Понятие «фонд оплаты труда» (сокращенно ФОТ) законом не определено. На практике под ФОТ, как правило, понимают средства, которые работодатель выплачивает или планирует выплатить наемным работникам (кроме матпомощи и иных видов социальной поддержки).
Способы сокращения и оптимизации ФОТ
Фонд оплаты труда (ФОТ) – это значительная часть расходов любого предприятия, а его оптимизация – актуальная задача, стоящая перед каждым руководителем или владельцем бизнеса. Кроме самих расходов на оплату труда, финансирования требуют и налоговые платежи. А ставки, по которым облагаются зарплаты, довольно высоки. Поэтому для всех, кто заинтересован в развитии бизнеса и экономии активов, экономия средств ФОТ постоянно находится в числе приоритетных целей.
Существует три самых распространенных варианта экономии средств на оплату труда:
- Выплата так называемых «серых зарплат» — когда сотрудник получает вознаграждение за свою работу или большую его часть не официально, через кассу или на карту, а в конверте.
Такое решение все еще очень востребовано, хотя его неправомерность и опасность для компании давно известны и вполне очевидны. Если руководитель будет пойман на выплате «серой» зарплаты, ему могут грозить штрафы до 40 % от суммы сокрытых таким образом средств. При этом нужно понимать, что каждый контрагент с подозрительно низкими официальными зарплатами автоматически привлекает повышенное внимание налоговой службы. Так что, схема с конвертами рано или поздно будет раскрыта.
Единственный законный способ снизить расходы и сократить ФОТ, не отказываясь от имеющейся численности штата и размера зарплат – перейти на УСН и по возможности перевести часть персонала на ИП. Таким образом правоотношения работодателя и работника переходят в формат «заказчик услуги — исполнитель», а значит, обе стороны могут значительно экономить на налогах. Вместо 13 % НДФЛ работник будет платить всего 6 % со своего дохода, как ИП. А для работодателя – заказчика суммы, переданные исполнителю услуг, не входят в ФОТ и не облагаются соответствующим налогом. Также сэкономить, используя схожую схему можно, переведя часть процессов на аутсорсинг.
- Замена части денежных выплат вещественными. Это в том числе — хорошо знакомая всем представителям старшего поколения выплата «натурой» — то есть продукцией, которую выпускает компания, а также популярный в последние несколько десятилетий «соцпакет».
Налоговый Кодекс не предусматривает налогообложение для подарков стоимостью до 4 000 рублей. В такой же сумме может быть оформлена материальная помощь, не облагаемая налогом. От фискального внимания избавлены также: организация питания работников (по принципу «шведский стол»), приобретение фитнес-карт или страховок.
- Изменение способов формирования ФОТ.
Само собой, самый простой и действенный способ экономии фонда оплаты труда – это снижение штатной численности и рост производительности. Но есть и другие, более доступные и менее драматичные в социальном плане варианты.
Оплата труда – это основные и дополнительные выплаты, наличие, размер и соотношение которых регламентируются статьей 255 НК РФ. Значительно снизить ФОТ может проведение аттестации рабочих мест. Если эту работу правильно организовать, целый ряд рабочих позиций можно причислить к вредным производствам. Для сотрудников, занятых такой работой, предусмотрены доплаты, не облагающиеся налогом. И главное: их максимальный размер нигде в законе не прописан.
“Письмо” Минфина России от 04.10.2022 N 14-07-16/80026 “О направлении рекомендаций по расчету и использованию экономии бюджетных ассигнований на оплату труда, возникшей в связи с наличием количества вакантных должностей, превышающего 15 процентов утвержденной в установленном порядке предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы”
Министерство финансов Российской Федерации по вопросу исполнения подпункта “в” пункта 17 постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 г. N 2050 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2022 г. N 1181) “Об особенностях реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2023 годов”, устанавливающего запрет на использование в текущем (2021) финансовом году в целях осуществления выплат стимулирующего характера федеральным государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы (далее – гражданские служащие), федеральных государственных органов (далее – ФГО) экономии бюджетных ассигнований на оплату труда, возникшей в связи с наличием количества вакантных должностей, превышающего 15 процентов утвержденной в установленном порядке предельной численности гражданских служащих (далее – вакантный фонд, запрещенный к направлению на премирование), направляет рекомендации по расчету и использованию вакантного фонда, запрещенного к направлению на премирование гражданских служащих, прилагаемые к настоящему письму.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭКОНОМИИ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ
НА ОПЛАТУ ТРУДА, ВОЗНИКШЕЙ В СВЯЗИ С НАЛИЧИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ВАКАНТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ, ПРЕВЫШАЮЩЕГО 15 ПРОЦЕНТОВ УТВЕРЖДЕННОЙ
В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ПРЕДЕЛЬНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ И РАБОТНИКОВ,
ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ, НЕ ОТНЕСЕННЫЕ К ДОЛЖНОСТЯМ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Экономия бюджетных ассигнований на оплату труда, возникшая в связи с наличием количества вакантных должностей в федеральном государственном органе, как в центральном аппарате, так и его территориальном органе (далее – ФГО), превышающего 15 процентов утвержденной в установленном порядке предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы (далее – вакантный фонд, запрещенный к направлению на премирование, гражданские служащие), начиная с 14 июля 2022 года (дата принятия постановления Правительства Российской Федерации N 1181), рассчитывается ФГО на дату принятия решения руководителем ФГО (территориального органа ФГО) о премировании (материальном стимулировании) гражданских служащих ФГО (далее – дата принятия решения о премировании).
Дате принятия решения о премировании предшествует период расчета вакантного фонда, запрещенного к направлению на премирование гражданских служащих (расчетный период), в который не включается период, ранее используемый для исчисления вакантного фонда, запрещенного к направлению на премирование по принятому решению о премировании.
Вакантной должностью ФГО следует считать должность, которая не была замещена в течение расчетного периода.
Количество вакантных должностей ФГО рассчитывается как разница между утвержденной в установленном порядке предельной численностью гражданских служащих (далее – предельная численность) и фактической численностью (на дату принятия решения о премировании) гражданских служащих ФГО.
Количество вакантных должностей ФГО, превышающих 15 процентов предельной численности гражданских служащих, рассчитывается по формуле:
Квд запрет = Квд – (Чпред * 85%),
Квд запрет – количество вакантных должностей ФГО, превышающих 15 процентов предельной численности гражданских служащих;
Квд – количество вакантных должностей ФГО;
Чпред – предельная численность гражданских служащих ФГО.
Вакантный фонд, запрещенный к направлению на премирование, исчисляется исходя из объемов бюджетных ассигнований на оплату труда гражданских служащих, предусмотренных ФГО в текущем (2021) финансовом году Федеральным законом от 8 декабря 2022 г. N 385-ФЗ “О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2023 годов”, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2022 г. N 440-16, а также иными решениями Правительства Российской Федерации (далее – объем бюджетных ассигнований на оплату труда гражданских служащих).
Вакантный фонд, запрещенный к направлению на премирование гражданских служащих ФГО определяется как совокупность экономии объемов бюджетных ассигнований на оплату труда, возникшей в связи с наличием количества вакантных должностей, превышающего 15 процентов от утвержденной в установленном порядке предельной численности, за расчетный период (месяц, квартал, год):
VЭ запрет = VБА * Пвд запрет,
VЭ запрет – вакантный фонд, запрещенный к направлению на премирование гражданских служащих ФГО за расчетный период (месяц, квартал, год);
VБА – объем бюджетных ассигнований на оплату труда гражданских служащих;
Пвд запрет – процент вакантных должностей ФГО, превышающих 15 процентов предельной численности гражданских служащих.
Вакантный фонд, запрещенный к направлению на премирование гражданских служащих, используется ФГО на выплаты, предусмотренные законодательством, а именно:
– денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с федеральной государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) в связи с реорганизацией или ликвидацией ФГО, изменением его структуры либо сокращением должностей гражданской службы;
– денежной компенсации за неиспользованный отпуск;
– материальной помощи, за исключением материальной помощи, которая имеет признаки премирования, а именно регулярный (системный) характер (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно);
– единовременного поощрения (при награждении ведомственными наградами (почетной грамотой ФГО), при объявлении благодарности руководителем ФГО и т.п.);
– районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока;
– доплаты при совмещении должностей и временном замещении иной должности гражданской службы;
– пособия за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя.
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 – для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 – для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА
Основные задачи анализа расходов на оплату труда — проверка правильности и обоснованности начисленной зарплаты, использования статьи расходов «Заработная плата» согласно системе оплаты труда, действующей в организации.
Система оплаты труда — это документально оформленная «инструкция», как начислять зарплату сотруднику за конкретно отработанный период, которая содержит полный перечень параметров начисления и удержания денежных средств.
Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) системы оплаты труда работников бюджетных учреждений устанавливаются:
- коллективным договором;
- нормативными правовыми актами;
- трудовыми соглашениями;
- Положением об оплате труда.
Фонд оплаты труда анализа можно анализировать по алгоритму:
Этап 1. Проверяем соответствие фактического фонда оплаты труда запланированному, устанавливаем причины отклонений.
Этап 2. Определяем абсолютное и относительное отклонение по фонду оплаты труда.
Этап 3. Оцениваем соотношение темпа роста средней заработной платы и производительности труда.
Основные источники информации для анализа расходов на оплату труда:
- данные бухгалтерского учета;
- оперативно-технические отчеты организации;
- данные отдела кадров, отдела труда и заработной платы.
Рассмотрим, что нужно делать на каждом этапе.
ПРОВЕРЯЕМ СООТВЕТСТВИЕ ФАКТИЧЕСКОГО ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ЗАПЛАНИРОВАННОМУ, УСТАНАВЛИВАЕМ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ
По видам начислений
Проанализируем и сопоставим фактический фонд оплаты труда по видам начислений с плановыми показателями и определим причины отклонений. Для этого сформируем свод начисленной заработной платы (табл. 1).
Таблица 1. Сравнение фактических показателей с плановыми по видам начислений за первый квартал 2022 г., руб.
Вид начислений
План
Факт
Отклонение (перерасход +/экономия –)
162 Дополнительный отпуск
157 Персональная надбавка
170 Средний заработок за неотработанное время
280 Больничный лист за 3 дня
199 Районный коэффициент
115 За работу в праздничные дни
Вознаграждение по гражданско-правовым договорам
Из таблицы 1 следует, что по организации получилась экономия фонда оплаты труда в сумме 62 852,71 руб.
Сопоставление плановых назначений и фактически начисленных показателей говорит о том, что оплата по окладам составила экономию в размере 64 785,04 руб. за счет ушедших в декрет сотрудников (вакантные ставки). Эта причина повлияла и на снижение доплат за квалификационную категорию (экономия — 11 069,88 руб.) и стаж (экономия — 12 771,10 руб.).
Экономия получилась по основному отпуску (2262,69 руб.) и дополнительному отпуску (1240,10 руб.).
Фактические начисления среднего заработка за неотработанное время создали перерасход на 43 470 руб. Причина в том, что в плане не предусмотрели учебу сотрудницы по повышению квалификации.
Запланированный фонд оплаты по договорам гражданско-правового характера соответствует фактическому исполнению.
В целом за первый квартал 2022 г. получилась небольшая экономия. Тем не менее из сложившихся позиций по начислениям нужно выяснить причины отклонений по экономии и перерасходу, учесть их при последующем планировании или скорректировать план до конца финансового года.
По каждому сотруднику
Анализировать ФОТ целесообразно не только по видам начислений, но и отдельно по каждому сотруднику. Выявив ошибки, корректируют ставки, оклады, стимулирующие и компенсационные выплаты.
Сделаем анализ ФОТ по сотруднику организации Крылову О. П. и выясним причины перерасхода. Обратимся к табл. 2.
Таблица 2. ФОТ сотрудника Крылова О. П., руб.
Наименование составной части зарплаты
Фактически начислено
Размер начисленной зарплаты, который должен быть по плану
Сотрудники на аутсорсе
На каждого работника, находящегося в штате, может уходить до двух раз больше средств, чем то, что он фактически получает. НДФЛ, страховые взносы, отпускные, больничные, а также косвенные расходы съедают как минимум 50% от зарплаты «на руки».
Более новаторский способ поиска сотрудников на аутсорсинге – это обращение к онлайн-платформам, которые «сводят» интересы работодателя и сотрудника на одной площадке без прямого контакта между ними. Работодатель размещает на платформе круг задач по продаже своих продуктов и услуг. Любой пользователь может выбрать интересную для себя задачу и в случае ее успешного выполнения получить фиксированный гонорар.
Как правило, такой подход хорошо работает в сфере продаж финансовых, туристических или образовательных продуктов – это банковские карты, потребительские кредиты, страховые полисы, туры и курсы. Ключевое удобство для компаний заключается в том, что они оплачивают не часы работы сотрудника, а только заранее предложенную сумму за каждую выполненную задачу. Все налоговые отчисления при этом делает платформа или сам исполнитель.
Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!
(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)
Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.
Распределение экономии фонда оплаты труда
от 26 февраля 2015 года N 14-01-07/9690
О рекомендациях по расчету экономии по фонду оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы
В рамках исполнения подпункта “в” пункта 30 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 N 1563 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов”, предусматривающего недопущение использования в текущем (2015) финансовом году в целях премирования (материального стимулирования) работников федеральных государственных органов (далее – работники ФГО) экономии по фонду оплаты труда, возникшей в связи с наличием вакантных должностей, превышающих 10 процентов утвержденной в установленном порядке предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы (далее – экономия по фонду оплаты труда, госслужащие), при подготовке решения федерального государственного органа о премировании (материальном стимулировании) полагает целесообразным учитывать рекомендации по расчету экономии по фонду оплаты труда госслужащих, прилагаемых к настоящему письму.
Обращаем внимание, что на выплаты, утвержденные в приложении N 5 к постановлению Правительства Российской Федерации от 18.02.2013 N 137, а также на выплаты, предусмотренные отдельными решениями Правительства Российской Федерации о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, положения подпункта “в” пункта 30 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 N 1563 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов” не распространяются.
Рекомендации по расчету экономии по фонду оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы
Экономия по фонду оплаты труда, возникшая в связи с наличием вакантных должностей в федеральном государственном органе (далее – ФГО), превышающих 10 процентов утвержденной в установленном порядке предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы (далее – экономия по ФОТ, госслужащие), рассчитывается на дату принятия решения ФГО о премировании (материальном стимулировании) работников ФГО (далее – дата принятия решения, решение о премировании).
Дате принятия решения о премировании предшествует период расчета экономии по ФОТ (расчетный период), в который не включается период, ранее использованный(ые) для исчисления экономии по ФОТ по принятому(ым) решения(м) о материальном стимулировании.
Вакантной должностью ФГО следует считать должность, которая не была замещена в течение расчетного периода.
Количество вакантных должностей в ФГО, рассчитывается как разница между утвержденной в установленном порядке предельной численности госслужащих ФГО в разрезе утвержденных должностей (далее – предельная численность) и фактической численностью (на дату принятия решения о премировании) госслужащих ФГО по данным должностям.
Количество вакантных должностей в ФГО, превышающих 10 процентов предельной численности госслужащих, рассчитывается как разница между количеством вакантных должностей в ФГО по каждой должности и 10% предельной численности по данным должностям.
Годовой фонд оплаты труда по вакантной должности госслужащего рассчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации. В расчете могут применяться формы обоснований бюджетных ассигнований, утвержденные приказом Минфина России от 25.12.2013 N 137н “О Порядке представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований”, сформированные на основе положений статей 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.
Фонд оплаты труда по вакантной должности за расчетный период определяется как годовой фонд оплаты труда по вакантной должности, деленный на расчетное количество времени в годовом измерении и умноженный на количество времени в расчетном периоде. При этом в расчете используются единообразные единицы измерения времени (дни, недели, месяцы, кварталы или др.).
Экономия по ФОТ, которая не допускается к использованию на выплату премий (материального стимулирования) госслужащим, определяется как совокупность (сумма) рассчитанных фондов оплаты труда по вакантным должностям в ФГО, превышающим 10 процентов утвержденной численности, за расчетный период.
Расчет годового ФОТ
Для того чтобы рассчитать годовой показатель фонда оплаты труда, нужно иметь для вычислений следующие данные:
- суммы выплаченных сотрудникам зарплат согласно ведомостям;
- количество отработанных часов (вычисляется по табелям учета рабочего времени);
- показатели дополнительных затрат, закрепленные в локальных нормативных актах фирмы;
- количество сотрудников по списку и их оклады (фиксируются в штатном расписании);
- формы оплаты, принятые на фирме (оклад, сдельная, почасовая).
Универсальная схема
Универсальная схема расчета предусматривает сложение всех сумм, предназначенных для персонала. Для того чтобы подсчитать ее максимально просто, хоть и несколько приблизительно, используют такую формулу:
- ФОТгод – годовой показатель фонда оплаты труда;
- ЗПс-м – среднемесячная заработная плата (все суммы выплат за год, поделенные на 12);
- Чср-сп. – среднесписочная численность сотрудников (суммированное количество работников за каждый день месяца, разделенное на количество дней в месяце, повторенное 12 раз по числу месяцев в году).
НАПРИМЕР. В штате ООО «Традиция» с января по март 2016 года числилось 12 человек, в апреле взяли еще 2 работников, штат не менялся до октября, когда был уволен 1 человек, а в декабре взято на работу еще трое. Предварительно вычисленная по ведомостям среднемесячная зарплата персонала, включая премии, доплаты и бонусы, составила 456 тыс. руб. Сначала определим среднесписочную численность работников: (12 х 3 месяца) + (12+2(апрель)) + (14 х 6 (до октября)) + (14-1(октябрь)) + 13 (ноябрь) + (13 + 3(декабрь)) / 12 = 13.
Рассчитаем ФОТ для ООО «Традиция» за 2016 год: 456 000 х 13 х 12 = 71 136 000 руб.
При почасовой оплате
Расчет ФОТ для почасовой оплаты труда производится по следующей схеме:
- ФОТчас – фонд оплаты труда для почасовиков;
- ∑ст. – сумма ставок почасовых рабочих;
- РЧ – количество рабочих часов.
При сдельной оплате
Расчет ФОТ для сдельной оплаты труда производится так:
- ФОТсд. – фонд оплаты труда для рабочих со сдельной зарплатой;
- Vпл. – объем продукции по плану;
- Цед. – цена за единицу продукции;
- К – различные компенсации;
- Н – надбавки;
- Пр. – премии;
- Всоц.– социальные выплаты.
К СВЕДЕНИЮ! Если требуется вычислить не годовой, а месячный ФОТ или использовать другую отчетную единицу, нужно брать для формул соответствующие показатели, то есть не умножать среднемесячную зарплату на 12, а среднесписочную численность определять за 1 отчетный месяц.
Положение о порядке формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации
1. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала государственных учреждений, воинских частей и организаций (далее именуется – годовой фонд оплаты труда).
2. Расчет годового фонда оплаты труда – финансово-плановый документ, составляемый финансово-экономическими органами государственных учреждений, воинских частей и организаций на очередной календарный год для определения потребности в бюджетных ассигнованиях на оплату труда гражданского персонала, содержащегося по штатам и зарегистрированным в установленном порядке штатным расписаниям за счет средств федерального бюджета.
3. Годовой фонд оплаты труда определяется отдельно по каждому коду бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
4. Годовой фонд оплаты труда государственных учреждений, воинских частей и организаций, зачисленных на финансовое обеспечение в другие государственные учреждения, воинские части и организации, составляется отдельно.
Раздел II
Порядок составления годового фонда оплаты труда
5. При составлении годового фонда оплаты труда учитываются следующие показатели (по состоянию на 1 октября года, предшествующего планируемому):
а) численность гражданского персонала государственных учреждений, воинских частей и организаций, предусмотренная штатами и утвержденными и зарегистрированными в установленном порядке штатными расписаниями.
При замещении в разрешенных случаях гражданским персоналом воинских должностей в годовом фонде оплаты труда учитывается фактическая численность замещаемых должностей.
б) должностные оклады (тарифные ставки) (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей):
по замещаемым должностям руководителей, специалистов и профессиям рабочих – в размере фактически установленного должностного оклада (тарифной ставки).
Для рабочих, занятых на важных и ответственных работах, которым могут быть установлены тарифные ставки по IX группе тарифных ставок, в расчет принимаются тарифные ставки, соответствующие присвоенному (установленному) разряду или группе по размерам тарифных ставок по выполняемой работе (профессии).
по вакантным должностям специалистов, должностные оклады которым устанавливаются в зависимости от внутридолжностного категорирования или стажа работы, – в минимальном размере без категории или при минимальном стаже работы;
по вакантным профессиям рабочих – минимальная группа тарифной ставки, предусмотренная для данной профессии.
По должностям (профессиям), исполнение должностных обязанностей (выполнение работ) по которым связано с работой в особых условиях, сопряженных с риском для здоровья и жизни работников (в условиях вооруженного конфликта, чрезвычайного положения, несения боевого дежурства и других), а также с работой на тяжелых работах, во вредных и (или) опасных условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) учитываются в годовом фонде оплаты труда с учетом предусмотренных повышений (за исключением вакантных).
в) выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей) за работу:
в местностях с особыми климатическими условиями; со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, с шифрами, – в установленном нормативными правовыми актами размере;
в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), другие выплаты компенсационного характера, установленные настоящим приказом и нормативными правовыми актами Российской Федерации (кроме выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда), – из расчета среднемесячных расходов по учетным данным текущего года.
Выплаты компенсационного характера по вакантным должностям (профессиям) в годовом фонде оплаты труда не учитываются.
г) выплаты стимулирующего характера (в расчете на год по всем должностям (профессиям), включенным в расчет годового фонда оплаты труда):
надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы – в фактически установленном размере в расчете на год;
надбавка за выслугу лет – в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок);
премиальные выплаты по итогам работы:
по должностям профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования – в размере 5 должностных окладов;
по профессиям водителей, занятых обеспечением деятельности центрального аппарата Министерства обороны, – в размере 4,5 тарифных ставок;
по остальным должностям (профессиям) гражданского персонала воинских частей и организаций Министерства обороны – в размере 3 должностных окладов (тарифных ставок);
единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года – в размере 2 должностных окладов (тарифных ставок);
другие выплаты стимулирующего характера, установленные настоящим приказом и нормативными правовыми актами Российской Федерации (кроме выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда), – в фактически установленном размере в расчете на год.
6. Годовой фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов (тарифных ставок) и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Годовой фонд оплаты труда увеличивается на сумму страховых взносов.
Раздел III
Порядок планирования расходов на оплату труда
7. Расчет годового фонда оплаты труда, составленный по установленному образцу (приложение к настоящему Положению) до 20 октября года, предшествующего планируемому, представляется финансово-экономическими органами государственных учреждений, воинских частей и организаций соответствующему распорядителю бюджетных средств.
8. Распорядитель бюджетных средств проверяет в представленных годовых фондах оплаты труда правильность методики составления, обоснованность применения норм оплаты труда и целесообразность содержания гражданского персонала.
9. В случае несоответствия расчетов годовых фондов оплаты труда указанным требованиям распорядитель бюджетных средств обязан в течение десяти календарных дней с момента их получения направить в государственные учреждения, воинские части и организации заключения с указанием конкретных нарушений.
Доработанный расчет годового фонда оплаты труда повторно направляется государственными учреждениями, воинскими частями и организациями не позднее пяти календарных дней со дня получения заключения.
10. Распорядители бюджетных средств до 10 ноября года, предшествующего планируемому, направляют главному распорядителю бюджетных средств сводный расчет годовых фондов оплаты труда государственных учреждений, воинских частей и организаций, состоящих у них на финансовом обеспечении.
11. Главный распорядитель бюджетных средств проверяет представленные сводные расчеты годовых фондов оплаты труда и по результатам анализа расходов на оплату труда гражданского персонала за истекший период текущего календарного года, планов строительства Вооруженных Сил на предстоящий календарный год, а также в зависимости от доведенных ему лимитов бюджетных обязательств на оплату труда утверждает контрольные суммы фондов заработной платы гражданского персонала для каждого распорядителя (получателя) бюджетных средств.
Контрольная сумма фонда заработной платы гражданского персонала – объем прав в денежном выражении, в пределах которых государственные учреждения, воинские части и организации могут осуществлять расходы на выплату заработной платы гражданскому персоналу в установленном периоде времени текущего финансового года.
12. Утвержденные контрольные суммы фондов заработной платы гражданского персонала (далее именуются – контрольные суммы) распределяются соответствующим распорядителем бюджетных средств и утверждаются для государственных учреждений, воинских частей и организаций не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому.
Государственным учреждениям, воинским частям и организациям, зачисленным на финансовое обеспечение в другие государственные учреждения, воинские части и организации, контрольные суммы утверждаются руководителями государственных учреждений, воинских частей и организаций, в которые они зачислены на финансовое обеспечение.
13. Корректировка годовых фондов оплаты труда и контрольных сумм производится соответствующими распорядителями средств федерального бюджета в случаях:
зачисления или снятия с финансового обеспечения других воинских частей и организаций Министерства обороны;
изменения численности гражданского персонала, предусмотренной штатами, штанными перечнями (нормативами), утвержденными и зарегистрированными в установленном порядке штатными расписаниями, вследствие перехода на содержание гражданского персонала по новым штатам, штанным перечням (нормативам), утвержденным и зарегистрированным в установленном порядке штатным расписаниям, либо внесения в них изменений, повлекших увеличение или уменьшение численности гражданского персонала;
введения новых условий оплаты труда или индексации заработной платы.
Раздел IV
Порядок использования и учета годового фонда оплаты труда
14. Руководители государственных учреждений, командиры (начальники) воинских частей и организаций имеют право в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы перераспределять не использованные в течение расчетного периода (месяц, квартал, год) денежные средства, предусмотренные годовым фондом оплаты труда, на выплату должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплат, в том числе на установление надбавки за особый режим работы, выплачиваемой за счет экономии годового фонда оплаты труда.
15. Размер экономии фонда оплаты труда, направляемой на выплату надбавки за особый режим работы, определяется по результатам исполнения утвержденных контрольных сумм за соответствующий расчетный период после осуществления в установленном порядке всех видов выплат заработной платы.
Установление и выплата надбавки за особый режим работы при наличии кредиторской задолженности по выплате заработной платы за соответствующий период не допускается.
16. Предусмотренные годовым фондом оплаты труда средства на выплату единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года на выплату других видов заработной платы не направляются.
17. Учет использования годового фонда оплаты труда и контрольных сумм ведется в финансово-экономических органах государственных учреждений, воинских частей и организаций.
18. Учет использования годового фонда оплаты труда государственных учреждений, воинских частей и организаций, зачисленных на финансовое обеспечение в другие государственные учреждения, воинские части и организации, ведется финансово-экономическими органами государственных учреждений, воинских частей и организаций, в которые они зачислены на финансовое обеспечение, раздельно.
19. Должностные лица, принявшие решения, повлекшие за собой перерасход и (или) незаконное расходование утвержденных контрольных сумм, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
20. Контроль за правильностью определения годового фонда оплаты и использованием утвержденных контрольных сумм осуществляется соответствующим распорядителем бюджетных средств, а также при проведении ревизий и проверок вопросов финансовой и хозяйственной деятельности государственных учреждений, воинских частей и организаций.
Фонд оплаты труда – что входит в это понятие и в чем его отличие от фонда зарплаты?
Два фонда (оплаты труда и зарплаты) взаимосвязаны между собой, но не являются идентичными. Хотя совпадение этих показателей возможно, когда фирма экономит на разного рода выплатах (социальных и прочих) своим работникам и кроме непосредственного вознаграждения за труд (зарплаты) никакие иные выплаты не предусматривает.
Каждый руководитель компании и индивидуальный предприниматель должен представлять, что включает в себя фонд оплаты труда. Если исходить из теоретического аспекта, фонд оплаты труда (ФОТ) – это совокупность средств фирмы (как в денежной, так и в натуральной форме), затраченных за определенный временной промежуток на выплаты трудовому коллективу.
В первую очередь в состав ФОТ входят зарплаты и премии, а также разнообразные доплаты (за совмещение, за работу в ночное время суток и др.). Вслед за перечисленными элементами следуют стимулирующие и компенсирующие компоненты ФОТ, а также иные выплаты (к примеру, начисленные за время, которое не отработано, но по закону подлежит оплате). В целом в состав ФОТ входят фонд заработной платы (ФЗП), социальные и прочие выплаты.
Фонд заработной платы – понятие более узкое, чем ФОТ, но формируются и рассчитываются оба фонда по схожим алгоритмам. Об этом поговорим в следующих разделах.
Как рассчитать среднемесячную зарплату
Среднемесячная зарплата — это ФОТ за соответствующий год, деленный на среднесписочную численность работников в этом году, и деленный на 12 месяцев (см. « Шпаргалка по расчету среднесписочной численности работников »).
Бухгалтер ООО «Тайга» составляет прогноз ФОТ на 2022 год.
Среднесписочная численность сотрудников в 2022 году составила 4 человека. Выплаты работникам в 2022 году равнялись 3 135 000 руб. (см. табл.):
Однако не следует увлекаться таким снижением. Работник вправе рассчитывать на справедливое трудовое вознаграждение. Финансовая мотивация является одним из самых сильных факторов, влияющих на текучесть кадров, их квалификацию, а также эффективность выполнения трудовых обязанностей. Скудный фонд оплаты труда может провоцировать работников на правонарушения с целью как-то восполнить недополучаемые средства незаконным образом.
Единственно правильной формулы не существует.
Часто используют такой вариант:
ФОТ за год
СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРПЛАТА
СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ
12 месяцев
В большинстве случаев требуется найти плановый показатель ФОТ на будущий период (чаще всего — на следующий год).
При составлении прогнозов используют фактические данные предыдущего периода. А также предполагаемые показатели будущего периода по численности работников и среднемесячной зарплате.