Международная охрана авторских прав и смежных прав

Под смежными принято понимать права исполнителя произведения, создателя фонограммы, эфирных и телевещательных организаций, публикаторов, разработчиков баз данных на реализованные ими результаты интеллектуального труда. Уже из названия «смежные права» понятен их производный характер от первичных прав автора — то есть это права, смежные с авторскими.

Авторские и смежные права

Авторское право (АП) – это совокупность неимущественных и имущественных прав авторов и их правопреемников, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Смежное право – права исполнителей, производителей фонограмм и видеограмм и организаций вещания.

В отличие от объектов промышленной собственности (ТМ, изобретения, промышленные образцы), для объектов авторских и смежных прав действующее законодательство не требует выполнения формальностей для удостоверения прав собственности на них (получение свидетельства). Однако регистрация объекта авторского и смежного права может стать важным этапом для дальнейшего распоряжения правами на результат творческой деятельности автора. Это поможет избежать возникновения каких-либо споров относительно авторства и незаконного использования произведения и остановить недобросовестную деятельность нарушителей.

Объектами авторского права являются:

– литературные письменные произведения беллетристического, публицистического, научного, технического или иного характера;

– выступления, лекции, речи, проповеди и другие устные произведения;

– музыкальные произведения с текстом и без текста;

– драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы, хореографические и другие произведения, созданные для сценического показа, и их постановки;

– произведения изобразительного искусства;

– произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

– фотографические произведения, в том числе произведения, выполненные способами, подобными фотографии;

– произведения прикладного искусства;

– иллюстрации, карты, планы, чертежи, эскизы, пластические произведения, касающиеся географии, геологии, топографии, техники, архитектуры и других сфер деятельности;

– сценические обработки произведений и обработки фольклора, пригодные для сценического показа;

– сборники произведений и другие составные произведения при условии, что они являются результатом творческого труда по подбору;

– тексты переводов для дублирования, озвучивания и тому подобное;

Объектами смежных прав являются:

– выполнение литературных, драматических, музыкальных, музыкально-драматических, хореографических, фольклорных и других произведений;

– передачи (программы) организаций вещания.

Компетентные специалисты нашего агентства помогут Вам в определении условий Вашего объекта, осуществят детальный анализ, а также должным образом подготовят все необходимые документы для подачи новой заявки на АП к регистрации в Украине. После согласования с клиентом документы подаются на рассмотрение в Министерство экономического развития и торговли Украины.

Срок регистрации авторского права, примерно 2-3 месяца, после чего государственная регистрация удостоверяется Свидетельством Украины.

Регистрация авторского права не является необходимой и в целом действует с момента создания произведения. Однако для большей защищенности Ваших наработок, а также для будущего отстаивания своих интересов мы советуем своим клиентам осуществлять данную процедуру.

Что касается регистрации АП в других странах, то каждое государство диктует свои правила на этот счет. Например, в США есть требование о необходимости данной процедуры для внедрения авторского права.

Более подробно о международной процедуру регистрации АП Вы сможете узнать, обратившись к нам лично. Благодаря своей партнерской программе мы можем осуществить регистрацию, как в Украине, так и за рубежом. Будем всегда рады ответить на любые Ваши вопросы.

Международное частное право

Территориальный характер авторского права является серьезным препятствием для международного сотрудничества в области обмена результатами творческой деятельности. Необходимость международно-правовой защиты авторских прав и их признания на территории других государств стала очевидной более 100 лет назад. В связи с этим унификация авторского права началась уже в XIX в. — в 1886 г. была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г. (действует в ред. 1971 г.).

Государства-участники основали Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения (его административные функции выполняет ВОИС). Россия присоединилась к Бернской конвенции в 1995 г. Основа Конвенции — материально-правовые нормы об охраняемых произведениях и их авторах. Коллизионное регулирование — применение права страны, где испрашивается охрана авторских прав, или закона суда.

При определении субъектов охраны в Бернской конвенции используется территориальный принцип охраны — предпочтение имеет страна происхождения произведения (страна первого опубликования). Решающим признаком является не национальность (гражданство) автора, а национальность произведения, однако в отдельных случаях учитывается и национальность автора.

Авторы из стран — членов Союза пользуются в других странах Союза (кроме страны происхождения произведения) в отношении своих произведений правами, которыми в этих странах пользуются их собственные граждане (т.е. национальным режимом), а также правами, специально оговоренными в Конвенции.

Такая же охрана предоставляется авторам — гражданам государств, не входящих в Союз, если их произведения опубликованы в одной из стран Союза. Охрана неопубликованных произведений предоставляется только гражданам государств — членов Союза. Таким образом, Конвенция устанавливает различные условия охраны опубликованных и неопубликованных произведений.

Максимальный срок охраны авторских прав составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Возможно увеличение сроков охраны в соответствии с национальным законодательством. В случае возникновения спора о сроках охраны применяется право государства первой публикации произведения. На переводы, фотографии, кинофильмы и другие объекты сроки охраны снижены.

Конвенция предусматривает две группы авторских прав:

  1. Личные имущественные и неимущественные права, установленные национальным законодательством государства, в котором испрашивается требование об охране.
  2. Специальные права: исключительное право автора на перевод своего произведения, на его воспроизведение и публичное исполнение, передачу по телевидению и радио, переделку, магнитную запись и т.д. Предусмотрено ограничение права автора на перевод — автор утрачивает исключительное право на перевод, если он в течение 10 лет не воспользовался этим правом.

Отличительные особенности Бернской конвенции — существенные ограничения свободного использования произведений, наличие ряда формальностей по регистрации произведений, обратная сила действия положений Конвенции (однако каждое государство само определяет применение на своей территории этого начала). Объекты охраны — права автора на все произведения в области литературы, науки и искусства, выраженные любым способом и в любой форме. Конвенция устанавливает примерный (не исчерпывающий) перечень видов таких произведений.

Читайте также:
Возврат подоходного налога за 3 года

С точки зрения формальных условий охраны авторских прав на произведение Бернская конвенция придерживается концепции европейского права, выраженной в национальном законодательстве большинства европейских стран: возникновение охраняемых авторских прав не связано с выполнением каких-либо формальностей. Право собственности на нематериальную вещь возникает фактом создания произведения.

Объем авторских прав определяется законом того государства, где испрашивается охрана. В данном случае автору предоставляются национальный режим и специальные права, предусмотренные в Бернской конвенции. Объем охраняемых прав не зависит от охраны произведения в стране его происхождения. Это относится и к материальным правам, и к судебной защите. Право на судебную защиту основано на принципе национального режима.

Бернская конвенция представляет собой чрезвычайно высокий международный стандарт охраны авторских прав, поэтому ее положения оказались неприемлемыми для развивающихся государств. Таким государствам экономически невыгодно присоединение к Конвенции, поскольку для них практически недостижим такой высокий уровень охраны авторских прав на перевод и другие способы использования иностранных произведений.

В настоящее время развивающиеся государства настаивают на ревизии норм Бернской конвенции, отмене исключительных прав автора на перевод и безгонорарном опубликовании в этих государствах лучших произведений литературы и науки. Данная позиция, разумеется, абсолютно не соответствует интересам развитых стран.

В 1952 г. по инициативе ЮНЕСКО была принята Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (действующая редакция — 1971 г.), имеющая более универсальный характер, чем Бернская. Россия участвует в этой Конвенции с 1973 г. как правопродолжатель СССР. В Преамбуле Конвенции подчеркивается, что ее цель — дополнить уже действующие нормы международного авторского права, но не заменить или нарушить их.

Всемирная конвенция содержит большое количество отсылок к национальному законодательству, меньший объем материально-правовых предписаний, чем Бернская конвенция. Для стран — участников Всемирной конвенции нет необходимости изменять свои особые национальные системы авторского права.

Всемирная конвенция устанавливает ряд существенных льгот для развивающихся государств: выдачу государством принудительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры и образования; право свободного перевода произведения по истечении 10 лет после его опубликования; свободу радио- и телепередач и свободное использование опубликованных произведений в учебных и научных целях.

Нормы Конвенции не имеют обратной силы. Срок охраны авторских прав определяется законом государства, в котором испрашивается защита, но не короче продолжительности жизни автора плюс 25 лет после его смерти. Установлен также принцип сравнения сроков.

Конвенция содержит примерный перечень охраняемых объектов авторского права, полностью совпадающий с перечнем, определенным в Бернской конвенции. Всемирная конвенция вводит понятие «выпуск произведения в свет» как его воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц возможности ознакомления с этим произведением. Введен специальный знак охраны авторских прав в виде символа, указания обладателей авторского права, года первого выпуска произведения.

Всемирная конвенция (как и Бернская) исходит из принципа национального режима:

  1. Выпущенные в свет произведения граждан любого государства-участника, как и произведения, впервые опубликованные на территории такого государства, пользуются в каждом другом государстве-участнике охраной, которую такое государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые опубликованным на его территории.
  2. Не выпущенные в свет произведения граждан каждого государства-участника пользуются в каждом другом государстве-участнике охраной, которую такое государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан.
  3. Любое государство-участник может в порядке своего внутреннего законодательства приравнять к своим гражданам лиц без гражданства, постоянно проживающих на его территории.

Объем авторских прав определяется национальным законодательством государств-участников. Всемирная конвенция устанавливает единственное специальное право автора — исключительное право автора на перевод и переиздание своего произведения. Для получения права на перевод чужого произведения создана специальная лицензионная система.

Автор утрачивает исключительное право на перевод, если он в течение семи лет не воспользовался этим правом. Всемирная конвенция предусматривает идентичное Бернской коллизионное регулирование — применение права государства, где испрашивается защита авторских прав, или закона суда.

В 1996 г. Женевская дипломатическая конференция приняла новый универсальный договор — Договор ВОИС по авторскому праву. Этот Договор установил принципиально иной, более высокий уровень охраны объектов авторского права: правовая охрана авторских прав прямо связана со стимулированием литературного и художественного творчества.

Впервые в мировой практике указано, что охрана распространяется не только на форму выражения произведения, а на идеи и процессы; объектами охраны объявлены компьютерные программы, компиляции данных или другой информации как результаты интеллектуальной деятельности, «информация об управлении правами», приложенная к произведению.

Особо подчеркивается необходимость выработки современных международных правил охраны авторских прав и сохранения баланса прав авторов и интересов общества в области доступа к информации. Договор ВОИС является своеобразным дополнением Бернской конвенции. В соответствии с Договором созданы специальная Ассамблея и Международное бюро ВОИС.

Особое место среди универсальных международных договоров занимает Мадридская конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения 1979 г., которая предусматривает запрет двойного налогообложения как авторских, так и смежных прав.

Среди региональных соглашений о международно-правовой охране авторских прав следует отметить Межамериканскую конвенцию по охране авторских прав 1946 г., регламенты и директивы Европейского совета (директива Совета ЕС о правовой охране компьютерных программ 1991 г.), Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права 1993 г.

Выделение из авторского права смежных (аналогичных, родственных, других соседствующих) прав и установление их самостоятельной защиты связано с распространением «интеллектуального пиратства» (вторичное использование произведения без согласия автора и исполнителя, незаконное копирование и реализация фонограмм). Субъектами «смежных» прав являются артисты-исполнители, производители фонограмм, вещательные организации. Основные формы охраны смежных прав — право их субъектов разрешать или запрещать вторичное воспроизведение результатов их творческой деятельности. Во многих государствах создана система национально-правовой охраны смежных прав (законодательство Франции, Дании, Швеции).

Читайте также:
Как проверить мотоцикл по номеру рамы в базе ГИБДД

Международно-правовая унификация в области смежных прав: Международная (Римская) конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (основана на принципе национального режима, который предоставляется но законодательству страны, где испрашивается охрана). Римская конвенция установила минимальный уровень охраны смежных прав.

Конвенция не имеет обратной силы. Минимальный срок охраны — 20 лет (государства вправе устанавливать более длительные сроки охраны). Все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм должны иметь международный знак охраны смежных прав.

Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. существенно обновила и дополнила Римскую конвенцию путем предоставления производителям фонограмм особого режима, охраны в рамках антимонопольного законодательства и уголовно-правовой защиты. Государства — участники Женевской конвенции отказались от предоставления иностранцам национального режима. Критерий выбора применимого права — законодательство государства гражданства производителя фонограмм. Все правовые формы охраны отнесены к компетенции государств-участников.

Брюссельская конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограмм, передаваемых через спутники, 1974 г. (открыта для подписания не только членам ВОИС, но и всем членам ООН). Цель Конвенции — выработка такой международно-правовой системы, которая способствовала бы использованию спутниковой связи и одновременно охраняла бы права авторов и субъектов смежных прав. В Брюссельской конвенции нет специальных правил по предупреждению актов «интеллектуального пиратства» и наказанию за их совершение. Такие правила устанавливаются на национальном уровне государствами-участниками.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. (открыт для подписания только членам ВОИС). Договор не влияет на обязательства государств по другим конвенциям об охране смежных прав, не затрагивает права авторов и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм.

Срок охраны смежных прав — 50 лет; значительно расширен и круг их исключительных прав. Договор основан на принципе национального режима охраны: каждое государство-участник предоставляет гражданам других государств такой же режим, какой они предоставляют своим собственным гражданам в отношении перечисленных в Договоре исключительных прав исполнителей и производителей фонограмм.

Принципы международно-правовой охраны авторского права

Принципы международно-правовой охраны авторского права:

  • принцип гражданства автора — охрана предоставляется произведениям, авторы которых либо являются гражданами стран, участвующих в соответствующих конвенциях, либо проживающих постоянно на их территориях;
  • территориальный принцип предоставления охраны — действует только в отношении произведений авторов, которые не являются гражданами государств-участников конвенций; охрана осуществляется в рамках статей Бернской конвенции;
  • принцип национального режима охраны — произведения автора любой страны-участницы Конвенции, или впервые выпущенные на территории этой страны, пользуются на территории другой страны-участницы той охраной, которой пользуются произведения своих авторов, впервые вышедшие в свет на их собственной территории;
  • принцип предоставления охраны вне зависимости от соблюдения формальностей — право автора на произведение искусства, науки, литературы появляется в силу факта его создания; для осуществления авторского права нет необходимости его регистрации или соблюдения каких-либо формальностей;
  • принцип срочного характера охраны — действует в случае возникновения необходимости сочетания публичных и частных интересов при использовании продуктов интеллектуальной собственности, а также в ситуации их исключительной важности в культурной и экономической жизни государства;
  • принцип осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников —при возникновении различных толкований правил охраны авторских прав осуществляется выбор наиболее благоприятного для автора и его правопреемников варианта.

Согласно Всемирной конвенции, действует следующее правило: если по внутреннему законодательству страны-участницы соблюдение формальностей является обязательным, то они считаются соблюденными в отношении произведений граждан других стран-участниц конвенции, либо впервые вышедших в свет произведений вне территории данной страны с оговоркой, что все его экземпляры, начиная с первого выпуска, будут носить знак охраны права автора.

Соглашение ТРИПС (международное авторское право)

Соглашение ТРИПС, принятое в 1994 году, является основным международным договором, регулирующим правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО. Оно является одним из важнейших в международном авторском праве сегодня. Это соглашение посвящено не только авторским правам, но и патентам, товарным знакам, защите от недобросовестной конкуренции. Поэтому предлагаю Вам прочитать отдельную статью под названием “Соглашение ТРИПС – интеллектуальная собственность в ВТО” .

Как я рассказывал немного выше, международное авторское право включает два метода регулирования – материально-правовой и коллизионный. Коллизионное регулирование необходимо, потому что далеко не все проблемы авторского права разрешены в международных договорах и соглашениях. В частности, международные договоры практически не касаются такого важнейшего аспекта, как передача авторских прав на произведения. В действительности же нет ни одного пользователя, который не заключал в своей жизни лицензионного договора с иностранным правообладателем. По этой причине коллизионное регулирование – неотъемлемая часть международного авторского права.

Здесь расскажу Вам о коллизионных нормах, существующих в России. Именно ими будет руководствоваться российский суд при рассмотрении споров об авторских правах с участием иностранцев.

Если спор возник в связи с договором об отчуждении исключительного права на произведение, к правам и обязанностям сторон применяется право страны, на территории которой действует передаваемое исключительное право. Если же исключительное право действует на территории нескольких стран, то руководствоваться следует правом страны места жительства правообладателя (лица, которое передает право).

Если спор возник в связи с лицензионным договором, к отношениям применяется право страны, где лицензиату разрешается использование произведения. Если территория действия лицензионного договора охватывает несколько стран, то применимо право страны места жительства лицензиара.

Читайте также:
Запрет отпуска в выходные

Вышеуказанные правила содержатся в статье 1211 Гражданского кодекса РФ, текст которой доступен по ссылке.

В заключение рассказа о том, что такое международное авторское право предлагаю Вашему вниманию схему, на которой в хронологическом порядке расположены международные договоры в авторском праве, а также изменения к ним. Схема поможет запомнить историю развития международно-правовой охраны авторских прав.

Полезные ссылки по теме «Международное авторское право»

1. Статья в Википедии про Договор ВОИС по авторскому праву (на английском языке)
2. Раздел Юридическая консультация по авторскому праву, если у Вас возникли дополнительные вопросы или Вы столкнулись с проблемой защиты авторских прав за рубежом.
3. Страница Распоряжение авторскими правами, если Вам потребуется помощь юристов по интеллектуальным правам фирмы “ЭрГрэинпат” в области авторского права.

Особенности охраны авторских прав

Объектами охраны являются авторские права на все произведения в сфере искусства, литературы, науки. Они могут быть выражены любым способом и осуществляться в любой форме. Конвенцией сформирован и примерный, далеко не исчерпывающий, список подобных типов произведений.

С позиции формальных условий охраны прав Конвенция, принятая в Берне, придерживается концепции европейского права. Именно она выражается в национальном законодательстве большей части государств Европы. Здесь проявление охраняемых авторских прав не относится к выполнению определенных формальностей. Право собственности на нематериальное благо может возникнуть здесь по причине факта создания произведения.

Международно-правовая охрана авторских прав предусматривает объем, который каждое государство определяет в соответствии со своими законами. Для автора предоставляется национальный режим и права специального характера, объем которых не зависит от охраны произведений в государстве происхождения. Это касается и материальных прав, и судебной защиты. Право судебной защиты имеет в основе принцип национального режима.

Бернская конвенция — высокий стандарт международного масштаба в области авторских прав. По этой причине многие положения конвенции не всегда приемлемы для развивающихся стран, которым с точки зрения экономики не выгодно присоединяться к ней. Это обусловлено тем, что для таких государств невозможно достичь такого высокого уровня охраны авторских прав.

Сегодня развивающиеся страны стали настаивать на ревизии норм Бернской конвенции, а именно того, что касается отмены исключительных прав автора на перевод и безгонорарного опубликования в этих странах лучших произведений науки и литературы. Подобная точка зрения не соответствует интересам развитых государств.

В 1952 году государства принимают Всемирную конвенцию об авторском праве, преамбула которой подчеркивает, что ее цель заключается в дополнении действующих норм международного авторского права, но не в замене или их нарушении. Всемирная конвенция включает большое число отсылок на национальное законодательство и имеет меньше материально-правовых предписаний, чем Бернская.

Сегодня Всемирная конвенция в существенной мере теряет свое значение, так как почти все страны-участники подписали именно Бернскую конвенцию.

В 1996 году Женевской дипломатической конференцией был принят новый универсальный договор авторского права (Договор ВОИС), который формирует принципиально другой (более высокий) уровень охраны. Она распространяется теперь не только на форму выражения произведений, но и на все процессы и идеи. Объектами охраны здесь выступают компьютерные программы, компиляция сведений в качестве результата интеллектуальной деятельности, «информация об управлении правами», которая прикладывается к произведению. Особым образом подчеркивается потребность в выработке современных мировых правил охраны, включая сохранение баланса прав авторов и общественных интересов в сфере доступа к информации. После создания Договора были организованы Международное бюро ВОИС и специальная Ассамблея.

Особенную роль среди универсальных международных договоров играет Мадридская конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения. Она запрещает двойное налогообложение смежных и авторских прав.

Международная охрана интеллектуальной собственности

Как уже говорилось, право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации имеет территориальный характер. Оно не действует само по себе (автоматически) на территории других государств. Для того чтобы, например, права правообладателя охранялись на территории другой страны или нескольких стран сразу, необходимо заключение соответственно двустороннего или многостороннего международного договора.

Первым универсальным договором в сфере промышленной собственности была Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года. Затем появилось универсальное соглашение в области авторских прав – Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года.

Перечень охраняемых объектов авторского права постепенно расширялся. Так, в сфере авторского права и смежных прав с развитием техники (звукозапись, радиотрансляция и т.д.) назрела необходимость выделить группу прав организаций – производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания (субъекты смежных прав). Этот процесс сопровождался принятием на международном уровне изменений в соглашениях между государствами и заключением новых международных договоров.

В настоящий момент Российская Федерация является участницей ряда международных соглашений, ключевые из которых необходимо упомянуть.

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года. Текст соглашения пересматривался несколько раз (в 1908, 1928, 1948, 1967 и 1971 году). В числе участников конвенции – более 145-ти государств. Российская Федерация присоединилась в 1994 году, при этом Россия сделала уведомление, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием. Этим нарушается принцип ретроохраны, то есть охраны произведений, которые на момент вступления Конвенции в силу еще не стали общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны (ст. 18 Конвенции).

По своей сути, Конвенция базируется на трех принципах:

  • принцип национального режима – произведения, созданные в одной из стран – участниц Конвенции, получают в других странах-участницах такую же охрану, как и произведения, созданные собственными гражданами;
  • принцип автоматической охраны – национальный режим не зависит от выполнения каких-либо формальностей ( депонирование произведения, регистрация и т.п., которые существуют в некоторых странах, таких как США, Англия);
  • принцип независимости охраны – произведение охраняется в странах-участницах Конвенции независимо от того, предоставлена ли охрана в стране происхождения произведения.
Читайте также:
Договор лизинга - бланк 2022

Ст. 2 Конвенции определяет круг охраняемых произведений и приводит их примерный перечень: “Термин “литературные и художественные произведения” охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены, как-то: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, географические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам”.

Конвенция предусматривает деление авторских прав на имущественные и личные неимущественные . К последним относится право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение , способному нанести ущерб чести или репутации автора.

К имущественным правам Конвенция относит:

  • право на перевод;
  • право на воспроизведение;
  • право на публичное исполнение и передачу исполнения для всеобщего сведения драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений;
  • право на передачу произведений в эфир или публичное сообщение этих произведений любым другим способом беспроволочной передачи знаков, звуков или изображений;
  • право автора литературного произведения на публичное чтение своего произведения, осуществляемое любыми средствами или способами;
  • право автора на передачу любым способом чтения своего произведения для всеобщего сведения;
  • право авторов литературных и художественных произведений на переделки, аранжировки и другие изменения своих произведений;
  • право авторов литературных и художественных произведений на кинематографическую переделку и воспроизведение своих произведений и распространение переделанных или воспроизведенных таким образом произведений, а также право на публичное представление и исполнение переделанных или воспроизведенных таким образом произведений и сообщение их по проводам для всеобщего сведения.

Другим заслуживающим внимание документом является Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. Российская Федерация участвует в Конвенции в редакции 1952 г. – с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. – с 9 марта 1995 г. Всемирная конвенция не действует с обратной силой, в отличие от Бернской конвенции.

Важное положение, имеющее практическое значение , содержится в статье III Всемирной конвенции: если какое-либо государство предусматривает соблюдение формальностей для цели предоставления охраны произведению ( депонирование произведения, регистрация , оговорка о сохранении авторского права , нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства), то для иностранных авторов, произведения которых впервые выпущены в свет вне территории этого государства, эти формальности считаются выполненными, если, начиная с первого выпуска в свет этих произведений, все их экземпляры, выпущенные с разрешения автора или любого другого обладателя его прав, будут носить знак г с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет; этот знак, имя и год выпуска должны быть помещены таким способом и на таком месте, которые ясно показывали бы, что авторское право сохраняется.

Всемирная конвенция признает право на перевод, но ограничивает его в связи с потребностями развивающихся государств. Если зарубежное произведение не было переведено на национальный язык государства по истечении 7 лет с момента его выпуска в свет, то любой гражданин этого государства – участника Конвенции может получить от компетентного органа данного государства неисключительную лицензию на перевод и выпуск в свет переведенного таким образом произведения на национальном языке, на котором оно до этого не было выпущено в свет.

Срок охраны произведений, на которые распространяется действие Конвенции, не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти. Но если государство ограничивает этот срок для произведений определенных категорий периодом, исчисляемым со времени первого выпуска в свет произведения, то оно вправе сохранить такие отступления или распространить их на произведения других категорий. Для произведений всех этих категорий срок охраны не может быть короче двадцати пяти лет, считая со времени первого выпуска в свет (п. 2 ст. 4).

Еще один важный международный документ – Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. Российская Федерация – участница Конвенции с 13 марта 1995 г.

Как признается в Конвенции: “Каждое государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм , являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики” (ст. 2). Таким образом, за производителем фонограмм закрепляется право на воспроизведение и право на импорт. Естественно, ввоз (импорт) фонограмм для личных нужд не подпадает под действие этого права .

“В тех случаях, когда одно из государств-участников в соответствии со своим национальным законодательством требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм , эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограмм, распространяемые среди публики, или их упаковка имеют специальную надпись в виде символа P (в круге) с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной; если копии или их упаковка не устанавливают производителя фонограмм, его правопреемника или обладателя лицензии путем упоминания его фамилии, марки или другого соответствующего обозначения, то надпись должна также включать фамилию производителя, его правопреемника или обладателя исключительной лицензии ” (ст. 5).

Читайте также:
Как поделить однокомнатную квартиру при разводе?

Кроме того, Россия является участницей Конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция). Это первое международное соглашение по смежным правам, которое охватывает всех субъектов: исполнителей, производителей фонограмм , вещательные организации. После этой конвенции международные соглашения в области смежных прав касались только отдельных субъектов и их прав. Россия стала участницей этой конвенции с 26 мая 2003 г.

Конвенция основана на принципе национального режима, который относится ко всем трем субъектам смежных прав. Конвенция предусматривает, какими правами пользуются исполнители, производители фонограмм и организации вещания.

Срок охраны, предоставляемый в соответствии с Конвенцией, длится по меньшей мере до конца двадцатилетнего периода, исчисляемого с конца года, в котором:

  1. была осуществлена запись фонограмм и включенных в них исполнений;
  2. имели место не включенные в фонограммы исполнения;
  3. имела место передача в эфир.

Помимо названных, Российская Федерация является участницей Брюссельской конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г.

Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (далее – Брюссельская конвенция), была подписана в Брюсселе 21 мая 1974 года. Для СССР указанная конвенция вступила в силу 20 января 1989 г., Российская Федерации является участницей конвенции как правопреемница СССР.

Брюссельская конвенция направлена на запрещение противозаконного распределения программонесущих сигналов, передаваемых с помощью спутника. Дело в том, что вещание через спутники не охватывается определением Римской конвенции “передача в эфир” (“передача беспроволочными средствами звуков или изображений и звуков для приема публикой”), поскольку на момент принятия Конвенции “публика” еще не могла непосредственно принимать сигналы со спутников – обязательно присутствовал посредник, который, принимая сигналы со спутника, затем распространял их по кабелю.

Согласно положениям Брюссельской конвенции договаривающиеся государства вправе выбирать способ предотвращения противозаконного распространения сигналов. Положения Брюссельской конвенции не распространяются на случаи передачи сигналов от органа-источника или по его поручению и излучения через спутники для непосредственного использования публикой. Таким образом, из сферы действия Конвенции исключается распространение сигналов, полученных от спутников прямого вещания, позволяющих принять передачи непосредственно при помощи радиоприемников и телевизоров без использования наземной станции. Кроме того, положения данной конвенции не применяются к распространению вторичных сигналов, полученных от сигналов, которые уже были распространены лицом, для которого эти сигналы предназначались.

Ст. 4 Брюссельской конвенции предусматривается ряд исключений в целях повышения образовательного уровня населения развивающихся стран. Разрешается использовать несущие программы сигналы, если сигналы несут короткие выдержки из передаваемой с помощью спутника сигналов программы, содержащие сообщения о текущих событиях, предназначенные для использования в информационных целях или в качестве цитат, или передаваемая сигналами программа распространяется в развивающихся странах в образовательных или научно-исследовательских целях.

Однако в указанной конвенции новые права организациям вещания непосредственно не предоставляются.

Среди региональных международных соглашений, участницей которых является Российская Федерация, необходимо отметить Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г.

Соглашение предусматривает, что “государства-участники предпримут необходимые меры для разработки и принятия законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права и смежных прав на уровне требований Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Женевской конвенции об охране производителей фонограмм от неразрешенного воспроизведения их фонограмм, Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм , организаций телерадиовещания”.

В соответствии с соглашением: “Государства-участники будут проводить совместную работу по борьбе с незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав и через свои компетентные организации будут содействовать разработке конкретных программ и мероприятий” (ст. 4 Соглашения).

Сравнительно недавно наша страна стала участником Договора ВОИС по авторскому праву 1996 г. и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г.

Договор ВОИС по авторскому праву является ключевым в этой области, хотя оба названных договора ВОИС 1996 г. приняли вызов цифровых технологий и, в частности, в согласованном заявлении к ст. 1 Договора по авторскому праву закрепили следующее положение: “Право на воспроизведение в том виде, как оно определено в Бернской конвенции (ст. 9), и допускаемые этой статьей исключения полностью применяются в цифровой среде и, в частности, к использованию произведений в цифровой форме. Понимается, что размещение охраняемого произведения в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением в смысле ст. 9 Бернской конвенции”.

Также в соответствии с Договором по авторскому праву авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения, включая их “доведение до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору” (ст. 8). Эта замысловатая формулировка относится, прежде всего, к сети Интернет .

Договор также ввел понятие ” информация об управлении правами”. Это информация , которая “идентифицирует произведение , автора произведения, обладателя какого-либо права на произведение или информацию об условиях использования произведения и любые цифры или коды, в которых представлена такая информация , когда любой из этих элементов информации приложен к экземпляру произведения или появляется в связи с сообщением произведения для всеобщего сведения” (п. 2 ст. 12).

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, как и предыдущий, ориентирован на цифровые технологии, но уже применительно к своей сфере. В преамбуле договора содержатся, в частности, такие слова: “Договаривающиеся стороны. признавая глубокое влияние развития и сближения информационных и коммуникационных технологий на производство и использование исполнений и фонограмм. “. Этим определено содержание последующих статей – многие из них обусловлены возникновением новой среды распространения исполнений и фонограмм, цифровой среды.

Читайте также:
Обновлены формы статистической отчетности

Например, ст. 10 признает исключительное право исполнителей “разрешать доведение до всеобщего сведения своих исполнений, записанных на фонограммы, по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору”. Аналогичная статья (ст. 14) введена в отношении права производителей фонограмм .

Интерес представляет ст. 18: “Договаривающиеся стороны предусматривают соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых исполнителями или производителями фонограмм в связи с осуществлением своих прав по договору и ограничивающих действия в отношении их исполнений или фонограмм, которые не разрешены исполнителями или производителями фонограмм либо не допускаются законом”.

Еще один документ “на подходе” к подписанию со стороны России – Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Оно вступило в силу 1 января 1995 г. и обязательно для всех стран-членов Всемирной торговой организации.

Это соглашение универсально не только по количеству стран-участниц, но и по кругу прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые оно охватывает: авторское право и смежные права , право на товарные знаки, географические указания, промышленные образцы, патенты, топологии (топографии) интегральных микросхем, закрытую информацию (п. 2 ст. 1 Соглашения). Соглашение базируется на принципе национального режима, режиме наибольшего благоприятствования.

Смежные права и интеллектуальная собственность

Объекты интеллектуальной собственности делятся на средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие обозначения, географические указания и др.) и на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Частично РИД охраняются смежным правом, частично авторским. Таким образом, объекты смежных прав тоже являются объектами интеллектуальной собственности.

С точки зрения оборота разницы между авторскими и смежными правами нет. Однако, иногда результаты интеллектуальной деятельности одного человека могут быть донесены до потребителя только благодаря творческой деятельности других людей. Именно он будет обладать смежными правами на исполнение данного произведения.

То есть у автора есть право на произведение (авторские права), у исполнителя или изготовителя фонограммы права на исполнение произведения и фонограмму (смежные права). И когда мы хотим использовать творческий результат, мы понимаем, что имеем дело с несколькими видами прав. Смежные права не могут возникнуть без авторских прав — использовать объект, охраняемый смежным правом, невозможно без согласия автора произведения. За исключением фольклорных произведений и произведений, перешедших в общественное достояние.

Формы и способы защиты смежных прав практически такие же, как у авторских. Разница лишь в том, что, как мы упоминали выше, объектов смежных прав стало очень много — это и песня, звучащая в вашем плейлисте или на радио, и спектакль, и концерт с музыкальной группой. При этом с каждым новым выступлением в новом городе во время тура будет возникать новый объект смежного права.

Охрана смежных прав осуществляется с момента записи исполнения или постановки, которые были исполнены или переданы в эфир. Однако, права режиссера-постановщика театрально-зрелищного представления возникают вне зависимости от того, осуществлялась запись или нет.

Права на фонограммы

К фонограммам относятся аудиозаписи любых исполнений или даже просто звуков. Изготовитель фонограммы — это физическое или юридическое лицо, которое взяло на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков или проявлений этих звуков.

Права изготовителей фонограмм появляются сразу после создания фонограмм. Для законного использования фонограммы ее изготовителю необходимо согласие автора и исполнителя, чье исполнение зафиксировано в фонограмме. Интересный факт: согласно статье 1326 ГК допускается публичное исполнение фонограммы в коммерческих целях без разрешения обладателя исключительного права, но с выплатой ему соответствующего вознаграждения.

По общему правилу право на фонограмму действует 50 лет с даты осуществления аудиозаписи.

Права на исполнение

К исполнениям можно отнести исполнение музыкальных композиций, спектаклей, хореографических постановок или цирковых представлений. Иными словами — пение, игра, декламация, чтение, танец.

Смежное право на исполнение возникает, когда исполнение выражается в форме, допускающей распространение техническими средствами, например, когда ваш танец записали на видео.

Здесь также важно, чтобы были соблюдены авторские права на исполняемое произведение. Как правило, между исполнителем и правообладателем заключается лицензионный договор, по которому исполнитель получает право на публичное исполнение произведения. А вот когда он его исполнит, да еще и в сопровождении оркестра, тогда и возникнет смежное право на исполнение (и у певца, и у оркестрантов).

Смежные права на постановки и исполнения приравнивают к сроку жизни их автора, но отмечают, что это не менее 50 лет с года, следующего за совершением исполнения.

Право публикатора на произведения науки, литературы или искусства, перешедших в общественное достояние

Публикатор — это лицо, которое обнародовало произведение науки, литературы или искусства, которое раньше нигде не публиковалось, и по истечении срока авторского права стало объектом общественного достояния. Ему принадлежит исключительное право публикатора произведения, а также личное неимущественное право, согласно которому при использовании произведения он может указывать себя в качестве публикатора.

Если публикатор хочет обнародовать произведение, он должен обязательно соблюдать волю автора, иначе смежные права не возникают. Например, при очередном осмотре экспозиции в доме-музее известного писателя сотрудниками был найден дневник, в котором обнаружились личные записи. В нем он просил друзей опубликовать рукописи, которые не были опубликованы. В данном случае именно музей решает, опубликовать это произведение или нет — и он становится публикатором.

Читайте также:
Сервитут в гражданском праве

Если публикатор нарушил личные неимущественные права автора, например, в личном дневнике писателя он просил не обнародовать его рассказы, но музей все равно это сделал, то судом может быть прекращено действие исключительного права публикатора.

Подобные смежные права действуют 25 лет, и начинают исчисление с года, следующего за годом опубликования.

Право изготовителя базы данных

Базы данных (БД) охраняются как авторским, так и смежным правом. Оформляя авторские права, изготовитель базы данных охраняет саму структуру БД, а в случае смежных — внутренние материалы и их дальнейшее использование любым способом. Составляя базу данных, требующую материальных, организационных или иных затрат, возникает исключительное право изготовителя — извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом. Существенными признаются затраты на создание базы данных, имеющей не менее 10 тысяч структурных единиц информации.

Базу данных можно дополнительно зарегистрировать в Роспатенте. Но эта регистрация факультативна, потому что как и в случае с авторскими правами, исключительные права изготовителя будут действительны и без регистрации.

Смежные права на БД будут действовать 15 лет с года, следующего за годом ее создания или обнародования. Но при каждом обновлении базы данных срок действия исключительного права изготовителя будет возобновляться.

Право организаций эфирного и кабельного вещания

Охрана прав организаций эфирного и кабельного вещания действует 50 лет, начиная с 1 января года, следующего за первым сообщением передачи. Под организациями эфирного и кабельного вещания следует понимать телеканалы, радиостанции и т.п — юридические лица, осуществляющее эфирное или кабельное радио- или телевизионное вещание. Они обладают смежными правами на созданные ими сообщения и коммуникационные сигналы, и они могут быть переданы третьим лицам. Важный момент: права возникают не в момент записи передачи, а в момент передачи ее в эфир или по кабелю.

Когда компания транслирует чужую программу, которая уже была записана, она не становится владельцем смежных прав — у такой организации они возникают лишь в том случае, если передача транслировалась одновременно с ее владельцем. Если компания хочет транслировать ранее выпущенную передачу, ей необходимо заключить отдельный лицензионный договор с организацией, создавшей первоначальную передачу на объект смежных прав. Организация эфирного и кабельного вещания также имеет право на вознаграждение в случаях, когда транслируемый ей контент публично исполняется для широкого круга лиц при платном входе.

Лекция 12. Право интеллектуальной собственности

Авторское право (law of copyright) представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства.

Авторское право – первая из отраслей, по которой был заключен международный договор. Самыми значительными конвенциями считаются следующие:

– Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года, которая дополнялась и пересматривалась на специальных конференциях 1896 года, 1908 года, 1914 года, 1928 года, 1948 года, 1967 года, 1971 года;

– Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 года, пересмотренная в Париже в 1971 году, с дополнительными протоколами 1, 2 и 3;

– Межамериканская конвенция об авторском праве на литературные, научные и художественные произведения, принятая в 1946 году в Вашингтоне, и др.

Под объектами авторских прав обычно понимаются произведения науки, литературы и искусства. В Бернской конвенции применяется понятие «литературные и художественные произведения». Этот термин согласно Конвенции охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены, как-то: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические, музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.

Охраняемое произведение должно быть результатом творческого труда, продуктом интеллектуальной, духовной деятельности человека; оно должно нести на себе печать индивидуальности автора, то есть быть оригинальным. Результаты интеллектуальной деятельности в сфере литературы, искусства, промышленности называются интеллектуальной собственностью.

Можно выделить первоначальные и производные произведения.

К первым относятся: книги, брошюры и другие письменные произведения литературы, искусства и науки; выступления, проповеди, судебные речи и другие подобные произведения; произведения графики, живописи, архитектуры, скульптуры, фотопроизведения, а также те, которые создаются аналогичным способом; произведения прикладного искусства; географические карты, планы, эскизы и пластические работы, относящиеся к географии, топографии, архитектуре, и т.д.

Ко вторым относятся переводы, адаптации, переделки или аранжировки произведений; они являются объектом охраны, если при этом не нарушается авторское право на первоначальное произведение. К этой группе произведений относятся также сборники опубликованных работ различных авторов (антологии, энциклопедии) при условии, что подборка и расположение материала в них являются оригинальными.

Конечно, приведенный перечень хотя и весьма детальный, но носит лишь примерный характер, не является исчерпывающим.

Субъектами авторского права, то есть лицами, обладающими исключительным правом на произведение, считаются прежде всего авторы произведений.

В ряде случаев это положение имеет в известной степени лишь формальный характер:

– правообладателями часто являются различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т.д.), приобретающие монопольное право на коммерческое использование произведения;

– если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает у нанимателя;

– в случае создания произведения изобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа субъектом исключительного права становится заказчик.

Читайте также:
Собаку выгуливают без намордника: куда подать жалобу?

Субъектами авторского права являются также наследники автора или иного обладателя авторского права. Авторское право наследников ограничено определенным сроком, который начинает течь после смерти автора, а также в ряде случаев и по объему.

Субъективные авторские права могут быть условно разделены на две группы: личные неимущественные права и имущественные права.

Автору произведения литературы, науки и искусства принадлежат следующие личные неимущественные права:

– право признаваться автором произведения (право авторства);

– право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

– право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

– право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора);

– право на опубликование.

К имущественным правам автора относятся права:

– воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

– распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);

– импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

– публично показывать произведение (право на публичный показ);

– публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

– сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

– сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью других аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

– переводить произведение (право на перевод);

– переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Четвертая часть ГК РФ устанавливает три положения:

– в отношении произведений иностранных авторов, впервые выпущенных в свет на территории России, авторское право признается за автором-иностранцем;

– авторское право на произведение, созданное российским гражданином и выпущенное в свет за границей, признается за этим гражданином;

– за иностранцем авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет за границей, признается в России лишь при наличии международного договора.

При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведения в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

Произведение считается опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

В отношении произведений иностранных авторов, впервые выпущенных в свет за границей, в России существуют два различных режима, и соответственно можно говорить о двух группах произведений:

а) к первой группе относятся охраняемые произведения. В эту группу входят произведения, опубликованные после вступления Конвенции в силу для СССР, то есть после 27 мая 1973 года, впервые в странах – участницах Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года или гражданами этих стран в других государствах. Охраняемыми являются также произведения, на которые распространяется действие заключенных СССР и Россией двусторонних соглашений о взаимной охране авторских прав;

б) к произведениям второй группы относятся произведения, на которые не распространяются Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года или же двусторонние соглашения с другими государствами о взаимной охране авторских прав. В отношении произведений этой группы действует режим неохраняемых произведений. Автор такого произведения не имеет права требовать, например, уплаты вознаграждения за издание его произведения на нашей территории.

Иностранцы пользуются авторским правом на произведения, впервые появившиеся в РФ или находящиеся на территории РФ в какой-либо объективной форме, на одинаковых основаниях с нашими гражданами. Иностранцу предоставляется национальный режим, то есть те личные и имущественные права, которые установлены нашим законом. Объем прав, принадлежащих автору-иностранцу по закону страны его гражданства, значения не имеет.

Общим моментом в законодательстве большинства стран является то, что произведения культуры, изобретения должны быть зафиксированы в осязаемом виде.

По смыслу Стокгольмской конвенции 1967 года под смежными правами принято понимать права, относящиеся к «исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам».

В настоящее время основными международными документами в области смежных прав являются:

– Международная (Римская) конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (от 26 октября 1961 года);

– Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (от 29 октября 1971 года);

– Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (от 21 мая 1974 года).

Основными формами охраны смежных прав являются:

– использование международного знака охраны смежных прав;

– предоставление государствами владельцам смежных прав из числа иностранцев национального режима;

– право владельца смежных прав на предотвращение посягательств на свои права путем установления разрешений и запретов;

– обязанность пользователя выплачивать владельцу смежных прав справедливое вознаграждение в денежной форме.

Предусматриваются исключения (изъятия) из охраны в отношении:

– использования в личных целях;

– использования кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях;

– кратковременной звуковой записи, осуществляемой вещательной организацией с помощью своего собственного оборудования и для своих собственных передач;

Что можно требовать

В России действуют две презумпции: авторства и вины того, кто нарушил его право или смежное с ним. При этом не важна степень значимости творения — все равно, литературный шедевр вы создали или дизайнерскую табуретку. И не имеет значения, обнародовали вы свое произведение или наслаждаетесь им в одиночку. Подробнее об авторском праве и случаях, на которые оно не распространяются, можно почитать в отдельной статье.

Читайте также:
Социальная поддержка во Владимирской области

Защита правообладателей предполагает целый комплекс мер. По закону можно требовать:

  1. Указать авторство либо признать/восстановить его. С этим часто обращаются не только авторы, но и соавторы.
  2. Прекратить нарушение (в том числе устранить угрозу того, что право может быть нарушено). Это может быть, например, запрет распространять контрафакт. В случае с интернетом можно заблокировать страницу или полностью сайт.
  3. Изъять контрафакт и даже оборудование для его производства.
  4. Восстановить положение, которое было до нарушения — например, удалить изменения в произведении, сделанные без ведома автора.
  5. Опубликовать опровержение или решение суда, которым установлено ваше авторское право.
  6. Возместить убытки, если чьи-то действия без согласования с вами нанесли вам ущерб или вы в результате них упустили выгоду. В последнее время более популярно требование о компенсации морального вреда. Ее размер, в отличие от убытков, не требуется рассчитывать и подтверждать документами, здесь работает принцип разумности.

Конечно, большинство методов получится реализовать только в суде, но многое для защиты авторских прав можно сделать и вне его. У смежных похожая природа, и защитить их можно сходными методами.

Международное авторское право: вопросы теории и практики

Хакиева, М. М. Международное авторское право: вопросы теории и практики / М. М. Хакиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 363-365. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35214/ (дата обращения: 13.02.2022).

Международное авторское право — отрасль международного частного права, система межгосударственных отношений, образующих международно-правовой порядок регулирования авторских прав. Международное авторское право следует рассматривать, как совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают между государствами и их гражданами в сфере использования и защиты прав авторов интеллектуальной собственности.

Первый в истории закон, благодаря которому введено авторское право, утвержден 10 апреля 1710 года. Статут Королевы Анны был принят британским парламентом и защищал авторов книг, карт и чертежей. Закон признавал права автора произведения на свое творение в течение четырнадцати лет и, предусматривал по истечении срока возможность продлить право еще на четырнадцать лет. Возникновение и развитие же международно-правового регулирования авторских прав произошло значительно позже и претерпело определенную эволюцию.

Принятие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года послужило началом формирования международной системы охраны авторских прав. На основе Бернской конвенции был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств — участниц. В настоящий момент участниками Бернской конвенции являются более 150 государств. Российская Федерация присоединилась к их числу в редакции Парижского акта 1971 года.

В период Второй Мировой войны нормотворческая деятельность международно-правовой системы в области авторских прав была приостановлена. Новым скачком в ее развитии стало принятие Всемирной конвенции об авторском праве, подписанной 6 сентября 1952 года в Женеве, текст которой разрабатывался в течение трех лет. Главной особенностью Всемирной конвенции, как отмечают многие исследователи, является то, что в ней изначально регулировалось только одно правомочие авторов — право на перевод. Кроме того, в отличие от Бернской конвенции Всемирная конвенция не имеет обратной силы. В качестве основополагающего принципа во Всемирной конвенции был закреплен принцип национального режима. В соответствии с данным принципом каждое государство — участник принимало на себя обязательство обеспечить охрану прав как собственных, так и иностранных авторов на литературные, научные и художественные произведения.

Каждое Договаривающееся Государство обязуется принять все меры по обеспечению соответствующей и эффективной охраны прав авторов и других лиц, обладающих авторским правом, на литературные, научные и художественные произведения, в том числе: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, скульптуры и гравюры. [1]

Данное соглашение связано с желанием государств добровольного сотрудничества в научной и культурной сфере, что приводит к взаимному обогащению народов разных стран. Культура и наука не признают территориальных границ, тем самым важность охраны прав в данной области не может быть переоценена.

Для того, чтобы лучше понять систему международного авторского право следует дать определение ее субъектам и объектам. Субъекты авторского права — лица, обладающие исключительным правом на произведение, в первую очередь речь идет об авторах произведений. Также к ним относятся:

  1. различные предприятия (издательства, радио — и телекомпании), которым принадлежит монопольное право на коммерческое использование произведений;
  2. в случае создания произведения служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает у нанимателя;
  3. в результате создания произведения изобразительного искусства или фото произведения по договору заказа субъектом авторского права выступает заказчик;
  4. наследники автора или другого обладателя.

Объекты авторских прав в соответствии с Бернской конвенцией — это произведения литературы, науки и искусства, каким — бы способом, и в какой — бы форме они ни были выражены. Данные произведения должны выступать результатом творческого труда, интеллектуальной деятельности. К ним относят произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; кинематографические произведения; книги, монографии, брошюры; произведения прикладного искусства и другие.

Охрана и защита в области международных авторских прав имеет свои особенности в сравнении с регулированием авторских отношений в отдельном государстве. Рассмотрим некоторые из них:

– субъектами в системе международного авторского права выступают кроме граждан государств иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, а также международные организации;

– значительно расширенный круг объектов авторского права, к примеру, информационные, коммуникационные технологии, сеть Интернет и т. д.;

Читайте также:
Прохождение гражданской службы

– территориальный принцип действия авторских прав, все операции, связанные с авторскими правами регулируются законами того государства, в котором произведение было опубликовано и выпущено в свет;

– различие сроков обладания авторскими правами в зависимости от конкретного государства.

Помимо Бернской и Всемирной Конвенций существует еще множество соглашений в области охраны авторских прав. Так Мадридская Конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения воспрещает двойное налогообложение прав, связанных с продуктами интеллектуальной собственности. Основной причиной необходимости международных соглашений в области охраны авторских прав является распространение в современном мире в крупных масштабах интеллектуального пиратства, то есть деятельности, направленной на незаконное присвоение себе авторства чужих произведений с целью получить от этого выгоду. В связи с этим защита просто необходима, чтобы автор имел правовые основания пресекать подобные посягательства на продукты своей творческой деятельности.

Так, для борьбы с интеллектуальным пиратством была принята Брюссельская конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, передаваемых через спутники. Ее задача заключалась в разработке эффективной стратегии, для того чтобы применить спутниковую связь на все больших уровнях, но при этом обеспечивая должный уровень охраны авторских прав.

Ярким примером нарушения международных авторских прав является деятельность СССР, так как в СССР закона об авторском праве не было и вовсе. Ведь идеологией Советского Союза являлся коммунизм, и на основании этого государство считало, что все права на произведения и научные достижения принадлежат ему — государству. В связи с этим долгое время распространялись пластинки звукозаписывающей студии «Мелодия», которая выпускала музыкальные альбомы зарубежных исполнителей, не платя при этом владельцам ни копейки. Так, например, вплоть до 1986-го года бесплатно были выпущены все изданные на тот момент альбомы всемирно-известной группы «Битлз». Однако бесплатно советские меломаны получить пластинки все же не могли, их надо было покупать.

В истории периода СССР известен случай, когда правообладатель сумел отсудить у государства довольно большую денежную сумму. Речь идет о знаменитом оперном певце Федоре Шаляпине. После того, как в 1922 году он покинул страну, он выступал с мировыми гастролями, а позже поселился во Франции. Еще во время проживания в СССР он вместе Максимом Горьким написал книгу «Страницы моей жизни», которая была опубликована в СССР. Шаляпин, обратившись с иском в Парижский Коммерческий трибунал, добился компенсации материального урона от нарушения его авторских прав. Суд удовлетворил иск, и обязал СССР выплатить певцу 10000 франков.

Срок действия авторских прав также вопрос дискуссионный. Во многих странах могут действовать свои законы касательно данного вопроса. Затрагивалась данная тема и в случае защиты авторских прав сестер Петти Хилл и Милдред Дж. Хилл, являющихся автором всеми известной песни «HappyBirthdaytoYou». Авторские права официально были утверждены в 1935 — м году и по законам США они истекают лишь в 2030 — м. В художественных фильмах эту мелодию почти и не ставят. Это связано с тем, что каждое исполнение песни в коммерческих целях требует платы, что приносит правообладателям доход в размере двух миллионов ежегодно.

Кропотливая работа по созданию международно-правовых условий по охране авторского права продолжается и по сей день. В современном мире, где происходит интенсивное развитие средств массовой информации, значительный прорыв в области кинематографии и радиовещания, полиграфии и книгопечатания, эти и другие факторы требуют регулярного совместного контроля со стороны государств. Система международной охраны авторских прав продолжает совершенствоваться. Пересмотр Бернской и Всемирной конвенций, а также принятие новых соглашений способствуют преодолению коллизий, которые постоянно встречаются на практике.

Политика любого государства направлена на достижение высокого экономического прогресса. Для улучшения условий жизни населения особенно важен приток новых технологий и идей. Однако в связи с усложнением информационных систем, непрерывным развитием сети Интернет одновременно повысился и уровень нарушений в области международных авторских прав. В 1994 году было принят один из последних международных договоров, Соглашение ТРИПС, которое осуществляет правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО. В данном соглашении рассматриваются вопросы не только авторских прав, но и установлению патентов, товарных знаков, осуществлению защиты от недобросовестной конкуренции.

Законодательства различных стран, к сожалению, не предусматривают решения всех проблем в области авторских прав. В связи с этим возрастает роль международно — правового регулирования, предоставления охраны принципа свободы творчества.

Таким образом, международное авторское право, безусловно, необходимо. Ведь только общими усилиями мы можем разрешить важнейшую задачу каждого из государств, охрану и защиту прав граждан, независимо от того, к какому государству они принадлежат.

  1. Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская Конвенция), ст. 1.
  2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (в ред. от 28 сентября 1979 г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. — М., 1993.
  3. Международное частное право // Под ред. М. М. Богуславского. М.: Юристъ, 2001.
  4. Богш А. Бернская Конвенция в России (История авторского права в России) // Международная жизнь. 1995. № 10.

Основные термины (генерируются автоматически): Всемирная конвенция, Бернская конвенция, произведение, СССР, авторские, государство, интеллектуальная собственность, интеллектуальное пиратство, область авторских, современный мир.

Смежные права появляются сразу при создании объекта интеллектуальной собственности, в момент, когда объект становится доступным для восприятия. Закон не требует регистрации или соблюдения иных формальностей для возникновения и защиты смежных прав. Кроме того, для возникновения смежных прав необходимо получить согласие автора на использование объекта его творчества, например, заключив лицензионный договор. В случае неполучения предварительного согласия нарушаются авторские права правообладателя, чей объект был использован, а использовать объект, созданный с нарушением авторских прав, законом запрещено.

Ссылка на основную публикацию