Эти камеры появились в нашей стране сравнительно недавно. Первые временные изоляторы начали организовываться лишь в середине 1879 года и существовали под полным контролем Министерства внутренних дел.
Могут ли меня лишить премии за несдачу КПЗ если я только выпустился с военного института и служу 2 месяца?
Вопросы, связанные с взаимодействием с органами внутренних дел, особенно когда дело касается мер процессуального принуждения, для многих граждан являются довольно сложными и, как правило, не имея профильного образования, разобраться в них довольно непросто.
На практике такой правовой неграмотностью часто пользуются недобросовестные сотрудники полиции, превышая свои полномочия и не соблюдая права задержанных и арестованных граждан. В этой связи знание своих прав и умение их отстоять является крайне важным для любого человека. В этой статье будет подробно разобрано, что такое КПЗ в отделах полиции, основания для помещения гражданина туда, а также сроки, на которые лицо может быть подвергнуто задержанию.
Виды КПЗ
Существует три основных вида камеры предварительного заключения. Первая, пожалуй, самая распространенная, такие можно увидеть в районных отделах МВД. Как правило, это небольшая камера с решеткой, в которой есть лавочка для свежеиспеченных преступников. Такие помещения не предназначены для длительного содержания человека, поскольку в них нет удобств.
Второй вид КПЗ предназначен для более длительного пребывания задержанного. Камера такого типа представляет собой глухое помещение с решеткой для переговоров. В них есть кровать и санузел.
Третий тип камер предварительного заключения максимально приближен к СИЗО. В них прочная дверь с несколькими замками, двухъярусные кровати, санузел и стол для приема пищи. Камеры такого типа предназначаются для тех задержанных, которые в скором времени должны отправится в СИЗО.
Описание и общая характеристика КПЗ, отличие КПЗ от СИЗО
Как уже и было сказано, КПЗ – изолятор временного заключения, который предназначен для нахождения лиц, по которым еще не решен какой-либо юридический вопрос, и лиц, которые отбывают свое административное наказание.
Внешние характеристики КПЗ могут быть разными. Здесь всё зависит от того, с какой статьей уголовного или административного кодексов связана ваша проблема, в какой участок полиции вы попали (насколько там всё серьезно) и на какой временной отрезок вы задержаны.
В одних участках полиции КПЗ – камера с кованой решеткой, разукрашенными стенами и небольшой лавочкой для отдыха заключенных.
В такие изоляторы обычно попадают люди, по которым вопрос может быть решен в течение нескольких часов, либо люди, нарушившие административный кодекс РФ и отбывающие наказание в виде лишения свободы (обычно на 10-15 суток).
В других участках временные изоляторы представляют из себя отдельные комнаты без окон, с железными дверьми, в которых имеются небольшие отверстия для переговоров с сотрудниками полиции и следственных органов, а также для общения с навещающими близкими людьми. Как правило, в таких изоляторах имеются кровать и туалет.
А в третьих отделениях полиции (более серьезных) имеются крупные комнаты с плотной металлической дверью, закрываемой на несколько прочных замков. Как правило, в таких изоляторах имеются несколько двухэтажных кроватей, большой деревянный стол для приема пищи и туалет.
Такие КПЗ предназначены для задержания подозреваемых, которые в скором времени должны будут отправиться в СИЗО (следственный изолятор), затем под суд и в тюрьму, в которой будут отбывать свое заслуженное наказание.
Любой временный изолятор — неприятный опыт, который оказывает сильное воздействие на психологическое и душевное состояние человека. Однако дальше может быть хуже, так как человека могут признать виновным и после решения суда он может отправиться в СИЗО.
Главное отличие СИЗО от КПЗ заключается в том, что СИЗО — самостоятельное учреждение, которое входит в систему органов исполнения наказания, а КПЗ — это всего лишь камеры, расположенные в ОВД.
Беспричинный арест с содержанием в КПЗ
Меня взяли под арест по статье 12.26.ч2 стоял прогревал автомобиль,подъехали дпс и спросили документы,затем предложили пройти на алкоголь,я от казался так как автомобилем я не управлял,и водительского удостоверения не имею,затем они позвали понятых и составили протокол о задержаний,так как от меня исходил запах алкоголя.затем доставили в отдел,где я провел двое суток,я им доказывал что не управлял автомобилем,машина оформлена на меня.сказали чтоб приехал 09.01.17 на суд,повестку не дали,только документ о том что провел у них двое суток.подскажите пожалуйста как выкрутиться?
Здравствуйте, Обжаловать можно принятое решение о наказании, а не протокол, фиксирующий факт нарушения. Названная Вами норма КоАП РФ предусматривает наказание в виде лишения прав управления т/с на срок от полутора до двух лет. Если у Вас имеются веские основания считать, что отказ от медицинского освидетельствования с Вашей стороны был обоснованным или само требование было незаконным (в вопросе, к сожалению, таких сведений Вы не приводите), то свою невиновность можете отстаивать в суде. Вы вправе иметь защитника в суде. Продумайте, возможно он сможет Вам помочь, изучив тщательно материалы дела.
У меня нет водительского удостоверения, а защитника я имею право иметь государственного?
Доброе утро необходимо ознакамливаться с документами и готовить Вашу позицию для суда, другого выхода я здесь не вижу.
Поскольку Вы не авто не ехали, значит их действия нужно обжаловать в установленном на то законом порядке.
С уважением, Олег
Государственного, это Ваше право, в у Вас даже прав нет?
нет водительского удостоверения.
Необходимо изучить внимательно протокол об административном правонарушении КоАП РФ, Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Лучше заранее выстроить линию защиту, можете пригласить защитника.
Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст 25.5 КоАП РФ
Статья 25.5. Защитник и представитель
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 25] [Статья 25.5]
1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.
2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Сроки задержания
По общему правилу, которое установлено УПК РФ, срок нахождения гражданина в камере предварительного заключения не должен составлять более, чем 48 часов, то есть двух суток. В этот период должностное лицо, которое ведет расследование, должно досконально проверить причастность задержанного к совершению преступления, а также определиться с мерой пресечения.
Если последняя предполагает заключение под стражу, то следователь или дознаватель подает соответствующее ходатайство в суд. По истечении 48 часов задержанный гражданин направляется в СИЗО или отпускается на свободу.
Читайте также: Вина: понятие, формы, виды. Преступление с двумя формами вины. Презумпция невиновности как принцип уголовно-процессуального права и бремя доказывания виновности.
Данный срок начинает течь с момента фактического задержания лица, что должно отражаться в протоколе.
В отдельных случаях срок задержания может быть продлен. Максимальный срок продления – 72 часа. Однако подобное решение может принять только суд.
В изоляторах временного содержания, где содержатся лица, которым назначено наказание в виде административного ареста, время нахождения определяется судом. При этом соответствующий срок не может превышать 15 суток.
Важно! Исчисление срока административного ареста осуществляется с момента задержания лица, а не с момента вынесения судом решения о привлечении его к ответственности, предусмотренной КоАП РФ.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (статья в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
подозреваемый и обвиняемый – лица, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Цели содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее – содержание под стражей) осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Статья 4. Принципы содержания под стражей
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее – подозреваемые и обвиняемые) (статья дополнена с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ – см. предыдущую редакцию).
Статья 5. Основания содержания под стражей
Основанием содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, является протокол задержания, составленный в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Статья 6. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых
Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории Российской Федерации, несут обязанности и пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации.
Не допускается дискриминация подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам.
Статья 7. Места содержания под стражей
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:
следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (абзац в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
абзац утратил силу со 2 мая 2006 года – Федеральный закон от 15 апреля 2006 года N 50-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (далее – учреждения, исполняющие наказания), и гауптвахты (часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей.
В целях осуществления контроля в пределах своей компетенции без специального разрешения посещать следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности, а также гауптвахты, используемые для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право:
Президент Российской Федерации;
Председатель Правительства Российской Федерации;
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
Министр юстиции Российской Федерации (при посещении следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы);
(Абзац дополнительно включен с 16 апреля 2022 года Федеральным законом от 5 апреля 2022 года N 78-ФЗ)
Абзацы пятый – одиннадцатый предыдущей редакции с 16 апреля 2022 года считаются соответственно абзацами шестым – двенадцатым настоящей редакции – Федеральный закон от 5 апреля 2022 года N 78-ФЗ.
представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций на основании соответствующих международных договоров Российской Федерации;
высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий;
члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах соответствующих территорий;
Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу в пределах соответствующих территорий;
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий – места содержания под стражей, в которых содержатся несовершеннолетние и беременные женщины;
(Абзац дополнительно включен с 16 декабря 2011 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 378-ФЗ)
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации в границах соответствующего субъекта Российской Федерации – в целях защиты прав подозреваемых и обвиняемых по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159-159_6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171-172, 173_1-174_1, 176-178, 180, 181, 183, 185-185_4, 190-199_2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 19 апреля 2011 года Федеральным законом от 5 апреля 2011 года N 49-ФЗ)
Статья 8. Следственные изоляторы
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (далее – следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица (часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2006 года Федеральным законом от 15 апреля 2006 года N 50-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы создаются, реорганизуются и ликвидируются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 октября 2009 года Федеральным законом от 27 сентября 2009 года N 224-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Часть утратила силу со 2 мая 2006 года – Федеральный закон от 15 апреля 2006 года N 50-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом штатная численность персонала следственных изоляторов сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности подозреваемых и обвиняемых в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации или в иных случаях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Часть утратила силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
Статья 9. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел
и пограничных органов федеральной службы безопасности
(наименование в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ;
в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ, – см. предыдущую редакцию)
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, – изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть в редакции, введенной в действие с 11 октября 2009 года Федеральным законом от 27 сентября 2009 года N 224-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Часть утратила силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
Изоляторы временного содержания пограничных органов федеральной службы безопасности создаются в пограничных органах, непосредственно осуществляющих охрану Государственной границы Российской Федерации, и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 октября 2009 года Федеральным законом от 27 сентября 2009 года N 224-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)
Статья 10. Использование учреждений, исполняющих наказания, для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
Осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но изолированно от осужденных, отбывающих наказание (часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Интересное видео
О правилах поведения в тюремных камерах в видео:
КПЗ (ИВС) предназначена для временного содержания граждан, которые задержаны за совершение преступления или административного правонарушения. Кроме этого, изоляторы временного содержания предназначены для нахождения там арестованных лиц. Условия содержания в КПЗ довольно жесткие, однако задержанные лица имеют право на получение передач, а также на свидания с родственниками и встречи с адвокатом.
Статья 109 УПК РФ. Сроки содержания под стражей (действующая редакция)
1. Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца.
2. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном частью третьей статьи 108 настоящего Кодекса, на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации, иного приравненного к нему руководителя следственного органа либо по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных частью пятой статьи 223 настоящего Кодекса, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев.
3. Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда, указанного в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти), до 18 месяцев.
4. Дальнейшее продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 части восьмой и частями восьмой.1 – восьмой.3 настоящей статьи.
5. Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, установленного частями второй и третьей настоящей статьи.
6. Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом за обвиняемым и его защитником сохраняется право на ознакомление с материалами уголовного дела.
7. В случае, если после окончания предварительного следствия сроки для предъявления материалов данного уголовного дела обвиняемому и его защитнику, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, были соблюдены, однако 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее чем за 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом, указанным в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, или военным судом соответствующего уровня. Если в производстве по уголовному делу участвует несколько обвиняемых, содержащихся под стражей, и хотя бы одному из них 30 суток оказалось недостаточно для ознакомления с материалами уголовного дела, то следователь вправе возбудить указанное ходатайство в отношении того обвиняемого или тех обвиняемых, которые ознакомились с материалами уголовного дела, если не отпала необходимость в применении к нему или к ним заключения под стражу и отсутствуют основания для избрания иной меры пресечения.
8. Ходатайство о продлении срока содержания под стражей должно быть представлено в суд по месту производства предварительного расследования либо месту содержания обвиняемого под стражей не позднее чем за 7 суток до его истечения. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются сведения о следственных и иных процессуальных действиях, произведенных в период после избрания меры пресечения или последнего продления срока содержания обвиняемого под стражей, а также основания и мотивы дальнейшего продления срока содержания обвиняемого под стражей. Указанный в постановлении о возбуждении ходатайства срок, на который продлевается содержание обвиняемого под стражей, должен определяться исходя из объема следственных и иных процессуальных действий, приведенных в этом постановлении. Если одним из мотивов продления срока содержания обвиняемого под стражей является необходимость производства следственных и иных процессуальных действий, приведенных в предыдущих ходатайствах, то в постановлении о возбуждении ходатайства указываются причины, по которым эти действия не были произведены в установленные ранее сроки содержания обвиняемого под стражей. К указанному постановлению прилагается копия постановления о продлении по уголовному делу срока предварительного следствия или дознания. Судья не позднее чем через 5 суток со дня получения ходатайства на основании оценки приведенных в нем мотивов, а также с учетом правовой и фактической сложности материалов уголовного дела, общей продолжительности досудебного производства по уголовному делу, эффективности действий должностных лиц органов предварительного расследования и своевременности производства следственных и иных процессуальных действий принимает в порядке, предусмотренном частями четвертой, шестой, восьмой и одиннадцатой статьи 108 настоящего Кодекса, одно из следующих решений:
1) о продлении срока содержания под стражей на срок, необходимый для окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела, направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также для принятия прокурором и судом решений по поступившему уголовному делу, за исключением случая, предусмотренного частью шестой настоящей статьи. В постановлении о продлении срока содержания под стражей указывается дата, до которой продлевается срок содержания под стражей. Суд вправе продлить содержание под стражей на меньший срок, чем указано в постановлении о возбуждении ходатайства, если посчитает его достаточным для выполнения объема следственных и иных процессуальных действий, приведенных в этом постановлении. Продление срока содержания под стражей в случае, предусмотренном частью седьмой настоящей статьи, допускается каждый раз не более чем на 3 месяца;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи. При отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей в отношении обвиняемого судья по собственной инициативе вправе при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 настоящего Кодекса, избрать в отношении обвиняемого меру пресечения в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста.
8.1. По уголовному делу, направляемому прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, по ходатайству следователя или дознавателя, возбужденному в порядке, установленном частью третьей статьи 108 настоящего Кодекса и частью восьмой настоящей статьи, срок запрета определенных действий, срок домашнего ареста или срок содержания под стражей может быть продлен для обеспечения принятия прокурором, а также судом решений по поступившему уголовному делу на срок, продолжительность которого определяется с учетом сроков, предусмотренных частью первой статьи 221, либо частью первой статьи 226, либо частью первой статьи 226.8, а также частью третьей статьи 227 настоящего Кодекса.
8.2. В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 или пунктом 2 части пятой статьи 439 настоящего Кодекса и обжалования данного решения следователем в соответствии с частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, а также возвращения уголовного дела дознавателю в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 226, пунктом 2 или 3 части первой статьи 226.8 настоящего Кодекса и обжалования данного решения дознавателем в соответствии с частью четвертой статьи 226 или частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса по ходатайству следователя или дознавателя, возбужденному в порядке, установленном частью третьей статьи 108 настоящего Кодекса и частью восьмой настоящей статьи, срок запрета определенных действий, срок домашнего ареста или срок содержания под стражей может быть продлен для обеспечения принятия вышестоящим прокурором, а также судом решений по поступившему уголовному делу на срок, продолжительность которого определяется с учетом сроков, предусмотренных частью четвертой статьи 221, либо частью четвертой статьи 226, либо частью четвертой статьи 226.8, а также частью третьей статьи 227 настоящего Кодекса.
8.3. В случае, предусмотренном частью второй.1 статьи 221 настоящего Кодекса, по ходатайству прокурора, возбужденному перед судом в период досудебного производства не позднее чем за 7 суток до истечения срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей, срок указанных мер пресечения может быть продлен до 30 суток.
9. В срок содержания под стражей в период досудебного производства включаются срок содержания под стражей в период предварительного расследования и срок содержания под стражей в период рассмотрения уголовного дела прокурором до принятия им одного из решений, предусмотренных частью первой статьи 221, частью первой статьи 226, частью первой статьи 226.8 и частью пятой статьи 439 настоящего Кодекса. Срок содержания под стражей в период предварительного расследования исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.
10. В срок содержания под стражей также засчитывается время:
1) на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого;
1.1) запрета, предусмотренного пунктом 1 части шестой статьи 105.1 настоящего Кодекса, из расчета два дня его применения за один день содержания под стражей;
2) домашнего ареста;
3) принудительного нахождения в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, по решению суда;
4) в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со статьей 460 настоящего Кодекса.
11. По истечении предельного срока содержания под стражей в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части десятой настоящей статьи, и при необходимости производства предварительного расследования либо в случае продолжения судебного разбирательства суд вправе продлить срок содержания лица под стражей в порядке, установленном настоящей статьей, но не более чем на 6 месяцев.
12. В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного подозреваемым, обвиняемым под стражей ранее.
13. Рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев нахождения обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе и иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При этом участие защитника обвиняемого в судебном заседании является обязательным.
14. В случае, предусмотренном частью тринадцатой настоящей статьи, судья выносит постановление о рассмотрении вопроса о продлении срока содержания под стражей в отсутствие обвиняемого с указанием причин, по которым присутствие обвиняемого невозможно.
Отличия от СИЗО
Отметим, что КПЗ (ИВС) не имеет ничего общего со следственным изолятором (СИЗО). Это совершенно разные системы. СИЗО — место содержания под стражей, пенитенциарное учреждение, где обеспечивается изоляция следующих лиц:
- Подследственных (кто находится под следствием и ожидает судебное решение).
- Подсудимых (находящихся уже под судом).
- Осужденных (тех, кто ожидает конвоирования или находится в СИЗО транзитом — для отправки в исправительные, воспитательные колонии, колонии-поселения).
- Задержанных и ожидающих экстрадиции.
В отличие от КПЗ, СИЗО находится в ведении Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
А — сухопутные войска, береговые части ВМФ; Б — специалисты по ракетному оружию; Д — ВДВ; 3 — уровень образования (институт/высшее училище); К — плавсостав надводных кораблей; М — морская пехота; П — внутренние войска; Р — пограничные войска (ФПС; Пограничная служба ФСБ) С — МЧС; Т — строительные части и подразделения; Ф — СпН (спецназ); Е — Лётный состав для прапорщиков, сержантов, солдат; Х — разведка горных воинских частей и подразделений Ш — ФАПСИ
Что такое номер команды на боевой повестке
Номер команды присваивают в окружной службе военных сообщений. Под данным номером команда призывников сопровождается уполномоченным офицером по пути следования в войсковую часть для прохождения срочной службы. В районном комиссариате новобранцы могут узнать, куда спланирована воинская команда.
При этом необходимо понимать, что это условный номер команды (группы) призывников для оправки в армию с распределительного пункта, но не номер войсковой части, в которой придется служить. Уже о конкретном месте службы новобранцам сообщают на сборном пункте, когда с будущими бойцами знакомится военный «покупатель».
Как правило, после прибытия по повестке из войскового комиссариата молодых парней отправляют организованно на сборный пункт, непосредственно с которого их уже отправят служить в войска. Здесь заново формируются команды для отправки уже в конкретные войсковые подразделения, т.е. номер команды, который был указан в боевой повестке, может поменяться.
Сколько времени новобранцам придется пробыть на сборочном пункте, зависит в первую очередь от военных «покупателей» и комплектования команд для отправки в армию. Все предусмотренные процедуры могут затянуться от нескольких часов до нескольких суток. Представители войсковых подразделений, прибывшие за новобранцами, предварительно знакомятся с личными делами будущих солдат срочной службы, проводят с ними индивидуальные беседы, подбирают молодых парней согласно разнарядкам. В результате новобранца могут перевести из одной команды в другую.
Перед получением армейского обмундирования и распределением в конкретную команду для отправки в армию призывники на сборочном пункте проходят контрольное медицинское освидетельствование. На всех этих процедурах, в т.ч. в период приема пищи, за молодыми парнями могут наблюдать военные «покупатели». Каждый уполномоченный офицер, прибывший для отбора новобранцев в конкретную войсковую часть, старается подобрать в свою команду по разнарядке в первую очередь физически развитых, грамотных и дисциплинированных бойцов.
Необходимо понимать, что номера команд, указанные на личном деле и в повестках, являются внутренними. Распределение по конкретным командам для отправки в войска заранее не предусмотрено. Род войск, в т.ч. место дислокации войсковых подразделений, в которые набирают солдат срочной службы, станет окончательно известно только на сборочном пункте после получения новобранцами обмундирования и полной комплектации команды.