Нарушение общественного порядка в ночное время: статья

Статья 2.4. Нарушение общественного порядка, выразившееся в нарушении тишины и покоя граждан

Информация об изменениях:

Законом Архангельской области от 16 декабря 2014 г. N 223-13-ОЗ наименование статьи 2.4 настоящего Закона изложено в новой редакции, вступающей в силу через десять дней со дня официального опубликования названного Закона

Статья 2.4. Нарушение общественного порядка, выразившееся в нарушении тишины и покоя граждан

Информация об изменениях:

Законом Архангельской области от 22 сентября 2016 г. N 459-28-ОЗ в пункт 1 статьи 2.4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней со дня официального опубликования названного Закона

1. Нарушение общественного порядка, выразившееся в совершении на улицах, площадях, в скверах, жилых домах, подъездах и на дворовых территориях действий (бездействия), нарушающих тишину и покой граждан с 22 часов 00 минут до 7 часов 00 минут в будние дни (с понедельника по пятницу включительно), с 22 часов 00 минут до 10 часов 00 минут в выходные дни (суббота, воскресенье, другой день в случае переноса выходных дней федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации) и установленные федеральным законом нерабочие праздничные дни, если это не связано с проведением аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Законом Архангельской области от 22 сентября 2016 г. N 459-28-ОЗ в пункт 2 статьи 2.4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней со дня официального опубликования названного Закона

2. Нарушение общественного порядка, выразившееся в производстве ремонтных и (или) строительных работ в жилых домах с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут и с 20 часов 00 минут до 22 часов 00 минут, если это не связано с проведением аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Действия (бездействие), предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание. Под действиями (бездействием), нарушающими тишину и покой граждан, в настоящей статье понимаются:

1) использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих и звукоусиливающих устройств, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли (киоски, павильоны, лотки и другое), в летних ресторанах, кафе, дискотеках, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан;

2) игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, а также иные действия, сопровождающиеся звуками, повлекшими нарушение тишины и покоя граждан;

3) применение пиротехнических средств, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан;

4) производство ремонтных, строительных, погрузочно-разгрузочных работ, действия механических средств и технических устройств, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан;

5) непринятие водителем мер по отключению звуковых сигналов сработавшей охранной сигнализации автомобиля (транспортного средства), повлекшее нарушение тишины и покоя граждан;

6) непринятие владельцем домашнего животного мер по прекращению лая, воя или другого шума, исходящего от домашнего животного, повлекшего нарушение тишины и покоя граждан.

Не являются действиями, нарушающими тишину и покой граждан в ночное время, использование звуковоспроизводящих и звукоусиливающих устройств, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли (киоски, павильоны, лотки и другое), в ресторанах, кафе, дискотеках, игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, а также иные действия, сопровождающиеся звуками, применение пиротехнических средств в ночь с 31 декабря на 1 января или во время проведения праздничных мероприятий, организуемых местными администрациями муниципальных образований Архангельской области.

>
Нарушение порядка подготовки и проведения массовых мероприятий на территории Архангельской области
Содержание
Закон Архангельской области от 3 июня 2003 г. N 172-22-ОЗ “Об административных правонарушениях” (с изменениями и.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ответственность за нарушение тишины в ночное время

Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время с 23:00 до 7:00 фиксируются повсеместно правоохранительными органами и управляющими компаниями, при этом до середины 2016 года, отсутствовали законодательные механизмы, позволяющие воздействовать на лиц, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, что способствует совершению гражданами правонарушений, следствием которых достаточно часто являются бытовые преступления.

В период времени, признанный ночным, гражданам запрещается:

  • слушать громкую музыку не только в квартире, но и во дворе дома;
  • петь;
  • громко кричать;
  • играть на музыкальных инструментах;
  • заниматься шумными работами (в том числе пылесосить);
  • смотреть телевизор на большой громкости;
  • иным образом нарушать спокойствие граждан.

Уровень допустимого шума измеряется в децибелах, и именно они прописаны в санитарно-эпидемиологических нормах. Это смущает многих граждан, которые не знают, как они смогут доказать, что шум, который издают соседи, превышает допустимые нормы. Однако в региональных законах и кодексах об административных правонарушениях обычно прописан не уровень децибел, а именно запрет на совершение ночью определенных действий.

Штраф и административная ответственность за нарушение тишины в ночное время

В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ, определяющей полномочия субъектов РФ в области административного законодательства, во многих регионах Российской Федерации установлена ответственность за нарушение тишины и спокойствия граждан, к примеру:

  1. Закон о соблюдении тишины в Москве №42 от 12.07.2002 года.
  2. Закон о соблюдении тишины в Московской области №16/ОЗ от 07.03.2014 года.

История вопроса ответственности за нарушение тишины граждан

Пункт 6.1 статьи 1.3.1 КоАп РФ определяет перечень должностных лиц полномочных составлять протоколы об административных правонарушениях. При этом 2 абзац части 6 статьи 28.3 КоАп РФ определяет:

Протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

С 2014 года как вступили в силу указанные нормы, ни один из субъектов РФ по тем или иным причинам подобных соглашений не заключил.

Время тишины и покоя граждан в Москве и Московской области

Не допускается нарушение покоя и тишины граждан в г. Москве

(ст. 1, ч. 1.1 ст. 2 Закона г. Москвы о тишине от 12.07.2002 № 42)

  • в ночное время в период с 23 часов до 7 часов.

в это время нельзя шуметь не только на площадках отдыха, придомовой территории, подъездах, лифтах, но и: в больницах; в санаториях и гостиницах; в детских учреждениях; в домах престарелых, а также в домах-интернатах;

Так же запрет относится и на владельцев братьев меньших (собак, кошек и прочая живность), так как за них несут ответственность владельцы.

  • с 19 часов до 9 часов и с 13 часов до 15 часов, а также в воскресенье и нерабочие праздничные дни при производстве ремонтных работ, в том числе по переустройству, перепланировке жилых помещений и нежилых помещений, не являющихся общим имуществом собственников помещений в доме.

Эти ограничения не распространяются на случаи, когда указанные работы осуществляются в течение полутора лет со дня ввода дома в эксплуатацию.

Запрещено шуметь и в Московской области

(ст. 2 Закона Московской области о тишине от 07.03.2014 № 16/ОЗ)

Московской области периоды «покоя граждан» отличаются в зависимости от дня недели.

  • до 8 часов и с 21 часа в будни (с понедельника по пятницу включительно);
  • до 10 часов с 22 часов в выходные дни (суббота, воскресенье) и праздники;
  • с 13 часов до 15 часов ежедневно запрещаются определенные действия, нарушающие тишину и покой жильцов (например, ремонтные работы).

В Москве и области дополнительно

Кроме того, запрещается использование звукоусиливающей аппаратуры, в том числе установленной на транспортных средствах, и проведение ремонтных работ в дневное время с 13 до 15 часов ежедневно. В других регионах РФ могут быть другие ограничения. Единых федеральных норм пока не существует.

В других регионах

Другие регионы в своих нормативных актах могут устанавливать иное время, в которое не допускается нарушение тишины и покоя граждан. В Санкт-Петербурге Воронеже, Курске, Белгороде, Мурманске, Новгороде, запрещено шуметь с 22:00 до 8:00. В остальных регионах могут быть установлены другие правила, отличающиеся на 1-2 часа.

Важно!, что в каждом перечисленном пункте необходимым условием является то, что указанные действия действительно существенно нарушили покой граждан. Эта оговорка сделана не случайно: понятно, что в экстренных ситуациях может сработать сигнализация автомобиля, в ночное время может сломаться замок у входной двери и потребуется починка, то есть сверление. Представляется, что истинным нарушителем становится тот, кто намеренно отравляет жизнь обычных людей шумом.

Помимо этого, ТСЖ и управляющие компании, особенно в домах-новостройках, могут устанавливать правила, касающиеся соблюдения тишины в определенные часы. Эти правила должны соблюдать все жильцы дома.

Причиной шумов могут быть разные действия соседей. Например, прослушивание громкой музыки, игра на музыкальных инструментах, крики, свист и пение, а также ремонт (ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы № 42).

Максимальный уровень шума

Категория помещенийВремя_сутокУровень_шумаПредельный
Жилые комнаты квартир, домов, общежитийС 7 до 23 часов – дневное время40 дБа (децибел А)55
С 23 до часов – ночное время30 дБа (децибел А)45

Чтобы простой обыватель мог понять, с чем можно сравнить 30-40 децибел из санитарных норм, приведем перечень звуков:

  • обычный разговор – от 45 до 60 децибел;
  • плач ребенка – 80 децибел;
  • работа стиральной машины – от 50 до 70 децибел;
  • шум от пылесоса – 80 децибел;
  • ремонтные работы – 140 децибел.

Очевидно, что ночное время не стоит работать бытовыми приборами, стирать, громко разговаривать и вести ремонтные работы.

Ответственность за нарушение покоя граждан

За совершение перечисленных деяний предусматривает санкции в виде предупреждения или наложения административного штрафа:

Для Москвы

Категория правонарушителяШтраф,_рублейВремя_тишины (запрещенное для шума)
ГражданинОт 1000 до 2 00023:00-7:00, 13:00-15:00, для ремонтных работ 19:00-9:00
Должностное лицоОт 4000 до 8000
Юридическое лицоОт 40 000 до 80 000
Читайте также:  Строительные работы в квартире время: закон

Для Санкт-Петербурга

Категория правонарушителяШтраф,_рублейАльтернативная_мера наказания
ГражданинОт 500 до 5000предупреждение
Должностное лицоОт 3000 до 50 000
ОрганизацияОт 50 000 до 1000 000

Для остальных городов

Категория правонарушителяШтраф,_рублейАльтернативная_мера наказания
ГражданинОт 100 до 1000
Должностное лицоОт 500 до 2000
Индивидуальный предпринимательОт 500 до 2000Временный запрет на деятельность до 3 месяцев
Юридическое лицоОт 10 000 до 20 000Временный запрет на деятельность до 3 месяцев

При размещении торговых объектов (кафе, баров, магазинов, бильярдных клубов и т.д.) в многоквартирных домах коммерсанты обязаны учитывать интересы проживающих в них граждан, для которых должны обеспечиваться тишина и покой, составляющие их право на благоприятную среду обитания (ст. 8 Закона РФ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Если по результатам замера уровня шума очевидно превышение допустимого значения, коммерсант обязан принять меры к его снижению, скорректировать режим работы своего заведения, в частности прекратив его эксплуатацию в ночное время или сократив количество часов работы (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 24.05.2012 по делу №33-5360/2012).

Куда обращаться (жаловать) если ваши права на тишину и покой нарушают

Пострадавшие от нарушения граждане вправе обратиться в Роспотребнадзор, прокуратуру или иные правоохранительные органы, в том числе в суд, с требованием прекратить нарушения на основании ст. ст. 304, 305 ГК РФ, п. п. 45, 47 Постановления Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 г. №22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» и норм специального законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

  • Если вам мешают и вы вызвали полицию, то добивайтесь чтобы прибывшее на вызов должностное лицо полиции составило протокол о нарушении (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ и п. 1 ч. 3 ст. 16.5 КоАП г. Москвы), а для подтверждения шума, достаточно в протокол включить показания соседей.

Так что к проблемным соседям можно не стучаться (они имеют право вас и полицию не пустить (ч. 2 ст. 15 Закона № 3-ФЗ)), а порадовать их последствиями их безрассудства и наплевательского отношения на окружающих.

  • Если вопрос перерос в серьезный конфликт, то обратитесь по вопросу представительства в суде по административным делам.
  • При срочном вопросе, задайте его в нашей группе в контакт https://vk.com/topic-78245967_30645191

Текущие законодательные инициативы

С 2018 года Госдумой продолжает рассматривать законопроект, утверждение которого позволит узаконить ответственность за подобные правонарушения.

Законопроект предполагает, что все используемые электронные средства (телевизор, магнитофон, гитара и т.д.), а так же крики, свист, пение, строительные и иные действия сопровождающиеся звуками будут считаться действиями направленными на нарушения покоя граждан и приводить к административной ответственности.

При этом планируется изменить среду применения, теперь территорией спокойствия будут считаться не только квартира, но и места общего пользования жилых домов, в гостиницах и общежитиях, на территориях микрорайонов и групп жилых домов. На начало 2018 года закон в стадии согласования.

Ответственность за нарушение общественного порядка

Каждый человек, существуя в социальном обществе, обязан в своем поведении считаться с интересами окружающих его людей.

В социуме действуют установленные правила поведения, взаимоуважения и ответственности за нарушение порядка.

Кто-то желает выспаться после тяжелого трудового дня дома, кто-то хочет доехать до дома на автобусе в полной тишине и спокойствии. Он имеет на это право, и его право гарантируется нормативно-правовыми актами.

Нарушение общественного порядка в стране является не только административным проступком, но и уголовно наказуемым деянием.

Что ждет нарушителей порядка и хулиганов, и какие правила действуют в безопасном обществе, расскажет материал данной статьи.

Что является нарушением общественного порядка?

Общественный порядок – это правила поведения граждан в обществе, установленные законодательными актами, общепринятыми нормами морали, традициями и обычаями.

Все, что является из ряда вон выходящим поведением, может быть признано нарушением общественного порядка. Например, нельзя ходить голым по улице, нельзя громко шуметь, нельзя ходить в туалет в неположенных местах и т.д.

Такие действия в обществе могут быть представлены двумя видами:

  • Правовыми – это такое поведение, которое прописано в законах как недопустимое. Как правило, подобные нарушения серьезно угрожают общественной безопасности, жизни и здоровью людей, их имуществу.
  • Не правовыми – это нормы, которые сложились в обществе, но законодательно не закреплены. Как правило, в этом случае злоумышленникам может грозить лишь замечание со стороны окружающих.

К не правовым действиям могут относится толкание людей в общественном транспорте, не желание уступать место в автобусе, использование нецензурной лексики в местах скопления людей.

В действующем законодательстве представлено около сотни нарушений общественного порядка.

Для многих действия, противоречащие установленным в обществе традициям и порядкам, ассоциируются с таким преступлением как хулиганство. Однако, хулиганские действия – это лишь малая часть деяний против общественного порядка.

Под хулиганством понимаются грубые нарушения порядка, в то время как негрубое нарушение общественного порядка не является хулиганством.

Административное нарушение порядка

КоАП оценивает нарушения, которые относятся к категории мелкого хулиганства. Они не столь опасны для общества, и наказания по ним чаще всего – это штраф за нарушение общественного порядка.

Статья КоАП, которая регулирует нарушения общественного порядка, — это ст. 20.1. В ней указано, что нарушение общественного порядка должно быть выражено в явном неуважении к обществу.

Это могут быть действия следующего характера:

  • Нецензурная брань в общественном месте. К сожалению, у нас в стране большая часть граждан употребляют в повседневной речи подобные выражения. Всех их привлечь к административной ответственности просто невозможно. Поэтому чаще всего фигурантами таких дел выступают либо пьяные дебоширы, либо те, кто использовал ненормативную лексику в особых местах, к примеру, в суде при даче показаний под протокол.
  • Оскорбительное приставание к людям. Оскорбительный контекст здесь обязательно должен присутствовать. Обычные приставания гадалок или попрошаек не могут расцениваться как оскорбительное приставание. Другое дело, если Вам не дает проходу грубый и пьяный человек, который отпускает в Ваш адрес оскорбительные шутки.
  • Повреждение или уничтожение чужого имущества. Это может быть, как повреждение общественного имущества (деревья или лавочки в парках), так и чужого имущества (обливание человека краской или его автомобиля).

Состав мелкого хулиганства не образуют ссоры и драки в отношении родственников или знакомых, совершенные внутри частного помещения.

В семейных конфликтах, как правило, отсутствует умысел на нарушение общественного порядка или демонстрацию неуважения к обществу.

Состав преступного деяния по ст. 20.1 КоАП РФ

Точного определения понятия общественного места не существует в законодательстве страны. Оно является собирательным из положений норм многих законодательных актов.

Помимо тех мест, где собирается большое количество людей (улицы, парки, вокзалы и транспорт) к ним относятся места, которые свободны для доступа неопределенного круга лиц (подъезды, лестничные площадки, подземные или наземные переходы).

Состав нарушения выглядит следующим образом:

  • Объект представлен основным – общественная безопасность и дополнительным – физическое и моральное состояние людей, чужое имущество.
  • Объективная сторона содеянного характеризуется наличием двух признаков – явной демонстрации неуважения к обществу и одного из трех видов проявления такого не уважения, которые утверждены ст. 20.1 КоАП РФ.
  • Субъектом преступления могут быть люди в возрасте от 16 лет, признанные вменяемыми.
  • Субъективная сторона должна иметь прямой умысел на проявление неуважения к существующим в обществе порядкам.

Протоколы по ст. 20.1 КоАП РФ вправе составлять сотрудники органов внутренних дел.

Дела должны передаваться в суд для дальнейшего рассмотрения и вынесения решения по ним, ведь кроме штрафа по данной статье предусмотрено и иное наказание.

Наказание по ст. 20.1 КоАП РФ

За обычное мелкое хулиганство без квалифицирующих признаков предусмотрена ответственность в виде:

  • Штрафа от 500 рублей до 1 тысячи рублей;
  • Ареста до 15 суток.

В ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ указано, что квалифицирующим обстоятельством может признаваться неповиновение органу власти или иному лицу, которое осуществляет контроль за общественным порядком или пытается пресечь незаконное поведение.

Это могут быть представители внутренних войск МВД или охранники. Первые из них могут самостоятельно составлять административные протоколы, вторые не могут и обязаны для этого вызывать полицию.

Куда звонить при нарушении общественного порядка? Если конфликт происходит дома, лучше сразу вызвать наряд полиции. Они на месте составят протокол нарушения, который все участники происшествия должны будут подписать.

За такое поведение виновному лицу грозит:

  • Штраф от 1 до 2,5 тысяч рублей;
  • Арест до 15 суток.

Нарушение общественного порядка в многоквартирном доме

Многоквартирные дома – это те самые места, в которых чаще всего возникают конфликты между соседями на почве нарушения общественного порядка. Стены в домах достаточно тонкие для того, чтобы можно было с легкостью слышать музыку или ремонт соседей.

В квартирах нельзя шуметь в четко установленное законодательством время. Нарушение общественного порядка в ночное время регулирует статья 6.3 КоАП РФ. В ней указаны наказания за нарушение санитарно-эпидемиологических норм.

По СанПин в Москве запрещено шуметь с 23.00 вечера до 07.00 утра.

В отдельных регионах данные показатели могут разниться. После 23 часов любые шумы административно наказуемы. Кроме того, в данных нормах прописаны максимально допустимые значения шума. Ночью шумы не должны превышать 30 децибел, днем – 40 децибел.

Если они будут превышены более чем на 5 децибел, можно вызывать сотрудников полиции для составления административного материала в отношении соседей, затеявших ремонт.

Уголовное нарушение общественного порядка

Уголовное хулиганство имеет большие масштабы в сравнении с мелким административным проступком. Как правило, оно осуществляется в более агрессивной форме и представляет опасность для жизни и здоровья людей, их быта и уклада жизни.

Чтобы деяние было квалифицировано по уголовной статье, необходимо, чтобы явное пренебрежение к обществу выражалось при помощи следующих действий:

  • Применение оружия или иных предметов, которые используются в качестве оружия;
  • Наличие политических, идеологических, расовых, национальных, социальных мотивов или попыток разжигания вражды и ненависти на их почве;
  • Совершение на общественном транспорте.

Если ни одно из данных условий не выполняется, деяние не может квалифицироваться по статье 213 УК РФ.

Оружие или предметы, его заменяющие, могут применяться в качестве физического или морального воздействия на потерпевшего.

Предметами, используемыми в качестве оружия, могут признаваться, как различные биты, молотки, арматуры, так и неисправное или сувенирное оружие.

Обязательно хулиганство должно совершаться из неуважения к обществу, а не из-за личных неприязненных отношений к кому-либо из окружающих. Осуществляться хулиганство может не только в местах большого скопления людей, но и в безлюдных или малопосещаемых местах.

Состав хулиганства отсутствует, если не установлен умысел нарушения общественного порядка.

Состав преступления по ст. 213 УК РФ

Хулиганство с нарушением общественного порядка имеет формальный состав и считается оконченным деянием с момента совершения какого-либо действия, направленного против общественной безопасности.

Читайте также:  Сколько времени банк проверяет документы на квартиру

Состав содеянного включает в себя следующие существенные для дела элементы:

  • Объектом преступного деяния является, как и при административном нарушении, общественный порядок. К нему также относятся честь, достоинство и здоровье граждан, неприкосновенность органов общественного порядка, которые пытаются пресечь эти действия.
  • Объективная сторона содеянного – наличие явного и грубого нарушения порядка. Для оценки характеристик грубости и явности учитываются обстоятельства совершенного деяния, место и время преступления.
  • Субъективная сторона – это прямой умысел на совершение преступления и наличие хулиганского мотива в поведении виновного лица. Человек прекрасно осознает, что идет на преступление, и делает это не ради издевательства над конкретным человеком, а ради подрыва установленного в обществе порядка.
  • Субъектом признается вменяемое лицо с 14 лет.
  • Действия, совершенные из личных неприязненных отношений, могут быть признаны хулиганством только тогда, когда они совершаются в общественном месте и несут угрозу для общества.

    Ответственность за нарушение общественного порядка в 2020 году

    За явное и грубое нарушение общественного порядка преступнику грозит одно из следующих уголовных наказаний:

  • Штраф от 300 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от 2 до 3 лет;
  • Обязательные работы до 480 часов;
  • Исправительные работы от 1 до 2 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 5 лет.
  • В качестве квалифицирующих признаков в статье 213 УК РФ указаны:

    • Совершение группой лиц по предварительному сговору;
    • Совершение ОПГ;
    • Оказание сопротивления представителю власти или иному лицу, осуществляющему контроль за общественным порядком;
    • Применение взрывчатых устройств и веществ.

    До 7 лет тюрьмы грозит виновному лицу при наличии первых трех обстоятельств, и до 8 лет тюрьмы – при наличии последнего обстоятельства.

    Виды нарушений общественного порядка разнообразны и относятся, как к категории административных правонарушений, так и к уголовным преступлениям.

    Люди должны осознавать, что, находясь в обществе, им требуется действовать не только в рамках собственных убеждений, настроений и желаний, но в пределах установленных норм и порядков жизни в обществе с учетом мнений окружающих.

    Отдых в парке — как избежать нарушение общественного порядка?

    Право граждан на тишину и покой в ночное время: ответственность за нарушения. Исключения из правил

    Согласно положениям СанПиН, физиологический уровень шума для органов слуха человека составляет днем 55 децибел, ночью — 40 децибел. Повышение громкости звуков наносит вред здоровью и эмоциональному состоянию людей. Считается, что при уровне 150 дБ существует риск потери слуха. Для сравнения звук перфоратора оценивают в 140 дБ, фена и пылесоса — в 80 дБ, беседу средней громкости — в 60 дБ.

    Законами РФ предусмотрена охрана покоя и тишины граждан, за нарушение установленных нормативов положена административная ответственность с наложением на виновника штрафа.

    Нормативная база

    Допустимые нормативы шума утверждены на законодательном уровне и обязательны для исполнения всеми гражданами и организациями РФ. Основной правовой базой выступают ФЗ № 52 от 30.03.99 г., КоАП, СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 2.1.8.562-96. Помимо этого, в регионах действуют локальные законодательные акты для охраны тишины и покоя населения.

    В некоторых случаях возможно применение санкций по ст. 20.1 КоАП, если покою граждан мешают не только громкие звуки, но и противозаконное поведение нарушителя тишины (неуважение к обществу, брань, оскорбления, порча собственности и так далее).

    Превышать нормативы шума недопустимо:

    • в жилых многоквартирных домах и прилегающих территориях (парковках, детских, спортивных площадках, подъездах и так далее);
    • в учебных, медицинских, культурных, рекреационных зданиях, иных общественных учреждениях и на принадлежащей им местности;
    • в дачных и садовых объединениях, людных парках и иных территориях;
    • в общественном транспорте.

    Шум на пустующих территориях разрешен, штраф в этом случае не предусмотрен.

    Основания для штрафа за шум после 23.00

    Разрешенный норматив шума в жилых помещениях составляет днем 55 дБ, ночью — 45 дБ. Допустимо отклонение в жилых помещениях на 5 дБ, на прилегающих территориях — 10 дБ (если рядом расположены ж/д или автодороги).

    Превышение обозначенных уровней выступает основанием для назначения штрафа. Его накладывают как на граждан, так и на должностных лиц, организации, ИП. К основаниям для начисления штрафа причисляют шум, производимый в результате:

    • строительных и ремонтных работ;
    • действия сигнализации автомобиля;
    • работы бытовой техники;
    • поведения человека (крики, брань, смех, громкое включение звукоизлучающих приборов, плач, игра на музыкальных инструментах);
    • стрельбы, применения взрывчатых веществ, пиротехники;
    • передвижения мебели;
    • погрузо-разгрузочных работ;
    • ненадлежащего обращения с домашними животными (визг, лай).

    Наложение штрафа осуществляется при создании шума в период, обозначенный законом — с 23 до 7 часов. При этом временной промежуток может отличаться в зависимости от региона. Во многих субъектах РФ запрещено шуметь с 22 до 8 часов. Кроме этого, предусмотрен «тихий час» днем — с 13 до 15 часов (или с 12 до 14 часов).

    Исключением из правил выступает новогодняя ночь. Шуметь в этот период закон не запрещает.

    Временные интервалы для громких строительных и отделочных работ могут существенно отличаться. В некоторых субъектах не допускается их проведение с 19 до 9 часов, в других они разрешены с 8 до 22 часов. Нельзя осуществлять громкие работы без перерыва — более 6 часов подряд.

    Точные нормативы рекомендуется смотреть на официальных сайтах администраций субъектов РФ. Всё, что нужно знать жильцам о том, до скольки можно шуметь в квартирах и частных домах в будни и в выходные дни, вы можете прочитать и в отдельной нашей статье.

    Основаниями для наложения штрафа не является шум в результате:

    • препятствий противоправным действиям, обеспечения безопасности граждан;
    • ликвидаций чрезвычайных происшествий, аварий;
    • официальных мероприятий (культурных, спортивных, религиозных);
    • иной деятельности, разрешенной или согласованной с представителями закона.

    Для назначения административной ответственности необходимо предоставить доказательства факта нарушения (видео или аудиозапись, показания соседей, данные измерений уровня шума Роспотребнадзором и так далее).

    Меры ответственности за шум в ночное время

    Таблица 1. Размер штрафов за превышение нормативов тишины в городах РФ (ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ).

    Категория лицВеличина взыскания, руб.
    Граждане100 -1000
    Должностные лица500-2000
    ИП500-2000
    Предприятия10-20 тыс.

    Величина штрафа может отличаться на региональном уровне.

    Таблица 2. Величина удержания в Москве.

    Категория лицРазмер взыскания, руб.
    Граждане1-2 тыс.
    Должностные лица4-8 тыс.
    Предприятия40-80 тыс.

    Узнайте больше подробностей о режиме тишины в Москве.

    Таблица 3. Сумма взыскания в Санкт-Петербурге.

    Категория лицРазмер штрафа, руб.
    Граждане500-5000
    Должностные лица3-50 тыс.
    Предприятия50000-1 млн.

    О том, когда можно и нельзя шуметь в СПБ, мы писали в другом материале.

    Первый раз возможно предупреждение или наложение первичного удержания, с каждым новым нарушением сумма взноса возрастает в несколько раз (допустимо в пятикратном размере).

    Размер штрафа определяет на месте уполномоченное лицо, например, участковый, вызванный соседями. Возможно дополнительное взыскание материального вреда с виновника шума. Его величина составляет 3-5 тыс. рублей, однако при коллективной жалобе сумма значительно увеличивается.

    Уполномоченные лица и органы

    Чтобы наказать виновника шума, следует обратиться к уполномоченному лицу. Им может выступать:

    1. Участковый — соседями (лучше несколькими) оформляется письменная жалоба в произвольной форме.
    2. Полиция — преимущественно ее вызывают при шуме в ночное время. При этом важно добиться составления протокола. Если сотрудник отказывается, нужно требовать письменное обоснование причины. Также можно обратиться в полицию без вызова, написав заявление.
    3. Роспотребнадзор — его сотрудники могут провести замер уровня звука, экспертизу (например, при регулярных нарушениях днем), выдать соответствующее заключение (протокол). Поэтому вызывать специалиста следует непосредственно во время шума, услуга является платной.

    Однако экспертиза не осуществляется в отношении разовых нарушений или звуков, вызванных обычной жизнедеятельностью (детский плач, хлопанье дверей, разговоры и так далее).

  • Административная комиссия — обратиться в нее возможно напрямую или требовать передачи материалов о правонарушении из полиции. В первом случае желательно заручиться поддержкой соседей и предоставить доказательства шума.
  • Прокуратура, суд — при наличии свидетелей, фактов нарушения возможно не только наложение штрафа на виновника, но и взыскание материального ущерба.
  • Перед обращением в инстанции рекомендуется зафиксировать факт шума. Если источником является ремонтная деятельность, рекомендуется проверить документы работников, разрешение на стройку. Если представители правопорядка прибыли непосредственно в период нарушения, предъявления доказательств не требуется.

    Обвинителю рекомендуется действовать в рамках закона, поскольку его действия также могут быть зафиксированы и переданы в органы правопорядка. Например, попытки разобраться с шумным соседом силовым способом, угрозы физической расправы.

    Более подробно о том, как бороться с шумными соседями и что делать, если переговоры не помогли, мы рассказывали в отдельной публикации.

    Сроки оплаты штрафа

    Согласно ст. 32.2 КоАП РФ, административное взыскание оплачивается не позднее 60 суток со дня вступления в действие постановления о наложении штрафа. Последнее обретает юридическую силу через 10 дней после получения виновником. То есть после того как постановление окажется у нарушителя, у него есть 70 дней для внесения штрафа.

    Неуплата в указанный срок влечет наказание — увеличение взыскания в 2 раза (не менее 1 тыс. рублей) или арест до 15 суток, или обязательные работы до 50 часов.

    Привлечение к ответственности допустимо до 3 месяцев после просрочки платежа. Если оно не произошло, исполнительное производство автоматически прекращается, и взыскание уже не грозит.

    Способы оплаты

    Административное взыскание доступно оплатить несколькими способами:

    • в любом банковском отделении, предъявив квитанцию операционисту;
    • в платежных терминалах в разделе «Оплата штрафов»;
    • через интернет-банк, введя реквизиты для перевода.

    После оплаты рекомендуется дубликат квитанции направить в орган, выдавший постановление. Средства, взимаемые с нарушителя тишины, поступают в местный бюджет.

    • Если нарушение происходит днем — к участковому, в Роспотребнадзор, административную комиссию, прокуратуру.
    • Если шум беспокоит ночью — вызывать полицию и требовать составления протокола.

    На виновника накладывается административный штраф, дополнительно возможно взыскание суммы за причинение морального вреда.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Кто-то вздохнул за стеной

    Ситуация с “громкими” соседями, от которых всем окружающим житья нет, очень распространенная проблема. Страдающая сторона, как правило, звонит в полицию, которая по закону должна объяснить возмутителю спокойствия, что шуметь по ночам нельзя. Не до всех это доходит. А если увещевания полицейских ничего не дали? Есть ли права у тех, кто вызывал полицию, и какие они, эти права, растолковал Верховный суд.

    Высокая судебная инстанция объяснила, что если дело о нарушении тишины и покоя было возбуждено по обращению гражданина и этому есть подтверждение в книге учета сообщений о происшествиях, то такой гражданин является потерпевшим по делу об административном правонарушении. А следовательно, у него есть права – например, он может обжаловать решение о слишком мягком наказании шумного соседа.

    Эта история началась стандартно: ночь, многоквартирный дом, в котором одной из жительниц так весело, что соседи не могут отдохнуть.

    В полночь в полицию позвонил один из не выдержавших шума соседей многоквартирного дома. Когда полицейские прибыли на место, то смогли убедиться, что звонивший гражданин совершенно прав. В общем, полицейские составили протокол об административном правонарушении.

    Позже прошла административная комиссия. Она в ночном шуме не увидела ничего ужасного и решила, что гражданка действительно виновата в том, что ее соседи всю ночь не могли сомкнуть глаз. Правда, наказание оказалось чисто символическим – административная комиссия ограничилась “устным предупреждением”. Проще говоря, просто погрозила пальцем.

    Вот только человека, вызвавшего полицию, такое наказание не устроило из-за чрезмерной, на его взгляд, мягкости. Он потребовал более суровой меры. Для этого подготовил иск и пошел в суд, оспаривать решение комиссии. Но из этой затеи ничего не вышло – в районном суде с ним даже разговаривать не стали. Объяснили, что в этом деле он никто.

    Районный суд в своем отказе указал следующее – раз в протоколе гражданин не указан, значит, и жаловаться он не имеет права. Получилось, что в ситуации с наказанием он вообще никто и отношения к делу не имеет.

    Вышестоящая инстанция с таким мнением районных коллег согласилась целиком и полностью.

    Заместитель председателя регионального суда рассмотрел кассационную жалобу обиженного гражданина и высказал свое мнение.

    Это мнение оказалось несколько отличным от выводов предыдущих судов, но особо ничего не изменило.

    На взгляд заместителя председателя суда, раз гражданин ночью не смог заснуть из-за шума и вызвал наряд, то он явно пострадал и является потерпевшим (в смысле статьи 25.2 Кодекса Административных Правонарушений РФ). Раз он потерпевший, то вправе обжаловать постановление. Вот только в обжаловании нет смысла.

    Дело в том, что если отменить решение районного суда, то это ухудшит положение нарушителя – шумной соседки, а это закон запрещает. И вообще статья 30.17 КоАП РФ не предусматривает отмену предыдущих решений из-за мягкости наказания. Вывод зампреда суда: отменять оспариваемые постановления не надо.

    Получив на руки стопку судебных отказов гражданин собрался с духом и обратился в Верховный суд РФ. И поступил совершенно правильно. В высокой судебной инстанции дело изучили и встали на сторону истца. Верховный суд РФ с выводами местных судов категорически не согласился. Он все судебные постановления по этому делу отменил.

    Высокая судебная инстанция так сформулировала свою позицию.

    Верховный суд сказал, что по закону потерпевший гражданин – это лицо, которому правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. У потерпевшего человека есть право на участие в деле, и оно не зависит от того, является ли наступление конкретных последствий признаком состава административного правонарушения.

    Наше административное дело было возбуждено по обращению потерпевшего в отдел полиции. В своем обращении гражданин проинформировал органы правопорядка о нарушении тишины и своих прав. Его обращение подтверждается записью в Книге учета сообщений о происшествиях.

    Из всего сказанного Верховным судом следует такой вывод. Случившимся правонарушением затронуты права гражданина, и он в рассматриваемом случае является потерпевшим по этому делу. А это, в свою очередь ,означает, что гражданин имеет полное право на обжалование постановления административной комиссии.

    Есть еще один важный момент – судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязанность суда по созданию на всех стадиях производства по делу равных условий для сторон спора. В нашем же случае, подчеркнул Верховный суд РФ, местные суды незаконно отказали одной из сторон в реализации права на обжалование, что повлекло нарушение права потерпевшего гражданина на судебную защиту.

    Верховный суд заявил: это процессуальное нарушение “носит существенный характер и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело”. В таких случаях, согласно пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, суд выносит решение об отмене всех предыдущих судебных актов и о возвращении дела на новое рассмотрение.

    В своих разъяснениях Верховный суд подчеркнул – новое, справедливое рассмотрение с соблюдением всех процессуальных гарантий сторон само по себе не влечет ухудшения положения человека, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    И напоследок еще одна весьма существенная деталь. Верховный суд РФ напомнил коллегам о материалах своего Пленума (№ 5 от 24 марта 2005 г.). Там было сказано следующее – срок давности привлечения гражданина к ответственности истек во время пересмотра постановления о назначении административного наказания. И это, на взгляд высокого суда означает следующее: ничего не препятствует возвращению дела о слабо наказанной соседке на новое рассмотрение, снова в районный суд.

    Нарушение общественного порядка в ночное время: статья

    В силу ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Таким образом, нормы права, содержащие запрет на совершение действий, нарушающих покой граждан в ночное время, а также нормы ответственности за такие действия принимаются властями вашего региона.

    “Закон о тишине” – это какой закон?

    Федерального “закона о тишине” нет. Более того, нет закона с таким названием.

    Законами о тишине называют региональные законы, содержащие нормы права, запрещающие нарушать тишину и покой граждан в ночное время под угрозой наказания – предупреждения или штрафа.

    В каждом регионе России свои нормы о запрете шуметь ночью

    Порядок привлечения к ответственности за нарушение покоя граждан в ночное время регулируется нормами КоАП РФ.

    Однако, как указано выше, сам запрет, а также нормы об ответственности должны быть приняты региональными властями, которые определяют что является “ночным временем”, каков объем ответственности (размер штрафа), какие объекты подпадают под защиту норм закона.

    В сети “Интернет” вы без труда найдете региональные законы, предусматривающие ответственность за нарушение покоя граждан ночью в вашем регионе.

    Что такое “ночное время”?

    Каждый регион определяет “свое” ночное время.

    Например, по закону г. Москвы “О соблюдении покоя граждан и тишины в г. Москве” № 42 от 12.07.2012г., ночное время – период времени с 23 часов до 7 часов.

    В соответствии с ч. 1 ст. 10.1 Закона Орловской области N 1490-ОЗ “Об ответственности за административные правонарушения” предусматривается ответственность за нарушение тишины и спокойствия граждан в ночное время – с 23 до 7 часов..

    Согласно Кодексу Омской области об административных правонарушениях”, ночное время – период времени с 22.00 до 8.00 часов.

    По закону Республики Татарстан от 12 января 2010 года N 3-ЗРТ “О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время”, под ночным временем понимается период времени с 22.00 часов до 6.00 часов в рабочие дни, а в выходные и нерабочие праздничные дни – с 22.00 часов до 9.00 часов.

    В соответствии со статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. N 273-70 “Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге” под ночным временем понимается период с 22.00 до 7.00 часов. Административная ответственность предусмотрена также за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в многоквартирных домах в выходные и нерабочие общегосударственные праздничные дни с 7.00 до 12.00 часов, в том числе проведение ремонтных, строительных, погрузочно-разгрузочных и других работ.

    Какой шум может быть отнесен к действиям, нарушающим покой граждан и тишину в ночное время?

    Речь идет о любом шуме, очевидно мешающем соседям спокойно спать. На наш взгляд, законодателю не обязательно перечислять в законе все “виды шума” или совершаемые действия, относящиеся к противоправным, но некоторые акты все же содержат такой перечень.

    Например, упомянутый выше закон г. Москвы “О соблюдении покоя граждан и тишины в г. Москве” такой перечень содержит (впрочем, этот перечень не является исчерпывающим):

    “К действиям, нарушающим покой граждан и тишину в ночное время на защищаемых территориях и в защищаемых помещениях в городе Москве, относятся:

    а) использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли – киосках, павильонах, лотках, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время;
    б) игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, а также иные действия, сопровождающиеся звуками, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины в ночное время;
    в) использование звуковых сигналов охранной сигнализации автомобилей, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время;
    г) использование пиротехнических средств, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время;
    д) производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время;
    е) иные действия…”

    Какой предусмотрен штраф за нарушение тишины и покоя граждан?

    Субъекты РФ при установлении региональных норм, назначающих меры административной ответственности, могут предусматривать в качестве таких мер только предупреждение и административный штраф. Соответственно, только Кодексом РФ об административных правонарушениях могут быть установлены все остальные виды административных наказаний.

    Так, например, согласно статье 3.13 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 “Кодекс города Москвы об административных правонарушениях”, за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан с 23 часов до 7 часов предусмотрены виды наказаний:

    – предупреждение;
    – наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
    • на должностных лиц – от четырех тысяч до восьми тысяч рублей;
    • на юридических лиц – от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

    В Омской области санкция за нарушение тишины несколько отличается от московской по размеру штрафа. В соответствии со статьей 48 Закона Омской области от 24.07.2006 N 770-ОЗ “Кодекс Омской области об административных правонарушениях” за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан (использование на повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, громкое пение и игра на музыкальных инструментах, организация и проведение строительных, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других работ) предусматривает наказания в виде:

    – предупреждения;
    – наложения административного штрафа:

    • на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей;
    • на должностных лиц – от пятисот до пяти тысяч рублей;
    • на юридических лиц – от трех тысяч до двадцати тысяч рублей.

    А вот п. 2 статьи 48 закона предусматривает ответственность за действия, нарушающие тишину и покой граждан, посредством использования пиротехнических изделий, за исключением нерабочих праздничных дней в виде:

    – предупреждения;
    – наложения административного штрафа:

    • на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
    • на должностных лиц – от одной тысячи до десяти тысяч рублей;
    • на юридических лиц – от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, связанных с ночным шумом?

    Если протоколы составляют вызванные по телефону сотрудники полиции, то дело будет рассматривать уполномоченный местный орган власти в соответствии с законом вашего региона. Это может быть административно-техническая инспекция, административная комиссия или мировой судья. Они-то и назначают административное наказание в виде штрафа или предупреждения.

    Ссылка на основную публикацию