Неисполнение приказа

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Некоторые вопросы уголовной ответственности военнослужащих за неисполнение приказа командира и начальника

Девятко А.Ю., первый заместитель военного прокурора ПУРВО, генерал-майор юстиции.

Как и большинство уголовных законов зарубежных государств, УК РФ содержит специальную норму в 33-й главе “Преступления против военной службы” – ст. 332, предусматривающую уголовную ответственность за неисполнение приказа. В соответствии со ст. 2 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, службе внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, других войсках и воинских формированиях . Введение названной статьи в УК РФ объективно и исторически обусловлено формированием Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации на основе принципа единоначалия. Согласно ст. 30 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации командир наделен всей полнотой власти по отношению к подчиненным. В зависимости от обстановки он единолично принимает решения и отдает приказы. Обсуждение приказов не допускается <**>. При этом предполагается, что приказы отданы в соответствии с законами и уставами. Всю полноту ответственности за отданные приказы и их исполнение несет лицо, их отдавшее. В соответствии с п. 3 ст. 37 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” командирам (начальникам) запрещено отдавать приказы или распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства <***>.

Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе” от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ; Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ. Екатеринбург: Уралюриздат, 2002. С. 3.
<**>Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Военное издательство, 1994. С. 17 – 18.
<***>Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе” от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ; Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998г. N 53-ФЗ. Екатеринбург: Уралюриздат, 2002. С. 42.

Согласно ст. 332 УК РФ: “1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, –

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части до двух лет.

  1. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, –

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

  1. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, –

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет”.

Непосредственным объектом рассматриваемого нами преступления является установленный воинскими уставами порядок подчиненности. Так, в Обзоре кассационно-надзорной практики Военной коллегии Верховного Суда РФ по уголовным делам за 1999 год говорится, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 332 УК РФ, является порядок подчиненности .

Сборник материалов по вопросам методики подготовки военных прокуроров к участию в судебных процессах по уголовным делам: Т. 1 / Под ред. Иванова А.Л. М.: Главная военная прокуратура, 2002. С. 116.

С объективной стороны невыполнение приказа по ч. ч. 1 и 2 ст. 332 УК РФ традиционно рассматривается в виде неповиновения, то есть открытого и явного отказа от исполнения полученного приказа, а также иного умышленного неисполнения приказа. В соответствии с ч. 3 этой статьи УК РФ невыполнение требований, заключенных в приказе начальника, совершается по неосторожности.

Чтобы приказ был исполнен, он должен быть отдан “в установленном порядке”. В теории уголовного права, когда говорится о требованиях, предъявляемых к приказу применительно к ст. 332 УК РФ, сообщается о том, что “преступлением признается неисполнение приказа командира (начальника), отданного в порядке службы и не противоречащего закону” .

Военно-уголовное законодательство Российской Федерации: Комментарий УК РФ. М., 1998. С. 75; Преступления против военной службы: Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Петухова. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002. С. 21.

Приказ в смысле ст. 332 УК РФ должен быть обращен к конкретному военнослужащему либо индивидуально определенной группе военнослужащих. Неисполнение общих требований, адресованных неопределенной группе лиц, состава преступления, предусмотренного ст. 332 УК РФ, не образует. Поэтому не является неисполнением приказа невыполнение военнослужащим предписаний, заключенных в нормативных военно-правовых актах.

“Понятием неисполнения приказа во всех трех проявлениях охватываются: а) невыполнение действий, предписанных приказом; б) совершение действий, запрещенных приказом; в) ненадлежащее исполнение приказа, т.е. отступление от его предписаний о времени, месте и характере совершаемых действий” . Наиболее опасной формой неисполнения приказа является неповиновение, когда подчиненный открыто и демонстративно проявляет свое нежелание его выполнить и не делает этого. Причем этот отказ может быть сообщен начальнику наедине или публично, в присутствии других военнослужащих. От неповиновения на практике отличают случаи пререкания, когда подчиненный проявляет недовольство по поводу полученного приказа, обсуждает его правильность, но требования, заключенные в приказе, фактически выполняет.

Преступления против военной службы / Под общ. ред. Н.А. Петухова. СПб.: Издательство “Юридический центр Пресс”, 2002. С. 116.

Под иной умышленной формой неисполнения приказа понимаются случаи, когда подчиненный, хотя и внешне принимает полученный приказ к исполнению, не высказывает никаких намерений не выполнять его, но реально умышленно его не исполняет.

Неисполнение приказа по неосторожности совершается подчиненным тогда, когда он вследствие небрежности или легкомыслиятребования приказа не выполняет или исполняет их ненадлежащим образом. При этом необходимо, чтобы деяние повлекло причинение тяжких последствий.

Читайте также:
Какие налоги платят автовладельцы в россии

Для наступления уголовной ответственности за неисполнение приказа, совершенного умышленно, требуется причинение существенного вреда, а совершенного по неосторожности – наличие тяжких последствий. Таким образом, после введения в действие УК РФ 1996 года состав данного преступления стал материальным. Под существенным вредом в теории уголовного права признается серьезное нарушение распорядка дня в подразделении, части, затруднение выполнения конкретных задач боевой подготовки, срыв выполнения поставленных боевых задач, нарушение законных прав военнослужащих, причинение материального ущерба. При этом размер причиняемого материального ущерба и характер нарушенных прав военнослужащих либо граждан не уточняется и решается индивидуально, в зависимости от обстоятельств дела. Тяжкими последствиями считаются “срыв мероприятий по обеспечению боевой готовности подразделения, части, корабля, причинение смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей, вывод из строя боевой техники, причинение крупного материального ущерба и т.п.” .

Там же. С. 117.

Помимо наступления тяжких последствий, в качестве квалифицирующих признаков неисполнения приказа признается совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

В соответствии со ст. 35 УК РФ преступление является совершенным группой лиц, если в нем совместно участвовали два или более исполнителя. Для того чтобы квалифицировать неисполнение приказа как совершенного группой лиц, необходимо условие, чтобы каждый из них являлся военнослужащим, кому адресован приказ. Совершением неисполнения приказа по предварительному сговору группой лиц признаются случаи, когда подчиненные договариваются не исполнять приказ до получения его от начальника, во время получения или после получения. При совершении преступления организованной группой необязательно принимать непосредственное участие в неисполнении приказа, в том числе являться лицом, кому приказ был адресован. Необходимо, чтобы в неисполнении приказа участвовала устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Своеобразие военной службы наложило отпечаток на требования, относящиеся к субъектам воинских правоотношений. Нормы военно-уголовного законодательства РФ применяются не ко всем категориям граждан, а лишь к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, а также гражданам, пребывающим в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Некоторые нюансы имеются и в определении понятия воинского должностного лица. К этой категории в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ относятся в соответствии со ст. 31 Устава внутренней службы ВС РФ начальники по своему должностному положению и по своему воинскому званию . Они наделены организационно-распорядительными функциями, в том числе полномочиями отдавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, являются прямыми начальниками, а ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником. В отличие от других видов государственной службы начальником для военнослужащих лицо может быть не только в силу занимаемой должности, но и в силу своего воинского звания. Ст. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ дан перечень званий, которые являются начальниками для определенных категорий военнослужащих. Военнослужащие по воинскому званию также могут быть старшими или младшими. Старший по воинскому званию не является для младшего начальником. При совместном исполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром или начальником, старший из них по должности, а при равных должностях – старший по воинскому званию является начальником (ст. 35 УВС ВС РФ) <**>.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Военное издательство, 1994. С. 17.
<**>Там же. С. 18.

Кроме того, в определенных случаях организационно-распорядительные функции могут осуществлять и военнослужащие, не являющиеся начальниками по своему должностному положению или воинскому званию, но наделенные таким правом в силу требований Уставов или распоряжений вышестоящих командиров (начальников). Одним из таких видов подчиненности является выполнение служебных обязанностей при несении специальных видов службы (караульной, внутренней и т.п.). Например, в подчинении дежурного по роте на основании ст. ст. 303, 305, 307 Устава внутренней службы ВС РФ находятся дневальные по роте . Временный характер осуществления данных функций не является препятствием для признания военнослужащего должностным лицом. Так, ефрейтор Болачев при исполнении обязанностей дежурного по контрольно-пропускному пункту избивал за неисполнение служебных обязанностей своих помощников – рядовых Скударнова, Гупало и Агунова. В соответствии с приговором Кяхтинского гарнизонного военного суда Болачев признан должностным лицом и его действия квалифицированы по п. “а” ч. 3 ст. 286 УК РФ <**>.

Там же. С. 113 – 117.
<**>Сборник материалов по вопросам методики подготовки военных прокуроров к участию в судебных процессах по уголовным делам: Т. 1 / Под ред. Иванова А.Л. М.: Главная военная прокуратура, 2002. С. 133.

Военнослужащий может быть признан должностным лицом и при осуществлении им организационно-распорядительных функций на основании приказа или распоряжения вышестоящего начальника или командира. Причем данные властные предписания начальника должны быть отданы в установленном законом порядке. Форма приказа (устно, письменно или по техническим каналам связи) при этом значения не имеет. По данному поводу в определении Военной коллегии Верховного Суда СССР по уголовному делу в отношении рядового Повара было указано, что военнослужащий, временно назначенный устным распоряжением командира старшим команды, является прямым начальником для других военнослужащих из состава этой команды и, следовательно, должностным лицом и субъектом должностного преступления .

Бюллетень УВС и ВК ВС СССР. 1982. N 1.

С субъективной стороны деяние, предусмотренное ч. 1 и 2 ст. 332 УК РФ, совершается с прямым или косвенным умыслом.

Для квалификации деяния военнослужащего по ч. 3 ст. 332 УК РФ необходимо наличие неосторожной формы его вины, то есть совершение по легкомыслию или небрежности. В первом случае подчиненный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий. Во втором случае исполнитель приказа не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть их.

Читайте также:
Порядок рассмотрения дела в апелляционном суде

Цель и мотив неисполнения приказа могут быть разными, на квалификацию деяния по ст. 332 УК РФ они влияния не имеют.

Как существенный недостаток имеющейся в УК РФ нормы, которая предусматривает уголовную ответственность за неисполнение приказа, следует отметить отсутствие в ней такого квалифицирующего признака, как “совершение неисполнения приказа в боевой обстановке или в военное время”.

Согласно ч. 3 ст. 331 УК РФ ответственность за преступления против военной службы, совершаемые в военное время или в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени. Однако такой закон до настоящего времени не принят.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. –> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Распространенные нарушения

Полный список нарушений, которые могут повлечь за собой дисциплинарные меры вплоть до увольнения, перечислены в ст. 81 ТК РФ . Выделим основные случаи, которые встречаются на практике:

  • ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей из-за отсутствия работника, то есть прогул: сотрудник не вышел на работу или покинул свое рабочее место на срок более 4 часов подряд (п. 5 ст. 81 ТК РФ);
  • систематическое опоздание на работу (п. 6 ст. 81 ТК РФ);
  • нахождение на рабочем месте, на территории организации в алкогольном, наркотическом или ином опьянении (п. 6 ст. 81 ТК РФ);
  • отказ выполнять свои обязанности без уважительной причины (п. 5 ст. 81 ТК РФ);
  • нарушение требований охраны труда, повлекшее несчастный случай или гибель на производстве ( ст. 219 – 231 ТК РФ );
  • несоответствие работника занимаемой должности (п. 3 ст. 81 ТК РФ).

Комментарий к Ст. 332 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ порядок воинской подчиненности, т.е. регулируемые законами и воинскими уставами военно-служебные отношения между командирами (начальниками) и подчиненными.

Основным принципом организации и внутреннего построения Вооруженных Сил и других войск РФ является единоначалие. Согласно ст. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ и ст. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (в ред. 29.07.2011) , единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Оно выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение и в обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться. Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 47 (ч. 1). Ст. 5749; 2008. N 43. Ст. 4921; 2011. N 4. Ст. 572; N 18. Ст. 2595; N 31. Ст. 4714.

Понятие приказа определено ст. 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, согласно которой приказ — это распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Приказ по форме может быть письменным, устным или переданным по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих.

Согласно Закону о воинской обязанности (п. 3 ст. 37), военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Ответственность за отдачу и исполнение незаконного приказа решается в соответствии со ст. 42 УК.

Приговором Новосибирского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения кассационным определением и постановлением президиума Западно-Сибирского окружного военного суда, капитан Д. осужден по ч. 1 ст. 332 УК к ограничению по военной службе на один год с удержанием в доход государства 15% денежного довольствия.

Как установил суд, в присутствии офицеров и представителя штаба Сибирского военного округа Д. открыто отказался исполнять приказ командира части, изданный во исполнение приказа командующего войсками Сибирского военного округа, об убытии для дальнейшего прохождения военной службы в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа.

Военная коллегия Определением от 7 марта 2007 г. отменила приговор и прекратила уголовное дело за отсутствием в действиях Д. состава преступления.

По смыслу закона ответственность за данное преступление установлена за неисполнение подчиненным только законного приказа начальника.

Д. как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании не признавал себя виновным в совершении инкриминируемого ему деяния. В суде он показал, что отказался убывать к новому месту службы, так как усомнился в законности приказов об этом, поскольку согласия на прохождение военной службы в миротворческой бригаде не давал.

Как видно из копии представления, Д. представлялся к назначению на должность командира группы специального назначения роты специального назначения отдельного разведывательного батальона отдельной (миротворческой) мотострелковой бригады Приволжско-Уральского военного округа.

В соответствии с выпиской из приказа командующего войсками Сибирского военного округа командир группы специального назначения роты специального назначения части Д. освобожден от занимаемой должности и откомандирован по замене в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа. В этом же приказе указано, что Д. предназначен для назначения в миротворческую бригаду.

Таким образом, приведенными доказательствами по делу подтверждается факт откомандирования Д. в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа для назначения на должность командира группы специального назначения роты специального назначения именно в миротворческую бригаду (специальный воинский контингент).

Читайте также:
СИЗО - основные правила пребывания с изоляторе

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 23.06.1995 N 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (в ред. от 07.02.2011) военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2401; 2011. N 7. Ст. 901.

В п. 4 Положения о специальном воинском контингенте в составе Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.10.1996 N 1251 , установлено, что воинский контингент комплектуется на добровольной основе военнослужащими Вооруженных Сил РФ, проходящими военную службу по контракту.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 44. Ст. 5015.

По смыслу названных нормативных правовых актов при решении вопроса об откомандировании военнослужащего в целях его назначения на должность в воинские части Вооруженных Сил РФ, предназначенные для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (специальный воинский контингент), в обязательном порядке требуется получение согласия военнослужащего.

Как усматривается из материалов уголовного дела, такого согласия Д. не давал.

С учетом изложенного приказы командования об откомандировании Д. в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа отданы с нарушением требований законодательства РФ. (В комментарии к гл. 33 УК все примеры приведены из обзорных справок Военной коллегии ВС РФ.)

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о воинской обязанности командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства РФ.

Согласно ч. 2 ст. 42 УК неисполнение заведомо незаконных приказа и распоряжения исключает уголовную ответственность военнослужащих по комментируемой статье.

Таким образом, преступлением признается неисполнение приказа командира (начальника), отданного в порядке службы и не противоречащего закону. Неисполнение приказа, противоречащего закону или отданного не в порядке службы, не образует рассматриваемого преступления.

Преступление, предусмотренное ч. ч. 1 и 3 комментируемой статьи, относится к преступлениям небольшой тяжести; ч. 2 — к преступлениям средней тяжести.

2. С объективной стороны преступление — это неисполнение приказа, которое совершается в форме неповиновения или иного умышленного неисполнения приказа.

Неповиновение или иное умышленное неисполнение приказа означает открытый отказ от исполнения приказа, когда виновный в категорической форме заявляет или иным способом демонстрирует свое намерение не исполнять приказ или принимает приказ к исполнению, но умышленно не исполняет действий, предписанных приказом, или совершает действия, запрещенные приказом, или не предпринимает действий для своевременного, полного и точного исполнения приказа.

Обязательным признаком преступления является последствие — существенный вред интересам службы. Содержание этого понятия закон не раскрывает.

Для признания преступления оконченным необходимо фактическое причинение вреда. Он может иметь конкретные проявления как материального, так и нематериального характера, зависеть от конкретных обстоятельств дела и должен определяться судом на основе анализа всех имеющихся в деле материалов, оценки важности нарушенных охраняемых законом государственных и общественных интересов в области военной службы, прав и свобод человека и гражданина, отдельного военнослужащего и в целом порядка прохождения военной службы, серьезности и длительности нарушения, размера материального ущерба, обстановки, места и времени.

Существенным вредом интересам службы может быть признан вред, выражающийся, например, в подрыве, в связи с совершенным преступлением, воинской дисциплины в подразделении (части), срыве задания по службе, повреждении или уничтожении имущества, причинении значительного материального ущерба, существенном ущемлении прав и законных интересов военнослужащих.

Между последствием и неисполнением приказа должна быть установлена причинная связь.

Преступление является оконченным с момента наступления последствий.

Если вследствие неисполнения приказа причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть по неосторожности, действия виновного кроме комментируемой статьи должны быть квалифицированы по соответствующим статьям о преступлениях против жизни и здоровья.

3. Субъектами неисполнения приказа могут быть военнослужащие, подчиненные начальнику по службе или по воинскому званию, а также военнослужащие, которые в случае нарушения воинской дисциплины или общественного порядка обязаны выполнять требования старших по воинскому званию об устранении этих нарушений, а также военнослужащие при совместном выполнении обязанностей военной службы, начальниками которых выступают старшие по воинскому званию или по занимаемой должности.

Статья 37 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495, предусматривает, что старшие по своему служебному положению и воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка или других правил поведения должны требовать от них устранения этих нарушений. При невыполнении этих требований младшие по воинскому званию могут быть признаны субъектами рассматриваемого преступления.

При совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по должности или по воинскому званию является начальником. Ответственность за неисполнение приказа начальника также наступает по комментируемой статье.

4. С субъективной стороны преступление совершается с прямым или косвенным умыслом.

5. Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 комментируемой статьи) является совершение преступления:

— группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК).

Неисполнение приказа, совершенное группой лиц и группой лиц по предварительному сговору, является таковым, когда все участники группы выступали соисполнителями преступления, т.е. принимали участие в выполнении объективной стороны состава этого преступления. При этом все соисполнители преступления являются военнослужащими. Гражданские лица не должны признаваться исполнителями (соисполнителями) этих преступлений, а могут выступать лишь их соучастниками в виде организатора, подстрекателя либо пособника (ч. 4 ст. 34 УК). Совершение преступления группой лиц без предварительного сговора предполагает согласованность действий участников группы, когда каждый участник группы сознает, что он действует согласованно с другими участниками группы, хотя предварительного сговора между ними не было. Предварительный сговор на неисполнение приказа может иметь место до получения приказа начальника, когда подчиненным стало известно, что приказ им будет отдан, во время отдачи начальником приказа, а также после получения подчиненными приказа начальника, когда подчиненные договариваются не исполнять приказ.

Читайте также:
Как сделать страховку на автомобиль через интернет

Совершая преступления организованной группой, отдельные участники группы могут не принимать непосредственного участия в выполнении объективной стороны состава преступления, но участвовать в подготовке или совершении этого преступления. При этом все участники организованной группы признаются исполнителями совершенного преступления, их действия подлежат квалификации по ч. 2 комментируемой статьи без ссылки на ст. 33 УК;

— повлекшие тяжкие последствия.

Содержание понятия тяжких последствий, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, отличается от понятия существенного вреда большей степенью общественной опасности причиненного вреда. К тяжким последствиям могут быть при определенных обстоятельствах и условиях отнесены: наиболее серьезные формы подрыва воинской дисциплины и боеготовности подразделения, части (явное нарушение правопорядка в подразделении, части, срыв боевого задания или серьезное затруднение выполнения боевой задачи на учении, боевом дежурстве и т.п.), катастрофы и аварии, гибель или повреждение боевой техники, крупный материальный ущерб, наиболее опасные формы причинения вреда личности военнослужащих или граждан.

В соответствии со ст. 26 УК отношение к тяжким последствиям неисполнения приказа, квалифицируемого по ч. 2 комментируемой статьи, может характеризоваться и неосторожностью.

6. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия. Субъективное отношение лица к совершаемому преступлению — неосторожная форма вины.

Третий комментарий к статье 322 УК РФ

1. Одним из важных принципов строительства Вооруженных сил РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими является единоначалие. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации (ст. 9) устанавливает: “Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия”. Неисполнение приказа – одно из опасных посягательств на установленный в армии и на флоте порядок подчиненности.

2. Приказ, за неисполнение которого установлена ответственность в настоящей статье, представляет собой обращенное к подчиненным распоряжение командира (начальника), требующее выполнить определенные действия, соблюсти установленные правила и порядок. Приказ должен соответствовать требованиям законов и воинских уставов, отдаваться в установленном порядке и в интересах службы.

3. Начальник – это лицо, которому постоянно или временно подчинены другие военнослужащие. Начальники имеют право отдавать подчиненным приказы и должны проверять их выполнение. Различаются начальники по служебному положению и по воинскому званию. Например, командир подразделения является начальником для личного состава по своему служебному положению. Генералы и офицеры признаются начальниками по воинскому званию для всех сержантов, старшин, солдат и матросов, а сержанты и старшины – для солдат и матросов одной с ними части (ст. ст. 35, 36 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации).

4. Неисполнение приказа – это несовершение действий, им предписанных, либо совершение действий, запрещенных приказом, или ненадлежащее исполнение приказа. При этом уголовная ответственность возможна лишь при условии, когда неисполнение приказа привело к причинению существенного вреда интересам службы.

5. Существенный вред может выражаться в невыполнении конкретной боевой задачи, серьезном ослаблении воинской дисциплины и уставного порядка в подразделении (части), уничтожении и повреждении боевой техники, военного имущества, значительном материальном ущербе государству, организациям или гражданам и т.п.

6. С субъективной стороны неисполнение приказа согласно ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи характеризуется умышленной виной. При явном, открытом отказе исполнить приказ виновный действует с прямым умыслом. В других случаях преднамеренного неисполнения приказа возможен как прямой, так и косвенный умысел.

7. Неисполнение приказа, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 332), представляет повышенную общественную опасность и влечет более строгое наказание (о понятии группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы см. комментарий к ст. 35).

8. Вопрос о наличии или отсутствии тяжких последствий должен решаться в зависимости от конкретных обстоятельств. К тяжким последствиям могут быть отнесены: срыв мероприятий по обеспечению постоянной боевой готовности подразделения (части); вывод из строя боевой техники; причинение тяжкого телесного повреждения или смерти военнослужащему или другим гражданам; гибель людей; причинение крупного материального ущерба воинской части и т.п.

9. Неисполнение приказа, повлекшее тяжкие последствия, предусмотренное ч. 3 настоящей статьи, совершается по неосторожности. Виновный предвидел возможность наступления тяжких последствий своих действий (бездействия), но самонадеянно рассчитывал на их предотвращение (преступное легкомыслие), или не предвидел, но по обстоятельствам дела должен был и мог предвидеть их наступление (преступная небрежность).
Неисполнение приказа по неосторожности может быть результатом недобросовестного отношения к службе, забывчивости, нечеткого уяснения содержания приказа, проявленного легкомыслия в отношении времени, места и способа выполнения приказа.

Комментарии к ст. 42 УК РФ

1. Проблема ответственности за исполнение незаконного или даже преступного приказа начальника подчиненным является одной из самых сложных в уголовном праве. В данном случае происходит столкновение двух обязанностей: соблюдение служебной или воинской дисциплины и недозволенность причинения вреда охраняемым уголовным правом интересам. Особенно остро этот вопрос возникает в условиях военной службы. С одной стороны, военнослужащий обязан беспрекословно исполнять приказы и распоряжения начальников. За неисполнение приказа он несет дисциплинарную, а если причинен существенный вред интересам службы – уголовную ответственность по ст. 332 УК. С другой стороны, исполнение явно преступного приказа начальника не освобождает от ответственности за причиненный вред.

Читайте также:
Как быстро научиться варить сварочным инвертором

В условиях военной службы дисциплина и повиновение подчиненных являются необходимыми условиями боеспособности вооруженных сил. Подчиненный не должен обсуждать приказы начальника и выяснять, полезны они или вредны. Однако выполнение очевидно преступного приказа влечет ответственность.

2. Уголовный кодекс впервые регламентирует условия, при наличии которых исполнение приказа освобождает от ответственности за вредные последствия. Для того чтобы правильно применять указанные положения, необходимо определить, что означают законные приказы или распоряжения.

Законным является приказ, отданный надлежащим лицом в пределах его должностных обязанностей и в надлежащей форме. Надлежащим лицом является непосредственный начальник, руководящий служебной деятельностью подчиненного, а также вышестоящий начальник (в определенных случаях).

Законными приказ или распоряжение являются, если они касаются вопросов, находящихся в пределах компетенции данного начальника. Выход за пределы компетенции признается превышением должностных полномочий и потому считается незаконным. Такое превышение служебных полномочий может повлечь уголовную ответственность по ст. 286 УК.

В ряде случаев законом или иными нормативными актами предписывается определенная форма приказа или распоряжения, например письменная или заверенная печатью. Устное распоряжение, если по закону требуется оформление его письменно, является незаконным и не должно выполняться. Нарушение формы отдачи приказа или распоряжения в экстремальных условиях должно рассматриваться по правилам о крайней необходимости.

Законный приказ должен не только предписывать достижение определенной цели, но и указывать на законные пути и средства выполнения приказа.

3. В Вооруженных Силах РФ субординация определяется Уставом внутренней службы. В соответствии с положениями этого Устава начальники, которым военнослужащие подчинены при исполнении своих обязанностей, являются прямыми начальниками. Непосредственным начальником выступает ближайший к подчиненному прямой начальник. Кроме того, начальниками по воинскому званию являются маршалы, генералы и адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга для младших офицеров и низших по званию военнослужащих, солдат и матросов. Вышестоящие начальники имеют право отдавать приказы подчиненным в отношении несения военной службы и выполнения воинских обязанностей. За приказ, отданный не в интересах военной службы, а, например, в личных интересах, ответственность несет начальник, отдавший такой приказ.

Военнослужащий отвечает за совершение умышленного преступления, например убийства, во исполнение явно преступного приказа начальника. Таким преступным приказом будет требование нарушить Конституцию РФ, воинскую присягу, федеральные законы. Так, приказ сдаться в плен при возможности вести боевые действия явно будет нарушением присяги и воинского долга. Невыполнение такого приказа является правомерным и не влечет ответственности.

При совершении умышленного преступления на основании выполнения явно преступного приказа исполнителями должны считаться и начальник, отдавший приказ, и подчиненный, выполнивший его, хотя главным преступником будет начальник.

Комментарий к Статье 332 УК РФ

1. Общественная опасность неисполнения приказа определяется тем, что оно нарушает закрепленный воинскими уставами порядок управления войсками, установленный в целях обеспечения их постоянной боевой готовности, затрудняет нормальное выполнение воинскими частями и подразделениями возложенных на них задач, наносит тем самым ущерб интересам службы.

2. Объектом посягательства при неисполнении приказа является порядок воинской подчиненности, реализующий принцип единоначалия. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ (ст. 30) определяет единоначалие как один из принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Статья 31 этого Устава и ст. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ наделяют командира (начальника) правом отдавать приказы и обязывают подчиненного беспрекословно повиноваться, что и является основными принципами единоначалия. Статья 40 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ определяет: “Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок” .
——————————–
См.: Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ. М., 1994. С. 19.

3. Приказ, за невыполнение которого установлена УО, представляет собой распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненному и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение (имеется в виду законный приказ – см. коммент. к ст. 42) (ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993 N 2140 ).
——————————–
САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4931.

4. Начальники различаются по служебному положению и воинскому званию. Начальники, которым военнослужащий подчинен по службе хотя бы временно, являются прямыми начальниками. По воинскому званию начальниками являются военнослужащие более высокого звания, например генералы, адмиралы, полковники и капитаны первого ранга – для младших офицеров и нижестоящих военнослужащих; подполковники, майоры и им равные – для прапорщиков и нижестоящих; младшие офицеры – для сержантов и нижестоящих по званию военнослужащих и т.д.

5. С объективной стороны преступление может быть совершено в форме неповиновения, совершения действий, запрещенных приказом, иного умышленного неисполнения приказа (ч. 1 и 2) и неисполнения приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе (ч. 3).

5.1. Неповиновение выражается в открытом отказе от исполнения приказа начальника, когда подчиненный, противопоставляя свою волю воле начальника, в категорической форме заявляет либо иным образом демонстрирует, что выполнять приказ он не будет.

5.2. Иное умышленное неисполнение приказа заключается в том, что приказ начальника подчиненный принимает к исполнению, но фактически его не исполняет. При этом умысел на неисполнение приказа может возникнуть у виновного в момент получения приказа либо позднее.

5.3. Неисполнение приказа по неосторожности имеет место тогда, когда подчиненный, получив приказ начальника, вследствие небрежности или недобросовестного отношения к службе не выполняет требования приказа или выполняет его ненадлежащим образом. Это может быть результатом забывчивости, нечеткого уяснения содержания приказа.

6. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 1), когда в результате открытого отказа от выполнения приказа либо по окончании установленного или необходимого срока, в течение которого он должен быть выполнен, причиняется существенный вред интересам службы.

Читайте также:
Как правильно выйти из профсоюза

Уголовно наказуемым является лишь такое умышленное неисполнение приказа, в результате которого наступили общественно опасные последствия. Под существенным вредом понимается, например, срыв мероприятий, предусмотренных распорядком дня, расписанием занятий, планом учений, необеспечение положенными видами довольствия военнослужащих, временный вывод из строя военной техники, вооружения, срыв мер, подлежащих принятию в кризисной ситуации, экстремальной обстановке, нарушение прав и интересов граждан, дискредитация начальника перед его подчиненными. Он определяется судом. Неисполнение приказа, не повлекшее причинения существенного вреда интересам службы, может быть признано лишь дисциплинарным проступком.

7. Субъективная сторона составов преступления (ч. 1 и 2) характеризуется прямым или косвенным умыслом. Неосторожное неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе (ч. 3) предполагает несовершение действий, предписанных приказом, или совершение действий, запрещенных приказом, а также несвоевременное, неполное, неточное исполнения приказа, совершенные по небрежности или легкомыслию.

8. Субъектом преступного посягательства может быть любой военнослужащий, подчиненный постоянно или временно лицу, отдавшему приказ.

9. Квалифицирующими обстоятельствами умышленного неисполнения приказа (ч. 2) являются совершение его группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. коммент. к ст. 34, 35), а также умышленное или неосторожное неисполнение приказа, повлекшее тяжкие последствия.

К тяжким последствиям могут быть отнесены: причинение смерти по неосторожности, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей, срыв мероприятий по обеспечению боевой готовности, вывод из строя боевой техники, причинение крупного материального ущерба любой форме собственности и т.п., если эти последствия не образуют иного, более тяжкого, преступления. В последнем случае содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.

10. Неисполнение приказа, ответственность за которое предусмотрена ч. 3, необходимо отличать от халатности (ст. 293). Поскольку в коммент. статье речь идет о халатном отношении подчиненного к исполнению приказа, она является специальной.

11. О последствиях неисполнения преступного или другого заведомо незаконного приказа см. коммент. к ст. 42.

12. Деяния, описанные в ч. 1 и 3, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, в ч. 2 – средней тяжести.

Основания для дисциплинарного взыскания

Правила внутреннего трудового распорядка, локальные нормативные акты, трудовой договор и должностная инструкция могут регламентировать процедуру взаимодействия работника с клиентами (ст. 189 ТК РФ; письмо Минтруда России от 16.09.2016 № 14-2/В-888). В этих документах может быть установлен запрет на использование ненормативной лексики при общении, недопустимость оскорблений либо других форм неэтичного поведения.

Кроме того, правила могут быть подробно прописаны в отдельном документе, например кодексе поведения, этических норм и делового общения, и включать следующие обязанности работника:

  • соблюдать вежливый тон в общении с клиентами и коллегами, проявлять уважение и терпимость;
  • не допускать нецензурных, оскорбительных и грубых слов, категоричных высказываний, некорректного тона в общении;
  • быть внимательным и доброжелательным;
  • не допускать конфликтных ситуаций, не совершать провоцирующие поступки;
  • своевременно разрешать спорные вопросы, при этом использовать конструктивный метод диалога, деловой переписки;
  • способствовать формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата;
  • поддерживать и развивать инициативу коллег.

Обратите внимание, что установленные правила не должны ухудшать положение работников относительно трудового законодательства, коллективного договора (если он есть) и должны учитывать мнение представительного органа работников (при его наличии в организации) (ст. 8 ТК РФ). В противном случае они могут быть признаны недействительными, а наложение дисциплинарного взыскания за несоблюдение правил — неправомерным.

Доказать совершение работником дисциплинарного проступка — обязанность компании. Помимо этого она должна доказать наступление последствий, к которым привели действия работника, и размер причиненного ущерба.

Комментарий к ст. 332 УК РФ

Объектом преступления является установленный порядок подчиненности и воинских уставных взаимоотношений. Отношения подчиненности закреплены в соответствующих нормативных правовых актах, например Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 .

СЗ РФ. 2007. N 47 (ч. 1). Ст. 5749.

В частности, названный Устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.

При этом воинская дисциплина определяется как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников).

Объективная сторона преступления выражается в бездействии – неисполнении приказа, его неполном или неточном исполнении. Приказ, подлежащий исполнению, должен быть отдан в установленном порядке и надлежащим лицом – начальником, которым является лицо, старшее по званию или должности. При этом подчиненный должен иметь возможность выполнить приказ. Отсутствие подобной возможности исключает наличие рассматриваемого состава преступления.

В частности, в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 , приказ представляет собой распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.

СЗ РФ. 2007. N 47 (ч. 1). Ст. 5749.

Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).

Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

Приказ не следует смешивать с приказанием, которое представляет собой форму доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Приказание, отданное в письменном виде, является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба от имени командира воинской части или военным комендантом – от имени начальника гарнизона.

Читайте также:
Договорный режим имущества супругов: что это такое?

И приказ, и приказание должны соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ и приказание, командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.

Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы и приказания, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы и приказания, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.

Неисполнение приказа нарушает основной принцип строительства Вооруженных Сил РФ – единоначалие. Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Он должен быть для подчиненного примером тактичности, выдержанности и не должен допускать фамильярности и предвзятости по отношению к нему. За действия, унижающие честь и достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.

Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.

Лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, замещающие воинские должности, являются начальниками для подчиненных в соответствии с замещаемой штатной должностью.

Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками.

Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.

Как отмечалось выше, начальником может быть лицо, занимающее вышестоящее положение по должности или по званию.

Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами I ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом РФ.

Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном Министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые замещаются на конкурсной основе, воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими, являющимися иностранными гражданами, гражданским персоналом, а также воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими, являющимися гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства.

Перечень воинских званий приведен в ст. 46 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”.

В соответствии со ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ по своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:

– маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота – для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

– генералы, адмиралы, полковники и капитаны I ранга – для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

– старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана II ранга, майора, капитана III ранга – для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

– младшие офицеры – для сержантов, старшин, солдат и матросов;

– прапорщики и мичманы – для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;

– сержанты и старшины – для солдат и матросов одной с ними воинской части.

Объективная сторона состава преступления, как отмечалось выше, выражается в бездействии. При этом военнослужащий может открыто заявить о нежелании исполнять приказ, может проигнорировать распоряжение, не исполнить приказ в полном объеме и т.д. Сущность неисполнения во всех этих случаях одна – военнослужащим не предпринимаются действия, направленные на исполнение приказа, или предпринимаются не все необходимые действия.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления являются общественно опасные последствия в виде существенного вреда интересам службы. Между деянием и наступившими последствиями должна быть причинная связь.

Понятие существенного вреда в законе не раскрывается. Оно является оценочным и подлежит определению в каждом конкретном случае. Так, оно может выразиться в материальном ущербе, наступлении вреда для здоровья людей, срыве выполнения боевой задачи и т.п.

Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий.

С субъективной стороны преступление совершается с прямым или косвенным умыслом. Виновный сознает, что не исполняет приказ, предвидит наступление существенного вреда, желает, сознательно допускает или безразлично относится к его наступлению.

Субъект специальный – военнослужащий, подчиненный по службе, которому отдан законный приказ.

Частью 2 ст. 332 УК РФ установлена ответственность за неисполнение приказа, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК РФ), а равно повлекшее тяжкие последствия.

Группу лиц и группу лиц по предварительному сговору могут образовывать только исполнители преступления. В данном случае ими будут являться подчиненные, получившие приказ и не исполнившие его или не исполнившие в полном объеме. Предварительный сговор должен иметь место до начала выполнения объективной стороны состава преступления, т.е. до начала бездействия, направленного на неисполнение приказа.

В соответствии с законом (ст. 35 УК РФ) организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся военнослужащими, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, совершенных специальными субъектами.

Читайте также:
Права беременных на работе. Статья 254 и 259 ТК РФ.

Понятие тяжких последствий, так же как и понятие существенного вреда, является оценочным. Разграничение между существенным вредом и тяжкими последствиями проводится с учетом значимости неисполненных требований, объема причиненного вреда, его характера. Так, тяжкими последствиями могут быть признаны причинение тяжкого вреда здоровью, причинение вреда здоровью нескольких лиц, смерть человека, массовое неповиновение, причинение особо крупного материального ущерба и т.д.

Частью 3 ст. 332 УК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия. Отличие данного состава преступления от составов преступлений, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 этой же статьи, состоит в том, что оно совершается по неосторожности. Остальные признаки являются идентичными.

Не образует состава неисполнения приказа неисполнение незаконного приказа. Выше уже отмечалось, что в соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы, приказания и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. В этой связи следует считать, что отдание приказа, который подчиненный должен был исполнить, не имело места.

Неисполнение приказа руководителя

Сотрудницу в моем отделе лишили ежемесячной премии на 100%, ошибочно переплатила аттестационный коэффициент руководителю одного детского сада, в приказе звучит: за неисполнение приказов руководителя мку цбуо (централизованная бухгалтерия учреждений образования), но нет никакого конкретного приказа, который бы она не исполнила, все указания были на словах, в приказе на установление нового должностного оклада руководителям не было уточнения, что атт, коэф-т входит в оклад по новой систетме оплаты труда и приказа о снятии коэфф-а тоже не было. Как опротестовать и имел ли права наш руководитель лишить премии на 100%?

День добрый. Вопрос такой: руководитель грозит увольнением за неисполнение приказа о командировании на внеплановые курсы усовершенствования. Причина неисполнения – материальные затруднения, маленький ребенок (1 год). Что делать?

Наш главный бухгалтер уже имеет непогашенное дисциплинарное взыскание за неисполнение приказа руководителя (выговор, 1 год еще не прошел). Недавно главбух опять сознательно допустил неисполнение приказа руководителя о перечислении средств. Можем ли мы применить к главному бухгалтеру дисциплинарное взыскание в виде увольнения за неоднократное неисполнение должностных обязанностей? Или неоднократное неисполнение приказа руководителя не является основанием для увольнения главбуха?

Работник не ознакомлен с должностной инструкцией. Можно ли привлечь его к дисциплинарной ответственности за неисполнение должностных обязанностей и за неисполнение приказа руководителя?

Правомерно ли действие руководителя. Подал служебную записку на лишение меня премии 100% за не добросовестное исполнение должностных обязательств. Ссылается на неисполнени приказа с которым меня никто не ознакамливал. Уже выпустили приказ с подписью директора о лишении. Как могу обжаловать этот приказ?

Приказ об объявлении замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей выразившихся в неисполнении поручения руководителя.

Здравствуйте. Помогите пожалуйста решить ситуационную задачу по трудовому праву. “Работник не выполнил приказ работодателя о выходе на работу в выходной день. Руководитель организации привлек работника к дисциплинарной ответственности за неисполнение приказа. Работник обжаловал действия работодателя в КТС. Какое решение должно вынести КТС?”

Я отказался сдавать деньги на похороны дальнего родственника своего коллеги, имеет ли право меня наказать руководитель за неисполнение его устного приказа.?

Вот такая ситуация: в 2003 г. руководитель предприятия подписывает приказы о вынесении работнику такое дисцип. Взыскание как выговор за неисполнение N… трудов. Обязанностей (работник объяснения дает устные и в приказе пишет, что «не согласен»), во втором приказе (по другим нарушениям) фигурирует – строгий выговор. После чего сотрудника увольняют по п.5 ст. 81 ТК РФ.

Работник обращается в суд с заявлением о восстановлении на работе. Район. Суд в иске отказывает, работник обращается в кассацию.

Вопрос: можно ли говорить о незаконности первого приказа (т.к. нет письменных объяснений работника) и второго приказа, т.к. нет такого дисцип. Взыскания как «строгий выговор»?

Но ведь юридическая природа приказа на лицо: не выполнение обязанностей и взыскание в виде выговора путь даже строгого?

Истец подал в арбитражный суд на судебных приставов-исполнителей исковое заявление по поводу неисполнения исполлиста о восстановлении полномочий истца в организации (руководитель). Пристава написали отказное, ссылаясь на:1. восстановить на работе знаем как, а как восстанавливаются полномочия-не знаем. 2. В приказе работодателя указано о восстановлении полномочий, при этом не указано об отмене приказа о увольнении и не указана дата возобновления трудового договора (имеет ли юридическую силу такой приказ, если нет – то на основании чего).

Руководителем был издан приказ “О дисциплинарном взыскании для работника” за неисполнение распоряжения. Была создана комиссия для ознакомления, но сотрудник находясь на своем рабочем месте не явился на комиссию, полностью игнорируя распоряжение руководителя. Был составлен ак о неявке. Копии приказов были отправлены курьерской почтой. Нужно ли на приказе с которым сотрудник не ознакомился и не явился делать какие либо пометки?

2. Руководитель федерального министерства своим приказом обязал одноименные министерства республик и отраслевые органы других субъектов РФ: ежеквартально представлять отчёты об итогах производственной деятельности; выделить своих представителей в состав коллегии министерства. В приказе предусматривалась дисциплинарная ответственность руководителей соответствующих органов исполнительной власти в случае неисполнения ими предусмотренных обязанностей.

Законны ли действия федерального министра?

Какие субъекты права и в какой форме вправе предпринять меры, связанные с изданием такого приказа?

Читайте также:
Валютные операции: что это такое, описание и особенности

При каких условиях издание такого приказа допустимо?

Скажите, пожалуйста, может ли работодатель наложить штраф на работника, находящегося на испытательном сроке, если работником подписан приказ руководителя организации о наложении штрафа, за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей? Спасибо.

Написала заявление по собственному желанию и заявление о задержке выплат заработной платы, со мной такие же заявления подали ещё 10 человек (во время самоизоляции). Через несколько дней руководитель вручил нам трудовые книжки с записью расторжения трудового соглашения по его инициативе в связи неисполнением служебных обязанностей, при этом ни справокни расчета не дал. Ранее никаких актов о неисполнении обязанностей не было. При этом по трудовому договору прописана вакансия менеджера, уаольнчет кассиром, приказа о переводе на другую должность не было, даже не была ознакомлена. На данный момент назначена другая дата, через 10 дней подойти, т.к. руководитель хочет провести аудиторскую проверку.

Мне приказом объявлено замечание за неисполнение должностных обязанностей, а именно не выполнение других поручений руководителя. Данное поручение мной не исполнено, так как оно было не моей компетенции. Оно должно было решаться на высшем уровне, а я всего лишь рядовой бухгалтер.

Этот приказ я не подписала. Каковы могут последовать следующие действия руководителя и что мне делать дальше?

Сотрудница фирмы по приказу руководителя в течении года получала доплату за размещение документации на сайте гос. закупок. При проверке обнаружился факт полного неисполнения возложенных на сотрудницу и оплаченных в полном объеме обязательств. Как удержать деньги с сотрудника за не выполненную работу?

Здравствуйте! У меня не сложились отношения с новым директором организации. Он подводит меня под увольнение. Так как я выполняю все свои должностные инструкции, то директор издал приказ о выполнении задания, не относящего к моей должностной инструкции, без дополнительной оплаты. Не выполнив это задание, директор потребовал от меня в письменном виде объяснение в связи с невыполнением приказа. Дав объяснение, что это не входит в мои должностные обязанности, директор в отношении меня издал приказ “О применении дисциплинарного взыскания” в связи с нарушением п.3 трудового договора “В своей деятельности работник руководствуется приказам и распоряжениям непосредственного руководителя”, нарушением п.4 трудового договора “Знакомиться и принимать к действию документы по вопросам приказа, распоряжения. “, нарушением должностной инструкции выразившемся в неисполнении приказа.

В связи с этим у мня вопрос: Имеет ли право директор выносить мне дисциплинарное взыскание, за то что он издал приказ, не относящий к должностной инструкции? Может он в следующий раз прикажем мне, чтоб я ему сапоги помыл! И что в связи с тем, что я обязан выполнять его приказы, мне можно вынести дисциплинарное взыскание?

В дисциплинарном взыскании не указано, что я не выполнил должностную инструкцию. Нарушение моё в том, что я не выполнил приказ! Хочу заметить, что работаю на гражданском объекте (я не военнообязанный).

Начальник отдела обратился к руководителю организации с просьбой уволить, имеющего наложенное на него ранее дисциплинарное взыскание техника Петрова по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей. Полгода назад Петренко получил выговор за прогул и вновь нарушил трудовую дисциплину.

На беседе у руководителя организации Петренко сообщил, что ему неизвестно о предыдущем взыскании. Начальник отдела заявил, что приказ о выговоре Петренко был вывешен на доске приказов, поэтому он должен об этом знать. При проверке выяснилось, что Петренко не расписывался на приказе о вынесенном ему полгода назад выговоре.

Был ли соблюден порядок применения дисциплинарных взысканий в отношении Петренко? Правомерно ли увольнение Петренко по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в данной ситуации?

Я написал рапорт по выявленным нарушениям других сотрудников. На основании моего рапорта проводится служебная проверка. Руководитель потребовал написать мне объяснительную. Я сказал, что все изложил в рапорте. Он дал команду юристу подготовить приказ о моем наказании за неисполнение его указания написать объяснительную. Я инициатор служебной проверки, и я же должен писать объяснительную. Законно ли это?

Руководитель требут работы. Не относящейся к обязанностям. Изложенным в должностной инструкции – консультации производственным службам по вопросам. Относящимся к техническими характеристикам основных средств у бухгалтера. Занимающегося учетос основных средств. На предприятии есть все профильные службы и почти 500 человек работников. При этом выносят приказы за неисполнение мной, бухгалтером, данной работы. Не стесняясь унизить и назвать неадекватной при попытке отстоять свои права. Спасибо.

Мой руководитель пытается понизить меня в должности, монитвирую это моей плохой работой и неисполнением с.ж. обязанностей. Я с этим не согласен. У нас в отделе Была проведена проверка по знанию всех нормативных документов, все неугодные лица эту проверку не сдали как и я. Теперь руководитель мне заявил, либо ухожу по собственному, либо результаты проверки будут приложены к делу об увольнении о несоответствии занимаемой должности. П.С. проверка и сдача экзаменов проводится ежедогно по приказам компании. Что делать?

Имею за 2012 год три дисциплинарных взыскания в виде выговора за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, которые не отражены в моей должностной инструкции. Одна из обязанностей которую я исполняю фактически, имеется в приказе руководителя предприятия, в котором я расписалась, что ознакомлена. Но это обязанность возложена на меня неправомерно, так как имеется документ в виде распоряжения начальника дирекции вышестоящей организации в структуре которой состоит наша организация и в котором расписано, что эту обязанность должен исполнять главный инженер предприятия. Таким образом, у меня возникает вопрос, имеет ли право работодатель уволить меня по п.5 ч.1 ст.81 ТК РФ, если, зафиксируется очередное неисполнение мною трудовых обязанностей (а оно зафиксируется, так как работодатель очень желает, чтобы я освободила свою должность), которое выразится в неисполнении именно этой обязанности, которая не предусмотрена должностной инструкцией, но отражена в приказе неправомерно. Предыдущие взыскания получены мною более полугода назад и я их не обжаловала в надежде на лучшее.

Читайте также:
Ипотека в рассрочку от Сбербанка: как действует, условия

Имею за 2012 год три дисциплинарных взыскания в виде выговора за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, которые не отражены в моей должностной инструкции. Одна из обязанностей которую я исполняю фактически, имеется в приказе руководителя предприятия, в котором я расписалась, что ознакомлена. Но это обязанность возложена на меня неправомерно, так как имеется документ в виде распоряжения начальника дирекции вышестоящей организации в структуре которой состоит наша организация и в котором расписано, что эту обязанность должен исполнять главный инженер предприятия. Таким образом, у меня возникает вопрос, имеет ли право работодатель уволить меня по п.5 ч.1 ст.81 ТК РФ, если, зафиксируется очередное неисполнение мною трудовых обязанностей (а оно зафиксируется, так как работодатель очень желает, чтобы я освободила свою должность), которое выразится в неисполнении именно этой обязанности, которая не предусмотрена должностной инструкцией, но отражена в приказе неправомерно. Предыдущие взыскания получены мною более полугода назад и я их не обжаловала в надежде на лучшее.

Сегодня на работе по электронной почте от своего непосредственного руководителя получила приказ. На нем нет ни подписи, ни печати. Руководитель требует, чтобы я распечатала документ, поставила на нем подпись и печать и отправила ему скан копию.

Насколько законно данное требование? И имеет ли юридическую силу приказ. В моем трудовом договоре нет ни слова о выполнении планов продаж.

По результатам проверки выполнения установленных планов продаж за август 2015 года было выявлено, что магазин «Такой-то» не выполнил утвержденный план продаж.

На основании вышеизложенного

1. За совершение дисциплинарного проступка, неисполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей в соответствии со статьями 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации объявить директору магазина обособленного структурного подразделения магазина «Такого-то» дисциплинарное взыскание – ЗАМЕЧАНИЕ.

Основание: служебная записка от 11.09.2015 г. Управляющего директора Такого-то, объяснительная от 11.09. 2015 г. директора магазина Такой-то.

Я возглавлял отдел (7 сотрудников). объёмы заказов стали падать со 2-го квартала 2012 г. Сменные дежурные стали работать в день, т.к.ритмичных графиков (12-ти часовых) не стало. Трое уволились по собственному желанию. Дважды поменялся руководитель предприятия, заказов больше не стало. На декабрь-январь-февраль предприятие переводили сначала на смешанную 36-ти часовую, а затем 32-х часовую неделю. Началось давление на службу, в устной форме непосредственный руководитель неоднократно заявлял, что работники сидят за компьютерами (специфика работы: поддержание в рабочем состоянии и ремонт электроники и автоматизированных линий, что связано с программированием компьютеров интерфейсов и промышленных контроллеров линий). Дальше: приказы по фотографии рабочего дня, которые возлагались на меня. Непосредственный руководитель дал мне задание-давать задания подчинённым с ежедневным отчётом по даче и выполнению заданий. Двое уволились по собственному желанию. Затем появилась новая структурная схема предприятия, подписанная руководителем, в которой моя должность отсутствовала, как и отдел, а непосредственный руководитель стал давать задания моим подчинённым напрямую либо через руководителя по новой структуре. На мой запрос о моём статусе руководитель предприятия не ответил, а непосредственный руководитель заявил, что новая структура не утверждена приказом, поэтому она не действует и я по прежней структуре являюсь начальником отдела. После двух приказов по неисполнению задания давать задания было предложено: уволиться по собственному желанию либо я буду уволен за неоднократные нарушения, что и произошло, так как по-собственному желанию я увольняться не стал, т.к. считаю, что идёт сокращение штатов на предприятии, о чём заявлял в письме руководителю от имени сотрудников отдела. Какие действия предпринять, что можете посоветовать?

У меня по трудовому договору оклад, + я должна получать % с продаж, но об этом в договоре ничего не написано. Прошлой осенью я закрыла большой контракт и мой руководитель написала внутреннюю служебную записку на выплате мне премии, которую подписала сама, фин.дир (она же указала на этой записке период и суммы выплат) и коммерч директор. У меня есть копия этой записки. Приказа по фирме о выплате премии так и не написали, премию не выплатили, я регулярно ходила и выпрашивала ее, в результате чего месяц назад написали приказ о необходимости предоставить отчет о проделанной работе, я предоставила, вышел второй приказ о необходимости внесения уточнений – я уточнила, и в результате меня вчера вызвали и сообщили, что мой отчет не точный и меня либо уволят по статье за неисполнение приказа директора, либо я сама подпишу соглашение о расторжении договора. Никакой премии не выплатят и так же сообщили, что я ничего не докажу, т.к. приказа по фирме о назначении выплаты не было, а служебка не доказательство, т.к. директор ее не подписал. Подскажите, пожалуйста, что делать?

Унифицированной формы приказа о наложении дисциплинарного взыскания законодательством не предусмотрено. Документ должен содержать следующую информацию: Ф. И. О. работника; его должность и структурное подразделение; описание совершенного проступка; пункты каких локальных нормативных актов работодателя были нарушены; ссылки на докладные и объяснительные записки, акты, решение/протокол заседания комиссии расследования и их реквизиты; какой вид дисциплинарного взыскания применяется.

Ссылка на основную публикацию