Местонахождение юридического лица определяется

Местонахождение юридического лица определяется

Дата публикации 22.12.2015

Говоря о месте нахождения и адресе юридического лица, необходимо отметить, что эти понятия не идентичны. Разберемся, в чем заключается разница.

Место нахождения юридического лица

Под местом нахождения юридического лица подразумевается место его государственной регистрации на территории РФ. При этом в качестве места нахождения не требуется указывать конкретный адрес, достаточно названия населенного пункта (муниципального образования). Например, в качестве места нахождения можно указать “город Москва” или “городской округ Химки, Московская область” (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Место нахождения организации необходимо, во-первых, зафиксировать в учредительных документах, а во-вторых, указать при регистрации юридического лица для последующего внесения в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).

Нередко организации располагаются не в одном месте, а имеют широкую сеть филиалов и представительств в различных регионах. В подобных случаях не совсем ясно, где именно должна быть зарегистрирована организация. Ответ на этот вопрос содержится в п. 2 ст. 54 ГК РФ. Согласно этой норме регистрировать организацию нужно в месте нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (генерального директора, директора или президента). Если такой орган отсутствует, регистрировать организацию нужно по месту нахождения органа или лица, уполномоченного выступать от имени организации в силу закона, иного правового акта или учредительных документов.

Адрес юридического лица

Адрес юридического лица – это почтовый адрес, по которому находится постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Как и место нахождения, адрес (в пределах места нахождения) организации необходимо указывать при регистрации – эти данные включаются в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

В отличие от места нахождения, адрес юридического лица содержит не только указание на населенный пункт (муниципальное образование), но и на улицу и дом, в котором находится организация.

Адрес юридического лица не нужно включать в учредительные документы. Например, как следует из п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, устав ООО должен содержать его место нахождения.

Если же в учредительных документах уже указан адрес организации, соответствующий ее месту нахождения, вычеркивать или менять его не нужно.

Несовпадение юридического и фактического адресов

Действующее законодательство не содержит определений “юридического адреса” и “фактического адреса” организации. Подобное разделение имело место по причине того, что понятия “место нахождения” и “адрес” организации были введены в ГК РФ лишь с 01.09.2014. До этой даты считалось, что адрес, указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ, является “юридическим”, а адрес, по которому организация ведет свою деятельность, но который не указан в ЕГРЮЛ, – “фактическим”.

Учитывая вышесказанное, какие-либо прямые последствия при несовпадении указанных адресов законодательством не предусмотрены. Тем не менее следует помнить о негативных последствиях, которые могут иметь место в случае отличия адреса, указанного в документах, и фактического адреса организации.

Указание действующего адреса в ЕГРЮЛ – в интересах самой организации. Организация несет все риски, связанные с несовпадением указанного в ЕГРЮЛ адреса и фактического места нахождения организации. Например, корреспонденция, доставленная по такому адресу, считается полученной организацией даже в том случае, если она находится в другом месте и ничего не получала (абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Помимо риска неполучения организацией сообщений и корреспонденции можно выделить еще два:

  • отсутствие возможности ссылаться на неверный адрес в случае спора;
  • риск ликвидации организации.

Как следует из п. 2 ст. 51 ГК РФ, в отношениях с другими лицами юридическое лицо не имеет права ссылаться на неверность указанных в ЕГРЮЛ данных, поскольку подразумевается, что эти данные верны, следить за их правильностью должна сама организация. Исключение составляют случаи, когда неверные данные были внесены в реестр в результате чьих-либо неправомерных действий. Если же неверно указанные в реестре сведения (в том числе адрес) стали причиной причинения убытков третьим лицам, придется возместить такие убытки (абз. 3 п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Стоит иметь в виду и позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которую он изложил в п. 6 постановления от 30.07.2013 № 61. По мнению суда, налоговая инспекция может направить такой организации уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений о ее месте нахождения. Если такие сведения не будут предоставлены, налоговики могут обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

Читайте также:
Последствия заключения мирового соглашения в гражданском процессе

Кроме того, за несвоевременное представление сведений о юридическом лице для внесения в ЕГРЮЛ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Когда нужно менять адрес или место нахождения

Под сменой адреса организации подразумевается любой ее переезд, даже если она переехала на другую улицу в том же населенном пункте. Смена места нахождения – это переезд организации в другой населенный пункт или другой регион.

Менять адрес в ЕГРЮЛ необходимо при каждой смене адреса организации (ее исполнительного органа). Сообщить в регистрирующий орган новый адрес необходимо в течение трех рабочих дней со дня, когда он был изменен (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон № 129-ФЗ).

При смене места нахождения организации соответствующие изменения нужно внести в устав организации. Если организация использует типовой устав, то вносить в него изменения ей не потребуется (п. 2.1, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения

Определимся с понятиями

В законодательстве закреплено, что юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, а также место нахождения (ст. 54 ГК РФ). Эти данные позволяют индивидуализировать субъектов гражданского права, имеющих одинаковое наименование (но занимающиеся разной экономической деятельностью), а также определить географическую территорию правоотношений.

Иногда в российском законодательстве (например, Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013), а также в деловой речи употребляется термин “юридический адрес”. Несмотря на семантическую близость этих двух понятий, с юридической точки зрения, они не являются идентичными. Причина этого кроется в том, что юридические лица как субъекты гражданских прав не могут иметь адреса, а имеют лишь место нахождения – адрес же могут иметь только объекты гражданских прав, то есть недвижимое имущество (п. 1 ст. 8.1 ГК РФ). Из этого можно сделать вывод, что то имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении у юридического лица и может находиться по адресу N. Оговорим, что в текущем материале будет использоваться понятие место нахождения юридического лица.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа (ч. 2 ст. 54 ГК РФ). В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности. Сложившаяся в последние годы практика показывает возможность государственной регистрации юридического лица по месту жительства учредителя, директора организации (письмо Минфина РФ от 3 декабря 2008 г. № 03-01-11/5-159).

В ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице:

  • полное и сокращенное наименование;
  • организационно-правовая форма;
  • адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;,
  • способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
  • сведения об учредителях (участниках) юридического лица;
  • подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;
  • сведения о правопреемстве;
  • дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, способ прекращения юридического лица и т.д.

Так, налоговая инспекция отказала единоличному учредителю в государственной регистрации ООО “Софт-Сервис” по причине совпадения постоянно действующего исполнительного органа с местом жительства его учредителя. Суды первой и второй инстанций посчитали отказ неправомерным. Налоговая инспекция, обратившись с жалобой в Федеральный Арбитражный суд ЦО, также проиграла дело – жалоба оставлена без удовлетворения (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2013 г. № Ф10-5022/12).

Для осуществления деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (то есть предпринимательской деятельности), необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

С формальной точки зрения процедура государственной регистрации представляет собой внесение в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст.1 Федерального Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).

Законодатель оговаривает и перечень документов, необходимых для государственной регистрации:

  • подписанное заявителем и нотариально заверенное заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № P11001;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;
  • нотариально заверенные учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины.
Читайте также:
Ненадлежащее уведомление ответчика в гражданском процессе

Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании
(форма № P11001)

В случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа, регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения иного органа (например, общего собрания участников для обществ с ограниченной ответственностью) или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности (например, управляющего, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества на основании договора).

В таких ситуациях, кроме перечисленных документов, для совершения данной процедуры необходим пакет документов, включающий в себя: гарантийное письмо от собственника нежилого помещения, договор аренды нежилого помещения с правом регистрации адреса местонахождения, акт приема-передачи помещения и нотариально заверенная копия свидетельства, подтверждающая право собственности на нежилое помещение.

Изменение места нахождения

В современных экономических условиях компании зачастую вынуждены менять место нахождения. Причин множество:

  • прекращение договора аренды помещения,
  • приобретение собственного помещения;
  • географические и климатические особенности расположения региона для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица
(форма № P13001)

До начала внесения изменений в ЕГРЮЛ необходимо сделать соответствующие поправки относительно места нахождения юридического лица в его учредительные документы, то есть в устав. Решение о внесении изменений в устав оформляется протоколом общего собрания участников, в котором, согласно устоявшейся практике, указывается: дата и номер протокола, наименование общества, состав присутствующих на собрании участников общества, сведения о председателе и секретаре собрания, вопросы об изменении места нахождения юридического лица и принятые решения.

Законодатель вполне четко прописывает перечень документов, необходимых для внесения изменений о месте нахождения организации, в ЕГРЮЛ (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”):

  • заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № Р13001;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Изменения места нахождения компании, в частности региона, повлечет за собой и изменение ее печати с указание нового места регистрации (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, п.7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”).

Сама по себе процедура смены юридического места нахождения важна, но занимает не так много времени. В случае непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о юридическом лице в ЕГРЮЛ юридическое лицо обязано возместить убытки другим участникам гражданского оборота (ст. 51 ГК РФ), и может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Два адреса. Каковы последствия?

Госпошлина:

  • за государственную регистрацию юридического лица – 4 тыс. руб.,
  • за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица – 800 руб.

Текущая экономическая обстановка складывается таким образом, что далеко не каждая организация может позволить себе иметь офис в собственности или снимать помещение в аренду по зарегистрированному месту нахождения, а вынуждена арендовать помещение, находящееся в ином месте. По этой причине наблюдается тенденция к росту организаций, чье фактическое место нахождения не совпадает с местом нахождения, указанным в учредительных документах и ЕГРЮЛ. Вместе с тем, законодательно не оговорен запрет на ведение экономической деятельности организацией по иному адресу. Об этом упоминается как в п. 2 ст. 55 ГК РФ, в ст. 5 от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, так и подтверждается неоднократными примерами судебной практики. Постановлениями арбитражных судов установлено, что несовпадение фактического и юридического мест нахождения не может рассматриваться в качестве нарушения действующего гражданского и налогового законодательства РФ (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 октября 2009 г. № А56-55582/2008, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2004 г. № КА-А40/11522-04).

Как бы там ни было, но на практике возникает ряд сложностей, связанных с наличием у организации двух несовпадающих мест нахождения. Рассмотрим основные из них.

Получение корреспонденции от государственных органов. В первую очередь, возникает проблема с направлением корреспонденции (писем, требований и исковых заявлений) от налоговых и иных государственных органов по месту нахождения государственной регистрации организации, когда организация фактически имеет иное место нахождения. По замечаниям Пленума ВАС РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица”).

Известны случаи отказа судов организациям о восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы в связи с тем, что судебные извещения не были доставлены адресату по официальному месту расположения фирмы и вернулись с отметкой “Организация не значится” (Определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2013 г. № 09АП-34190/13).

С другой стороны, суды первой и второй инстанций, сославшись на направление требования по ненадлежащему месту положения, отказали в иске ФНС к ЗАО “М. ” о признании последнего банкротом. Требования, выставленные должнику, направлялись налоговым органом по его “юридическому адресу” в соответствии с учредительными документами. По итогам рассмотрения дело вновь отправлено на рассмотрение в суд первой инстанции (постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013).

Штрафные санкции за несовпадение фактического и юридического мест нахождения. Ко второй категории проблем, с которыми может столкнуться организация при несовпадении фактического и юридического места нахождения относятся «непростые» отношения с налоговиками. Несмотря на то, что суды, как правило, отклоняют требования налоговых органов о ликвидации организации в связи с наличием двух и более адресов (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-1/197, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 г. № Ф03-А73/06-1/5353), они вправе обязать зарегистрировать обособленное подразделение по “фактическому адресу”. Однако, если и по итогам предъявляемых требований, организация не сообщила налоговой инспекции сведения о создании обособленного подразделения в месячный срок (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ), инспекция вправе выписать компании штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности в течение указанного времени, но не менее 40 тыс. руб. за ведение деятельности без постановки на учет по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Так, например, Арбитражный суд подтвердил, что в связи с непредставлением ООО “О. ” в налоговую инспекцию заявления о постановке на учет по месту осуществления деятельности, налоговики на законных основаниях наказали денежным взысканием организацию в размере 40 тыс. руб. (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2013 г. № 17АП-11037/13).

Отказ в предоставлении налоговых вычетов по НДС. Законодатель предусмотрел, что в счет-фактуре отражается адрес покупателя и продавца (пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ), однако не уточнил, какое именно место нахождения организации должно быть прописано в документе.

Вместе с тем, позиция Минфина и ФНС России более категорична и сводится к указанию в счет-фактуре сведений, предусмотренных учредительными документами компании (письмо Минфина от 9 ноября 2009 г. № 03-07-09/57, письмо Минфина от 16 октября 2009 № 03-07-14/98, письмо УФНС от 13 декабря 2006 № 19-11/109634, письмо УМНС России по г. Москве от 1 июля 2004 № 24-11/43467).

Достаточно часто отказ в налоговых вычетах по НДС имеет место быть, когда в счет-фактуре указано не юридическое место нахождения организации, а фактическое (постановление Федерального арбитражного суда ДО от 14 сентября 2009 г. № Ф03-4582/2009). Впрочем, иногда случается и так, что налоговикам становится известно о ненахождении контрагента по указанному в счет-фактуре “юридическому адресу”, в следствие чего также происходит отказ в вычете по НДС (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф06-8857/11, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2011 г. № Ф10-5938/2010).

В целом же, нельзя сказать что судебная практика категорична. Не редки случаи, когда суды не признают нарушения законодательства, ссылаясь на отсутствие конкретизации в гл. 21 НК РФ об месте нахождения юридического лица. К тому же, ФАС Московского округа обосновывает позицию, что указание в счетах-фактурах фактического места нахождения налогоплательщика не является препятствием для поступления в бюджет сумм НДС и осуществления налогового контроля (постановление ФАС от 1 февраля 2011 г. № Ф05-16094/2010).

1001 адрес

Под “фирмой-однодневкой” понимается юридическое лицо, которое:

  • не обладает фактической самостоятельностью;
  • создано без цели ведения предпринимательской деятельности;
  • не представляет налоговую отчетность;
  • зарегистрированное по адресу массовой регистрации.

(Письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84)

Печатные и сетевые издания, а также различные интернет-сайты пестрят объявлениями о продаже юридических адресов. Перечни услуг и их стоимость (от 20 тыс. руб. и выше), предоставленные, как правило, сомнительными организациями широк: начиная от простой покупки места нахождения организации, заканчивая формальной организацией рабочего места по купленному месту нахождения на случай проверки налоговой инспекции.

Надо отметить, что к подобным услугам прибегают многие компании мегаполисов, в результате чего возникает явление “массовой регистрации” юридических лиц. Отметим, что “массовая” регистрация является одним из признаков, так называемых, фирм-однодневок. В таких ситуациях вероятен отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица. Как правило, он основывается на “предоставлении в налоговую документов в ненадлежащей форме”, что предусмотрено п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. Имеются в виду не столько технические детали оформления документов, а сколько недостоверные сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

Гражданин С. представил в налоговую инспекцию недостоверные сведения места нахождения создаваемого юридического лица. При проведении проверки по заявленному адресу было выявлено 39 зарегистрированных компаний, то есть “массовая” регистрация юридических лиц. На основании этого налоговая инспекция отказала заявителю в государственной регистрации, а постановлением ФАС Уральского округа Решение Арбитражного суда оставлено в силе (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф09-6744/11).

В целях информационной поддержки налогоплательщиков и противодействия массовой регистрации на сайте ФНС размещены данные адресов массовой регистрации, а также наименование юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

В свете последней судебной практики не стоит и дальше рассчитывать на единообразное рассмотрение дел, связанных с наличием у организаций разных юридического и фактического мест нахождения, однако, если юридическое лицо с целью своей безопасности и сохранения репутации “добросовестного налогоплательщика” занесет в учредительные документы данные о фактическом и юридическом месте нахождения, о чем свидетельствует и письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 августа 2006 г. № 03-04-09/15, то может рассчитывать как на поддержку налоговых органов, так и на предоставление налоговых вычетов.

Что такое адрес и местонахождение юридического лица? Как зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ

Формальным атрибутом каждого юридического лица, наряду с наименованием, является местонахождение ООО (редакция статьи 54 ГК РФ с 01.01.2016) и адрес юридического лица. Данные понятия часто путают, но с 01 сентября 2014 года, после вступления в силу поправок в гражданский кодекс этого делать категорически нельзя!

Что включает понятие местонахождения юридического лица, какое местонахождения ООО указывать в учредительных документах, какие сведения касательно местонахождения вносятся в егрюл при регистрации/изменении ООО – попробуем разобраться с этими и другими важными вопросами.

По сути, местонахождение юридического лица означает условную привязку организации к определенной административно-территориальной единице. Указание на это содержится в новой редакции части 2 статьи 54 ГК РФ, согласно которой местонахождение юридического лица – это место государственной регистрации ООО, которая осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа ООО путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа (например, ОСУ ООО) либо по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности.

Таким образом, местонахождение общества = месту регистрации ООО = населенный пункт (муниципальное образование).

Адрес юридического лица, это то, что находится после указания населенного пункта, т.е. улица, дом, офис.

Указание местонахождения общества в уставе и ЕГРЮЛ

Разделение понятий местонахождение общества и адрес юридического лица привело к следующим результатам:

  • Новая редакция статьи 54 ГК РФ предписывает, что в уставе ООО должно быть указано местонахождение юридического лица (наименование населенного пункта) без указания адреса юридического лица. На практике это означает, что теперь при изменении адреса юридического лица в пределах одного населенного пункта вносить изменения в устав не придется.
  • Вместе с тем, согласно пункт 3 статьи 54 ГК РФ, в ЕГРЮЛ необходимо вносить сведения именно об адресе юридического лица, который находится в пределах местонахождения общества. Если сказать русским языком, то это означает, что в ЕГРЮЛ указывается и местонахождение (муниципальное образование) и адрес юридического лица в полном объёме.
  • Согласно ФЗ №67 с 01.01.2016 г изменение адреса юридического лица, тоже разделено. Если происходит смена местонахождения общества, то данное изменение проводят в два этапа. Сначала нужно получить разрешение на смену местонахождения, а затем, вторым этапом менять адрес юридического лица. Если же при смене адреса юридического лица местонахождения не меняется, то процедура регистрации происходит в один этап.

Подготовить документы для регистрации изменений местонахождения и адреса юридического лица поможет наш сервис eRegistrator.ru В результате вы получите заполненную форму р13001 или р14001, а так же другие документы, необходимы для регистрации.

Порядок регистрации нового адреса

В соответствии с новыми правилами последовательность регистрационных действий может отличаться и зависит от следующего условия: меняется или нет в процессе переезда организации её местонахождение? Из положений пункта 2 статьи 54 ГК РФ в редакции ФЗ №209 от 29 июня 2015 года следует, что местонахождение юридического лица определяется по месту его государственной регистрации путём указания наименования населённого пункта (муниципального образования).

Таким образом, населенный пункт, в котором зарегистрирована организация и является местом нахождения компании. И теперь, если мы надумали переехать в другой регион, то мы должны об этом уведомить ФНС особым образом, через форму р14001.

Если меняется адрес в пределах одного муниципального образования, то регистрация осуществляется в один этап

Если местонахождения компании не меняется, то регистрация происходит по старому, в один этап.

В ситуации, когда адрес юридического лица указан в уставе, то заполняется форма р13001. Если в учредительном документе присутствует только указание местонахождения организации без указания адреса, то по форме р14001.

Правила заполнения данных форм перечислены в Приказе ФНС России от 25 января 2012 года №ММВ-7-6/25@.

К заявлению прилагается решение единственного участника или протокол собрания учредителей о смене адреса.

Другие документы законом не предусмотрены.

Наш сервис “Заполнить форму р14001 онлайн” позволяет подготовить все необходимые документы быстро и без ошибок. Чтобы приступить к оформлению, выберите для заполнения форму р14001 и в разделе 2 “Изменения” поставьте галочку, как показано на рисунке.

Если меняется местонахождение компании, то изменение адреса осуществляется в два этапа

Первый этап

Сначала подается заявление р14001 о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений том, что юридическим лицом принято решение об изменении местонахождения.

Документы для регистрации решения о смене местонахождения должны быть предоставлены в течение трех рабочих дней с момента принятия данного решения.

Необходимо подготовить заявление по форме р14001 в котором заполняются лист “Б” с 1 по 5 пункт. Данная рекомендация дается в Письме ФНС РФ №ГД-4-14/52 от 11 января 2016 года

Для Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и Байконура заполняются только пункт 1-2. Если при выборе адреса в КЛАДР отсутствует пункт 5, то заполняются пункты 1-4.

К данному заявлению должно быть приложено протокол/решение об утверждении решения о смене местонахождения. Дополнительные документы на первом этапе не требуются. Документы сдаются в регистрирующий орган по старому адресу.

В заявлении о решении сменить местонахождение другие изменения нельзя указывать. Заполняется только первая страница формы р14001, лист “Б” заявления и лист на заявителя.

В соответствии с ФЗ №129 от 8 августа 2001 года в содержание государственных реестров в ЕГРЮЛ вносятся сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении местонахождения.

Срок внесения данной записи в ЕГРЮЛ составляет пять рабочих дней. При условии, что при проверке данных о вашей компании в ФНС не возникнет вопросов. В ином случае, вместо нужной вам записи, вам выдадут решение о проверке достоверности данных представленных в ЕГРЮЛ.

Заполнить документы для первого этапа смены местонахождения вы можете при помощи нашего сервиса. Нажмите кнопку ниже и выберите интересующий вас сервис из списка слева.

Второй этап

Через двадцать календарных дней с момента внесения данной записи можно подавать документы в регистрирующий орган по новому месту нахождения организации (статья 17 ФЗ №129 от 8 августа 2001 года)

Кроме стандартного набора документов, в который входит форма заявления, решение/протокол о смене адреса и измененный устав, необходимо приложить документы, подтверждающие наличие права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу.

Для изменения местонахождения необходимо заполнять форму р13001 в которой указать новый адрес юридического лица. Информация об адресе будет автоматически добавлена в ЕГРЮЛ.

В новой редакции устава или листе изменений к уставу достаточно будет указать только наименование населенного пункта, в котором зарегистрирована организация. Например, Владимирская область, город Владимир.

Срок регистрации нового адреса юридического лица составляет пять рабочих дней.

Наш сервис поможет вам заполнить необходимые документы быстро и без ошибок. Нажмите кнопку ниже и выберите интересующий вас сервис из списка слева.

Исключение

Если организация меняет местонахождения, но при этом, новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества, владеющего не менее чем 50% уставного капитала общества, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, то регистрация осуществляется в один этап с внесением изменений в учредительный документ по форме р13001 (пункт 6 статьи 17 ФЗ №129 от 8 августа 2001 года.

Но даже для исключения есть новшество: документы на регистрацию изменения местонахождения все равно подаются в налоговую инспекцию по новому адресу.

Что будет, если юридический и фактический адрес ООО не совпадают

Теоретически, ведение экономической деятельности организацией по иному адресу законом не запрещено. Указание на это содержится в статье 5 № 14-ФЗ “Об ООО”. Плюс, примеры судебной практики подтверждают, что несовпадение фактического то есть того, по которому осуществляется экономическая деятельность) и юридического адреса регистрации общества не является нарушением действующего законодательства РФ.

В реальности же несовпадение юридического и фактического местонахождения общества может обернуться рядом сложностей. Рассмотрим некоторые из них.

Получение почтовой корреспонденции

При неполучении юридически значимой корреспонденции от государственных органов, поступившей по юридическому месту нахождения ООО, а также при отсутствии по этому адресу представителя общества, риски последствий неполучения юридическое лицо берет на себя, корреспонденция в этом случае все равно будет считаться доставленной (часть 3, статьи 54 ГК РФ).

Штрафные санкции

Налоговые органы имеют право обязать ООО зарегистрировать обособленное подразделение по фактическому месту нахождения. Если общество не выполнит предъявленные требования в течение месяца, инспекция может оштрафовать компанию на 10% от доходов, полученных в результате экономической деятельности в течение указанного периода за ведение деятельности без постановки на учет.

Отказ в предоставлении налоговых вычетов по НДС

Согласно законодательству для получения налогового вычета по НДС в счет-фактуре необходимо указать, в том числе, адрес покупателя и продавца (пункт 5 статьи169 НК РФ), однако, какой именно адрес должен быть прописан в документе, не уточняется.

Будем благодарны вам за комментарии к данному материалу. Если вы не нашли ответ на свой вопрос или у вас есть замечания, пожелания, – напишите нам. Для нас очень важно ваше мнение!

Если фактический адрес не совпадает с юридическим

Марченко Юлия Александровна, эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

В Гражданском кодексе РФ употребляется выражение «местонахождение юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юрлицо может располагаться по другому адресу – фактическому.

Местонахождение и регистрация юридического лица

Согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ в качестве места нахождения юридического лица нельзя указывать адрес жилого помещения. В соответствии с п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов, в том числе места нахождения юридического лица, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Пунктом 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ установлено, что, в случае если изменение указанных в п. 1 данной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI данного Закона. Таким образом, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в его учредительных документах. В Едином государственном реестре юридических лиц должны быть указаны сведения 4 о месте нахождения (об адресе) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность 5, установленную законодательством Российской Федерации.

Ответственность

Дисквалификация

Иски о ликвидации юридического лица

Фабула дела

Кассационная инстанция сделала вывод, основываясь на п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», что юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Это и было установлено судами обеих инстанций по делу в обжалуемых Инспекцией судебных актах, а у арбитражного суда кассационной инстанции нет оснований для иной оценки установленных арбитражными судами обстоятельств по настоящему делу. Таким образом, если юридический адрес не совпадает с фактическим, юридическое лицо в совокупности с этими обстоятельствами допускает ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов, а также представление бухгалтерской отчетности, то у налоговой инспекции будут основания для обращения в суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Обособленные подразделения

Ответственность

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Следует отметить, что состав ст. 117 НК РФ трудно доказать, и чаще юридические лица привлекаются к ответственности по ст. 116 НК РФ.

Позиция Минфина по конкретным ситуациям

Пример 2 Часто бывает, что юридическое лицо зарегистрировано по юридическому адресу на территории одной налоговой инспекции в г. Москве, а арендованное под офис помещение находится на территории другой налоговой инспекции г. Москвы. Фактически обособленного от головной организации подразделения юридическое лицо не имеет. Никаких других помещений, недвижимого имущества и транспортных средств нет. Все расчеты по налогам с бюджетом РФ и с бюджетом субъекта РФ г. Москвы организация осуществляет по реквизитам инспекции, где произведена регистрация по юридическому адресу. Подлежит ли организация регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения арендованного под офис помещения? Вопрос, несомненно, неоднозначный, позиция Минфина РФ сводится к тому, что в такой ситуации юридическому лицу необходимо внести изменения в учредительные документы в целях указания в них достоверной информации о месте нахождения 10.

Выводы

1) п. 2 ст. 54 ГК РФ; пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

2) п. 3 ст. 54 ГК РФ

3) Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. федеральных законов от 11.07.1998 № 96-ФЗ, 31.12.1998 № 193-ФЗ)

4) п. «в» ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

5) ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

6) п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ

7) Постановление ФАС Московского округа от 17.05.2005 № КГ-А40/3899-05

8) п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

9) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-212

10) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-211

Регистрация адреса местонахождения

Добрый день, коллеги!

На данный момент есть ЮЛ, юридический адрес которого зарегистрирован в квартире учредителя. Сейчас оформляем договор аренды офиса. Вопрос: обязаны ли мы кого-то оповещать о том, что по факту мы сидим по другому адресу? Нужна ли какая-то дополнительная регистрация?

Ответы юристов ( 5 )

бязаны ли мы кого-то оповещать о том, что по факту мы сидим по другому адресу? Нужна ли какая-то дополнительная регистрация?

Ну вообще так -то по хорошему форму Р13001/Р14001 сдать в налоговую с новым адресом, какую сдавать зависит от того приведен ли у Вас Устав в соответствие с действующим законодательством. Какой адрес у Вас в Уставе указан?

Так как с 1 сентября 2014 года вступили в силу изменения в ГК РФ, то есть вместо адреса можно просто указать — г. Москва, а адрес будет у вас в ЕГРЮЛ просто указан.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

По факту вы несете риск не получения корреспонденции, либо если налоговая проверит место нахождение — может выслать письмецо с просьбой подтвердить этот момент.

Мы хотим пока оставить юридический адрес (в Московской области) и арендовать офис в Москве

Можете оставить как есть, главное письма получать из налоговой, если вдруг придёт с требованием подтвердить Ваше место нахождение (налоговая периодически ходит и проверяет, но если вы отчетность сдаете и обороты есть по счету вряд ли придут) ->>> подадите форму 13001 (если в Уставе не указан населенный пункт у вас, а просто адрес) и смените на фактический, где арендуете офис.

В конце марта 2015 г. был принят ФЗ № 67 от 30.03.2015 г., который внес ряд существенных изменений, касающихся порядка внесения сведений в ЕГРЮЛ, предоставления выписки из данного реестра, смены места нахождения юридического лица, ужесточения уголовной и административной ответственности за недостоверную информацию или ее непредоставление, а также были сделаны иные изменения.
До 2014 года такие понятия, как место нахождения и адрес юридического лица были тождественны и законодательно не разделялись. С 2014 году в ГК РФ были внесены изменения, которые установили, что местом нахождения организации является место ее гос. регистрации на территории России с указанием муниципального образования, в котором оно расположено. А адресом юридического лица является адрес, указанный в ЕГРЮЛ. Таким образом, законодатель предоставил юр. лицам право не указывать полный адрес в уставе, а лишь ограничиться написанием муниципального образования.
С 2016 года в зависимости от того, что изменяется: юр. адрес или местонахождение организации, зависит порядок проведения процедуры гос. регистрации: в один или в два этапа.
ФЗ № 67 внес поправки в Закон о гос. регистрации (ФЗ № 129 от 08.08.2001г.), указывающие на необходимость отражения в ЕГРЮЛ помимо общих сведений об адресе организации, сведения о предстоящем изменении ее места нахождения.
При изменении только юрадреса (без смены места нахождения, если в уставе не указан полный адрес, а только лишь муниципальное образование) регистрация указанного действия, будет проводиться в один этап:
— Составление заявления по установленной форме (№ Р14001);
— Представление пакета документа в Инспекцию;
— Получение уведомления (листа записи) о внесении сведений в ЕГРЮЛ.
Для регистрации изменений, вносимых в реестр юр. лиц и не требующих внесения правок в учредительные документы, необходимо представить в рег. орган только заявление по форме № Р14001. Уплата гос. пошлины и представление иных документов (решения, протокола общего собрания и т. п.) также не требуется.
Таким образом, порядок смены юр. адреса с 2016 года остается без изменений. Но только, если новый адрес юр. лица находится на территории того же муниципального образования.

Юр адрес в московской области, а фактический адрес в москве. Что нам нужно делать в данном случае?

Ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержат понятий «юридический адрес» и «фактический адрес» юридического лица. Но законодательство различает понятия места нахождения (может отражаться в учредительных документах только в виде наименования населенного пункта) и адреса (то есть конкретного почтового адреса, информация о котором обязательно предоставляется в ЕГРЮЛ). Обратите внимание: Закон N 129-ФЗ уточняет, что адрес места нахождения юридического лица рассматривается в первую очередь как адрес, по которому может осуществляться связь с юридическим лицом. Адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, может отличаться от адреса, по которому фактически производится хозяйственная деятельность юридического лица. В частности, допускается регистрация юридического лица по адресу жилого объекта недвижимости, принадлежащего учредителю (участнику) или лицу, имеющему право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).
В случае если изначально организация была зарегистрирована по фактическому месту своего нахождения, а впоследствии переехала, она должна: внести изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в течение 3 рабочих дней (гл. VI Закона N 129-ФЗ). В таком случае регистрирующий орган делает в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица; встать на учет в налоговых органах по месту нахождения организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений (ст. 83 НК РФ); Если представители юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не располагаются, то организация нарушает ряд норм гражданского и налогового законодательства.
Многое зависит от вида Вашей деятельности. Например, в офисе нет необходимости, что обусловлено спецификой деятельности организации, или на момент регистрации договор аренды с магазином юридических адресов еще не заключен, или офис с юридическим адресом достраивается, или договор аренды юридического адреса в Москве, а производство находится в Подмосковье и так далее. К счастью, такие ситуации могут быть легализированы в соответствии с законом. Прежде всего, в законе указано, что юридический адрес организации может не совпадать с адресом, где осуществляется ее непосредственная деятельность, включая, хозяйственную, производственную и так далее. Но по юридическому адресу должен быть расположен управляющий орган, который действует на постоянной основе.
Вам необходимо определиться, будет ли Ваша организация принимать решение о смене места ее нахождения, если да, то она обязана будет представить в регистрирующий орган информацию об этом и подавать документы для государственной регистрации изменений. В противном случае, а также если по адресу, указанному в ЕГРЮЛ будут располагаться представители ЮЛ, то никаких действий предпринимать не нужно.

  • 10,0 рейтинг
  • 2917 отзывов эксперт

Добрый день. соглашусь, что налоговая может выяснить это при неполучении корреспонденции, высылаемой по указанному юр. адресу. Если наладить постоянное получение корреспонденции, то риски обнаружения минимальны. Ну если конечно сами не укажете в документах, отсылаемых в налоговую что фактический адрес другой. Ответственность может быть различной, от привлечения руководителя к административной ответственности по

КоАП РФ Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

1. Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

4. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

до обращения в суд с иском о принудительной ликвидации юридического лица. С уважением Евгений Беляев

Статья 54 ГК РФ. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.

5. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, – только в едином государственном реестре юридических лиц.

Комментарии к ст. 54 ГК РФ

Необходимым формальным атрибутом каждого юридического лица является наличие наименования, отвечающего ряду обязательных требований, установленных законодательством.

Прежде всего, наименование юридического лица должно отражать его организационно-правовую форму, то есть включать слова “полное товарищество”, “общество с ограниченной ответственностью”, “открытое (либо закрытое) акционерное общество”, “государственное (либо муниципальное) унитарное предприятие” и т.д. Если учредительные документы предусматривают наряду с полным сокращенное наименование, последнее может включать соответствующую аббревиатуру (ООО, ЗАО, ОАО, ГУП, МУП и т.д.).

Коммерческая организация должна обязательно иметь фирменное наименование, то есть после слов, обозначающих организационно-правовую форму, должно следовать какое-либо имя собственное. В отношении фирменного наименования юридического лица действует режим правовой охраны, применяемый к объектам интеллектуальной собственности.

Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности этой организации (например, благотворительный фонд). Аналогичное требование в установленных законом случаях может предъявляться и к коммерческим организациям. Так, фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов “банк” или “небанковская кредитная организация”, а фирменное наименование юридического лица – субъекта страхового дела должно включать указание на вид его деятельности с использованием слов “страхование” и (или) “перестрахование”, либо “взаимное страхование”, либо “страховой брокер”, а также производных от таких слов и словосочетаний.

Использование в наименованиях юридических лиц (за исключением политических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а также общественных объединений, имеющих статус общероссийских) слов “Россия”, “Российская Федерация”, “федеральный”, слов и словосочетаний, образованных на их основе, допускается только в соответствии с актами Президента и Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N 1463).

Помимо требований, связанных с наименованием, к юридическому лицу предъявляются также требования по индивидуализации места его нахождения. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая производится по месту постоянного нахождения исполнительного органа данного юридического лица.

Наименование и сведения о месте нахождения юридического лица подлежат обязательному указанию в его учредительных документах.

Ссылка на основную публикацию