Как поступить с долей в ООО при поступлении на госслужбу

2) Если отказываться от доли, то как это происходит — передача в доверительное управление или как то можно по-другому?Ольга

Как проходит собеседование на госслужбу

Вопросы при поступлении на государственную гражданскую службу:

  1. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.
  2. С какого возраста граждане РФ осуществляют свои права и обязанности в полном объеме.
  3. Кто обеспечивает полномочия федеральной госвласти на всей территории РФ в полном объеме.
  4. Кто определяет структуру органов местного самоуправления.
  5. Каковы основания для роспуска Госдумы президентом.
  6. И другие.

В Постановлении Правительства № 397 от 31.03.2018 закреплено, как устроиться на государственную службу, и утверждена новая единая методика. В соответствии с этой методикой, граждане, претендующие на работу в государственных структурах, проходят конкурс и индивидуальное собеседование.

Действия госслужащего после получения акций по наследству

Являюсь госслужащим (налоговая инспекция, отдел ИТ), получил по наследству акции крупных российских компаний (Роснефть, Норникель). Должен ли я их передавать в доверительное управление, если по роду своей деятельности не могу влиять на эти компании с целью получения дохода?

Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о госслужбе) в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о госслужбе для целей этого закона используется понятие «конфликт интересов», установленное ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции).

Согласно ч. 2 ст. 19 Закона о госслужбе случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 19 Закона о госслужбе для целей этого закона используется понятие «личная заинтересованность», установленное ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции под конфликтом интересов в этом понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции в ч. 1 этой статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 этой статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 этой статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Согласно ч. 3 ст. 10 Закона о противодействии коррупции обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:

1) на государственных и муниципальных служащих;

2) на служащих Центрального банка РФ, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, не содержит норм, касающихся конфликта интересов или личной заинтересованности сотрудников ФНС Росии.

Автору вопроса следует самостоятельно определить наличие конфликта интересов или личной заинтересованности исходя из приведенных положений законов. В случае сомнения или для подстраховки можно направить в соответствующую комиссию уведомление о получении в наследство ценных бумаг и просьбу сообщить, если имеются конфликт интересов и (или) личная заинтересованность.

Комиссии утверждены приказами ФНС России: на федеральном уровне – от 05.09.2017 № ММВ-7-4/710@, для территориальных органов – от 30.08.2017 N ММВ-7-4/700@.

Поступил на гос службу, имею долю в ООО-100%,могу ли я передать свою долю в доверительное управление физическому лицу,

Поступил на гос службу, имею долю в ООО-100%,могу ли я передать свою долю в доверительное управление физическому лицу, необходимо ли оповещать фнс.

Чтобы сохранить долю в ООО и не нарушить закон, государственный служащий должен передать свои активы в коммерческих организациях (долю в ООО) в доверительное управление. Такое требование установлено в различных нормативных правовых актах. Так п.2. ст. 17 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” предусматривает обязанность госслужащего передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в случае, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов.

Читайте также:
Участие в суде третьих лиц

Да, такое возможно на основании ст. 17 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” . Либо продавайте долю кому то из тех кому доверяете.

да, вы имеете на это право, это прямо прописано в законе. ФНС уведомлять надо

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2019)

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

2. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Вы не можете передать в доверительное управление долю физлицу.

Управляющий, в качестве которого, в соответствии с п. 1 ст. 1015 ГК РФ, может выступать только организация или ИП. Предоставляя свои права в отношении доли в ООО стороннему управляющему, владелец передает ему возможность не только использования входящего в ее состав имущества, но и участия в управлении деятельностью общества в целом. Согласно общим положениям ст. 8 федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14, доверительный управляющий может:

участвовать в общих голосованиях участников ООО;

получать и использовать любую информацию о функционировании ООО;

излагать свою позицию по вопросу разделения прибыли и пр.

Управляющий может быть наделен и иными правами, не входящими в приведенный перечень. В этом случае круг его полномочий определяется положениями соглашения, заключенного им с владельцем доли в ООО.

Увы. Не можете. Доверительное управление в соответствии с ГК РФ не исключает влияния вас на решения ООО. Поэтому по требованиям 79-ФЗ о госслужбе, чтобы не считаться лицом, ведущим предпринимательскую деятельность, — нужно либо продавайть или дарить свою долю. В ООО.

НО выход ЕСТЬ. На основании ст.11 Закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусмотрено, что государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через своих доверенных лиц.

Госслужащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций, в том числе в ООО.

Ст.11 Закона РФ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» относительно муниципальных служащих.

Вы можете иметь долю в ООО ЕСЛИ передадите её в доверительное управление государству.

Да у Вас есть такое право. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона № 79-ФЗ в случае, если владение гражданским служащим долями участия в уставных капиталах организаций приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему доли участия в уставных капиталах организаций в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, общество обязано сообщить об этом в регистрирующий орган п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации.

да можете, уведомлять ФНС не нужно.

Ст. 17 ФЗ 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) “О государственной гражданской службе Российской Федерации” обязывает гражданского служащего обязывает передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов.

Согласно ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) “О противодействии коррупции” под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, вы по идее можете как вообще расстаться со своей долей, так и передать её в доверительное управление, можете подарить её жене, родителю или ребёнку, хотя ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, и установленные в ст.ст. 16 и 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе РФ, ни какими нормами не запрещены, (главное это отсутствие конфликта интересов, чтобы деятельность Госслужащего, не пересекалась с деятельностью ООО) так же гражданскому служащему не запрещено учреждать хозяйственные общества либо участвовать в них, и более того, как видно из ч. 2 ст. 17 Закона N 79-ФЗ и ч.ч. 6, 7 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее – Закон N 273-ФЗ), служащему могут принадлежать доли в уставных капиталах хозяйственных обществ.

Читайте также:
Земли для ведения гражданами садоводства и огородничества

Постановление Правительства РФ от 5 октября 2022 г. N 1602 “Об утверждении Положения о порядке участия федерального государственного гражданского служащего на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа управления этой организации”

В соответствии с подпунктом “в” пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке участия федерального государственного гражданского служащего на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа управления этой организации.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 октября 2022 г. N 1602

Положение
о порядке участия федерального государственного гражданского служащего на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа управления этой организации

1. Настоящее Положение определяет порядок участия федерального государственного гражданского служащего (далее – гражданский служащий) на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании (далее – организация), в качестве члена коллегиального органа управления этой организации.

2. Участие гражданского служащего в управлении организацией не допускается в случае, если такое участие приводит или может привести к конфликту интересов при исполнении должностных обязанностей, а также к нарушению иных ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами (далее – требования).

Участие в управлении организацией осуществляется гражданским служащим на безвозмездной основе и вне пределов служебного времени.

3. Гражданский служащий, имеющий намерение участвовать в управлении организацией, не позднее чем за 30 календарных дней до предполагаемой даты начала такого участия направляет представителю нанимателя ходатайство о разрешении участвовать на безвозмездной основе в управлении организацией в качестве члена коллегиального органа управления этой организации (далее – ходатайство), составленное по форме согласно приложению N 1.

4. Гражданин Российской Федерации, участвующий в управлении организацией на момент назначения на должность федеральной государственной гражданской службы (далее – гражданская служба), представляет в федеральный государственный орган ходатайство в день назначения на должность гражданской службы.

Гражданский служащий не имеет права принимать участие в обсуждении и голосовании по вопросам повестки дня заседания коллегиального органа управления организации до получения разрешения представителя нанимателя участвовать в управлении организацией или в случае принятия представителем нанимателя решения об отказе гражданскому служащему в участии в управлении организацией.

В случае принятия представителем нанимателя решения об отказе гражданскому служащему в участии в управлении организацией гражданский служащий в течение месяца со дня ознакомления с результатами рассмотрения ходатайства обязан направить необходимые документы о выходе из состава коллегиального органа управления организации.

5. К ходатайству прилагаются копия учредительного документа организации, в управлении которой гражданский служащий намеревается участвовать, и копия положения о коллегиальном органе управления организации (при наличии такого положения).

6. Ходатайство представляется лично или направляется почтовой связью.

7. Направленные представителю нанимателя ходатайство и иные материалы поступают в подразделение федерального государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (далее – подразделение по вопросам государственной службы и кадров), которое осуществляет регистрацию и учет ходатайства и иных материалов.

Подразделение федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) участвует в рассмотрении ходатайства в пределах своей компетенции.

8. Ходатайство регистрируется в подразделении по вопросам государственной службы и кадров в день его поступления в данное подразделение в журнале регистрации ходатайств о разрешении участвовать на безвозмездной основе в управлении организацией в качестве члена коллегиального органа управления этой организации (далее – журнал) по форме согласно приложению N 2.

Копия ходатайства с отметкой о регистрации выдается гражданскому служащему на руки под подпись в журнале либо направляется по почте с уведомлением о вручении.

9. Должностные лица подразделения по вопросам государственной службы и кадров осуществляют предварительное рассмотрение ходатайства и подготовку заключения о возможности (невозможности) участия гражданского служащего в управлении организацией (далее – заключение).

Читайте также:
Написать жалобу на магазин Магнит

При подготовке заключения должностные лица подразделения по вопросам государственной службы и кадров имеют право проводить собеседование с гражданским служащим, представившим ходатайство, получать от него письменные пояснения.

10. Заключение должно содержать:

а) информацию, изложенную в ходатайстве;

б) информацию, представленную гражданским служащим в письменном пояснении к ходатайству, полученную при беседе с ним (при ее наличии);

в) мотивированный вывод по результатам предварительного рассмотрения ходатайства.

11. Ходатайство и заключение в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации ходатайства, направляются должностными лицами подразделения по вопросам государственной службы и кадров представителю нанимателя для рассмотрения.

Перед направлением ходатайства и заключения представителю нанимателя должностные лица подразделения по вопросам государственной службы и кадров в течение 3 рабочих дней осуществляют ознакомление гражданского служащего с содержанием заключения с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Гражданский служащий вправе дать пояснения в письменной форме и представить дополнительные материалы к ходатайству и заключению до окончания подготовки заключения.

12. По результатам рассмотрения ходатайства и заключения представитель нанимателя в течение 10 рабочих дней со дня получения заключения принимает одно из следующих решений:

разрешить гражданскому служащему участвовать в управлении организацией;

отказать гражданскому служащему в участии в управлении организацией.

Решение оформляется путем проставления соответствующей резолюции на ходатайстве.

13. При необходимости ходатайство и заключение могут быть направлены представителем нанимателя на рассмотрение соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) на предмет соблюдения требований гражданским служащим, представившим ходатайство, в случае его участия в управлении организацией. В этом случае течение срока, предусмотренного пунктом 12 настоящего Положения, начинается со дня получения представителем нанимателя протокола соответствующего заседания комиссии (или его копии).

Решение комиссии, указанной в абзаце первом настоящего пункта, для представителя нанимателя носит рекомендательный характер.

По результатам рассмотрения на заседании комиссии ходатайства и заключения представитель нанимателя принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения.

14. Должностные лица подразделения по вопросам государственной службы и кадров в течение 3 рабочих дней, следующих за днем принятия представителем нанимателя одного из решений, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения, в письменной форме информируют гражданского служащего о результатах рассмотрения ходатайства и представляют под подпись гражданскому служащему копию ходатайства с решением представителя нанимателя.

15. Гражданский служащий, участвующий в управлении организацией с разрешения, предусмотренного абзацем вторым пункта 12 настоящего Положения, обязан незамедлительно в письменной форме уведомить представителя нанимателя:

об изменении наименования, места нахождения и адреса организации;

о реорганизации организации;

об изменении коллегиального органа управления организации, в качестве члена которого гражданский служащий участвует в управлении организацией, а также об изменении наименования соответствующего органа или его полномочий;

об изменении функций, которые возложены на гражданского служащего, участвующего в управлении организацией, в качестве члена коллегиального органа управления организацией.

Гражданский служащий, участвовавший в управлении организацией, обязан незамедлительно уведомить представителя нанимателя в порядке, установленном настоящим Положением, об исключении (в том числе по инициативе гражданского служащего) из состава коллегиального органа управления организацией.

16. Гражданский служащий, участвующий в управлении организацией, обязан незамедлительно, как только ему стало известно о возникновении обстоятельств, свидетельствующих о нарушении или возможном нарушении им требований при участии в управлении организацией, письменно уведомить об этом представителя нанимателя и организацию.

В случае нахождения гражданского служащего в служебной командировке, в отпуске, вне места прохождения гражданской службы он обязан письменно уведомить о возникновении обстоятельств, свидетельствующих о нарушении или возможном нарушении им требований при участии в управлении организацией, представителя нанимателя и организацию незамедлительно с момента прибытия к месту прохождения гражданской службы.

17. Гражданский служащий не имеет права принимать участие в обсуждении и голосовании по вопросам повестки дня заседания коллегиального органа управления организации со дня возникновения обстоятельств, свидетельствующих о нарушении или возможном нарушении им требований при участии в управлении организацией.

18. Информация о нарушении гражданским служащим в связи с его участием в управлении организацией требований законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации может являться основанием для проведения служебной проверки в установленном порядке, по итогам которой принимается решение о привлечении гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.

Информация о нарушении гражданским служащим в связи с его участием в управлении организацией требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции может являться основанием для проведения проверки, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 “О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению”, по результатам которой принимается решение о привлечении гражданского служащего к ответственности.

Обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок, предусмотренных абзацами первым и вторым настоящего пункта, могут быть использованы для решения вопроса об отзыве разрешения на участие в управлении организацией.

19. По итогам проведения проверок, предусмотренных абзацами первым и вторым пункта 18 настоящего Положения, представитель нанимателя принимает одно из следующих решений:

а) отозвать разрешение на участие гражданского служащего в управлении организацией;

Читайте также:
Закон о спиле деревьев возле многоквартирного дома

б) подтвердить разрешение на участие гражданского служащего в управлении организацией.

20. Основаниями для отзыва разрешения на участие гражданского служащего в управлении организацией являются:

а) нарушение гражданским служащим порядка участия в управлении организацией, предусмотренного настоящим Положением;

б) представление гражданским служащим недостоверных сведений и подложных документов при подаче ходатайства;

в) использование гражданским служащим должностных полномочий в интересах организации;

г) сообщение гражданским служащим работникам организации, в управлении которой он участвует, сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну;

д) использование гражданским служащим служебной информации, ставшей ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей, в интересах организации;

е) использование гражданским служащим предоставленного ему для исполнения должностных обязанностей имущества, включая средства материально-технического обеспечения, в целях участия в управлении организацией;

ж) получение гражданским служащим от организации подарков, вознаграждений (денег, ценных бумаг, иного имущества, в том числе имущественных прав, цифровых финансовых активов, услуг, результатов работ, объектов интеллектуальной собственности), кредитов и займов;

з) оплата организацией полученных гражданским служащим товаров, услуг, результатов работ, непосредственно не предназначенных и не используемых гражданским служащим для выполнения функций по управлению организацией;

и) совершение гражданским служащим действий в интересах организации в государственных органах (в том числе в федеральном государственном органе, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы), органах местного самоуправления.

21. Должностные лица подразделения по вопросам государственной службы и кадров в течение 3 рабочих дней, следующих за днем принятия представителем нанимателя решения об отзыве разрешения на участие гражданского служащего в управлении организацией, в письменной форме информируют гражданского служащего и организацию и осуществляют ознакомление гражданского служащего с указанным решением под подпись в журнале.

В случае нахождения гражданского служащего в служебной командировке, в отпуске, вне места прохождения гражданской службы должностные лица подразделения по вопросам государственной службы и кадров осуществляют ознакомление гражданского служащего с решением об отзыве разрешения на участие гражданского служащего в управлении организацией незамедлительно с момента его прибытия к месту прохождения гражданской службы.

22. Ходатайство, заключение и иные материалы, связанные с рассмотрением ходатайства (при их наличии), приобщаются должностными лицами подразделения по вопросам государственной службы и кадров к личному делу гражданского служащего.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Положению о порядке участия
федерального государственного
гражданского служащего на
безвозмездной основе в управлении
коммерческой организацией,
являющейся организацией
государственной корпорации,
государственной компании
или публично-правовой компании,
более 50 процентов акций (долей)
которой находится в собственности
государственной корпорации,
государственной компании
или публично-правовой компании,
в качестве члена коллегиального
органа управления этой организации

Доверительное управление долей в ООО как способ совместить бизнес и госслужбу

Доверительное управление долей в ООО как способ совместить бизнес и госслужбу

юрист: Елена Могилевская

Государственные и муниципальные служащие не вправе заниматься бизнесом, но могут свои активы передать в доверительное управление

Госслужба и предпринимательская деятельность не совместимы. Если гражданин поступает на государственную или муниципальную службу, то он должен прекратить предпринимательскую деятельность. Однако не всегда можно так легко расстаться с бизнесом – на службе может не сложиться, и в таком случае хорошо иметь собственное дело, в которое можно вернуться. Могут быть и другие причины, по которым недавнему бизнесмену не захочется расставаться с бизнесом, переписывать активы и фирмы на родственников или друзей.

На самом деле все не так страшно, как это можно представить себе на первый взгляд. Бизнес и госслужба вполне могут сочетаться в одном добропорядочном гражданине.

Какие ограничения в сфере бизнеса установлены для госслужащих?

Действительно, государственные служащие не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (коммерческой организацией). Но что значит, предпринимательская деятельность? В соответствии с п.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Т.е. чтобы считаться предпринимателем, надо как минимум быть зарегистрированным в установленном порядке и заниматься тем, что может или должно приносить доход. Это как раз то, чем не имеют права заниматься госслужащие. Значит, перед тем как поступить на госслужбу необходимо в безусловном порядке прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. И здесь никаких вариантов нет. Правда, это не мешает, к примеру, сдавать в аренду принадлежащему госслужащему квартиру и получать от этого доход.

Но как быть с деятельностью коммерческих организаций? Сейчас все больше граждан открывают свое дело, иным образом участвуют в хозяйственных обществах, владеют акциями, долями в уставных капиталах. И поступление на госслужбу совсем не означает, что надо продавать свои акции, отказываться от долей в ООО т.д.

Все это – активы, которые могут приносить доход. Именно этим – возможностью получения дохода, возникновения конфликта интересов и обеспокоен законодатель, принявший нормы, которые устанавливают запреты, связанные с госслужбой. Но на самом деле закон не устанавливает для государственных служащих ограничений по владению долей в ООО, акциями. Закон, конечно, ограничивает госслужащих. Но при этом существует несколько мифов, связанных с госслужбой. Рассмотрим их более подробно.

Имеет ли право госслужащий владеть долей в ООО (обществе с ограниченной ответственностью)?

Читайте также:
Проверка загранпаспорта на действительность в 2022 году

Владеть долей в уставном капитале коммерческой организации (ООО) можно, но нельзя участвовать в деятельности органов управления, т.е. нельзя быть руководителем организации, принимать решения на общем собрании участников общества. Что касается руководства организацией, то здесь все понятно – нельзя быть и директором ООО, и состоять на госслужбе. Много вопрос возникает, почему, к примеру, нельзя самому принимать участие в работе общего собрания участников ООО, принимать решения, голосовать, управлять коммерческой организацией. Все очень просто – все решения участники общества принимают с целью получения прибыли, ради этого и создаются коммерческие организации. Значит, выбирая директора, согласовывая осуществление крупной сделки, распределяя по итогам года прибыль, а также принимая другие решения в соответствии с компетенцией соответствующих органов управления ООО, владелец доли руководствуется стремлением получить прибыль. В таком случае, управление ООО государственным или муниципальным служащим может привести к возникновению ситуаций, когда могут пострадать интересы государства (региона, муниципалитета). Эта цепочка (личные интересы – интересы государства) не всегда короткая и прозрачная, но как показывает практика, часто реальная. В связи с этим, чтобы не допустить конфликта интересов, законодатель просто установил ряд запретов.

Какой же выход в таком случае может быть? Чтобы сохранить долю в ООО и не нарушить закон, государственный служащий должен передать свои активы в коммерческих организациях (долю в ООО) в доверительное управление. Такое требование установлено в различных нормативных правовых актах. Так п.2. ст. 17 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” предусматривает обязанность госслужащего передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в случае, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов.

А вот Федеральный закон “О противодействии коррупции” в п.6. ст.11 устанавливает обязанность госслужащего передать в доверительное управление ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) вне зависимости от того, есть ли конфликт интересов. Формулировка указанной статьи такова, что эта обязанность жестко установлена в целях предотвращения конфликта интересов, и не важно, есть ли вероятность конфликта интересов или нет: должен передать в доверительное управление активы – и точка.

Т.е. в действующем законодательстве наблюдается некоторое противоречие по вопросу о том, всегда ли госслужащий должен передавать в доверительное управление свои активы – доли в ООО, акции и т.д. Пока это противоречие не устранено во избежание крайностей в виде увольнения со службы, госслужащим стоит оформлять передачу активов в доверительное управление, не пренебрегать этой обязанностью.

Какие изменения в существующем положении о передаче активов госслужащего в доверительное управление ожидаются?

В Госдуме на рассмотрении находится законопроект, которым предполагается устранить указанное противоречие. Законопроект внесен еще в 2013 году и принят в первом чтении в феврале 2014 года. В целом законодатель оценил целесообразность его принятия, но пока до процедуры второго и третьего чтения законопроект не дошел и все еще ожидает рассмотрения. В законопроекте предлагается сохранить обязанность госслужащих передавать указанные активы в доверительное управление только в том случае, если имеется конфликт интересов или имеется возможность такого конфликта интересов.

Некоторые юристы считают, что это откат назад, смягчение антикоррупционного законодательства. Однако стоит понимать, что в любом случае в данном вопросе необходимо прийти к однозначному решению, в каких случаях госслужащий обязан передавать имущество в доверительное управление – всегда или только при угрозе возникновения конфликта интересов. А пока этот вопрос порождает неоднозначное толкование и споры, затруднения в применении законодательства.

Какое владение активами можно считать конфликтом интересов?

В законодательстве дано определение понятию конфликта интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Проще говоря, конфликт интересов – это ситуация, при которой имеется вероятность, что госслужащий действует или будет действовать в личных целях вопреки общественным (государственным) интересам.

В качестве примера можно привести случаи владения бизнесом в сфере строительства и ремонта дорог чиновником, возглавляющим какое-нибудь региональное министерство ЖКХ. Вероятность личной заинтересованности такого чиновника налицо, а значит, и конфликт интересов вполне может иметь место. Поэтому в подобных случаях госслужащим однозначно необходимо передавать в доверительное управление доли в уставном капитале коммерческих организаций. При этом вряд ли возможен конфликт интересов, если у госслужащего из сферы ЖКХ имеется фирма, работающая в сфере дополнительного образования. Однако пока в законодательстве имеются некоторые противоречия, госслужащему в любом случае необходимо передавать свои активы в доверительное управление.

Все ли госслужащие должны передавать активы в доверительное управление?

Статья 11 Федерального закона “О противодействии коррупции” распространяется на всех государственных и муниципальных служащих, в ней нет оговорок, позволяющих сделать иной вывод. Таким образом, можно считать, что все государственные и муниципальные служащие обязаны в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ.

Читайте также:
К типам банковской системы относятся

Что касается формулировки «в соответствии с законодательством РФ», то у многих возникают вопросы, к чему это уточнение относится, что имел в виду законодатель. Некоторые считают, что это касается установления правовыми нормами случаев, когда передача активов в доверительное управление обязательна, а поскольку пока такие отдельные нормы не приняты, то по их мнению, эту статью не надо применять. С такой точкой зрения нельзя согласиться. Эта формулировка означает, что доверительное управление должно быть оформлено в соответствии с законодательством. В главе 53 Гражданского кодекса РФ содержатся нормы о договоре доверительного управления имуществом, в т.ч. о доверительном управляющем, о существенных условиях договора доверительного управления. Именно ими госслужащий должен руководствоваться, принимая меры по предотвращению конфликта интересов.

Конфликт интересов может возникать в силу различных обстоятельств, и законом устанавливается порядок действий в случае, когда государственному или муниципальному служащему стало известно о возникшем конфликте интересов или даже об обстоятельствах, которые могут привести к конфликту интересов. Для разрешения таких ситуаций создаются комиссии по урегулированию конфликтов интересов. Создание этих комиссий предусмотрено в обязательном порядке на федеральном и региональном уровне, а вот что касается муниципалитетов, то в соответствии с Федеральном законом “О муниципальной службе в Российской Федерации” создание соответствующих комиссий возможно, но не обязательно.

Однако, что касается действий государственных и муниципальных служащих, если они владеют активами (долями в ООО, акциями и т.д.), то здесь вариантов действий нет, и решение может быть только одно: передача их в обязательном порядке в доверительное управление. Эта обязанность установлена законом. Поэтому пока данная норма (п.6 ст. 11 Федерального закона “О противодействии коррупции”) не отменена, ни изменена, её необходимо применять.

Кому госслужащий должен передать активы в доверительное управление?

Итак, понятно, что госслужащему совсем не обязательно отказываться от доли в ООО, продавать её, выходить из общества, продавать акции. Можно просто передать эти активы в доверительное управление. Но кто может быть доверительным управляющим? На самом деле, совершенно любой дееспособный человек. Обязанность передать имущество в доверительное управление для госслужащих установлена законом. В связи с этим совершенно не обязательно, чтобы доверительным управляющим был индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

И хотя такая возможность очень часто реализуется посредством передачи активов в доверительное управление близким родственникам, а вместе с этим под сомнение можно поставить и достижение самой цели предотвращения конфликта интересов, все же запретов поступать именно таким образом в законе нет.

В последнее время высказывается точка зрения, что необходимо закрепить на законодательном уровне обязанность госслужащих передавать активы в доверительное управление только независимым доверительным управляющим – предпринимателям и юридическим лицам. Главным аргументом такой идеи указывается, что только так может быть достигнута незаинтересованность в использовании должностного или иного служебного положения. Однако с таким подходом сложно согласиться, тем более что эта обязанность установлена законом, и обременять госслужащих еще и требованием заключать возмездный договор доверительного управления с независимым доверительным управляющим будет излишне жесткой мерой, способной привести к обратному эффекту.

Таким образом, учитывая, что обязанность госслужащего передать активы в доверительное управление установлена законом, то в силу ч. 1 ст.1015 Гражданского кодекса РФ доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения.

Значит, госслужащему, владеющему активами, достаточно просто заключить с близким родственником (супругой, отцом и т.д.) договор доверительного управления, причем не обязательно возмездный. Что касается обществ с ограниченной ответственностью, то руководитель ООО или сам госслужащий должны также уведомить по установленной форме ФНС об изменении сведений об участнике общества – введении доверительного управления долей в ООО. Но даже если никто не сообщит в ФНС о том, что заключен договор доверительного управления, то такой договор будет считаться действительным.

Итак, бизнес и государственная или муниципальная служба вполне совместимы, но только надо учитывать требования действующего законодательства России и понимать всю меру ответственности.

Перед поступлением на государственную гражданскую службу гражданин А передал принадлежащие ему доли в уставном капитале ООО гражданину Б, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, в доверительное управление. Правомерна ли в данном случае передача имущества в доверительное управление физлицу?

Вопрос: Перед поступлением на государственную гражданскую службу гражданин А передал принадлежащие ему доли в уставном капитале ООО гражданину Б, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, в доверительное управление.
Правомерна ли в данном случае передача имущества в доверительное управление физлицу?

Ответ: По нашему мнению, перед поступлением на государственную гражданскую службу гражданин А вправе передать принадлежащие ему доли в уставном капитале ООО гражданину Б, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, в доверительное управление.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 1012 Гражданского кодекса РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
В силу п. 1 ст. 1015 ГК РФ доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.
В случаях, когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения.
Пунктом 1 ст. 1026 ГК РФ определено, что доверительное управление имуществом может быть также учреждено: вследствие необходимости постоянного управления имуществом подопечного в случаях, предусмотренных ст. 38 ГК РФ; на основании завещания, в котором назначен исполнитель завещания (душеприказчик); по иным основаниям, предусмотренным законом.
Таким образом, содержащийся в п. 1 ст. 1026 ГК РФ перечень случаев, когда доверительным управляющим может являться не только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, не является исчерпывающим.
На основании ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» указано, что в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона N 79-ФЗ конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 19 Закона N 79-ФЗ под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона N 79-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.10.2013 по делу N А56-55628/2012 суд рассмотрел дело, по обстоятельствам которого участник ООО перед назначением на должность государственного гражданского служащего передал принадлежащие ему доли в уставном капитале данного ООО в доверительное управление физическому лицу. Суд пришел к выводу, что договор о передаче долей, заключенный участником ООО с физическим лицом, является договором доверительного управления, заключенным по основанию, предусмотренному законом. В случаях, когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем.
Таким образом, по нашему мнению, перед поступлением на государственную гражданскую службу гражданин А вправе передать принадлежащие ему доли в уставном капитале ООО гражданину Б, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, в доверительное управление.

Читайте также:
Кредитные карты: плюсы и минусы от использования

Е.В.Соснов
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
14.03.2014

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

12 февраля 2014, 00:00

В силу ст. 12.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае, если владение лицом, замещающим должность федеральной государственной службы ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Для государственных служащих определенных ведомств предусмотрена обязанность передачи в доверительное управление акций вне зависимости наличия либо отсутствия конфликта интересов. Например, согласно Указа Президента Российской Федерации от 05.06.2003 № 613 от 07.06.2013 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» сотрудник обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения службы в органах наркоконтроля находящиеся в его собственности предприятия, доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Статьей 1026 Гражданского Кодекса Российской Федерации определен порядок доверительного управления имуществом по основаниям, предусмотренным законом.

Доверительное управление имуществом может быть учреждено по основаниям, предусмотренным законом, в том числе, в связи с обеспечением соблюдения вышеуказанного запрета, установленного антикоррупционным законодательством.

Порядок передачи ценных бумаг в доверительное управление установлен главой 53 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.

Читайте также:
Оправят ли моего мужа в места лишения свободы?

Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Распоряжение недвижимым имуществом доверительный управляющий осуществляет в случаях, предусмотренных договором доверительного управления. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества. При передаче в доверительное управление ценных бумаг может быть предусмотрено объединение ценных бумаг, передаваемых в доверительное управление разными лицами.

Особенности доверительного управления ценными бумагами определяются законом. В указанной части правоотношения регулируются Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг». В силу норм ст. 5 указанного Закона деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим. Наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам.

Адрес: 680000, Россия, г. Хабаровск ул. Шевченко, д. 6
Телефон: +7 (4212) 32-48-38
Телефон: +7 (4212) 31-39-65

Государственная служба и учредитель ООО

Меня пригласили участвовать в конкурсе на государственную службу, готовлю пакет документов.

Дело в том, что я являюсь со-учредителем ООО. Второй учредитель – мой муж. По факту этой деятельностью мы не занимаемся и доходов она не приносит. Операционным управлением я не занимаюсь, должности не занимаю, никаких доходов не получаю.

Знаю, что на гос.службе нельзя заниматься предпринимательской деятельностью.

При поступлении на гос.службу я готова отказаться от своей доли, но пока будут рассматривать мою анкету, биографию, все равно там столкнутся с этим фактом и боюсь, что это может послужить основанием для отказа для дальнейшего участия в конкурсе. При этом в целом мой опыт и знания очень подходят для данной гос.службы, собственно поэтому и пригласили участвовать.

1) Даже если я откажусь от доли, то единственным учредителем останется мой муж. Это все равно может быть основанием для отказа в гос.службе?

2) Если отказываться от доли, то как это происходит – передача в доверительное управление или как то можно по-другому?

1) Даже если я откажусь от доли, то единственным учредителем останется мой муж. Это все равно может быть основанием для отказа в гос.службе?

Ольга

Нет, не является.

Основания отказа в приеме на государственную службу оговорены в ст. 16 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в которой не называется в числе ограничений наличие у Вас доли в ООО, при этом ряд запретов определен иными нормами данного закона.

В частности, в ст. 17 данного закона говориться, что

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
3) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией
3.1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

Указанный запрет касается только самого гос.служащего, а не его родственников.

Таким образом, при отказе Вами от доли в ООО, но при условии предоставлении Вами сведений о Ваших доходах — Вам не могут отказать по данному основанию в приеме на службу, поскольку Вы на момент подачи и рассмотрения документов о приеме на службу не нарушаете требований поступления на службу, а следовательно в перспективе Вами будет соблюден установленный запрет.

При этом в предоставляемой декларации Вы указываете на наличие у Вас доли (в период с какого и по какое число), а также сведения о полученных доходах до поступления на службу.

2) Если отказываться от доли, то как это происходит — передача в доверительное управление или как то можно по-другому?

Ольга

Доверительное управление не предполагает отказа от доли.

Вопрос отказа определен в ст. 21 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

1. Переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.
2.Участник общества вправе продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества. Согласие других участников общества или общества на совершение такой сделки не требуется, если иное не предусмотрено уставом общества.

Таким образом, Вы можете подарить свою долю Вашему супругу.

Читайте также:
График отпусков можно ли переносить отпуск

Указание сведений о доле в ООО в предоставляемой справке осуществляется до того момента пока Вы являетесь ее владельцем.

В отношении супруга Вы указываете сведения об основаниях возникновения у него права на долю с момента создания ООО и на вторую ее часть с момента перехода права на указанную долю в порядке дарения.

В этом случае, исходя из

Письма Минтруда России от 27.12.2019 N 18-2/10/В-11200
«Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2022 году (за отчетный 2019 год)»

132. Доля участия выражается в процентах от уставного капитала. Для акционерных обществ указываются также номинальная стоимость и количество акций.
133. В графе «Основание участия» указывается основание приобретения доли участия (учредительный договор, приватизация, покупка, мена, дарение, наследование и другие), а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.

1) Даже если я откажусь от доли, то единственным учредителем останется мой муж. Это все равно может быть основанием для отказа в гос.службе?

Ольга

Здравствуйте. Наличие доли в ООО в собственности у Вас не может быть основанием для отказа в поступлении на госслужбу. Другое дело, что после того, как Вы поступите на нее Вы должны будете перестать быть участником ООО, поскольку для гражданских служащих установлен соответствующий запрет, кроме случаев, установленных международными договорами РФ или федеральными законами (п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о госслужбе). При этом такой запрет не распространяется на родственников, включая и близких.

2) Если отказываться от доли, то как это происходит — передача в доверительное управление или как то можно по-другому?

Ольга

Вы можете воспользоваться как доверительным управлением, так и подарить или продать эту долю супругу. Обращаю Ваше внимание на то, что поскольку в этом ООО доли принадлежат и Вам и мужу, значит Ваша доля не является совместной собственностью, но единоличной Вашей собственностью, которой Вы можете распорядиться по своему усмотрению (ст. 209 ГК РФ).

При поступлении на гос.службу я готова отказаться от своей доли, но пока будут рассматривать мою анкету, биографию, все равно там столкнутся с этим фактом

Ольга

Вы должны указать данные сведения в анкетных данных и это, как я уже сказал, не может являться основанием для отказа, но лишь возложит на Вас обязанность избавиться от доли после того, как Вы поступите на госслужбу.

Добрый день Ольга!

Вы указываете, что:

Это конкурс в кадровый резерв или на вакантную должность?

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

Не имеет значения Ваше текущее участие/управление коммерческими организациями на момент проведения конкурса, поскольку оценке комиссии подлежит исключительно соответствие Вас как специалиста квалификационным требованиям.

Далее, уже в связи с поступлением участника ООО на государственную гражданскую службу (а не в связи с участием в конкурсе на право замещения должности) его участие в коммерческой организации должно быть прекращено в установленном уставом ООО порядке, поскольку п. 3 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены соответствующие ограничения, как это указано коллегами выше. Несоблюдение ограничений после заключения служебного контракта может привести к увольнению по основанию утраты доверия (ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Между успешным прохождением конкурса и фактическим назначением на должность у Вас будет время для выхода/оформления сделки с долей в порядке, установленном Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В этой связи в случае успешного прохождения конкурса предоставите в подразделение государственного органа, занимающегося сопровождением государственной службы и кадров документы, подтверждающие прекращение участия в ООО (т.е., подтверждающих выход из состава участников ООО либо отчуждение доли).

Трудовой договор с бывшим госслужащим

Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими рассмотрены в ст. 64.1 ТК РФ.

Трудовой договор с бывшим госслужащим заключается на общих основаниях, но работодатель обязан об этом письменно уведомить представителя (нанимателя) по последнему месту государственной службы гражданина.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Принимая на работу бывшего госслужащего, занимавшего должность из утвержденного Правительством РФ списка, работодатель обязан об этом письменно уведомить последнее место государственной службы гражданина.

2. Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе.

3. Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

4. Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, ее могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей.

Читайте также:
Уменьшение ЕНВД на страховые взносы для ИП в 2022 году

5. Кроме того, КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего.

При этом есть ряд законодательных актов, детально описывающих необходимость и процедуру такого уведомления:

  • Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 12 налагает на гражданина, имевшего в послужном списке опыт работы на государственной или муниципальной службе, ограничения. Здесь же содержится требование к новому работодателю сообщить о заключении трудового договора с экс-госслужащим по месту его прежней работы.
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом законе содержится определение государственной гражданской службы, а так же описан порядок поступления гражданина на государственную службу и основания его увольнения.
  • Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации». Постановление важно для работодателя, поскольку утверждает перечень информации, которую новый работодатель обязан сообщить по месту прежней работы госслужащего.
  • Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции» возлагает обязанность на граждан, уволенных с должностей государственной службы, сообщать новому работодателю о таких фактах в течение 2-летнего срока с момента увольнения с государственной службы.
  • Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557. Этим документом утвержден перечень должностей государственных служащих, прием на работу которых осуществляется с учетом положений ст. 64.1 ТК РФ.

Куда вложиться, если я госслужащий?

Гражданским служащим, сотрудникам МВД , ФСБ , военнослужащим точно можно иметь и использовать:

  • счета, вклады и ОМС в российских банках;
  • облигации российских органов власти;
  • накопительное или инвестиционное страхование жизни, даже если вложения сделаны в иностранные активы;
  • ПИФ ы и доверительное управление с вложением в российские ценные бумаги.

Можно иметь и использовать, но не во всех случаях или не до конца ясно:

  • акции и облигации российских компаний, если нет конфликта интересов. Если есть, необходимо передать активы в доверительное управление;
  • ПИФ ы с вложением в иностранные активы.

Многим госслужащим запрещено иметь и использовать:

  • иностранные финансовые инструменты: акции, ETF и другие;
  • вклады и счета в иностранных банках.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2019)Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой2. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

На кого действует запрет

Запрет на вклады в иностранных банках и иностранные финансовые инструменты действует не на всех госслужащих. Есть список, кого это касается. Там в основном руководящие должности: члены совета директоров ЦБ РФ , заместители генерального прокурора и т. д. Но упомянуты и главы городских округов, главы местных администраций, депутаты муниципальных районов и округов.

Также это распространяется на супругов и несовершеннолетних детей большинства лиц из этого списка. При этом у госслужащих в зарубежных представительствах России или российских органов власти и корпораций могут быть счета и вклады в иностранных банках.

Запрет на иностранные финансовые инструменты, счета и вклады действует также в отношении сотрудников ФСБ с их супругами и несовершеннолетними детьми, некоторых военнослужащих и гражданских сотрудников Минобороны, некоторых сотрудников МВД : руководителей высокого ранга и тех, у кого есть доступ к сведениям особой важности.

В каждом министерстве, агентстве и ином органе власти есть свои списки служащих, на которых распространяется этот запрет. Обычно это руководители и те, у кого есть доступ к секретным и важным сведениям. Вот, например, список должностей Федерального агентства связи, кому запрещены вклады за рубежом и иностранные финансовые инструменты.

На рядовых сотрудников органов власти этот запрет не распространяется. Изучите документы по своему органу власти и проверьте, касается ли запрет именно вас.

На практике бывают спорные ситуации. Например, председатель собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области в 2013 году приобрел полис инвестиционного страхования жизни ( ИСЖ ) в одной из крупных российских страховых компаний. В рамках ИСЖ были выбраны инвестиции в золото, и страховая компания использовала фьючерсы на золото на Лондонской бирже. В начале 2018 года прокуратура посчитала, что такое ИСЖ нарушает запрет на использование иностранных финансовых инструментов.

В феврале 2018 года прошло специальное совещание Министерства труда, Генпрокуратуры, Центробанка и страховых компаний. В итоге Минтруд выпустил письмо с объяснением, что ИСЖ использовать можно: потому что активы принадлежат страховой компании, а не владельцу полиса. То есть прокуратура ошиблась, а депутат ничего не нарушил.

Ссылка на основную публикацию