Заявление на оспаривание кадастровой стоимости земли: образец

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости: образец. Требования к оформлению заявления о пересмотре кадастровой стоимости

В последние 6-8 лет государственная оценка является одной из самых острых проблем владельцев недвижимости. Определённая при непосредственном участии Росреестра кадастровая стоимость, как правило, завышена в 60% случаев. В результате с собственников и арендаторов взимаются чрезмерно большие платежи, что приводит к ущемлению их интересов.

Однако действующие сегодня нормативные акты позволяют успешно оспорить стоимость недвижимости в ГКН. В настоящей статье описаны особенности и правила пересмотра, а также представлены образцы заявлений о пересмотре кадастровой стоимости.

Нормативно-правовая база

При решении вопроса об изменении кадастровой цены объектов недвижимости необходимо опираться на следующие нормативные акты и судебные решения:

  • Кодекс об административном судопроизводстве РФ (КАС РФ).
  • Земельный кодекс РФ (ЗК РФ).
  • ФЗ от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «O государственных кадастровых оценках недвижимости» (вступил в законную силу с января 2017 г.).
  • Постановление Правительства РФ № 316 «Правила проведения оценки земель».
  • Федеральный стандарт проведения оценки (ФСО).
  • Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. № 36 и № 28 от 30.06.2015 г.
  • Постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 г. по делу № А27-4849/2010.

Кроме того рекомендуется обратить внимание на практику Московского городского суда за 2015-2017 гг.

Понятие кадастровой стоимости

Согласно законодательству, кадастровая стоимость – это расчётная величина, устанавливаемая по результатам государственной оценки с учётом целевого назначения и местонахождения недвижимости.

Определение стоимости объектов проводится в соответствии с требованиями федерального законодательства РФ. Также следует учитывать, что ЗК РФ позволяет регионам утверждать средние показатели по каждому муниципальному району.

Кадастровую стоимость применяют для расчёта налоговых и арендных платежей, цены выкупа. Из-за использования метода массовой оценки (без учёта индивидуальных характеристик объекта), она сильно отличается от рыночных цен в большую или меньшую сторону.

С вступлением в силу с 01.01.2017 г. ФЗ № 237 был объявлен переходный период и кадастровую стоимость недвижимости «заморозили» до 01.01.2020 г. До наступления этого срока для расчётов используется показатели по состоянию на 01.01.2014 г. Вместе с тем «заморозка» не препятствует заинтересованным лицам обратиться с заявлением о корректировке государственной цены на недвижимость.

Основания для пересмотра стоимости недвижимости

Результаты ГКО объектов могут быть пересмотрены или оспорены, если они каким-то образом затрагивают интересы заинтересованных лиц. Например, из-за недостоверного определений стоимости земельного участка собственнику начисляется неподъёмный налог.

В образцах заявлений по пересмотру кадастровой стоимости, как правило, указывают следующие причины:

1. Недостоверные сведения о недвижимости, использованные в процессе её оценки. При этом под недостоверностью следует понимать выявленное искажение (намеренное или случайное) информации о характеристиках, состоянии, местонахождении объекта. В частности, это могут быть:

  • Неправильное определение категории или вида использования.
  • Игнорирование индивидуальных показателей, негативно влияющее на его действительную стоимость.
  • Недобросовестность коммерческих оценщиков.
  • Неполнота и неточность данных кадастра.

2. Необходимость установить в отношении объекта его рыночную стоимость на дату, по состоянию на которую был получен результат оценки ГКН.

Федеральный закон позволяет оспорить стоимость в комиссии по рассмотрению спорных ситуаций при Росреестре или в суде общей юрисдикции.

Стороны спора

Подать заявление о пересмотре результата определения кадастровой стоимости могут следующие лица:

  • Собственники объектов недвижимости, в том числе долевые.
  • Лица, владеющие участками на праве постоянного пользования или наследуемого владения.
  • Арендаторы недвижимого имущества при условии, что размер платы рассчитывается исходя из цены, указанной в госкадастре.
  • Бывшие владельцы недвижимости, если сведения ГКН как-то затрагивают их интересы, как налогоплательщиков.

При обращении в суд в качестве административного ответчика указывают одного из субъектов:

  • Орган (министерство, департамент, управление) исполнительной власти, утвердивший результаты кадастровой оценки, и орган, проводившие её.
  • Органы, обладающие полномочиями по исправлению кадастровой или технической ошибок. Они указываются в исках об оспаривании результатов оценки в связи с недостоверной информацией об объекте оценки.

Как показывает практика, надлежащим ответчиком будет являться Департамент (Министерство) имущественных отношений региона. Также к делу потребуется привлекать третьих лиц. Ими могут быть:

  • Министерство экологии и природопользования (природных ресурсов) субъекта РФ.
  • Территориальное отделение Росреестра.
  • Филиал Федеральной кадастровой палаты по региону.
  • Администрация муниципального района или сельского поселения,
  • ИФНС России по области/краю/республике.

Порядок обращения в комиссию

В соответствии с требованиями, установленными Минэкономразвития России, комиссии формируются и действуют при Территориальных Отделах (ТО) Росреестра субъектов РФ.

Комиссия имеет следующий состав:

  • Представители органов исполнительной власти региона.
  • Уполномоченные сотрудники ТО Росреестра.
  • Делегаты от союза предпринимателей.
  • Члены СРО оценщиков.

В комиссию направляется заявление с указанием причин, по которым показатели ГКН должны быть скорректированы. Форма заявлений о пересмотре кадастровой стоимости приведена ниже.

Заявление не рассматривают в случае:

  • Отсутствует документы, необходимые для разрешения спора, либо они поданы в неприемлемом виде (ксерокопия, с письменными исправлениями и т.д.).
  • Пропущен срок давности. В образцах заявлений по пересмотру кадастровой стоимости по этому основанию истцы ссылаются обычно на то, что срок начал течь с момента, когда им стало известно о неправильной цене в ГКН.
  • Оспариваемая цена недвижимости объекта ранее была установлена равной рыночной.

Обращение рассматривается в течение календарного месяца со дня поступления. О дате проведения заседания комиссии заявителя должны уведомить заранее. Он также вправе присутствовать и устно пояснить свои доводы. После рассмотрения заявления, изучения документов и доводов комиссия решает вопрос о пересмотре кадастровой цены или об отказе в удовлетворении требований. В случае положительного решения в ФГБУ «ФКП Росреестра» направляется соответствующее уведомление.

Заявитель вправе обжаловать отказ комиссии в судебном порядке.

Перечень документов

В зависимости от способа изменения кадастровой стоимости различается набор документов, требуемых для подтверждения своих требований.

При обращении в комиссию при Территориальном отделе Росреестра потребуется:

  • Правоустанавливающий документ на предмет оценки. В ЕГРП на момент подачи заявления должна присутствовать запись о наличии права заявителя.
  • Справка о результате оценки (выписка из ЕГРН). Также кадастровую стоимость в Росреестре можно узнать путём заказа справки о стоимости объекта, кадастрового паспорта.
  • Доказательства недостоверности сведений, которые учитывались при определении его стоимости в ГКН.

При обращении в комиссию экспертное заключение о рыночной цене объекта недвижимости необязательно.

Более объёмный пакет документов необходимо собрать при пересмотре стоимости в судебном порядке. В него, помимо перечисленных выше, входят:

1. Заявление по пересмотру кадастровой стоимости объекта недвижимости, составленное с учётом ст. 125 КАС РФ. В частности, документ должен содержать:

  • Сведения о заявителе и ответчике, включая известные контактные данные.
  • Описание объекта, цена которого пересматривается.
  • Указание на нарушенную норму права, пояснение обстоятельств, обосновывающих мнение истца.

2. Заключение эксперта (оценщика) о величине рыночной стоимости на бумажном носителе, а также в электронном виде.

3. Подтверждение допущенной в процессе ГКО технической ошибки.

4. Решение комиссии (при наличии).

5. Квитанция (платёжное поручение) об оплате госпошлины. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ административный истец обязан внести денежные средства за каждый объёкт, стоимость которого оспаривается.

Особенности заявления о пересмотре стоимости недвижимости в судебном порядке

При оспаривании цены необходимо правильно формулировать претензии. В своём заявлении в суд о пересмотре кадастровой стоимости заинтересованное лицо может выдвинуть одно из следующих требований:

1. Установить в отношении недвижимости цену аналогичную рыночной. Дела по таким обращениям рассматриваются по правилам гл. 25 КАС РФ.

2. Изменить кадастровую цену в связи с выявлением недостоверной информации, которую использовали в процессе ГКО.

3. Оспорить (отменить полностью или частично) решения комиссии. Дело разрешают с учётом норм гл. 22 и 25 КАС РФ.

Суды особо отмечают, что пересмотр кадастровой стоимости земельных участков не может быть совмещён с имущественными требованиями (пересмотр налоговых или арендных платежей, взыскание ущерба).

Ниже представлен образец заявления о пересмотре кадастровой стоимости, составленного с учётом требований КАС РФ и Постановлений Пленума ВС РФ.

Приведённая форма позволяет составить обращение как по вопросу изменения кадастровой цены на рыночную, так и в случае обнаружения технической ошибки или недостоверности.

Процедура рассмотрения обращения

Судебные дела по пересмотру кадастровой стоимости рассматриваются по правилам административного судопроизводства в судах регионального уровня (верховный суд республики, областной суд и др.). Иск об изменении цены недвижимости в связи с недостоверностью сведений должен быть рассмотрен в течение 2 месяцев, а дело об оспаривании решений комиссии – в 1 месяц.

В процессе рассмотрения дела заявитель должен подтвердить все свои доводы, изложенные в заявлении о пересмотре кадастровой стоимости. В подобного рода спорах главная роль в доказывании отводится письменным свидетельствам – документам, фотографиям, а также заключениям приглашённых специалистов.

После завершения процесса вступившее в силу решение суда позволит внести изменения в ЕГРП.

Исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости земли

об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости

1. Истец, на основании ___________________________________________ от ______________ №__________ приобрел в собственность земельный участок кадастровый номер 34:34:030108:176, площадью 1514 кв.м., расположенный по адресу: ———————————————-, на котором расположена принадлежащая ему производственная база.

Учитывая, что истец является собственником данного земельного участка, он является плательщиком земельного налога.

В соответствии со ст. 390 НК РФ, для земельного налога, налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков.

В настоящее время, кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка определенная на основании постановления ————————————————————- по состоянию на 01.01.10, составляет 2 382 612,08 рублей. Согласно выписки из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка кадастровый номер 34:34:030108:176 данная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости.

В то же время, согласно заключению оценщика ИП _____________ от ________ №_______, рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 34:34:030108:176 по состоянию на 01.01.10, то есть на дату проведения кадастровой оценки, составляет 973 502 рубля, что ниже его кадастровой стоимости, утвержденной вышеуказанным постановлением —————————————-более чем в два раза.

Таким образом, кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка, определенная на 01.01.10, не соответствует его рыночной стоимости и нарушает права истца, так как ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога за принадлежащий ему земельный участок.

2. Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей на момент проведения оценки) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время п. 3 ст. 66 Земельного кодекса действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон №167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, государственная кадастровая оценка, в том числе земель городских поселений, осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 №255 (в редакции, действовавшей на момент проведения оценки), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Кроме того, согласно п. 3 действующего в настоящее время федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО №4), утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 №508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям (как действующее на момент проведения оценки, так и действующее в настоящее время), не только не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, но и прямо предусматривает такую возможность. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

3. Законом №167-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон №135-ФЗ), в который была включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения и положения которой вступили в силу лишь в сентябре 2010 года.

Согласно частям 1 и 2 ст. 5 Закона №167, его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в срок. Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Кадастровая стоимость гаража: как узнать

Таким образом, нормы Закона №135-ФЗ в редакции Закона №167-ФЗ устанавливающие специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения на правоотношения по установлению кадастровой стоимости арендуемого истцами земельного участка не распространяются, следовательно истец воспользоваться механизмом Закона №167-ФЗ не может.

В то же время, согласно п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

В письме Минэкономразвития РФ от 03.05.2011 №Д06-2345, также говорится о возможности оспаривания в суде кадастровой стоимости земельного участка, при этом одним из оснований такого оспаривания может являться установление его рыночной стоимости.

Таким образом, единственным способом защиты нарушенного права для истца в данном случае, является обращение в суд.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 66 ЗК РФ, п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №913/11,

1. Установить кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 34:34:030108:176, площадью 1514 кв.м., расположенный по адресу: ———————————— равной его рыночной стоимости в размере 973 502 рубля.

2. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ————————————————————————————————————— внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 34:34:030108:176, площадью 1514 кв.м., расположенный по адресу: ———————————————, равной его рыночной стоимости в размере 973 502 рубля.

Заявление на оспаривание кадастровой стоимости земли: образец

В __________ (наименование суда общей юрисдикции,
в который подается заявление)

Административный истец: __________ (Ф. И. О.)
адрес ________ (место жительства или место пребывания),
(дата и место рождения)

Административный ответчик: ________ (наименование органа кадастрового учета),
(адрес, телефон, адрес электронной почты)

Госпошлина: ________ (_____________) руб.

Административное исковое заявление
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

Административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости – __________ площадью _____ кв. м, расположенный по адресу: ___________, с кадастровым номером _______, назначение – _____ (далее – Объект недвижимости). Право административного истца на Объект недвижимости подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) от “__”_______ ___ г. N ___ (Выписка из ЕГРН от “__”______ ___ г. N __).

В соответствии с __________ (наименование правового акта) от “__”_______ ___ г. N ___ ________ (наименование уполномоченного органа) утверждены результаты государственной кадастровой оценки Объекта недвижимости _______ по состоянию на “__”_______ ___ г.

По данным ЕГРН кадастровая стоимость Объекта недвижимости составляет ___ (_____) рублей, что подтверждается Выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости N ___, выданной “__”_______ ___ г.

Рыночная стоимость Объекта недвижимости по состоянию на “__”_______ ___ г. составляет _____ (______) рублей, о чем свидетельствует отчет независимого оценщика ______ об оценке рыночной стоимости Объекта недвижимости от “__”_______ ___ г. N ___, подтвержденный положительным экспертным заключением ________ от “__”_______ ___ г. N ___.

Установленная кадастровая стоимость Объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности __________ (по уплате налога на недвижимость; увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Объекта недвижимости, или иное).

“__”_______ ___ г. административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости были приложены следующие документы: _________ (согласно ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке”).

“__”_______ ___ г. Комиссия приняла решение об отклонении заявления об оспаривании.

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

На основании п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В силу ч. 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч. 22 ст. 22 закона “О государственной кадастровой оценке” решение комиссии может быть оспорено в суде.

Согласно ч. 23 ст. 22 закона “О государственной кадастровой оценке” в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде по основаниям для их пересмотра, предусмотренным ч. 7 ст. 22 закона “О государственной кадастровой оценке”, решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

“__”________ ___ г. административным истцом в вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу), а именно __________ (наименование органа или Ф.И.О. должностного лица), была подана жалоба на Решение административного ответчика от “__”_________ ___ г. N ___, в результате рассмотрения которой Решение административного ответчика от “__”_______ ___ г. N ___ было оставлено в силе, а жалоба без удовлетворения с указанием следующих оснований: __________.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 65, 66 ЗК РФ, ст. 22 закона “О государственной кадастровой оценке”, ст. 8 закона “О государственной регистрации недвижимости”, ст. ст. 125, 126, 245, 246 Кодекса административного судопроизводства РФ, прошу:

1. Установить размер кадастровой стоимости Объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости – ______ (______) рублей.

2. Обязать административного ответчика внести в Единый государственный реестре недвижимости в качестве кадастровой стоимости Объекта недвижимости его рыночную стоимость в размере ______ (______) рублей.

1. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов административному ответчику.

2. Квитанция об уплате государственной пошлины.

3. Документы, подтверждающие полномочия представителя административного истца.

4. Выписка из ЕГРН от “__”_______ ___ г. N ___, подтверждающая право административного истца на Объект недвижимости.

5. Выписка из ЕГРН N ___ от “__”________ __ г. о кадастровой стоимости Объекта недвижимости.

6. Отчет независимого оценщика об оценке рыночной стоимости Объекта недвижимости от “__”________ __ г.

7. Документы, подтверждающие наличие технической ошибки (при необходимости).

8. Заявление в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от “__”________ ___ г. и решение Комиссии от “__”________ ___ г. об отказе в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (ч. 4 ст. 22 закона N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке”).

9. Иные документы, подтверждающие доводы административного истца.

Административный истец (представитель): __________/Подпись _________ /Ф.И.О

Комментарии:

Обязателен ли досудебный порядок урегулирования спора при оспаривании кадастровой стоимости?

Предварительное обращение в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора.

Обязательность досудебного порядка урегулирования спора зависит от того, кто является административным истцом.

1) Административный истец – физическое лицо. Обращение физического лица в комиссию в порядке досудебного разрешения спора не является обязательным, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд

2) Административный истец – юридическое лицо. По закону № 135-ФЗ об оценочной деятельности досудебный порядок при оспаривании кадастровой стоимости обязателен для юридических лиц (статья 24.18), а по закону о кадастровой деятельности досудебный порядок не обязателен (статья 22). От того, в соответствии с каким из указанных законов законом проводилась кадастровая оценка, зависит, какие правила будут применены. В отношении кадастровой оценки, начатой до января 2017 года, по умолчанию действует закон № 135-ФЗ об оценочной деятельности. Это означает, что перед обращением в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости необходимо будет соблюсти досудебный порядок урегулирования спора.

В какой суд подавать административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости?

В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 20 КАС РФ административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии, рассматривают в качестве суда первой инстанции верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

Размер госпошлины при обращении в суд

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, определяются в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций предусмотрены ст. 333.35 Налогового кодекса РФ.

Льготы при обращении в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям предусмотрены ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

Госрегистрация прав подтверждается выпиской из ЕГРН

С 1 января 2017 г. государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 закона N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).

Разъяснения Верховного Суда РФ

О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28.

Образцы административных исковых заявлений

Другие образцы административных исковых заявлений об оспаривании кадастровой стоимости см. в разделе “административный исковые заявления”:

  • Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости
  • Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
  • Административный иск об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости

Административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (образец)

При самостоятельном составлении административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, имейте ввиду, что в предоставленном образце изложены различные варианты написания иска исходя из конкретной ситуации, поэтому необходимо выбрать варианты подходящие Вам, а ненужные удалить. Если возникли затруднения или сомнения при составлении искового заявления, то следует обратиться к профессиональному юристу за консультацией.

В ________________________ (суд субъекта РФ)

Административный истец: _____ (Ф.И.О.) _____

эл. почта: _________________________________

Представитель Административного истца: __ (Ф.И.О.) __

эл. почта: _________________________________

Административный ответчик: _ (наименование) _

эл. почта: _________________________________

Госпошлина: _________________________ руб.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка

Административному истцу на праве собственности/на праве постоянного (бессрочного) пользования/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве аренды государственного (муниципального) участка принадлежит земельный участок площадью ______ кв. м, расположенный по адресу: __________________________, с кадастровым номером _______________ (далее — Земельный участок). Права Административного истца на Земельный участок подтверждаются нотариально заверенной копией правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа (свидетельство о праве собственности (до 15.07.2016)/свидетельство о государственной регистрации права от «___» ______ ___ г. N ___ (до 15.07.2016)/выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданная «___» ________ _____ г. (с 15.07.2016)/выписка из Единого государственного реестра недвижимости N _____, выданная «___» ________ _____ г. (с 01.01.2017)/иные документы).

В соответствии с Распоряжением/другим документом Министерства экологии и природопользования Московской области/другого органа власти от «___» ________ _____ г. N _____ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель __________ по состоянию на «___» ________ _____ г.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) кадастровая стоимость Земельного участка составляет ______ (__________) руб., что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____ (до 01.01.2017)/выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка (с 01.01.2017), а также кадастровым паспортом Земельного участка от «___» ________ _____ г. (до 01.01.2017)/кадастровой выпиской/выпиской из ГКН от «___» ________ _____ г. N _____, содержащей сведения о кадастровой стоимости Земельного участка (до 01.01.2017)/выпиской из ЕГРН (с 01.01.2017)/письмом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г., выданным Административному истцу/ответом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г./другими документами.

Рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на «___» ________ _____ г. составляет ______ (__________) руб., о чем свидетельствует отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от «___» ________ _____ г. N _____/другие документы.

Указанная кадастровая стоимость Земельного участка превышает/значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности по уплате земельного налога/увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

Кадастровая стоимость Земельного участка определена неверно, поскольку:

Читайте также:  Можно ли узнать по кадастровому номеру собственника

— при ее определении использованы недостоверные сведения о Земельном участке, а именно: сведения о Земельном участке неправильно указаны в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке/оценщик неправильно определил условия, влияющие на стоимость участка/оценщик неправильно применил данные при расчете кадастровой стоимости Земельного участка/другое. Об этом свидетельствуют следующие документы: ________.

— допущена кадастровая ошибка (до 01.01.2017)/ошибка (с 01.01.2017), повлиявшая на размер кадастровой стоимости Земельного участка, о чем свидетельствуют следующие документы: _______.

— допущена техническая ошибка (до 01.01.2017)/ошибка (с 01.01.2017), которая повлекла неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости Земельного участка в государственный кадастр недвижимости (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017), о чем свидетельствуют следующие документы: _______.

Неверное определение кадастровой стоимости Земельного участка нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку влечет неверное определение его налоговых обязательств, в частности по уплате земельного налога/неверное определение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

Согласно ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С 01.01.2017: согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

До 01.01.2017: согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости среди прочих сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) определен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В силу ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Согласно ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С 01.01.2017: на основании абз. 3, 4 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ. В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

До 01.01.2017: на основании абз. 3, 4 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ. В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

С 01.01.2017: в силу абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

До 01.01.2017: в силу абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с 01.01.2017), п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017), ст. ст. 125, 126, 245, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

  1. Установить кадастровую стоимость Земельного участка в размере его рыночной стоимости ______ (__________) руб.
  2. Обязать Административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) в качестве кадастровой стоимости Земельного участка его рыночную стоимость в размере ______ (__________) руб.
  1. Изменить кадастровую стоимость Земельного участка, установив ее в размере ______ (__________) руб.
  2. Обязать Административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) кадастровую стоимость Земельного участка в размере ______ (__________) руб.

«___» __________ ____ г.

Административный истец (представитель):

  1. Доказательства, подтверждающие права Административного истца на Земельный участок: нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на Земельный участок (свидетельство о праве собственности на Земельный участок от «___» ______ ___ г. N ___ (до 15.07.2016)/свидетельство о государственной регистрации права от «___» ______ ___ г. N ___ (до 15.07.2016)/выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданная «___» ________ _____ г. (с 15.07.2016)/выписка из Единого государственного реестра недвижимости N _____, выданная «___» ________ _____ г. (с 01.01.2017)/другие документы, подтверждающие права Административного истца на Земельный участок).
  2. Доказательства, подтверждающие кадастровую стоимость Земельного участка: кадастровая справка о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____ (до 01.01.2017)/выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка (с 01.01.2017) (кадастровый паспорт Земельного участка от «___» ________ _____ г. (до 01.01.2017)/кадастровая выписка/выписка из ГКН от «___» ________ _____ г. N _____, содержащая сведения о кадастровой стоимости Земельного участка (до 01.01.2017)/выписка из ЕГРН (с 01.01.2017)/письмо Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г., выданное Административному истцу/ответ Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г./другие документы).
  3. Доказательства, подтверждающие рыночную стоимость Земельного участка: отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от «___» ________ _____ г. N _____/другие документы.
  4. Доказательства, подтверждающие неверно определенную кадастровую стоимость Земельного участка: документы, подтверждающие недостоверные сведения о Земельном участке/документы, подтверждающие наличие кадастровой ошибки (до 01.01.2017)/документы, подтверждающие наличие технической ошибки (до 01.01.2017)/документы, подтверждающие наличие ошибки (с 01.01.2017)/другие документы.
  5. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов Административному ответчику.
  6. Квитанция об уплате государственной пошлины.
  7. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который не является адвокатом: доверенность представителя от «___» ______ ___ г. N ___; документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя (ст. 55 КАС РФ).
  8. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который является адвокатом: ордер от «___» ______ ___ г. N ____, выданный адвокатским образованием; доверенность от «___» ______ ___ г. N ___ (в случаях, предусмотренных КАС РФ) (ст. ст. 55, 57 КАС РФ).

Заявление на пересмотр кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость оспаривается путем подачи соответствующего заявления в комиссию, которая решает этот вопрос.

Оно должно соответствовать установленной форме и содержать следующие сведения:

  • В правом верхнем угле документа указывается наименование комиссии, анкетные данные ее председателя, а также такие же данные заявителя и место его жительства;
  • Сведения об объекте, кадастровая оценка которого не устраивает заявителя, в котором содержатся сведения о виде объекта, его кадастровом номере и месте его расположения;
  • По каким основаниям объект недвижимого имущества влияет на права и законные интересы лица, которое обратилось с заявлением;
  • Что является основанием для того, чтобы пересмотреть результаты кадастровой оценки;
  • Перечень приложений, которые прилагаются к поданному заявлению;
  • Заявление подписывается и ставится дата его составления.

К заявлению прилагаются:

  • Справка с оспариваемой кадастровой оценкой объекта недвижимого имущества;
  • Копия свидетельства о праве собственности на объект недвижимости, оценка которого оспаривается, заверенная нотариально;
  • Документы, которые подтверждают факт недостоверности сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества;
  • Акт оценки спорного имущества, с указанием его рыночной стоимости, прилагается только в том случае, если данный документ является основанием для обращения с заявлением;
  • Подтверждение достоверности акта оценки, что оценка имущества была произведена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Такое заключение предоставляет эксперт, который является действующим членом СРО оценщиков.

Если какой-то из перечисленных документов не будет приложен к заявлению, то это будет основанием для отказа в рассмотрении документа.

Для рассмотрения указанного заявления, законодателем установлен срок в 1 месяц, который исчисляется с даты поступления заявления в комиссию, а не с даты его составления.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Образец заявления на оспаривание кадастровой стоимости

Образец заявления здесь.

В Белгородский районный (областной) суд

Административный истец: Коломоец Илья Семенович

Адрес: поселок Привольное Белгородского района Белгородской области, улица Строителей, 24

тел. +7(4744)22 33 44

Административный ответчик: Иваненков Никита Степанович

Адрес: поселок Привольное Белгородского района Белгородской области, улица Строителей, 26

Госпошлина 300 рублей

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости

Административный истец на основании договора аренды от 20 октября 2016 года, объект недвижимости – земельный участок, расположенный по адресу: поселок Привольное Белгородского района Белгородской области, улица Строителей, 26

Решением от 24 декабря 2016 г. № 24/12-2016 утверждены результаты оценки кадастровой стоимости
указанного объекта недвижимости в размере 10 000 000 (десять миллионов) руб.

Однако действительная рыночная стоимость указанного объекта недвижимости составляет 5 000 000 (пять миллионов) руб., что подтверждается отчетом о рыночной стоимости объекта от 25 февраля 2017 г. № 4, составленным ООО «Белгород-оценка»

Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как арендатора (собственника) указанного земельного участка, поскольку установлено существенное различие между кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью данного земельного участка, что повышает арендную плату.

Положительное экспертное заключение от 10 марта 2017 г. № 2 о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности подтверждает, что отчет соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьями 245–249 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: поселок Привольное Белгородского района Белгородской области, улица Строителей, 26

  1. равной рыночной стоимости указанного земельного участка
  2. Обязать ответчика внести в Государственный
    кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
  • нотариально удостоверенные документы, подтверждающие права на землю;
  • кадастровую справку о стоимости земли;
  • письменные доказательства нарушения прав заявителя (например, квитанцию об уплате земельного налога, исчисленного на основе кадастровой стоимости, превышающей рыночную);
  • решение комиссии при Росреестре (для организаций — обязательно, для граждан — при наличии);
  • документ об уплате госпошлины (для физических лиц — 300 руб., для юридических — 6000 руб.);
  • отчет независимого эксперта, положительное заключение СРО на него и иные доказательства, подтверждающие позицию истца.
Читайте также:  Отличие кадастровой стоимости от инвентаризационной

«25» марта 2017 г.

__________________/ Коломоец И.С./

Изменится ли кадастровая стоимость земли с 2017 года?

Как оспорить кадастровую стоимость недвижимости, читайте тут.

Заявление на оспаривание кадастровой стоимости: бланк

Бланк заявления здесь.

В ___________________ районный (областной) суд

Административный истец: _______________________

Госпошлина 300 рублей

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости

Административный истец на основании ___________________________ объект недвижимости – земельный участок, расположенный по адресу:__________________ Решением от ________г. № ___ утверждены результаты оценки кадастровой стоимости
указанного объекта недвижимости в размере __________________________________ руб.

Однако действительная рыночная стоимость указанного объекта недвижимости составляет __________________________ руб., что подтверждается отчетом ______________________ от ________________ г. № __, составленным ______________

Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как арендатора (собственника) указанного земельного участка, поскольку установлено существенное различие между кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью данного земельного участка, что повышает арендную плату.

Положительное экспертное заключение от ____ г. № ___ о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности подтверждает, что отчет соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьями 245–249 Кодекса административного судопроизводства РФ,

  1. Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: ______________________ равной рыночной стоимости указанного земельного участка
  2. Обязать ответчика внести в Государственный
    кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
  • нотариально удостоверенные документы, подтверждающие права на землю;
  • кадастровую справку о стоимости земли;
  • письменные доказательства нарушения прав заявителя (например, квитанцию об уплате земельного налога, исчисленного на основе кадастровой стоимости, превышающей рыночную);
  • решение комиссии при Росреестре (для организаций — обязательно, для граждан — при наличии);
  • документ об уплате госпошлины (для физических лиц — 300 руб., для юридических — 6000 руб.);
  • отчет независимого эксперта, положительное заключение СРО на него и иные доказательства, подтверждающие позицию истца.

«_____» _______ 2016 г.

Административный истец _______________

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений

Бланк заявления здесь.

Председателю

комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Чувашской Республике

(полное наименование юридического лиц, ФИО представителя и реквизиты доверенности)

юридический адрес: __________________________,

основной регистрационный номер записи о государственной регистрации __________________,

контактный телефон: __________________________,

адрес электронной почты: _____________________,

факс: _______________________________________.

З а я в л е н и е

о пересмотре кадастровой стоимости

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» просим пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости, имеющего кадастровый номер 21:__:______:____, расположенного по адресу: ______________________________________________________.

(местоположение, адресный ориентир)

Основанием для пересмотра является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости в ходе проведения государственной кадастровой оценки по состоянию на «___»________ 20___г.

Сведения о правообладателе объекта недвижимости*: ___________________________, наименование юридического лица

почтовый и юридический адреса юридического лица, являющегося правообладателем объекта недвижимости

Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя* __________________________________________________________________(описать как, каким образом, чем затрагиваются права и обязанности заявителя).

Приложение:1.Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости (подлинник) – на ___ л. в 1 экз.
2.**Нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости – на ___ л. в 1 экз.
3.Документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (указать все документы).
4.Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.
5.***Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых

заявитель основывает свои требования.

*Заполняется в случае, если заявление подается не правообладателем объекта недвижимости.

**Предоставляется в случае, если заявление подается правообладателем объекта недвижимости.

***В случае подачи заявления не правообладателем дополнительно необходимо приложить документы, подтверждающие, что результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Составление заявления о пересмотре кадастровой стоимости по образцу

Последнее время (6-8 лет) даваемая специалистами государственная оценка приносит владельцам недвижимости ощутимые проблемы. Почему? В 60% Росреестр завышает примерную кадастровую стоимость. Это вынуждает собственников выплачивать повышенные налоги. Заявление об оспаривании кадастровой стоимости – это право гражданина опротестовать заявленную цену недвижимости. Как составляется стандартное заявление о пересмотре кадастровой стоимости (образец)?

Нормативная база

Проблема со спорной кадастровой стоимостью решается на основе:

  • КАС РФ (Кодекса об административном. судопроизводстве);
  • Земельного кодекса (ЗК РФ);
  • ФЗ-237, принятого 3 июля 2016 года (вступил в действие в январе 2017 г.);
  • Постановления Кабмина №316, касающегося правил для оценки земли;
  • Постановлений Пленума ВС РФ от 09.2016 №36 и 28 (разработаны 30.06.2015г.).
  • Постановления Президиума ВАС, вышедшего06.2011 (касается дела №А27-4849/2010).

Это основные законы и акты, предусматривающие возможность обжаловать завышенную кадастровую стоимость.

Зачем нужен пересмотр кадастровой стоимости

Почему граждане пытаются изменить установленную специалистом цену? Ведь кадастр заполняется на основании выявленных специалистом данных.

Согласно законодательству любой объект недвижимости должен пройти регистрацию и оценку кадастровой стоимости. Как правило, ее устанавливает государственный служащий, приглашенный оценщик. Он смотрит характеристики жилья, земли или иного имущества, предназначение и местоположение объекта. После чего производит оценку, руководствуясь федеральным законодательством.

Важно: ЗК РФ дает регионам право утверждать общие средние показатели, подходящие каждому из муниципальных районов.

Государственную стоимость вносят в общие документы. Ее используют для последующего вычисления размеров налоговых и возможных арендных (если недвижимость сдается) платежей. Увы, метод массовой оценки зачастую дает спорный результат. Цена либо меньше, либо больше рыночной.

Впрочем, 1 января 2017 года обрел силу ФЗ №237, благодаря которому нынешняя действительность объявлена как переходный период. И определение стандартной кадастровой цены как бы «заморозили» пока до 1 января 2020 г. Росреестр и другие специализированные органы рассматривают пока данные прошедшего 2014 года.

Важно: «Заморозка» не мешает заинтересованным гражданам подать индивидуальное заявление, чтобы пересмотреть текущие показатели.

Основания для пересмотра

Комиссия вправе инициировать рассмотрение заявления гражданина, если текущая кадастровая цена на практике затрагивает его интересы. Однако сам заявитель должен иметь конкретные основания, и простого «не нравится цена» будет недостаточно.

Образец стандартного заявления, кроме обращения гражданина, содержит еще причины, вынудившие его подать ходатайство.

  1. Недостоверные сведения. Специалист изначально взял недостоверные или неточные сведения для расчета стоимости. Например, касающиеся состояния или применения недвижимости.
  2. Неверное определение фактической категории (предназначения). Нежилое помещение указывается, наоборот, как жилое. Или старое здание вдруг «молодеет».
  3. Игнорирование выявленных индивидуальных показателей, что впоследствии негативно отразилось на подсчетах. Любое имущество имеет индивидуальные особенности. Оценщик должен внимательно изучить их все.
  4. Недобросовестность оценщиков. Претензия напрямую касается специалиста, кто изучал и проводил оценку. Бывает, они ошибаются или показывают некомпетентность. Увы, это отражается на проводимой ими работе.
  5. Неполные или же неточные данные. Кадастр содержит в себе неполные или ошибочные данные.

Такие причины считаются весомыми и дают гражданину законное право оспаривать текущую кадастровую стоимость. Ведь неправильные подсчеты вынуждают людей переплачивать налоги, нет возможности снизить неправомерную арендную плату и продать такую недвижимость также затруднительно.

Куда и как обратится с заявлением: порядок действий

Инициировать оспаривание могут физические (простые люди) и юридические (ИП) лица. Процедура в большинстве аспектов одинаковая.

Как подать заявление в комиссию по оспариванию данных кадастровой стоимости:

  1. Для начала, заинтересованному гражданину потребуется другой оценщик. Нужно пригласить специалиста независимой компании. Единственное – чтобы она обладала необходимой лицензией и действующим аттестатом.
  2. Оценщик приезжает, осматривает участок (или иную недвижимость), изучает текущий рынок недвижимости. Составляет отчет, где данные о реальной рыночной стоимости будут признаны как объективный показатель.
  3. Взяв отчет, гражданин должен написать специальное заявление, где просит Уполномоченную комиссию принять жалобу и произвести пересмотр. Свое прошение он дополняет другими необходимыми бумагами.
  4. Комиссия согласна – собирается заседание, где изучается заявка. Любое изменение первоначальной кадастровой стоимости будет отражено на основных документах.
  5. Комиссия против – гражданину передают официальное уведомление, где, кроме отказа, будут изложены причины. Теперь его действия – предъявление иска в суд.
  6. Подобные дела считаются административными и рассматриваются судами, занимающимися делами общей юрисдикции.

Важно: рассмотрение суда – госуслуга, и гражданин, подавая прошение, оплачивает госпошлину.

Как написать заявление

Порой комиссия отказывает по вполне банальной причине – заявление выглядит неправильно. Или в нем недостаточно данных. У подобных документов простая форма, можно даже заполнять вручную, использовав обычный А4 лист. Нет каких-то бланков или электронных примеров. Однако к содержанию стоит подойти серьезно.

Стандартное заявление о пересмотре кадастровой стоимости и образец можно посмотреть на сайте Росреестра.

В документе автор указывает:

  • если он физическое лицо, то Ф. И. О., текущий адрес (где живет), контактный телефон, электронную почту, факс (если имеется), СНИЛС (если есть);
  • если он юридическое лицо, то наименование (полностью) юридического лица, также регистрационный номер, адреса – почтовый и официальный юридический, контактный телефон, рабочую электронную почту;
  • сведения отдельно о правообладателе (это если автор сам не собственник);
  • просьба об обжаловании текущей оценки;
  • основания – почему автор считает данную стоимость неправомерной;
  • кадастровый номер указанного объекта недвижимости (квартира, дом или просто участок, неважно);
  • адрес местоположения данной собственности;
  • придерживаться нейтрального, делового стиля, без допуска лишних слов и собственного мнения;
  • без помарок, исправлений, зачеркиваний.

Допускается рукописный текст, но лучше напечатать, чтобы из-за особенностей почерка не возникало потом вопросов.

Что необходимо приложить к заявлению

Конечно, без сопутствующих документов любое, даже идеально грамотное заявление не будет весомым. Понадобятся:

  • заявление о пересмотре;
  • документация основная на недвижимость (это свидетельство, выписка ЕГРН);
  • справка ЕГРН, где будет стоимость объекта после окончания последней оценки, проведенной государственным специалистом;
  • отчет касается рыночной стоимости данной недвижимости;
  • паспорт гражданина.

Список подачи документов стандартный.

Сроки оспаривания кадастровой стоимости

Как правило, обращение, если принято, рассматривается месяц с момента фактической подачи заявки. Причем о дате проводимого заседания гражданина должны уведомлять заранее. Его присутствие там необязательно.

Рассмотрев заявление, комиссия либо пересмотрит кадастровую стоимость, либо откажет. Росреестр обязательно получит извещение, если комиссия решит изменить (удовлетворит требование) стоимость.

Судебные дела имеют другие сроки. Здесь зависит скорее от сложности дела, ведь перед заседанием проводится проверка всех представленных гражданином сведений. Включая отписку комиссии.

Разъяснение сложных моментов

Какие требования заинтересованное лицо вправе выдвигать суду?

  1. Установить для текущей недвижимости цену, одинаковую с рыночной. Подобные дела рассматриваются согласно правилам, перечисленным в гл.25 КАС РФ.
  2. Пересмотреть имеющуюся кадастровую цену, так как были выявлены факты недостоверности (или неточности) информации, использованной специалистом в ГКО.
  3. Опротестовать (полностью или же частично) решение проведенной ранее комиссии. Это нужно, когда комиссия отказала или согласилась, но принятое ею постановление опять не удовлетворило гражданина.

Важно: суды отмечают, пересмотр данных кадастра нельзя совмещать с чем-то еще. Выходит, судебное заседание изучает одну проблему – спорную кадастровую стоимость. Если гражданин хочет пересмотреть размер своего текущего налога или арендных платежей, это все идет отдельно. Нельзя складывать разные требования в одно.

Размер заявления. Насколько длинным и развернутым можно оформить прошение? Такие заявления считаются официальными документами. Следует излагать только сухие факты, без допуска собственного мнения и лишних слов. Порой автор переписывает десяток вариантов, прежде, чем понимает суть написания. Юристы советуют не делать огромных сочинений, их потом тяжело изучать. Лучше уложиться в один стандартный лист, чтобы размер общего текста был 1500—2000 знаков.

Пересмотр стоимости – гарант понижения? Нет. Комиссия готова признать перечисленные гражданином претензии. После чего объект недвижимости будет оценен повторно. Данная процедура не станет 100% гарантией, что цена снизится. Нет, просто установят новую. А какую — покажет характеристика недвижимости, данные рынка, правоустанавливающих документов и опыт специалиста.

Можно через суд потом требовать изменения размера обязательного налога или арендных платежей? Да, только отдельно. Если это не было сделано ранее, после решения комиссии. Государственная стоимость служит основой. Налоговики определяют размеры выплат, а арендаторы перечисляют оплату.

Что важнее для комиссии – устные доводы или документы? Письменные свидетельства. В заседании фактическое присутствие гражданина необязательно.

Ссылка на основную публикацию