Расход топлива в зимнее время коэффициент

Приложение N 2. Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам Российской Федерации и их частям

Информация об изменениях:

Приложение 2 изменено. – Распоряжение Минтранса России от 6 апреля 2018 г. N НА-51-Р

Приложение N 2
(с изменениями от 14 июля 2015 г.,
6 апреля 2018 г.)

Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам Российской Федерации и их частям

Субъект Российской Федерации или его часть 1

Количество месяцев и срок действия зимних надбавок

Предельная величина зимних надбавок не более, % 2

Республика Коми (за исключением городского округа Воркуты и городского округа Инты)

Городской округ Воркута и городской округ Инта Республики Коми

Архангельская область (за исключением Ненецкого автономного округа)

Ненецкий автономный округ

Республика Северная Осетия – Алания

Республика Марий Эл

Пермский край (за исключением Коми-Пермяцкого округа)

Коми-Пермяцкий округ Пермского края

Тюменская область (за исключением Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов)

Ханты-Мансийский автономный округ Тюменской области

Ямало-Ненецкий автономный округ Тюменской области

(за исключением Таймырского Долгано-Ненецкого, Эвенкийского, Туруханского, Северо-Енисейского районов)

Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края

Эвенкийский район Красноярского края

Туруханский район Красноярского края

Северо-Енисейский район Красноярского края

Республика Саха (Якутия)

Хабаровский край (за исключением Охотского района)

Охотский район Хабаровского края

Сахалинская область (за исключением Курильского, Ногликского, Охинского, Северо-Курильского, Южно-Курильского районов)

Курильский район Сахалинской области

Ногликский район Сахалинской области

Охинский район Сахалинской области

Северо-Курильский район Сахалинской области

Южно-Курильский район Сахалинской области

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Острова Северного Ледовитого океана и морей районов Крайнего Севера

1 Названия субъектов Российской Федерации даны в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации – России с изменениями на 2018 год.

2 Значения зимних надбавок учитывают перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 N 12 “О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029”.

Применение зимних надбавок к нормам расхода топлив

Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода, обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в регионах – в соответствии с ГОСТ 16350-80 “Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей”.

Указанный период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений – приказом руководителя предприятия.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут уточнять начальный и конечный сроки периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений – по согласованию с региональными (местными) службами Росгидрометцентра и Минтрансом России.

В качестве такой температурной границы (изотермы) принимается среднесуточная температура минус 5°С, ниже и выше которой можно проводить соответствующие уточнения зимних надбавок.

При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.

При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.

Автотранспорт – правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

24. Зимний расход топлива

Зимний расход топлива.

1. Зимний расход топлива – это расход топлива автомобиля на его работу в зимнее время. Определяется базовой нормой расхода топлива и добавкой к этой базовой норме определенного процента в зависимости от климатической зоны в разрезе субъектов Российской Федерации по федеральным округам. Нормативные значения базовой нормы расхода топлива для всех типов автомобилей и предельные величины зимних надбавок приводятся в распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р
(редакция от 14.07.2015) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте.»

Читайте также:
За какое время подается заявление в ЗАГС

2. Предельные значения зимних надбавок приведены в таблице.

N ппРегионы России (по федеральным округам)Количество месяцев и срок действия зимних надбавокПредельная величина зимних надбавок не более, %
1234
I. Центральный
1Москва5.0 01.XI…31.III10
2Белгородская обл.4.0 15.XI…15.III7
3Брянская обл.5.0 01.XI…31.III10
4Владимирская обл.5.0 01.XI…31.III10
5Воронежская обл.5.0 01.XI…31.III10
6Ивановская обл.5.0 01.XI…31.III10
7Калужская обл.5.0 01.XI…31.III10
8Костромская обл.5.0 01.XI…31.III10
9Курская обл.5.0 01.XI…31.III10
10Липецкая обл.5.0 01.XI…31.III10
11Московская обл.5.0 01.XI…31.III10
12Орловская обл.5.0 01.XI…31.III10
13Рязанская обл.5.0 01.XI…31.III10
14Смоленская обл.5.0 01.XI…31.III10
15Тамбовская обл.5.0 01.XI…31.III10
16Тверская обл.5.0 01.XI…31.III10
17Тульская обл.5.0 01.XI…31.III10
18Ярославская обл.5.0 01.XI…31.III10
II. Северо-Западный
19Санкт-Петербург5.0 01.XI..31.III110
20Республика Карелия5.5 01.XI…15.IV12
21Республика Коми6.0 01.XI…30.IV15
г. Воркута с прилегающим административным районом6.5 15.XI…30.IV
22Архангельская обл. (без Ненецкого автономного округа)6.0 01.XI…30.IV15
23Вологодская обл.5.0 01.XI…31.III10
24Калининградская обл.4.0 15.XI…15.III7
25Ленинградская обл.5.0 01.XI…31.III10
26Мурманская обл.6.0 01.XI…30.IV15
27Новгородская обл.5.0 01.XI…31.III10
28Псковская обл.5.0 01.XI…31.III10
29Ненецкий автономный округ6.0 15.X…15.IV18
III. Северо — Кавказский
30Ставропольский край3.5 01.XII..15.III5
31Республика Дагестан3.0 01.XII…1.III5
32Республика Ингушетия3.0 01.XII…1.III5
33Чеченская Республика3.0 01.XII…1.III5
34Кабардино-Балкарская Республика3.0 01.XII…1.III5
35Карачаево-Черкесская Республика3.0 01.XII…1.III5
36Республика Северная Осетия — Алания3.0 01.XII…1.III5
IV. Южный
37Ростовская обл.4.0 15.XI..15.III7
38Республика Адыгея3.0 01.XII…1.III5
39Астраханская обл.5.0 15.X…15.III10
40Волгоградская обл.5.0 15.X…15.III10
41Республика Калмыкия5.0 15.X…15.III10
42Краснодарский край3.0 01.XII…1.III5
43Республика Крым4.0 01.XI..01.III5
V. Приволжский
44Республика Башкортостан5.5 01.XI…15.IV12
45Республика Марий Эл5.0 01.XI..31.III10
46Республика Мордовия5.0 01.XI..31.III10
47Республика Татарстан5.0 01.XI…31.III10
48Удмуртская Республика5.0 01.XI…31.III10
49Чувашская Республика5.0 01.XI…31.III10
50Кировская обл.5.5 15.X…31.III12
51Нижегородская обл.5.0 01.XI…31.III10
52Оренбургская обл.6.0 15.X…15.IV15
53Пензенская обл.5.0 01.XI…31.III10
54Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого автономного округа)5.5 01.XI…15.IV10
55Самарская обл.5.0 01.XI…31.III10
56Саратовская обл.5.0 01.XI…31.III10
57Ульяновская обл.5.0 01.XI…31.III10
58Коми-Пермяцкий автономный округ6.0 15.X…15.IV18
VI. Уральский
59Курганская обл.5.5 01.XI…15.IV10
60Свердловская обл.5.5 01.XI…15.IV10
61Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов)5.5 01.XI…15.IV12
62Челябинская обл.5.5 01.XI…15.IV10
63Ханты-Мансийский автономный округ6.5 15.X…30.IV18
64Ямало-Ненецкий автономный округ6.5 15.X…30.IV18
VI1. Сибирский
65Республика Алтай5.5 01.XI…15.IV15
66Республика Бурятия6.0 01.ХI…З0.V18
67Республика Тува6.0 01.ХI…30.IV18
68Республика Хакасия6.0 01.ХI…30.IV18
69Алтайский край5.5 01.XI…15.IV15
70Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов)5.5 01.XI…15.IV15
71Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского автономного округа)6.0 01.ХI…30.IV18
72Кемеровская обл.6.0 01.ХI…30.IV15
73Новосибирская обл.5.5 01.XI… 15.IV12
74Омская обл.5.5 01.XI… 15.IV12
75Томская обл.5.5 01.XI… 15.IV12
76Читинская обл. (без Агинского Бурятского автономного округа)6.0 01.ХI…30.IV18
77Таймырский автономный округ7.0 15.X…15.V18
78Усть-Ордынский Бурятский автономный округ6.0 01.ХI…30.IV18
79Эвенкийский автономный округ7.0 15.X….15.V18
80Агинский Бурятский автономный округ6.0 01.ХI…30.IV18
VIII. Дальневосточный
81Республика Саха (Якутия) (без Чукотского автономного округа)7.0 15.X…15.V20
82Приморский край5.5 01.XI…15.IV12
83Хабаровский край5.5 01.XI…15.IV12
Охотский район6.5 15.X…30.IV18
84Амурская обл.6.0 01.XI…30.IV15
85Камчатская обл. (без Корякского автономного округа)6.0 01.XI…30.IV15
86Магаданская обл.6.5 15.X…30.IV18
87Сахалинская обл.- южная часть5.0 15.XI…15.IV12
Сахалинская обл. — северная часть (выше 50 сев. широты)6.0 01.XI…30.IV15
88Еврейская автономная обл.5.5 01.XI…15.IV12
89Корякский автономный округ6.0 01.XI…30.IV15
90Чукотский автономный округ6.5 15.X…30.IV20
91Острова Северного Ледовитого океана и морей7.0 01.XI…31.V20
Читайте также:
До какого времени действует дачная амнистия

3. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут уточнять начальный и конечный сроки периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений — по согласованию с региональными (местными) службами Росгидрометцентра и Минтрансом России (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р).

В качестве такой температурной границы (изотермы) принимается среднесуточная температура минус 5 °C, ниже и выше которой можно проводить соответствующие уточнения зимних надбавок.

При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.

Указанный период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказом руководителя предприятия или распоряжением индивидуального предпринимателя.

4. Зимний расход топлива – пример расчета. Для списания топлива в зимнее время требуется эксплуатационная норма расхода топлива на 100 километров пробега. Если базовая норма расхода топлива на автомобиль 33023 «Фермер» с двигателем ЗМЗ-405240 составляет 15,2 литра (летнее время в пригородной зоне), то зимняя норма в пригороде (т.е. эта норма будет уже эксплуатационной) в Московской области будет равна 16,72 литра. Надбавка взята максимальная, 10%. Но она может быть и меньше.

Эксплуатационная норма на данный автомобиль при работе зимой в городских условиях (например, в Москве) будет уже 22,04 литра (при применении максимальных надбавок в размерах 10% для зимы и 35% при работе в Москве). Кроме зимних надбавок и надбавок при работе автотранспорта в населенных пунктах применяются и другие повышающие надбавки (кроме понижающих на трассе).

В этой статье подробно изложено о применяемых надбавках к нормам расхода топлива. О расходе топлива написано в нескольких статьях настоящего сайта в рубриках Нормы расхода топлива на автотранспорте и Общетематические статьи.

Здесь приведен пример расчета расхода топлива для легкового автомобиля с применением зимних и городских надбавок.

Зимний коэффициент расхода топлива

Надбавки к нормам расхода топлива.

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса РФ № АМ-23-р от 14 марта 2008 года, предусматривают повышение или снижение норм расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.

2. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, изменяющих норму расхода топлива, производится при помощи поправочныхкоэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).

Читайте также:
Время работы беременной женщины по трудовому кодексу

3. Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 метров) – до 15%. (один случай снижения).

4. В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

5. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

6. Нормы расхода повышаются при следующих условиях:

а) работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5 до 20% включительно. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в приложении 2 вышеуказанных методических рекомендаций.

Пример: срок действия зимних надбавок в одном из регионов России – 5 месяцев. Администрация региона,города, района, поселения своим распоряжением может установить срок действия надбавок по месяцам зимнего периода по единой предельной величине (например 10 % на ноябрь, декабрь, январь, февраль, март) или дифференцированно по каждому месяцу. Если распоряжения администрации нет, то предприятие (организация) своим приказом устанавливает зимние надбавки самостоятельно.

б) работе автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий (дорогах с усовершенствованным покрытием) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

– от 300 до 800 метров– до 5% (нижнегорье);

– от 801 до 2000 метров– до 10% (среднегорье);

– от 2001 до 3000 метров– до 15% (высокогорье);

– свыше 3000 метров– до 20% (высокогорье).

в) работе автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500 поворотов) – до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий – до 30%.

К IV категории относятся дороги с твердым покрытием из булыжника и гравия, к V категории относятся профилированные дороги, не имеющие твердого покрытия (проходящие по естественному грунту).

г) работе автотранспорта в городах с населением:

– свыше 5 млн. человек – до 35%;

– от 1,0 до 5,0 млн. человек – до 25%;

– от 250 тысяч до 1,0 млн. человек – до 15%;

– от 100 до 250 тысяч человек – до 10%;

– до 100 тысяч человек – в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – до 5%.

д) работа автотранспорта при частых технологических остановках, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутных таксомоторов – автобусов, грузопассажирских и грузовых автомобилей малого класса, автомобилей типа «пикап», «универсал», включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п.

(при условии в среднем более чем одна остановка на один километр пробега, при этом остановки у светофоров, перекрестков, и переездов не учитываются) – до 10%;

е) перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движении в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях с пониженной скоростью движения автомобилей 20-40 км/час – до 15%, с пониженной средней скоростью ниже 20 км/час – до 35%;

Читайте также:
За какое время можно поменять водительское удостоверение

ж) при обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) – до 10%; При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной – до 10%; при перегоне – буксировке автомобилей в спаренном состоянии – до 15%, при перегоне – буксировке в строенном состоянии – до 20%;

з) для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км – до 5%, более 8 лет или с общим пробегом более 150 тыс.км – до 10%;

и) при работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%;

к) при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20%

л) при работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.п.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. – до 20%;

м) при работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий:

– для АТС в снаряженном состоянии (без груза) – до 20%;

– для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля – до 40%;

н) при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий – до 35%, для дорог IV и V категорий – до 50%;

о) при учебной езде на дорогах общего пользования – до 20%. При учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом – до 40%;

п) при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля — до 7%;

р) при использовании кондиционера при движении автомобиля — до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается);

с) при использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы;

т) при простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем – до 10% от базовой нормы за один час простоя;

у) в зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем – до 10 % от базовой нормы.

7. Примеры применения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива приведены в приложении №5 методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» 2008 года.

8. В условиях конкретного предприятия издается приказ (распоряжение) о значениях применяемых поправочных коэффициентов.

8.1. Зимние надбавки: ноябрь – 7%, декабрь, январь, февраль, март -10% (по распоряжению органов власти или же приказом по предприятию);

Читайте также:
В течение какого времени рассматривается апелляционная жалоба

8.2. Движение в городе (400 тыс чел.) – 15%, движение в городе (1,3 млн.чел.) – 25%, движение в городах до 100 тыс. чел. – 5% (с указанием городов);

8.3. Движение за городом (маршрут – протяженность загородной зоны – снижение 8%);

8.4. Для конкретных марок автомобилей по госномерам – 5 или 10% в зависимости от их возраста;

8.5. При работе без учета массы перевозимого груза – 10%.

Примечание. Если имеют место разовые случаи применения других надбавок (поправочных коэффициентов), то ответственным за использование автомобиля лицом вносится соответствующая запись в графу «Особые отметки».

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте

N ппРегионы России (по федеральным округам)Количество месяцев и срок действия зимних надбавокПредельная величина зимних надбавок не более, %
I. Центральный
1Москва5.0 0l.XI..31.III10
2Белгородская обл.4.0 15.XL..15.III7
3Брянская обл.5.0 0l.XI..31.III10
4Владимирская обл.5.0 0l.XI..31.III10
5Воронежская обл.5.0 0l.XI…31.III10
6Ивановская обл.5.0 0l.XI…31.III10
7Калужская обл.5.0 0l.XI…31.III10
8Костромская обл.5.0 0l.XI…31.III10
9Курская обл.5.0 0l.XI…31.III10
10Липецкая обл.5.0 Ol.XI…31.III10
11Московская обл.5.0 0l.XI…31.III10
12Орловская обл.5.0 0l.XI…31.III10
13Рязанская обл.5.0 Ol.XI…31.III10
14Смоленская обл.5.0 0l.XI…31.III10
15Тамбовская обл.5.0 0l.XI…31.III10
16Тверская обл.5.0 0l.XI…31.III10
17Тульская обл.5.0 0l.XI…31.III10
18Ярославская обл.5.0 0l.XI…31.III10
II. Северо-Западный
19Санкт-Петербург5.0 0l.XI..31.III110
20Республика Карелия5.5 01.XI…15.IV12
21Республика Коми6.0 0l.XI…30.IV15
г. Воркута с прилегающим административным районом6.5 15.X-30.IV15
22Архангельская обл. (без Ненецкого автономного округа)6.0 01.XI…30.IV15
23Вологодская обл.5.0 0l.XI…31.III10
24Калининградская обл.4.0 15.XL..15.III7
25Ленинградская обл.5.0 0l.XI…31.III10
26Мурманская обл.6.0 01.XI…30.IV15
27Новгородская обл.5.0 0l.XI…31.III10
28Псковская обл.5.0 0l.XI…31.III10
29Ненецкий автономный округ6.0 15.X…15.IV18
III. Северо-Кавказский
30Республика Адыгея3.0 1.XII… l.III5
31Республика Дагестан3.0 1.XII… l.III5
32Республика Ингушетия3.0 1.XII… l.III5
33Чеченская Республика3.0 1.XII… l.III5
34Кабардино-Балкарская Республика3.0 1.XII… l.III5
35Республика Калмыкия5.0 15.X…15.III10
36Карачаево-Черкесская Республика3.0 1.XII… l.III5
37Республика Северная Осетия — Алания3.0 1.XII… l.III5
38Краснодарский край3.0 1.XII… l.III5
39Ставропольский край3.5 01.XII..15.III5
40Астраханская обл.5.0 15.X…15.III10
41Волгоградская обл.5.0 15.X…15.III10
42Ростовская обл.4.0 15.XI..15.III7
IV. Приволжский
43Республика Башкортостан5.5 01.XI…15.IV12
44Республика Марий Эл5.0 0l.XI..31.III10
45Республика Мордовия5.0 0l.XI..31.III10
46Республика Татарстан5.0 0l.XI…31.III10
47Удмуртская Республика5.0 0l.XI…31.III10
48Чувашская Республика5.0 0l.XI…31.III10
49Кировская обл.5.5 15.X…31.III12
50Нижегородская обл.5.0 0l.XI…31.III10
51Оренбургская обл.6.0 15.X…15.IV15
52Пензенская обл.5.0 0l.XI…31.III10
53Пермская обл.

(без Коми-Пермяцкого автономного округа)5.5 01.XI…15.IV1054Самарская обл.5.0 0l.XI…31.III1055Саратовская обл.5.0 0l.XI…31.III1056Ульяновская обл.5.0 0l.XI…31.III1057Коми-Пермяцкий автономный округ6.0 15.X…15.IV18V. Уральский58Курганская обл.5.5 01.XI…15.IV1059Свердловская обл.5.5 01.XI…15.IV1060Тюменская обл.

(без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов)5.5 01.XI…15.IV1261Челябинская обл.5.5 01.XI…15.IV1062Ханты-Мансийский автономный округ6.5 15.X…30.IV1863Ямало-Ненецкий автономный округ6.5 15.X…30.IV18VI. Сибирский64Республика Алтай5.5 01.XI…15.IV1565Республика Бурятия6.0 01.ХI… З0V1866Республика Тува6.0 01.ХI…30.IV1867Республика Хакасия6.0 01.ХI…30.IV1868Алтайский край5.5 01.XI…15.IV1569Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов)5.5 01.XI…15.IV1570Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского автономного округа)6.0 01.ХI…30.IV1871Кемеровская обл.6.0 01.ХI…30.IV1572Новосибирская обл.5.5 0l.XI… 15.IV1273Омская обл.5.5 0l.XI… 15.IV1274Томская обл.5.5 0l.XI… 15.IV1275Читинская обл. (без Агинского Бурятского автономного округа)6.0 01.ХI…30.IV1876Таймырский автономный округ7.0 15.X…15.V1877Усть-Ордынский Бурятский автономный округ6.0 01.ХI…30.IV1878Эвенкийский автономный округ7.0 15.X….15.V1879Агинский Бурятский автономный округ6.0 01.ХI…30.IV18VII. Дальневосточный80Республика Саха (Якутия) (без Чукотского автономного округа)7.0 15.X…15.V2081Приморский край5.5 01.XI…15.IV1282Хабаровский край5.5 01.XI…15.IV12Охотский район6.5 15.X…30.IV1883Амурская обл.6.0 01.XI…30.IV1584Камчатская обл. (без Корякского автономного округа)6.0 01.XI…30.IV1585Магаданская обл.6.5 15.X…30.IV1886Сахалинская обл.- южная часть5.0 15.XI…15.IV12Сахалинская обл. — северная часть (выше 50 сев. широты)6.0 01.XI…30.IV1587Еврейская автономная обл.5.5 01.XI…15.IV1288Корякский автономный округ6.0 01.XI…30.IV1589Чукотский автономный округ6.5 15.X…30.IV2090Острова Северного Ледовитого океана и морей7.0 01.XI…31.V20

Письмом Минюста России от 21.09.2009 N 03-2609 предписано руководствоваться данным документом в целях организации эксплуатации транспортных средств.

Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 14.07.2015) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

ЗНАЧЕНИЕ ЗИМНИХ НАДБАВОК

К НОРМАМ РАСХОДА ТОПЛИВ ПО РЕГИОНАМ РОССИИ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ КЛИМАТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ

┌────┬───────────────────────┬───────────────────┬───────────────────────────┐│ N │ Регионы России (по │Количество месяцев │Предельная величина зимних ││п/п │ федеральным округам) │ и срок действия │ надбавок не более, % ││ │ │ зимних надбавок │ │├────┼───────────────────────┼───────────────────┼───────────────────────────┤│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │

Список изменяющих документов

распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

Нормы расхода топлива: используем зимние коэффициенты

Нормативное регулирование

Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Утверждает рекомендуемые нормы расхода топлива на 2022 год Минтранс РФ, последняя редакция методических рекомендаций была издана в сентябре 2018 г. Изменения были внесены распоряжением Минтранса РФ от 20.09.2018 № ИА-159-р.

Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:

— базовая ставка расхода ГСМ (устанавливается в л/100 км).

S — пробег автомобиля.

D — поправочный коэффициент.

Распоряжение устанавливает для большинства моделей автомашин базовые показатели. Таблица норм расхода ГСМ по маркам автомобилей дифференцирована по типам автотранспорта (легковой, грузовой и т. д.) и содержит тысячи наименований. Ее начало выглядит так.

Поправочный коэффициент рассчитывается исходя из надбавок к базовому тарифу, устанавливаемых в связи с условиями эксплуатации.

С какого числа применяются зимние нормы расхода топлива на 2022 год

При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2022 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.

Субъект Российской Федерации или его часть

Количество месяцев и срок действия зимних надбавок

Предельная величина зимних надбавок, не более, %

Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.

Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.

Иные виды надбавок к базовым нормативам

Кроме сезонных условий эксплуатации, распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:

  • работа в горной местности (от 5 до 20%);
  • эксплуатация в населенных пунктах с большой численностью населения (от 5 до 35%);
  • движение с пониженной скоростью (например, при скорости ниже 20 км/ч — до 35%);
  • эксплуатация свыше 5 лет и пробег более 100 000 км (5%), свыше 8 лет и 150 000 км (10%);
  • использование кондиционера (до 10%).

Базовые нормативы могут понижаться. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.

Что говорит налоговое законодательство

Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.

Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2022 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).

Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.

Как разработать собственные нормы

Организации не обязаны руководствоваться нормативами, установленными Минтрансом в распоряжении № АМ-23-р (таблица норм списания ГСМ 2022 Минтранса РФ является рекомендательной). В своих внутренних нормативных документах компания вправе установить учет ГСМ в затратах в фактически израсходованных объемах. И использовать в качестве подтверждающих документы на приобретение топлива и путевые листы, указывающие на эксплуатацию автомобиля.

Тем не менее, в целях внутреннего контроля за расходованием ГСМ организация вправе разработать и установить собственные нормы. Для этого опираются:

  • на нормативы Минтранса;
  • на рекомендации производителя;
  • на собственные контрольные цифры, утвержденные специальной комиссией на основе контрольных измерений.

В этом же приказе говорится , когда переходят на летнюю норму расхода топлива, какие еще поправочные коэффициенты применяются в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.

Новые нормы расхода ГСМ – как списать больше

Вадим Байбуз, старший партнер коллегии адвокатов «Байбуз и партнеры»

План семинара:

С 14 июля 2015 года действуют новые нормы расхода топлива (распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р в ред. распоряжения Минтранса России от 14 июля 2015 г. № НА-80-р). Изменений в этот раз много. Возросли надбавки для крупных городов. Увеличили коэффициенты для технологического транспорта. Это означает, что теперь можно списать больше расходов.

Кроме того, Минтранс дополнил и уточнил нормы для некоторых марок автомобилей. Обязательно проверьте нормы, установленные в вашей компании, на актуальность.

Какие нормы и коэффициенты установил Минтранс

Список автомобилей, для которых Минтранс России установил нормативный расход топлива, заметно пополнился. В частности, появились базовые значения для следующих моделей: Chevrolet Cruze, Nissan Juke, Opel Corsa, Renault Duster, Toyota Prius, Lada Priora ( ВАЗ-21116) и др.

Если в новой редакции распоряжения № АМ-23-р появились показатели для автомобилей компании, то поменять нормы вы вправе с 14 июля. Или можете использовать установленные ранее показатели. Но в любом случае сравните свои нормы с минтрансовскими. Ведь если разница будет велика, у инспекторов возникнут вопросы к обоснованности расходов на ГСМ.

Подписчикам электронной версии «Семинара для бухгалтера» доступны все материалы журнала начиная с 2009 года. Чтобы найти нужные статьи, откройте «Содержание» на нижней панели меню.

А для тех машин, которых нет в списке Минтранса, нормы можно утвердить самостоятельно (письмо Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12). Достаточно провести контрольный заезд и зафиксировать результаты актом произвольной формы.

Помимо базовых норм поменялись и поправочные коэффициенты. А также правила их применения. Понятно, что расход топлива при поездках по большому городу с огромным числом светофоров, перекрестков, дорожных знаков и пробками будет значительно выше, чем в поселке на окраине небольшого городка. Минтранс на этот случай предусмотрел надбавки. Чем больше население города, тем выше коэффициент.

С 14 июля 2015 года для крупных городов максимальные надбавки увеличили. В городах с населением свыше 5 млн человек можно применить надбавку размером до 35 процентов включительно. К таким мегаполисам относятся Москва и Санкт-Петербург. В городах с населением от 1 млн до 5 млн человек можно применять надбавку в 25 процентов. По состоянию на 2015 год под эту категорию подпадают 13 городов России (см. таблицу ниже. – Примеч. ред.).

Поправочные коэффициенты для крупных городов в 2015 году

ГородМаксимальная надбавка, %
до 14 июля 2015 годас 14 июля 2015 года
Москва, Санкт-Петербург2535
Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Красноярск, Пермь, Воронеж2025
Города с населением от 250 тыс. до 1 млн чел.1515
Города с населением от 100 тыс. до 250 тыс. чел.1010
Населенные пункты с численностью до 100 тыс. чел.55

Раньше было ограничение – надбавку можно было использовать только для городов, поселков городского типа и других крупных населенных пунктов. А теперь повышающие коэффициенты для расчета расхода топлива можно применять в отношении любых других населенных пунктов в зависимости от численности населения. То есть компании, которые используют автомобили в небольших поселках, деревнях и селах, теперь вправе увеличить расход топлива на 5 процентов. Главное, чтобы в них были регулируемые перекрестки, светофоры или другие дорожные знаки (п. 5 распоряжения № АМ-23-р).

До 14 июля отдельные повышающие коэффициенты компании могли использовать, если выполняется сразу два условия. Первое: машина проехала определенное количество километров. Второе условие – срок эксплуатации. Так, на 5 процентов можно было увеличить базовые нормы для машин, которые проехали более 100 тыс. км и находятся в эксплуатации более пяти лет. И на 10 процентов – для транспорта, который используется более восьми лет, а общий пробег составляет свыше 150 тыс. км.

С 14 июля Минтранс России позволил применять эти послабления, если выполнено хотя бы одно из двух условий. То есть 5-процентную надбавку можно провести, когда пробег машины более 100 000 км или срок ее использования более 5 лет. А если пробег уже больше 150 000 км, то максимальная надбавка вырастает до 10 процентов вне зависимости от срока эксплуатации. То же самое для машин с пробегом меньше 150 000 км, которые используют больше восьми лет.

До 20 процентов увеличилась максимальная надбавка и в отношении технологического транспорта. Раньше предел был 10 процентов. Эта надбавка предназначена для транспорта, который используют в основном в производственных помещениях, на промышленных площадках и т. д. Например, погрузчики, экскаваторы, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, горные комбайны, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки, бетоноукладчики и т. д. Словом, те машины, которые крайне редко появляются на дорогах общего пользования.

Расход топлива в весенне-летний и осенне-зимний периоды разный. Поэтому в холодное время года, чаще всего с середины октября или ноября, компании вправе применять зимнюю надбавку. Ее размер и период применения зависят от конкретного региона, в котором используют транспорт (приложение № 2 к распоряжению № АМ-23-р).

Все эти коэффициенты можно сложить и использовать одновременно. То есть умножить базовую норму на сумму коэффициентов.

Вопрос участника

– Автомобили с работающим кондиционером потребляют больше топлива. Можно ли увеличить расходы в налоговом учете?
– Да, для машин с кондиционерами предусмотрена отдельная надбавка. Максимальный размер – 7 процентов. Но важно помнить, что этот коэффициент не применяется одновременно с зимней надбавкой (п. 5 распоряжения № АМ-23-р). То есть в теплое время года вы вправе применять набавку за кондиционер. А в холодное время года – зимний коэффициент. Другое дело, если в машине установлена система «климат-контроль». В таком случае 7-процентная надбавка применяется при движении автомобиля независимо от времени года.

Как перейти на новые правила

Чтобы начать применять новые нормы, издайте приказ в произвольной форме (см. образец ниже. – Примеч. ред.). Поставьте дату после 14 июля 2015 года. В начале приказа пропишите, что издаете его, руководствуясь обновленным распоряжением Минтранса России. Так проверяющим будет понятно, почему организация вдруг решила пересмотреть нормы расхода топлива.

Перейти на новые повышенные надбавки можно в любое время начиная с 14 июля. Нет ничего страшного в том, что компания начнет применять новые коэффициенты, скажем, с нояб-ря или вовсе со следующего года. Ведь в таком случае расходы компания точно не завысит.

Детально распишите информацию об автомобиле, для которого меняете норму. Укажите марку, модификацию, государственный регистрационный знак. Назначьте ответственного за соблюдение новых норм – руководителя АХО, начальника транспортного отдела или другого работника. Ознакомьте этого сотрудника, а также бухгалтера, который ведет учет расходов на ГСМ, с приказом под подпись.

Можно ли использовать свои замеры

Использовать нормы Минтранса – право, а не обязанность организации. С этим согласны и в Минфине России. Подтверждение этому – письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875.

Вадим Николаевич Байбуз – член Адвокатской палаты Московской области. С 2012 года является старшим партнером юридического бюро «Байбуз и партнеры». С 2008 года – управляющий партнер адвокатского бюро «Джейнови».

Действительно, Налоговый кодекс не требует нормировать расходы на горюче-смазочные материалы. Тем не менее всем известно правило: при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Именно поэтому безопаснее учитывать затраты по нормам Минтранса.

Вопросов со стороны проверяющих к вам точно не будет. А уж если в распоряжении Минтранса России № АМ-23-р нет норм для какой-то марки, то установите свои значения.

Ведь компания вполне может использовать комбинированный метод признания расходов на ГСМ. То есть по одним машинам применять нормы Минтранса, а по другим – свои значения. При этом ориентируйтесь на данные производителя из технической документации автомобиля. Проведите контрольные заезды и составьте акт. В нем пропишите марку машины и расход топлива из расчета на 100 км. Он не должен сильно отличаться от значения, заявленного производителем.

Необходимо провести по меньшей мере два контрольных заезда. Отдельно для весенне-летнего и для осенне-зимнего периодов. Во втором случае норма расхода топлива, как правило, выше, чем в первом, примерно на 10–15 процентов. На основании акта контрольных заездов составьте приказ об утверждении норм расхода горюче-смазочных материалов.

Конспект подготовила Татьяна Рублева

Место проведения: г. Москва
Тема: «Налог на прибыль. Изменения второго полугодия»
Длительность: 6 часов
Стоимость: 14 000 руб.
Компания-организатор: «Байбуз и партнеры»,
тел. (495) 967-98-58

Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса

Как регулируются нормативы

Для работы транспортного средства необходимо топливо. К аждая категория авто требует разных объемов ГСМ. Минтранс разработал специальный стандарт — это норма расхода топлива по маркам автомобилей. Норматив позволяет определить, сколько горюче-смазочных материалов требуется конкретной марке транспорта для обеспечения технологического процесса. Стандарты разработаны только в отношении рабочего процесса транспортных средств. Например, применять значения для расчета списания ГСМ при ремонте, настройке или испытании недопустимо. Для технологических целей следует установить дополнительные нормы затрат топлива (НЗТ).

Минтранс ввел нормативы отдельным Распоряжением от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018). Документ устанавливает сразу несколько категорий стандартов по расходу топлива и ГСМ:

  1. Базовый норматив затрат бензина в литрах на 100 км в снаряженном состоянии.
  2. Транспортный стандарт в литрах на 100 км в эксплуатации (при проведении транспортной работы), в том числе:
    • стандарт затрат для автобуса с учетом снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров;
    • норматив потребления для самосвалов с учетом снаряжения и номинальной загрузки ТС.
  3. Транспортный норматив грузового авто в литрах на 100 тоннокилометров, определенный при проведении транспортных работ.

Нормативы устанавливаются в литрах, например, для бензина или дизельного топлива. Либо стандарты закрепляют в метрах кубических, если, к примеру, транспорт потребляет газ.

Можно ли разработать индивидуальные нормативы

Использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.

Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (Письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). К аждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.

Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.

Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Поэтому организации вправе утвердить собственные показатели.

Нормативные значения утвердите локальным приказом.

Как считать

Чиновники выделили три основных понятия:

Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.

Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.

Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2022 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:

Ссылка на основную публикацию