Считается ли время в пути рабочим временем

Считается ли время в пути рабочим временем

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Работник регулярно выезжает в другие районы для выполнения работ непосредственно на производственных объектах, расположенных на значительном расстоянии от места работы (офиса). Время в пути занимает 1-2 суток. Ненормированный рабочий день работнику не установлен. Согласно трудовому договору работнику установлен разъездной характер работы с суммированным учетом рабочего времени, учетный период – год; односменный режим работы, скользящие выходные дни; при работе на производственных объектах работодателя продолжительность дневной смены – 10 часов, при работе в офисе – продолжительность дневной смены 8 часов. За дни работы на производственных объектах работнику выплачивается заработная плата за фактически отработанное время, а также надбавка за разъездной характер работы. Как должны оплачиваться и табелироваться “дни в пути” при разъездном характере работы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Время нахождения в служебной поездке сотрудника, для которого установлен разъездной характер работ, считается обычным рабочим временем. В табеле учета рабочего времени в дни служебных поездок должно отражаться фактически затраченное на такую поездку время.
За дни служебных поездок работнику начисляется заработная плата с учетом всех доплат и надбавок в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

Обоснование вывода:
Согласно части первой ст. 166 ТК РФ служебные поездки работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Время служебных поездок работников с разъездным характером работы не делится на дни выезда, приезда, время в пути и другое. Поскольку служебная поездка такого сотрудника не является командировкой, время нахождения в этой поездке считается обычным рабочим временем (смотрите, например, вопрос-ответ Роструда). Поэтому в табеле учета рабочего времени в дни служебных поездок проставляются явки.
Вопрос об учете времени служебных поездок сотрудников, для которых установлен разъездной характер работ, в табеле учета рабочего времени действующими правовыми актами не урегулирован. Между тем, закон обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (часть четвертая ст. 91 ТК РФ, смотрите также письмо Федеральной службы по труду и занятости от 02.12.2009 N 3567-6-1, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 N 09АП-22589/2017-АК по делу N А40-247282/16). Нарушение данного требования об учете фактически отработанного работником времени является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (смотрите, например, постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 31.07.2009 N 18-АД09-8, решение Самарского областного суда от 27.10.2016 N 21-2128/2016).
Поэтому считаем, что в табеле учета рабочего времени в приведенной ситуации необходимо указывать фактическое количество часов, которое сотрудник провел в дороге. Заполнение табеля учета рабочего времени в соответствии с установленным режимом рабочего времени для работы на производственном объекте или в офисе (10 или 8 часов соответственно) неправомерно. Аналогичный подход прослеживается и в решении Октябрьского районного суда г. Тамбова Тамбовской области от 12.04.2017 по делу N 2а-1231/2017.
Унифицированная форма N Т-12 (табель учета рабочего времени) утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. Этим же документом утверждены Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, которыми урегулирован порядок заполнения табеля. Условные обозначения отработанного и неотработанного времени представлены на титульном листе формы N Т-12.
Если служебная поездка начинается в один день, а заканчивается на другой день, то в табеле нужно отразить количество отработанных часов, приходящихся на каждый день, с использованием кода “Я” (“01”). Время служебной поездки, приходящееся на период с 22.00 до 6.00 (смотрите ст. 96 ТК РФ), нужно дополнительно отразить кодом “Н” (“02”) с указанием количества часов работы.
Если служебная поездка пришлась на выходные для сотрудника дни, то здесь нет оснований для проставления буквенного кода “Я” (“01”), ведь вся работа осуществлялась с отклонениями. Для отражения продолжительности работы в выходные дни применяется условное обозначение “РВ” (“03”). Специальных обозначений для отражения в табеле дневной и ночной работы в выходные дни нет. Если у работника в один и тот же день имеются два вида отклонений (например, работа в выходной день и работа в ночное время), то количество граф в табеле увеличивается для проставления дополнительных реквизитов.
Отметим, что в настоящее время унифицированные формы табеля учета рабочего времени, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1, не обязательны к применению работодателями, не относящимися к бюджетной сфере (смотрите ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, письма Роструда от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1, от 23.01.2013 N ПГ/10659-6-1, от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1, письмо Минтруда России от 14.05.2013 N 14-1/3030785-2617). Такие работодатели вправе как продолжать использовать унифицированные формы, так и пользоваться формами первичных учетных документов, разработанными ими самостоятельно. Поэтому, если организацией утверждена собственная форма табеля учета рабочего времени и собственные кодовые обозначения, она вправе применять утвержденные ей обозначения.
При осуществлении служебных поездок работником, постоянная работа которого имеет разъездной характер, этому работнику необходимо выплачивать заработную плату со всеми доплатами за фактически отработанное время в период таких поездок (в том числе и за время в пути).
Напомним, согласно ст. 97 ТК РФ работодатель имеет право в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени:
– для сверхурочной работы;
– если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня.
Для работников с разъездным характером работы исключений из этого правила не предусмотрено.
В приведенной ситуации ненормированный рабочий день работнику не установлен. Поэтому работа за пределами продолжительности рабочего времени является сверхурочной. При этом согласно части первой ст. 99 ТК РФ для работников с суммированным учетом рабочего времени сверхурочной является работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Сверхурочная работа оплачивается в соответствии со ст. 152 ТК РФ.
Таким образом, время нахождения работника с разъездным характером работы в служебной поездке в те дни, которые являются для работника рабочими, но за пределами установленной ему продолжительности рабочего дня, должно оплачиваться за первые два часа работы – не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере*(1).
Представители Роструда в индивидуальных консультациях также высказывают мнение, что время в пути за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени является сверхурочной работой (смотрите вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2 с информационного портала Роструда “Онлайнинспекция.РФ”). Аналогичная позиция встречается и в некоторых судебных решениях (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 19.01.2017 по делу N 12-48/2017).
Отметим, как следует из части первой ст. 99 ТК РФ, чтобы определить количество часов переработки при суммированном учете рабочего времени, нужно знать как общее количество фактически отработанных часов за весь учетный период, так и норму рабочих часов за тот же период, которая для каждого работника определяется индивидуально с учетом имевших место в учетном периоде дней освобождения от работы*(2). Поэтому подсчет часов переработки при суммированном учете рабочего времени ведется только по окончании учетного периода (смотрите также письмо Минздравсоцразвития России от 31.08.2009 N 22-2-3363), в приведенной ситуации – по окончании календарного года. Соответственно, для конкретного рабочего дня продолжительность сверхурочных работ не определяется и в табеле не отражается, даже если работа осуществляется за пределами установленной работнику продолжительности рабочего дня.
Работа в ночное время (с 22 часов до 6 часов) оплачивается в повышенном размере (каждый час работы в ночное время) (часть первая ст. 154 ТК РФ). Минимальный размер повышения установлен постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 и составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть третья ст. 154 ТК РФ).
В ситуации, когда время нахождения в поездке работника с разъездным характером работы приходится на выходной или на праздничный день, такая работа должна оплачиваться работодателем в порядке, установленном ст. 153 ТК РФ. При этом, как следует из норм ст.ст. 106, 107, 110, 111 ТК РФ, выходным днем является тот день (сутки), в течение которого работник в соответствии с установленным ему режимом рабочего времени полностью свободен от исполнения трудовых обязанностей. Поэтому время нахождения в поездке в такой день должно оплачиваться в порядке, предусмотренном ст. 153 ТК РФ.
Обратим внимание, что правила оплаты сверхурочной работы и работы в выходной или нерабочий праздничный день не отменяют правила о повышенной оплате работы в ночное время. Статья 154 ТК РФ распространяется на любую ночную работу, производимую как в рабочее время, так и за его пределами (сверхурочно, в выходные и нерабочие праздничные дни) (смотрите вопрос-ответ с информационного портала Роструда “Онлайнинспекция.РФ”).
В соответствии со ст. 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель также обязан возмещать связанные со служебными поездками:
– расходы по проезду;
– расходы по найму жилого помещения;
– дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
– иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————
*(1) Смотрите также материал: Энциклопедия решений. Доплата за сверхурочную работу при суммированном учете рабочего времени.
*(2) Более подробно об исчислении индивидуальной нормы смотрите материал: Энциклопедия решений. Индивидуальная норма рабочего времени.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Является ли время в пути до места работы – рабочим временем?

Добрый день ! В пути на рабочее место в служебном автобусе возник конфликт с сотрудником . Является ли время в пути до места работы рабочим временем . Имею ли я право отказаться писать объяснительную .

Читайте также:  Может ли авиакомпания изменить время вылета

Ответы юристов ( 8 )

В данном случае необходимо больше информации. Рабочее время — время, в течение которого работником в соответствии с условиями трудового договора исполняются трудовые обязанности (иногда и иные периоды времени, предусмотренные законами и другими нормативными правовыми актами). Во время нахождения в пути трудовые обязанности не выполняются, также мне не известен какой-либо нормативно-правовой акт, относящий время нахождения в пути до места работы к рабочему времени. Но все же если произошел страховой случай (производственная травма) в пути к месту работы, то это время засчитывается как рабочее.

В соответствии с законодательством, рабочее время подразумевается как затраченное время сотрудником для выполнения своих должностных функций. В автобусе Вы не выполняли такие функции, соответственно время затраченное на проезд до работы и обратно работодателем не является трудовым.

Александр здравствуйте! Рабочее время начинается с началом рабочего дня, время следования до рабочего мета в рабочее время не входит. Конфликт получается произошел вне рабочего времени на каком основании вы должны писать объяснительную. Если конечно вы в ходе конфликта не нанесли ущерб имуществу предприятия или последствия конфликта сказались на чьей то трудовой деятельности в рабочее время. Если к вам вопросыот второй стороны конфликта, то она имеет право обратиться в полицию где со всех возьмут объяснения. В общем если ваш конфликт никаким образом не отразился на трудовой деятельности, то объяснения представлять не обязаны.

  • 8,3 рейтинг
  • 592 отзыва

Здравствуйте, в соответствии со статьей 227 ТК РФ расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом, в том числе, при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем).

Объяснение работник может и не предоставить. Если рассматривать ситуацию с точки зрения привлечения к дисциплинарной ответственности, то необходимо руководствоваться статьей 193 ТК РФ:

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

  • 7,8 рейтинг
  • 1010 отзывов

Если бы была травма во время следования на служебном автобусе, то данная травма расследовалась бы как несчастный случай на производстве,

При этом в Трудовом кодексе прямо время следования на служебном транспорте не указано как рабочее.

Но по аналогии можно приравнять к рабочему времени.

Трудовой кодекс РФ
Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:

при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;

Время в пути оплачивать или нет

Время в пути: оплачивать или нет

Дискуссия на форуме

А Коллеги, нужен совет. Рабочие трудятся по графику сменности. Доставка

на работу (начало в 6:30) и с работы (20:30) производится транспортом

предприятия. Время в пути до места работы 1,5 часа (т. е. выезжают в 5

утра). Обязан ли работодатель оплачивать время в пути и по какой

ставке – как рабочее время? Если доставка утром, то как с доплатой

за ночной режим (+40%)? Во внутренних локальных актах оплата времени

в пути не оговорена. Спасибо.

Б В пути же они не работают? Думаю, что нет, т. к. работает в это время,

насколько я понимаю, только водитель, который доставляет ваших

работников до места работы. Когда на работу их принимали, они знали,

что место работы так далеко? Или у них меняющиеся объекты?

В Время в пути оплачивается только тем, у кого разъездной характер

работы. А так как у них не разъездной, то и оплачивать дорогу не

Г Время проезда до работы не является в данном случае рабочим временем.

Статья 91 ТК РФ дает четкое определение, что в него входит. Время

проезда там не обозначено. Оплачиваемое работодателем время отдыха

определено в ТК РФ. Времени проезда до работы там нет.

Статья 91 Трудового кодекса РФ, определяя рабочее время как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, включает в это понятие и иные периоды времени, которые в соответствии с законодательством РФ относятся к рабочему времени.

Такими периодами законодательство считает простой (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ), определенные перерывы (ч. 3 ст. 108, ст. ст. 109, 258, 264 ТК РФ) и некоторые другие, причем среди них отсутствует время в пути или время доставки на работу транспортом предприятия (за исключением случаев, когда работа носит разъездной/подвижной характер или осуществляется в пути).

При этом ТК РФ не содержит определения этих понятий, хотя согласно ст. 57 ТК РФ условие, определяющее разъездной и т. п. характер работы, является обязательным условием трудового договора с работником.

Его можно отыскать в некоторых ведомственных нормативных актах, например в п. 2 все еще действующего Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87: “Разъездной характер работ устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, что связано с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно”.

Также согласно Федеральному отраслевому соглашению по строительству и промышленности строительных материалов РФ на 2011 – 2013 годы (п. 3.13) разъездной характер работ предусматривает, что работники осуществляют поездки в нерабочее время от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места работы на объекте и обратно. При этом устанавливается разный размер надбавки за разъездной характер работы – в зависимости от времени проезда работников именно во внерабочее время.

Таким образом, проезд к месту работы включается в рабочее время лишь для строго определенной законом категории работников (чья работа носит разъездной/подвижной характер или осуществляется в пути); потраченное на это время компенсируется специальной надбавкой.

Статья 168.1 ТК РФ в ч. 2 предусматривает, что перечень работ, профессий, должностей таких работников устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами; кроме того, размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором. То есть организация должна самостоятельно решать вопрос об отнесении работы по конкретной должности и профессии к работе, имеющей разъездной характер. А следовательно, и о связанных с этим компенсациях.

Как следует из обсуждаемого на форуме вопроса, в организации такого перечня не существует и это лишает работников права требовать оплаты или иной компенсации времени нахождения в пути на работу.

За время в пути до места работы – плати

#1 profsvoboda profsvoboda –>

СПАСИБО ВСЕМ КТО НАСТАВЛЯЕТ НА ПУТЬ ИСТИННЫЙ

И ТО ЧТО МЕНЯ КОНСТРУКТИВНО КРИТИКУЮТ – ПОМОГАЕТ БЫСТРЕЕ УСВАИВАТЬ: “РИМСКОЕ ПРАВО”, “ГОСУДАРСТВО И ПРАВО”, “ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И АРГУМЕНТАЦИЯ В СУДЕ”, “ТРУДОВОЕ ПРАВО”, “ЮР. ФАКТЫ” . И ДР. Я ИХ ГЛОТАЮ, КАК ТАБЛЕТКИ (К СОЖАЛЕНИЮ ИНОГДА МОГУ УПУСКАТЬ ЧТО-ТО ВАЖНОЕ) И В СУДАХ ПРИМЕНЯЮ ПО МЕРЕ НАДОБНОСТИ – БЛАГО СУДОВ У НАС – ПРУД ПРУДИ – ТРЕНИРУЙСЯ НА ЗДОРОВЬЕ – БОРИСЬ С ПРАВОВЫМ НИГИЛИЗМОМ

Исковое заявление о выплате невыплаченной оплаты за время в пути от пункта сбора к месту работы и обратно во внерабочее время с 09.07.2002 по настоящее время и возмещение морального вреда

А.С. Соколов работает «электромонтёром по ремонту и облуживанию электрооборудования» 4 разряда, в сетевом районе №6, УЭСХ, НГДУ «Сургутнефть», ОАО «Сургутнефтегаз» с 09.07.2002.
Начало работы, согласно Трудового договора в 08.00, тем не менее, работодатель обязал его являться к 07.15 на автовокзал г. Сургут и уезжать с автовокзала в 17.40.
Ст. 106 ТК РФ Понятие времени отдыха Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
А.С. Соколов обязан ответчиком являться к 07.15 на автовокзал и с этого момента уже не может использовать время по своему усмотрению, значит – это не свободное время, с этого момента он находится под контролем работодателя, следовательно – с этого момента начинается его рабочее время. Приезжает А.С. Соколов на базу 6-го сетевого района на автобусе работодателя в 07.45 – 07.50, и сразу приступает к трудовым обязанностям, т.е. выполняет все действия, связанные с подготовкой к выполнению заданий.
А.С. Соколов обязан из 6 сетевого района в 17.00 отбыть на автобусе работодателя, прибывая на автовокзал в 17.40 – до этого момента он не может использовать время по своему усмотрению – значит до этого момента свободное время не наступает; до этого момента он находится под контролем работодателя, следовательно – до этого момента продолжается его рабочее время.
В общем – неоплачиваемое рабочее время увеличено ответчиком на 1,4 часа в день. Работодатель, используя бесплатно время А.С. Соколова (не оплачиваемое) – получает от этого прибыль, так как если бы база 6 сетевого района была в г. Сургуте, то с 08.00 ему бы приходилось доставлять А.С Соколова до объектов работ и обратно оплачивая это время, как за рабочее.
В «Перечне доплат и надбавок, гарантированных выплат» используется определение – «пункт сбора» применяемое в ТК РФ только в Главе 47 (вахтовый метод) в частности ст. 302 Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом – За каждый день нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки в пути по метеорологическим условиям или вине транспортных организаций работнику выплачивается дневная тарифная ставка, часть оклада (должностного оклада) за день работы (дневная ставка).
Это доказывает, что работодатель ввёл в режим работы А.С. Соколова элементы вахтового метода, только время нахождения в пути от пункта сбора до места выполнения работы и обратно происходит не один раз за вахту, а ежедневно! И не оплачивается!
Согласно Коллективного договора на 2007-2009 г.г. Приложение 5 к «Положению об оплате труда работников ОАО «Сургутнефтегаз» – таблица «Перечень доплат и надбавок, гарантированные выплаты» строка 10: «Наименование доплат ни надбавок» – «За время в пути к месту работы»;
«Основания установления и выплаты доплат и надбавок» – «За время в пути от пункта сбора к месту работы и обратно по внерабочее время, работникам, имеющим возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства»;
«Размеры доплат и надбавок» – «Расстояние от пункта сбора до места работы: от 30 км до 60 км – 100 рублей; …».
Как видно из таблицы двойное указание – что выплаты «за время в пути …» – тут же опровергается, тем, что работникам, чьи базы расположены до 30 км от Автовокзала (пункта сбора) – выплат не производится, как будто эти работники времени на путь до места работы не затрачивают?! Это явление дискриминации к работникам в зависимости от расстояния нахождения их места работы от пункта сбора.
Работодатель оплачивает «за время до места работы и обратно во внерабочее время» тем работникам, которых везут до рабочего места находящегося от пункта сбора – (автовокзала) за 30 км и далее. 6-й сетевой района находится на расстоянии от Автовокзала – 28 км.
Работодатель должен оплачивать время в пути, но не ставить оплату в зависимость от км. – время изменяется в зависимости от расстояния, качества дороги и транспорта, но это не означает, что до 30 км всего этого не происходит и время не идёт.
Неравноправие в оплате «за время в пути от пункта сбора к месту работы и обратно во внерабочее время» нанесло А.С. Соколову материальный ущерб 180 387,04 рубля с учётом инфляции и упущенной выгоды (приобретение акций, недвижимости и т.п.).
Кроме этого, испытывая дискриминацию в оплате «за время в пути …», принуждение тратить своё свободное (нерабочее) время для увеличения прибыли работодателя, что уменьшает свободное время на 30% – А.С. Соколов испытывает моральные страдания, которые должны быть возмещены ответчиком в сумме 30 000 рублей.
На основании изложенного Прошу Суд:
1. Взыскать с ОАО «Сургутнефтегаз» в пользу А.С. Соколова невыплаченную оплату за
время в пути от пункта сбора к месту работы и обратно во внерабочее время с 09.07.2002 по настоящее время.
2. Взыскать с ОАО «Сургутнефтегаз» в пользу А.С. Соколова возмещение морального вреда.

Читайте также:  В течение какого времени оформляется материнский капитал

БУДУ БЛАГОДАРЕН ЗА ВЫЯВЛЕННЫЕ УПУЩЕНИЯ И СОВЕТЫ – СПАСИБО

#2 Стармел Стармел –>

1) А.С. Соколов может добраться до работы иным способом (пешком, используя личный автотранспорт, общественный транспорт)? Если да, то почему он этого не делает.

2) Налагались ли на А.С. Соколова дисциплинарные взыскания за опоздания к 7.15 на автовокзал, если при этом он прибыл к 8 часам на работу. Что делает А.С. Соколов в служебном автобусе, платит ли он за проезд? Чем и как его обязали являться автовокзал?

3) Как А.С.Соколов добирается до автовокзала?

3) А.С. Соколов прямо на автобусе подъезжает непосредственно к рабочему месту? Не переодевается, вещи свои в тумбочку не кладет, а прямо в 7.45-7.50 начинает готовиться к выполнению заданий? Что Вы подразумеваете при этом под подготовкой к заданиям (снять пальто, попить чаю и покурить работник должен до 8.00, это в рабочее не делают и подготовкой к выполнению обязанностей это не считается).

4) У Вас заблуждение относительно того, что такое работа вахтовым методом.

Ст. 297 ТК Вахтовый метод – особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.
Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также в целях осуществления иной производственной деятельности.
Работники, привлекаемые к работам вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства работ проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках, представляющих собой комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности указанных работников во время выполнения ими работ и междусменного отдыха, либо в приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет работодателя общежитиях, иных жилых помещениях.

Статья 299. Продолжительность вахты

Вахтой считается общий период, включающий время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха.Продолжительность вахты не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях на отдельных объектах продолжительность вахты может быть увеличена работодателем до трех месяцев с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Статья 300. Учет рабочего времени при работе вахтовым методом

При вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год.

Статья 104. Суммированный учет рабочего времени
Когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Статья 301. Режимы труда и отдыха при работе вахтовым методом
Рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируются графиком работы на вахте, который утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, и доводится до сведения работников не позднее чем за два месяца до введения его в действие.
В указанном графике предусматривается время, необходимое для доставки работников на вахту и обратно. Дни нахождения в пути к месту работы и обратно в рабочее время не включаются и могут приходиться на дни междувахтового отдыха.

Лично мое мнение – это уже экстремизм работника, работника привезли, отвезли, кто очень далеко от вокзала живет, еще и денежку дали (право работодателя, дискриминации я тут не вижу). Никакого принуждения тут нет. Я когда на работу на общественным или личным транспортом езжу, то тоже по сути дела обязана войти в метро или сесть в машину не позже какого-то времени, а то я опоздаю. И что, это экстремизм работодателя по-вашему?

Работодатель должен оплачивать время в пути, но не ставить оплату в зависимость от км. – время изменяется в зависимости от расстояния, качества дороги и транспорта, но это не означает, что до 30 км всего этого не происходит и время не идёт.

Нет, не должен, это его право, как устанавливать данную надбавку.

Неравноправие в оплате «за время в пути от пункта сбора к месту работы и обратно во внерабочее время» нанесло А.С. Соколову материальный ущерб 180 387,04 рубля с учётом инфляции и упущенной выгоды (приобретение акций, недвижимости и т.п.).

Это я не осилила. При чем здесь упущенная выгода, за какой срок такие громадные деньги, какие акции и недвижимость? Как это связано с автобусом?

Кроме этого, испытывая дискриминацию в оплате «за время в пути …», принуждение тратить своё свободное (нерабочее) время для увеличения прибыли работодателя, что уменьшает свободное время на 30% – А.С. Соколов испытывает моральные страдания, которые должны быть возмещены ответчиком в сумме 30 000 рублей.

А.С Соколов знает, как добраться до работы за миг, не тратя время на дорогу?

Вообще, подобный иск меня сильно повеселил.

Сообщение отредактировал Стармел: 20 Апрель 2008 – 19:45

Что такое рабочее время по Трудовому кодексу

Понятие «время» относится к философским, это абстрактная величина, принятая для ориентировки в человеческом восприятии действительности.

Но есть область, в которой это понятие наполнено весьма конкретным содержанием и несет вполне определенный смысл – это сфера труда. Получая право осуществлять трудовую деятельность, человек будет осуществлять его в регламентированных законом рамках.

Рассмотрим нюансы, связанные с применением термина «рабочее время» в законодательных актах, в частности, Трудовом Кодексе РФ.

Определимся с термином «рабочее время»

Ст. 91 ТК РФ дает достаточно строгое определение этому термину. Рабочее время – это тот период, в продолжение которого наемный персонал должен исполнять свои функциональные обязанности, регламентированные в условиях трудового договора и правилах внутреннего трудового распорядка.

К рабочему времени также относятся некоторые другие периоды, которые считаются таковыми в соответствии с законодательными актами, а именно:

  • вынужденный простой;
  • пересменка;
  • пребывание в командировке;
  • перерыв для обеда, если в это время нельзя оставлять свое рабочее место;
  • специальные перерывы для работающих в холодные периоды года, на погрузочных работах и т.п.;
  • при доставке транспортом предприятия – время в дороге на работу и с работы и др.

Время работать и время отдыхать

В трудовом праве рабочее время прямо противопоставляется времени, предназначенному для отдыха. Согласовывая режим труда, работодатель должен обязательно регламентировать наряду с рабочим и нерабочее время.

Время для отдыха – это те периоды, когда работник свободен от требований трудового распорядка и вправе распоряжаться ими по собственной воле (ст. 106 ТК РФ).

К свободному времени относятся:

  • неоплачиваемые паузы во время смены или рабочего дня;
  • время подготовки к началу работы и к ее окончанию;
  • время до начала и после окончания работы (по графику);
  • выходные (еженедельный отдых);
  • государственные праздники;
  • отпуск (обычный ежегодный).
Читайте также:  Что включает в себя понятие рабочее время

К СВЕДЕНИЮ! Обеденный перерыв, который предоставляется сотрудникам посередине рабочей смены (дня) длительностью не меньше получаса и не более 2 часов, не входит в рабочее время (ст. 108 ТК РФ).

Временные нормативы, закрепленные в ТК

В законодательстве регламентированы несколько временных промежутков, имеющих отношение к рабочему времени, для которых установлены определенные нормативы.

  1. Рабочая смена или день – ежедневная трудовая занятость. В законе его продолжительность однозначно не закреплена. Разрешено делить его на части. Установлены лимиты, ограничивающие этот промежуток:
    • 2,5 часами – для школьников или студентов до 16 лет, одновременно учащихся и работающих;
    • 3,5 часами – для аналогичной категории с 16 до 18 лет;
    • 5 часами – для юных работников до 16-летнего возраста;
    • 7 часами – до 18-летия сотрудников;
    • 6 часами – для сотрудников вредных производств при неделе продолжительностью 30 часов;
    • 8 часами – для них же, если неделя 36-часовая;
    • так, как указано в медицинском заключении – для инвалидов.
  2. Рабочая неделя – самый общепринятый промежуток, используемый для расчетов. За основу берется длительность работы с понедельника по воскресенье (с одним либо двумя выходными). Ст. 91 устанавливает «нормальную» рабочую неделю, которая составляет 40 часов. Регламентированы и другие недельные нормы:
    • неполная неделя – вводится по согласованию между сторонами, когда оплату считают пропорционально отработанным часам, такой график может устанавливаться отдельным категориям сотрудников (беременным, ухаживающим за детьми или инвалидами, родителям детей до 14 лет);
    • сокращенная неделя – предусмотрена регламентом ТК и внутренней документации, когда нормальная продолжительность уменьшается в связи со спецификой работающего контингента (минус 4 часа и более в неделю для трудящихся на вредных производствах, а также юных работников до 18 лет; до минус 5 часов – для инвалидов; минус 16 часов – для первой работы 14-16-летних сотрудников).
  3. Учетный период – временной промежуток, выбранный для учета количества отработанных рабочих часов и соотнесения их с нормами. Это определенная форма контроля, отражающая меру этой категории. В учетном периоде выявляется недоработка или переработка по рабочим часам. Этот промежуток закреплен в нормативных документах фирмы и может представлять собой:
    • месяц;
    • квартал;
    • любой другой промежуток, не превышающий года.
  4. Лимит занятости – тот предел, выше которого работодатель не вправе загружать наемного сотрудника. Иногда сотрудники сами выражают желание (согласие) трудиться сверх установленных норм (сверхурочно) за соответствующую плату. Но закон не разрешает злоупотреблять этим, для чего и установлены предельные нормы:
    • при рабочем дне в 8 часов переработка не может быть долее 4 часов;
    • при труде по совместительству нельзя быть занятым дольше половины рабочего дня (кроме дней, свободных на основном месте);
    • в любой учетный период по совместительству запрещено перерабатывать более 50% нормы.

Правила рабочего времени перед выходными

В день перед праздничным (но не обычным еженедельным) выходным ст. 95 ТК РФ предписывает уменьшить продолжительность рабочего дня (смены) на 1 час. На тех предприятиях, где это невозможно (например, непрерывное производство) вместо уменьшения рабочего времени работнику дадут дополнительное время для отдыха или оплатят переработку как сверхурочные (по предварительному согласованию с ним).

Рабочее время ночью

Если обязанности требуют от сотрудника трудиться в биологически не предназначенный для этого промежуток времени с 22 до 6 часов утра, то его смена (уже не совсем корректно будет сказать «рабочий день», поскольку имеется в виду ночь) должна быть короче на 1 час, чем соответствующая дневная. Оплата за такие смены тоже положена повышенная.

СПРАВКА! Ночной смена будет считаться, если хотя бы половина ее продолжительности попадает в указанный временной промежуток.

Если сотрудник работает на режиме сокращенной или неполной недели, ночную смену ему сокращать не будут.

Когда обязанность работать ночью зафиксирована в коллективном договоре, сокращение также не производится.

О режиме рабочего времени

Основным мерилом рабочего времени долгое время считалась длительность рабочего дня (именно за ее сокращение, в частности, сражался пролетариат во время революции). В законодательстве нашей страны в 2001 году место учетной нормы заняла рабочая неделя, особенности которой и ложатся в основу того или иного режима рабочего времени (ст. 100 ТК РФ):

  • рабочая неделя в 5 дней с двумя выходными (фиксированными или «плавающими»);
  • рабочая неделя в 6 дней с одним выходным;
  • рабочая неделя со скользящими выходными;
  • неполная рабочая неделя.

Кроме учетов на основе рабочей недели, могут применяться и другие режимы рабочего времени:

  • ненормированный рабочий день (для специализированных категорий);
  • гибкое рабочее время;
  • посменный режим;
  • рабочий день, поделенный на части;
  • суммированный учет.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Режим рабочего времени – это существенное условие, без которого не может быть правомерным трудовой договор. Подпись работника на договоре свидетельствует о его согласии на предлагаемый режим труда.

Режим рабочего времени работодатель обязан четко регламентировать во внутренней документации организации. Его обязательными элементами являются:

  • продолжительность единицы учета (рабочей недели);
  • время начала и конца смен (рабочего дня);
  • установленные часы перерывов;
  • количество смен в рабочие сутки;
  • расписание выходных.

Эти сведения документируются в коллективном договоре либо индивидуальном трудовом соглашении, а также в правилах внутреннего трудового распорядка (для этого предназначен специальный раздел «Рабочее время и его использование»).

Считается ли время в пути развозке рабочим временем

Например, водителям положены такие перерывы через 1–2 часа после начала смены (до 20 мин.) и спустя 2 часа после обеденного перерыва. В отношении любых других категорий работников вопрос о предоставлении им таких перерывов решается в правилах внутреннего распорядка. Согласно статье 258 Трудового кодекса РФ в рабочее время включаются дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей), предоставляемые работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, не реже чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый. Перерывы для кормления детей включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

Является ли время в пути до места работы — рабочим временем?

К этим периодам относятся, например, перерывы для кормления ребенка, предоставляемые в течение рабочего времени; перерывы для приема пищи на рабочем месте (нельзя путать эти промежутки с обычными обеденными перерывами, которые рабочим временем не считаются); междусменный отдых для вахтовых работников и некоторые другие. 3 Определение конкретных периодов, которые относятся к рабочему времени, является важнейшим элементом трудовых отношений, поскольку именно в эти промежутки работник и работодатель выполняют возложенные на них обязанности, за дисциплинарные нарушения в это время сотрудника могут привлечь к ответственности. Остальные периоды считаются личным временем работника, в течение которого указания работодателя на него не распространяются. 4 Нормальная продолжительность обозначенного рабочего времени определена законодательно, она не может превышать сорока часов в неделю.

В пути не отдохнешь

Исключением из этого общего правила является предоставление возможности приема пищи в рабочее время на тех работах, где нельзя предоставить перерыв для отдыха и питания. В таком случае данное время следует оплатить. Перечень подобных работ, а также места для приема пищи при их проведении установите Правилами трудового распорядка (ч. 3 ст. 108 ТК РФ). Следовательно, если работникам предоставляется обеденный перерыв, и они могут использовать это время по своему усмотрению (покидать рабочее место), время обеденного перерыва не включается в рабочее время.
Примечание: следует либо предоставлять работникам два часа перерыва, с 12-00 до 14-00, либо внести изменения в Правила внутреннего трудового распорядка и трудовые договоры, установив часовой перерыв. Иначе сотрудники могут потребовать оплаты второго часа перерыва, в течение которого они работают, как сверхурочной работы.

За время в пути до места работы — плати

Продолжительность рабочего времени, как правило, устанавливается путем закрепления недельной нормы рабочего времени. Максимальный предел длительности рабочего времени установлен законодательством, тем самым оно ограничивает продолжительность рабочего времени. Статья 37 Конституции РФ, закрепляя в пункте 5 право на отдых, указывает, что работающему по трудовому договору гарантируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени.


Трудовой кодекс рабочему времени отвел раздел IV, состоящий из двух глав (15 и 16). Статья 91 Трудового кодекса РФ дает определение рабочего времени.

Входит ли дорога на работу и обратно в рабочее врем?

Считается ли время затраченное на дорогу до объекта рабочим временем?

Значение ограничения законом рабочего времени заключается в том, что: 1) обеспечивает охрану здоровья работника от чрезмерного переутомления и способствует долголетию его профессиональной трудоспособности и жизни; 2) за установленное законом рабочее время общество, производство получают от каждого работника необходимую определенную меру труда; 3) позволяет работнику обучаться без отрыва от производства, повышать свою квалификацию, культурно-технический уровень (развивать личность), что в свою очередь способствует росту производительности труда работника и воспроизводству квалифицированной рабочей силы. Ко времени, в течение которого работник хотя и не выполняет свои трудовые обязанности, но осуществляет иные действия, относятся периоды времени, которые признаются рабочим временем, например, время простоя не по вине работника.

Режим труда и отдыха водителей

Как правило, в рабочее время включаются периоды выполнения основных и подготовительно-заключительных мероприятий (подготовка рабочего места, получение наряда, получение и подготовка материалов, инструментов, ознакомление с технической документацией, подготовка и уборка рабочего места, сдача готовой продукции и т. п.), предусмотренных технологией и организацией труда, и не включается время, которое затрачивается на дорогу от проходной до рабочего места, переодевание и умывание перед началом и после окончания рабочего дня, обеденный перерыв. В условиях непрерывного производства прием-передача смены является обязанностью сменного персонала, предусмотренной действующими в организациях инструкциями, нормами и правилами.

Какое время считается рабочим

Г Время проезда до работы не является в данном случае рабочим временем. Статья 91 ТК РФ дает четкое определение, что в него входит. Время проезда там не обозначено. Оплачиваемое работодателем время отдыха определено в ТК РФ.
Времени проезда до работы там нет. Мнение эксперта: Статья 91 Трудового кодекса РФ, определяя рабочее время как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, включает в это понятие и иные периоды времени, которые в соответствии с законодательством РФ относятся к рабочему времени. Такими периодами законодательство считает простой (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ), определенные перерывы (ч. 3 ст. 108, ст. ст.

Считается ли время в пути развозке рабочим временем

Разъездной характер носят работы, при которых:

  • у сотрудника нет неподвижного рабочего места (водители);
  • часть рабочего времени проходит в поездках от места размещения организации до места работы (сотрудник строительных организаций).

К работам с подвижным характером относятся работы, которые:

  • производятся в пути (проводник, стюардесса и т. д.);
  • предполагают частую передислокацию организации (перемещение сотрудников) (сотрудники подвижных строительных организаций).

В этих случаях поездки сотрудников командировками не признаются. Это следует из положений статьи 168.1 и части 1 статьи 166 Трудового кодекса РФ. В исключительных случаях, если поездки водителей в другие города или страны носят разовый характер, то оформите их как командировки.
Такой вывод подтверждают Минфин России в письме от 1 июня 2005 г.

Ссылка на основную публикацию