Ошибка в налоговой декларации: что делать, как исправить

По мнению ФНС, регистрировать такой счет-фактуру следует в том периоде, в котором получен его верный вариант. Вычет, ранее заявленный по нему, придется аннулировать, пересчитать НДС, оплатить его сумму и пени, после чего подать уточненную декларацию.

Исправление налоговых ошибок без подачи “уточненки”.

В определенных случаях налогоплательщики вправе исправлять ошибки (искажения), допущенные при расчете налогов в прошлом, путем корректировки текущих налоговых обязательств. Как показывает арбитражная практика, использование такой модели исправления ошибок налоговыми органами не приветствуется. Налогоплательщики же, напротив, извлекают максимальную выгоду из формулировок ст. 54 НК РФ.

Согласно общему правилу, озвученному в абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные налоговые ошибки (искажения).

Иными словами, исправляя ошибку, допущенную в прошлом периоде, налогоплательщик составляет и представляет в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за данный период. Это касается всех налогов: налогов на прибыль, имущество, НДС и т. д. Если ошибка в декларации привела к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан подать в инспекцию уточненную декларацию. Это установлено п. 1 ст. 81 НК РФ, как и то, что при обнаружении ошибок в налоговой декларации, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, представление уточненной декларации остается на усмотрение налогоплательщика. То есть если в результате допущенной ошибки в налоговой декларации налогоплательщик переплатил налог в бюджет, то он может ее и не исправлять.

Если же намерения «прощать» переплату налога у налогоплательщика нет, он должен быть готов к тому, что представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (или увеличена сумма полученного убытка), по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), спровоцирует проведение:

  • камеральной и выездной проверок, даже если за период, охваченный уточненной декларацией, проведен налоговый мониторинг (пп. 3 п. 1.1 ст. 88, пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ);
  • повторной выездной проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Названные последствия являются серьезным стоп-фактором для заявлений о существующей переплате по налогам, поэтому налогоплательщики чаще всего прибегают к альтернативному способу корректировки своих налоговых обязательств. Это позволяет абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ (действует с 01.01.2010), который гласит: в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены налоговые ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены налоговые ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также в тех случаях, когда допущенные ошибки в налоговой декларации (искажения) привели к излишней уплате налога.

На сегодняшний день уже стало общепризнанным, что данная норма устанавливает два самостоятельных случая для перерасчета налога в текущем периоде, а именно когда:

  • определить период совершения ошибки (искажения) невозможно;
  • допущенная ранее ошибка привела к излишней уплате налога.

Из-за синтаксического строения абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ это не было очевидным до официального разъяснения Минфина (Письмо от 23.01.2012 № 03-03-06/1/24).

Получается, что исправление ошибок (искажений) по последнему основанию (излишняя уплата налога за прошлый период – период допущения ошибки) избавляет налогоплательщика от необходимости представления уточненной декларации, которая может послужить поводом для проведения дополнительных контрольных мероприятий со стороны налоговых органов.

Ключевой момент

если в декларации ошибка

Абзац 3 п. 1 ст. 54 НК РФ является гарантией защиты права налогоплательщика на справедливое налогообложение результатов его экономической деятельности, поскольку приводит к обложению налогом действительных результатов деятельности и устраняет искажения налоговой базы, имевшие место в завершенных налоговых периодах (постановления АС ЗСО от 15.06.2015 № Ф04-19602/2015, ФАС МО от 20.06.2014 № Ф05-6024/2014).

Читайте также:
Контакты - Юридическая консультация мигранту

Согласитесь, это большой плюс для бизнеса и минус для бюджета, так как изъятие ранее поступивших налогов (как выясняется, в результате ошибочных действий налогоплательщика) происходит, минуя возможные дополнительные проверки и процедуру возврата, предусмотренную ст. 78 НК РФ. При этом порой возвращать переплату по налогам, пусть и посредством принятия «затерявшихся» расходов или корректировки текущих доходов из-за их ошибочного завышения в прошлом, налоговикам приходится по прошествии трех лет с момента допущения налогоплательщиком той или иной ошибки.

Минфин по возможности старается ограничить количество исправлений, осуществляемых в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ, выпуская письма, разъясняющие налогоплательщикам неочевидные правила применения данной нормы.

«Доходные» ошибки

Налоговые последствия

Забытые операции по реализации товаров, работ или услуг, не выявленная вовремя кредиторская задолженность, которая подлежит списанию, неточности при подсчёте доходов, расходов или вычетов — все эти ошибки объединяет то, что они занижают доходную часть налогов, поэтому они называются «доходными».

НК РФ достаточно строг в отношении таких ошибок: он требует вернуться в тот период, где они были допущены, исправить регистры, подать уточнённую налоговую декларацию, а также доплатить налог и уплатить пени (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

Однако из этого правила есть исключения.

  • Если по имеющимся документам не получается определить, к какому периоду относится «доходная» ошибка, то исправить её можно в текущем периоде без уточнёнки (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Если с момента, когда истёк срок уплаты налога за «ошибочный» период, прошло больше трёх лет, то компания может такую ошибку не исправлять. Однако в НК РФ на это прямых указаний нет. Давайте разберёмся, в чём хитрость.

Сроки взыскания налога и пеней начинают течь с того момента, когда ФНС находит неуплату (п. 3 и 9 ст. 46, п. 2 и 8 ст. 69, п. 1 и 4 ст. 70 НК РФ). Другими словами, инспекторы в рамках контрольного мероприятия под названием «проверка данных отчётности» могут в 2020 году выявить недоимку даже 2000 года, и в полном соответствии с НК РФ, начать процедуру взыскания (ст. 46, п. 1 ст. 70, п. 1 ст. 82 НК РФ).

Однако сложилась судебная практика в этом вопросе в пользу налогоплательщика.

Если с момента образования недоимки прошло много времени, то взыскивать её неправомерно.

Личные последствия

Для руководства компании недоимка может стать источником и других проблем: речь идёт об уголовной ответственности за неуплату налога. За простую ошибку никакого уголовного преследования, конечно же, не будет. Опасность возникнет только в том случае, если недоимка образовалась потому, что в налоговую декларацию внесли заведомо ложные сведения — к примеру, утаили документы о доходах.

Но даже и в этом случае уголовная ответственность наступает только в отношении недоимки в крупном размере (более 5 млн рублей за три последовательных года). Если эти условия выполняются, то наряду с трёхгодичным сроком давности по НК РФ работают ещё и сроки привлечения к уголовной ответственности, которые могут доходить и до десяти лет (пп. «в» п. 1 ст. 78 УК РФ).

Если вы сами нашли такую ошибку и поняли, что срок давности ещё не истёк, то лучше не искушать судьбу и погасить недоимку с представлением уточнёнок, не доводя до возбуждения уголовного дела (п. 2 ст. 199, п. 1 ст. 76.1 УК РФ).

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

Читайте также:
Финансовое обеспечение иска: размер

когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.

В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений. ».

Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.

Налоговый орган в ходе камеральной проверки направил налогоплательщику требование о представлении пояснений и внесении исправлений, из которого явно следует, что инспекторами были выявлены какие-то несоответствия, искажения, ошибки в декларации (например, часто распространенное явление — вопрос о несоответствии объема выручки по данным декларации по налогу на прибыль и данным деклараций по НДС). Конечно, такое требование не означает, что налогоплательщик непременно должен сдать «уточненку», скорее всего заданные вопросы объяснимы. Но если есть понимание, что показатели в декларации действительно нужно исправить — потребуется «уточненка». И тогда вопрос о начислении штрафных санкций станет актуальным. При этом если уже получен акт камеральной проверки, где выявлена соответствующая ошибка, то штрафных санкций не избежать. А вот если такой акт не получен, то ситуация будет выглядеть достаточно спорно, ведь налоговый орган наверно знал о допущенной ошибке, когда направлял соответствующее требование о представлении пояснений. Как будут развиваться дальнейшие события предсказать достаточно сложно, всё будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

Читайте также:
Техническое заключение по перепланировке

Повторно получать вычет

Независимый финансовый советник Ирина Иванова напоминает, что в 2014 году вступили изменения в Налоговый кодекс, позволяющие получить вычет по нескольким объектам недвижимости. Это привело к тому, что некоторые люди, получившие вычет до 2014 года, вновь стали просить вычет или его остаток. В итоге одни получили отказ, а другим налоговый вычет был предоставлен повторно. Во втором случае это происходило по ошибке — из-за смены места жительства, когда менялась налоговая инспекция, рассматривающая вопрос о возврате.

Если вы получали повторный налоговый вычет, хотя не имели на него права, то тогда деньги нужно вернуть государству. Этого требует письмо Федеральной налоговой службы. В случае сомнения нужно просто написать запрос в налоговую инспекцию. Вот ссылка .

Помните, что при повторном получении имущественного вычета вас могут обвинить в необоснованном обогащении. Если вычет предоставлен по ошибке налогового органа, то требование о взыскании может быть заявлено в течение трёх лет с момента принятия ошибочного решения.

Важный нюанс в исправлении ошибок при УСНО

На основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы» вправе уменьшать полученные доходы на суммы уплаченных налогов и сборов (за исключением «упрощенного» налога и НДС, уплаченного на основании п. 5 ст. 173 НК РФ).

На практике нередки ситуации, когда прочие налоги исчисляются и уплачиваются в повышенном размере (например, из-за применения завышенной кадастровой стоимости при расчете налога на имущество организаций). Формально это обстоятельство приводит к завышению расходов периода, в котором прочий налог включен в базу по УСНО.

Однако факт учета излишне уплаченной суммы прочего налога в составе расходов при определении налоговой базы по УСНО, по мнению ФНС, не является ошибкой. Так, в Письме от 10.10.2018 № БС-4-21/19773 специалисты ведомства, руководствуясь правовой позицией из Постановления Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 10077/11, указали следующее: учет излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций в составе расходов при определении налоговой базы по УСНО не может квалифицироваться как ошибка. Таким образом, представление «уточненок» по налогу на имущество в связи с обнаружением переплаты для целей применения УСНО следует расценивать как новое обстоятельство, влекущее за собой возникновение дохода в текущем периоде. Это значит, что сумму переплаты по налогу на имущество надо включить в состав внереализационных доходов текущего периода. Подавать «уточненку» по УСНО в данном случае не нужно.

Очевидно, такой подход «упрощенцам» надо применять в отношении всех налоговых платежей, учитываемых в налоговой базе на основании пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Ошибка в налоговой декларации. Как ее исправить?

Если были выявлены недостатки или ошибки в декларации 3-НДФЛ и их нужно исправить, то проще всего заполнить и направить в инспекцию уточненный налоговый расчет.

Уточненная или корректирующая декларация — это исправленный документ, вместо первичного (или того, в котором были недочеты).

Уточненных расчетов может быть несколько, и каждому присваивается порядковый номер, чтобы инспектору было понятно, сколько всего документов было представлено.

Первичная 3-НДФЛ может быть только одна. На титульном листе “первички” ставится цифра “0”. Если в этом документе есть ошибки, то сдают корректирующую декларацию и проставляют цифру “1”. Исправление ошибок в уточненном расчете допускается, но только путем представления еще одного корректирующего документа (уже с цифрой “2”). Все последующие неточности исправляются только так, соответственно порядковый номер корректировки меняется.

Каждая следующая корректирующая декларация “обнуляет” сведения из предыдущей.

По общему правилу, уточненная или корректирующая 3-НДФЛ подается в налоговую инспекцию также, как вы сдавали первичку:

— вы можете принести ее лично в инспекцию по месту своей постоянной регистрации

Читайте также:
Сервитут в гражданском праве

— отправить через личный кабинет на официальном сайте ФНС России

— распечатать и отправить по почте с описью вложения

— или же воспользоваться онлайн-сервисом, таким как наш — “Налогия”

При необходимости к исправленной декларации вы можете приложить документы, которые подтверждают указанные данные или дополняют их. Если такие документы вы уже отправляли в налоговую инспекцию, то повторно их можно не передавать.

ВАЖНО
Помните, что как только вы отправляете первичную декларацию в налоговую инспекцию, начинается ее камеральная проверка. Она длится 3 месяца. Но если вы, или инспекция обнаруживает ошибки, и вы сдаете корректирующий документ, то проверка первоначально поданной декларации прекращается и отсчет 3 месяцев начинается заново, но только уже по “уточненке”.

Корректирующая налоговая декларация. Особенности подачи

В ситуации выявления ошибок в представленной налоговой декларации налогоплательщику следует обратиться к норме ст. 81 НК РФ, регулирующей порядок подачи уточненной налоговой декларации, особенности применения которой мы и рассмотрим в настоящей статье.

Итак, налоговая декларация сдана. Однако впоследствии налогоплательщик обнаружил, что в ней не отражены некоторые сведения либо имеются ошибки, которые приводят к изменению налогооблагаемой базы и соответственно влияют на исчисленный размер налога. Значит, согласно правилам ст. 81 НК РФ в налоговую декларацию требуется внести изменения. Указанные правила применяются также в отношении сборов (п. 7 ст. 81 НК РФ).

Первое, что имеет значение для налогоплательщика, – определить, приводят указанные ошибки к занижению сумм налога, подлежащих уплате, либо не приводят.

В зависимости от этого у налогоплательщика возникает обязанность либо право внести необходимые изменения в налоговую декларацию за соответствующий период.

Выявить переплату в бюджет и заявить о ней посредством подачи корректирующей декларации – право налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Об особенностях его реализации мы поговорим ниже.

Что касается возникающей обязанности налогоплательщика в случае занижения сумм налога, необходимо четко представлять, как она реализуется.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ УТОЧНЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Согласно статьям 54 и 81 НК РФ при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

Таким образом, налогоплательщиком в текущем налоговом периоде подается уточненная налоговая декларация за тот налоговый период, в котором допущена ошибка (искажение). Дополнительно к такой декларации налоговый орган требует иногда справку-расчет, в которой объясняются причины внесения изменений в ранее поданные декларации.

Важно, что в уточненной налоговой декларации вы должны указать правильно исчисленные суммы налога (сбора), а не разницу между правильно исчисленной суммой налога (сбора) и суммой, отраженной в ранее представленной декларации. При этом результаты проведенных налоговым органом проверок за уточняемый налоговый период учитывать в корректирующей декларации не следует.

Срок представления уточненной декларации Налоговым кодексом РФ не установлен. Поэтому налогоплательщик может направить в налоговый орган уточненную декларацию в любое время после обнаружения ошибки. Ошибка будет считаться исправленной, только если налогоплательщиком подана уточняющая декларация.

Если же до момента подачи уточненной декларации налоговый орган начнет проверку (или налогоплательщиком будет получено решение о назначении налоговой проверки), в ходе которой будет выявлена ошибка, то подавать уточненную декларацию будет поздно.

Корректирующую налоговую декларацию следует подавать по форме, которая применялась в том налоговом периоде, за который производится перерасчет (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Однако что делать, если налогоплательщик не может установить, когда ошибка или искажение были допущены? В этом случае перерасчет производится в периоде выявления ошибки (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ), что отражается в декларации за текущий отчетный (налоговый ) период.

Рассмотрим пример подачи уточненной налоговой декларации в совокупности с внесением изменений в бухгалтерском учете налогоплательщика.

Организация во II квартале 2007 г. выявила ошибку, допущенную в I квартале 2007 г. Соответственно и бухгалтерская отчетность, и налоговые декларации за этот период были поданы с ошибками.

Читайте также:
Лунный-календарь-стрижек-ноябрь-2022

В этом случае организации необходимо подать уточненные декларации в отношении налогов, неправильные декларации по которым были сданы в I квартале (НДС, налог на прибыль и др.).

В бухгалтерском учете искажения исправляются в соответствии с порядком, предусмотренным п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

В соответствии с Указаниями в случае обнаружения искажений в рамках одного отчетного года (до его окончания) какие-либо исправления в поданную ранее бухгалтерскую отчетность вносить не нужно. Исправления учитываются в том месяце отчетного периода, в котором они были выявлены.

Следовательно, в нашем примере организация учтет изменения в бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2007 г.

Обратите внимание! Если в результате уточнений сумма налога (сбора) уменьшается, налоговый орган вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, но только если он находится в пределах трех лет, предшествующих году, в котором обнаружена ошибка (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Приведенный нами простой пример не демонстрирует, однако, тех сложностей, с которыми может столкнуться налогоплательщик при подаче, а налоговый орган – при принятии уточненной декларации.

Рассмотрим некоторые из возникающих проблем.

С одной стороны, право налогоплательщика представлять уточненные налоговые декларации не ограничено каким-либо сроком, что признают и контролирующие органы (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ “О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)”).

Таким образом, в случае представления налогоплательщиком в текущем году уточненной декларации за периоды, по которым срок исковой давности истек, отказать в принятии такой декларации налоговый орган не вправе.

С другой стороны, выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Следовательно, если организацией выявлена ошибка за период, который не может быть охвачен выездной налоговой проверкой, исправлять такую ошибку не имеет смысла. Во-первых, потому что налоговый орган не сможет проверить рассматриваемый период, даже если у налогоплательщика в результате уточнения возникнет недоимка. Во-вторых, потому что налогоплательщик не сможет вернуть или зачесть переплату, если в результате исправления ошибки сумма налога (сбора) будет уменьшена.

То есть за пределами трехлетнего периода пересмотр налоговых обязательств налогоплательщика (как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения) невозможен.

В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам либо возврату. При этом заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

В этой связи может сложиться следующая ситуация.

Налогоплательщик подает в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, а также заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога. Но на момент подачи заявления срок, в течение которого налоговый орган имеет право проверять поданную декларацию, уже истек. Поэтому у налогового органа отсутствуют законные основания для проведения полноценных контрольных мероприятий в отношении поданной декларации.

У налогового органа естественно возникает вопрос: что делать?

В таком случае Федеральная налоговая служба рекомендует налоговому органу принять уточненную декларацию, а поданное налогоплательщиком заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога рассмотреть с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов с последующим вынесением решения налоговым органом.

Из приведенной логики следует вывод: налогоплательщик, заинтересованный в проведении зачета, должен самостоятельно обеспечить налоговый орган документами, подтверждающими правомерность производимого зачета.

Читайте также:
Возражения на акт ПФР

В отношении НДС п. 2 ст. 173 НК РФ устанавливается другая точка отсчета течения “срока давности” для возмещения излишне уплаченного налога на добавленную стоимость – три года с даты окончания соответствующего налогового периода.

То есть, если налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания налогового периода, в котором возникла положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой начисленного НДС, возмещение излишне уплаченного налога не производится (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2005 N А65-18213/2004-СА1-23). Поэтому в отношении НДС ситуация, когда возмещение возможно, но сроки для проведения налогового контроля истекли, возникнуть не может.

Другой нестандартный случай связан с подачей уточненной налоговой декларации в отношении организации, которая перестала существовать, но у которой имеется правопреемник. Такой случай может иметь место при реорганизации юридического лица, проводимой в форме присоединения.

При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (п. 5 ст. 50 НК РФ).

Если организация-правопреемник обнаружила в декларациях, поданных присоединенным юридическим лицом до его реорганизации, ошибки, которые привели к занижению подлежащей уплате суммы налога, то она обязана внести изменения в эти налоговые декларации и представить уточненные декларации от своего имени (письмо Минфина России от 15.03.2007 N 03-02-07/1-128). Уточненная налоговая декларация представляется по месту учета организации-правопреемника.

Не стоит упускать из виду, что определенность с местом подачи уточненной декларации не освобождает организацию-правопреемника от анализа того, в какой бюджет должен был поступить недоплаченный налог. Если имеется в виду федеральный бюджет, то проблем не возникает. Но как быть, например, с суммами налога, недоплаченными в региональные бюджеты?

Предположим, что в результате реорганизации в форме присоединения перестает существовать юридическое лицо, находящееся в одном из субъектов РФ. За период его деятельности обнаруживаются ошибки в содержании поданной налоговой декларации в отношении сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет этого субъекта РФ.

Правопреемнику с местонахождением в другом субъекте РФ необходимо подать уточненную налоговую декларацию по месту своего учета, но недоимку по налогу ему следует погасить в бюджет того субъекта, в который этот налог должен был быть уплачен присоединенной организацией.

Рассмотрим еще одну ситуацию. Деятельность прекращает не организация, а ее обособленное подразделение. Подход, тем не менее, остается прежним: изменения в налоговые декларации по ликвидированному подразделению должна внести сама организация и представить уточненные декларации должны по месту своего нахождения.

Каковы особенности подачи уточненной декларации, в соответствии с которой у налогоплательщика образовалась переплата?

С 1 января 2007 г. действует новая редакция п. 1 ст. 81 НК РФ , в которой сказано следующее.

Соответствующие изменения в ст. 81 НК РФ внесены Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению сумм налога, подлежащих уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ.

Ранее, когда ст. 81 НК РФ не содержала вышеприведенную формулировку, указанное право налогоплательщика на практике не всегда соотносилось с обязанностью налогового органа принять такую корректирующую декларацию (во всяком случае, с точки зрения налогового органа).

Сегодня неправомерность подобных действий налогового органа очевидна.

Налоговый орган обязан принять такую налоговую декларацию и зарегистрирована она должна быть не позднее рабочего дня, следующего за датой ее принятия (п. 2.5.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76).

Вопрос о проведении зачета сумм налога по корректирующей декларации должен решаться налоговым органом после регистрации этой декларации. В случае если налоговый орган принял решение об отказе зачета сумм излишне уплаченного налога, то данная налоговая декларация будет только зарегистрирована. В случае положительного решения о зачете инспектор аннулирует первоначальную регистрацию данной уточненной налоговой декларации и вновь зарегистрирует ее, но в особом порядке (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@).

Читайте также:
Как получить лицензию на перевозку опасных грузов

Обратите внимание! Если при подаче уточненной декларации с исправленной ошибкой, выявленной в пределах трехлетнего срока, сумма налога (сбора) уменьшится (образуется переплата), налогоплательщик может и не подавать уточненную налоговую декларацию. Речь идет о праве, а не об обязанности налогоплательщика.

В заключение рассмотрим корректирующую налоговую декларацию как механизм освобождения от ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога.

В соответствии с п. 3 ст. 81 НК РФ, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности:

1) при условии, что уточняющая налоговая декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта занижения сумм налога к уплате либо о назначении последним выездной налоговой проверки по соответствующему налогу за данный период, если до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени;

2) в случае представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплаты суммы налога.

При этом указанное освобождение от ответственности предусматривает освобождение налогоплательщика и налогового агента от взыскания только штрафов, но не пеней, поскольку последние не являются мерой налоговой ответственности (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”).

Кроме того, в постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации” также указано, что в данном случае речь идет об освобождении от ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 “Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения” и ст. 122 “Неуплата или неполная уплата сумм налога” НК РФ.

Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)

Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.

Особенности подачи и заполнения уточненной декларации 3-НДФЛ

Уточненная декларация 3-НДФЛ (или иначе корректирующая) представляется в ИФНС по адресу постоянной прописки на бланке, действующем в том периоде, за который вносятся поправки (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Бланки, которые могут потребоваться для составления уточненной налоговой декларации 3-НДФЛ за последние 3 года, различны.

  • за 2021 год бланк утвержден приказом ФНС России от 15.10.2021 N ЕД-7-11/903@;
  • за 2020 год используйте обновленный бланк декларации из приказа ФНС от 28.08.2020 N ЕД-7-11/615@;
  • за 2019 год декларацию нужно сдать на бланке, утвержденном приказом ФНС от 07.10.2019 № ММВ-7-11/506@.

Скачать программы по заполнению налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ за последние 3 года можно на сайте ФНС.

Как заполнить уточненную декларацию 3-НДФЛ? Так же как и первоначальную, но с правильными данными. Особенностью уточненной декларации 3-НДФЛ станет то, что на титульном листе в специально отведенном для этих целей окошке будет проставлен порядковый номер корректировки. Если уточненка подается за налоговый период впервые, то ставится цифра 1.

Читайте также:
Долгосрочный заговор на похудение

Как подать уточненную декларацию 3-НДФЛ? Корректирующая декларация направляется в ИФНС вместе с сопроводительным письмом, в котором указывается причина ее подачи. Если в декларации, поданной за отчетный период, был допущен факт неотражения сведений (например, налогоплательщик забыл указать сумму дохода от проданного авто, которым он пользовался менее 3 лет), то вместе с уточненкой и письмом подаются также подтверждающие документы в копиях.

Можно ли подать уточненную декларацию 3-НДФЛ дистанционно? Уточненный отчет может быть заполнен налогоплательщиком и подан в налоговый орган удаленным способом. Заполнение и отправка декларации производятся на сайте ФНС через свой «Личный кабинет». Электронно-цифровую подпись налогоплательщик сможет получить там же.

Как подать корректирующую декларацию 3-НДФЛ, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

О том, как уточняют декларацию согласно правилам заполнения декларации по прибыли, читайте в статье «Уточненная декларация: что нужно знать бухгалтеру?».

Как оформить уточненную декларацию

Специальной формы для уточненной декларации не предназначено, но здесь надо учитывать, что подавать скорректированную информацию надо на бланке, который действовал в тот налоговый период (п. 5 ст. 81 НК РФ). Например, если вы в 2022 году обнаружили ошибку в декларации по УСН за 2017 год, то и подавать уточненную декларацию надо по форме, которая была актуальна в 2017 году.

В уточненной декларации не указывают разницу между ошибочными и верными значениями, а только новые правильные показатели. Отличаться будет еще и титульный лист, т. к. на нем необходимо указать другой номер корректировки. В первичной декларации в поле с номером корректировки прописывают «0», в первой уточненной декларации это будет «1». Если за этот же период будет подаваться еще одна уточненка, то значение соответствующего поля будет «2» и т.д. Количество уточнений декларации законом не ограничено.

Если вы подаете уточненную декларацию за период до 1 января 2014 года, когда действовали коды ОКАТО (сейчас их заменили коды ОКТМО), то указывайте именно их. Но если на основании этой скорректированной декларации вы должны заплатить недоимку по налогу за период до 2014 года, то в платежном поручении можно указывать только код ОКТМО.

Налоговый кодекс не требует при представлении уточненной декларации прилагать какие-либо пояснения, тем не менее, рекомендуется подать вместе с ней и пояснительную записку. Все равно налоговая инспекция с большой вероятностью запросит объяснения при камеральной проверке исправленной декларации.

В пояснительной записке укажите:

  • декларацию по какому налогу и за какой период вы подаете;
  • какие недостоверные сведения или ошибки содержатся в первичной декларации;
  • в каких полях уточненной декларации указаны первичные и исправленные значения показателей;
  • расчет налоговой базы и исчисленного налога (если эти суммы изменилась);
  • копии платежных документов об уплате недоимки и пени, если они были уплачена до подачи уточненной декларации.

Конкретные ситуации

А теперь рассмотрим распространенные ситуации, в которых не избежать представления в налоговую службу уточненной декларации, а также когда без этого можно обойтись.

Неверно указан отчетный период

Как поступить в случае, если ошибка содержится в коде периода, за который составлена декларация? Ответ однозначный — необходимо уведомить налоговую службу об этой ошибке, и как можно быстрее. Иначе можно заполучить штрафные санкции, причем они могут налагаться как на организацию (статья 119 НК РФ), так и на должностное лицо (15.5 КоАП РФ).

Нужно ли в этом случае подавать «уточненку»? Такой вариант возможен, хотя при этом можно столкнуться с непониманием со стороны ФНС. Там могут попросту не принять документ, поскольку за указанный период первичной декларации подано не было. Либо посчитать уточненную декларацию за поданную впервые с нарушением срока, и тогда организации может быть выставлен штраф по статье 119 НК РФ.

Читайте также:
Можно ли сына освободить от наказания по п 2 ст 92 УК?

Лучше поступить следующим образом:

Письменно заявить в налоговую инспекцию о том, что декларацию, поданную с ошибочным кодом периода, следует считать представленной за такой-то период (указав его правильный код).

Чаще всего в ФНС принимают подобные пояснения и считают, что организация отчиталась без нарушений. Но если все-таки штрафные санкции последуют, у организации есть шанс его оспорить — в судебной практике есть примеры, когда арбитры решали такие дела в пользу налогоплательщика (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2009 по делу № А32-22251/2008-12/190).

Поздно поступившие документы

Нередко на практике бывают ситуации, когда от контрагента поступают документы, относящиеся к прошлому периоду. Например, счет-фактуру по декабрьской сделке можно получить уже в январе следующего года. В таких случаях подавать «уточненку» необходимости нет, ведь включить «запоздавший» счет-фактуру в книгу покупок можно и в текущем периоде. Такое правило было введено с начала 2015 года пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ. Основываясь на нем, можно заявить о вычете НДС в любой период в пределах трех лет с момента оприходования товаров, работ или услуг.

Однако такой порядок распространяется лишь на вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ. Иные вычеты НДС (например, уплаченного в качестве налогового агента, с предоплаты и прочие) необходимо заявить в том периоде, в котором приобретенные товары были приняты к учёту, при условии их использованы для осуществления облагаемой НДС деятельности.

Произошло завышение вычета НДС

Ситуация, в которой однозначно следует подавать уточненную декларацию по НДС — когда из-за вкравшейся ошибки был завышен налоговый вычет. Ведь в результате происходит занижение суммы налога, а это, как было сказано в начале статьи, накладывает на организацию обязанность представления «уточненки». Порой такое происходит по вине бухгалтера — например, он дважды зарегистрировал один и тот же счет-фактуру либо допустил техническую ошибку при вводе информации в систему учета. Но это также может стать следствием ошибочных действий бухгалтерии поставщика. Допустим, первичный счет-фактура, полученный в отчетном квартале, впоследствии был исправлен и датирован уже следующим периодом.

Чья бы вина ни была причиной завышения вычета, уточненную декларацию придется подавать. Но перед этим нужно исправить ошибки в книге покупок — составить дополнительный лист и занести в него верные данные. Сведения, которые подлежать удалению, нужно записать со знаком «минус».

Ошибки в книге покупок, не влияющие на сумму вычета

Порой в первичных документах прошлых периодов можно обнаружить ошибки технического характера, не влияющие на сумму НДС. Например, ошибочное указание ИНН, адреса, наименования контрагента.

В силу упомянутой статьи 81 НК РФ, их наличие не обязывает налогоплательщика подавать уточненную декларацию.

Однако сами налоговики все же рекомендуют это делать, ведь во время камеральной проверки по НДС, когда происходит сверка данных счетов-фактур контрагентов по каждой сделке, эти ошибки всплывают, и налоговые инспекторы обычно требуют пояснений.

Получение исправленного счета-фактуры

Бывает, что бухгалтер обнаруживает ошибки в полученном счете-фактуре и обращается за их исправлением к поставщику. Последний составляет корректировочный счет-фактуру и направляет покупателю. Однако между этими событиями может произойти разрыв по времени, и исправленный документ организация получит уже в следующем квартале.

По мнению ФНС, регистрировать такой счет-фактуру следует в том периоде, в котором получен его верный вариант. Вычет, ранее заявленный по нему, придется аннулировать, пересчитать НДС, оплатить его сумму и пени, после чего подать уточненную декларацию.

Стоит отметить, что такая позиция налоговой службы не находит однозначной поддержки у арбитров — они выносят свои решения как в пользу ФНС, так и в пользу налогоплательщиков.

Читайте также:
Процедура переоформления ООО на другого человека

Также следует помнить, что не любые ошибочные данные в счетах-фактурах могут привести к отказу в вычете. В пункте 2 статьи 169 НК РФ прямо говорится о том, что если ошибки не мешают идентифицировать стороны сделки, наименование и стоимость товара, ставку и сумму НДС, то оснований для отказа в вычете по такому счету-фактуре нет. Поэтому прежде чем обратиться к поставщику за корректировочным документом, следует убедиться в его необходимости.

Внесение изменений в разделы 8 и 9

Корректировка влияющих на сумму налога данных книги покупок или продаж за прошлый период осуществляется в разделах уточненной декларации 8 и 9.

Для многих бухгалтеров остается неясным такой момент: надо ли вносить в «уточненку» раздел полностью или достаточно отразить лишь его исправленную часть.

Официальных разъяснений по этому поводу пока нет, однако на семинарах представители ФНС говорят о корректности и того, и другого способа. Главное при этом — выбрать правильный «признак актуальности» документа, который указывается по строке 001 как самого раздела, а также приложения к нему.

Признак актуальности — параметр, который отражает корректность данных раздела, содержащихся в первичной декларации:

  • Если они были верны и не требуют внесения изменений, то здесь следует поставить код «1».
  • Если раздел содержал некорректные либо неполные данные, то его актуальность помечается кодом «», а в его полях указываются верные сведения.

Таким образом, согласно разъяснениям налоговиков, отразить изменения в разделах 8 и 9 уточненной декларации можно двумя путями:

  1. Первый способ — содержание раздела вносится в декларацию полностью — не только исправленные, но и корректные данные. При этом в графе «признак актуальности» по разделу ставится «», а Приложение 1 (дополнительный лист соответствующей книги) не заполняется. Это значит, что весь указанный раздел первичной декларации следует считать неверным, а вместо него использовать данные аналогичного раздела уточненной декларации.
  2. Второй способ — оформить лишь исправленные данные разделов 8 и/или 9 через Приложение 1. При этом в признаке актуальности приложения указать «», а актуальность самого раздела обозначить кодом «1». Такая запись будет означать, что все прочие сведения соответствующего раздела первичной декларации, за исключением тех, которые поданы в составе «уточненки», верны. Рекомендуем использовать именно этот способ, поскольку он соответствует Постановлению Правительства РФ № 1137, согласно которому изменения необходимо вносить через доплисты.

Мы рассмотрели некоторые распространенные ошибки, которые встречаются в Декларациях по НДС. Как видно из статьи, далеко не всегда налогоплательщику необходимо подавать уточненную декларацию, хотя в некоторых случаях сделать это все же придется.

Для исправления ошибок необходимо перечеркнуть неверное значение показателя, отраженное в КУДиР, и вписать правильное значение. Рядом с корректировкой можете сделать надпись «Исправлено верно». При этом исправление нужно подтвердить подписью руководителя организации (ИП) и печатью (если она есть). Это требование п. 1.6 Порядка. Рядом с исправлением нужно указать реквизиты бухгалтерской справки, на основании которой производилась корректировка показателей.

Что делать при обнаружении ошибок, не влияющих на сумму НДС

Если обнаружены ошибки в налоговом учёте, которые не влияют на сумму налога, можно не сдавать в ФНС исправленный отчёт. Если же неточности имеются в журнале учёта счетов-фактур, который с 2015 года должны вести организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и выполняющие функции застройщика, следует подать уточнёнку. Порядок ведения журналов учёта определяет ст. 169 НК РФ.

Закон не предусматривает штраф за уточнённую декларацию по НДС. Но, если налоговики обнаружат, что из-за ошибки снизилась сумма налога, налогоплательщику начислят крупный штраф за допущенные и своевременно не исправленные неточности.

Ссылка на основную публикацию