Прохождение гражданской службы

Прекращение государственной службы (служебного контракта), процесс освобождения от замещаемых должностей на ГГС, как и увольнение с нее, подлежат оформлению посредством правоприменительного акта государственного органа.

Порядок прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации

Гражданин РФ, достигший возраста восемнадцать лет, владеющий государственным языком РФ и отвечающий квалификационным запросам, установленным Федеральным законом вправе устраиваться на гражданскую службу. 65 лет – вот тот максимальный возраст пребывания на гражданской службе.

Зачисление лица на гражданскую службу для замещения поста гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы реализовывается по итогам конкурса. Он содержится в оценке профессиональной степени претендентов, их пригодность к введенным квалификационным требованиям.

Имеется ряд случаев, в которых конкурс не проводится, а собственно: 1) при направлении на замещаемые на обусловленный срок полномочий поста гражданской службы категорий «руководители» и «помощники» (советники); 2) при назначении на пост гражданской службы категории «руководители», назначение и отстранение от которых исполняются Президентом РФ или Правительством РФ; 3) при заключении безотлагательного служебного контракта; 4) при назначении служащего на другую должность гражданской службы; 5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего, который состоит в кадровом запасе, организованном на конкурсной основе.

В частности же конкурс может не проводиться при назначении на некоторые посты гражданской службы, осуществление должностных обязанностей по которым объединено с употреблением данных, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, ратифицируемому указом Президента РФ.

По решению работника по найму конкурс может не состояться при назначении на пост гражданской службы, касающиеся группы младших должностей гражданской службы.

Касательно несоответствия квалификационным запросам к свободной должности гражданской службы претенденту, быть может, отказано в допуске к участию в конкурсе. Этот претендент, вправе обжаловать данное решение согласно с законодательством России.

Для проведения конкурса создается конкурсная комиссия.

При устройстве на государственную гражданскую службу надо заключить служебный контракт.

Служебный контракт – это условия между нанимателем и гражданином, устраивающимся на гражданскую службу, или гражданским служащим о освоении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Им определяются права и обязанности сторон.

Представитель нанимателя обязуется дать лицу, устраивающемуся на гражданскую службу, вероятность прохождения гражданской службы, а также возможность замещения поставленной должности гражданской службы, а также выплачивать заработную плату и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Гражданин, зачисляющийся на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы обязуется выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом и придерживаться служебного распорядка государственного органа.

Лицо, поступающее на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

1) заявление с просьбой о поступлении или замещении должности гражданской службы; 2) собственноручно заполненную и подписанную анкету определенной конфигурации; 3) паспорт; 4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная деятельность реализовывается в первый раз; 5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; 6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ; 7) документация воинского учета; 8) документ об образовании; 9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В некоторых случаях с учетом условий прохождения гражданской службы может быть необходимость предъявления и иных документов.

Со дня подписания сторонами служебного контракта он вступает в силу, если иное не предусмотрено законодательством.

Нужно отметить, что устраивающемуся на государственную гражданскую службу лицу может быть назначен испытательный срок. Он устанавливается длительностью от 3 месяцев до 1-го года.

Гражданскому служащему выдается служебное удостоверение определенной формы после того как его назначили на должность гражданской службы.

Если гражданин переводится из другого государственного органа на пост гражданской службы, срок испытание устанавливается от 3-6 месяцев.

По окончании испытания проводится квалификационный экзамен, по итогам которого гражданскому служащему присваивается классный чин.

При неудовлетворительном итоге испытания представитель нанимателя имеет право:

1) возвратить гражданского служащего на ранее замещаемую должность гражданской службы;

2) за 3 дня до истечения срока проверки расторгнуть служебный контакт с гражданским служащим, сказав ему об этом в письменной форме, указав причины, послужившие для признания этого лица не выдержавшим испытание.

Постановление нанимателя служащий вправе обжаловать в суд. Гражданский служащий считается выдержавшим испытание, если срок проверки истек, а он продолжает замещать пост гражданской службы.

Не позднее, чем за 3 дня до истечения периода испытания лицо вправе расторгнуть контракт по личному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменном виде.

Получается, что последовательность устройства на государственную гражданскую службу РФ, полагает, что гражданин России, поступающий на предоставленный вид государственной службы, обязаны отвечать квалификационным требованиям, пройти установленный конкурс, затем с ним заключается служебный контракт и если это надо определяется испытательный срок.

В современной России имеется президентская программа подготовки управленческих кадров, по которой возлагается сформировать стажировку педагогов в крупнейших вузах России и за рубежом, что также доказывает высокую существенную значимость для государства управленческой функции.

А теперь разберем порядок увольнения служащих с государственной гражданской службы.

Читайте также:
Лунный-календарь-стрижек-ноябрь-2022

При снятии гражданского служащего с занимаемой должности служебный контакт прерывает свое действие, за исключением случаев, не зависящих от воли сторон.

Служебный контракт прекращается:

а) касательно назначения или перевода лица на другой пост гражданской службы в том же государственном органе;

б) в отношении с назначением или переводом на иную должность гражданской службы в ином государственном органе;

в) в связи с увольнением с гражданской службы.

Со дня освобождения гражданина от занимаемой должности служебный контракт прекращает свое действие.

При этом не всегда влечет за собой увольнение гражданского служащего. Настоящее является одной из значительных особенностей правового статуса гражданского служащего по соотнесению со статусом работника, функционирующего по трудовому договору. К примеру, перемещение лица на другую должность гражданской службы в том же государственном органе обозначает отстранение от занимаемого места, тем не менее, не обозначает сокращения с гражданской службы.

Отдельно следует зафиксировать, что прекращение и отстранение от занимаемого поста по одному из этих причин не повлечет сокращение с гражданской службы. Если перемещение служащего по его собственной просьбе или с его одобрения в иной государственный орган не соединен с переводом на государственную службу иного вида (военную или правоохранительную службу), то в данном случае гражданский служащий останется на гражданской службе. Таким образом, расторжение служебного контракта и отстранение лица от занимаемой должности повлекут его сокращение из государственного органа, однако не сопровождаются сокращением с гражданской службы.

Следовательно, увольнение служащих с гражданской службы совершается при прекращении служебного контракта с гражданским служащим и отстранении его от замещаемой должности по общим основам законодательства России.

Прекращение служебного контракта со служащим, отстранение его от замещаемого поста и сокращение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Порядок прекращения служебного контракта с гражданским служащим, а также освобождение его от занимаемой должности регулируются нормами Трудового кодекса.

Согласно этими нормам служащий обязан быть ознакомлен под роспись с правовым актом государственного органа о сокращении его с гражданской службы (распоряжением, приказом). По запросу гражданского служащего представитель нанимателя должен выдать ему должным образом засвидетельствованную копию указанного акта (распоряжения, приказа). В случае, порой этот акт (распоряжение, приказ) об увольнении гражданина невозможно довести до его сведения или он отказывается ознакомиться с ним под роспись, на этом акте (распоряжении, приказе) делается надлежащая запись.

При сокращении лица с гражданской службы в трудовой книжке этого гражданина делается запись об увольнении с указанием основания увольнения и со ссылкой на надлежащую норму Федерального закона «О государственной гражданской службе», а в отдельных случаях – Трудового кодекса или иного федерального закона.

О государственной гражданской службе Российской Федерации

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

2. В должностной регламент включаются:

  • квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  • должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
  • сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  • порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
  • перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
  • показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

Статья 48. Аттестация гражданских служащих

1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

Читайте также:
Где заправить газовый баллон в москве пропаном

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт.

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

  • о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
  • об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

  • соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  • соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  • не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

  • подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
  • понижается в должности гражданской службы.

17. При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

19. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Статья 49. Квалификационный экзамен

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 204-ФЗ)

1. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, указанные в части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

2. Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы.

3. Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

4. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Порядок сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими определяется указом Президента Российской Федерации.

2004-2022 © Федеральная служба по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Официальный сайт.

Прохождение испытания

8. В период испытания непосредственный руководитель в рамках исполнения своих должностных обязанностей обеспечивает:

а) координацию профессиональной служебной деятельности гражданского служащего таким образом, чтобы результаты исполнения гражданским служащим данных ему поручений позволяли всесторонне оценить его знания и умения, а также профессиональные и личностные качества;

Читайте также:
Как поделить однокомнатную квартиру при разводе?

б) проведение на регулярной основе собеседований с гражданским служащим, его наставником (при наличии) в целях оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

9. В период испытания гражданский служащий ведет учет результатов исполнения должностных обязанностей в таблице учета результатов исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей в период испытания (далее – таблица), составленной гражданским служащим по форме согласно приложению № 1 (за исключением случая, если в рамках электронного делопроизводства используется система автоматического учета поручений).

10. В период испытания кадровая служба федерального органа исполнительной власти (далее – кадровая служба) совместно с непосредственным руководителем реализуют следующие мероприятия в целях адаптации гражданского служащего к условиям профессиональной служебной деятельности и обеспечения эффективного исполнения им должностных обязанностей:

а) ознакомление с документами, регламентирующими деятельность федерального органа исполнительной власти, его структурой и функциями структурных подразделений федерального органа исполнительной власти;

б) представление коллективу;

в) консультирование по вопросам организации исполнения должностных обязанностей;

г) организация профессионального развития и (или) наставничества (при необходимости).

Прохождение гражданской службы

Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в Министерство экономического развития Российской Федерации определены законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Поступление гражданина на государственную гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Порядок проведения конкурсов определяется Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации, не имеющие установленных законодательством Российской Федерации ограничений для поступления на государственную гражданскую службу и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Информация о порядке проведения конкурса и перечне необходимых документов представлена в разделе Конкурсы.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» определены следующие квалификационные требования к должностям гражданской службы:

  • обеспечивающие специалисты (специалист 1 разряда, старший специалист 1 разряда) — профессиональное образование, нет требований к стажу работы;
  • специалисты старшей группы (главный и ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт) — высшее образование, нет требований к стажу работы;
  • специалисты ведущей группы (консультант, ведущий консультант, советник, ведущий советник, заместитель начальника отдела) — высшее образование, нет требований к стажу работы;
  • специалисты главной группы (референт, начальник отдела) — высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры, не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки
  • руководители высшей группы (заместитель директора департамента, директор департамента) – высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры, не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 79-ФЗ) установлены случаи, при которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться
на гражданской службе.

К таким случаям относятся:

  • признание гражданина (гражданского служащего) недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  • отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, со-ставляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тай-ну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использо-ванием таких сведений;
  • наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской ор-ганизации;
  • близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • прекращения гражданства Российской Федерации;
  • наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • непредставления установленных Федеральным законом № 79-ФЗ сведе-ний или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
  • утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвраще-нии или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанно-стей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным зако-ном № 79-ФЗ, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
  • признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) – в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, – в течение 10 лет со дня вступ-ления в законную силу решения суда, которым признано, что права граждани-на при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены;
  • непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 Федерального закона № 79-ФЗ (об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).
Читайте также:
Возврат подоходного налога за 3 года

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением указанных ограничений, устанавливаются федеральными законами.

Нормативные правовые акты по вопросам поступления на государственную гражданскую службу и её прохождения:

Особенности перевода при осуществлении ГГС

Перевод на другую должность ГГС в рамках этой же организации, как и перевод гражданских служащих на другие должности в других организациях и перевод в другую местность вместе со своим органом допустим только с письменно составленного согласия работников. Если в соответствии с состоянием здоровья и при наличии заключения медицинской организации сотрудник не может выполнять свои обязанности в должности по замещаемой должности ГГС, то должна быть предоставлена квалификация и возможность осуществлять деятельность, не противопоказанную состоянием здоровья. При отказе служащих переводиться на другую должность или в случае ее отсутствия в этой организации, служебный контракт прекращается, работник должен быть освобожден от замещаемой должности ГГС, происходит его увольнение.

Перемещение госслужащего на другую должность ГГС, когда не происходит изменение должностных обязанностей по служебному контракту и должностному регламенту, нельзя считать переводом на другую должность ГГС. Эта процедура не предусматривает получение согласия со стороны гражданского служащего.

Если существует служебная необходимость, то представитель нанимателя вправе осуществить перевод работника на срок до 1 месяца на должность, которая не предусмотрена служебным контрактом. Она должна быть предоставлена в том же государственном органе и оплачиваться по временно замещаемой должности, но не в меньшем размере, чем установленный ранее размер оплаты труда. Подобные переводы допустимы для того, чтобы:

  • предотвратить катастрофу, производственную аварию или устранить последствия катастрофы, аварии на производстве или стихийного бедствия;
  • предотвратить несчастные случаи, временную приостановку профессиональной службы по экономическим, технологическим, техническим или организационным причинам;
  • предотвратить уничтожение или порчу имущества;
  • осуществить замещение временно отсутствующего гражданского служащего. В этом случае госслужащих нельзя переводить на другую должность ГГС, которая может быть противопоказана ему по состоянию здоровья. Длительность перевода, осуществляемого с целью замещения временно отсутствующих служащих, не может быть более одного месяца в течение календарного года.

В случае проведения реорганизации государственного органа, включая изменение его структуры, служебные отношения государства и гражданских служащих, которые замещают должности ГГС в нем, можно прекратить только при сокращении должностей службы.

В случае ликвидации органа служебные отношения гражданского служащего и органа государства продолжаются только в случаях, когда:

  • госслужащему, учитывая уровень его квалификации, профессионального образования и стажа, предоставляется возможность замещения другой должности ГГС в органе, принимающем функции ликвидированного органа, или в другом органе;
  • гражданский служащий направляется для профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Если гражданский служащий отказывается от должности, которая была предложена ему для замещения, в том числе в других государственных органах, или от профессиональной переподготовки (повышения квалификации), то его освобождают от замещаемой должности ГГС и происходит увольнение с нее.

В случае сокращения определенной должности ГГС служебные отношения со служащими, замещающими сокращаемые должности, продолжаются при:

  • предоставлении работнику, учитывая квалификационный уровень, уровень профессионального образования и стажа, возможности замещать иную должность ГГС в этой же государственной организации или в другой;
  • направлении госслужащих для профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Если в государственной организации происходит сокращение должностей ГГС, то за 2 месяца до этого представитель нанимателя должен сообщить письменно об этом гражданским служащим. В течение этих двух месяцев государственный орган может проводить внеочередную аттестацию, в соответствии с результатами которой для гражданских служащих, которые имеют преимущественное право на замещение, возможно предоставление для замещения иных должностей, включая должности в других организациях.

Преимущество в замещении должности ГГС имеют гражданские служащие, обладающие:

  • более высокой квалификацией и уровнем профессионального образования;
  • большим стажем ГГС или работы по специальности;
  • более высокими результатами профессиональной службы.

Имея письменное согласие гос. служащего, представитель нанимателя имеет право на расторжение с ним контракта без предупреждения об освобождении от замещаемой должности ГГС за два месяца.

Читайте также:
Когда судебное заседание может быть закрыто?

Если происходит увольнение по причине реорганизации или изменения структуры, ликвидации государственного органа или сокращения должностей, для служащих предусмотрена выплата компенсаций, сумма которых составляет четырехмесячное денежное содержание. В этом случае не производится выплата выходного пособия.

Закон о ГГС допускает отстранение служащих от замещаемых должностей. В этой ситуации представитель нанимателя вправе не допустить к выполнению должностных обязанностей тех служащих, которые:

  • появились на службе в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении;
  • не прошли обучение и проверку знаний, навыков в сфере охраны профессиональной служебной деятельности или охраны труда;
  • привлечены как обвиняемые, в отношении которых суд вынес постановление, требующее временно отстранить от должности.

Представитель нанимателя имеет право отстранения служащего от замещаемой должности на в период урегулирования конфликта интересов. В этом случае за работником должно быть сохранено денежное содержание, предусматриваемое на весь период отстранения.

Представитель нанимателя вправе отстранить работника на весь период, вплоть до момента устранения обстоятельств, которые стали основанием для отстранения в соответствии с виной служащего. На время отстранения служащему не может быть начислено денежное содержание, исключая случаи, рассматриваемые федеральным законодательством.

Аттестация и квалификационный экзамен при прохождении ГГС подлежит регулированию с помощью Закона о ГГС, Указов Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» и «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (проф. уровень)».

Административное право России

ФЗ о гражданской службе введен должностной регламент, в соответствии с которым осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего. Регламент введен в целях повышения ответственности гражданского служащего за неисполнение его должностных обязанностей. Установлено, что должностной регламент утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа. Легального определения понятия последнего еще не дано, но можно утверждать, что речь идет о содержании и порядке осуществления компетенции государственным органом. Косвенное указание на этот счет имеется о самом ФЗ о гражданской службе.

К числу требований к поведению гражданского служащего относится, например, осуществление профессиональной служебной деятельности в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа. В то же время термин «регламент» означает правила регулирования какой-либо деятельности.

В смысловом отношении содержание должностного регламента, раскрываемого в Законе, повторяет содержание его статей, относящихся к правам гражданского служащего. Учитывая значимость должностного регламента о регулировании гражданского служащего о прохождении гражданской службы, обозначим его основные правовые позиции. Он (регламент) включает:

  1. квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемых к гражданскому служащему, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или статусу (опыту) работы по специальности;
  2. должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
  3. перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проекта нормативно-правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
  4. сроки и процедура подготовки, рассмотрения проекта управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  5. порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданским служащим того или иного государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также организациями;
  6. перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с регламентом государственного органа;
  7. показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Исполнение должностного регламента учитывается, во-первых, при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, во-вторых, при включении гражданского служащего в кадровый резерв либо поощрении гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

Аттестация гражданских служащих, за известными исключениями, замещающих должности гражданской службы в государственных органах, предусмотрена ФЗ о гражданской службе. Данным Законом, а также утвержденным в соответствии с ним Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №110, Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской федерации определены цели аттестации, ее организация и порядок проведения.

Аттестация имеет целью определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Не назначение не только в том, чтобы способствовать формированию кадрового состава гражданской службы, повышению профессионального уровня гражданских служащих, но и решению вопросов, связанных с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе и изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

В ФЗ о гражданской службе выделяются гражданские служащие, аттестация которых не может обеспечить достижения ее цели, следовательно, практически нецелесообразна.

Не подлежат аттестации гражданские служащие:

  1. проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
  2. достигшие возраста 60 лет;
  3. беременные женщины;
  4. находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет. Их аттестация возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;
  5. замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт;
  6. в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
Читайте также:
У России нет прав на государственное доменное имя

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Внеочередная аттестация, т.е. до истечения трех лет после проведения предыдущей, может проводиться: а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; б) по решению представ отеля нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия от имени Российской Федерации или субъекта РФ, после принятия в установленном порядке решения: о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе; об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестация проводится аттестационной комиссией. Порядок формирования комиссии, ее состав, проведение аттестации в наиболее существенных вопросах регламентируются ФЗ о гражданской службе и упомянутым Положением об аттестации.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

Весьма действенными факторами стимулирования деятельности гражданского служащего являются требования закона о необходимости учета при аттестации результатов исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональных знаний и опыта работы гражданского служащего, соблюдения гражданским служащим ограничений, отсутствия нарушении запретов, выполнения требований к служебному поведению и обязательств. При аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, учитываются также его организаторские способности.

По результатам аттестации гражданских служащих аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

  1. соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  2. соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется включению в установленном порядке в резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  3. соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  4. не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

По результатам аттестации в течение одного месяца издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

  1. подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  2. направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
  3. понижается в должности гражданской службы.

Отказ гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы является основанием для освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения его с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя. Важным последствием внеочередной аттестации гражданского служащего может быть то, что по ее результатам гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть представлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Во время прохождения гражданской службы гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», сдают квалификационный экзамен. В случаях, установленных Президентом РФ, его сдают также гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категории «руководители».

Квалификационный экзамен. Его цель и порядок сдачи предусмотрены ФЗ о гражданской службе и утвержденным Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 Положением о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня).

Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения полномочий:

  1. должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты»;
  2. должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы;
  3. должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе, но только по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия от имени Российской Федерации или субъекта РФ.

Квалификационный экзамен проводится:

  1. при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы РФ, первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;
  2. при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой гражданской должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;
  3. при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий. Квалификационный экзамен по инициативе представителя нанимателя может проводиться по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

Квалификационный экзамен по инициативе гражданского служащего признается внеочередным и проводится не позднее чем через три месяца после подачи гражданских служащим письменного заявления о присвоении классного чина.

Читайте также:
Какой суд лишает родительских прав

Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией. Данная комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов государственных служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего комиссия выносит одно из следующих решений: а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина; б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

По результатам квалификационного экзамена представитель нанимателя либо принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо направляет представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством РФ о гражданской службе.

Прохождение государственной гражданской службы

Неустроева, М. Н. Прохождение государственной гражданской службы / М. Н. Неустроева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (360). — С. 446-449. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80665/ (дата обращения: 12.02.2022).

В статье представлены различные подходы, связанные с определением правовой природы государственной службы. К ним относятся признание государственной службы в качестве особой государственной деятельности, указание на ее административный характер и признание ее в качестве особого вида трудовых отношений. На основании анализа конституционно-правовых норм, регулирующих гарантии в сфере трудовой деятельности и определяющих равное право всех граждан на доступ к государственной службе, а также специальных норм, регулирующих прохождение государственной службы, сделан вывод о том, что это является особой профессиональной деятельностью, но прохождение государственной службы относится к сфере трудовых отношений. Это положение позволяет сделать вывод о недопустимости ограничения трудовых прав государственных служащих сверх необходимого в силу особого характера их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: трудовые отношения, профессиональная деятельность, нормы, гарантии, правовой статус, запреты и ограничения.

Прохождение государственной службы предполагает наделение субъекта правоотношений особыми полномочиями, которых не имеют работники, выполняющие профессиональные обязанности по трудовому договору.

В этой связи содержательный аспект правоотношений в сфере государственной службы имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

С точки зрения теории права это определяет необходимость выделения или, наоборот, включения института государственной службы в трудовые отношения. Это предполагает разработку правовых норм о прохождении государственной службы как специальной или их сближение с общими нормами трудового права и придание им особенностей только в связи со спецификой профессиональной деятельности государственных служащих. Практическая сторона необходимости изучения сущности правоотношений, складывающихся в процессе государственной службы, определяется, прежде всего, возможностью возникновения служебных споров и неопределенностью принципов, применимых к такому спору, при отсутствии особых правовые нормы.

Есть и другие причины, по которым обоснование соотношения государственной службы с исполнением трудовых обязанностей имеет практическое значение.

Тем не менее, именно признание государственного служащего особым субъектом служебных отношений или, наоборот, служащим, даже выполняющим особый вид работы, определяет общее положение госслужащих не только в системе официальные отношения, но и во всей системе государственного управления. Это разделение связано с признанием государственного служащего только лица, выполняющего профессиональные обязанности или наделенного особым статусом.

С юридической точки зрения обе позиции оправданы, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции РФ [1] гарантируется бесплатный труд и возможность распоряжения личными способностями для определенной профессиональной деятельности государством.

Помимо прочего, данное положение также можно рассматривать как признание равенства трудовых прав граждан, которое распространяется, в том числе, на условия государственной службы. Это можно понимать как признание государственной службы как особого вида трудовых отношений, поскольку профессиональная деятельность государственных служащих не может осуществляться на иных условиях, кроме условий выполнения обязанностей по трудовому договору.

Положения части 4 статьи 31 Конституции РФ [1] также гарантируют равный доступ к государственной службе, что также можно понимать с позиций равноправия участников правоотношений, складывающихся в период гражданского обслуживание и в процессе работы.

Воспользовавшись возможностью выбора, человек с учетом личных предпочтений и навыков работы, исходя из уровня полученного образования и других факторов вправе выбрать сферу профессиональной деятельности, в том числе государственную службу.

Благодаря гарантиям равных трудовых прав, положение государственного служащего не может принципиально отличаться от статуса сотрудников.

Различия в условиях государственной службы сами по себе не указывают на возможность отнесения этой профессиональной деятельности к особой сфере отношений, поскольку ТК РФ [1] также устанавливает специфику работы отдельных категорий лиц.

Представленные положения позволяют ряду исследователей прийти к выводу о возможности признания государственной службы особым видом трудовых отношений, прохождение которых должно регулироваться нормами трудового права.

Например, К. П. Елистратова и А. В. Родионов проводит сравнительный анализ правовых норм, регулирующих механизмы мотивации на государственной службе и в сфере трудовых отношений. Исследователи в целом вполне обоснованно указывают на государственную службу как на особый вид профессиональной деятельности, которая, однако, развивается в рамках трудовых отношений [3].

Читайте также:
Дает ли стоматолог больничный лист

Напротив, М. А. Сидорова рассматривает госслужбу, прежде всего, с точки зрения административной составляющей этих отношений [4]. И. В. придерживается близкой позиции. Грея, согласно которому государственная служба сводится к государственной деятельности, а исследователь указывает на политическую составляющую государственной службы [5].

Представленные позиции свидетельствуют о разнообразии позиций относительно правовой природы государственной службы, причем различия заключаются не только в источниках, но и в способе правового регулирования отношений, связанных с государственной службой. Например, М. Н. Бокова относит правовое регулирование государственной службы к сфере административных правоотношений [6]. Такая позиция не может быть принята, поскольку, хотя государственная служба в силу части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации [2] регулируется особыми правилами, это Закон «О гос. системе государственной службы» [7] и Закон «О государственной службе» [8] отношения связаны с профессиональной деятельностью.

Государственная служба признается, прежде всего, как профессиональная деятельность, хотя и особого рода.

Государственные служащие наделены особым правовым статусом в части полномочий, не присущих другим лицам, но осуществление этих полномочий определяется только объемом профессиональных обязанностей, допустимо только в пределах достижения целей власти из которых они являются сотрудниками.

С учетом положений статьи 18 Конституции Российской Федерации [1] особый правовой статус государственного служащего может использоваться исключительно в интересах граждан.

Все это не означает, что правоотношения, складывающиеся в процессе государственной службы, признаются правоотношениями, которые по своей правовой природе близки к трудовым отношениям, пусть даже и особого характера.

Государственная служба предполагает особую профессиональную деятельность, государственные служащие имеют особый правовой статус, но они наделены большинством тех же прав, что и служащие по трудовому договору.

Поскольку правоотношения при прохождении государственной службы связаны с профессиональной деятельностью, правильнее было бы рассматривать их в рамках трудовых отношений особого вида, а не как особые государственные отношения или административно-правовые отношения.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ также признается «особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях» [9].

Аналогичная позиция представлена в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 [10]. Прохождение государственной службы регулируется специальными правовыми нормами, но это трудовые отношения, их особый характер определяет лишь необходимость установления особых правил профессиональной деятельности государственных служащих, но не означает их исключение из круга отношений, регулируемых законодательством.

Подводя итог, наиболее разумным было бы признать правоотношения, складывающиеся в рамках государственной службы, как особый вид правоотношений, которые, однако, имеют характер трудовых отношений. В связи с конституционными нормами это положение разумнее всего было бы рассмотреть следующим образом.

Каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими профессиональными навыками, руководствуясь личными предпочтениями. Возможность поступления на государственную службу гарантируется всем гражданам в равной степени, поэтому выбор гражданина может быть сделан в пользу государственной службы наравне с другими сферами профессиональной деятельности.

Тем не менее, выбирая государственную службу, а не другой вариант профессиональной деятельности, гражданин осознает необходимость нести дополнительные обязанности, в том числе соблюдать особые запреты на государственной службе, но эти запреты и ограничения обусловлены особым правовым статусом, как следствие, связаны со спецификой профессиональной деятельности.

Это означает, среди прочего, что особые требования, предъявляемые к государственным служащим, не могут ограничивать их права сверх условий, предусмотренных особым характером их профессиональной деятельности. Они связаны с особыми полномочиями, которыми обладают эти люди в силу своего положения.

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) // СЗ РФ. — 04.08.2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СЗ РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
  3. Елистратова, К. П. Государственная гражданская служба в России: сущность и особенности мотивационных механизмов / К. П. Елистратова, А. В. Родионов // Социально-экономическое развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов: проблемы и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — 2019. — С. 58–61.
  4. Сидорова, М. А. Сущность государственной гражданской службы в Российской Федерации // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: сборник материалов IV Внутривузовского Круглого стола. — 2018. — С. 232–235.
  5. Седая, И. В. Понятие и сущность государственной гражданской службы // Академическая публицистика. — 2022. — № 3. — С. 157–165.
  6. Бокова, М. Н. К вопросу о субсидиарном применении права: пределы регулирования государственной гражданской службы нормами трудового права // Право, общество, государство: проблемы теории и истории: Сборник материалов. Международной студенческой научной конференции. — 2018. — С. 9–12.
  7. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СЗ РФ. — 02.06.2003. — № 22. — Ст. 2063.
  8. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // СЗ РФ. — 02.08.2004. — № 31. — Ст. 3215.
  9. По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 25 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», статьи 43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 14 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и статьи 20.1 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 03.10.2002 № 233-О // Вестник Конституционного Суда РФ. — № 3. — 2003.
  10. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — № 3. — март. — 2007.
Читайте также:
Экологический налог вместо транспортного

Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, профессиональная деятельность, отношение, особый вид, особый правовой статус, служащий, особый характер, норма, правовая природа, трудовой договор.

Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, аттестация, квалификационный экзамен, прекращение служебных отношений.

Прохождение государственной службы – это совокупность юридических фактов (событий и действий), с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений.

Прохождение государственной службы включает в себя поступление на службу (назначение на должность), осуществление службы (присвоение классного чина, аттестацию, применение поощрений и взысканий), прекращение государственно-служебных отношений.

На гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком и соответствующие квалификационным требованиям, установленным ФЗ «О ГГС РФ». Поступление гражданина на ГГС осуществляется по результатам конкурса, также может быть предусмотрено испытание(срок 1 – 12 мес.).

Конкурс не проводится :

1)На замещаемые на определенный срок категорий “руководители” и “помощники (советники)”;

2)На должности категории “руководители”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом или Правительством РФ;

3)При заключении срочного служебного контракта;

4)При назначении на должность ГГС гражданского служащего, включенного в кадровый резерв;

5) Может не проводиться, если должностные обязанности связаны с исполнением гос. тайны;

6) Может не проводиться по решению работодателя на младшие должности.

Испытание не устанавливается :

1)Для беременных женщин – гражданских служащих;

2)Для граждан, окончивших обучение в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и впервые поступающих на ГГС в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

3)Для граждан и гражданских служащих при замещении должностей категорий “руководители” и “помощники (советники)”, которые замещаются на определенный срок;

4)Для гражданских служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением или упразднением государственного органа;

Обстоятельства, при которых гражданин не принимается на гражданскую службу :

– признание недееспособным или ограниченно дееспособным;

– осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

– наличие заболевания, препятствующего прохождению службы, подтвержденного заключением медицинского учреждения;

– близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

– наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Аттестация– проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Учитываются соблюдение ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных ФЗ. Проводится один раз в 3 года (раньше, при сокращении должностей или изменении условий оплаты труда).

Аттестации не подлежат ГГС, замещающие должности категорий “руководители” и “помощники (советники)”, в случае, если с указанными ГГС заключен срочный служебный контракт.

ГГС, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через год после выхода из отпуска.

Для проведения аттестации формируется аттестационная комиссия (представитель нанимателя и/или уполномоченные им ГГС).

По результатам аттестации комиссией принимается решение:

1)Соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2)Соответствует замещаемой должности ГГС и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности ГГС в порядке должностного роста;

3)Соответствует замещаемой должности ГГС при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

4)Не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1)Подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

2)Направляется для получения дополнительного профессионального образования;

Читайте также:
Как перевести сотрудников на удаленку

3) Понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Квалификационный экзамен – проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) ГГС конкурсной или аттестационной комиссией, либо при решении вопроса о присвоении классного чина по инициативе служащего.Классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Сдают: служащие, замещающие должности на определенный срок полномочий, кроме:

– категорий “руководители”, относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы;

– категории “помощники (советники)”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом;

– должности, относящиеся к главной группе должностей ГГС, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством.

Общие основания для прекращения государственной службы :

1)Соглашение сторон служебного контракта;

2)Истечение срока действия срочного служебного контракта;

3)Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;

4)Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя – напр., при несоответствии замещаемой должности;

5)Перевод по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6)Отказ от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;

7)Отказ от перевода на иную должность ГГС по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;

Предельный возраст пребывания на гражданской службе– 60 лет. Срок с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет.

– служащему, замещающему должность категории “помощники (советники)”, учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, – до окончания срока полномочий указанного лица.

– Федеральному ГГС, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность категории “руководители” высшей группы должностей, срок может быть продлен по решению Президента, но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет.

По достижении предельного возраста пребывания на ГГС по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

Дата добавления: 2019-09-02 ; просмотров: 1047 ; Мы поможем в написании вашей работы!

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Заключение

Прохождение государственной службы осуществляется в строгом соответствии с установленными нормативными предписаниями. Граждане, занимающие должности в госструктурах, несут ответственность за свои действия. Их работа имеет особое значение для общества и государства в целом. В этой связи сотрудники должны обладать определенным уровнем профподготовки, навыками и опытом.

В целях совершенствования системы государственной службы законодательство предусматривает регулярные проверки соответствия работников занимаемым ими должностям. Аттестация позволяет оценить компетентность сотрудников, их отношение к профессиональной деятельности. Как и в любой другой сфере, госслужащие могут перемещаться с одной должности на другую. Одним из оснований для таких перестановок являются результаты аттестации. Сотрудник может быть переведен как на ниже-, так и на вышестоящую должность в соответствии с показателями, полученными при проверке соответствия.

Государственные служащие пользуются рядом преимуществ. Например, военные выходят на пенсию не по возрасту, а по выслуге лет. При этом выплаты рассчитываются с использованием отраслевых коэффициентов. Государство предоставляет служащим и другие социальные гарантии.

В настоящее время отмечается постоянная работа в плане совершенствования системы. Особое значение при этом имеет внедрение информационных технологий. Широкое развитие получила система межведомственного взаимодействия. Это существенно сокращает время обработки обращений, принятия решений.

Особенно актуально межведомственное взаимодействие для правоохранительных органов и военных структур. Государственные служащие в силу своей деятельности связаны с информацией, составляющей тайну, охраняемую законом. Ни при каких обстоятельствах они не вправе разглашать ее.

Важной составляющей деятельности сотрудников является соблюдение дисциплины. За нарушения предусматривается дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения.

Порядок прохождения государственной гражданской службы, а также работы в правоохранительных структурах предусматривает контрактную основу профессиональной деятельности. Зачисление в ряды ВС осуществляется по призыву и добровольно. Общие правила принятия граждан регламентирует соответствующий закон прохождении государственной службы. Так, в нормативном акте определено, что по контракту могут зачисляться в штат граждане, которые владеют официальным языком страны (русским) и достигли установленного возраста.

Специфика дисциплинарных мер

Их применение регламентируется внутренними уставами органов или специальными Положениями. В качестве отличительных признаков дисциплинарной ответственности, применяемой в отношении госслужащих, выступают:

  1. Наличие трех оснований: процессуального, фактического и нормативного. Первое связано с принятием соответствующего правового акта, по которому к конкретному нарушителю применяется определенная мера.
  2. Ответственность наступает за дисциплинарный проступок. Однако в ряде случаев санкции могут быть применены и за иное нарушение.
  3. Дисциплинарные взыскания вменяются субъектами линейной власти в пределах служебного подчинения.

Суть дисциплинарного проступка заключается в невыполнении либо ненадлежащем исполнении сотрудником обязанностей, которые были на него возложены.

порядок прохождения государственной гражданской службы

Ссылка на основную публикацию