Из чего складывается зарплата учителя

За последние десять лет зарплата учителей в Москве выросла в три раза: теперь педагоги, по словам министров, получают больше 116 тысяч рублей в месяц. Наш блогер, учитель географии Владислав Серёгин, рассказал, как на самом деле высчитывают зарплату в школе и совпадают ли цифры в отчетах с реальными зарплатами.

Зарплата учителя начальных классов 2022: сколько стоит работа с детьми?

Оплата нелегкого труда учителя рассчитывается тремя методами: по базовому окладу, фиксированной ставке или ученико-часовой оплате труда. Базовый оклад — метод, когда к базовому окладу прибавляются премии за проверку тетрадей, ведение факультативов, количество учеников, число учеников-призеров олимпиад и другие.

Чтобы понять, как рассчитать заработную плату учителю по окладу, необходимо знать ставки по следующим блокам:

  • размер оклада учителя;
  • специальные выплаты, которые включают в себя отклонения условий труда от нормы, наличие курируемых классов в качестве классного руководителя, присвоенную категорию, проведение собраний с родителями учеников, необходимость проверки тетрадей, работу над учебно-методическими материалами, заведование кабинетом;
  • стимулирующие выплаты (к данному блоку относятся поощрения за достигнутые результаты по итогам участия в региональных и областных олимпиадах, успешность сдачи единого государственного экзамена и отсутствие фактов девиантного поведения среди детей).

Новая система оплаты труда

В новой методике закреплено, сколько платят учителям в школе, в расчет заработной платы работников сферы образования включают:

  • оклад;
  • стимулирующие выплаты;
  • компенсационные надбавки.

Начисляет дополнительные суммы работодатель, исходя из установленного положения об оплате труда. Оклады, ставки, все доплаты и надбавки учителей фиксируют в тарификации. В тарификационном списке четко видно, из чего складывается зарплата учителя-предметника или иного педагогического работника.

Из чего складывается зарплата учителя

Зарплата учителей

Из чего состоит зарплата учителя: три кита

В большинстве школ учительская зарплата рассчитывается по НСОТ и состоит из трех «китов».

Первый кит — оклад

Он устанавливается по уровню профессиональной квалификационной группы. Минимум на 1 ставку — 18 часов в неделю.

На размер оклада влияют повышающие коэффициенты:

  • тип учреждения — если учитель работает в сельской местности, то оклад проиндексируют на 0,25% ставки;

Добавит процентов и работа в неблагоприятных условиях Крайнего Севера.

  • ученая степень, почетное звание — прибавят около 0,20% к окладу;
  • квалификационная категория — высшая даст ещё 0,3% , первая — 0,2% к базе.
Читайте также:
После инсульта сколько держат на больничном

Сказать, сколько именно составляет оклад учителя в разных регионах, не получится: данные Росстата с реальностью не очень совпадают.

Второй кит — компенсационные выплаты

Зависит от локальных актов и региональных приказов. Размер выплат не может быть ниже того, который определило трудовое законодательство.

В компенсационные выплаты входят:

  • классное руководство — это «путинские» 5 000 рублей + выплата, размер которой определяет школа;

В среднем, эта выплата — до 2 000 рублей. За организацию питания в классе учителю тоже будет добавлена «копеечка».

  • проверка письменных работ — зависит от предмета и нагрузки;
  • заведование учебным кабинетом, лабораторией, пришкольным участком;
  • руководство методическим или предметным объединениями, творческими группами;
  • индивидуальное обучение на дому детей с хроническими заболеваниями, работа с детьми-иностранцами и детьми с ОВЗ;

Если у ребенка диагноз не установлен (но он явно виден по результатам работы и поведению) и такой ученик вместе со всеми в классе — никаких выплат не будет.

  • руководство научной деятельностью и проектами старшеклассников;
  • ведение личного сайта и соц. сетей, организация сетевого взаимодействия;

Сюда НЕ входит работа на dnevnik.ru, uchi.ru и прочих .ru, выбранных сверху.

  • совмещение должностных обязанностей — например, директор ведёт уроки или учитель-предметник выполняет функции старшего вожатого.

Что из компенсационных выплат часто не доплачивают

В законодательстве предусмотрена и выплата за работу в опасных условиях. Для учителя это — класс более 25 человек. И посыл верный: урок в такой аудитории морально выматывает, требует больше времени на подготовку и проверку. Но почему-то данная выплата в нынешних условиях наполняемости школ и нехватки педагогов почти везде отсутствует.

Точно так же руководители учебных учреждений избегают выплат за переработку. Максимум для учителя-предметника — 2 ставки, то есть 36 учебных часов в неделю. Если он работал, например, 42 часа, то первые 2 «лишних» часа должны оплатить в 1,5-м, а остальные — в двойном размере. Естественно, начальству это не выгодно, поэтому оно строго придерживается нагрузки в 2 ставки.

Третий кит — стимулирующие выплаты

Целиком и полностью зависят от воли начальства учебной организации.

  • доплата молодому специалисту (трудоустройство на последнем курсе обучения или сразу после получение диплома);
Читайте также:
Дорожный знак главная дорога и направление главной дороги

Внимание! Учитель будет считаться молодым специалистом, только если его специальность в дипломе и должность в школе совпадут. Если же учитель английского придёт в школу на место методиста, но на эту выплату рассчитывать не может!

  • доплата за интенсивность, качество работы и высокие результаты — например, если ученик занял место в региональной олимпиаде или у класса стабильно высокие показатели качества обученности;

Если же ученик участвовал только в школьных или районных олимпиадах, то учитель не сможет порадоваться этой выплате.

  • использование на уроках современных технологий
  • высокая профессиональная дисциплина (вовремя сдать отчёт, хорошо вести журналы и прочее);
  • эффективность классного руководства.

Это ещё одна расплывчатая выплата. Всем известно, что «классные» отвечают за любой «косяк» своих учеников, даже если всё произошло на каникулах. Поэтому надеяться на такую стимуляцию могут только учителя с очень лояльным начальством.

Все сомневающиеся в размере зарплаты учителя могут воспользоваться калькулятором зарплаты.

Стимулирующие и премиальные выплаты

Стимулирующие выплаты учитывают особые успехи, достигнутые благодаря учительскому составу школы. Примером может быть занятие на школьной олимпиаде по данному предмету призового места. Такие успехи обычно оценивают в баллах на основе заранее разработанной системы. Каждый балл при этом имеет фиксированную стоимость. Источником выплат обычно являются специальные стимулирующие фонды.

Интенсивность труда может проявляться следующим образом:

  1. Такая, которая выражается в повышении качества знаний учащихся. Это может выражаться, например, в участии в конкурсах и олимпиадах и достигнутых на них успехах.
  2. При работе с большим количеством детей, которое превышает установленные нормы.
  3. Разработка и реализация дополнительных образовательных проектов.

Премиальные — это дополнительные выплаты, которые определяются улучшением текущих показателей работы учителей. При этом может учитываться большой стаж работы или более высокие показатели, достигнутые в работе.

Отдельно рассматривается деятельность следующего рода:

  1. Когда происходит руководство исследовательской деятельностью учащихся. Учитель может помогать в работе и содействовать участию учеников в специализированных конференциях.
  2. Участие в методических мероприятиях. Преподаватель может работать в аттестационной комиссии, участвовать в деятельности методического объединения.
  3. Выполнение дополнительных задач, имеющих отношение к профессиональному документообороту. Примерами такой деятельности могут быть составление авторских рабочих планов, проведение тематического планирования.
  4. Может отмечается высокое качество выполняемых работ:
  5. Освоение инновационных технологий преподавания. Если учитель при этом проявляет мастерство, то это может послужить дополнительным основанием для материального стимулирования.
  6. Если при работе с детьми, у которых имеются недостатки развития, проводится работа на высоком уровне профессионального мастерства, при этом их включают в обычную школьную деятельность.
Читайте также:
Образец закладной на квартиру

Выплата стимулирующих надбавок может быть разовой или регулярной. В последнем случае её могут включать в оплате в соответствии с установленными коэффициентами по отношении к базовой ставке.

Для того, чтобы исключить сложности и недопонимания в процессе определения суммы стимулирующих и премиальных выплат. Необходимо детально разработать критерии их определения и зафиксировать в Положении об оплате труда.

Из чего состоит зарплата учителя

База для начисления зарплаты учителю — это стоимость ученико-часа. В Москве она зависит от школы: как правило, это сумма от 20 до 30 рублей на одного ученика в классе. То есть учителю платят за каждого ученика, который прослушал урок. Стандартная наполняемость класса — 25 человек, значит, за урок учитель-предметник получит 500-750 рублей в зависимости от стоимости ученика-часа.

Конечно, существует множество нюансов: если учеников в классе больше 25 человек, то за каждого сверху доплачивают все те же 25 рублей, если меньше — устанавливается некая фиксированная сумма (например, 600 рублей).

По закону об образовании ставка учителя — 18 часов в неделю (+18 часов методической работы) или 72 урока в месяц. Несложно посчитать, что на ставку столичный учитель при стандартной наполняемости классов и стоимости ученика-часа в 25 рублей имеет оклад в 45 тысяч рублей. Не так уж и много. По крайней мере, это только 50% от средней зарплаты по Москве, которая в январе 2022 года составила почти 89 тысяч рублей. А по майским указам Путина, конечно, должно быть 100%. Откуда же взяться еще 45 тысячам рублей?

Сколько должны зарабатывать учителя

71% россиян считают профессию учителя непрестижной.

По исследованиям РОМИР, 95% российских родителей не хотят видеть своего ребёнка в будущем учителем.

Несмотря на востребованность, работа педагога остаётся одной из самых низкооплачиваемых.

В Указе Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» говорится, что зарплата учителя средней общеобразовательной школы должна равняться средней зарплате по региону.

ГородРабот.ру ведёт свою статистику зарплат в России. Мы получаем значения средней, медианной и модальной зарплат на основе анализа всех вакансий, размещённых на портале. В октябре 2022 года это 2 303 900 вакансий со 152 сайтов по трудоустройству.

По данным ГородРабот.ру, средняя зарплата в России на сентябрь 2022 составила 37 923 рубля. Средняя зарплата учителя ‒ 20 399 рублей. Разница есть.

Ключевые принципы новой системы оплаты труда, лежащие в основании моделей НСОТ:

  • фонд оплаты труда (ФОТ) каждой школы формируется на основании подушевого норматива. Школа получает деньги по госзаданию на обучение каждого ребенка – по числу детей, а не на основании того, нравится или не нравится образовательное учреждение местному начальству. Школа стремится создать привлекательные условия для каждого ученика и сама решает, какие кадры ей для этого нужны. ФОТ = N х У, где N – величина норматива на одного ученика, установленная в субъекте РФ, У – количество учащихся в общеобразовательном учреждении;
  • школа самостоятельно формирует свое штатное расписание в объеме доведенных до нее средств. Школа стремится сформировать оптимальное штатное расписание в соответствии с приоритетами, особенностями её образовательной программы, увеличивая оплату труда в первую очередь штатным сотрудникам;
  • фонд оплаты труда школы делится на базовую и стимулирующую части. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает работникам выплаты постоянной части их зарплаты (за выполнение должностных обязанностей, с учетом объемов выполняемой работы и условий труда). Стимулирующую часть фонда оплаты труда распределяют с участием Советов школ по утвержденным показателям качества труда работников школы (не за увеличение объемов выполняемой работы);
  • в зарплате учителя учитываются не только учебные часы, но и другие виды деятельности, которые он осуществляет: заведование кабинетом, проверка тетрадей, изготовление наглядных пособий и раздаточных материалов, консультации с родителями и др.;
  • зарплата директора пропорциональна средней зарплате учителей, мотивируя его не раздувать штаты сверх необходимости, но обеспечить приемлемый уровень оплаты труда учителей.
Читайте также:
В чем измеряется,и из чего складывается ВВП России

Модель 1. Базовый оклад +

Модель, основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах, позволяет при расчете постоянной части зарплаты работников школы опираться на утвержденные на региональном уровне базовые оклады (у работников, занимающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый). В зависимости от особенностей нагрузки учителя (количество учебных часов, объем осуществляемых неурочных видов деятельности и др) к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты. Разное количество учащихся у разных учителей при реализации этой модели НСОТ тоже может учитываться при начислении зарплаты через специальный коэффициент.

Модель 2. Все включено

Модель, основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю, отличается от двух предыдущих тем, что все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Внутри этих 36 часов могут быть и учебные часы, и неучебные часы (например, часы на проверку тетрадей или на проведение родительских собраний и др.). Доля учебных и неучебных часов конкретного учителя определяется трудовым договором между учителем и работодателем. Стоимость учебного и неучебного часа работы учителя может утверждаться на уровне школы, муниципалитета или региона в целом.

Модель 3. Ученико-час

Модель, основанная на «ученико-часе», позволяет при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количество учеников с которыми работают учителя. Каждая школа в объеме фонда оплаты труда самостоятельно рассчитывает величину ученико-часа (стоимость работы учителя с одним учеником в течении одного академического часа). Для каждого учителя определяется количество ученико-часов нагрузки. Таким образом, в постоянной части зарплаты труда учителя учитывается интенсивность его труда.

Проблемы и перспективы

В пресс-службе Минпросвещения NEWS.ru заверили, что совместно с другими ведомствами разрабатывают «проект новой системы оплаты учительского труда, которая позволит существенным образом усилить гарантированную часть зарплаты педагога в любой точке нашей большой страны».

Новая система позволит установить размер ставки, что усилит гарантированную часть выплат и исправит текущую ситуацию с окладами. Она также привяжет уровень оплаты к квалификационному уровню и создаст одинаковые и понятные условия для всех в части стимулирующих и компенсационных выплат, — заявили в пресс-службе ведомства.

В Минпросвещения добавили, что новая система разрабатывается «с опорой на мнение самих педагогов, с которыми министерство находится в самом плотном контакте, и уже в этом году будет представлена на общественное обсуждение с последующим внедрением с учётом внесённых замечаний и корректировок».

Читайте также:
Материнский капитал в Республике Дагестан

В профсоюзе «Учитель», в свою очередь, считают, что для искоренения проблемы низких зарплат работников общего образования в России нужно увеличивать бюджетные расходы на эту сферу, потому что, как подчёркивает Ольга Мирясова, «сейчас просто невозможно растянуть кафтан на всех, если он маленький и неизбежно порвётся».

Нужно, чтобы фиксированная зарплата учителя (наши требования — это два региональных МРОТ за ставку) была заложена в федеральном бюджете. А сейчас среднее образование относится к региональным бюджетам, и, собственно, если регион не находит у себя достаточного количества собственных средств, он обращается на федеральный уровень и просит денег. Чем меньше регион просит, тем он на более хорошем счету находится у федерального центра, — добавила Мирясова.

По её словам, российские учителя в большинстве своём организованно не протестуют против низких зарплат. Да и официальный Профсоюз работников народного образования и науки «ситуация не особенно беспокоит, поэтому повышать зарплаты никто не спешит, а образование тем временем деградирует».

«Цифры катастрофические»: почему оклады 76% учителей ниже МРОТ

Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Известный борьбой за трудовые и социальные права коллег педагог Александр Мамкин также считает, что для повышения заработной платы государство должно взять на себя обязательства по финансированию бюджетников из федеральной казны, а кроме этого, установить единый базовый оклад с обязательной ежегодной индексацией. На данный момент его сумма должна быть не менее 37 687 рублей (70% от средней зарплаты учителя по стране). Помимо этого, по мнению педагога, необходимо создание единой, утверждённой профильным министерством системы показателей для стимулирования и их «цены», а также установление единой тарифной сетки, которую отменили в 2008 году и перешли на новую систему оплаты труда (НСОТ). Последняя предполагала, что 30% от зарплаты составит фонд стимулирующих, который будет распределяться на основании объективных и субъективных критериев с постепенным переходом к объективным критериям. Предполагалось, что базовые должностные оклады будут определены федеральным правительством, но, как подчёркивает Мамкин, «это так и не было сделано за последующие 14 лет».

Быстро выяснилось, что НСОТ привела к тому, что значительная часть зарплаты учителей и врачей перестала быть гарантирована законом, определяясь необязательными локальными актами. Уровень реальных зарплат большинства бюджетников не дотягивает до средней. Чтобы изменить ситуацию, майскими указами 2012 года была поставлена цель — повышение уровня жизни отдельных социально значимых профессий.

Читайте также:
Экспертиза товара надлежащего качества в РФ

Александр Мамкин

педагог

По его мнению, на тот период в стране была «тревожная ситуация», при которой значительная часть педагогов и медиков получала «неконкурентоспособные зарплаты». После 2012 года финансирование зарплат бюджетников «неуклонно росло», но «столкновение повышения объёма финансирования с НСОТ привело к тому, что оклады стали составлять ничтожно малую часть зарплаты». Значительная часть фонда оплаты труда, как подчёркивает Александр Мамкин, сегодня «распределяется между лицами, приближёнными к руководству образовательных учреждений». В итоге уже в 2019 году, по данным РИА «Рейтинг», 30% педагогов зарабатывали менее 15 тысяч.

Стимулирующие выплаты

В соответствии с п. 5 Постановления N 583 размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников. При этом стимулирующие выплаты вводятся для обеспечения решения задач, связанных с совершенствованием кадрового потенциала, повышением эффективности педагогического труда и качества образования. Такие выплаты осуществляются в пределах стимулирующей части фонда оплаты труда.

Рекомендуемый перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ N 818 , в него включены выплаты:

— за интенсивность и высокие результаты работы;

— за качество выполняемых работ;

— за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

— премиальных по итогам работы.

Стимулирующая надбавка за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается педагогическим работникам, в частности, за достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения; подготовку призеров олимпиад, конкурсов различного уровня; проведение уроков высокого качества; участие педагога в методической работе (конференции, семинары, методические объединения); снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины; высокий уровень исполнительской дисциплины (подготовка отчетов, заполнения журналов, ведения личных дел); отсутствие дисциплинарных, административных взысканий.

Стимулирующая надбавка за качество выполнения работ может быть установлена работникам за наличие почетного звания. Такая надбавка устанавливается работникам учреждений по основной должности при условии соответствия почетного звания профилю учреждения или педагогической деятельности работника и выплачивается за фактически отработанное время. При наличии у работника двух почетных званий стимулирующая выплата устанавливается только по одному основанию.

Читайте также:
Льготы инвалидам 2 группы по налогу на имущество в 2022

Премирование работников учреждения производится в пределах средств, предусмотренных на оплату труда за общие результаты труда по итогам работы за установленный период. Периодичность выплаты (месяц, квартал, полугодие, год) устанавливается коллективным договором или иным локальным нормативным актом учреждения.

При премировании по общему правилу учитываются успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде (отсутствие замечаний со стороны руководителя); достижение и превышение плановых и нормативных показателей работы; инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; своевременность и полнота подготовки отчетности. Конкретный перечень критериев оценки деятельности работников устанавливается коллективным договором или локальным нормативным актом учреждения.

Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя образовательного учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников, а также в пределах средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

Самый простой способ увеличить зарплату учителю — это взять дополнительные часы уроков. Пропорционально увеличится и оплата труда. Берем еще 10 часов в неделю (и 40 в месяц) — получаем прибавку в 25 тысяч рублей. Приятно. Но это экстенсивный путь к увеличению зарплаты, который приводит к выгоранию, а потом и к некачественным урокам. Еще пять лет назад я думал, что вот наберусь опыта и не буду к урокам готовиться, но пока не выходит, что-то постоянно приходится менять, обновлять, реализовывать новые задумки. А все это требует времени сверх часов уроков.

Компенсационные выплаты

В соответствии с п. 4 Постановления N 583 выплаты компенсационного характера устанавливаются педагогическим работникам по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.

К сведению. Компенсационные выплаты не учитываются при исчислении иных стимулирующих или компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.

Приказом Минздравсоцразвития РФ N 822 утверждены перечень выплат компенсационного характера и разъяснения о порядке их установления. К выплатам компенсационного характера относятся:

1) выплаты лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ). При этом необходимо провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н. Напомним, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в таких условиях по результатам аттестации рабочих мест определен Постановлением N 870 — не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;

Читайте также:
Льготы инвалидам 2 группы по налогу на имущество в 2022

2) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146, 148 ТК РФ, Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”). Особенности оплаты труда в таких районах и местностях регламентируются ст. 313-317 ТК РФ;

3) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (ст. 149-154 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 “О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время”). К выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, наряду с перечисленными выше могут относиться выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей, в частности, по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами работ, не входящими в должностные обязанности работников (Письмо ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 19.09.2008 N 216 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений”).

Напомним, что согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе. За выполнение этих функций Постановлением Правительства РФ N 850 установлено ежемесячное вознаграждение в размере 1 000 руб.

Ссылка на основную публикацию