ с 31.12.2017 федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, муниципальные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении соответственно федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъекта РФ, муниципальных учреждений, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РРФ осуществляют ведомственный контроль за соблюдением требований Закона № 223‑ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов.

    Читайте также:
    Размер оплаты за опекунство над пожилым человеком
Ссылка на основную публикацию