Коммерческий подкуп: 204 статья УК РФ с комментариями

Если передача вознаграждения не состоялась по не зависящим от дающего причинам (форс-мажор), содеянное квалифицируется как покушение на коммерческий подкуп.

Статья 204 УК РФ. Коммерческий подкуп

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), –

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, –

наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) за заведомо незаконные действия (бездействие);

в) в крупном размере, –

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами “а” и “б” части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, –

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Читайте также:
Понятие и виды источников права

5. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), –

наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, –

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

7. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие);

г) совершены в крупном размере, –

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до девяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

8. Деяния, предусмотренные частью пятой, пунктами “а” – “в” части седьмой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, –

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, или в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.

Примечания. 1. Значительным размером коммерческого подкупа в настоящей статье и статье 204.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером коммерческого подкупа – превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером коммерческого подкупа – превышающие один миллион рублей.

Читайте также:
Как сделать страховку на автомобиль через интернет

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой – четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Комментарий к ст. 204 УК РФ

1. Под указанным общим названием комментируемая статья содержит описание двух тесно связанных преступлений: незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действия (бездействия) в интересах дающего (ч. ч. 1 и 2) и незаконное получение этим лицом такого вознаграждения (ч. ч. 3 и 4).

Предметом обоих преступлений могут быть деньги, как в российской, так и в иностранной валюте, ценные бумаги (чеки, облигации, векселя, сберегательная книжка на предъявителя и т.д.), любое иное имущество (валютные ценности, промышленные и продовольственные товары, недвижимое имущество и др.), а равно выгоды или услуги имущественного характера (оплаченная туристическая путевка, гостиничные услуги, ремонт квартиры, строительство дачи, бесплатное обучение виновного или его родственников в платном вузе и т.п.). Необходимо, чтобы это вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, имело имущественный характер и было незаконным, т.е. не было предусмотрено условиями трудового договора (контракта). Под услугами имущественного характера и предоставлением иных имущественных прав, как указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10.02.2000 N 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе” , следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

БВС РФ. 2000. N 4.

2. Действие или бездействие лица, выполняющего управленческие функции, за которое ему передается вознаграждение, должно быть обязательно связано с занимаемым им положением, кругом осуществляемых прав и выполняемых обязанностей. Это могут быть разглашение коммерческой тайны, каких-либо секретов коммерческой или некоммерческой организации (например, политической партии, избирательного объединения), сообщение о готовящейся или заключенной сделке, ходе деловых переговоров, намерении сторон, заключение контракта, выдача льготного кредита и т.д. Ценности и услуги имущественного характера могут предоставляться в качестве стимула к заключению делового соглашения или, наоборот, чтобы сделка не состоялась.

3. Для квалификации содеянного не имеет значения, когда материальные ценности были переданы или услуги оказаны лицу, выполняющему управленческие функции, – до или после совершения им действий (бездействия) в интересах дающего. Однако поскольку преступление называется коммерческий подкуп, в последнем случае необходимо, чтобы договоренность (соглашение) о материальном вознаграждении предшествовала действию (бездействию) субъекта и определяла характер этого действия (бездействия).

4. Передача незаконного вознаграждения или оказание услуги имущественного характера может быть осуществлены тем, кто заинтересован в соответствующем поведении лица, выполняющего управленческие функции, или через посредника (посредников). Материальные ценности и услуги могут предоставляться не только самому лицу, выполняющему управленческие функции, но и членам его семьи и другим близким ему лицам, при условии что это делается с ведома самого управленческого работника. Возможно осуществление передачи незаконного вознаграждения и путем, например, перечисления денежных сумм на счет в банке, открытия счета на имя этого лица и т.п.

5. Коммерческий подкуп в двух его разновидностях (незаконная передача вознаграждения и незаконное его получение) признается оконченным преступлением с момента принятия незаконного вознаграждения лицом, выполняющим управленческие функции, или с его ведома членами семьи и иными близкими . По этому вопросу см. также п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”.

Читайте также:
Как защитить недвижимость от мошенников

БВС РФ. 1999. N 3. С. 14; 2001. N 4. С. 17.

6. Закон не установил в качестве обязательного условия привлечения к уголовной ответственности за коммерческий подкуп (передача или получение незаконного вознаграждения) наступление каких-либо вредных последствий. Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии с примечанием 2 к ст. 201 УК, если деяние причинило вред исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование по ст. 204 осуществляется только по заявлению этой организации или с ее согласия.

7. Коммерческий подкуп (во всех его проявлениях) – умышленное преступление. Обе стороны подкупа осознают, что вознаграждение передается и принимается незаконно за совершение действия (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым субъектом получения служебным положением.

Мотив у лица, принимающего вознаграждение, корыстный; мотивы незаконной передачи вознаграждения могут быть различными. Цель передающего незаконное имущественное вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, – побудить последнего совершить действие (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Субъектом ответственности за получение незаконного имущественного вознаграждения является лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального органа, а также лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением (см. коммент. к ст. 201).

О содержании незаконных действий как квалифицирующем признаке коммерческого подкупа см. коммент. к ст. 290.

8. Субъектом незаконной передачи имущественного вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет, частное или должностное, действующее как в своих личных интересах, так и в интересах представляемой им организации.

9. Незаконная передача вознаграждения и незаконное получение материального вознаграждения имеют ряд совпадающих квалифицирующих признаков: совершение соответствующего деяния а) группой лиц по предварительному сговору, б) организованной группой, о понятиях которых см. коммент. к ст. 35.

Незаконное получение материальных ценностей или услуг считается совершенным по предварительному сговору группой лиц, если соглашение об этом было достигнуто как минимум между двумя субъектами этого преступления до того, как один из них уже получил хотя бы часть незаконного вознаграждения. Преступники должны действовать как одно целое, заранее договорившись о получении вознаграждения.

Передачу и получение незаконного вознаграждения можно признать совершенными организованной группой и в случае, если соответствующие действия, составляющие объективную сторону преступления, выполняет один участник организованной группы, исполняющий ее задание.

Действия лиц, только способствовавших совершению коммерческого подкупа, например, сводивших давших и получивших незаконное вознаграждение, советовавших им, подстрекавших к преступлению, оказывавших посреднические услуги и т.п., квалифицируются как соучастие в одном из этих преступлений в зависимости от того, с чьей стороны или по чьей инициативе они участвовали в преступлении.

10. В соответствии с ч. 1 ст. 17 УК при обвинении в совершении нескольких деяний, каждое из которых содержит признаки составов передачи или получения предмета коммерческого подкупа, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений. Совокупность преступлений образует и одновременная передача незаконных вознаграждений нескольким лицам, выполняющим управленческие функции, за совершение каждым из них самостоятельного действия (бездействие) в интересах дающего. Соответственно, как совокупность преступлений нужно квалифицировать получение вознаграждения от нескольких лиц одновременно за совершение в отношении каждого из них отдельного действия (бездействие). Напротив, одновременная передача вознаграждения нескольким управленческим работникам коммерческой или иной организации за совершение в интересах дающего одного действия (бездействие), а равно получение управленческим работником вознаграждения одновременно от нескольких лиц за совершение одного общего действия, в котором заинтересован каждый из дающих, рассматривается как единичное преступление.

Читайте также:
Виза на Хайнань для россиян: правила оформления

Коммерческий подкуп может быть продолжаемым преступлением при передаче-получении вознаграждения в несколько приемов, по частям за одно действие (бездействие) лица.

11. Под вымогательством (п. “в” ч. 4 ст. 204) понимается требование со стороны лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передачи ему материальных ценностей или оказания безвозмездной услуги имущественного характера под угрозой нарушения законных интересов дающего (близких ему лиц, организации, интересы которой он представляет) или умышленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден передать вознаграждение для обеспечения своих правоохраняемых, законных интересов (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6).

12. Закон установил два самостоятельных основания освобождения от уголовной ответственности для лиц, осуществивших незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику коммерческой или иной организации: 1) вымогательство этого вознаграждения, 2) добровольное сообщение о состоявшемся подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело (примечание к ст. 204).

Добровольным признается сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию лица при сознании им того обстоятельства, что о данном им вознаграждении органам власти еще не известно. При указанном условии мотивы, по которым сделано сообщение, и время, которое прошло с момента передачи вознаграждения, решающего значения не имеют. В частности, сообщение о передаче вознаграждения должно быть признано добровольным и повлечь освобождение от уголовной ответственности и в тех случаях, когда субъект сообщил об этом, поскольку управленческий работник, получивший вознаграждение, не выполнил обещанного. При этом заявитель должен считать, что органы власти информацией о преступлении не располагают.

Сообщение о коммерческом подкупе должно быть сделано органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Комментарий к статье 204 УК РФ Коммерческий подкуп

1. Под указанным общим названием комментируемая статья содержит описание двух тесно связанных преступлений: незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действия (бездействия) в интересах дающего (ч. ч. 1 и 2) и незаконное получение этим лицом такого вознаграждения (ч. ч. 3 и 4).

Предметом обоих преступлений могут быть деньги, как в российской, так и в иностранной валюте, ценные бумаги (чеки, облигации, векселя, сберегательная книжка на предъявителя и т.д.), любое иное имущество (валютные ценности, промышленные и продовольственные товары, недвижимое имущество и др.), а равно выгоды или услуги имущественного характера (оплаченная туристическая путевка, гостиничные услуги, ремонт квартиры, строительство дачи, бесплатное обучение виновного или его родственников в платном вузе и т.п.). Необходимо, чтобы это вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, имело имущественный характер и было незаконным, т.е. не было предусмотрено условиями трудового договора (контракта). Под услугами имущественного характера и предоставлением иных имущественных прав, как указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10.02.2000 N 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе” , следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

БВС РФ. 2000. N 4.

2. Действие или бездействие лица, выполняющего управленческие функции, за которое ему передается вознаграждение, должно быть обязательно связано с занимаемым им положением, кругом осуществляемых прав и выполняемых обязанностей. Это могут быть разглашение коммерческой тайны, каких-либо секретов коммерческой или некоммерческой организации (например, политической партии, избирательного объединения), сообщение о готовящейся или заключенной сделке, ходе деловых переговоров, намерении сторон, заключение контракта, выдача льготного кредита и т.д. Ценности и услуги имущественного характера могут предоставляться в качестве стимула к заключению делового соглашения или, наоборот, чтобы сделка не состоялась.

Читайте также:
Должны ли продавцы магазина платить за непроданный товар?

3. Для квалификации содеянного не имеет значения, когда материальные ценности были переданы или услуги оказаны лицу, выполняющему управленческие функции, – до или после совершения им действий (бездействия) в интересах дающего. Однако поскольку преступление называется коммерческий подкуп, в последнем случае необходимо, чтобы договоренность (соглашение) о материальном вознаграждении предшествовала действию (бездействию) субъекта и определяла характер этого действия (бездействия).

4. Передача незаконного вознаграждения или оказание услуги имущественного характера может быть осуществлены тем, кто заинтересован в соответствующем поведении лица, выполняющего управленческие функции, или через посредника (посредников). Материальные ценности и услуги могут предоставляться не только самому лицу, выполняющему управленческие функции, но и членам его семьи и другим близким ему лицам, при условии что это делается с ведома самого управленческого работника. Возможно осуществление передачи незаконного вознаграждения и путем, например, перечисления денежных сумм на счет в банке, открытия счета на имя этого лица и т.п.

5. Коммерческий подкуп в двух его разновидностях (незаконная передача вознаграждения и незаконное его получение) признается оконченным преступлением с момента принятия незаконного вознаграждения лицом, выполняющим управленческие функции, или с его ведома членами семьи и иными близкими . По этому вопросу см. также п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”.

БВС РФ. 1999. N 3. С. 14; 2001. N 4. С. 17.

6. Закон не установил в качестве обязательного условия привлечения к уголовной ответственности за коммерческий подкуп (передача или получение незаконного вознаграждения) наступление каких-либо вредных последствий. Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии с примечанием 2 к ст. 201 УК, если деяние причинило вред исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование по ст. 204 осуществляется только по заявлению этой организации или с ее согласия.

7. Коммерческий подкуп (во всех его проявлениях) – умышленное преступление. Обе стороны подкупа осознают, что вознаграждение передается и принимается незаконно за совершение действия (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым субъектом получения служебным положением.

Мотив у лица, принимающего вознаграждение, корыстный; мотивы незаконной передачи вознаграждения могут быть различными. Цель передающего незаконное имущественное вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, – побудить последнего совершить действие (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Субъектом ответственности за получение незаконного имущественного вознаграждения является лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального органа, а также лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением (см. коммент. к ст. 201).

О содержании незаконных действий как квалифицирующем признаке коммерческого подкупа см. коммент. к ст. 290.

8. Субъектом незаконной передачи имущественного вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет, частное или должностное, действующее как в своих личных интересах, так и в интересах представляемой им организации.

9. Незаконная передача вознаграждения и незаконное получение материального вознаграждения имеют ряд совпадающих квалифицирующих признаков: совершение соответствующего деяния а) группой лиц по предварительному сговору, б) организованной группой, о понятиях которых см. коммент. к ст. 35.

Незаконное получение материальных ценностей или услуг считается совершенным по предварительному сговору группой лиц, если соглашение об этом было достигнуто как минимум между двумя субъектами этого преступления до того, как один из них уже получил хотя бы часть незаконного вознаграждения. Преступники должны действовать как одно целое, заранее договорившись о получении вознаграждения.

Читайте также:
Что делать, если нарушен срок по договору аренды

Передачу и получение незаконного вознаграждения можно признать совершенными организованной группой и в случае, если соответствующие действия, составляющие объективную сторону преступления, выполняет один участник организованной группы, исполняющий ее задание.

Действия лиц, только способствовавших совершению коммерческого подкупа, например, сводивших давших и получивших незаконное вознаграждение, советовавших им, подстрекавших к преступлению, оказывавших посреднические услуги и т.п., квалифицируются как соучастие в одном из этих преступлений в зависимости от того, с чьей стороны или по чьей инициативе они участвовали в преступлении.

10. В соответствии с ч. 1 ст. 17 УК при обвинении в совершении нескольких деяний, каждое из которых содержит признаки составов передачи или получения предмета коммерческого подкупа, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений. Совокупность преступлений образует и одновременная передача незаконных вознаграждений нескольким лицам, выполняющим управленческие функции, за совершение каждым из них самостоятельного действия (бездействие) в интересах дающего. Соответственно, как совокупность преступлений нужно квалифицировать получение вознаграждения от нескольких лиц одновременно за совершение в отношении каждого из них отдельного действия (бездействие). Напротив, одновременная передача вознаграждения нескольким управленческим работникам коммерческой или иной организации за совершение в интересах дающего одного действия (бездействие), а равно получение управленческим работником вознаграждения одновременно от нескольких лиц за совершение одного общего действия, в котором заинтересован каждый из дающих, рассматривается как единичное преступление.

Коммерческий подкуп может быть продолжаемым преступлением при передаче-получении вознаграждения в несколько приемов, по частям за одно действие (бездействие) лица.

11. Под вымогательством (п. “в” ч. 4 ст. 204) понимается требование со стороны лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передачи ему материальных ценностей или оказания безвозмездной услуги имущественного характера под угрозой нарушения законных интересов дающего (близких ему лиц, организации, интересы которой он представляет) или умышленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден передать вознаграждение для обеспечения своих правоохраняемых, законных интересов (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6).

12. Закон установил два самостоятельных основания освобождения от уголовной ответственности для лиц, осуществивших незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику коммерческой или иной организации: 1) вымогательство этого вознаграждения, 2) добровольное сообщение о состоявшемся подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело (примечание к ст. 204).

Добровольным признается сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию лица при сознании им того обстоятельства, что о данном им вознаграждении органам власти еще не известно. При указанном условии мотивы, по которым сделано сообщение, и время, которое прошло с момента передачи вознаграждения, решающего значения не имеют. В частности, сообщение о передаче вознаграждения должно быть признано добровольным и повлечь освобождение от уголовной ответственности и в тех случаях, когда субъект сообщил об этом, поскольку управленческий работник, получивший вознаграждение, не выполнил обещанного. При этом заявитель должен считать, что органы власти информацией о преступлении не располагают.

Сообщение о коммерческом подкупе должно быть сделано органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Комментарии к статье

Согласно комментариям к текущего законодательства, можно определить, с какой суммы коммерческого подкупа возникает уголовная ответственность. Государство определяет минимальный материальный порог возникновения уголовного преследования начиная с суммы в 10 тыс. рублей. Также, комментарии к статье 204 УК РФ уточняют следующие вопросы:

  • ответственность за подкуп имеют обе стороны правонарушения;
  • объектом преступления может быть как действие,так и бездействие уполномоченных должностных лиц;
  • предмет подкупа – не только денежные средства, ценные бумаг, или иное имущество, а также оказание услуг имущественного характера или предоставление каких-либо прав, избавление лица от затрат по ремонту квартиры, покупку туристической путевки, оплаты страховки;
  • преступление считается оконченным, если хотя бы часть средств или прав передана;
  • субъект правонарушения – дееспособный гражданин, достигший 16 лет;
  • имело вымогательство и шантаж, но лицо своевременно сообщило об этом, обвинения будут сняты.
Читайте также:
Как правильно дозировать белый цвет в интерьере

Выводы

1. Количество уголовных дел по ст. 204 УК РФ будет расти. Это обусловлено и интересом правоохранителей, и относительной простотой сбора доказательственной базы (в подавляющем большинстве случаев подкуподатель перечисляет подкупополучателю денежные средства в безналичной форме со своей банковской карты; подкуподатели обычно соглашаются на сотрудничество с правоохранительными органами и дают изобличающие показания на подкупополучателей за возможность прекращения уголовного преследования).

2. Основной акцент защиты при непризнании вины – детальное изучение организационной структуры, должностных инструкций, установленных правил проведения торгов и т.д. Как правило, именно в описании фактических действий и их соотношении с должностными инструкциями и регламентами у органов предварительного следствия возникает больше всего проблем.

Комментарий к статье 204

1. Коммерческий подкуп представляет собой вид преступления, посягающего на нормальные условия взаимодействия хозяйствующих субъектов в условиях рынка (равенство сторон, эквивалентность обмена, реальное соблюдение договоров и т. д.). Правовую основу охраны добросовестной конкуренции представляет собой Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 г. “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” в редакции от 25 мая 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 22, ст. 1977). Условия нормальных коммерческих отношений нарушаются в пользу лиц, получающих подкуп и передающих его. При помощи подкупа может быть, например, обеспечено незаслуженное, необоснованное предоставление льготных кредитов стороне, прибегнувшей к подкупу, произведено раскрытие производственных секретов, дающее стороне, подкупившей соответствующего служащего конкурирующего предприятия, незаслуженное преимущество в хозяйственной деятельности, либо оказано влияние на преимущественное заключение деловой сделки в ущерб предприятию, в котором служит получивший подкуп, и т. д.

2. Субъектом получения подкупа являются лица, выполняющие управленческие функции как в коммерческих, так и в иных организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью (политическая партия, профсоюз, потребительская организация и т. д.). Выполнение управленческих функций заключается в возможности, в пределах служебных полномочий, принимать решения, имеющие обязательную силу. Субъектом передачи подкупа выступает лицо, передающее материальные ценности или незаконно оказывающее услуги подкупаемому лицу с целью обеспечения собственных интересов.

3. Субъективная сторона при коммерческом подкупе предполагает прямой умысел, т. е. лицо, передающее подкуп, и лицо, принимающее подкуп, осознают, что передаваемые ценности или оказываемые услуги являются платой за совершение определенных действий в интересах дающего, и желают совершения таких действий.

Защита по делам о коммерческом подкупе по ст. 204 УК РФ

Тактика защиты по делам о коммерческом подкупе касаемо самого деяния может быть во много схожа с тактикой защиты по взятке. В уголовных делах о коммерческом подкупе несколько другой субъект, чем в делах о должностных взятках, в первом случае это лицу, выполняющее управленческие функции, во втором должностное лицо. При разработке позиции защиты следует уделить внимание относится ли подзащитный к субъекту преступления, был ли наделен управленческими функциями, если этого признака нет, то возможна другая квалификация, и если она менее тяжкая, улучшающая положение подзащитного, то целесообразно следовать такой тактики защиты. В остальном, защита по делам о коммерческом подкупе формируется индивидуально, в зависимости от обстоятельств.

Уголовные дела по коммерческому подкупу специфичны за счет субъекта, именно данное обстоятельство будет влиять на квалификацию незаконной передачи материальных ценностей либо это коммерческий подкуп, либо взятка или же мошенничество. Чтобы обеспечить себе возможность занять наиболее выгодную позицию защиты в самом начале, обращение к адвокату должно быть на самом начальном этапе уголовного преследования, желательно еще на стадии проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ. Это дает серьезное преимущество для стороны защиты. Если Вас настигло уголовное преследование по коммерческому подкупу, не паникуйте, сохраняйте самообладание, займитесь обеспечением себе защиты от уголовного преследования в лица адвоката по уголовным делам, позвоните адвокату по указанному на сайте телефону.

Читайте также:
Права и обязанности детей: кратко о важном

Коммерческий подкуп ст. 204 УК РФ или общие признаки со ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ (ЧАСТЬ 4).

Полагаю, что многим из Вас будет интересно почитать сложившуюся судебную практику по уголовным делам о преступлении, предусмотренном ст. 204 УК РФ нашего региона, позицию ВС РФ, которое имеет много общих признаков со взяточничеством (получением взятки и дачей взятки).

Коммерческий подкуп — ст. 204 УК РФ — имеет много общих признаков объективной стороны со взяточничеством (получением взятки и дачей взятки). Отграничение взяточничества от коммерческого подкупа следует проводить по объекту и субъекту преступления.

При совершении преступлений, предусмотренных ст. 204 УК РФ, незаконное вознаграждение имущественного характера получается лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в этой связи объектом данных преступлений являются интересы службы, заключающиеся, в частности, в том, чтобы лицо при выполнении функций управленческого характера в коммерческой или иной организации руководствовалось законными интересами данной организации, а не возможностью получения за эту деятельность незаконного вознаграждения.

Согласно диспозиции ч. 3 ст. 204 УК РФ субъектом указанного преступления является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Согласно прим. 1 к ст. 201 УК РФ к таковым следует относить лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального органа, а также лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждениям.

Таким образом, с вышесказанным, а так же разъяснений, содержащихся в п. 3-7 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19, обязанности, связанные с руководством деятельностью других людей, принято считать организационно-распорядительными (руководство в целом коммерческой или некоммерческой организацией, структурным подразделением, участком работы, производственной деятельностью работников). Организация и планирование работы, подбор кадров, прием на работу и увольнение, организация труда подчиненных, контроль и проверка исполнения, поддержание дисциплины и так далее.

Административно-хозяйственные обязанности заключаются в распоряжении и управлении имуществом, совершении сделок, заключении контрактов от имени организации, установлении порядка хранения, переработки и реализации имущества, учете и контроле над расходованием материальных ценностей, организации реализации либо приобретения товаров и услуг, получении и выдаче денежных средств и документов.

Решая вопрос о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, следует исходить из того, что под коммерческой организацией в соответствии со ст. 50 ГК РФ следует понимать организацию (юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (хозяйственное товарищество — общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие).

При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу ст. 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (ст. 114 -115 ГК РФ).

К некоммерческой организации, которая не является органом государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 50, 120 ГК РФ).

Читайте также:
Кто является собственником многоквартирного жилого дома

Учреждениями признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично (ст.120 ГК РФ). К ним, например, относятся образовательные учреждения: школы, гимназии, лицеи, вузы; учреждения культуры: театры, библиотеки, музеи; здравоохранения: больницы, санатории, поликлиники, науки, социального обслуживания и социальной защиты населения.

Учреждения могут создаваться на основе любой формы собственности, и соответственно могут принадлежать государству, органам местного самоуправления, общественным и религиозным объединениям, частным собственникам.

Под действие ч. 3 ст. 204 УК РФ подпадают работники лишь таких учреждений, которые не являются государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.

Рассмотрим несколько примеров.

1.Так, по мнению суда, обоснованно признан субъектом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 204 УК РФ, Елсаков С.С.- врач-отоларинголог Негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая поликлиника на станции Сольвычегодск» открытого акционерного общества «Российские железные дороги», который, обладая организационно-распорядительными функциями, в частности – полномочиями по выдаче листков нетрудоспособности, имея умысел на незаконное получение денег за совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением, умышленно, из корыстных побуждений, незаконно, без проведения осмотра, за денежное вознаграждение в размере по 1000 рублей выдал обратившимся к нему гражданам Л. и Л. листки нетрудоспособности.
(Котласский городской суд, дело № 1-256-2011)

2. В приговоре суда в отношении Тюпина М.А., ведущего инженера группы комплектации отдела закупок управления по закупкам Котласского филиала ООО «Илим Эксим», затем занимавшего аналогичную должность в ОАО «Группа «Илим», осужденного за совершение 9 преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 204 УК РФ, суд указал, что виновный выполнял управленческие функции в коммерческой организации и в его полномочия согласно инструкции входило обеспечение товарно-материальными ценностями Котласского ЦБК и дочерних предприятий по закрепленным нишам, участие в заключении договоров на поставку товарно-материальных ценностей, проведение мониторинга рынка закупаемых ТМЦ, согласование технических условий, спецификаций, обеспечение конфиденциальности информации, касающейся снабженческой деятельности предприятия, условий, сроков и объемов поставок, составление финансового плана и бюджета на плановый период по своей группе ТМЦ .(Коряжемский городской суд, дело № 1-7-2011)

Приведенный в приговоре перечень полномочий осужденного, по мнению вышестоящего суда, не раскрывал какими именно административно-хозяйственными либо организационно-распорядительным полномочиями он обладал.

Из материалов дела следует, что в полномочия Тюпина М.А. входило руководство группой инженеров отдела, контроль работы специалистов отдела закупок по закупке ТМЦ для курируемых им инвестиционных объектов, т.е. организационно-распорядительные полномочия, а также административно-хозяйственные полномочия, к которым относились контроль за соблюдением правил хранения товарно-материальных ценностей, проведение конкурсов на закупку ТМЦ, при этом он обладал правом самостоятельного выбора фирм для конкурса, оформления конкурентного листа и дачи заключения о том, какая из фирм удовлетворяет предприятие по сочетанию цены и качества поставляемых ТМЦ, обладал правом составления финансового плана по оплате договоров поставки продукции, самостоятельно принимая решение об оплате по тому или иному договору в полном или частичном объеме, а также составления заявки на платеж, которая в результате введения в автоматическую финансово-расчетную систему (АФРЦ) трансформировалась в платежное поручение, по которому производилась оплата поступивших на предприятие ТМЦ.

3. В приговоре суда в отношении Табурина Б.Н., являвшегося директором по транспорту и логистике ОАО «Савинский цементный завод», суд пришел к выводу, что последний выполнял на предприятии организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, поскольку в его обязанности согласно должностной инструкции входило принятие мер по своевременному заключению договоров на подачу, уборку вагонов, эксплуатации подъездного пути и других документов, регламентирующих взаимоотношения предприятия, организация ремонта по среднему и подъемочному ремонту железнодорожных подъездных путей, проведение работы по совершенствованию эксплуатации и технического обслуживания транспорта предприятия.
(Плесецкий районный суд, дело № 1-120-2011).

Согласно должностной инструкции Табурин Б.Н., кроме того, осуществлял руководство подчиненными ему службами, а также руководство деятельностью предприятия в области транспортного обеспечения предприятия подвижным составом, т.е. в полной мере обладал организационно-распорядительными функциями.

Читайте также:
Какой цвет стен лучше всего подойдет вашей спальне

3. Так, по одному из уголовных дел отсутствовали основания для признания субъектом преступления предусмотренного ч. 3 ст. 204 УК РФ, Формалева С.С., являвшегося представителем компании ЗАО «Нордавиа-региональные авиалинии» в аэропорту г.Архангельск, в обязанности которого входил оперативный контроль соблюдения стандартов авиакомпании поставщиками услуг по наземному обслуживанию, оперативный контроль регистрации пассажиров, оформления багажа и полноты оплаты за перевозку сверхнормативного багажа. Указанные обязанности относятся к числу профессиональных, а не организационно-распорядительных .
(Октябрьский районный суд, дело №1-295-2011)

Часть четвертая

В четвертой части данной статьи УК коммерческий подкуп описан как преступление с квалифицированным составом.

Признаки квалифицирующих составов:

  • Преступление совершено группой лиц при наличии предварительного сговора.
  • Преступление совершено организованной группой.
  • Преступление сопряжено с вымогательством нелегального вознаграждения.
  • Преступление совершено за заведомо нелегальные действия (бездействие).

Здесь следует пояснить понятие «вымогательство». Оно означает, что управленец либо напрямую требует нелегальное вознаграждение, либо умышленно ставит жертву преступления в такое положение, при котором жертва вынуждена передать управленцу нелегальное вознаграждение, чтобы избежать вреда его законным правам и интересам.

Если к нам обращается подкуподатель, то в зависимости от его позиции мы либо соглашаемся с предложением правоохранительных органов, либо занимаем активную позицию защиты. В первом случае история обычно заканчивается прекращением уголовного преследования в связи с примечанием по ст. 204 УК РФ, а во втором все зависит от тактики защиты, которая бывает разной. Один из успешных примеров такой защиты был и в нашей практике тоже.

Часть третья

В третьей части этой статьи УК РФ предусматривается уголовная ответственность за получение нелегального вознаграждения лицом, ответственным за выполнение управленческих функций в организации.

Объективная сторона анализируемого преступления выражается в одном из следующих альтернативных действий: имеет место либо незаконное получение материальных благ, либо нелегальное пользование предложенными услугами имущественного характера за действие (бездействие) в интересах предложившего вознаграждение. Действия (бездействие) должны быть напрямую связаны с трудовыми обязанностями лица, принимающего ценности.

коммерческий подкуп ук рф

Как виновный может использовать собственное служебное положение? Примечательно, что даже совершение бездействия (то есть воздержание от совершения активного действия, пассивность) по смыслу закона должно входить в полномочия виновного.

Действие (бездействие) может быть как незаконным, так и просто неправомерным (например, безосновательное снижение стоимости товара).

Следовательно, признаки коммерческого подкупа по смыслу ч. 3 статьи 204 УК РФ включают наличие следующих обстоятельств:

  • Предмет – материальные ценности (российская и иностранная валюта в наличных деньгах или в безналичном виде, ценные бумаги всех типов, движимое имущество и недвижимость) либо конкретные услуги имущественного характера.
  • Вышеперечисленные ценности принимаются работником организации, выполняющим в ней управленческие функции.
  • Ценности принимаются в обмен на действия (бездействие), напрямую связанные со служебным положением управленца.
  • Действия дающего и принимающего взаимообусловлены.

Состав преступления признается формальным. Как уголовное преступление коммерческий подкуп окончен, если управленец принял хотя бы часть материальных благ или частично принял услугу имущественного характера. Выполнение действия в интересах дающего не обязательно для признания данного преступления оконченным.

Умысел в таком преступлении – прямой, так как виновный осознает преступность своих действий и все же желает их совершить. Мотивы и цели в таком составе могут быть любыми, хотя очевидно, что виновным движет в первую очередь корысть.

Субъект преступления – специальный, так как он должен занимать соответствующее служебное положение в организации.

Ссылка на основную публикацию