Права и обязанности детей: кратко о важном

В ст. 66 разъясняется порядок осуществления родительских прав теми родителями, которые проживают отдельно от ребенка. В частности, родитель, с которым остался ребенок, не должен препятствовать общению бывшего (или нынешнего) супруга или супруги с ребенком.

Права и обязанности детей: кратко о важном

Согласно действующему законодательству РФ, ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (ст. 54 Семейного Кодекса РФ).

С момента рождения человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности (правоспособность).

Правоспособность гражданина – способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст.17 Гражданского Кодекса РФ).

Однако реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка.

Дееспособность гражданина – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст.21 Гражданского Кодекса РФ).

С каждым годом дееспособность увеличивается и становится полной к 18 годам, когда каждый человек становится совершеннолетним.

Возраст: от 0 месяцев до 6 лет.

Ребенок является недееспособным , это объясняется тем, что ребенок в силу своих малых лет, не может понимать и отвечать за свои поступки.

Имеет неотъемлемое право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч. 1 ст. 20 Конституции РФ).

Приобретает право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка).

Обладает правоспособностью по гражданскому праву (ст.17 Гражданского Кодекса РФ).

Имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ).

Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 54 Семейного Кодекса РФ).

Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка).

На его имя может быть открыт счет в банке.

Имеет право на посещение дошкольных образовательных учреждений (ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Все сделки в его интересах совершают родители, либо законные представители (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).

Возраст: от 6 лет до 14 лет

У ребенка частичная дееспособность, то есть он может совершать не все сделки, а только те, которые необходимы ему каждый день, то есть мелкие бытовые сделки. Это означает, что он может покупать в магазине любые продукты, канцелярские товары, иные вещи и предметы. Также может совершать сделки, направленные на получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации. В случае, если он не может заключить сделку от его имени могут выступить родители, усыновители или опекуны.

Имущественную ответственность по его сделкам, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.

Возраст 6 лет.

С 6 лет 6 месяцев ребенок вправе посещать школу (по заявлению родителей, усыновителей или опекунов и с разрешения учредителя образовательного учреждения он может начать обучение в более раннем возрасте) (ст. 43 Конституции РФ).

Он вправе самостоятельно заключать:

  • мелкие бытовые сделки;
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).

Возраст 8 лет.

Ребенок может вступать в детские общественные объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).

С этого возраста наступает ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (ст. 15 Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетним»)

Возраст 10 лет

С этого возраста ребенок:

Дает согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 Семейного Кодекса РФ);

Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей (ст. 132 Семейного Кодекса РФ).

Вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы (ст. 57 Семейного Кодекса РФ).

Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 Семейного Кодекса РФ).

Возраст 11 лет

Наступает ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Читайте также:
Статьи раздела Ходатайства в арбитражном процессе

Возраст: от 14 лет до 18 лет

Дееспособность несовершеннолетнего: он набрал уже некоторый жизненный опыт, может осознавать и отвечать за свои поступки. Поэтому закон дает ему право самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, совершать мелкие бытовые и некоторые другие сделки. Он может вносить вклады в кредитные учреждения. Также он может осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности. Остальные же сделки он может осуществлять с письменного согласия родителей, усыновителей, опекунов.

Возраст 14 лет

С этого возраста несовершеннолетний обязан иметь паспорт гражданина Российской Федерации (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).

С этого возраста он дает письменное согласие для выхода из гражданства Российской Федерации вместе с родителями (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»).

Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей).

Может самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав и интересов (ст. 56 Семейного Кодекса РФ).

С письменного согласия родителей (усыновителей или опекунов) вправе совершать любые сделки (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).

Вправе распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).

Может осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).

Имеет право на изменение своего имени, фамилии и отчества (ст. 58 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»), но только с согласия родителей.

Имеет право вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).

Допускается поступление на работу для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вред здоровью, при соблюдении следующих условий:

  • являться учащимся;
  • работа выполняется лишь в свободное от учебы время и не нарушает процесс обучения;
  • получено согласие родителя (законного представителя) и органа опеки и попечительства (ст. 63 Трудового Кодекса РФ).

Имеет право требовать отмены усыновления (ст. 142 Семейного Кодекса РФ).

Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.

Может вступать в молодежные общественные объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).

Необходимо помнить, что:

С этого возраста несовершеннолетний самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).

Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (ст. 20 Уголовного Кодекса РФ):

  • убийство;
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
  • умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;
  • похищение человека, изнасилование;
  • насильственные действия сексуального характера;
  • кража;
  • грабеж;
  • разбой;
  • вымогательство;
  • неправомерное завладение автомобилем либо иным транспортным средством без цели хищения;
  • умышленно уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;
  • террористический акт;
  • захват заложника;
  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
  • хулиганство при отягчающих обстоятельствах;
  • вандализм;
  • хищение либо вымогательство оружия боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств;
  • хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;
  • приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения;
  • посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля;
  • нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой;
  • акт международного терроризма.

Возраст 15 лет.

В этом возрасте ребенок имеет право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 54 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Имеет право заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вред здоровью, если:

  • получил общее образование;
  • продолжает освоение программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения;
  • оставил общеобразовательное учреждение до получения общего образования с согласия родителя (законного представителя), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и местного органа управления образованием (ст. 63 Трудового Кодекса РФ).

Возраст 16 лет.

Несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 Гражданского Кодекса РФ).

Может быть членом кооператива (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).

Имеет право на управление мотоциклом, мотороллером и другими мототранспортными средствами.

Имеет право на заключение трудового договора (можешь работать не более 35 часов в неделю) (ст. 92 Трудового Кодекса РФ).

Может вступить в брак, но при наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка) и с разрешения органов местного самоуправления (ст. 13 Семейного Кодекса РФ).

Достигнув этого возраста необходимо знать и помнить, что:

с этого момента несовершеннолетний подлежит административной ответственности; несет уголовную ответственность за любые преступления.

Читайте также:
Льготы матерям-одиночкам в детских садах в 2022 году

Возникает обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 8, 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

Возраст 17 лет

У юношей возникает обязанность встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство) (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

Итак, ребенку исполнилось 18 лет!

Поздравляем! Теперь он совершеннолетний, а это значит, что он становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без активной индексируемой ссылки и упоминания имени автора запрещено.

Права и обязанности несовершеннолетних

– Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

– Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

– Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

С рождения ребенок имеет права:

  • на имя;
  • жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
  • знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
  • на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
  • на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
  • выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  • на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
  • на гражданство;
  • иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
  • на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

•.соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

С 6 лет добавляются права

  • совершать мелкие бытовые сделки;
  • совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;

обязанности:

  • получить основное общее образование (9 классов);
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;

ответственность:

  • перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
  • за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянства, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.

С 8 лет добавляются права:

• на участие в детском общественном объединении;

обязанности:

  • соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;

ответственность:

  • перед детским общественным объединением и его участниками.

с 10 лет добавляются права:

  • на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;

ответственность:

  • с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

С 14 лет добавляются права:

  • получить паспорт гражданина Российской Федерации;
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
  • требовать отмены усыновления;
  • давать согласие на изменение своего гражданства;
  • требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;
  • работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;
  • заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
  • самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  • самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
  • вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
  • управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
  • участвовать в молодежном общественном объединении;

обязанности:

  • выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
  • соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;

ответственность:

  • исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;
  • самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
  • возмещение причиненного вреда;
  • ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
  • уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).
Читайте также:
Почему уголовная ответственность наступает с 14 лет

С 15 лет добавляются права:

  • работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

С 16 лет добавляются права:

  • вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом могут быть установлены порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);
  • работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;
  • быть членом кооператива;
  • управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
  • быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей);

ответственность:

  • за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;
  • за совершение всех видов преступлений.

С 17 лет добавляется обязанность:

  • встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).

В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Может ли ребенок заключить сделку без участия родителей?

Права малолетних предусмотрены ст. 26 и 28 Гражданского кодекса. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не могут быть самостоятельными участниками крупных сделок. Для этого им нужны представители – родители, опекуны или усыновители. То есть ребенок не может распоряжаться недвижимостью, автомобилем, дорогой аппаратурой и бытовой техникой.

Несовершеннолетние 14–18 лет совершают крупные сделки с письменного согласия представителей. Сделки будут действительны также при последующем письменном одобрении представителей.

При этом малолетние начиная с 6 лет могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки – купить еду, тетради и учебники. Приобретаемая вещь должна удовлетворять каждодневные потребности ребенка в пище, одежде, обучении и т.п.

Без участия взрослых можно совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или госрегистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом. То есть речь идет о мелких покупках, подарках, обмене. Также самостоятельно несовершеннолетний может вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими.

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут родители. Это значит, что если ребенок причинил вред, то пострадавший обратится в суд с иском к родителям. Компенсация будет выплачена из их заработной платы или взыскание будет обращено на их имущество.

Права и обязанности детей: кратко о важном

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. К началу XXI века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкреплённая соответствующими правовыми документами. Основополагающим международными документами о защите прав детей являются Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка. Практическое обеспечение принципов, закреплённых в данных документах, является основной задачей государства в России.

Предлагаем вашему вниманию материалы для проведения классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6-7 классов.

Автор: Т. В. Рябцева

Рекомендации по работе с презентацией классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6–7-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Материалы для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Материалы для учителя [PDF] [DOCX]

Цель: формирование правового сознания обучающихся, их правовой культуры.

Задачи:

  • формировать общее представление о правах ребёнка, закреплённых в Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка;
  • способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
  • помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества;
  • способствовать развитию компетентностей учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.

Слайд1

Задание.

Посмотрите видеосюжет. Что, с вашей точки зрения, означает фраза: «У детей есть право на права»?

Сформулируйте тему и основные вопросы занятия.

Слайд2

Сегодня разговор пойдет о правах ребёнка.

Как вы думаете, почему эта тема важна и актуальна?

Читайте также:
Агентский договор при трудоустройстве это

Каждый человек должен знать свои права. Несовершеннолетние дети не являются исключением из этого правила. Ребёнок с самого рождения является полноценным гражданином своей страны, наделяется правами, а с возрастом приобретает и обязанности.

Слайд3

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка.

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах ребёнка, содержащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка – важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребёнка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Вопросы:

1. Как вы думаете, почему появилась необходимость выделить права детей в отдельную категорию?

2. Почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять ещё один документ о правах ребёнка – Конвенцию?

(Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своём обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом).

Слайд5

Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединённых Наций) рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня прав ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей. Она предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным.

Задание № 1. (прим. ­ все задания в приложении)

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Вопросы:

  • Как отмечается Всемирный день защиты детей в различных странах?
  • Что общего есть в традициях празднования этого дня у разных народов? Объясните свой ответ.

Задание № 2.

Существует символ Международного дня защиты детей – флаг, признанный на сегодняшний день в более чем тридцати странах мира.

Рассмотрите изображение флага. Предположите, что символизируют элементы флага.

Слайд6

Задание № 3.

Прочитайте статью 1 Конвенции о правах ребёнка. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?

Прочитайте статью 6 Конвенции о правах ребёнка.

На основании формулировок статьи продолжите фразу: «Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, …»

(Например, . которые государства возложили на себя для защиты данных прав.)

Слайд7

Задание № 4.

Познакомьтесь с некоторыми статьями Конвенции о правах ребёнка. Предположите, какие мероприятия осуществляются в государствах, присоединившихся к Конвенции, по гарантированному соблюдению этих прав?

  • Неотъемлемое право на жизнь (ст. 6).
  • Право на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности (ст. 7, 8).
  • Право свободно выражать свое мнение (ст. 13).
  • Доступ к информации (ст. 17).
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на особую заботу (ст. 23).
  • Право на охрану здоровья (ст. 24).
  • Право ребенка на образование (ст. 28).
  • Право на отдых и досуг (ст. 31).
  • Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32).

В каких случаях могут быть ограничены некоторые права детей? Приведите примеры.

(Например, право на свободу искать, получать и передавать информацию может подвергаться ограничениям для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.)

Ни при каких обстоятельствах не может быть ограничено право на жизнь!

Задание № 5.

Ознакомьтесь с предложенными ситуациями и содержанием статей Конвенции о правах ребёнка. Соотнесите право ребёнка с предложенной ситуацией. Объясните свой выбор.

Слайд8

Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правах ребёнка в 1990 году. Права детей отражены в Конституции Российской Федерации, в Семейном кодексе РФ; в 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ (№ 124-ФЗ) и в других нормативно-правовых актах. Один из таких законов – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Задание № 6.

Прочитайте выдержки из статей Закона «Об образовании в РФ». На какие две группы можно разделить данные статьи? Объясните свой ответ. Сделайте вывод.

Слайд9

Игра-упражнение «Правовые пиктограммы»

Работа в группах.

Пиктограмма (рисуночное письмо) – символ, который передает информацию об объекте или идее с помощью иллюстрации.

Задание № 7.

После изучения статей Конвенции о правах ребёнка выберите две, обратившие на себя ваше особое внимание, и «зашифруйте» их в рисунке. Предложите определить содержание выбранной вами статьи другой группе.

Слайд10

Задание № 8.

Выразите одной фразой суть Конвенции о правах ребёнка.

Читайте также:
Можем ли мы в данном случае рассчитывать на амнистию?

(Например: как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему.)

Какие важные моменты зафиксированы в кодексе?

  • Ответственность родителей за своего ребенка.
  • Забота родителей о физическом и психическом здоровье ребенка.
  • Воспитание ребенка родителями.
  • Защита родительских прав.
  • Лишение родительских прав.
  • Права ребенка.
  • Порядок взыскания и выплаты алиментов.
  • Защита семейного права.

«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)

СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Права несовершеннолетних детей зафиксированы в Главе 11 Семейного кодекса РФ:

Ст. 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

Ст. 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

Ст. 56. Право ребенка на защиту:

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Ст. 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Ст. 59. Изменение имени и фамилии ребенка.

Ст. 60. Имущественные права ребенка:

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Медицинское обеспечение

Что касается охраны здоровья, в права ребёнка в Конституции РФ имеются и пункты относительно охраны здоровья. В них говорится, что каждый несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами в области медицинской помощи. Он может:

  1. Лечиться и проходить наблюдение в диспансере.
  2. Пользоваться льготными условиями по питанию и медицинской помощи.
  3. Получать информацию о своем состоянии здоровья в такой форме, которая, согласно защите прав детей, доступна его возрасту.
  4. Учиться и трудиться в тех условиях, которые исключают неблагоприятное воздействие на его здоровье разных факторов.

Что очень важно, защита прав ребёнка в РФ позволяет несовершеннолетним, достигшим 15-летнего возраста, добровольно согласиться или отказаться от медицинского вмешательства в письменной форме.

Затраты на здравоохранение

Затраты на здравоохранение в РФ.

Права и обязанности детей: кратко о важном

Ребенок имеет право!

Список документов, которые защищают права ребенка:

  • Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Декларация прав ребенка(Принята 20.11.1959 г Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Конвенция о правах ребенка (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г.
  • Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Читайте также:
Какое наказание могут дать

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек счита­ется взрослым.

У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности.

Права — это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство уста­навливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать.

Обязанности — это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка— это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

Правовой статус – это твоё положение в мире права, которое определяется правами, обязанностями и ответственностью.

По мере взросления ты словно поднимаешься вверх по лестнице: получаешь новые возможности, набираешься опыта, а значит, – приобретаешь новые права, обязанности и ответственность. Так меняется твой правовой статус.

Здесь приведен основной перечень твоих прав и обязанностей.

С рождения ты имеешь права:

  • на имя;
  • на гражданство;
  • жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
  • знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребёнка);
  • на заботу и воспитание со стороны родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов, администраций учреждений общественного воспитания);
  • на уважение чести и достоинства;
  • на защиту своих прав и законных интересов родителями, лицами их заменяющими, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратурой, судом (через родителей или иных законных представителей);

Обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего обращения, эксплуатации;
  • соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, общественных местах, дома.

C 6 лет добавляются

  • совершать мелкие бытовые сделки (например, ты можешь купить что-то для своих нужд);
  • свободно распоряжаться для собственных нужд предоставленными средствами.

Обязанности:

  • получить среднее образование;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения и учебную дисциплину.

С 10 лет добавляются

  • на учет твоего мнения при решении любого вопроса в семье, в правоохранительных органах, в суде;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • давать согласие на изменение своего имени, фамилии, на выбор места жительства при разводе родителей, на лишение или восстановление родителя в родительских правах, на усыновление, на передачу в приёмную семью.

С 14 лет добавляются

  • получить паспорт гражданина РФ;
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
  • требовать отмены усыновления;
  • давать согласие на изменение своего гражданства;
  • требовать установления отцовства в отношении ребенка в судебном порядке;
  • работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей, но не более 4 часов с легкими условиями труда;
  • участвовать в молодёжном общественном объединении.

Обязанности:

  • выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
  • соблюдать устав, правила молодёжного общественного объединения.

С 15 лет добавляются

  • работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством.

С 16 лет добавляются

  • вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;
  • управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
  • быть признанным полностью дееспособным, т.е. получить все права совершеннолетнего (эмансипация) в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда.

С 17 лет добавляются

Обязанности:

  • для юношей – встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство).

В 18 лет

человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность.

Защита прав и достоинств ребенка

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ

Конвенция о правах ребенка .

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Читайте также:
Какой цвет стен лучше всего подойдет вашей спальне

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, на развитие, на защиту, на активное участие в жизни общества

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный Кодекс РФ документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12«Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» .

Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

· обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

· защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

· обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

· признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

· защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

· защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

· меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

· за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);

· за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

· право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

· право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

· меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

· немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

· Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту его права на образование, права на игру, права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

Читайте также:
Как правильно выйти из профсоюза

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Нарушением прав ребенка можно считать:

· Лишение свободы движения.

· Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

· Применение физического насилия к ребенку.

· Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)

· Угрозы в адрес ребенка.

· Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

· Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

· Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности

«Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями.

Права ребенка — международное и российское законодательство

«Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
«Европейская конвенция об осуществлении прав детей» (ETS N 160) [рус., англ.](Заключена в г. Страсбурге 25.01.1996)
«Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей» (Заключена в г. Гааге 19.10.1996) на русском и английском языках /официальный перевод/.
«Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей».(с изм. от 23.11.2007) Заключена в г. Гааге 24.10.1956.

Статьи и полезная информация о правах несовершеннолетнего ребенка

Семейный Кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«.
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Указ Президента РФ от 13.04.2011 N 444 (ред. от 29.06.2013) «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской«.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав«.

Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

(Извлечение из «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ)

муниципальное общеобразовательное учреждение Некоузская средняя общеобразовательная школа

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Читайте также:
Можем ли мы в данном случае рассчитывать на амнистию?

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны “уважать и гарантировать “. Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

• Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

• Федеральный закон «Об образовании»;

• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

• Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

• Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства – законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

• право жить и воспитываться в семье;

• право на общение с родителями и родственниками;

• право на защиту;

• право на имя, отчество и фамилию;

• право выражать свое мнение;

• право на имя, отчество и фамилию;

• имущественные права, включая права собственника.

Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.

Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка. Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).

В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.

Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права уполномоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

Читайте также:
Почему уголовная ответственность наступает с 14 лет

В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.

В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.

Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: “Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий”.

Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

Документы, регламентирующие защиту прав ребёнка:

1. Конвенция о правах ребенка принятая резолюцией 4425 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

2. Конституция РФ

3. Семейный кодекс РФ

4. Гражданский кодекс РФ

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

6. Закон РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

7. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

8. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 “О концепции национальной безопасности Российской Федерации” // СЗ РФ. 2000. N2. Ст. 170.

9. Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка»

Самый главный из них утверждает – каждый ребёнок имеет все основные права, которые должны признаваться как другими детьми, так и взрослыми. Запрещена дискриминация по таким признакам, как религия, язык, пол, цвет кожи, признак расы, политические или иные убеждения, национальное либо социальное происхождение, имущественное положение или любые другие обстоятельства, которые касаются как детей, так и членов их семьи.

Ссылка на основную публикацию