У России нет прав на государственное доменное имя

Процедура разделегирования по обращению органов безопасности или компетентной организации происходит следующим образом. Регистратор получает запрос на разделегирование, уведомляет об этом администратора домена. Если администратор не отреагировал в установленные договором сроки, регистратор останавливает делегирование домена для такого администратора.

Доменное имя как объект права

Доменное имя некоторым образом индивидуализирует сайт, к которому осуществляется адресация. Несмотря на это, доменное имя не является результатом интеллектуальной деятельности или средством индивидуализации, исчерпывающий перечень которых содержится в пункте 1 статьи 1225 Гражданского кодекса российской Федерации (далее – ГК РФ).

К числу результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, охраняемых в этом порядке помимо доменных имен не отнесены, в частности, наименования некоммерческих организаций (статья 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», наименования (названия) средств массовой информации (статья 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Доменному имени не предоставлена правовая охрана на основании и в порядке, предусмотренных частью четвертой ГК РФ. Право на доменное имя них подлежит защите на основании общих положений ГК РФ о способах защиты гражданских прав.

В соответствии с положениями статьи 128 ГК РФ объектами гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Учитывая, что информационная технология имеет определенную ценность и может быть предметом сделки, доменное имя, право его администрирования, следует квалифицировать как имущественное право, заключающееся в возможности лица, зарегистрировавшего доменное имя, разместить в сети Интернет информационный ресурс, доступ к которому осуществляется пользователем сети Интернет путем набора определенных символов, составляющих доменное имя.

Более того, согласно пункту 57 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Госстандарта от 28.08.2013 № 582-ст (Стандарт), под интернет-магазином понимается часть торгового предприятия/торговой организации или торговая организация, предназначенная для предоставления покупателю посредством сети Интернет сведений, необходимых при совершении покупки, в том числе об ассортименте товаров, ценах, продавце, способах и условиях оплаты и доставки, для приема от покупателей посредством сети Интернет сообщений о намерении приобрести товары, а также для обеспечения возможности доставки товаров продавцом либо его подрядчиком по указанному покупателем адресу либо до пункта самовывоза.

Коммерческое обозначения является средством индивидуализации предприятия. Если речь идет об интернет-магазине, то индивидуализирующую функцию может выполнять доменное имя, которое может совпадать с коммерческим обозначением и/или товарным знаком.

Обладателем имущественного права является администратор. В соответствии с Правилами регистрации доменных имен в домене RU администратор – это лицо, заключившее договор о регистрации доменного имени, осуществляет администрирование домена, то есть определяет порядок использования домена. Право администрирования существует в силу договора о регистрации доменного имени и действует с момента регистрации доменного имени в течение срока действия регистрации.

Администрирование включает в себя: обеспечение функционирования сервера, на котором располагается сайт; поддержание сайта в работоспособном состоянии и обеспечение его доступности; осуществление резервного копирования компонентов сайта и параметров настройки баз данных; проведение организационно-технических мероприятий по защите информации на сайте от несанкционированного доступа; осуществление инсталляции программного обеспечения, необходимого для функционирования сайта, в том числе в случае аварийной ситуации; регистрацию сотрудников, обслуживающих сайт, и предоставление права на изменение информации на сайте; проведение регламентных работ на сервере (замена или дополнение компонентов сайта, ведение лог-файлов архивных копий, контроль наличия свободного табличного пространства базы данных и др.); обеспечение размещения информации на сайте; осуществление постоянного мониторинга за состоянием системы безопасности сервисов, необходимых для корректной работы приложения и информации на сайте; выполнение работ по модернизации и доработке функциональных сервисов сайта; внесение изменений в структуру и дизайн сайта; иные виды работ.

Администратор домена – физическое лицо или индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, на которого зарегистрировано доменное имя.

Верховный суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса российской Федерации» обобщил судебную практику. Из постановления следует, что владелец сайта самостоятельно определяет порядок использования сайта (пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Читайте также:
Что делать, если вы купили машину с перебитыми номерами

В случае размещения на сайте материала, включающего результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, бремя доказывания законности такого размещения лежит на администраторе. При отсутствии таких доказательств презюмируется, что владелец сайта является лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Соответственно, ответственность за использование объектов интеллектуальной собственности лежит на администраторе.

Если владелец сайта вносит изменения в размещаемый третьими лицами на сайте материал, содержащий результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, разрешение вопроса об отнесении его к информационным посредникам зависит от того, насколько активную роль он выполнял в формировании размещаемого материала и (или) получал ли он доходы непосредственно от неправомерного размещения материала. Существенная переработка материала и (или) получение указанных доходов владельцем сайта может свидетельствовать о том, что он является не информационным посредником, а лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Если иное не следует из обстоятельств дела и представленных доказательств, в частности, из размещенной на сайте информации (часть 2 статьи 10 указанного закона), презюмируется, что владельцем сайта является администратор доменного имени, адресующего на соответствующий сайт.

Ответственность за содержание информации на сайте администратора домена должен нести владелец домена, так как фактическое использование ресурсов сайта невозможно без участия в той или иной форме администратора домена, являющегося лицом, создавшим соответствующие технические условия для посетителей своего Интернет-ресурса.

Администратор доменного имени, определяет порядок использования домена, несет ответственность за выбор доменного имени, возможные нарушения прав третьих лиц, связанные с выбором и использованием доменного имени, а также несет риск убытков, связанных с такими нарушениями.

Действия администратора по приобретению права на доменное имя (в том числе с учетом обстоятельств последующего его использования) могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции. Исходя из целей регистрации доменного имени, нарушением исключительного права на товарный знак может быть признана сама по себе такая регистрация.

Судом может быть удовлетворено требование об обязании аннулировать регистрацию доменного имени, если нарушением исключительного права признано именно приобретение права на доменное имя.

Требование о пресечении действий, нарушающих право на товарный знак и выражающихся в незаконном использовании доменного имени (подпункт 2 пункта 1 статьи 1252, подпункт 5 пункта 2 статьи 1484 ГК РФ), может быть предъявлено к администратору соответствующего доменного имени.

Требование о возмещении убытков за незаконное использование товарного знака в доменном имени, а равно требование о взыскании компенсации (подпункт 3 пункта 1, пункт 3 статьи 1252 ГК РФ) может быть предъявлено к администратору соответствующего доменного имени и к лицу, фактически использовавшему доменное имя, тождественное или сходное до степени смешения с товарным знаком, в отношении товаров, однородных тем, для индивидуализации которых зарегистрирован этот товарный знак. При этом такие лица отвечают перед правообладателем солидарно. При наличии соответствующих оснований администратор доменного имени вправе предъявить регрессное требование к лицу, фактически разместившему информацию об однородных товарах на соответствующем ресурсе сети Интернет под спорным доменным именем.

По ходатайству истца данные об администраторе доменного имени истребуются у регистратора доменного имени в порядке, предусмотренном статьей 57 ГПК РФ, статьей 66 АПК РФ.

По требованию о пресечении действий, нарушающих право на товарный знак и выражающихся в незаконном использовании доменного имени, в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю могут быть применены обеспечительные меры, направленные на сохранение существующего состояния отношений между сторонами, в частности запрет администратору совершать какие-либо действия, направленные на отказ или передачу прав администрирования доменного имени, включая смену регистратора, а также запрет регистратору аннулировать доменное имя и передавать права администрирования доменного имени другому лицу.

Проанализировав сложившуюся судебную практику можно прийти к выводу о том, что доменное имя это не только средство адресации в сети Интернет, но и связанные с этим средством имущественные права, которые могут быть реализованы администратором доменного имени.

Как понять, что я нарушаю закон?

Для начала разберёмся, что именно считается нарушением чужих прав, а также кто и какую ответственность может понести за несоблюдение закона.

Читайте также:
Минимальная пенсия в Оренбургской области с 1 января

Зарегистрировав домен, вы получаете в своё распоряжение уникальное имя сайта и можете использовать его для личного брендинга. Но если оно совпадёт с чьим-нибудь зарегистрированным товарным знаком, то к вам с высокой вероятностью обратится компания-правообладатель с просьбой аннулировать или передать ей ваш домен. Если вы откажетесь, дело может дойти и до суда.

Отчасти мы уже осветили в нашей справке вопрос о доменах, которые схожи с товарными знаками и могут нарушать права. Исход судебного дела в этой ситуации обычно зависит от добросовестности администратора доменного имени. При этом если жалоба переросла в судебное разбирательство, то стоит знать, какие действия будут истолкованы не в вашу пользу:

  1. Вы зарегистрировали или купили на вторичном рынке домен, чтобы продать его правообладателю товарного знака или его конкуренту за большую сумму;
  2. Вы зарегистрировали домен, чтобы помешать владельцу товарного знака использовать его, и делаете так уже не в первый раз;
  3. На сайте с указанным доменом вы пытались продавать товары или услуги, схожие с продукцией компании-правообладателя, или же выдавали свой онлайн-проект за его ресурс. То есть по факту занимались фишингом или мошенничеством.

Если вы преследуете одну из этих целей, то правосудия, скорее всего, не миновать. Вам, возможно, придётся не только расстаться с доменом, но вдобавок ещё и выплатить компенсацию за незаконное использование товарного знака.

Кто же в итоге понесет ответственность? Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ запретить использовать домен могут только его администратору, то есть тому, кто зарегистрировал доменное имя и указал свои личные данные. А вот требование возместить материальный ущерб можно предъявить не только к владельцу, но и к тому, кто фактически пользовался доменом. Однако стоит заметить, что доказывать фактическое использование придётся администратору, и в большинстве случаев сделать это будет весьма непросто.

Особые случаи при передаче прав на домен от юридического лица

Данные правила актуальны только для процедуры передачи прав на домен по заявлению. Они не действуют для процедуры передачи прав онлайн.

    Если права на домен передает организация лицу, осуществляющему функции ее единоличного исполнительного органа

1.1. Права на домен передает общество с ограниченной ответственностью (ООО)

    , которое должно быть оформлено от имени организации и подписано уполномоченным лицом организации*;
  • копия решения (протокола) общего собрания участников общества об одобрении передачи домена как сделки, в совершении которой имеется заинтересованность**.

1.2. Права на домен передает акционерное общество (АО)

    , которое должно быть оформлено от имени организации и подписано уполномоченным лицом организации*;
  • копия решения (протокола) совета директоров (или общего собрания акционеров) об одобрении передачи домена как сделки, в совершении которой имеется заинтересованность***;
  • выписка из реестра акционеров;
  • копия устава.

1.3. Права на домен передает некоммерческая организация (НО)

    , которое должно быть оформлено от имени организации и подписано уполномоченным лицом организации*;
  • копия решения (протокола) органа управления некоммерческой организацией или органа, осуществляющего надзор за ее деятельностью;
  • копия устава.

* – в случае если полномочия исполнительного органа организации переданы управляющей компании, то недопустимо подписание письма о передаче прав на домен доверенным лицом управляющей компании, если домен передается данному доверенному лицу (на основании п. 3 ст.182 Гражданского кодекса РФ).
** – если единственным учредителем является лицо, которое одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества, то копию решения (протокола) предоставлять не нужно.
*** – если общество состоит из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества, то копию решения (протокола) предоставлять не нужно.

Письмо может быть подписано лицом, не являющимся руководителем организации. Полномочия данного лица должны быть подтверждены доверенностью, приказом или иным документом.

К письму необходимо приложить копию доверенности или приказа. В доверенности или приказе должно быть указано, что доверенное лицо вправе отчуждать доменное имя (или совершать сделки относительно доменного имени, или подписывать документы о передаче прав на домен, или совершать любые сделки, или заключать и расторгать все виды договоров без каких-либо ограничений, в том числе и по стоимости).

  • В доверенности на передачу конкретных доменных имен указываются доменные имена без префикса www (например, test.ru).
  • Домены, содержащие в своих именах кириллические символы, должны быть указаны в доверенности как на кириллице, так и в кодировке PUNYCODE. Например: ру-центр.su (XN—-JTBYJDLDZ.SU).
  • Домены в кириллических зонах (.РФ, .МОСКВА, .ДЕТИ, .ОНЛАЙН, .САЙТ, .ОРГ) могут быть указаны на кириллице, без кодировки PUNYCODE.
Читайте также:
Возврат подоходного налога за 3 года

Примерные формы доверенностей:

Не допускается передача прав на домен по письму, которое подписано представителем администратора домена по доверенности, если права на домен передаются самому представителю (на основании п. 3 ст.182 Гражданского кодекса РФ).

RU-CENTER вправе запросить дополнительные документы, а также нотариально удостоверенные копии документов, которые администратор обязан предоставить в указанный срок.

  1. Если права на домен передает филиал
      необходимо оформить от имени головной организации либо от лица, действующего от имени головной организации на основании доверенности;
    • к письму необходимо приложить копию доверенности;
    • в доверенности должно быть явно указано, что доверенное лицо вправе отчуждать доменное имя (или совершать сделки относительно доменного имени, или подписывать документы о передаче прав на домен, или совершать любые сделки, или заключать и расторгать все виды договоров без каких-либо ограничений, в том числе и по стоимости).
  2. Если права на домен передает представительство иностранной организации
      необходимо предоставить от имени самой иностранной организации либо от лица, действующего от ее имени на основании доверенности.
      К письму необходимо приложить:
    • копию доверенности. В доверенности должно быть явно указано, что доверенное лицо вправе отчуждать доменное имя (или совершать сделки относительно доменного имени, или подписывать документы о передаче прав на домен, или совершать любые сделки, или заключать и расторгать все виды договоров без каких-либо ограничений, в том числе и по стоимости).
    • копию свидетельства об аккредитации и внесении в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации.
  3. Если организация, передающая права на домен .RU, .SU, .РФ, .NET.RU, .ORG.RU или .PP.RU, не является идентифицированным администратором

К письму о передаче прав необходимо приложить копию свидетельства о регистрации юридического лица.

  • письмо о передаче прав на домен за подписью уполномоченного представителя управляющей компании;
  • копия Договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа;
  • копия устава.

RU-CENTER оставляет за собой право запросить у текущего администратора (управляемая компания) дополнительные документы, в том числе нотариально заверенные удостоверенные копии документов, которые администратор обязан предоставить в указанный срок.

Spamhaus

Другой, так скажем, угрозой “блокировки” домена может быть включение доменов в глобальные спам-листы.

Spamhaus Project — международная некоммерческая организация, которая отслеживает спам и связанные с ним кибер-угрозы, такие как фишинг, вредоносное ПО и бот-сети. Эта организация также оперативно предоставляет точную информацию об угрозах для интернет-провайдеров, корпораций и сервисов безопасности в реальном времени, работает с правоохранительными органами по выявлению источников распространения спама и вредоносных программ по всему миру.

Спамхаус на ряду с другими функциями формирует в реальном времени базу данных доменов, найденных в спам-сообщениях (Domain Block List или DBL). Программное обеспечение почтового сервера, способное сканировать содержимое сообщений электронной почты для URI, использует DBL для выявления, классификации или отклонения спама, содержащего доменные имена, внесенные в спам-лист DBL.

DBL — это полностью автоматизированная система, часто в блок-лист вносятся невинные доменные имена. На своем сайте Спамхаус не раскрывает критерии внесения домена в DBL.

Если ваш домен оказался в блок-листе Спамхауса, то следует сначала удостовериться, что домен действительно заблокирован, зайдя на страницу spamhaus.org/lookup. Если результат поиска показал, что домен заблокирован, следуйте дальнейшим инструкциям по разблокировке на сайте Спамхауса.

Как действовать

Чтобы выиграть суд по доменным спорам, компании нужно себя заранее обезопасить:

    проверить название компании в зарегистрированных в России товарных знаках. Это можно сделать на сайте координационного центра национального домена. Если в списке уже есть компания «Аленький цветочек» и она продает цветы, зарегистрировать товарный знак цветочного магазина с таким названием не получится. Если «Аленький цветочек» в списке — юридическая контора, всё в порядке, можно брать такое имя;

Общее правило такое: вероятность выиграть суд за домен повышается, если компания зарегистрировала товарный знак раньше, чем другая компания или человек купили домен с этим именем.

Вывод №3: одновременно с доменом нужно регистрировать товарный знак.

Но это еще не все. Существует такое всем известное средство индивидуализации как фирменное наименование. Собственно, это название компании, которое содержится в Едином государственном реестре юридических лиц.

Фирменному наименованию так же, как и товарному знаку, придается защита, и в случае конкуренции фирменного наименования и товарного знака приоритет будет отдан тому средству индивидуализации, которое зарегистрировано раньше.

Что это означает на практике?

  • Во-первых, если ваша компания имеет другое фирменное наименование, чем доменное имя и товарный знак, который вы собираетесь регистрировать, в регистрации товарного знака может быть отказано либо впоследствии его охрану прекратят.
  • Во-вторых, обладатель «правильного» фирменного наименования может зарегистрировать товарный знак на себя.
  • Во-третьих, он может запретить использование домена, который совпадает с его фирменным наименованием и товарным знаком, после чего зарегистрирует домен на себя.

На практике был случай, когда предприниматель выбрал запоминающееся название и зарегистрировал компанию с целью открыть сеть школ изучения иностранных языков. Название компании использовалось на вывесках, в рекламных материалах и при продвижении в интернете.

Предприниматель привлек партнеров, но дружба не заладилась, и они расстались врагами. После этого партнеры зарегистрировали товарный знак и домен, имея намерение вытеснить с рынка инициатора бизнеса.

Однако, Роспатент прислушался к доводам предпринимателя и лишил товарный знак правовой охраны. Последующие судебные перипетии для партнеров успехом не увенчались. Справедливость восторжествовала – выиграл обладатель ранее зарегистрированного фирменного наименования. Об этом нужно помнить – фирменное наименование имеет значение.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 31 июля 2019 г. N 229 “Об утверждении Положения о национальной системе доменных имен, требований к ней, порядка её создания, в том числе формирования информации, содержащейся в ней, а также правил её использования, включая условия и порядок предоставления доступа к информации”

В соответствии с частью 2 статьи 14.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 18 ст. 2214), пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 12, ст. 1431; 2019, N 10, ст. 970), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о национальной системе доменных имён, требования к ней, порядок её создания, в том числе формирования информации, содержащейся в ней, а также правила её использования, включая условия и порядок предоставления доступа к информации (далее – Положение о национальной системе доменных имен).

2. Пункты 5 и 6 Положения о национальной системе доменных имён вступают в силу по истечении 3 лет с даты вступления в силу настоящего приказа.

3. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Врио руководителяА.А. Панков

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 ноября 2019 г.

Утверждено
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
от 31.07.2019 № 229

Положение о национальной системе доменных имен, требования к ней, порядок её создания, в том числе формирования информации, содержащейся в ней, а также правила её использования, включая условия и порядок предоставления доступа к информации

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет требования к национальной системе доменных имен, порядок ее создания, в том числе формирования информации, содержащейся в ней, а также правила ее использования включая условия и порядок предоставления доступа к информации.

2. Национальная система доменных имен представляет собой совокупность взаимосвязанных программных и технических средств, предназначенных для хранения и получения информации о сетевых адресах и доменных именах 1 .

II. Требования к национальной системе доменных имен

3. Национальная система доменных имен обеспечивает:

а) обработку запросов лиц, указанных в пункте 9 настоящего Положения, полученных в автоматическом режиме, для предоставления сведений о доменных именах и сетевых адресах, в том числе в целях выявления в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”) сетевого адреса, соответствующего доменному имени;

б) проверку достоверности источника информации о сетевых адресах, соответствующих доменным именам;

в) взаимодействие с Центром мониторинга и управления сетью связи общего пользования, созданным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 136 “О Центре мониторинга и управления сетью связи общего пользования” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 8, ст. 776), а также с информационными системами доменных имен, функционирование которых обеспечивается иностранными организациями, международными организациями, иностранными саморегулируемыми организациями, российскими юридическими лицами и имеющими номер автономной системы операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, а также организаторами распространения информации в сети “Интернет”;

г) актуализацию в автоматическом режиме информации о доменных именах и сетевых адресах не реже 1 раза в сутки;

д) резервное копирование в автоматическом режиме информации о доменных именах, входящих в российскую национальную доменную зону, находящейся в открытых источниках.

4. Обеспечение устойчивого функционирования национальной системы доменных имен достигается посредством создания резервной инфраструктуры национальной системы доменных имен в целях непрерывного выявления доменных имен.

5. Национальная система доменных имен должна иметь защиту от несанкционированного доступа к информации, содержащейся в ней, в соответствии с Требованиями к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей среды, утвержденными приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 14 марта 2014 года N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июня 2014 г., регистрационный N 32919), с изменениями, внесенными приказами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 23 марта 2017 N 49 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 апреля 2017 г., регистрационный N 46487), от 9 августа 2018 г. N 138 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2018 г., регистрационный N 52071).

6. Программы для электронных вычислительных машин, базы данных, а также радиоэлектронная продукция, обеспечивающие функционирование национальной системы доменных имен должны содержаться в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, созданном в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6600; 2017, N 14, ст. 2062; N 52, ст. 8168; 2018, N 49, ст. 7600; 2019, N 15, ст. 1754), и едином реестре российской радиоэлектронной продукции, созданном в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 29, ст. 4023).

III. Порядок создания национальной системы доменных имен, в том числе формирования информации, содержащейся в ней

7. Национальная система доменных имен создается посредством реализации совокупности мероприятий, направленных на:

а) обеспечение сбора, использования общедоступной информации о доменных именах и сетевых адресах, и информации, получаемой при взаимодействии:

с системой доменных имен в сети “Интернет”;

с информационными системами доменных имен, обеспечивающими функционирование групп доменных имен, имеющих единое уникальное символьное значение (далее – домены верхнего уровня) и другими информационными системами доменных имен;

с пользователями информации о доменных именах и сетевых адресах;

б) взаимодействие с имеющими номер автономной системы операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, а также организаторами распространения информации в сети “Интернет” в автоматизированном режиме;

в) взаимодействие с техническими и программными средствами (в том числе средствами связи) функционирующими согласно требованиям, установленным в соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 56.2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ “О связи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 18, ст. 2214) в автоматическом режиме;

г) обеспечение обработки информации посредством:

проверки соответствия информации в национальной системе доменных имен и информации, содержащейся в системе доменных имен в сети “Интернет”, в том числе о серверах, обеспечивающих работу системы доменных имен в сети “Интернет”;

проверки достоверности источника информации о доменных именах верхнего уровня;

проверки корректности сведений о доменных именах верхнего уровня, входящих в российскую национальную доменную зону;

анализа информации с целью выявления угроз функционирования национальной системы доменных имен, российской национальной доменной зоны;

д) обеспечение доступа к национальной системе доменных имен с использованием технических и программных средств, в том числе средств связи, функционирующих в соответствии с требованиями, содержащимися в подпункте 3 пункта 8 статьи 56.2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ “О связи”, в автоматическом режиме;

е) обеспечение доступа к национальной системе доменных имен имеющим номер автономной системы операторам связи, собственникам или иным владельцам технологических сетей связи, а также организаторам распространения информации в сети “Интернет” и иным лицам в автоматизированном режиме.

IV. Правила использования национальной системы доменных имен, включая условия и порядок предоставления доступа к информации, содержащейся в национальной системе доменных имен

8. Использование национальной системы доменных имен осуществляется имеющими номер автономной системы операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, организаторами распространения информации в сети “Интернет”, пользователями услугами связи, а также иными лицами, которым необходимы сведения, содержащиеся в национальной системе доменных имен.

9. Предоставление доступа к информации, содержащейся в национальной системе доменных имен, пользователям услугами связи и иным лицами, которым необходимы сведения, содержащиеся в национальной системе доменных имен, осуществляется имеющими номер автономной системы операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, а также организаторами распространения информации в сети “Интернет”.

10. Предоставление доступа к информации, содержащейся в национальной системе доменных имен лицами, имеющими номер автономной системы, операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, а также организаторами распространения информации в сети “Интернет”, осуществляется в автоматическом режиме.

11. Доступ к информации, содержащейся в национальной системе доменных имен, лицам, указанным в пункте 10 настоящего Положения, в автоматическом режиме осуществляется посредством использования технических и программных средств, в том числе средств связи, функционирующих в соответствии с требованиями, содержащимися в подпункте 3 пункта 8 статьи 56.2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ “О связи”, обеспечивающих направление запроса к национальной системе доменных имен, для выявления сетевого адреса, соответствующего доменному имени в сети “Интернет”.

12. Информация, предоставляемая национальной системой доменных имен в автоматическом режиме техническим и программным средствам, в том числе средствам связи, необходимая для выявления сетевого адреса, соответствующего доменному имени в сети “Интернет”, предоставляется безвозмездно.

1 Часть 1 статьи 14.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”.

Чтобы не воровали

В мае Минкомсвязи только запланировало разработать документ, призванный бороться с фейковыми доменами, теперь же оно опубликовало подробный его вариант. Согласно поправкам, администрировать домены госорганов и организаций будет только государственный регистратор, который Правительство создаст отдельно, отобрав, по всей видимости, эту функцию у Координационного центра доменных имён. Государственные ведомства станут полными правообладателями адресов своих страниц, и на них никто не сможет посягнуть. Правда, только в доменных зонах .ru и.рф.

Как писала ранее «Парламентская газета», эти новации связаны с массовым появлением интернет-страниц, копирующих официальные порталы госорганов. Мошенники, создавая свои сайты, пытались повторить как их дизайн, так и адрес. В пандемию чаще всего мошенники клонировали портал гослуслуг, чтобы собрать с людей, обращающихся за государственной поддержкой, несуществующие штрафы и комиссии, сообщал «Коммерсантъ».

Ещё одна норма, как пояснил «Парламентской газете» экс-советник Президента России по вопросам развития Интернета, владелец новостного агрегатора MediaMetrics Герман Клименко, ознакомившийся с законопроектом, предполагает, что Роскомнадзор сможет без суда отбирать домены, похожие на адреса государственных сайтов.

«Я так понимаю, Правительство хочет сократить процедуру отбирания домена, потому что сейчас это долгий процесс, — рассказал Клименко. — Я считаю, что ничего плохого в этом нет: вряд ли сайт, у которого адрес, условно говоря, «минпром.рф», используют в благих целях, — наверняка он предназначен для какого-то криминала. Такие адреса государство и хочет забирать без всяких дискуссий. Если применять этот механизм без злоупотреблений, то всё будет разумно».

В кабмине также отметили, что специальный регистратор доменов для государственных ведомств и НКО нужен, чтобы предотвратить возможные перебои в работе сайтов, если «у любого из аккредитованных регистраторов доменных имён возникают незапланированные проблемы». Клименко подчеркнул, что такие ситуации действительно были.

«По этой причине госрегистратор ещё давно хотели сделать, но тогда против выступил Координационный центр, — сообщил эксперт. — Но сейчас, видимо, вопрос встал острее».

Как отстоять право на свой домен?

В свете нашумевших претензий правообладателей решили рассказать о том, как владелец сайта может потерять свой домен и как этого избежать.

В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) написано, что правообладатель товарного знака может использовать его в доменном имени. Если кто-то зарегистрировал такой же или похожий домен, то это нарушает права на товарный знак. Можно защищаться: через суд разделегировать домен и взыскать компенсацию.

Но не всегда. Добросовестный администратор домена может отбить претензии владельца товарного знака. Ниже мы расскажем, как.

В этой статье рассмотрим только доменные споры в российских судах. Есть еще доменные споры в Центре ВОИС, но о них потом.

Например, есть список доменных имен, споры о которых рассматриваются Центром Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Например, .CY (Cyprus), .EU (European Union), .CN (China), .IO, .UA. Полный список можно посмотреть по ссылке: https://www.wipo.int/amc/en/domains/cctld/index.html. Споры о популярных доменах: .RU, .РФ, .COM Центром ВОИС не рассматриваются.

В российских судах рассматриваются споры не по всем доменным именам. Только если соблюдается одно из следующих условий:

Домен относится к российскому национальному домену первого уровня (.ru, .su, .рф);

В остальных случаях российский суд дело рассматривать не будет. Эта заметка касается доменных споров в российских судах. Но условия освобождения от ответственности можно применить при рассмотрении спора в Центре ВОИС, а также некоторых зарубежных странах.

Теперь разберемся, кто может получить иск правообладателя. С доменом могут быть связаны разные лица: регистратор, администратор, владелец сайта.

По закону за нарушение прав в доменном имени отвечает его администратор. Именно он платит компенсацию. И никакой договор «аренды» сайта не поможет снять ответственность. Например, администратор отдает сайт в аренду и в договоре пишет, что за нарушение прав вся ответственность лежит на арендаторе. Такое условие в суде не пройдет.

Но администратор может разделить свою ответственность. Правообладатель может наказать еще и того, кто фактически использует домен, но не является администратором. Например, компания продаёт «серые» запчасти BMW и размещает сайт по адресу bmw-parts.ru. Администратор сайта – Иванов Иван, который передал его в аренду. Верховный суд считает, что ответственность лежит на Иване и компании солидарно. Это значит, что с каждого по отдельности или со всех вместе можно взыскать полную сумму компенсации (п.159 Постановление Пленума ВС от 23.04.2019 N 10).

Регистратор домена за нарушение не отвечает. Об этом говорят суды. Например, в одном деле суд отказал в иске только потому, что он был предъявлен к регистратору доменного имени (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 07.09.2018 N С01-543/2018 по делу N А55-11965/2017).

Таким образом, основной удар приходится на администратора домена. Именно он отвечает за все нарушение, даже если передал сайт для использования. Регистратор же никакой ответственности не несет.

Правообладатель знака может потребовать через суд:

1. Разделегировать домен;

2. Выплатить компенсацию.

Прекращение регистрации домена – самое частое требование. После того, как суд вынесет решение, правообладатель знака отправляет его регистратору. Тот за 45 дней должен аннулировать регистрацию. И правообладатель знака имеет преимущественное право зарегистрировать домен на себя. У него есть 30 дней, чтобы заключить договор с регистратором.

Правообладатель не может потребовать передать домен. Такой способ защиты в законе не предусмотрен. И это подтверждает судебная практика. В одном деле суд отказал в иске, потому что правообладатель заявил неправильное требование – передать ему доменное имя (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 10.08.2018 N С01-463/2018 по делу N А66-3737/2017). Но очень редко встречаются решения, когда суд требует передать домен истцу.

Также правообладатель может потребовать компенсацию. Это право предусмотрено законом и активно применяется в судебной практике. Например, в одном деле компания взыскала 1 000 000 рублей с администратора доменного имени (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 10.05.2018 N С01-244/2018 по делу N А40-90739/2017). На своих сайтах администратор продавал копии швейцарских часов «Ulysse Nardin». Доменные имена были сходны с товарные знаком швейцарской компании.

Таким образом, если суд установит нарушение, администратору грозит не только аннулирование домена, но и взыскание денег. Поэтому при получении иска нужно серьезно отнестись к делу.

Разбор юридических мифов про Россию/РФ, как частную фирму и недогосударство

Будьте морально готовы к почти постоянному состоянию фейспалма и напряжённой работе серого вещества. Будьте внимательны и рассуждайте!

Развенчивание мифотворчества для удобства прочтения поделил на две части. Обязательно почитайте постскриптум, он того стоит 🙂

Начнём с того, что рассмотрим утверждения некоторых альтернативно одарённых граждан, которые навязывают нам утверждения о том, что РФ – не государство, а коммерческая фирма иностранного происхождения за руководством Дмитрия Медведева и что Правительство РФ – юридическое лицо в иностранном подчинении.

Примеры таких граждан ниже (советую, прежде чем читать дальше, хотя бы бегло открыть ссылки и одним глазком почитать то, о чём там пишут):

И так далее, и тому подобное. Тексты разные, но суть одна – Российская Федерация, якобы, не государство,Правительство РФ не зарегистрировано в ЕГРЮЛ, а вывод – РФ/Правительство РФ иностранная коммерческая фирма, зарегистрирована в Британии (или где-то там ещё).

Для начала определимся с терминами – что такое юридическое лицо и коммерческая фирма/организация и ЕГРЮЛ?

ГК РФ Статья 48. Понятие юридического лица

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
ГК РФ Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

ЕГРЮЛ – это государственный реестр Российской Федерации, содержащий сведения обо всех юридических лицах, зарегистрированных на территории Российской Федерации, а также сведения о внесении изменений в учредительные документы юридических лиц или об их ликвидации.

Почему утверждения про Российскую Федерацию, как некую частную фирму – это самое настоящее заблуждение вкупе с тем, что Правительство РФ вдруг, на каком-то сайте, становится юридическим лицом?

Вспоминаем материал, который мы с вами изучали по теории государства и права о феномене государства – https://cont.ws/@alex89/125149.

Государство – это организация (политическая), которая внешне выражена в системе органов управления и принуждения. И у такой организации есть только ей присущие признаки:

1. территориальная организация государства (институты гражданства, государственные границы);

2. публичный характер государства (несовпадение государства и общества, аппарат управления);

3. суверенный характер государства (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);

4. принудительный характер государства («монополия на законное насилие»);

5. исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;

6. обязательность членства в государстве;

7. представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;

8. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

Также вспоминаем о функциях государства, которые делятся на внешние и внутренние:

Разве у коммерческой фирмы есть функция, например, обеспечения национальной безопасности? Нет. А функция обеспечения правопорядка и законности в стране? Нет. А функция защиты конституционного строя? Нет. А монополия на насилие? Тоже нет. А обладание исключительным правом на сборы налогов и эмиссию? Ни в коем разе.

А вот РФ, будучи в правовой категории и статусе государства, этими функциями обладает.

Наглядно показано и доказано, что утверждение о том, что РФ – это не государство, а коммерческая/частная фирма – самая настоящая ложь.

Чтобы соглашаться с формулировкой про РФ, как частную фирму либо её утверждать, необходимо отрицать определение государства и его функций, как правовой категории науки юриспруденции, т.е., проявлять элементы правовой безграмотности или нигилизма. Либо третий вариант – это утверждение необходимо принимать на веру, как догму.

Как бы то ни было, подобные утверждения это введение в заблуждение, сиречь обман и манипуляция информацией, рассчитанная на то, что человек не обладает основами правовых знаний.

Теперь что касается Правительства РФ.

Вспоминаем, что государство выражено в системе органов управления и принуждения, а государственная власть поделена на: законодательную (Федеральное собрание – представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Гос. думы), исполнительную (Правительство) и судебную (тут всё понятно).

Так вот, Правительство Российской Федерации, по своему гражданско-правовому статусу, не является “юридическим лицом” в понятии, используемым Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о юридических лицах.

Выше я уже приводил ст. 48 ГК РФ. Ещё раз её процитирую:

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

Правовая природа статуса Правительства РФ обусловлена, прежде всего, конституционно-правовым статусом, установленным Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации”, определяющего его как “орган государственной власти”.

Существует ЕГРЮЛ следующих организаций (т.е., юридических лиц) в РФ. Список организаций не исчерпывающий, можете вставить свои, скажем, Министерство транспорта или другие:

1. Министерства Обороны РФ;

2. Министерства Внутренних Дел;

3. Министерства финансов РФ и так далее.

У каждой из перечисленных организаций есть индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учёт (КПП) – https://www.banki.ru/wikibank/. . Желающие могут самостоятельно всё это найти в свободном доступе.

Вот что записано по ссылке выше, цитирую:

Код причины постановки на учет (КПП) – присваивается организации в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика в связи с ее постановкой на учет в разных налоговых органах: по месту регистрации юридического лица, его обособленных подразделений, а также там, где оно является собственником недвижимого имущества и транспортных средств. КПП определяет принадлежность юрлица к тому или иному налоговому органу, а также причину постановки на учет.

Если вы попытаетесь найти ЕГРЮЛ Правительства РФ, то вам попадётся что-то вроде этого – https://www.list-org.com/compa. – или этого – https://kontragent.skrin.ru/is.

Фиксируем момент, что у Правительства РФ нет ИНН и КПП; как думаете, почему?

Правильный ответ – потому что Правительство РФ НЕ МОЖЕТ ЯВЛЯТЬСЯ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ!

Если кто не понял, на основании чего я пришёл к такому выводу, то поясню на озвученных примерах МВД, Минобороны и Минфина, что называется, на пальцах.

Эти перечисленные выше организации именно юридические лица, это можно заметить по их ОГРН. ОГРН (основной государственный регистрационный номер) — государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица либо записи о первом представлении в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц» сведений о юридическом лице, зарегистрированном до введения в действие указанного Закона (пункт 8 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц).

Так вот, ОГРН этих организаций таковы:

1. ОГРН Минобороны: 1037700255284

2. ОГРН МВД: 1037700029620

3. ОГРН Минфина: 1037739085636

А теперь будьте будьте внимательны и обратите внимание на первую цифру данного номера.

“Государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр юридических лиц, состоит из 13 цифр, расположенных в следующей последовательности:
С Г Г К К Н Н Х Х Х Х Х Ч
где:
С (1-й знак) — признак отнесения государственного регистрационного номера записи:
к основному государственному регистрационному номеру (ОГРН)* — 1, 5 (присваивается юридическому лицу)

к иному государственному регистрационному номеру записи ЕГРЮЛ* (ГРН) — 2, 6, 7, 8, 9
к основному государственному регистрационному номеру индивидуального предпринимателя (ОГРНИП)* — 3 (присваивается индивидуальному предпринимателю)
к иному государственному регистрационному номеру записи ЕГРИП* (ГРНИП) — 4″

Источник – Википедия (ссылка не копируется, но можно найти через запрос определения ОГРН).

Таким образом, все три перечисленные мной организации – МВД, Минфин и Минобороны – юридические лица.

Что записано в ОГРН у Правительства РФ? Возвращаемся к скринам выше и видим, что там стоит цифра ноль или вообще пустая графа. То есть оное (Правительство РФ) не обладает статусом юридического лица де-юре и де-факто (отсутствуют признаки юрлица).

Запомните раз и навсегда – орган государственной власти и юридическое лицо – это принципиально два разных правовых статуса со своими, только им присущими, признаками!

Что и требовалось, в общем-то, доказать: нами вновь пытаются манипулировать, надеясь, что примем за чистую монету утверждение о том, что Правительство РФ вдруг стало юридическим лицом.

Во второй части развенчивания мифов о статусе РФ, как государства, рассмотрим более забористую дурь под названием: “ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕ ЛЕГИТИМНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”, на которую очень любят ссылаться (в разных вариациях) при попытке протащить тезис о невозможности именования Российской Федерации государством.

Данный пациент, кажется, вообще лекарства не принимает – https://marafonec.livejournal.

Цитирую из ссылки:

“Субъект «Российская Федерация – РФ» несуществующий в тот момент на территории РСФСРСССР изначально создан как коммерческая структура и зарегистрирован в Лондоне, а при проверке его оказалось, что согласно регистра D-U-N-S© Number 531298725 эта коммерческая структура имеет Генерального директора – Медведева Дмитрия Анатольевича!”

Чуть ниже процитированного текста автор блога даёт ссылку на весьма интересный ресурс, где мы, якобы, познаем Дзен. При чём как даёт! Цитирую:

“Проверить регистрацию и статус любых органов власти РФ можно на официальном ресурсе отслеживания юридических лиц можно здесь https://www.upik.de/en/upik_suche.cgi?new=1”

Окей, перешёл на указанную страницу и запросил перевод:

Ага, то есть, компаниям (юрлицам) присваиваются номера! Ну-ка, компаниям каких стран могут присваивать эти номера? А вдруг там и РФ есть?

Ответ смотрим вот тут – https://www.upik.de/en_media/L. – ищем графу с названием нашей страны – Russian Federation. Опа, оказывается, напротив нашей страны в графе “D-U-N-S® NUMBER TO ASSIGN FOR A BRANCH AVAILABLE” указан статус “No”. То бишь, для нашей страны эта опция недоступна.

Так-так. А кто вообще участники этой UPIK®? Смотрим по ссылке – – https://www.upik.de/en/upik_me. Тут и Опель, и БМВ, и Порше, и Шелл, и Форд и дофига кого ещё. Вот только где же конкретные государства и их органы власти, типа правительства РФ или других стран, как озвучиваемые автором блога некие “коммерческие структуры”?

Попытавшись вбить на этом сайте наименование – Правительство Российской Федерации (и даже английскую версию: Government of the Russian Federation) – затем, указав нашу страну из списка и нажав на кнопку поиска, система ничего не нашла 🙂

Кто не верит, сами попробуйте.

В общем, поздравляю вас, господин соврамши автор блога! И всех остальных, кто свято верует в то, что Правительство РФ – юридическое лицо, а РФ – не государство. Этот ролик ниже посвящается вам:

Роскомнадзор активно инициирует разделегирование доменных имен в зонах .RU и.РФ по линии «детская порнография». Вдобавок к этому недавно в результате взаимодействия Роскомнадзора с Роспотребнадзором и регистратором доменных имен Reg.ru был разделегирован домен сайта интернет-магазина, продающего препарат DNP (ДНП, ДНФ, 2,4 Динитрофенол), который признан экспертами Роспотребнадзора опасным для жизни и здоровья. То есть, несмотря на то, что в Правилах речь идет лишь о разделегировании доменов сайтов, распространяющих порнографические изображения, фишинг, ботсети, как видится, Роскомнадзор, взаимодействуя с другими госорганами, может добиться разделегирования домена и по другим основаниям.

Ссылка на основную публикацию