4.1.4 Транспортные проезды на участке и пешеходные пути к объектам допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения.
Оборудование входов в здания пандусами
ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Accessibility of buildings and structures for persons with disabilities and persons with reduced mobility
____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 59.13330.2012 с СП 59.13330.2016 см. по ссылке;
Текст Сравнения СП 59.13330.2012 со СНиП 35-01-2001 см. по ссылке
– Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Дата введения 2013-01-01
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛИ – Автономная некоммерческая организация “Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.Сочи” (АНО “Оргкомитет “Сочи 2014″”); Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация “Российская ассоциация спортивных сооружений” (ОФСОО “РАСС”); Общероссийская негосударственная некоммерческая организация “Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство” (“Национальное объединение строителей”); Открытое акционерное общество “Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений” (ОАО “ЦНИИПромзданий”); Открытое акционерное общество “Институт общественных и жилых зданий, сооружений и комплексов” (ОАО “Институт общественных зданий”); Общество с ограниченной ответственностью “Институт спортивных сооружений” (ООО “ИСС”). Изменение N 1 к СП 59.13330.2012 – ООО “Институт общественных зданий”
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики. Изменение N 1 к СП 59.13330.2012 подготовлено к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27 декабря 2011 г. N 605 и введен в действие с 01 января 2013 г. В СП 59.13330.2012 “СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения” внесено и утверждено изменение N 1 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 октября 2015 г. N 750/пр и введено в действие с 26 октября 2015 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
Пункты, таблицы, приложения, в которые внесены изменения, отмечены в настоящем своде правил звездочкой.
Какие здания должны иметь пандусы для инвалидов?
Какие здания, учреждения в обязательном порядке должны быть оборудованы пандусами для инвалидов? На основании какого нормативного правового акта?
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии их социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).
Согласно Декларации о правах инвалидов, утвержденной резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1975, инвалиды должны пользоваться всеми правами без каких-либо ограничений, различий и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к инвалиду или к его семье. Статья 8 данной декларации определяет, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) закрепил право инвалидов на социальную защиту – систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2).
В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В ст. 2 Градостроительного кодекса РФ закреплено требование обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов был разработан свод правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 (далее – Свод правил). Он предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее – маломобильных групп населения – МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна) (п. 1.1 Свода правил).
Требования Свода правил необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов (п. 1.2 Свода правил).
Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении (п. 1.5 Свода правил):
– досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;
– безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;
– эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;
– своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;
– удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.
В соответствии с п. 4.1.14 Свода правил лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.
Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9–1,0 м.
Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
Нажмите на нужный элемент и узнайте как обеспечить его доступность:
При организации безбарьерной среды необходимо проследить, чтобы все значимые объекты, продукты и услуги были без каких-либо ограничений доступны всем гражданам, нуждающимся в особых условиях:
- дети в возрасте до 7 лет
- мамы с детьми в колясках
- женщины на поздних сроках беременности
- пожилые люди
- люди, перемещающиеся при помощи костылей или ходунков
- инвалиды в креслах-колясках
- люди, возможности которых ограничены временно (переломы и другие серьезные травмы)
- инвалиды с частичной или полной потерей зрения или слуха
- люди со сниженными когнитивными и ментальными способностями
Действующие строительные нормы
Требования к конструкции пандусных спусков для передвижения инвалидных колясок определяются тремя действующими документами:
- СНиП 35-01-2012;
- Свод Правил 59.13330.2012;
- ГОСТ Р 51261-99.
В СНиП подробно изложены все конструктивные требования к размерам пандусов для инвалидов при стационарных условиях монтажа. Указаны необходимые углы наклона маршей, их ширина, предельная длина, размеры площадок и дополнительные установочные элементы в виде перильных ограждений, страховочных бортиков и другого.
Свод Правил (СП) — это более актуальная расширенная редакция СНиП. Указанные в нем нормативы несколько отличаются в сторону уменьшения углов наклона пандусной дорожки и ее предельной длины, увеличения ширины проезда и габаритов площадок, устройства дополнительных элементов для обеспечения большей безопасности и удобного пользования.
Однако следует учесть, что СНиП законодательно выше по техническим указаниям, чем СП. Поэтому, если в технических условиях и проектной документации не оговаривается выполнение работ по требованиям Свода Правил, то выполняются обычные нормативы.
Требования Государственного стандарта и СНиП к устройству пандусов идентичны, но особенность ГОСТ заключается в более подробном изложении к установке перильных ограждений. В нем точно указано, в каких случаях установка перил является обязательной и изложены подробные требования к их конструкции.
Зачем нужны пандусы
Многие ваши соседи по подъезду имеют сложности с подъемом по ступенькам. Разумеется, в их числе люди, вынужденно передвигающиеся на коляске, с ходунками или с тростью. Молодые мамы, ежедневно гуляющие с младенцами, дополняют эту группу. Дети постарше пользуются пандусами, чтобы вывести самокат или велосипед, а отделочникам и доставщикам мебели, пандусы помогают заносить тяжелые грузы. И это только самые очевидные потребности.
Если совсем просто, то пандусы нужны, чтобы сделать комфортней жизнь всего населения многоквартирного дома. Это не прихоть жильцов или управляющей компании — требования к наличию и обустройству пандусов давно закреплены законодательно.
Виды пандусов
Приспособления для безопасного перемещения людей с ограниченными способностями изготавливаются из высокопрочной стали. В зависимости от места монтажа подразделяются на:
- стационарные;
- мобильные.
По конструктивным особенностям и функциональности делятся на следующие типы:
- Откидные;
- Ролл-пандусы;
- Мобильные, куда входит телескопическая, переносная и рампа.
Стационарные
Капитальные постройки для средств передвижения инвалидов возводят чаще на входах в жилые или общественные здания, подземные переходы или виадуки. Стационарные в зависимости от места установки выполняют из монолитного бетона или металла. Металлические изделия состоят из двух горизонтальных полос, по бокам которых установлены ограждающие элементы, и поручней. Металлические полозья монтируются на ступени лестничных маршей.
Как выглядит стационарный пандус
Возведение железобетонных пологих конструкций с поручнями, предполагается еще на стадии создания проекта здания. Располагают пологие спуски на входе в жилые дома, магазины, аптеки, и другие общественные здания.
Откидные
Откидные металлоконструкции применяются в подъездах многоэтажных домов, где площадь лестничной клетки не рассчитана на возведение стационарного спуска. Сложенный откидной элемент не мешает прохождению жильцов по лестнице. Когда же требуется спустить или поднять средство для перемещения инвалидов или маленьких детей по лестничному маршу, аппарель опускается на ступени, после чего снова поднимается и крепится к стене или перилам на специальные петли.
Металлоконструкция, опираясь на каждую ступень лестничного марша, равномерно распределяет нагрузку от веса человека и средства передвижения. Выполняется из нержавеющей стали или прочного алюминия, оснащается ручкой и фиксатором. С помощью этих элементов полозья опускаются и крепятся к стенам или перилам. В поднятом состоянии толщина модели не превышает 4 см.
Как выглядит откидной пандус
Расстояние между полосами от 25 до 30 см. Длина полос в пределах 200 см, ширина 20 см. Полозья, соединенные между собой поперечными элементами и оснащаются бортиками с закругленными краями для предотвращения соскальзывания колес и риска получить травму ног человека, сопровождающего инвалида или управляющего детским транспортом.
Борта изделия не одинаковые по высоте. Если у внешнего ограждающего элемента высота 40 мм, то внутренний равняется 20 мм. Такие размеры подходят для транспорта инвалидов, детских трость-колясок, чемоданов, снабженные колесами малого диаметра. Внешний бортик нужен для безопасности движения, он не дает соскользнуть колесам малогабаритного транспорта.
У пандусов откидного типа следующие преимущества:
- Используются для передвижения малобильных граждан на специальных средствах;
- Устанавливаются в лестничных проемах – широких и узких;
- Малая масса и легкая установка;
- Антискользящее покрытие на полозьях исключается риск получения травмы.
Такие же откидные изделия, но специального типа используются для въезда колясочников в общественный городской транспорт.
Ролл-пандусы
Эти изделия появились не так давно. Представляют собой ленту, состоящую из нескольких секций, оснащенных для взаимного соединения гибким креплением. Материал – высокопрочный сплав алюминия, применяемый для строительства самолетов. Благодаря съемным секциям и гибкому крепежу роллопандус необходимых размеров собирается в нужном месте.
Как выглядит роллопандус
За счет использования гибкого крепления секций роллопандус собирается в рулон, который легко помещается в багажнике автомобиля или переносится вручную. Главное преимущество в том, что используется в местах, где нельзя возвести стационарное сооружение – в лестничных проемах одноэтажных и многоэтажных домов, на пересеченной местности.
Мобильные варианты
Мобильные пандусы, иначе называемые съемными, переносными или перекатными, состоят из двух отдельных металлических направляющих, обрамленных боковыми ограждающими элементами.
Направляющие устанавливают в необходимом месте для проезда инвалидного транспорта в нужное время. У подобного варианта один недостаток, который заключается в том, что нет поручней, без которых инвалид не сможет самостоятельно подняться по пологому спуску, потребуется помощь стороннего человека.
Другой тип представляет собой телескопическое изделие (складные), состоящее из двух полос с боковыми бортиками. Каждая изготавливается из двух или трех секций, которые вкладываются друг в друга. Телескопическое изделие за счет вкладышей-секций увеличивается по длине в два-три раза. С помощью специальных креплений телескопический механизм укладывается на лестничные марши, создавая комфортный проезд для маломобильных людей или детского транспорта. Изготавливается из легких и прочных сплавов металлов, способных выдерживать нагрузку до 400 кг, куда входит масса транспортного средства и вес человека. Оснащение телескопических устройств противоскользящим покрытием, исключает риск получения травмы человека. Подобное изобретение используют в местах скопления людей.
Рампы, относящиеся к мобильной группе устройств, производят в двух вариантах:
Бордюрный в форме треугольного валика с одной длинной пологой плоскостью, предназначен для преодоления выступов на пути коляски – порогов, тротуарных поребриков и прочих подобных преград. Производят бордюрный элемент из металла или плотной резины. Основное преимущество – возможность установки силами человека, который находится в коляске. Горизонтальная рампа изготавливается из цельного или перфорированного металлического листа. К недостатку бордюрных относится то, что их установка на пороги дверного проема, мешает закрыванию дверей.
Встречается, хотя и редко, модель, которая имеет встроенный обогреватель, обеспечивающий безопасное движение колясочников в зимнее время.
Требования к конструкции пандуса
Мы подробней остановимся на последнем документе – это ГОСТы, которые регламентируют требования к построению пандуса, в частности, возьмем СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В нем освещена как основная информация по проектированию инфраструктуры для инвалидов в общественных и жилых местах, так и та, что касается каждой отдельной части пандуса, в частности, ширина, уклон, поручни.
Разновидности пандусов
Стационарный – конструкции, которые устанавливаются на длительное время, имеющие правильный угол наклона. Бывают одно- и двупролетные, у которых больше ширина, то есть они обеспечивают движение сразу нескольких колясок, изготавливаются непосредственно по замерам, установленным ГОСТом.
Откидной – конструкция, монтируемая в ограниченном по площади месте, поэтому имеющая возможность подниматься и крепиться к стене специальным механизмом, во избежание помех при движении пешеходов. Очень удобен для монтажа в жилых домах, в которых ширина лестничного пролета не позволяет установить стационарный пандус.
Съемные – конструкции малых размеров, которые можно достать в любое время и положить в нужное место, а после сложить и убрать. Делятся на ролл пандусы, раздвижные, телескопического типа, рампы. В основном используются для пересечения малых неровностей, где не требуется большой уклон.
Важно! Телескопические конструкции – пандусы универсального типа, подходят для внешних спусков и лестниц в подъездах.
Размеры пандусов
Установка пандуса обязательна, если уровень поверхности меняется более, чем на 4 см. При установке должны соблюдаться требования по размерам, которые прописаны в ГОСТе:
- С верхней и нижней стороны пандуса обязательно должны присутствовать площадки, которые по размерам должны быть больше габаритов стандартных инвалидных колясок для возможности проведения манипуляции и разворота.
- Если пандус предусматривается с односторонним движением, то ширина конструкции может быть не меньше 90 см, а если движение двустороннее, то ширина его – не менее 180 см.
- Если пролет пандуса длиной более, чем 9 метров, то обязательно наличие промежуточных площадок.
- Пандус с возможностью поворота, ширина которого 90 см, снабжается промежуточной площадкой размером 140*140 см.
- Поворотный пандус на 180 градусов позволяет развернуться коляске только на площади 180*150 см.
- Бесповоротный механизм, ширина которого 90 см, должен иметь площадку с габаритами 140*90 см.
- Перед площадками должны быть небольшие выступы, которые предотвратят скатывание колясок вниз из-за того, что сооружение имеет уклон.
- При монтаже дополнительных площадок следует учитывать их форму. Так, прямоугольные дают меньше простора для маневров коляски, чем овальные или полукруглые.
Важно! Площадки перед пандусом и выездом с него должны быть оформлены другим цветом и нескользящим покрытием.
Угол наклона пандуса
Данную характеристику измеряют в процентах. Она также очень значима при монтаже пандуса и должна выполняться в соответствии с нормами:
- В общественных зданиях устанавливают пандусы с углом наклона не более 5%. Это в общей сложности угол в 2,9 градуса, при этом высота конструкции должна быть равна 80 см.
- В исключительных случаях, при неровной поверхности с большими перепадами, допускается монтировать пандус, имеющий угол наклона до 10 %, что в градусах будет равно 5,7.
- В случае если вертикальный подъем пандуса не превышает 50 см, а сама конструкция временного типа, уклон может быть 8%, то есть угол будет составлять 4,8 градуса.
Поручни
Перила имеют огромное значение для инвалидов, так как без них просто невозможно без посторонней помощи подняться или спуститься, так как пандус имеет уклон. Именно поэтому устанавливать их нужно правильно, соблюдая нормы, чтобы человек с ограниченными возможностями не испытывал дискомфорт при эксплуатации пандуса:
- Может производиться установка как парных, так и одинарных поручней.
- Установка должна быть непрерывной на каждом участке конструкции.
- Идеальный вариант сечения круглого металлического профиля для поручней – 40 мм.
- Крепить перила нужно с внутренней стороны параллельно движению.
- По окончании марша необходимо оставить небольшой выступ, равный 30 см.
Что такое пандус и каким он должен быть для инвалидов
Пандус – это сооружение, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, состоящее из маршей (имеющих сплошную наклонную по направлению движения поверхность) и горизонтальных площадок (для отдыха и/или маневрирования).
Т.е. пандусом считается наклонная плоская поверхность, установленная в дополнение к лестнице, обеспечивающая доступ в здание инвалидам в креслах-колясках, а также людям, катящим коляски, тележки или пр.
Пандусы могут быть стационарные, не капитальные и передвижные.
Стационарные пандусы.
Не капитальными (сборно-разборными) считаются металлические пандусы, не имеющие глубокого (более 0,3 м) фундамента.
Они устанавливаются на длительный срок или на время действия некапитального сооружения и могут легко демонтироваться при необходимости ремонта коммуникаций, проходящими под ними.
Передвижные (переносные, мобильные) пандусы устанавливаются только на время их использования, а затем убираются.
Наибольшее число нарушений при создании безбарьерной среды допускается при строительстве пандусов. Это связано как с ошибками проектировщиков, так и с тем, что очень часто в плотной городской застройке для размещения нормативного пандуса нет достаточного места перед входом в здание или внутри него.
Незначительные отклонения от норматива с целью уменьшения габаритов пандуса обеспечивают его доступность для большинства колясочников.
При более значительных отклонениях от норматива по уклону и ширине пандусов инвалидам придется прибегнуть к помощи сопровождающего.
Допустимые отклонения для ненормативных пандусов определены опытным путем и не потребуют от сопровождающего чрезмерных усилий.
Прежде всего, установка пандусов необходима в местах перепада горизонтальных уровней, превышающего 1.4 см: на пешеходных путях, при входах и во внутренних помещениях зданий и сооружений.
В России почему-то считается, что все инвалиды могут без проблем преодолеть перепад в 4 см.
На самом деле это не так. В международной практике максимально допустимая высота перепада уровней составляет не более 1,4 см.
Пандус всегда состоит из Трех частей:
1 – горизонтальная площадка у основания пандуса;
2 – наклонная поверхность пандуса;
3 – горизонтальная площадка на верхнем уровне.
Одна из самых распространенных ошибок при проектировании пандуса заключается в том, что архитекторы либо забывают предусмотреть горизонтальную площадку у основания пандуса, либо ее размеров недостаточно, чтобы на инвалидной коляске подъехать к наклонной части.
А ведь тогда и воспользоваться этим пандусом человек самостоятельно не сможет!
Недоступно
Распространенная ошибка: при установке пандуса не выполняется расширение входной площадки для безопасного маневрирования на кресле-коляске при открывании двери.
Недоступно
Важным моментом строительства пандусов является то, что его покрытие должно представлять сплошное полотно.
СП 59.13330.2016- 6.1.2 Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8 %) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.
Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается на объекте.
Уклон пандуса определяется как соотношение высоты подъема пандуса к длине горизонтальной проекции наклонного участка пандуса.
Он может быть представлен как соотношение или выражен в процентах.
Если необходимо выполнить пандус возле ступени высотой 10 см, нужно отмерить от нее 2 метра и затем выровнять этот перепад в виде наклонной поверхности.
Пример. Разница уровней между нижней и верхней точкой съезда составляет H = 0,15 м.
Как правило, это высота бордюра без понижения (вровень с тротуаром) минус высота бордюра в месте съезда.
С помощью уровня определяется граница между наклонной и горизонтальной частью тротуара.
Измеряется наклонная часть тротуара L., например, она равна L = 1,4м.
Рассчитываем: (0,15:1,4) х100 % ~ 10 %.
Проще всего измерить уклон съезда угломером (уклономером, клинометром).
В этом случае можно получить точный результат сразу без всяких вычислений. Можно использовать электронный уровень (угломер).
При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.
Ширина марша пандуса
Минимально допустимая ширина пандуса составляет 0,9 м. Норматив не ограничивает максимальную ширину пандуса.
Пандус шириной до 0,85 м считается частично доступным. Самостоятельный подъем по такому пандусу затруднен, так как при вращении колес кресла-коляски инвалид будет ударяться локтями о поручни.
Подъем возможен с сопровождающим, который будет катить коляску, на электрической коляске, при этом движения руками инвалиду не требуются.
Пандус шириной менее 0,85 м не признается пандусом для инвалидов. Объект с таким пандусом считается для колясочников недоступным.
СНиП 35-01 -3.29 ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях – принимать по ширине полосы движения согласно 3.18.
СП 59.13330.2016 – 5.1.15 Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м.
Ширина пандуса, как правило, измеряется между поручнями, если они имеются на пандусе. При отсутствии ограждения и поручней измерения производятся по ширине поверхности марша. В любом случае ширина измеряется в «чистоте», то есть в месте, где ширина передвижения минимальная.
Пример: при ширине пандуса между поручнями 1,0 м ширина поверхности марша пандуса (с учетом минимального диаметра поручней 4 см, необходимого промежутка между поручнем и стойкой 4 см и диаметра стойки крепления поручней 5 см) может быть больше на 15-30 см.
На пандусе не должно быть препятствий, архитектурных элементов, сужающих его ширину. В этом случае измеряется ширина прохода от поручня до препятствия.
СП 59.13330.2016 – 6.2.9 Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,45 м при уклоне не более 1:20 (5 %).
При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10 %).
Что обозначают цифры
1:10 — 10% — один к десяти, т.е. при перепаде высот в 1 м, длина пандуса должна быть 10 м, при высоте 0,5 м — длина пандуса должна быть 5 м и т.д. В этом случае угол уклона пандуса будет соответствовать 5,7 градусам.
1:12 — 8% — один к двенадцати, т.е. при перепаде высоты в 1 м, длина пандуса должна быть 12 м, при высоте 0,5 м — длина пандуса должна быть не менее 6 метров и т.д.
Угол уклона пандуса будет равен 4,8 градусам.
1:20 — 5% — один к двадцати, т.е. при перепаде высот 1 м, длина пандуса должна быть 20 м, при высоте 0,5 м — 10 м.
Угол уклона пандуса будет равен 2,9 градусам.
Внутри зданий и на временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8 %) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м.
При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых существующих зданий, и сооружений уклон пандуса 1:20 (5%) до 1:12 (8 %).
По внешним (не примыкающим к стенам) боковым краям пандуса и горизонтальных площадок должны быть предусмотрены колесоотбойники (бортики) высотой не менее 0,05 м для предотвращения соскальзывания коляски, трости, ноги.
Колесоотбойник – важнейшая часть пандуса, о которой ни в коем случае нельзя забывать!
© 2001-2022 aupam.ru
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Практика применения СП 59.13330 в части обеспечения доступности инвалидов
Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения (далее – МГН), равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна).
универсальный проект – доступность для инвалидов любого места в здании, а именно – общих путей движения и мест обслуживания – не менее 5% общего числа таких мест, предназначенных для обслуживания
«Универсальный дизайн» без пандусов!
5.2.9. При перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН.
5.1.14…При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства – подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других МГН.
Британский стандарт, пункт 5.8.1.
Относительные уровни доступного входа в здание и места входа на территорию (так же как и пути движения по территории) должны быть спроектированы так, чтобы свести до минимума использование пандусов.
В СП 59.13330 применение платформ подъемных для инвалидов рассматривается наравне с лифтами.
6.4.2 …краны и кнопки различных аппаратов, отверстия торговых, питьевых и билетных автоматов, отверстия для чипкарт и других систем контроля, терминалы и рабочие дисплеи и прочие устройства, которыми могут воспользоваться МГН внутри здания, следует устанавливать на высоте не более 1,1 м и не менее 0,85 м от пола и на расстоянии не менее 0,6 м от боковой стены помещения или другой вертикальной плоскости.
Поручни, крючки для костылей, удлиненная ручка крана в кабине для инвалида представляют опасность для слепых. Они пользуются обычными кабинами. Для этого на входе в туалеты необходима тактильная надпись или тактильная пиктограмма WC.
Ключевое требование универсального дизайна – привлекательный дизайн, не выделяющий при этом одну группу инвалидов.
Применение желтых табличек, обилие знаков доступности (зачастую бессмысленных), желтые тактильные полосы считается нормой.
Уклон пандуса
5.1.14 Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%).
6.1.2 Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом, допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%).
6.2.9 Внутри …зданий допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) . При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых существующих зданий и сооружений уклон пандуса принимается в интервале от 1:20 (5%) до 1:12 (8%).
5.1.17 Если дренажные решетки размещаются на путях движения МГН, то ребра решеток должны располагаться перпендикулярно направлению движения и находиться на одном уровне с поверхностью. Ширина просветов их ячеек не должна превышать 0,013 м, а длина 0,015 м. Предпочтительно применение решеток с ромбовидными или квадратными ячейками. Диаметр круглых ячеек не должен превышать 0, 018 м.
6.2.9 Инвентарные пандусы должны быть шириной не менее 0,8 м, рассчитаны на нагрузку не менее 250 кг/м2 и удовлетворять требованиям к стационарным пандусам по уклону.
В СП 59.13330 увеличена ширина указателей в два раза. При этом размеры входной площадки не изменились. А без пандуса даже уменьшились.
Передвижение по тактильным полосам представляет значительное неудобство для инвалидов на кресле-коляске. Вибрация коляски на рифах вызывает болевые ощущения у людей с травмированным позвоночником.
27. Раздел 10 “Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов” должен содержать:
в текстовой части
а) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам, предусмотренным в пункте 10 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б) обоснование принятых конструктивных, объемно-планировочных и иных технических решений, обеспечивающих безопасное перемещение инвалидов на объектах, указанных в подпункте “а” настоящего пункта, а также их эвакуацию из указанных объектов в случае пожара или стихийного бедствия;
в) описание проектных решений по обустройству рабочих мест инвалидов (при необходимости);
в графической части
г) схему планировочной организации земельного участка (или фрагмент схемы), на котором расположены объекты, указанные в подпункте “а” настоящего пункта, с указанием путей перемещения инвалидов;
д) поэтажные планы зданий (строений, сооружений) объектов капитального строительства с указанием путей перемещения инвалидов по объекту капитального строительства, а также путей их эвакуации.
• Нет обучения в вузах, нет учебников по безбарьерной среде
• К проектированию не привлекаются экспертами-пользователем, нет системы их обучения
• Исполнение требований часто неправильно, механически, без понимания потребностей инвалидов
По Градкодексу не требуется разрабатывать раздел МОДИ для линейных объектов, то есть для тротуаров.
Требования СП 42.13330 Градостроительство не соответствуют требованиям СП 59: уклон тротуаров допустим 7-8%.
СП 42.13330 11.30 На путях движения пешеходов следует предусматривать условия безопасного и комфортного передвижения маломобильных групп населения в соответствии с СП 59.13330.2012.
СП 42.13330 раздел Информационное обеспечение пространства для инвалидов.
4.22. Информация для людей с недостатками зрения может быть осязательной (тактильной) и звуковой. Осязательная информация представляет собой устройство рельефной поверхности на участках пути, размещение рельефных (с выпуклыми элементами и обозначениями) схем участков городской территории, планов общественных зданий на высоте, доступной для осязания рукой, т.е. на высоте 0,5-1,0 м. На такой же высоте должны устанавливаться таблички наименования учреждений (в первую очередь, государственных и муниципальных) с выпуклым текстом.
СП 59.13330
6.5.9 Информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м.
Конвенция О правах инвалидов: Государства- участники обеспечивают, чтобы инвалиды имели возможность выбирать наравне с другими свое место жительства и не были обязаны проживать в каких-то определенных жилищных условиях.
4.3 При проектировании и строительстве жилого здания должны быть обеспечены условия для жизнедеятельности маломобильных групп населения, доступность участка, здания и квартир для инвалидов и пожилых людей, пользующихся креслами-колясками, инвалидов с полной потерей зрения и (или) слуха (далее по тексту – МГН), если размещение квартир для семей с инвалидами в данном жилом доме установлено в задании на проектирование.
7.1.3 Жилые многоквартирные дома и жилые помещения общественных зданий следует проектировать, обеспечивая потребности инвалидов, включая:
– доступность лифтового холла или первого этажа в домах без лифта от уровня земли перед входом в здание;
– доступность жилых помещений для инвалидов в общественных зданиях от уровня земли перед входом в здание;
10.4. На территории дошкольной образовательной организации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата уклон дорожек и тротуаров предусматривается не более 5 градусов (8%), ширина дорожек и тротуаров – не менее 1,6 м. На поворотах и через каждые 6 м они должны иметь площадки для отдыха.
10.9. Предусматривают лифты, пандусы с уклоном 1:6. Пандусы должны иметь резиновое покрытие.
6.6* ….На путях движения посетителей не допускаются лестницы высотой менее трех ступеней (при высоте ступеней не менее 0,12 м). На перепадах меньшей высоты (0,45-0,36 м) следует предусматривать пандус с уклоном не более 1:8 (12%), который должен иметь нескользкое покрытие.
СП 118.13330
6.5* Размеры входной площадки перед дверью должны быть не менее 1,5 ширины открывающегося наружу полотна двери.
СП 59.13330.2012
6.1.4 … Размеры входной площадки с пандусом не менее 2,2 х 2,2 м.
СП 118.13330
6.33 Ширина дверей дверного проема помещений, в свету, с расчетным числом людей в них:
до 15 человек . определяется функциональным назначением помещений;
от 15 до 25 человек . не менее 0,9 м;
более 25 человек . 1,2 м.
СП 59.13330
6.2.23 Ширина дверных полотен и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м.
А если соседи будут против?
Периодически в СМИ появляются истории о том, как живущие в многоквартирных домах инвалиды годами враждуют с соседями из-за пандусов и подъемников. Казалось бы, если пандус складной, он не мешает вообще никому, а используется только при необходимости. Но конфликты бывают, причем бывают они часто. А иногда конфликт переходит в острую фазу, когда соседи портят или вообще самовольно демонтируют пандусы.
С одной стороны, жильцы дома могут принять решение, которым запретят установку пандуса – и в целом будут правы, потому что многоквартирный дом принадлежит его жильцам на праве общей долевой собственности. С другой, законодательство о защите инвалидов никто не отменял, хотя отстаивать свои права в данном случае приходится через суд.
Соседи могут апеллировать к чему угодно. Вот несколько реальных примеров:
- пандус будет крепиться к стене, которая общая у подъезда и у квартиры одной женщины . Оно посчитала, что устройство разрушит стену и настроила соседей проголосовать против пандуса. Переубедить ее не смогли ни чиновники, ни широкая огласка в СМИ;
- соседи просто недовольны тем, что подъемник для инвалида занял угол, где они ставили велосипеды . А еще тем, что работает он медленно, и за обслуживание все жильцы должны платить дополнительно по 16 рублей в месяц (хотя пользуется подъемником один человек);
- соседи решили, что к инвалиду (который возглавляет местное общество инвалидов) будет ездить слишком много гостей , если разрешить ему поставить подъемник;
- соседка решила, что может заразиться онкологическим заболеванием от ребенка-инвалида , больного раком, поэтому настроила соседей против обустройства пандуса.
Конечно, все это можно обжаловать в суде, но перспективы такого дела туманны – суд должен учесть интересы всех собственников жилья в доме. Кроме того, даже если выиграть суд и добиться, чтобы в подъезде сделали пандус, его могут испортить мстительные соседи.
В этой ситуации единственный вариант – договариваться «по-хорошему». Например, сделать визуализацию проекта, чтобы показать, как пандус будет выглядеть в сложенном положении. Привести примеры из других домов, городов и стран, рассказать о проблемах, с которыми сталкиваются инвалиды и маломобильные граждане.
И еще один хороший способ – «переманить» на свою сторону семьи с детьми, которые мучаются, когда выносят и заносят детскую коляску после каждой прогулки. Обычно таких семей в доме несколько и у них есть определенный авторитет.
Работы по установке пандусов обязательно должны контролироваться. В это время не должны пострадать никакие другие объекты помещения. Мусор после работы вывозится за сутки. Если происходят какие-то нарушения, то у жильцов есть право обращения в управляющую организацию. Помочь может и жилищная инспекция. После выполнения работы назначается приемка. Недочеты устраняются за короткое время.
Что делать, если отказывают?
Скорее всего, этой статьи бы не было, если бы законы о маломобильных категориях граждан неукоснительно соблюдались. На практике, увы, требования закона разбиваются о суровую реальность – обустраивать пандусы в каждом подъезде дорого. А учитывая огромное количество пятиэтажек (где их придется ставить вплоть до пятого этажа), становится понятно – первой реакцией чиновников будет, скорее всего, отказ.
Основные мотивы для отказов следующие:
- чиновники требуют, чтобы установку пандусов согласовало общее собрание жильцов . Здесь не все так очевидно – с одной стороны, в ЖК РФ прямо не указано, что общего собрания жильцов проводить не требуется, а с другой – не указано, что оно нужно. Еще в 2013 году Госдума приняла поправки к ст. 44 ЖК РФ, которые бы ввели такое условие, но до сих пор этого пункта в документе нет. Тем не менее, практика показывает, что обустройство пандусов в подъездах проводится без согласования с общим собранием жильцов;
- лестницы слишком узкие. Чтобы установить пандус, и при этом не нарушить противопожарные требования, лестница должна быть по ширине не менее 135 сантиметров. Но выход есть, и он очень простой – это установка откидного пандуса. В сложенном состоянии, когда он не используется по назначению, такой пандус занимает всего несколько сантиметров ширины лестницы;
- у управляющей компании нет денег . Такое бывает – у многих УК по России многомиллионные долги, часто компании годами находятся на грани банкротства, и найти несколько десятков тысяч рублей на пандус не могут. Выход – обратиться в местную администрацию, которая (согласно ЖК РФ) и отвечает за безбарьерную среду для инвалидов и маломобильных групп. Кстати, управляющей компании это пойдет только на пользу – ведь город оплатит ей услугу по установке пандуса.
Практика показывает, что по первому обращению почти гарантированно придет отказ (за исключением случаев, когда дом обслуживает очень хорошая УК). Но если аргументированно ответить на первый отказ (и по необходимости – на второй и третий), а также напомнить о штрафах до 50 тысяч рублей за несоблюдение правил, в конце концов пандус в подъезде появится. Вопрос только в сроках – это может занять несколько месяцев.
Если переписка с УК не помогает, остается несколько вариантов:
- пожаловаться на действия компании в жилищную инспекцию, орган местного самоуправления, прокуратуру или даже в суд. Этот процесс тоже небыстрый, но под угрозой лишения лицензии управляющая компания все же должна будет пойти навстречу жильцам;
- попробовать принять участие в программе «Доступная среда». Во многих городах эта программа предусматривает определенное финансирование, в том числе на обустройство безбарьерной среды для инвалидов;
- установить пандус за свой счет. Но тогда придется собирать общее собрание жильцов, которые должны будут согласиться сдать деньги на пандус. А сами работы может выполнить и управляющая компания. Часто это самый простой и быстрый способ решить проблему.