Закупка что это такое

Чтобы госзакупки проходили честно, участников обезличивают: например, во время аукциона заказчик видит только цены и не знает, на чье предложение он соглашается.

Госзакупка

Госучреждения не могут просто купить товары или оплатить услуги. Не важно, какие у них потребности — построить стадион или купить канцелярию, — они не могут просто заключить договор с подрядчиком или оформить заказ в интернет-магазине.

Чтобы найти исполнителей, госорганизации или бюджетные учреждения проводят специальную процедуру — госзакупки. Это вроде соревнования за право стать их поставщиком. Например, чтобы построить больницу, нужно закупить строительные материалы, найти подрядчиков, привезти оборудование и мебель — для всех товаров и услуг нужно провести госзакупку.

С 2019 года госзакупки проводят в интернете: заказ с требованиями к поставщику размещают на электронной торговой площадке — ЭТП. Все, кто хочет участвовать в торгах, оставляют заявки. Побеждает тот, кто предложил самые выгодные условия или низкую цену.

Рассказываем, какие бывают госзакупки, кто может в них участвовать, какие документы для этого нужны и с чего начать.

Закупка что это такое

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контрактная система в сфере закупок) – совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 02.07.2022 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;

3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

4) участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее – офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

Читайте также:
Минимальная пенсия в Оренбургской области с 1 января

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства”, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 22.12.2022 N 435-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

7) заказчик – государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1) заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, – заказчик из числа дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, а также заказчик, зарегистрированный на территории иностранного государства и осуществляющий деятельность на территории иностранного государства;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 02.07.2022 N 360-ФЗ)

8) государственный контракт, муниципальный контракт – гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) контракт – государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.07.2022 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2) контракт жизненного цикла – контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, создание товара в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара;

(п. 8.2 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2022 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.3) контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, – контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан;

Читайте также:
Полагается ли компенсация в случае угона автомобиля?

(п. 8.3 введен Федеральным законом от 02.07.2022 N 360-ФЗ)

8.4) отдельный этап исполнения контракта – часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

(п. 8.4 введен Федеральным законом от 02.07.2022 N 360-ФЗ)

9) единая информационная система в сфере закупок (далее – единая информационная система) – совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – официальный сайт);

10) уполномоченный орган, уполномоченное учреждение – государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона;

11) специализированная организация – юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;

12) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;

13) контрольный орган в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (далее – контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа);

14) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

15) эксперт, экспертная организация – обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

16) совокупный годовой объем закупок – утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

(п. 16 введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

17) электронная площадка – сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме), а также закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона;

Читайте также:
Берут ли служить в армию призывников с тахикардией сердца

(п. 17 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) оператор электронной площадки – непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов электронных площадок;

(п. 18 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

19) специализированная электронная площадка – соответствующая установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;

(п. 19 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

20) оператор специализированной электронной площадки – российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов специализированных электронных площадок.

(п. 20 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

2. Утратил силу с 1 января 2022 года. – Федеральный закон от 02.07.2022 N 360-ФЗ.

Конкурентные закупки

Конкурентные госзакупки могут быть открытыми или закрытыми. К открытым относятся:

44 ФЗ

  1. Электронный аукцион: сведения о проведении мероприятия размещаются в общем доступе в ЕИС. Все участники такого аукциона обязаны отвечать одинаковым требованиям. Аукцион в электронной форме целесообразен в ситуациях, когда главным критерием отбора поставщика является цена, а его квалификация и прочие факторы не важны.
  2. Открытый конкурс: сведения о мероприятии размещаются в общем доступе в ЕИС. В конкурсе имеют право участвовать все заинтересованные поставщики, если их товары отвечают требованиям заказчика. К поставщикам и их документации выдвигаются одинаковые условия.
  3. Конкурс с ограниченным участием: сведения о мероприятии распространяются через ЕИС, но к участникам выдвигаются специальные требования.
  4. Двухэтапный конкурс: мероприятие осуществляется в два этапа с проведением на первом этапе предквалификационных обсуждений или отбора. Победитель должен пройти оба этапа и предложить самые выгодные условия.
  5. Запрос котировок: процедура похожа на аукцион, но без торгов. Заказчик описывает продукцию, которая ему требуется, и запрашивает у поставщиков цену, которую они могут предложить. Каждый поставщик может объявить свою цену только один раз, после чего заказчик выбирает изо всех предложений наиболее выгодное. При наличии нескольких предложений от поставщиков с минимальной ценой победителем считается тот, кто раньше подал свое предложение.
  6. Запрос предложений: процедура похожа на запрос котировок. Однако заказчик сравнивает не только цены, но и иные указанные им параметры – сроки, качество.

К закрытым закупкам относятся:

  • Закрытый аукцион: сведения о мероприятии не размещаются в ЕИС и СМИ. Запрещено использование электронных документов, видео- и аудиозаписей. Чаще всего закрытые аукционы используются для закупок товаров или услуг, имеющих отношение к гостайне или охране культурных ценностей.
  • Закрытый конкурс: сведения о мероприятии направляются заказчиком ограниченному кругу поставщиков. Чаще всего закрытые конкурсы используются для закупок товаров или услуг, имеющих отношение к гостайне или охране культурных ценностей.
  • Закрытый двухэтапный конкурс: аналог открытого двухэтапного конкурса с той разницей, что мероприятие проходит только при наличии тех поставщиков, которые были приглашены заказчиком.
  • Закрытый конкурс с ограниченным участием: в мероприятии могут участвовать только поставщики, прошедшие предквалификационный отбор. Помимо единых требований, к участникам конкурса предъявляются дополнительные требования.
Читайте также:
Уголовная ответственность за домогательство

Виды закупок

Под закупкой понимается форма размещения заказа на поставку товаров, работ и услуг.

Все закупки по 44-ФЗ и по 223-ФЗ можно разделить на конкурентные и неконкурентные. Приоритет принадлежит конкурентным закупкам, и заказчики должны применять их по умолчанию.

Для проведения закупки неконкурентным способом у заказчика должны быть на это веские основания.

Конкурентные

К конкурентным закупкам по 44-ФЗ относят:

    . Различают такие виды конкурса, как открытый, конкурс в электронной форме, закрытый, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. . Открытый аукцион сегодня проводится исключительно в электронной форме, при закрытом же конкурсе возможно проведение аукциона в бумажном и электронном форматах.
  1. Запрос котировок, а также электронный запрос котировок.
  2. Запрос предложений и электронный запрос предложений.

Заказчик размещает закупки различными способами в зависимости от критерия отбора поставщика. Так, если единственным значимым критерием для отбора поставщика является цена, то обычно заказчики делают выбор в пользу закупки в форме аукциона. Также Правительством утвержден определенный перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики могут закупать исключительно через аукцион. Если, помимо цены, для заказчика имеют значение иные характеристики поставщика, то он выбирает закупку в виде конкурса.

Конкурс с ограниченным участием практикуется при заказах сложных и инновационных товаров, работ и услуг. В рамках этой процедуры участники первоначально проходят предквалификационный отбор, требования ко всем поставщикам едины. В рамках двухэтапного конкурса могут предъявляться дополнительные требования к участникам, а первый этап нередко используется для уточнения технического задания заказчиком. Он проводится, например, при закупках научных изысканий и экспериментов и пр.

С 2019 года заказчик обязан проводить открытый конкурс в электронном виде. Бумажные версии закупок сохранены только для ограниченного круга закупок.

Запрос котировок применяется при условии НМЦК в пределах 500 тыс. р. В закупке побеждает участник, который предложил самую низкую цену. Проводится в электронной версии или путем передачи бумажных конвертов заказчику. Годовой объем закупок через запрос котировок не должен превышать 10% от СГОЗ.

Запрос предложений – это мини-конкурс, когда участники оцениваются по нескольким параметрам: например, цена и опыт работы. В рамках запроса предложений допускается переторжка, когда участники могут изменить свое предложение по цене в лучшую сторону. Запрос предложений проводится по ограниченному перечню оснований, например, при признании повторного конкурса несостоявшимся или при закупках жилья для детей-сирот.

Оптимальные процедуры для новичков

Оптимальными формами закупки для новичка являются электронный запрос котировок и аукцион.

Стоит учесть, что в рамках 44-ФЗ проводятся специальные закупки исключительно среди субъектов малого бизнеса. Такие закупки позволяют заказчику уложиться в лимит в 15% по доле СМП в общем объеме закупок.

Закупки среди СМП проводятся на льготных основаниях: так, для них снижен размер обеспечения, и гарантирован более оперативный порядок оплаты оказанных услуг.

Закупка у единственного поставщика, как неконкурентное закупочное мероприятие

Неконкурентной закупкой является закупка у единственного поставщика. Она проводится только в ограниченных случаях, которые перечислены в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Это, например, признание конкурса или аукциона несостоявшимся; проведение закупки на сумму до 300 тыс. р.; закупки у естественных монополий; закупки в условиях ЧС и направленные на ликвидацию аварий и пр.

Закрытый формат

Закупки по 44-ФЗ также могут проводиться в закрытом формате. Такие закупки отличаются тем, что предложения направляются ограниченному кругу субъектов, а сведения о закупках не размещаются в ЕИС. Данный способ практикуется при наличии государственной тайны или при поиске водителей для судей или приставов.

Читайте также:
Публичная кадастровая карта СПб и Ленобласти

Особенности по 223-ФЗ

Заказчик по 223-ФЗ более свободен в выборе способа закупок. Он обязан прописать в Положении о закупке 4 конкурентных способа закупки: конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок, а также один неконкурентный. Остальные закупки заказчик включает в Положение по своему усмотрению.

Закупки среди СМП по 223-ФЗ проводятся заказчиками только в электронном виде.

Как подать заявку на участие?

На электронной торговой площадке, где проводится закупка. Для участия нужно:

    в любом аккредитованном удостоверяющем центре, .

Следуйте требованиям заказчика
Все требования к поставщикам и конкретные характеристики товаров прописаны в документах к закупке. Посмотрите, цена товара указана с НДС или без, измерения даны в мм или см и т д.

Следите за изменениями в документации и сроками подачи заявок
Заказчик может вносить изменения в закупку после размещения. Важно отслеживать их, чтобы случайно не отправить заявку по старой документации или в другое время. В Контур.Закупках вы автоматически будете узнавать об изменениях, если закупка сохранена в избранном.

Внимательно отнеситесь к оформлению заявки
Заказчик может отклонить заявку из-за того, что в ней не хватает каких-то документов, не указаны точные парметры товара или предоставлена недостоверная информация. Почитайте, какие документы нужно приложить к заявке.

Заложите время на дополнительные процедуры
Заранее получите сертификат электронной подписи или пройдите предквалификацию на ЭТП, если участвуете в закупках по постановлению № 99.

У вас есть право подать запрос на разъяснения заказчику или жаловаться в ФАС, если документация не соответствует требованиям закона или заказчик необоснованно отклонил вашу заявку.

Если не получается пройти аккредитацию, заказчик отклонил заявку или попалась сложная закупка с объемной документацией, обратитесь к специалистам по сопровождению.

Тендеры, торги и госзакупки: разбираемся в понятиях

Для расширения бизнеса и реализации нового проекта любой компании может потребоваться исполнитель или поставщик. В таком случае предприниматели обычно проводят тендеры — закупки товаров либо услуг, осуществляющиеся посредством открытой конкуренции.

Также заказчиками могут выступать федеральные и муниципальные бюджетные учреждения, которые обязаны проводить закупки строго по 44-ФЗ. Юлия Романова, директор Академии продаж группы электронных площадок otc.ru, объясняет, что такое тендеры, торги, госзакупки и как бизнесу принять в них участие.

Тендер (от англ. tender – «предложение», «заявка на подряд») – это понятие, часто употребляющееся в сфере закупок и обозначающее конкурсные торги, которые предназначены для поиска контрагента, предлагающего лучшие условия. В российском законодательстве данное понятие отсутствует, вместо него употребляются «торги» и «конкурс». Участниками таких мероприятий являются заказчики (компании, федеральные, территориальные или муниципальные организации) и поставщики (юрлица или физлица). По итогам торгов заключаются контракты.

Электронные торги – это метод покупки и продажи имущества или услуг для нужд заказчиков, который производится посредством электронно-вычислительных технологий.

Госзакупки – это процедура нахождения поставщика в соответствии с положениями 44-ФЗ. Здесь заказчиками выступают федеральные и муниципальные бюджетные учреждения.

По 223-ФЗ обязаны закупать компании с долей участия государства выше 50%, естественные монополии, бюджетные учреждения, которые тратят собственные средства, гранты или средства субподряда, и организации, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (например, водоснабжением).

По форме проведения мероприятия тендеры бывают открытыми (в них могут участвовать все желающие) и закрытыми (в этом случае приглашения направляются ограниченному числу участников).

По способу финансирования тендеры могут быть коммерческими (компании проводят их по желанию) или проводиться на бюджетные и внебюджетные средства (по 44-ФЗ и 223-ФЗ).

Обратите внимание: коммерческие торги, закупки по 223-ФЗ могут проходить на любых платформах, а госзакупки по 44-ФЗ размещаются лишь на уполномоченных электронных торговых площадках (ЭТП).

Читайте также:
Онлайн-адвокат по чату бесплатно

По критериям отбора победителей торги делятся на:

  • Аукцион – открытая процедура, каждый участник которой может снижать свою цену неограниченное количество раз. Победителем становится поставщик, предложивший самую низкую стоимость.
  • Конкурс – такая форма может осуществляться с ограниченным участием либо быть открытой или двухэтапной. Все эти типы подразумевают отбор поставщика не только по цене, но и по другим критериям (например, опыт работы и наличие специального оборудования).
  • Запрос предложений – процедура, в которой ценовое предложение подаётся только один раз, а победителем становится участник с условиями, максимально соответствующими требованиям в тендерной документации. К ним относится наличие лицензии у поставщика, опыта исполнения подобных контрактов и характеристики поставляемой продукции.
  • Запрос котировок – упрощённая форма аукциона, не предусматривающая корректирование предложенной поставщиком цены. Как правило, сумма закупки при запросе котировок не превышает 400 тысяч рублей.

Аукционы отличаются чётко заданным шагом – он составляет от 0,5% до 5% от максимальной цены контракта, указанной заказчиком. При проведении конкурса предметом договора зачастую являются сложные проектные работы, поэтому основным критерием отбора исполнителя считается его финансовая устойчивость.

Для проведения запроса котировок необходимо наличие минимум трёх заявок. Запрос предложений чаще всего применяется для крупных контрактов и при закупке сложных дорогостоящих услуг.

Обратите внимание: в коммерческих закупках встречается требование обеспечить договор – эта процедура представляет собой страховку на случай, если исполнитель нарушит условия контракта, предоставит некачественную продукцию либо сорвёт сроки поставки. Существует два способа выполнения данного условия: внесение финансовых средств на счёт заказчика и применение банковской гарантии. Если претензий к исполнителю не будет, заказчик вернёт ему денежную сумму после подписания акта приёма-передачи работ.

Помимо приведённых выше видов, существует множество других способов проведения закупок: например, сбор коммерческих предложений, конкурентные переговоры, мониторинг цен и другие.

В торгах могут принимать участие как юрлица, так и физлица, предоставившие полный пакет документов. Однако для физических лиц существует несколько ограничений. Например, они не могут участвовать в закупках для субъектов малого предпринимательства или в мероприятиях, которые предполагают наличие у участников лицензий, – ведь этот документ могут получить только организации и предприниматели.

Для участия в тендерах следует:

► Основательно изучить условия

Любая закупка предполагает наличие трёх сторон (заказчик, оператор и исполнители), а также определённых условий – например, открытую или закрытую форму. При выборе конкурса важно обращать внимание на сферу деятельности компании, занимаемый ею сегмент рынка и критерии, по которым будет выбран исполнитель, – требования к товарам, работам и услугам.

► Оформить электронную подпись (ЭП)

Эта подпись используется поставщиками для того, чтобы придать заключаемым контрактам законную силу. ЭП представляет собой реквизит документа, сформированный при помощи оригинальной комбинации символов.

  • простой – её подтверждение производится с помощью паролей или кодов;
  • усиленной неквалифицированной – формируется в процессе криптографической обработки информации и позволяет установить, кто именно подписал документ;
  • усиленной квалифицированной – предполагает использование наработок криптозащиты, характеризующихся сертификацией ФСБ РФ.

Для получения простой подписи можно использовать стандартное программное обеспечение (Microsoft Office, USB-токен или приложение КриптоПро CSP). Неквалифицированная ЭП оформляется в удостоверяющем центре. Для работы с квалифицированной подписью потребуется флеш-накопитель, специальная компьютерная программа (к примеру, КриптоПро), а также установленный сертификат и библиотеки для ЭП.

► Получить аккредитацию на электронной площадке

Для аккредитации в торгах по 44-ФЗ необходимо зарегистрироваться в ЕИС – Единой информационной системе в сфере закупок. Если вы планируете принять участие в процедуре по 223-ФЗ, вам потребуется пройти аккредитацию на ЕИС и на электронной торговой площадке, где проходит конкурс. Сроки регистрации на торговых ресурсах обычно составляют от 1 до 14 дней.

Читайте также:
Рефинансирование ипотеки с материнским капиталом

► Внести сумму обеспечения

Если в закупочной документации установлено обеспечение заявки, то для её принятия площадкой это требование нужно выполнить. Размер обеспечения заявки координируется законодательством. Например, для участия в аукционе при начальной максимальной цене контракта (НМЦК) до 20 млн рублей обеспечение составит 0,5-1% от НМЦК закупки, а при НМЦК более 20 млн рублей – 0,5-5% от НМЦК закупки.

► Подать заявку на участие

Заявки подаются в электронной или бумажной форме. При этом к заявке нужно приложить определённый пакет документов – более подробно о нём расскажу ниже. Первая часть заявки обычно содержит наименование страны происхождения поставляемой продукции и её чертёж, а вторая – подробные сведения об участнике (адрес, ИНН и проч.).

Приведём простой пример закупки. Небольшая тверская компания специализируется на изготовлении шарикоподшипников и желает приобрести новую одежду для работников. В прошлый раз одежду для сотрудников покупали в ближайшем магазине, но она оказалась недолговечной. Компания решила ознакомиться с предложениями на рынке, зарегистрировалась на ЭТП и подробно описала, в какой именно одежде заинтересована. После получения десятков предложений эта компания выбрала красноярское ателье – и в результате её сотрудники получили прочную спецодежду за приемлемую стоимость.

В первую очередь участникам следует вовремя предоставлять организаторам правильно оформленную документацию. Состав пакета документов варьируется в зависимости от характера закупки. Победа напрямую зависит от профессионализма и репутации участника, а также его умения выгодно презентовать себя и свою компанию.

Обратите внимание: Для победы в любом конкурсе важна деловая репутация и опыт работы участника. Вы – владелец небольшой молодой компании? Тогда лучше всего участвовать в аукционах с небольшими суммами – поскольку процедуры до 1 млн рублей не заставят вас соревноваться с крупными корпорациями. Предлагайте максимально выгодные условия – например, сократите срок поставки продукции.

Зачастую предприятия не выигрывают тендер из-за нелепых ошибок. Чтобы избежать их, рекомендую тщательно изучать техническое задание и прикладывать к заявке только ту документацию, которую просит заказчик. Лишние бумаги иногда способствуют увеличению шансов на ошибку и негативно отражаются на мнении заказчика – он может решить, что вы невнимательно ознакомились с требованиями. Если вы являетесь плательщиком НДС, не забудьте включить этот налог в стоимость своего предложения. Следите за сроком подачи заявок и учитывайте часовой пояс заказчика – дедлайны в торгах довольно строгие.

Актуальные и выполненные заказы по 44-ФЗ и 223-ФЗ размещаются на общем портале ЕИС. Коммерческие тендеры и госзакупки можно отслеживать на электронных торговых площадках или агрегаторах, собирающих данные сразу со всех ЭТП. При выборе площадки нужно обращать внимание на актуальность базы поставщиков, наличие дополнительных сервисов и интеграции с внешними ERP- и SRM‑системами – она позволит вам не перестраивать существующие рабочие процессы.

Вся документация для участия в закупках подписывается ЭП (электронной подписью) ответственного лица.

В пакет документов входит:

заполненная заявка, заверенная подписью руководителя;

выписка из ЕГРЮЛ либо её копия, заверенная нотариусом;

Обратите внимание: Если вы планируете принять участие в тендере впервые, рекомендуем воспользоваться услугой юридического сопровождения. Опытный брокер поможет получить электронную подпись, быстро собрать и правильно оформить все необходимые документы, а также обжаловать результаты конкурса в федеральной антимонопольной службе.

1. Зачем так сложно? Можно ведь просто взять и купить, без тендера.

Аукционы представляют собой готовый рынок товаров и услуг – теперь вам не нужно тратить деньги на пиар и маркетинг. Для участия в госзакупках потребуется лишь ПК и ЭП. Как правило, организации, проводящие публичные закупки, характеризуются стремлением к открытости. В то же время конкурентная среда различается в зависимости от региона. В некоторых из них до сих пор существуют ниши с малым количеством поставщиков – в таких регионах торги можно выиграть по максимальной стоимости, превышающей среднерыночную.

Читайте также:
Минтруд вводит для работников новый выходной день

Частным компаниям торги позволяют повысить эффективность, расширив круг стандартных поставщиков, а организациям с госучастием – доказать свою прозрачность. Участники таких процедур могут быть уверены в том, что ответственные за конкурс сотрудники не привлекут в качестве подрядчиков своих друзей.

2. Про заказчиков ясно. А зачем мне в этом участвовать?

Тендеры помогут отыскать новых заказчиков и стать для них постоянным поставщиком. И, разумеется, вы сможете заработать и пополнить портфолио крупными проектами. Отдельной особенностью таких закупок является отсутствие «серых» схем – все сделки заключаются официально и открыто.

3. Но это же для огромных компаний, а у меня маленькая фирма!

В торгах принимает участие как малый, так и средний бизнес. Не обязательно заключать огромные контракты, ориентироваться можно на небольшие сделки. В данный момент для заказчиков по 223-ФЗ общий годовой объем закупок у МСП должен составлять не менее 20%. В 2022 году эта цифра увеличится до 25%.

Тендеры обозначают проведение торгов на конкурсной основе для выбора подрядчиков. Участие в таких мероприятиях сможет надолго обеспечить предприятие стабильными контрактами. Перед подачей заявки нужно досконально изучить законодательную базу, правильно заполнить необходимые документы, а также доказать свою платежеспособность – перечислить сумму обеспечения либо предоставить банковскую гарантию. Если предлагаемое потенциальным исполнителем предложение заинтересует организацию, инициировавшую конкурс, и документация не вызовет вопросов, то такой участник может стать победителем. Проведение закупок регулируется двумя законами – 44-ФЗ и 223‑ФЗ.

Для конкурентных способов закупки

Электронный аукцион

Существует довольно широкий перечень случаев, при которых осуществление закупок проходит в виде электронного аукциона. Однако есть случаи, при которых электронный аукцион должен проводиться в обязательном порядке:

  • заказчик планирует приобрести ТРУ из специального правительственного Перечня, утверждённого Распоряжением Правительства от 21 марта 2016 года № 471-р;
  • при проведении закупки цена сделки является единственным критерием, по которому будет определён победитель.

Запрос котировок

Для объявления запроса котировок тоже есть свой перечень подходящих случаев. Среди них можно выделить:

  • осуществление закупок из правительственного Перечня ТРУ для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, который утверждён Распоряжением Правительства от 30 сентября 2013 года № 1765-р;
  • проведение закупок из правительственного Перечня ТРУ, в случае осуществления которых заказчик обязан проводить аукцион при условии ограниченного размера суммы;
  • размер НМЦК не превышает 500 тысяч рублей;
  • совокупный годовой объём закупок через котировки не превышает 100 миллионов рублей в год и 10% от размера средств всех закупок.

При проведении электронного запроса котировок обоснование будет таким же, что и для «бумажного» варианта.

Открытый конкурс

Обоснованием для открытого конкурса будут служить факт того, что заказчик выбирает исполнителя по критериям наиболее выгодных для себя условий.

Конкурс с ограниченным участием

В этом случае обоснованием может быть необходимость проведения конкурса в соответствии с Перечнем ТРУ технической и/или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера (утверждён Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99).

Двухэтапный конкурс

Данный вид конкурса заказчик устраивает, если одновременно соблюдаются следующие условия, которые также могут служить обоснованием:

  • целью организации конкурса является проведение научно-исследовательских и проектных работ или экспериментов;
  • в целях уточнения характеристик закупочного объекта требуется провести обсуждение.
Читайте также:
Минимальная оплата труда в России в час

Конкурсные процедуры в электронном формате

Обоснования для проведения электронных конкурсных процедур аналогичны основаниям для проведения оффлайн-конкурсов.

Закрытые конкурсные процедуры

Согласно ст. 84 Федерального закона № 44-ФЗ, применение закрытых процедур должно быть согласовано с ФАС, кроме случаев, когда закупку осуществляют различные федеральные органы исполнительной власти, а также подведомственные им организации. Перечень таких учреждений должен быть утверждён отдельным Постановлением Правительства РФ.

Электронные закрытые торги

Согласно ч. 2 ст. 84.1 Федерального закона № 44-Ф, закрытые торги в электронном формате проводятся в тех же случаях, что и стандартные закрытые процедуры. Кроме того, в статье 84.1 указано, что закрытые электронные торги могут проводиться правительственными организациями.

Запрос предложений

Осуществление закупки в данной форме заказчик вправе обосновать тем, что:

  • закупка проводится для приобретения услуг по защите интересов РФ в судебных органах иностранных государств, международных судах и арбитраже;
  • целью проведения закупки является поставка спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для подготовки сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • организация закупает лекарственные препараты по решению врачебной комиссии, изделия народных художественных промыслов или жилплощадь для детей-сирот (если жильё покупается у физических лиц);
  • заказчик ранее принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и проводит закупку повторно;
  • повторный конкурс был признан несостоявшимся (ч. 4 ст. 55 Федерального закона № 44-ФЗ).

Запрос предложений в электронной форме

Обоснования в данном случае могут быть такие же, что и для запроса в офлайн-формате. Кроме того, этот способ отбора поставщика можно выбрать, если был признан несостоявшимся проведённый ранее:

  • электронный аукцион (ч. 4 ст. 71 Федерального закона № 44-ФЗ);
  • электронный конкурс (открытый, двухэтапный или с ограниченным участием).

заку́пка

1. действие по значению гл. закупать, закупать; покупка чего-либо (обычно в большом количестве)

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: псевдонаука — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Что в итоге?

Аукционы считаются «золотым стандартом закупок»: они быстрые и простые, с одной стороны, и обеспечивают реальную конкуренцию с понятным результатом и шагами между поставщиками — с другой. Но по факту получается не всегда идеально, потому что установление в качестве критерия только цены — это «бич» госзакупок: качество иногда страдает. Ориентир только на цену вынуждает чиновников закупать дешёвую продукцию, но при этом они отчитываются о высоком уровне экономии, тем самым якобы повышая собственную эффективность.

Мы знаем случаи, когда, например, идёт закупка сливочного масла. Выигрывает поставщик с ценой ниже предложенной местными производителями. Они говорят: это ниже себестоимости, то есть вместо масла будет поставляться спред. А в ТЗ — именно масло. Дальше он поставит этот спред, и заказчику надо решать, принять его или нет, ведь нужно будет начинать долгие разбирательства и, возможно, запускать новую процедуру. А предприятие будет стоять вообще без масла всё это время. Или вот пример: как-то залили бетон не той марки в стартовый стол для запуска ракет (непроверенная информация, но похоже на то). Сейчас, конечно, за такое сильно наказывают, но раньше законодательная база была понежнее к нарушителям.

Или вот был случай, когда заказчик три года писал в ТЗ устаревший советский ГОСТ на трамвайные рельсы по ошибке, к нему никто не приходил из поставщиков, процедура три года подряд срывалась. Но он игнорировал советы и продолжал писать в ТЗ требования к рельсам по старому ГОСТу. Винить заказчика тут нельзя, ведь не каждый год рельсы покупаются. Но факт остаётся фактом: предметную область изучать нужно.

Читайте также:
Социальная поддержка в Белгородской области в 2022 году

Собственно, вот на этом хрупком балансе между открытостью (может прийти каждый, кто соответствует требованиям), требованиями по закону к процедурам и ТЗ (объективность, полнота и грамотность), ценой и удобством самой процедуры держится система государственных закупок. С начала этого года благодаря практически полному переводу закупок в электронный вид скорость и эффективность проведения закупок должны ожидаемо повыситься.

Те́ндер (англ. tender — заявка на подряд) — конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. В отличие от аукционов, участники тендера не имеют доступа к условиям.

5 типов процедур

Процедуры закупки бывают конкурентными и неконкурентными. Неконкурентные — это закупки у единого поставщика. Например, только одно предприятие в России производит ядерное топливо для атомных электростанций. Если поставщиков больше и рынок развит (например, рынок молочных продуктов), то компании-производители на рынке нешуточно конкурируют (об этом рассказывал мой коллега в прошлом материале). На таких конкурентных рынках выгодно проводить конкурентные процедуры.

К конкурентным процедурам в 44-ФЗ относятся аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок.

Про запрос котировок вы уже знаете: это упрощённый отбор поставщиков по ценовым предложениям за один раунд.

Аукцион — это такая процедура в несколько раундов, где открыто виден ход торгов, и после каждого предложения любой из участников может уменьшить заявку. Когда участники перестают это делать (обычно есть минимальный шаг и время от последней заявки до конца процедуры), аукцион считается отыгранным, контракт достаётся тому, кто назвал минимальную цену.

Конкурс проводится, когда заказчика интересует, помимо экономии средств, качество закупаемых товаров, работ, услуг. На основании конкурсной документации заказчик оценивает поставщиков в несколько этапов. На первом этапе оценивается соответствие самой продукции требованиям документации. Большое внимание уделяется качеству поставляемых товаров, работ или услуг и гарантиям, которые даёт на этот счёт поставщик. На втором этапе оценивается поставщик: его надёжность и квалификация. На третьем этапе идёт конкуренция по цене. Поставщику нужно серьёзно постараться, чтобы найти оптимальный баланс между ценой своего предложения, желаниями заказчика, а также взять на себя ответственность по гарантии качества исполнения контракта на несколько месяцев или даже лет.

Бывают конкурсы с ограниченным участием, где надо соответствовать каким-то критериям на входе. Например, когда надо реконструировать музей — объект культурного наследия. Ограничением тут работает факт наличия или отсутствия лицензии на строительные работы на объектах, охраняемых Минкультом России или ЮНЕСКО.

Запрос предложений — это процедура, которая чуть проще конкурса, но сложнее запроса котировок. Этот способ применяется нечасто, например, если, проведя конкурс и аукцион, заказчик так и не смог найти себе поставщика. Отбирается победитель и по критериям, и по цене, но значительное внимание уделяется условиям исполнения контракта.

Правильно прописать критерии конкурса или запроса предложений — отдельное искусство, требующее знаний в предметной области и основ экономики. Поэтому, когда закупка простая, нужна и простая процедура. Аукционы проще и быстрее в разы, чем конкурсы: документации меньше, запуск оперативнее. Например, стоит задача закупить продукты для детского сада. Нужна одна тысяча банок детского питания, я объявляю аукцион в такие-то сроки максимум по такой-то цене. На такую процедуру легко найдётся поставщик — перекупщик или производитель, — которому выгодно быстро сбыть большую партию продукции.

Ссылка на основную публикацию