При выявлении грубых нарушений обеих категорий закупка отменяется. В данной статье как подтверждение основных ключевых тезисов приводятся моменты, касающиеся оспаривания государственных закупок в соответствии с Законом № 44, однако регулятивные подходы имеют немалое значение, чтобы прогнозировать последствия подобных нарушений при осуществлении закупок, которые регулирует Закон № 223.
Законодательные требования, условия и порядок проведения открытого конкурса по 44-ФЗ
Открытый конкурс – это конкурентная торговая процедура, при которой сведения о закупке передаются неограниченному числу лиц через размещение извещения и документации в ЕИС. К участникам конкурса предъявляются единые требования по ч. 1 ст. 48 44-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 24 44-ФЗ, победителем открытого конкурса признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения контракта. Закупку в форме конкурса целесообразно проводить в том случае, если заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров и услуг, но и их качественные, экологические и функциональные характеристики.
Именно открытый конкурс выступает в качестве приоритетного способа определения поставщиков по 44-ФЗ.
Перечень ситуаций, при которых заказчик не вправе производить закупку через открытый конкурс, содержится в ч. 2 ст. 48 44-ФЗ. Открытый конкурс не проводится, если заказчик должен провести иную закупочную процедуру, например, конкурс с ограниченным участием или закрытую закупку.
В иных случаях заказчик вправе самостоятельно определиться со способом закупки и выбрать открытый конкурс или иную процедуру на основании присущим им преимуществам и недостаткам.
Проведение открытого конкурса не допускается в следующих случаях:
- Объект закупки представлен в аукционном перечне, утвержденном распоряжением Правительства от 21 марта 2016 года №471-р. Если товар представлен в перечне, то заказчик обязан закупить его через электронный аукцион.
- Если предстоит закупка инновационных, технически сложных, специализированных товаров и услуг, или когда предполагается заключение контракта по реставрации культурных ценностей и музейных экспонатов. В данном варианте применяется конкурс с ограниченным участием.
- Если информация о товаре является предметом государственной тайны, либо требуются услуги по страхованию и перевозке ценностей. При такой закупке используются закрытые способы проведения торгов.
Правила оценки заявок и предложений от участников приведены в Постановлении Правительства от 2013 года №1085. В частности, здесь указаны критерии, которые могут применяться заказчиком при закупке, предельное значение их удельного веса, а также порядок оценивания.
Различают две крупные группы критериев: стоимостные и нестоимостные. К стоимостным относят прежде всего цену контракта, связанные с эксплуатацией товара расходы. К нестоимостным: характеристики объекта закупки, функциональность и качество, характеристики исполнителя.
Открытый конкурс бесплатен для участников. Взимание платы за участие в конкурсе не допускается. Но в некоторых случаях заказчик вправе прописать необходимость внесения платы за предоставление конкурсной документации (согласно ч. 6 ст. 48 44-ФЗ).
К преимуществам открытого конкурса как формы закупки можно отнести:
- Возможность учета при выборе победителя не только предложенной им стоимости, но и иных критериев (например, опыта работы поставщика и пр.).
- Возможность передачи ряда полномочий по организации и проведению закупки к специализированной организации (согласно ч. 1 ст. 40 44-ФЗ).
При этом процедура выбора поставщика через открытый конкурс является достаточно длительной и трудоемкой. Высоки риски того, что к заказчику и конкурсной комиссии возникнут претензии из-за ошибок в проведении конкурса.
Порядку проведения открытого конкурса в 44-ФЗ посвящена целая группа статей.
Сроки проведения открытого конкурса в электронной форме
- не более 1 рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1 млн рублей;
- не более 10 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства.
- не более 1 рабочего дня с даты направления заказчику вторых частей заявок на участие в таком конкурсе если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1 млн рублей;
- не более 5 рабочих дней с даты направления заказчику вторых частей заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства.
С 1 апреля 2022 года действуют новые сроки проведения запроса котировок. Они были введены Федеральным законом № 449-ФЗ от 27 декабря 2019 года.
Этап закупки | Сроки | Ссылка на норму 44-ФЗ |
Подача заявок | Не менее 4 рабочих дней со дня следующего за днём размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок. | П.3 Ч. 3 ст. 82.1 |
Внесение изменений в извещение о запросе котировок | Заказчик не вправе вносить изменения в извещение о проведении запроса котировок | Ч. 4 ст. 82.1 |
Отмена запроса котировок | Не позднее чем за 1 час до даты окончания срока подачи заявок. Решение размещается в ЕИС в день принятия. | Ч. 1 ст. 36 |
Получение заказчиком заявок на участие в запросе котировок. | В течение 1 часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. | Ч. 9 ст. 82.1 |
Рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе котировок | В течение 1 рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. | Ч. 10 ст. 82.1 |
Размещение в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок | В день рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. | Ч. 10 ст. 82.1 |
Заключение контракта | 1) Заказчик направляет победителю заполненный проект контракта на подписание не позднее трёх часов с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме; | Ч. 13 ст. 82.1 |
2) Победитель в течение 1 рабочего дня с даты направления проекта контракта обязан подписать проект контракта и предоставить обеспечение контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование); | Ч. 13 ст. 82.1 | |
3) Формирование и размещение протокола разногласий не допускаются; | Ч. 13 ст. 82.1 | |
4) Заказчик подписывает контракт в течение 1 рабочего дня с даты подписания контракта победителем и предоставления обеспечения контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование); | Ч. 13 ст. 82.1 | |
5) Контракт может быть подписан Заказчиком не ранее чем через 2 рабочих дня с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме. | Ч. 13 ст. 82.1 |
Как отказаться от закупки на стадии планирования
Если закупка отменена на стадии планирования, необходимо сделать новую редакцию плана-графика. Удалите из него ту госзакупку, которую отменяете. Согласуйте изменения с руководством и зафиксируйте приказом.
В ст. 16 Федеральной контрактной системы установлен срок для отмены закупки — вносить изменения в план-график разрешено не позднее чем за 1 день до даты размещения в ЕИС извещения о торгах или за 1 день до дня заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ).
Порядок отмены аукциона по 44-ФЗ для заказчика
Для отмены аукциона по 44-ФЗ в 2022 году заказчику нужно действовать в следующем порядке:
- Проанализировать создавшиеся обстоятельства, установить причину, которая будет достаточной для отмены электронного аукциона по 44-ФЗ ввиду его нецелесообразности.
- Проверить, сколько времени остается до конечной даты подачи заявок. Если в распоряжении заказчика не менее 5 дней, то можно выносить решение и отменять процедуру. Если же времени недостаточно, то можно внести изменения в аукционную документацию, выбрав для этого достаточно вескую причину. Это можно сделать не позже 2 дней до окончания приема заявок (ч. 6 ст. 63 44-ФЗ). В результате такого шага у заказчика будет еще как минимум два дня, в течение которых можно завершить процедуру отмены, потому что перенести дату окончания подачи предложений можно на 7 дней и более.
- Оформить документы: решение об отмене аукциона по 44-ФЗ и соответствующий приказ. Иногда заказчики составляют только один из данных документов, но поскольку любые действия находятся под пристальным вниманием контролирующих органов, лучше оформлять бумаги в полном объеме.
- Разместить в Единой информационной системе информацию относительно отмены закупки. Это должно быть сделано в тот же день, когда принимается решение. В обязанности оператора электронной площадки входит донесение данной информации всем участникам электронного аукциона. Как только заказчик принял решение отменить процедуру и опубликовал извещение, он не может получить доступ к заявкам участников.
- Внести корректировки в план-график. На это заказчику дается один рабочий день после того, как принято решение об отмене электронного аукциона.
Для того чтобы разместить информацию об отмене электронного аукциона по 44-ФЗ в Единой информационной системе, нужно выполнить следующие действия:
- На сайте ЕИС зайти в личный кабинет и перейти в раздел «Документы закупки».
- В блоке «Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» нажать на строку «Отменить».
- Внести информацию в появившуюся форму.
- Загрузить оформленный заранее файл извещения, закончить процедуру нажатием кнопки «Разместить».
Какие нарушения могут стать достаточным основанием, чтобы отменить результаты закупки?
Одно из оснований аннулирования закупочной процедуры с предоставлением контрольным органом предписания – это неправильный выбор способа осуществления конкурентной процедуры, при котором заказчик, к примеру, проводит конкурс вместо электронного аукциона.
Для муниципальных и государственных заказчиков выбор способа закупки жёстко регламентируется. Для каждой из категории товаров (услуг, работ) предусмотрен один способ или электронный аукцион (по выбору заказчика). Электронный аукцион может быть использован заказчиком в ходе закупки любых товаров. В отношениях, которые регулируются Законом № 223, в качестве таких же императивных норм, регулирующих определение формы и способа закупки, выступает требование Правительства России о закупке отдельной продукции электронным способом и нормы положения о проведении закупок.
В соответствии со ст.24 ч.5 Закона «О контрактной системе», заказчик вправе выбирать метод определения поставщика, исполнителя либо подрядчика. Как пример решения, неблагоприятного для заказчика, которое стало следствием нарушения данных правил, приведем Решение ФАС Российской Федерации по делу № ВП-538/16 от 15 ноября 2016 г., где было оспорено избрание в качестве способа государственной закупки вместо электронного аукциона конкурса. По мнению поставщика, этим были нарушены его законные интересы и права.
Согласно ст. 48 ч. 2 Закона Российской Федерации «О контрактной системе», заказчику во всех случаях необходимо осуществлять закупку методом проведения открытого конкурса (исключение составляют случаи, которые предусмотрены статьями 56-57, 59, 72, 83-84 и 93 этого Закона). Данные нормы регламентируют проведение закупки иными способами определения поставщика (кроме открытого конкурса). Помимо этого, правительственным распоряжением № 471 от 21 марта 2016 г. установлен перечень товаров (услуг, работ), для закупки которых заказчик обязан проводить электронный аукцион.
Словом, при избрании метода закупки определяющий фактор – это предмет госконтракта, который должен соответствовать позициям ОКПД (коду ОКПД). Ошибки в выборе метода закупки случаются по причине неправильного выбора кода ОКПД: из практики видно, именно это нарушение чаще всего допускают заказчики.
Выбирая неверный код по ОКПД, устанавливается неправильный способ определения поставщика, тем самым госзаказчик ограничивает круг участников закупки, так как участники, которые специализируются на предоставлении входящих в предмет госконтракта услуг, не имеют информации о проведении государственной закупки.
Таким образом, при неверном выборе способа осуществления закупки (к примеру, проведении вместо аукциона конкурса) конкурентность данной процедуры снижается Если способ закупки устанавливается с нарушением требований законов о контрактной системе, ее результаты нелегитимны, так как, по мнению антимонопольной службы, такое нарушение ограничивает количество потенциальных участников. Это приводит к тому, что антимонопольный орган выносит предписание об аннулировании закупки.
Чтобы правильно определять соответствующий код ОКПД, заказчики должны руководствоваться не только названием предмета закупки, но и смотреть на работы, предусмотренные Техническим заданием. А комплексные (многокомпонентные) услуги, классифицировать которые не представляется возможным на основании одного кода ОКДП, следует классифицировать по той их части, которая более полно характеризует наиболее специфическую или большую часть их компонентов.
Заказчикам необходимо внимательно оценивать группу и подгруппу кода ОКПД, поскольку из практики можно утверждать, что выбранный код не всегда соответствует требуемому разряду и классу. Так, в Московском Арбитражном суде рассматривалось дело от 21 июля 2015 г. № А40-52067/15, касающееся оспаривания предписания антимонопольного органа, в соответствии с которым заказчику аннулировали закупку по причине неверного выбора кода ОКПД. Решение признали соответствующим закону, доводы же заказчика о несоответствии функционала торговой площадки новому ОКПД судом отклонены, так как по указанию суда это обстоятельство не может освобождать заказчика от обязанности выбора правильного кода ОКПД. Такая практика подтверждается решениями Московского Арбитражного суда и вышестоящими актами по делу от 06 июля 2016 г. № А40-7884/16.
изучение ошибок проведения аукциона
В силу ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Это означает, что первым делом необходимо юридически верно расставить приоритеты и увидеть самые главные ошибки при проведении торгов. Наши юристы тщательно изучат ваше дело и документы и определят, какую тактику необходимо применить при отмене результатов аукциона.
Формальные причины для отмены аукциона перечислены в законе и среди них:
– не соблюдение срока проведения приема заявок на участие в аукционе (не менее 25 дней – ст. 18 ФЗ 178) при продаже государственного имущества;
– незаконный отказ в допуске от участия в торгах;
– неверное определение победителя и пр.
Когда открытый конкурс признают несостоявшимся?
Есть две такие ситуации:
- Не подали ни одной заявки,
- Есть только один участник, заявка которого соответствует всем требованиям.
Если нет ни одной заявки, заказчик проводит повторный конкурс. Если и он не состоится, то запрос извещений. Если подана одна заявка, которая соответствует всем требованиям, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком.
Отмена открытого конкурса
Можно сказать о том, что имеется множество причин, из-за которых может произойти отмена закупочной процедуры.
В качестве таких причин могут выступать неправильные характеристики продукции, указывающиеся при составлении техзадания, когда происходит неверный расчет НМЦК и на основании этого происходит занижение стоимости договора. Так, если выбирается неверный способ выбора поставщика, если подается жалоба в ФАС.
Совсем по другому происходит осуществление закупки, с помощью запроса предложений. В данном случае заказчик сможет отменить закупку на любом этапе, до того момента, как произойдет подача заявок.
При этом, если закупочная процедура будет включать в себя несколько лотов, то при этом отмене будет подлежать, в том числе один лот. Не прописываются особые случаи, при которых можно осуществить действие по отмене закупки в законе о контрактной системе.
- отмене выбора подрядчика на основании решения заказчика;
- отмене выбора подрядчика в соответствии с решением контролирующего органа или благодаря судебному органу или же на основании осуществления общественного обсуждения.
У нас в штате работают квалифицированные специалисты и мы готовы оказать для вас комплексное тендерное сопровождение на всех этапах!
Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:
Со стороны Минфина в настоящее время предложен новый законопроект по порядку оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки таких заявок, требования к форме порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах, особенности оценки заявок участников закупок, по результатам которых заключаются контракты на выполнение работ по текущему ремонту и обслуживанию дорог, на оказание услуг по организации питания и поставки пищевых продуктов. Взамен порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085.
Общие условия по минимальному количеству критериев остаются неизменны – 2. Например, при применении методологи по оценке по показателю «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» применяются один или несколько детализирующих показателей из следующих:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Стоит отметить, что в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке по ранее указанному показателю:
- устанавливается предмет договора (договоров),
оцениваемого (оцениваемых) по каждому детализирующему
показателю, сопоставимый с предметом контракта,
заключаемого по результатам определения поставщика
(подрядчика, исполнителя); - устанавливается перечень документов, подтверждающих
наличие у участника закупки опыта поставки товара,
выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом
контракта, в том числе исполненный (исполненные)
договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении
такого (таких) договора (договоров); - может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного (исполненных) договора (договоров),
при исполнении которого (которых) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисление неустоек); - условие, что последний акт, составленный при исполнении
договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет
до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; - условие, что к оценке принимаются исполненные участником закупки
с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке на участие
в закупке подтверждающего документа) гражданско-правовые
договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке указываются единица ее измерения в соответствии с ОКЕИ (при наличии),
предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок. Если же характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке указывается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке. Если значение характеристики, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, то значение количества баллов по детализирующему показателю, присваивается согласно установленным в вышеуказанном законопроекте формулам.
Общественное обсуждение законопроекта завершится 23 октября 2022г. Заказчикам рекомендуется отслеживать статус принятия данного нормативно-правового акта и после принятия актуализировать внутренние регламенты, инструкции, положения которых затронуты.
Что делать победителю, если закупка не состоялась
Если по результатам процедуры вы стали единственным допущенным участником, с вами заключают госконтракт:
- по начальной цене, если ваше предложение было единственным или никто не предложил цену в аукционном зале;
- по предложенной вами цене, если остальных поставщиков отклонили по вторым частям заявок.
Единственный участник обязан подписать договор, иначе его признают уклонившимся и внесут в реестр недобросовестных поставщиков на два года. В этом случае госзаказчик публикует новый тендер.
Поставщик подал заявку на электронный аукцион на приобретение жилого помещения и стал единственным участником, который соответствует условиям аукциона и законодательства. Поставщик не подписал вовремя вовремя госконтракт и не предоставил обеспечение. Заказчик признал его уклонившимся, а ФАС включила данные о нем в РНП.
По факту допущенных нарушений при определении победителя конкурентной процедуры потенциальные поставщики могут оспаривать решение заказчика и его должностных лиц, закупочной комиссии, отдельных ее членов, оператора электронной торговой площадки. Заявление подается не позже 10-го дня после размещения в ЕИС любого из документов: протокол подведения итогов торгов, протокол рассмотрения предложений по закупке, протокол проведения признанного несостоявшимся аукциона.
Что происходит с несостоявшейся закупкой дальше
Если торги не состоялись, то в зависимости от ситуаций у госзаказчика есть два варианта действий: провести процедуру заново или подписать контракт с единственным подрядчиком. Рассмотрим последствия признания торгов несостоявшимися во всех способах проведения торгов по 44-ФЗ.
Конкурсные процедуры
Госзаказчик проводит повторный конкурс, когда:
- не поступило ни одной заявки;
- всех участников отклонили;
- победителя признали уклонившимся от подписания договора, а второй участник отказался от контракта;
- после предквалификационного отбора в двухэтапном конкурсе допущен только один подрядчик.
Госзаказчик публикует в ЕИС новое извещение, в котором продлевает срок подачи заявок на 10 дней и увеличивает срок исполнения договора на время проведения повторного конкурса. Также он может поднять начальную цену контракта на 10 %.
Предмет закупки, количество товара, объем работы, требования к участникам и условия госконтракта в повторной процедуре менять нельзя. Если госзаказчик меняет эти характеристики, то вносит изменения в план-график и проводит новую закупку.
Если повторный конкурс не состоялся по таким же причинам, что и первоначальный, то проводят запрос предложений.
Если в конкурсе определился единственный поставщик, и он соответствует всем условиям, то с ним заключают договор по цене, которую он предложил. При этом госзаказчик должен получить согласование ФАС (п. 25 ч. 1 ст. 93).
Электронный аукцион
При несостоявшемся электронном аукционе госзаказчик:
- заключает договор с единственным поставщиком, если он определен;
- проводит торги заново, если победителя нет.
Новую процедуру проводят в формате запроса предложений или другим способом на усмотрение заказчика.
Запрос котировок
Заказчик продлевает срок приема заявок на четыре дня при отсутствии предложений или отклонении всех участников. Если предложения все равно не поступят, то проводят повторный запрос котировок.
Если определен единственный участник, то с ним заключат договор.
Запрос предложений
Если предложений не поступило или всех участников отклонили, то заказчик вносит изменения в план-график и проводит процедуру заново или по согласованию с ФАС проводит закупку у единственного поставщика.
Если подана только одна заявка или допущен только один поставщик, с ним могут заключить контракт как с единственным поставщиком.