Какие изменения внес ФСС в правила покупки спецодежды

Участники пилотного проекта применяют указанные корреспонденции счетов с учетом получения денежных средств от ФСС постфактум, после фактического осуществления ими соответствующих расходов за счет собственных финансовых ресурсов.

КАК ВОЗМЕСТИТЬ ЗАТРАТЫ НА ОХРАНУ ТРУДА ИЗ ФСС В 2022 ГОДУ?

Эксперты SRG-ECO подробно рассказали о процедуре возмещения средств, затраченных на мероприятия по охране труда, из Фонда социального страхования в 2022 году и представили алгоритм действий, а также дали рекомендации, как ее провести без сложностей.

Содержание:

  • Основная информация об услуге
  • Изменения в 2022 году
  • Алгоритм: как вернуть средства из ФСС?
  • На какую сумму выплат можно рассчитывать?
  • Перечень мероприятий, за счет которых можно получить выплаты ФСС
  • Разработка плана финансового обеспечения
  • Этапы подачи заявления в ФСС
  • Как подать готовый пакет документов?
  • Причины отказа в выплатах
  • Рекомендация экспертов SRG-ECO

Как учитывать спецодежду со сроком эффективного использования более 12 месяцев

Если срок эффективного использования превышает 12 месяцев или длительность операционного цикла, то спецодежду в бухгалтерском учете отражают как основные средства. Такие активы учитывайте по ПБУ 6/01 и ФСБУ 6/2022 «Основные средства».

Компания пока вправе вести учет по ПБУ 6/01, документ действует до конца 2022 года, либо можно досрочно перейти на применение ФСБУ 6/2020. С 2022 года он станет обязательным, добровольно можно начать применять с 2022 года.

Когда организация применяет ПБУ 6/01, в учетной политике устанавливают стоимостной лимит до 40 тыс. рублей:

  • если одежда носится дольше 12 месяцев, но стоит меньше установленного лимита, ее можно включить в состав запасов и списать стоимость при выдаче работнику;
  • если одежда носится больше 12 месяцев, а ее стоимость превышает лимит, одежду ставят на счет 01 и постепенно амортизируют.

Новый ФСБУ 6/2022 тоже позволяет организациям устанавливать для основных средств стоимостной лимит. Но он ничем не ограничен, можно установить любой лимит стоимости. Учет одежды длительной носки учитывается следующим образом:

  • стоимость не более лимита — отнесите ее к МПЗ, затраты сразу спишите в момент выдачи работнику;
  • стоимость выше лимита — включите спецовку в состав основных средств и амортизируйте.

При оприходовании спецодежды отразите ее на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств». Сформированную первоначальную стоимость спецодежды спишите в дебет счета 01 «Основные средства», субсчет «Основные средства на складе».

Приобретаем СИЗ за счет средств ФСС. НДС-последствия

В Письме от 20.06.2018 № 03-07-11/42124 Минфин сообщил, что в случае приобретения работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС, суммы НДС, предъявленные продавцами этих товаров, к вычету не принимаются. Правда ли, что эти разъяснения противоречат ранее выпущенным письмам, и есть ли у налогоплательщиков основания не соглашаться с мнением о невозможности применения налоговых вычетов?

Для начала напомним содержание нескольких писем.

Реквизиты письма

Краткое содержание

От 14.08.2015 № 03-07-11/47007

Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, в случае использования данных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. В связи с этим суммы НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, стоимость которых (без учета НДС) уменьшает страховые взносы в ФСС, принимаются к вычету в общеустановленном порядке

От 04.04.2016 № 03-07-11/18789

Согласно п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС, после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.

Суммы НДС по выполненным работам (оказанным услугам), предъявленные организациями, проводящими СОУТ, принимаются к вычету у организации-заказчика в вышеуказанном порядке, в том числе в случае, если финансовое обеспечение этих работ (услуг) частично осуществляется за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС

От 15.12.2017 № 03-07-11/84162

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, в случае использования данных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых этим налогом.
Вместе с тем на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в случае получения налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС, суммы налога, предъявленные при приобретении таких товаров (работ, услуг), подлежат восстановлению.
Согласно ст. 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы РФ относятся в том числе бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ.
Таким образом, в случае оплаты приобретаемых производственных аптечек за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС, суммы НДС, предъявленные продавцами этих аптечек, вычету не подлежат

В комментируемом письме, указывая на невозможность применения вычета, Минфин ссылается на следующие положения:

Читайте также:
Как перевести деньги с МТС на Теле2 с телефона

п. 2.1 ст. 170 НК РФ, согласно которому в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе ОС и НМА, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат;

ст. 10 БК РФ, в соответствии с которой к бюджетам бюджетной системы РФ относятся в том числе бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ.

Некоторые специалисты, проследив динамику перечисленных писем, высказывают мнение о том, что финансовое ведомство, признавая право на вычет, руководствовалось одними нормами гл. 21 НК РФ, а затем изменило свое мнение в угоду фискальным интересам, обосновав запретительную позицию другими положениями гл. 21 НК РФ и Бюджетного кодекса. Это утверждение неверно, как и совет «не обращать внимания на запретительную позицию Минфина, а руководствоваться судебной практикой, например Постановлением ФАС ЗСО от 29.11.2011 по делу № А27-6121/2011, и принимать предъявленные продавцами суммы налога к вычету в общем порядке».

  • в подтверждение права на применение вычетов по НДС со стоимости приобретенных СИЗ налогоплательщик представил счета-фактуры, товарные накладные, платежные поручения;

  • общество выполнило требования ст. 171 и 172 НК РФ для получения права на налоговый вычет;

  • согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от источника привлечения средств, то есть приобретение СИЗ за счет средств ФСС не свидетельствует о том, что налогоплательщик не понес реальных затрат по уплате НДС своему контрагенту;

  • отказ инспекции в применении налогового вычета необоснован.

Поясним, на чем основано наше мнение. Однако для начала еще раз подчеркнем, что, разрешая вычет, Минфин апеллировал к положениям ст. 171 и 172 НК РФ об общих правилах принятия НДС к вычету, а, высказываясь против применения вычетов, чиновники ссылались на ст. 170 НК РФ (пп. 6 п. 3 и п. 2.1) и ст. 10 БК РФ.

В 2015 году, когда Минфином было выпущено первое из представленных в таблице писем (разрешающее вычет), пп. 6 п. 3 (об обязанности восстановить НДС) предусматривал: в случае получения налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Поскольку средства ФСС не являются средствами федерального бюджета, у Минфина не было оснований ссылаться на эту норму.

Пункт 2.1 был введен в ст. 170 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ и для большинства налогоплательщиков вступил в силу 01.01.2018 (исключение составляют субъекты естественных монополий, которые будут руководствоваться им с 01.01.2019).

Других положений, запрещающих вычет в рассматриваемой ситуации, гл. 21 НК РФ не содержала, поэтому финансисты не могли не признать, что вычет осуществляется на общих основаниях, то есть получение возмещения из средств ФСС не препятствует принятию «входного» налога к вычету.

Читайте также:
Способы защиты прав потребителей

Этим же объясняется и положительная для налогоплательщиков позиция, изложенная в Письме № 03-07-11/18789.

  • на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат;

  • из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также из местного бюджета.

На момент выпуска Письма № 03-07-11/84162 (конец 2017 года) формулировка пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ была подкорректирована законодателем, и речь в ней шла уже не о субсидиях из федерального бюджета, а субсидиях из бюджетов бюджетной системы РФ (данное нововведение начало применяться с 01.07.2017). Соответственно, в связи с тем, что в силу ст. 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы РФ относятся в том числе бюджеты государственных внебюджетных фондов, включая ФСС, Минфин сделал вывод в пользу интересов государства, а не налогоплательщиков.

До 01.01.2018 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ обязывал восстанавливать НДС в случае, если сумма полученной субсидии включала в себя сумму налога. В иных случаях налоговые органы (вопреки мнению Минфина (Письма от 23.10.2015 № 03-07-11/60945, от 02.10.2015 № 03-07-11/56446, от 19.01.2012 № 03-07-11/15) и ФНС (Письмо от 14.04.2016 № СД-4-3/6551@) требовали восстанавливать НДС, но суды вставали на сторону налогоплательщиков (Постановления АС ПО от 31.03.2016 № Ф06-6771/2016 по делу № А65-11365/2015, АС СЗО от 29.09.2015 № Ф07-7133/2015 по делу № А13-15788/2014, ФАС ПО от 01.07.2014 по делу № А65-22566/2013).

С указанной даты названная норма дополнена положением о том, что обязанность восстановления НДС возникает независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.

Таким образом, различие выводов в письмах, датированных 2015 – 2018 годами, связано с внесением в гл. 21 НК РФ нововведений. А потому не соответствует действительности мнение о том, что Минфин изменил свою точку зрения произвольно, необоснованно и без учета арбитражной практики.

И еще один нюанс. Вывод о невозможности применения вычета из летнего письма 2018 года не расходится с формулировкой п. 2.1 ст. 170 НК РФ, в котором употребляется выражение «вычетам не подлежат». А вот в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, который положен в основу вывода в декабрьском письме 2017 года, речь идет о восстановлении НДС. Но это не мешает чиновникам говорить именно о том, что НДС со стоимости приобретаемых за счет страховых взносов производственных аптечек к вычету не принимается. Понятно, что восстановление налога и применение вычета – не одно и то же. Первое невозможно без второго, ведь восстанавливается именно НДС, ранее принятый к вычету. В связи с этим иногда высказывается мнение о допущенной чиновниками небрежности при выборе фраз. Иными словами, вывод должен был бы быть таким: налогоплательщик вправе в общем порядке принять к вычету НДС, а затем восстановить его (на основании решения органа ФСС). На наш взгляд, причина кроется не в небрежности формулировок.

Известно, что одним из условий получения возмещения за счет средств ФСС (зачета сумм затрат в счет начисленных страховых взносов) является наличие у организации плана финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена приложением к Правилам финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н. Этот план составляется с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения СОУТ, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников). Иными словами, приобретая СИЗ, организация изначально предполагает, что затраты будут покрыты за счет средств ФСС (субсидий). Раз так, зачем принимать НДС к вычету, если в скором времени налог придется восстановить в связи с принятием территориальным органом ФСС решения о финансовом обеспечении предупредительных мер? Кроме того, на момент выпуска письма Президентом РФ уже был подписан Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ, который ввел в ст. 170 НК РФ новый п. 2.1, предусматривающий запрет на принятие к вычету НДС в случае, если покупки приобретены за счет субсидий, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ. Представляется, именно два этих фактора и определили высказанную в письме точку зрения.

Читайте также:
Что такое дефолт простым языком

В заключение ответим на сформулированный в начале консультации вопрос. На наш взгляд, Письмо Минфина России № 03-07-11/42124 о невозможности принятия к вычету НДС в случае приобретения СИЗ за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС, не противоречит ранее выпущенным письмам финансового ведомства. Поскольку вывод чиновников основан на новой норме (п. 2.1 ст. 170 НК РФ вступил в силу 01.01.2018), у налогоплательщиков нет оснований не соглашаться с официальной точкой зрения.

И последнее. В том же п. 2.1 ст. 170 НК РФ сказано, что не подлежащие вычету суммы налога:

включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что затраты на приобретение товаров (работ, услуг), в том числе ОС и НМА, а также имущественных прав, учитываются в составе налоговых расходов (в том числе через начисленную амортизацию), и при условии ведения раздельного учета;

не включаются в расходы при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы налога по покупкам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

Таким образом, выполнив требование об организации раздельного учета сумм НДС, налогоплательщик сможет учесть их в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль.

Возмещение расходов на спецодежду: порядок действий

К возмещению стоимости спецодежды непосредственное отношение имеет Фонд Социального Страхования, поэтому весь процесс согласования будет осуществляться с этим государственным органом.

Получение компенсации спецодежды за счет ФСС возможно двумя способами:

  1. Если компания относится к регионам, участвующим в пилотном проекте (полный их список можно увидеть в документе от 21 апреля 2011 года — это Постановление Правительства, зарегистрированное под номером 294), то страхователь (иными словами, фирма, закупающая спецодежду) должен обратиться в ФСС в срок до 15 декабря текущего года, в течение которого покупалась форма, приложив бумаги, доказывающие величину расходов. Если всё оформлено верно, то в течение 5 дней будет получен результат.
  2. Если организация зарегистрирована в регионе, не принадлежащем к участникам пилотного проекта, для возмещения средств за спецодежду нужно обращаться в ФСС с целью получения разрешения средств на приобретение средств индивидуальной защиты до их фактической покупки. В этом случае возврат из ФСС за спецодежду подпадает под статью возмещения взносов, потраченных на меры, способствующие уменьшению травматизма во время осуществления рабочих процессов.

Второй вариант более сложный и имеет ряд нюансов. Действующими правилами определяется, что работодатель обязан перечислять в ФСС средства для предупреждения травматизма за каждого работника, делая это не позднее 15 числа каждого месяца. Если за 2 года компания не обращалась за компенсацией на приобретение спецодежды за счет ФСС, то при расчёте суммы возврата станут учитываться 3 предшествующих дате подачи заявления года (последний день, когда можно зарегистрировать документ, – 7 августа), но процент возврата всё равно не будет превышать 20 от всех затраченных по данной статье расходов денежных средств.

Учет спецодежды с 2022 года

Учет спецодежды с этого года изменился. Посмотрим, насколько серьезны эти изменения, как бухгалтеру следует вести учет спецодежды с 2022 года.

учет спецодежды

1. Учет спецодежды в 2022 году изменения

Спецодежда – это одежда и обувь, которую используют для снижения воздействия вредных условий труда и защиты от загрязнений. Обязанность приобретения спецодежды установлена Трудовым кодексом РФ (статья 212 ТК РФ).

Основной нормативный документ, который регламентировал особенности учета спецодежды (Методические указания, утв. Приказом Минфина № 135н), с января 2022 года не действует.

Ранее спецодежда учитывалась либо в составе запасов, либо в составе основных средств (ОС) в зависимости от ее стоимости.

Если спецодежда учитывалась в составе запасов, в учетной политике по бухгалтерскому учету (БУ) устанавливался способ списания ее стоимости в расходы: либо единовременно, либо равномерно в течение срока использования.

Читайте также:
ФНС отчиталась о налоговых поступлениях за три квартала

Учет спецодежды в 2022 году изменения.

Спецодежду тоже можно учитывать как в составе запасов, так и в составе ОС. Вот только определять, в составе каких актив учитывать спецодежду, нужно по новым правилам.

При этом важно определиться, применяет ли организация досрочно новый стандарт по учету основных средств ФСБУ 06/2020. Напомним, что его обязательное применение — с 01.01.2022.

2. ФСБУ 5/2019 спецодежда

Новое ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденное Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н, вступило в силу с 01.01.2021.

Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 запасами теперь признаются активы, срок службы которых составляет менее 12 месяцев (или не более одного операционного цикла).

По ФСБУ 5 спецодежда со сроком использования менее 12 месяцев отражается по новым правилам, например:

при формировании первоначальной стоимости не учитываются скидки и премии, но учитываются грядущие затраты на ликвидацию запасов и восстановление окружающей среды (если такие затраты будут необходимы),

если при оплате запасов есть рассрочка платежа со сроком более 12 месяцев, запасы приходуются по стоимости, которую заплатили бы сразу (без рассрочки), начисленные проценты в стоимость запасов не включаются,

требуется проводить регулярную оценку запасов на конец каждого отчетного периода. Для оценки нужно выбрать наименьшую величину из фактической себестоимостью или чистой стоимостью продажи запасов. При необходимости после проверки на обесценение формируется резерв (проводки — по новым правилам).

по ФСБУ 5 спецодежда в организациях, имеющих право на упрощенный учет, учитывается по более простым правилам. Например, первые два правила из вышеперечисленных можно не применять. А оценку проводить, исходя только из фактической себестоимости.

Тем, кто еще не изучил новый стандарт по запасам, рекомендуем ознакомиться Информационным сообщением Минфина России от 10 апреля 2022 г. № ИС-учет-27.

3. Спецодежда в 2022 году бухгалтерский учет

Бухгалтеру нужно сформировать подход к учету спецодежды (запасов в целом), внести изменения в учетную политику.

Спецодежда в 2022 году бухгалтерский учет:

Определяем срок полезного использования спецодежды, решая, применяем ФСБУ 5/2019 (учитываем спецодежду в запасах) или нет.

Устанавливаем, как будем вести учет спецодежды при сроке ее службы более года:

Будем досрочно применять ФСБУ 6/2022 с 2022 года или нет.

Будем ли менять стоимостной критерий признания ОС.

При досрочном применении ФСБУ 6/2022 решаем:

существенна стоимость спецодежды для наших пользователей отчетности или нет. Если существенна, то спецодежду будем учитывать в составе ОС. Если нет, сразу отнесем к расходам периода, в котором были понесены затраты на приобретение спецодежды,

исходя из принципа рациональности, определяем, будем ли учитывать каждый комплект спецодежды отдельно, либо как совокупность всех средств индивидуальной защиты (например, все 20 комплектов будут представлять собой одну единицу учета — «спецодежда»).

К «несущественным» можно относить активы, информация о которых не влияет на принятие экономических решений пользователями бухгалтерской отчетности.

Более подробно об этом говорится в Рекомендации центра «БМЦ» — Рекомендации Р-122/2020-КпР «Специальные средства производства».

Определяем, как будем отражать последствия изменений учетной политики. Перспективно, либо ретроспективно (п.47 ФСБУ 5/2019). Эту информацию нужно будет раскрыть позже в отчетности за 2022 год.

4. Как учитывать спецодежду в 2022 году

Как учитывать спецодежду в 2022 году? На каких счетах? Что делать с остатками на 1 января? Это основные вопросы бухгалтеров. Однозначных ответов на них не содержит ни один нормативный документ.

Текст стандарта ФСБУ 5/2019, на взгляд большинства бухгалтеров, «сырой» и малоинформативный. Рекомендации по новым стандартам бухгалтерского счета пока дает только центр БМЦ. Они, как и тексты новых стандартов, иногда требует дополнительных уточнений.

Проанализировав ФСБУ 5, разъяснения центра БМЦ, информационно-правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», мы пришли к определенным выводам. Возможно, в течение 2022 года появятся новые разъяснения и уточнения, тогда нужно будет скорректировать подход.

Итак, как учитывать спецодежду в 2022 году:

Если спецодежда — это запасы, порядок учета следующий:

Дебет 10.10 Кредит 60 — поступление спецодежды.

Дебет 20, 25, 44… Кредит 10.10 – передача спецодежды в эксплуатацию. Ранее использовался промежуточный субсчет 10.11 «Спецодежда в эксплуатации», сейчас необходимости отражать спецодежду на таком субсчете нет.

Читайте также:
Злостные неплательщики алиментов ответственность

Дебет МЦ.02 — стоимость переданной в эксплуатацию спецодежды учтена за балансом. Учет за балансом позволяет контролировать сохранность запасов (спецодежды).

По окончанию срока использования (когда одежда пришла в негодность, когда уволен сотрудник, которому выдавалась спецодежда):

Кредит МЦ.02 — списана с забалансового счета стоимость ранее переданной в эксплуатацию спецодежды.

При сроке использования более 12 месяцев, возможны 2 варианта:

Вариант 1 — учет спецодежды в составе ОС и начисление амортизации в течение срока использования. Применяется, когда соблюдены все условия признания активов в составе ОС.

Бухгалтерские проводки при этом ничем не отличаются от проводок по учету других основных средств, поэтому не будем их рассматривать.

Вариант 2 — если затраты на спецодежду несущественны для пользователей отчетности.

Организация может предусмотреть группы ОС, информация о которых несущественна. Формирование (выделение) таких групп можно провести вне зависимости от стоимости ОС, а руководствуясь лишь требованием рациональности. Тогда затраты на спецодежду списываются на расходы по обычным видам деятельности сразу, в момент их осуществления. Такой порядок предусмотрен в п.7.4. ПБУ 1/2008 «Учетная политика».

В этом случае не отражается поступление спецодежды, в лишь дебетуются соответствующие счета учета расходов.

Дебет 20, 25, 44… Кредит 60, 76… — учтены расходы по приобретению спецодежды (приобретение «несущественных ОС»).

Более подробно об этом говорится в рекомендации центра БМЦ Р-100/2019-КпР «Реализация требования рациональности» (пример 1).

К этому варианту можно отнести и случай, когда спецодежда сроком использования более года не классифицируется как ОС по стоимостному критерию.

Например, организация, применяет ФСБУ 6/2022 досрочно с 2022 года, установила лимит по ОС в БУ, аналогичный лимиту в налоговом учете, — 100 тысяч рублей. Группы «ОС с несущественной стоимостью» не выделяются.

Тогда при приобретении спецодежды, например, по цене 50 тыс. рублей за единицу без НДС, по правилам учета следует затраты признать расходами периода, в котором они понесены. При составлении отчетности за 2022 год нужно будет раскрыть такое решение и указать лимит стоимости ОС, применяемый с 2022 года.

Дебет 20, 25, 44… Кредит 60, 76… — признаны расходы на приобретение спецодежды.

Помним, что по варианту 2, как и при признании спецодежды в качестве запасов, нужно вести забалансовый учет таких затрат (контролируя сохранность спецодежды).

В отношении остатков на счетах учетов спецодежды на 01.01.2021, на наш взгляд, можно поступать следующим образом:

При ретроспективном методе проанализировать остатки и:

остатки по спецодежде со сроком использования более года, стоимость которой не полностью отнесена на затраты, списать в расходы:

Дебет 84 Кредит 10.11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

Те остатки, которые числятся на счете 10.10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» оставить без изменений, если в отношении ОС применяем ПБУ 6/01.

Если перешли на ФСБУ 6/2020, и стоимость спецодежды либо несущественна, либо ниже установленного лимита — списать в аналогичном порядке.

При существенной стоимости активов — скорректировать стоимость запасов путем переквалификации их в ОС.

В этом случае балансовая стоимость активов (бывших запасов) увеличивается на погашенную ранее стоимость (т.е. «восстанавливается» первоначальная стоимость ОС) и одновременно признается амортизация, которая рассчитывается по правилам ФСБУ 6/2020. Разница между ранее погашенной стоимостью и исчисленной по новым правилам амортизацией относится на счет 84 (п. 5-7, примером 1 Рекомендации Р-122/2020- КпР).

При перспективном способе — учитывать остатки по старым правилам. Например, если спецодежда до 01.01.2022 была уже выдана сотрудникам и числится на субсчете 10.11, продолжать ее равномерное списание до окончания срока эксплуатации.

Новые правила ФСБУ 5/2019 применять только к активам, которые либо приобретаются после 01.01.2021, либо 1 января 2022 года числились на складе (на субсчете 10.10), но будут выдаваться работникам уже в 2022 году.

Еще раз уточним, что вы можете выбрать и другой подход, прописав его в учетной политике по БУ.

5. Как учитывать спецодежду в 2022 году в налоговом учете

Читайте также:
Оценка результатов труда персонала организации

В налоговом учете ничего не изменилось. Мы можем спецодежду учитывать в составе амортизируемого имущества (при стоимости более 100 тыс. рублей за единицу), либо в составе материальных расходов, если спецодежда имеет более низкую стоимость.

В последнем случае действуем по правилам, установленным уже в учетной политике по налоговому учету (НУ). Либо при вводе в эксплуатации стоимость спецодежды единовременно относим к материальным расходам (п.п. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ), либо списываем в течении более чем одного отчетного периода исходя из установленных в учетной политике и обоснованных критериев. Например, срока полезного использования.

Единственно изменение коснулось учета в НУ спецодежды, не указанной в п.п. 3 п. 1 ст.254 НК РФ, которая была приобретена для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов власти в связи с распространением COVID -19. Такую спецодежду рекомендовано учитывать в составе прочих расходов на основании п.п. 7 п. 1 ст.264.

Мы с вами рассмотрели учет спецодежды с 2022 года. По тем же правилам следует учитывать и спецоснастку и специальный инструмент. Если у Вас остались вопросы, пишите их в комментариях ниже.

Подписывайтесь на наш инстаграм и телеграм

Классификация СИЗ

СИЗ – это одежда, обувь, предметы, приспособления, выдаваемые сотрудникам для личного пользования, с целью уменьшения (предотвращения) воздействия на человеческий организм широкого спектра вредных либо опасных факторов при работе на производстве (по тексту пр. №290н Минсоцразвития от 01-06-09 г.).

Вопрос: Как отразить в учете организации, находящейся на общей системе налогообложения и применяющей метод начисления, операции по приобретению изготовленной на территории РФ специальной одежды, оплата которой финансируется Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ) за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?
Посмотреть ответ

При выборе СИЗ целесообразно руководствоваться двумя нормативными документами:

  • техрегламентом Таможенного Союза «О безопасности СИЗ» ТР ТС 019/2011;
  • ГОСТом 12.4.011-89.

ТР ТС 019/2011 подразделяет СИЗ на категории, по их защитным свойствам, учитывающим химические, биологические, механические, радиационные, температурные факторы. Кроме того, упомянуты средства защиты от воздействия электричества, специальная сигнальная одежда (для повышения видимости работников), средства защиты кожи. Уделяется внимание и комплексным СИЗ, применяемым в случае потенциального воздействия нескольких вредных факторов.

ГОСТ 12.4.011-89 рассматривает средства защиты с точки зрения их назначения:

  • изолирующие костюмы, спецодежда;
  • средства защиты рук, ног, дыхательных органов, головы, лица, органов зрения, слуха, кожных покровов;
  • СИЗ, предотвращающие падения при высотных работах;
  • комплексные защитные СИЗ.

В соответствии с указанной классификацией, получить компенсацию можно на приобретение СИЗ только для сотрудников на определенных работах.

На заметку! Перед приобретением тех или иных СИЗ целесообразно проконсультироваться со специалистами ФСС. В этом случае вероятность отказа в компенсации расходов можно свести к минимуму.

Как вести учет спецодежды в 2022 году

Повторимся: по новым правилам стоимость «спецовки» неважна. Нам нужно знать срок ее эксплуатации. Если он до 12 месяцев включительно, то одежду нужно включить в состав МПЗ и в момент передачи работнику полную стоимость списать в расходы. Однако если срок носки больше года, то одежду учтем как основные средства.

Не забывайте вести учет одежды в личных карточках работников, в которых они расписываются при получении «спецовки». Отслеживайте сроки эксплуатации одежды и во время выдавайте новые комплекты.

Пример 1. Учет одежды со сроком до 12 месяцев

ООО «Геодез» приобрело комплект спецодежды для работника стоимостью 30 000 тыс. руб. (в т. ч. НДС — 5 000 руб.). Срок эксплуатации костюма — 11 месяцев. Этот комплект бухгалтер примет в качестве МПЗ, а в момент передачи работнику спишет его полную стоимость в расходы одной суммой.

В бухучете хозоперации отразятся следующим образом:

Операция

ДебетКредит

Сумма, руб.

Пример 2. Учет одежды со сроком более года

ООО «Гермес» приобрело костюм для работника за 162 000 руб. (в т. ч. НДС — 27 000 руб.). Срок эксплуатации комплекта — 24 мес. Бухгалтер учтет его по правилам учета для основных средств. ПБУ 6/01 действует до конца 2022 года, поэтому можно учесть одежду по старым правилам, а можно досрочно применить новый стандарт ФСБУ 6/2022 «Основные средства».

Читайте также:
Нормы естественной убыли продовольственных товаров

Когда срок носки больше года, целесообразнее сразу перейти на новый стандарт. Если бухгалтер выберет ПБУ 6/01, то с 2022 года ему все равно придется перестраивать учет спецодежды.

В нашем случае бухгалтер перешел на новый стандарт. Ему придется принять одежду в качестве основных средств и амортизировать его стоимость. По ФСБУ 6/2022 «Основные средства» для начисления амортизации помимо срока использования одежды бухгалтеру придется определить способ амортизации и ликвидационную стоимость.

Ликвидационная стоимость объекта — величина, которую организация получила бы в случае выбытия, например продажи данного объекта после вычета затрат на выбытие. Как правило, спецодежда к концу срока полезного использования полностью изнашивается — продать ее не получится, а значит, и ликвидационную стоимость можно считать равной нулю (п. 30 ФСБУ 6/2020).

В учетной политике ООО «Гермес» согласно новому стандарту установили лимит для признания основных средств — 100 000 руб. ФСБУ 6/2022 «Основные средства» больше не ограничивает лимит. Можно установить любую цифру — хоть миллион. В нашем примере срок использования костюма больше года, а его стоимость выше установленного лимита. Значит, однозначно принимаем комплект как основные средства.

Сумма,

руб.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Смотрите готовое решение о том, в каком порядке осуществляется возврат спецодежды при увольнении работника.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 31 августа 2018 г. N 570н

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ
МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ РАБОТНИКОВ И САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ,
ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ФАКТОРАМИ,
УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 10 ДЕКАБРЯ 2012 Г. N 580Н

Внести изменения в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2012 г., регистрационный N 26440), с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 220н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июля 2013 г., регистрационный N 28964), от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284), от 29 апреля 2016 г. N 201н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 2016 г., регистрационный N 43040), от 14 июля 2016 г. N 353н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2016 г., регистрационный N 43140), от 31 октября 2017 г. N 764н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2017 г., регистрационный N 49402), согласно приложению.

Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 570н

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРАВИЛА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАБОТНИКОВ
И САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ
НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ
ФАКТОРАМИ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 10 ДЕКАБРЯ 2012 Г. N 580Н

    Подпункт “г” пункта 3 изложить в следующей редакции:

“приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории государств – членов Евразийского экономического союза, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее соответственно – СИЗ, типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;”.

Подтвердить изготовление СИЗ на территории других государств – членов ЕАЭС можно с помощью КОПИИ декларации о происхождении товара или сертификата о происхождении товара.

Кроме того, из Правил исключено положение, согласно которому расходы на приобретение спецодежды можно было возместить только в том случае, если она была изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен и нетканых материалов, страной происхождения которых является РФ.

Читайте также:
Сколько лет учатся в Германии в школе

Нормы выдачи СИЗ.

Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – Правила № 290н) утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н. Согласно п. 14 Правил № 290н при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.

Полномочия по утверждению типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, обуви и других СИЗ возложены на Минтруд (п. 5.2.31 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610). К примеру, для организаций культуры и высших учебных заведений типовые нормы утверждены Постановлением Минтруда РФ от 25.12.1997 № 66, для организаций здравоохранения – Постановлением Минтруда РФ от 29.12.1997 № 68, для воинских частей и организаций Минобороны – Постановлением Минтруда РФ от 22.07.1999 № 25.

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики (утверждены Приказом Минтруда РФ от 09.12.2014 № 997н), а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах – типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Кроме того, согласно п. 6 Правил № 290н работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения сам устанавливать нормы бесплатной выдачи СИЗ, при условии что они улучшают по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Самостоятельно разработанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Как учитывается спецодежда по ФСБУ 5/2019

При учете спецодежды с 2022 г. по ФСБУ 5/2019 нужно обращать внимание на сроки ее использования и стоимость. Ее можно учитывать, как основные средства, запасы или сразу списывать в расходы.

Как учитывается спецодежда в запасах

В составе запасов учитывается спецодежда и спецоснастка, по которым срок полезного использования не больше 12 мес. или длительности операционного цикла (пп. «б» п. 3 ФСБУ 5/2019).

При переходе на новый порядок учета не нужно пересчитывать входные данные по состоянию на 1 января 2022 г. Новый стандарт используется в отношении фактов хозяйственной деятельности, наступивших после ввода стандарта в действие. При этом факт хозяйственной деятельности — это сделка, операция, событие, оказывающие или способные оказать воздействие на финансовое положение компании, ее финансовый результат или движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ). Что касается спецодежды, это может быть выдача, возврат, продажа и др.

Если компания не проводит никаких операций со спецодеждой, то ничего корректировать не требуется — она продолжает учитываться на складе на сч. 10. Но если какие-то операции с ней производятся (выдается со склада, принимается обратно и др.), то нужно списать спецодежду с расходы в периоде передачи.

Корреспонденция будет такая:

Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 10 — выдана спецодежда работнику

При ретроспективном переходе требуется пересчитать входные показатели на 1 января 2022 г., как если бы ФСБУ 5/2019 применялся с начала отражения запасов в учете. Корректировки нужно сделать в межотчетном периоде, а разницу раскрыть в учетной политике. Спецодежду на складе нужно продолжать учитывать как запасы. Для корректировки делается корреспонденция:

Дт 84 Кт 10 — списана спецодежда со сроком использования не больше 12 мес., которая ранее уже выдана работнику

Как учитывается спецодежда в основных средствах

Если у спецодежды срок использования больше 12 мес. или операционного цикла и стоимость больше лимита, она учитывается в составе основных средств.

Читайте также:
Залив не по нашей вине

С 2022 г. не нужно использовать специальные правила по учету спецодежды. Ранее они были указаны в Методических указаниях по бухучету, утвержденных Приказом Минфина от 26.12.2002 г. № 135н в части нюансов учета на сч. 10 и возможностей его упрощения. Но с этого года указания перестали действовать, а потому используются общие правила учета для запасов и основных средств. Нужно ориентироваться на то, каким критериям они соответствуют (пп. «б» п. 3 ФСБУ 5/2019).

Перспективный переход можно совершить, если одновременно выполняются два условия:

  • компания имеет право вести бухучет в упрощенной форме;
  • компания перешла досрочно на ФСБУ 6/2022 (п. 51 ФСБУ 6/2020).

В иных ситуациях перспективный переход нельзя использовать. Малоценные ОС не считаются запасами, а потому они не подпадают под действие ФСБУ 5/2019, а именно он предусматривает перспективный переход. Соответственно, для многих компаний единственным вариантом перехода является ретроспективный учет (п. 15 ПБУ 1/2008).

Когда производится ретроспективный пересчет по состоянию на 31 декабря 2022 г., нужно пересмотреть сальдо сч. 10 и выделить спецодежду, у которой изначально установленный срок использования был больше 12 мес. или операционного цикла, а также стоимость была больше лимита по основным средствам.

При этом возможны два варианта учета в 2022 г.:

  • оставить эту спецодежду на отдельном субсчете сч. 10 и продолжить списание на сч. 20 или 23. Тогда списание надо проводить в том же порядке, как если бы начислялась амортизация. При этом в отчетности сальдо по счету включается в статью «Основные средства»;
  • перевести спецодежду со сроком использования больше 12 мес. или операционного цикла в состав ОС в межотчетный период. Тогда корреспонденция будет такая:

Дт 84 Кт 10 — списана спецодежда стоимостью дороже лимита по основным средствам и с длительным сроком использования

Дт 01 Кт 84 — спецодежда дороже лимита по основным средствам и с длительным сроком использования учтена в составе ОС по первоначальной стоимости

Дт 84 Кт 02 — начислена амортизация по спецодежде с длительным сроком использования за период, который прошел с момента ввода в эксплуатацию и до перехода на учет по правилам ФСБУ 5/2019

Если компания продолжает использовать ПБУ 6/01, тогда она должна сделать ретроспективный пересчет (п. 15 ПБУ 1/2008). То есть требуется пересчитывать показатели бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за прошлый год.

Если компания досрочно стала использовать ФСБУ 6/2020, тогда она может сделать сокращенную ретроспективу — скорректировать лишь остатки по счетам. Это разрешено на основании п. 49 ФСБУ 6/2020.

Как учитывается спецодежда в расходах отчетного периода

Когда срок полезного использования спецодежды больше 12 мес. или операционного цикла, ее нельзя учитывать в запасах. Если в учетной политике обозначен лимит для учета малоценных ОС, а спецодежда оценивается дешевле него, то учетная политика позволяет не учитывать данную спецодежду как ОС.

С 2022 г. эти активы можно сразу списывать в расходы отчетного периода при их приобретении. В этом случае нужно проверить, чтобы общая сумма списываемой однотипной спецодежды за год не превышала уровень существенности, установленный в компании. В противном случае организация может получить замечание от аудитора.

Корреспонденция в данной ситуации будет такая:

Дт 20 (23, 25, 44) Кт 60 — приобретена спецодежда с длительным сроком использования, но дешевле лимита по основным средствам

Учитывать фактическое наличие спецодежды можно двумя способами:

  • за балансом, для чего нужно предусмотреть счет в рабочем плане счетов;
  • в отдельном бухгалтерском регистре, и его требуется утвердить в составе регистров.

Перспективный переход возможен при выполнении двух условий одновременно — компания имеет право вести упрощенный бухучет, и она досрочно с 2022 г. стала применять ФСБУ 6/2022 (п. 51 ФСБУ 6/2020).

В иных случаях нельзя использовать перспективный переход. Малоценные ОС не считаются запасами и, соответственно, они не подпадают под действие ФСБУ 5/2019. А именно этот стандарт предусматривает применение перспективного перехода. Таким образом, многие компании могут использовать единственный вариант — ретроспективный пересчет (п. 15 ПБУ 1/2008).

Читайте также:
Банк повысил ставку по уже выданному кредиту

При ретроспективном пересчете по состоянию на 31 декабря 2022 г. нужно пересмотреть сальдо сч. 10 и выделить спецодежду, для которой изначально установленный срок использования был больше 12 мес. или операционного цикла. Эти активы нужно списать в расходы единовременно в межотчетный период.

Корреспонденция будет такая:

Дт 84 Кт 10 — списана малоценная спецодежда с длительным сроком использования

Дт 012 — принята на забалансовый учет малоценная спецодежда с длительным сроком использования

Если компания продолжает использовать ПБУ 6/01, тогда она должна сделать ретроспективный пересчет (п. 15 ПБУ 1/2008). То есть требуется пересчитывать показатели бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за прошлый год.

Если компания досрочно стала использовать ФСБУ 6/2020, тогда она может сделать сокращенную ретроспективу — скорректировать лишь остатки по счетам. Это разрешено на основании п. 49 ФСБУ 6/2020.

В рамках оказания госуслуг по финансированию предупредительных мер, целью которых является сокращение профзаболеваний, производственного травматизма, ФСС уполномочено принимать решения о выделении сумм из бюджета на приобретение организацией СИЗ. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) подлежат строгой классификации по ГОСТ, их приобретение должно отвечать требованиям Стандартов. При этих условиях организация может рассчитывать на компенсацию расходов. В 2018 году в правила, по которым компенсируются расходы на СИЗ, законодателем были внесены изменения.

Отличия между ФСБУ 5/2019 и ПБУ 5/01 при учете спецодежды

Некоторые положения данных нормативно-правовых документов аналогичны. К примеру, не изменились методы списания материалов — также используются ФИФО, по средней себестоимости и по себестоимости единицы запасов (п. 16 ПБУ 5/01, п. 39 ФСБУ 5/2019).

Если хозяйствующий субъект выбирает способ метода списания «по средней себестоимости», он, как и раньше, указывает, как именно она считается:

  • по средней взвешенной оценке, когда средняя цена запасов определяется один раз в конце периода;
  • по средней скользящей оценке, когда средняя цена запасов определяется перед каждым списанием.

В учетной политике нужно прописать, за какой именно период будет рассчитываться средняя себестоимость — месяц, квартал, по мере поступления каждой новой партии или за другой период.

Также, как и прежде, нужно формировать резерв под обесценение запасов для всех компаний, кроме тех, которые вправе вести упрощенный бухучет. Но раньше проводили сравнение себестоимости запасов с их рыночной стоимостью, а с 2022 г. требуется сравнивать с чистой стоимостью продажи (п. 25 ПБУ 5/01, п. 30 ФСБУ 5/2019).

Кроме того, изменилась корреспонденция по созданию резерва. Теперь он отражается по Дт 90 «Продажи», а не по Дт 91 «Прочие доходы и расходы». Данный момент не нужно указывать в учетной политике. Однако если в документе был подробно расписан порядок его формирования и использования, нужно внести корректировки согласно новым правилам.

Согласно п. 6 ФСБУ 5/2019 нужно указать в учетной политике единицу запаса — номенклатурный номер, инвентарный номер, партию, однородную группу, отдельный объект или иную единицу. Данное действие делается даже несмотря на то, что показатель можно изменять в течение года при необходимости.

Вести учет запасов по учетным ценам в 2022 г. можно, если этот способ позволяет ускорить учет готовой продукции по плановой себестоимости. В иных ситуациях потребуется отражать запасы по фактической себестоимости. В п. 22 ФСБУ 5/2019 указано, что даже запасы в пути сначала можно считать по стоимости, указанной в договоре, а затем все равно требуется довести их до фактической себестоимости. Раньше признание материалов по учетным ценам производилось на основании п. 85-87 Методических указаний по бухучету МПЗ, утвержденных Приказом Минфина от 28.12.2001 г. № 119н, но они прекратили действие с 2022 г.

В связи с применением нового порядка учета запасов может потребоваться ввести новые субсчета в рабочий план счетов. Их нужно пересмотреть, чтобы грамотно вести учет и контроль спецодежды, спецоснастки, запасов для управленческих нужд, объектов с признаками основных средств дешевле лимита по стоимости и т.д.

Ссылка на основную публикацию