Что входит в государственный кадастр отходов

Приложение. Порядок ведения государственного кадастра отходов

Порядок ведения государственного кадастра отходов
(утв. приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792)

ГАРАНТ:

См. Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242

См. Правила проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. N 712

См. Руководство по использованию автоматизированных средств приема заявок в электронном виде для подтверждения класса опасности отходов и их идентификации, утвержденное приказом Росприроднадзора от 7 ноября 2014 г. N 701

I. Общие положения

1. Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее – Порядок) устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

2. Государственный кадастр отходов (далее – ГКО) включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе.

3. ГКО предназначен для информационного обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе хозяйственной и иной деятельности которых осуществляется обращение с отходами, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов.

4. Действие настоящего Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений.

5. Информация, содержащаяся в ГКО, относится к государственным информационным ресурсам и носит открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

II. Федеральный классификационный каталог отходов

6. Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО) включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

7. Для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы.

8. ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих:

происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа),

химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа),

агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).

В блоки включаются типы отходов, обобщенные по классификационному признаку происхождения: отходы органические природного происхождения (животного и растительного); отходы минерального происхождения; отходы химического происхождения; отходы коммунальные.

Классификация отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.

9. Конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности – в кодифицированной форме по 11-значной системе.

Вид отходов отображается в федеральном классификационном каталоге отходов следующим образом:

Код вида отходов

Наименование вида отходов

Код вида отходов имеет 11-значную структуру:

Кодирование классификационных признаков вида отходов в ФККО осуществляется следующим образом:

Для кодирования блоков, типов и подтипов, соответственно, используются цифры с 1 до 9; групп – с 1 по 999; подгрупп – с 1 по 99.

Девятый и десятый знаки 11-значного кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы вида отходов: 00 – данные не установлены; 01 – твёрдый; 02 – жидкий; 03 – пастообразный; 04 – шлам; 05 – гель, коллоид; 06 – эмульсия; 07 – суспензия; 08 – сыпучий; 09 – гранулят; 10 – порошкообразный; 11 – пылеобразный; 12 – волокно; 13 – готовое изделие, потерявшее потребительские свойства; 99 – иное.

Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 – для блоков, типов, подтипов, групп подгрупп и позиций классификации отходов; 1 – I-й класс опасности; 2 – II-й класс опасности; 3 – III-й класс опасности; 4 – IV-й класс опасности; 5 – V-й класс опасности*(1).

10. ФККО формируется и ведется на основе информации о классификационных признаках (происхождение, состав, агрегатное и физическое состояние) и классах опасности конкретных видов отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – территориальные органы Росприроднадзора) при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности.

11. Территориальные органы Росприроднадзора обобщают и систематизируют сведения о видах отходов и их классификационных признаках, содержащиеся в информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, подготавливают и представляют в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) предложения по включению видов отходов в ФККО.

12. Росприроднадзор обобщает и систематизирует информацию, полученную из территориальных органов Росприроднадзора, формирует сводный перечень видов отходов, подлежащих включению в ФККО.

13. Виды отходов включаются в ФККО решением Росприроднадзора.

14. Внесение изменений и дополнений в перечень видов отходов, включенных в ФККО, осуществляется в соответствии с пунктами 10-13 настоящего Порядка.

15. Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают хранение информации о видах отходов, включенных в ФККО, размещение на своих официальных сайтах в сети Интернет сведений о видах отходов, включенных в ФККО: наименование, 11-значный код вида отхода, принадлежность к блоку, типу, подтипу, группе, подгруппе, позиции.

III. Государственный реестр объектов размещения отходов

16. Государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

17. Не подлежат включению в ГРОРО:

объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;

объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;

специальные объекты размещения радиоактивных отходов;

18. ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520).

19. Территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:

1) наименование объекта размещения отходов;

2) назначение объекта размещения отходов (“хранение отходов” либо “захоронение отходов”) с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;

3) местонахождение объекта размещения отходов – код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;

4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов (“имеется” либо “отсутствует”) на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;

5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая:

наименование, место нахождения юридического лица,

фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.

20. Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора:

рассматривает указанную информацию;

присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО;

принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц.

21. Номер объекта размещения отходов в ГРОРО состоит из пяти групп знаков, разделенных дефисом*(2):

АА – код субъекта Российской Федерации, предназначенный для машинной обработки, согласно таблице 2 приложения к Правилам инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520);

БББББ – порядковый номер объекта размещения отходов на территории субъекта Российской Федерации;

В – назначение объекта размещения отходов: хранение отходов – “X” или захоронение отходов – “З”;

ГГГГГ – регистрационный номер правового акта Росприроднадзора о включении объекта размещения отходов в ГРОРО*(2);

ДДДДДД – число, месяц, год*(3) принятия правового акта Росприроднадзора о включении объекта размещения отходов в ГРОРО.

22. Внесение изменений и дополнений в ГРОРО осуществляется в соответствии с пунктами 19 – 21 настоящего Порядка.

Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО производится правовыми актами Росприроднадзора. Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО осуществляется в случае:

получения Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов;

вступления в законную силу в установленном порядке постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о предоставлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими объекты размещения отходов, недостоверной информации об объекте размещения отходов, на основании которой данный объект был включен в ГРОРО.

23. Сборы за включение объектов размещения отходов в ГРОРО не взимаются.

24. Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают хранение информации об объектах размещения отходов, размещение на своих официальных сайтах в сети Интернет сведений об объектах размещения отходов, включенных в ГРОРО, и ежемесячное обновление указанной информации.

IV. Банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов

25. Банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (далее – Банк данных) содержит детальные сведения о видах отходов, включенных в ФККО, и их характеристиках, а также сведения о технологиях, применяемых для использования и обезвреживания отходов.

26. Банк данных ведется:

территориальными органами Росприроднадзора – в части сбора и представления в Росприроднадзор информации об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов;

Росприроднадзором – в части обобщения и систематизации информации об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов, заполнения соответствующих разделов Банка данных и опубликования их в установленном порядке.

27. Банк данных в части данных об отходах формируется и ведется на основе информации о конкретных видах отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Росприроднадзора при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности.

28. Банк данных в части данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов формируется на основе информации, добровольно предоставляемой собственниками и (или) разработчиками таких технологий, а также получаемой при проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на соответствующие новые технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.

Формирование банка данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов осуществляется Росприроднадзором на основании информации, поступившей в уведомительном порядке в Росприроднадзор и (или) его территориальные органы от собственников и (или) разработчиков технологий использования и обезвреживания отходов различных видов, посредством почтовых отправлений, по электронной почте или заполнения информационных бланков, размещенных на официальном сайте Росприроднадзора в сети “Интернет”.

29. Банк данных включает следующие сведения:

1) в части данных об отходах:

наименование и код вида отходов по ФККО*(4);

наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции;

химический и (или) компонентный состав отхода в процентах;

агрегатное состояние и физическая форма вида отходов*(5);

класс опасности вида отходов;

состав*(6) и происхождение*(7) исходного минерального сырья, при переработке (использовании) которого образовался вид отходов*(8);

другие сведения о виде отходов;

2) в части данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов:

краткая характеристика технологического процесса использования или обезвреживания отходов;

потребляемые ресурсы и отходы*(10);

наименование и код по ФККО используемых (обезвреживаемых) отходов;

наименование и код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) получаемой вторичной продукции (энергии), иное*(11);

производительность при получении вторичной продукции (энергии)*(12);

масса (объем), наименование и код по ФККО вторичных отходов, образующихся за год;

адрес, телефон, факс, интернет-сайт разработчика (собственника) технологии;

адрес, телефон, факс, интернет-сайт юридического лица (индивидуального предпринимателя), применяющего технологию;

основной вывод заключения государственной экологической экспертизы на технологию, его дата и номер, наименование органа, выдавшего заключение*(14).

30. Банк данных размещается на официальном сайте Росприроднадзора в сети “Интернет” для свободного и бесплатного доступа.

*(1) Пример кодирования сведений о виде отходов “обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 %”:

Читайте также:  Можно ли давать кадастровый номер покупателю

100 000 00 00 0 Отходы органические природного происхождения (животного и растительного)

170 000 00 00 0 Древесные отходы

171 000 00 00 0 Отходы обработки и переработки древесины

171 200 00 00 0 Древесные отходы с пропиткой и покрытиями, не загрязненные опасными веществами

171 201 00 01 0 Отходы обработки фанеры, изделия из фанеры, потерявшие свои потребительские свойства, содержащие связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно

171 201 01 01 4 обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5 % включительно

*(2) Если количество цифр в группе номера меньше пяти, перед крайней левой цифрой указываются нули.

*(3) Для указания года используются две последние цифры года.

*(4) Последовательность представления видов отходов в банке данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов соответствует структуре ФККО.

*(5) Твердый, жидкий, пастообразный, шлам, гель, эмульсия, суспензия, сыпучий, гранулят, порошкообразный, пылеобразный, волокно, готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства, иное.

*(6) Примерный химический состав основных горных пород, представленных в минеральном сырье.

*(7) Указывается географическое место залегания (геологическая провинция) горных пород, представленных в минеральном сырье.

*(8) Заполняется для видов отходов, образованных в результате переработки (использования) минерального сырья.

*(9) Использование и (или) обезвреживание отходов.

*(10) Электроэнергия, кВт/ч; водопотребление, ; использование (обезвреживание) отходов, тонн () в год.

*(11) В случае отсутствия кода по ОКПД.

*(12) Количество в год с указанием единицы измерения.

*(13) Промышленное, опытно-промышленное, опытное, иное.

*(14) В случае проведения государственной экологической экспертизы.

Разработка и ведение сводного кадастра отходов

Земля постепенно становится похожей на кучу мусора. А ведь для XX века проблема утилизации отходов еще не была глобальной. Но уже сейчас она достигла такого апогея, что для ее предотвращения требуются совместные усилия международных организаций, государственных органов, а также разумные действия простых обывателей.

Что такое кадастр отходов


Для того, чтобы наиболее эффективно выполнять задачи по сохранению природной среды, органы государственной власти РФ контролируют использование организациями и предприятиями природных ресурсов. Одной из форм контроля является создание реестров.
Большое внимание уделяется отходам производства – они могут являться источником загрязнения природных ресурсов, негативно отражаясь на здоровье человека.
Информация о них заносится в кадастр отходов. Он представляет собой систематический каталог, содержащий информацию обо всех видах бытового и промышленного мусора, периодически пополняясь новыми данными.

Виды кадастров

На государственном уровне охрана природопользования, в том числе ведение кадастровой политики, осуществляется Правительством РФ. На местах его распоряжения исполняют региональные Министерства природопользования – на них возлагаются функции контроля над достоверностью предоставляемых сведений.
Различают три вида кадастров:

Государственный кадастр

Он содержит следующие информационные разделы:

  • Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) – подробная информация о всех типах отходов.
  • Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) – это список всех известных объектов для захоронения мусора.
  • Систематизированная информация о технологиях переработки всех видов мусора в стране.

Разработка кадастра отходов относится к деятельности Министерства природных ресурсов. В обязанности ведомства в сфере контроля над природопользованием входит сбор, обработка и выдача надзорным органам статистической информации об отходах.

Региональный кадастр

Российская Федерация имеет слишком большую территорию. Государственного кадастра будет недостаточно для решения вопросов на местах, особенно учитывая специфичность каждого из регионов. Для этих целей создаются региональные кадастры, в которые вносятся следующие данные:

  • реестр всех хранилищ и полигонов для утилизации мусора в регионе;
  • полный перечень встречающихся в данном регионе отходов;
  • список специализированных организаций, занимающихся перевозкой и переработкой мусора;
  • информация о технологиях переработки или ликвидации различных типов отходов.

На его основе осуществляется надзор за деятельностью промышленных предприятий и коммунальных хозяйств, происходит планирование профилактических мероприятий в сфере рационального пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды.

Сводный кадастр

Сводный кадастр содержит текущую информацию о деятельности промышленных предприятий и частных предпринимателей-природопользователей. Они подают сведения в форме отчетов в региональные надзорные органы. Сводный кадастр включает информацию обо всех видах мусора, за исключением биологического, радиоактивного и медицинского.

Для чего нужна разработка кадастра отходов

Основная цель документа – не допускать неправомерной утилизации мусора, который впоследствии может привести к экологической катастрофе. Для утилизации отходов разработана технология, не позволяющая им в течение длительного времени проникнуть в недра, загрязнить почву, водоемы, лесные массивы.

Проанализировав данные кадастра, надзорные органы могут прийти к выводу о том, что какой-либо полигон или хранилище переполнено. Ими выносится постановление о временном прекращении деятельности полигона, направлении туда комиссии. Её предстоит вынести решение о закрытии свалки или о привлечении дополнительного финансирования с целью увеличения её вместительности. В случае закрытия старого полигона необходимо определить место для введения в эксплуатацию нового.

Создание кадастра позволяет отслеживать статистику воспроизводства и утилизации различных видов отходов. На основании этих данных уместно провести анализ ситуации, определить перечень необходимых природоохранных мероприятий.

Согласно данным кадастра можно оценить эффективность всех этапов утилизации и вторичной переработки мусора, а также определить следующие шаги по их усовершенствованию.

Ведение кадастра отходов.

Кто ведет кадастр отходов и сдает отчеты

Формированием всероссийского кадастра отходов занимаются федеральные органы власти. Для всеобъемлющего контроля над деятельностью предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, каждому из них присваивается личный регистрационный номер.

По мере развития информационных технологий для удобства природопользователей разрабатываются специальные электронные программы, а также пошаговые инструкции по ведению отчетности.

Формы отчетов разрабатываются региональными отделениями Министерства экологии и природопользования. Предоставление отчетов является обязанностью для предприятий, организаций, а также индивидуальных предпринимателей, деятельность которых предполагает появление промышленного или бытового мусора.

Данные, которые должны быть внесены в документ

Как правило, структура отчета следующая:

  • данные о фактическом объеме транспортировки мусора;
  • документация, отражающая допустимые нормы производства и хранения отходов;
  • данные о производственных технологиях;
  • документ, подтверждающий сведения об отсутствии изменений в процессе и объеме производства;
  • сопроводительное письмо, содержащее перечень всех документов в отчете.

Каждый документ обязательно заверяется печатью организации. После рассмотрения и одобрения отчетности выдаётся талон регистрации отходов природопользователя – обязательный документ для организации, чья деятельность связана с образованием отходов.

Всю интересующую подотчетных лиц информацию – о формах, сроках и возможности подачи отчета – можно получить в территориальных отделениях Министерства экологии и природопользования.

Сроки и порядок сдачи кадастровых отчетов

Организации, обязанные сдавать отчетность, предоставляют заполненную форму в ближайший орган Росприроднадзора. В случае наличия обособленных филиалов отчетность ведётся по ним отдельно.

Компании, приостановившие свою деятельность, предоставляют отчетность на общих основаниях с указанием времени, с которого они не работают.

В случае реорганизации юридического лица его правопреемник представляет отчет не только о своей деятельности, но также включает в него информацию о своем предшественнике.

Организации, объявившие о своем банкротстве, не освобождаются от представления отчетности.

Сведения о своей деятельности обязаны предоставлять филиалы и представительства иностранных компаний, действующих на территории Российской Федерации

Срок сдачи отчётов определяется законодательство РФ. Форму 2-ТП (отходы) Росстат требует сдать до 1 февраля года, следующего за отчетным.

Также предприятия, деятельность которых связана с производством отходов, обязаны представлять технический отчет о неизменности технологий производства. Для продолжения деятельности предприятия необходима отметка Росприроднадзора, имеющая установленный образец.

Отчет МСП об образовании отходов от субъектов мелкого и среднего предпринимательства. Предоставляется в отдел Министерства природных ресурсов по региону либо департамент Росприроднадзора при федеральном уровне контроля. Срок сдачи отчета истекает 15 января года, следующего за отчетным.

Расчет платы за негативное воздействие на экологию проводится за год и за каждый квартал. Расчет суммы платежей подается в Службу по надзору за природопользованием не позднее 20 числа того месяца, следующего за отчетным периодом.

Чтобы не запутаться, предлагаем распечатать небольшую памятку в виде таблицы:

Государственный кадастр отходов

Природные ресурсы являются главным богатством России. Чтобы регулировать их добычу и применение ведутся специальные кадастры – лесной, земельный, водный. В учётных документах фиксируется вся важная информация о природных объектах. Учитывается и мусор, производимый гражданами, организациями и предприятиями. Вся информация о циркуляции мусора заносится в государственный кадастр отходов (ГКО).

Что представляет собой кадастр отходов?

В XXI веке контроль отходов стал важнее контроля природных ресурсов. Мусора на планете стало слишком много, его негативное влияние на окружающую среду уже в ближайшем будущем может привести к экологическому коллапсу.

Экологический коллапс – это граница природного «терпения» и способности самоочищения. Продолжая засорять планету, человечество рискует переступить границу, что приведёт к гибели биосферы планеты.

Кадастр представляет собой документальный учёт загрязнений в масштабах государства.

Назначение

Кадастр отходов необходим для того, чтобы анализировать экологическую ситуацию в стране и её регионах. Он предназначен для учёта размещения и переработки мусора. Зная ситуацию, проще прогнозировать последствия и принимать правильные решения. Кадастры фиксируют:

  • какие отходы производятся в регионах;
  • количество производимого населением и предприятиями мусора;
  • информацию о производственных выбросах;
  • данные по технологиям и разработкам в направлении охраны природы;
  • уровни загрязнения и т. п.

В кадастр также входит информация о применяемых способах утилизации и обо всём, что делается для их усовершенствования.

Кадастры отходов создаются для достижения таких целей:

  1. Обеспечение контроля ситуации с мусором.
  2. Обеспечение контроля за хозяйственными субъектами, имеющими отношение к обращению с мусором.
  3. Аккумулирование данных для разработки схемы по сбору, транспортировке и утилизации мусора.
  4. Планирование схемы обращения с отходами.

Кадастр призван улучшить сложившуюся в РФ ситуацию, приведшую к резкому ухудшению экологической ситуации.

Что включает кадастр?

Описываемый документ включает в себя такие элементы:

  • классификатор загрязнений и выбросов в развёрнутом виде по классам и кодам опасности для среды;
  • базу данных полигонов и мусорных свалок, а также навозохранилищ сельскохозяйственных предприятий РФ;
  • способы обезвреживания токсичных и опасных веществ, входящих в состав мусора;
  • классы опасности, объёмы и виды производимых каждым отдельным поднадзорным предприятием отходов;
  • реестр специализированных компаний, производящих сбор, транспортировку и утилизацию опасных видов утиля, а также переработку вторсырья;
  • список организаций и ИП, чей мусор, согласно законодательству России, должен обязательно учитываться;
  • перечень документации, регулирующей мусорооборот, и лицензий компаний, дающих разрешения на обращение с отходами.

Кто занимается разработкой кадастра отходов?

Ответственность за разработку кадастра государственного уровня возложена на Министерство природных ресурсов и экологии, а также на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Все компании, у которых наличествуют стоки, выбросы или иные виды загрязнений, получают регистрационный номер. Администрация предприятий обязана регулярно сдавать отчёты по природопользованию.

В чьи обязанности входит определение порядка ведения кадастра?

Форма кадастра неизменна для всех регионов государства. Правительство России наделило федеральный орган исполнительной власти полномочиями определять порядок ведения учёта.

Субъектам Российской Федерации дано право принимать самостоятельные решения о ведении кадастров отходов регионального значения. В документ вносится информация, которую предоставляют ИП и предприятия, в результате своей деятельности образующие мусор, а также органы местного самоуправления.

Сбор и оформление данных регионального значения регламентируют местные органы исполнительной власти.

Как правильно вести кадастр отходов?

Чтобы не допускать ошибок при ведении учётных документов, ответственные лица должны придерживаться порядка ведения документации, утверждённого приказом Минприроды № 792 от 30 сентября 2011 года. В приказе описывается:

  • система сбора информации об отходах;
  • как осуществляется систематизация полученных данных о составе, происхождении и размещении утиля;
  • методы обезвреживания загрязнений различных классификаций.

Важно: В приказе нет информации о том, как следует хранить и утилизировать радиоактивные, биологические и медицинские отходы.

Большая часть информации, помещённой в кадастр, находится в открытом доступе, за исключением сведений, которые не предаются широкой огласке согласно законодательству РФ.

Администрации производств, производящих промышленный или бытовой мусор, обязаны предоставлять такую информацию:

  • количество образованных отходов и загрязнений;
  • как осуществляются хранение и транспортировка утиля;
  • какие методы обеззараживания применяются;
  • данные об имеющейся лицензии на утилизацию и перевозку.

Компании, осуществляющие деятельность одновременно в нескольких регионах, должны предоставить в Росприроднадзор свои адреса, чтобы получить единый кадастровый номер.

Руководители служб могут скачать в интернете или получить в Росприроднадзоре электронную программу, позволяющую быстро формировать и отправлять отчётность.

Виды кадастров

В Российской Федерации применяется 3 вида кадастров:

Остановимся подробнее на каждом.

Государственный

Государственный кадастр отходов (ГКО) складывается из 3-х разделов:

  • классификационный каталог федерального значения по каждому отдельному классу опасности;
  • полный перечень всех российских полигонов и хранилищ;
  • справочная информация по типам отходов: методики вторичной переработки, применения, утилизации, уничтожения, захоронения и т. п.

Предусмотрена единая форма для ведения документа. Составлением и систематизацией занимается Министерство природных ресурсов страны.

Кадастры регионального значения

Данный вид документов, учитывающих отходы, формируется для обеспечения максимально полной обработки сведений. Он состоит из:

  • развёрнутого списка мусора в разрезе регионов;
  • реестра всех полигонов и хранилищ;
  • сведений об уже применяемых и недавно разработанных технологиях по утилизации отходов;
  • базы данных компаний, занимающихся перевозкой и обеззараживанием мусора.

Сводный

Данный вид документации создан для регионов, в которых предприятия отчитываются местным властям. Данные из регионального кадастра передаются в отделы Минприроды и экологии РФ регионального значения, а затем вносятся в сводный кадастр. В нём аккумулируется информация об отходах, кроме радиоактивного, биологического и медицинского мусора.

Читайте также:  Что можно узнать по кадастровому номеру квартиры

Формы сдачи отчётности по кадастру отходов

Региональное Министерство экологии и природопользования разрабатывает форму отчётности. Она должна включать:

  • 2-ТП (отходы);
  • лимиты производства и хранения мусора;
  • расчёты затрат на размещение мусора;
  • копию документа с информацией о производственных процессах и объёмах производства и обо всех изменениях, произошедших в течение последнего года;
  • письмо со списком предоставленных отчётов и бумаг.

Контролирующие органы принимают отчётность после проверки. Факт сдачи фиксируется в специальном журнале.

Лицензии для перевозки и утилизации

1-4-ые класс отходов представляют опасность не только для среды, но и для людей, которые работают с данными видами утиля. Руководства предприятий, предоставляющих услуги по перевозке и обезвреживанию отходов, должны иметь лицензию на совершаемый вид деятельности. Работа без лицензии карается штрафом.

Данные о действующих в регионах лицензиях фиксируются в кадастровой документации.

ДПИООС: что это?

Департамент природопользования и охраны окружающей среды (ДПИООС) был организован в 2000 г. Данному ведомству даны полномочия осуществлять экологическую экспертизу мусора. Проводится она регулярно в различных регионах на гос. уровне.

Для чего требуется отчетность?

Длительное время в России не фиксировались данные об отходах и их утилизации. Это привело к тому, что экологическая ситуация вышла из-под контроля властей и начала резко ухудшаться.

Документация, которая ведётся по системе, единой для всех регионов страны, и учитывающая всё, что имеет отношение к отходам, позволяет оценить сложившуюся ситуацию и начать её исправлять. Благодаря кадастру отходов:

  • определяется способность полигонов продолжать свою деятельность;
  • систематизируется информация о производимом в стране мусоре;
  • оценивается эффективность всех этапов утилизации;
  • проводятся научные исследования с целью усовершенствования используемых методов утилизации.

Заключение

Не каждый руководитель предприятия ответственно относится к вопросу утилизации мусора. Длительное время многие компании, функционирующие на территории России, беспрепятственно отравляли окружающую среду всеми видами отходов, в том числе и крайне опасными, уже ставшими причиной заболеваний и смертей многих людей. Кадастр отходов призван взять ситуацию под контроль и исправить ошибки прошлого, из-за которых человечество приблизилось к экологической катастрофе.

Что входит в государственный кадастр отходов

Для облегчения задачи сохранения окружающей природы государство проводит различные учеты использования ресурсов. С такой целью организуются специальные кадастры (земельный, водный и др.) — ведомости о природных объектах и пользователях. Отдельной частью стоят статьи о мусоре, производственных и человеческих отходах, которые могут нанести потенциальный урон экологии. Для контроля существуют специальные документы и госструктуры — это государственный кадастр отходов и Росприроднадзор.

Для чего нужна отчетность

На территории РФ долго не было справочного документа, который бы предоставлял правдивые сведения обо всех местах размещения выбросов.

Даже само понятие «размещение выбросов» имеет двойной смысл: отходы содержат фирмы, которые занимаются переработкой и уничтожением, а также те, кто хранит их до транспортировки и утилизации. Поэтому был создан кадастр отходов — информационный документ, в котором расписаны все природоохранные мероприятия, вторичная переработка и общая политика государства в отношении экологии.

Например, проведя анализ, Росприроднадзор решил, что полигон твердых бытовых отходов превысил лимит, а это несет угрозу для окружающей среды. Департамент приостанавливает работу полигона и отправляет туда экспертную группу, затем выносит вердикт — прекратить деятельность полигона или расширить его территорию и увеличить мощность. Также может быть решено перенесение свалки на новое место. Главные задачи реестра:

  • Проанализировать, сохранить и систематизировать информацию о промышленных отходах и мусоре на территории РФ.
  • Проведение научных исследований с целью усовершенствования методик природоохраны.
  • Осуществление анализа эффективности этапов утилизации и повторной переработки.

Итак, в государственном кадастре отходов хранятся сведения о:

  • Источнике отходов, его химическом составе, качествах и классе опасности.
  • Условиях распределения остатков сырья, ТБО, схемах перевозки и уничтожения.
  • Технологиях повторной переработки, обезвреживания и уничтожения.
  • Всероссийском списке классификации выбросов.
  • Каталоге полигонов утилизации по классу опасности.
  • Отдельном списке о способах утилизации для каждой отрасли промышленности.

Все предприятия и фирмы с юридической ответственностью, а также компании малого бизнеса, которые связаны с образованием мусора, обязаны предоставлять данные, где отражаются:

  • Информация о количестве транспортировочных отходов.
  • Параметры мест их размещения.
  • Статьи, отражающие лимиты выбросов.
  • Технологии, которые применяют предприятия для переработки и утилизации мусора.

Лицензии для транспортировки и утилизации

Фирмы, функционирующие как хозяйственные предприятия, принадлежат к природопользователям. В случае если они работают по двум или больше населенным пунктам, то появляется возможность направления письма в Росприроднадзор, где будут указаны все адреса. На основании письма предприятию будет выдан единый номер регистрации, что существенно упростит ведение отчетов в кадастре.

Росприроднадзор и Госдепартамент природопользования, отвечающие за функционирование кадастра, должны разработать программу, которую направляют хозяйственникам. Раньше ее получали лично, что занимало много времени, сейчас ее можно просто скачать.

Касательно обращения с твердыми коммунальными отходами Росприроднадзор и департаменты природопользования ведут активную работу по сотрудничеству с локальными строительными комитетами и ЖКХ. Деньги на это выделяет Министерство по природным ресурсам. Отчеты должны вести:

  • Фирмы мелкого бизнеса, госорганизации и компании, расположенные по юридическому адресу, которые проводят работы по сбору и накоплению строительных и бытовых отходов.
  • Компании, занимающиеся перевозкой, обезвреживанием, перезахоронением и уничтожением мусора.
  • Фирмы, которые занимаются непосредственно сбором мусора с других компаний с целью его дополнительной переработки.
  • Органы, занимающиеся вопросом экологии, например, Росприроднадзор.

Региональные госструктуры

Некоторые регионы Российской Федерации передают отчеты в кадастр каждый квартал, некоторые только раз в год. Также есть области, где организации малого и среднего бизнеса освобождаются от этой процедуры. Необходимые документы для подачи информации в природонадзорные службы:

  • Документ, который утверждает нормы при организации утиля и определенный лимит при его размещении. Он утверждается печатью соответствующих органов. Документ должны подавать большие промышленные организации, которые находятся в частных руках либо в государственной собственности.
  • Документ, который подтверждает, что технология производства не менялась и продукция выпускается в прежних объемах и составах. Его также нужно утверждать в органах власти. Документация подтверждает, что норма и лимит выбросов остались прежними.
  • Предприятия, которые оказывают негативное влияние на экологию, обязаны платить налог и прикладывать отчеты. Они отправляются в природоохранные органы, которые должны проверить данные на достоверность и вынести вердикт по принятию.
  • Компании, занимающиеся обезвреживанием, захоронением и уничтожением отходов, составляют договор, где указываются лицензионные данные — срок и дата размещения отвалов, куда предприятие сбрасывает мусор.

Документы отправляются вместе с сопровождением, написанном в 2 экземплярах. В природоохранных органах их рассматривают и ставят печать, подтверждающую, что их рассмотрели и внесли в кадастр.

Информация о размещении отходов

Существует информация, которая обязательно должна быть включена в кадастр. Обязательными в реестре считаются данные о размещении отходов, куда входят:

  • Отходы по агрегатному состоянию — мусор, гидро- и хвостоотвалы, отвалы с породами, площадки очистных конструкций.
  • Полигоны захоронений, не включающие в себя подземные.
  • Места хранения твердых бытовых отходов.
  • Выбросы промышленных и перерабатывающих предприятий.

Итак, государственный кадастр отходов включает в себя свод документов, которые содержат информацию о происхождении, количестве и качестве выбросов, о свалках и полигонах и многое другое. Также ГКО систематизирует и классифицирует собранную информацию, на основе которых и делаются соответствующие выводы.

Ведение кадастра отходов: виды, назначение, штрафы

Кадастр отходов — это один из главных государственных документов, касающихся полной информации о накоплении, утилизации, вторичной переработке и захоронении мусора. В нем заключены сведения для защиты природы от отработок промышленно-бытового характера и совершенствования экологической обстановки в стране.

Какими бывают кадастры отходов?

По уровню важности и объема целей, данных о загрязнении природной среды в РФ создано два вида кадастра:

  • Государственный.
  • Региональный (сводный).

Министерство экологии и природопользования при разработке кадастра отходов преследовало интересы в сфере госохраны окружающей среды для:

  • сбора и систематизации знаний о видах промышленного и бытового мусора;
  • анализирования и контроля действий по охране природы;
  • оценки способов сбора, переработки и утилизации отработок.

Учреждения любой формы собственности обязаны подавать сведения в соответствующий кадастр.

Организации сдают экологическую отчетность, основываясь на приказе No 462 (посл. ред. от 29.06.15). При наличии реквизитов объекта в перечне Минприроды, он подлежит федеральному надзору. Компании, которых в списке нет, состоят под региональным эконадзором.

Государственный кадастр отходов

В Российской Федерации правовое регулирование в области образования мусорных отработок производства и потребления базируется на полученной кадастровой отчетности. Это своеобразный информационный ресурс, в котором собраны сведения о мусоре и его вреде для природы и человека.

Государственный кадастр отходов включает в себя 3 части:

  • Федеральный классификатор (ФККО). В нем под кодовыми обозначениями числятся виды отработок, разделенных по категориям опасности.
  • Госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО) создан для обеспечения деятельности с отходными материалами на зарегистрированных полигонах.
  • Банк данных об отходах содержит сведения о проводимых действий с мусором (размещение, ликвидация, переработка).

Региональный кадастр отходов

В каждом субъекте РФ существует собственный региональный кадастр, сформированный на основе единого Росреестра.

В отдельно разработанной программе каждого региона содержится информация о:

  • правилах по заполнению отчета;
  • местах официально разрешенных полигонов;
  • компаниях, выполняющих утилизацию и рециклинг.

На основании сводного кадастра отходов местный ДПиООС контролирует пункты окончательного размещения мусора. Полученные данные используют для создания мер по предупреждению и ликвидации незаконных операций в среде природопользования, охране природных ресурсов и их целесообразному использованию.

Какие задачи решает кадастр отходов и порядок его ведения?

Появление промышленно-бытового мусора—неизбежный процесс. Большинство видов утильсырья содержит вредные и чрезвычайно токсичные компоненты для окружающей среды, поэтому этапы обращения с ним контролируются государством. Для этого разработаны государственный и региональные кадастры отходов, назначением которых является сбор данных о мусоре и его систематизация.

Для облегчения работы по экологическому надзору во всеобщую информационную базу включены:

  • классификационный каталог, с присвоением класса опасности и кода для каждого типа отработок;
  • перечень предприятий всех форм собственности (муниципальные, частные);
  • действующие полигоны, где хранятся и утилизируются мусорные остатки;
  • документы об утверждении нормативов образования и лимитов отработок по категориям;
  • документация по лицензированию фирм, занимающихся транспортировкой, переработкой, обезвреживанием мусора.

За развитие и организацию всероссийского кадастра отвечают Минэкологии и Росприроднадзор. У каждого образователя отходов фиксируется их вид, объем, компонентный состав, уровень опасного воздействия на экологию.

Формы отчета по кадастру

Субъекты устанавливают формы отчета по кадастру отходов согласно условиям Министерства экологии.

В структуре отчетных данных содержится:

  • статистическая отчетность по форме 2-ТП с указанием информации об отработках;
  • сопроводительное письмо для передачи документов, с фиксированием в нем всех составляющих;
  • бумаги со стоимостью размещения отходов;
  • техническая выписка о стабильности производственного процесса, если технологии не изменены и объемы образования мусора остались прежними.

Подробная информация о подаче сведений в сводный кадастр отходов содержится на сайте Минэкологии и природопользования РФ.

Порядок сдачи отчетности

Перед подачей документов в Министерство, природопользователи обязаны зарегистрироваться в АИС «Кадастр отходов». Это автоматизированная информационная система, которую разработали с целью ведения контроля за передвижением мусора в пределах региона. После оформления мусорообразующим объектам присваивается номер.

Юрлицам зарегистрированным по разным адресам полагается единый индивидуальный номер.

Периодичность сдачи полного пакета документации в регионах отличается. Власти субъекта устанавливают графики внесения сведений: раз в квартал или раз в год.

В сравнение с прошлыми годами, сегодня расчет информации и формирования документов упрощен. На сайтах ДПиООС для заполнения экологического проекта доступно специальное программное обеспечение.

Для базового комплекта бумаг, необходимых для ведения областного кадастра отходов нужно выполнить:

  • количественный расчет требуемого сырья для технологического процесса и объем выпускаемой продукции;
  • инвентаризацию на производстве для уточнения источника мусора и мест его размещения до момента удаления спецтранспортом;
  • определение класса опасности образовавшегося утильсырья и нормативы его образования;
  • оформление паспорта на каждый тип отработок;
  • подсчет объема отходных остатков, подлежащих переработке или обезвреживанию (для опасных категорий);
  • отчет по частоте вывоза с территории.

Формирование сведений для сводного кадастра

Порядок ведения государственного и сводного кадастра отходов находится под контролем Минприроды и Минэкологии. Отчетная форма заполняется с помощью ПО.

Для отчетности используют данные следующих документов:

  • выписка ЕГРЮЛ;
  • утвержденный проект образования отходных материалов и лимит их размещения;
  • сданный отчет 2-ТП;
  • документальное отображение применяемых способов сортировки, уничтожения, утилизации, захоронения;
  • оплаченный экологический сбор;
  • заверенный Росприроднадзором отчет о неизменности производственного процесса;
  • лицензия сторонней организации на транспортировку, утилизацию, обезвреживание.

В региональный кадастр отходов вносить сведения об отработках радиоактивного, медицинского и биологического происхождения не нужно. Их учет выполняют Ростехнадзор, Роспотребнадзор и Россельхознадзор соответственно.

Заполненную отчетную форму нумеруют, сшивают, ее подписывает руководитель, и ставит печать предприятия. При регистрации производства по разным адресам, отчетность формируют по каждому объекту отдельно. В дополнение оформляют две копии сопроводительного письма. После передачи отчета в Департамент на одном экземпляре ставится отметка о вручении.

Последствия непредоставления данных

Все природопользователи обязаны до определенного срока подать сведения в сводный или государственный кадастр отходов. В случае несоблюдения условий предусмотрено административное наказание. В Московском регионе по статье 9.2 КоАП за уклонение от правил по ведению отчета кадастра отходов положены штрафы.

Читайте также:  Проверка по кадастровому номеру объекта недвижимости

За непредоставление сведений установлено денежное взыскание для:

  • ИП (10000—20000 Р);
  • должностных лиц (20000—50000 Р);
  • юрлиц (100000—200000 Р).

Штрафные санкции полагаются за нарушение сроков сдачи или предоставление неполных, или искаженных данных:

  • ИП (5000—10000 Р);
  • должностные лица (10000—30000 Р);
  • юридические лица (50000—150000 Р).

По итогам исследований ученых, состояние экологической обстановки в стране ухудшается ежегодно. Для изменения ситуации требуется внедрение вспомогательных природоохранных мер к уже существующим и ужесточение госконтроля за предоставленными сведениями кадастровой отчетности по отходам.

Статья 20. Государственный кадастр отходов

Комментарий к статье 20 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Комментируемая статья определяет порядок ведения государственного учета отходов по их видам, объектам размещения и технологиям использования и обезвреживания.

1. На основании Постановления Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» федеральные органы власти организуют и ведут по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий в себя три составляющих:

— федеральный классификационный каталог отходов;

— государственный реестр объектов размещения отходов;

— банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Федеральный классификационный каталог отходов утвержден Приказом Минприроды России от 2 декабря 2002 г. N 786 (далее — ФККО) и представляет собой кодифицированный перечень образуемых в процессе деятельности на территории Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.

ФККО содержит перечень отходов с указанием кода каждого из них. Код состоит из тринадцати цифр, первые восемь из которых используются для кодирования происхождения отхода; девятая и десятая — для кодирования агрегатного состояния и физической формы (0 — данные не установлены, 1 — твердый, 2 — жидкий, 3 — пастообразный, 4 — шлам, 5 — гель, коллоид, 6 — эмульсия, 7 — суспензия, 8 — сыпучий, 9 — гранулят, 10 — порошкообразный, 11 — пылеобразный, 12 — волокно, 13 — готовое изделие, потерявшее потребительские свойства, 99 — иное); одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций (0 — данные не установлены, 1 — токсичность (т), 2 — взрывоопасность (в), 3 — пожароопасность (п), 4 — высокая реакционная способность (р), 5 — содержание возбудителей инфекционных болезней (и), остальные от 6 до 22 — означают сочетание перечисленных характеристик отходов, 99 — опасные свойства отсутствуют); тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 — класс опасности не установлен, 1 — 1 класс опасности, 2 — 2 класс опасности, 3 — 3 класс опасности, 4 — 4 класс опасности, 5 — 5 класс опасности).

Следует иметь в виду, что перечень отходов является примерным и не исключает образование отходов с наименованием, не включенным в ФККО, например, под общим названием — «прочие коммунальные отходы», «медицинские отходы», «отходы нефтепродуктов».

Пример: сотрудник органа госэкоконтроля был признан виновным в том, что, являясь должностным лицом, совершил покушение на получение взятки в виде денег за незаконное бездействие в пользу взяткодателя, а также попустительство по службе в крупном размере в пользу ООО, которое осуществляло незаконную деятельность по обращению с мазутом, так как не имело разрешительных документов на право обращения с нефтеотходами. Суд отверг ссылку подсудимого на отсутствие в ФККО мазута как отхода и указал, что согласно протоколу испытаний лаборатории физико-химических анализов научного института содержащееся в мазутохранилище вещество не соответствует по качеству продукту «мазут», а то обстоятельство, что мазут непосредственно не указан в ФККО, не влияет на обоснованность приговора, поскольку каталог содержит наименование прочих отходов нефтепродуктов и продуктов переработки нефти (см. Определение Верховного Суда РФ от 19 октября 2006 г. по делу N 49-006-46).

Отходы указываются с определенным (от 1 до 5) либо неопределенным (0) классом опасности, в последнем случае класс опасности должен определяться по итогам лабораторных исследований и указываться в свидетельствах и паспорте о классе опасности (см. комментарий к ст. 14).

Государственный реестр объектов размещения отходов как таковой, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов в настоящее время не ведутся.

Действуют Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49, на основании которых информация юридических лиц и предпринимателей собирается органами Росприроднадзора. Правила не распространяются на объекты размещения радиоактивных и биологических отходов, а также на выведенные из эксплуатации и запрещенные к эксплуатации объекты. Инвентаризация проводится эксплуатирующими эти объекты хозяйствующими субъектами не реже одного раза в пять лет.

Данные формируются на основании проектной документации, актов обследования объектов, иных сведений и представляют собой характеристику объекта с указанием его местоположения и эксплуатирующей организации, инвентарного номера, вместимости, площади, данных о наличии заключения госэкоэкспертизы о влиянии объекта на окружающую среду и проводимом мониторинге. Сведения обобщаются Росприроднадзором.

Информация для включения в банк об установках использования и обезвреживания отходов, используемых на территории региона и иных технологиях, собирается также территориальными органами Росприроднадзора и направляется непосредственно в Росприроднадзор.

2. Государственный кадастр отходов един для России, Правительство РФ своим Постановлением от 26 октября 2000 г. N 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» определило орган по ведению кадастра — Минприроды России и его территориальные органы. В настоящее время, будучи уполномоченным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370» на ведение государственного кадастра отходов и государственного учета в области обращения с отходами, сбор сведений осуществляет Росприроднадзор на основании представляемой территориальными органами (управлениями Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации) информации, получаемой от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Определение процедуры ведения государственного кадастра отходов находится в компетенции федеральных органов, иные органы регионального и местного уровня не вправе определять правила ведения государственного кадастра отходов, правила предоставления сведений для его составления. Порядок его ведения определил уполномоченный Правительством орган — Минприроды России — своим Приказом от 30 сентября 2011 г. N 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», однако последний вступит в силу, когда будет отменено вышеназванное Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818. Поэтому в настоящее время процедура ведения государственного кадастра отходов продолжает осуществляться в усеченном виде по старой схеме (см. комментарий к п. 1 настоящей статьи).

С введением в действие Приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 процедура ведения кадастра существенно не изменится, будут исключены, в том числе из ФККО, биологические и медицинские отходы, которые в настоящее время здесь значатся, действие названного Приказа также не будет распространяться и на радиоактивные отходы, правоотношения по обращению с перечисленными отходами уже в настоящее время не регламентируются комментируемым Законом вообще.

Также новым Приказом будут упорядочены процедуры ведения государственного реестра объектов размещения отходов (по аналогии с правилами инвентаризации в настоящее время) и банка данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов, код отхода в ФККО будет состоять из 11 цифр, девятый и десятый знаки 11-значного кода будут использоваться для кодирования агрегатного состояния и физической формы вида отходов, а одиннадцатый знак — для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

3. Полномочия по ведению регионального кадастра отходов реализуются органами государственной власти регионального уровня. И порядок ведения регионального кадастра отходов, и реализация самой процедуры являются компетенцией исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок ведения регионального кадастра отходов может определяться как высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, то есть главой администрации (губернатором), либо администрацией или правительством (в регионах существуют различные формы управления), так и специально уполномоченным в области охраны окружающей среды органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Им может быть в зависимости от созданной на региональном уровне структуры органов исполнительной власти комитет либо министерство. В любом случае данный орган для определения ведения регионального кадастра отходов должен быть наделен правом издания нормативно-правовых актов в регулируемой сфере правоотношений. Полномочие ведения регионального кадастра отходов закладывается в положении об этом органе.

Так, на территории Волгоградской области действует Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Волгоградской области, который реализует функцию по ведению кадастра на основании Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15 ноября 2007 г. N 1932 «О ведении регионального кадастра отходов на территории Волгоградской области».

Региональный кадастр отходов представляет собой свод регулярно обновляемых систематизированных данных, необходимых для управления в области обращения с отходами производства и потребления на территории региона.

Сведения для ведения регионального кадастра отходов предоставляют органы местного самоуправления и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, эти сведения должны быть достоверными и сопоставимыми со сведениями, содержащимися в государственном кадастре отходов.

Используются данные сведения для принятия управленческих решений, например для решения о рекультивации исчерпавших свой ресурс объектов размещения отходов и определения мест для наиболее выгодного с точки зрения экологической безопасности строительства полигонов и мусороперерабатывающих комплексов.

Региональный орган осуществляет сбор, накопление и систематизацию данных в области обращения с отходами производства и потребления на территории региона, анализирует состояние в области обращения с отходами производства и потребления, в ходе которого выявляет существующие закономерности в целях разработки управленческих решений, эффективность которых также оценивается в ходе сбора и анализа получаемых сведений для ведения кадастра. Собранная информация является открытой и доступной для граждан и организаций, местных органов власти.

Специальный уполномоченный орган в регионе по ведению кадастра помимо сбора и формирования сведений составляет ежегодные отчеты об обращении с отходами производства и потребления на территории области и предоставляет по запросам заинтересованных лиц информацию.

Сведения для формирования регионального кадастра отходов собираются и обновляются на основе инвентаризационных, научно-исследовательских и проектно-изыскательских материалов, результатов специальных обследований, а также иных источников информации, содержащих достоверные данные об отходах производства и потребления, например данных проводимого мониторинга влияния объектов размещения отходов на окружающую среду.

При этом, как и на федеральном уровне, ведутся региональный классификационный каталог отходов как перечень отходов и потребления, образующихся в Волгоградской области; региональный реестр объектов размещения отходов — свод систематизированных сведений по объектам размещения отходов производства и потребления на территории Волгоградской области; банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов — свод систематизированных сведений по отходам и технологиям переработки, использования и обезвреживания конкретных видов отходов производства и потребления.

Региональный классификационный каталог отходов соотносится с федеральным классификационным каталогом отходов.

В региональном реестре объектов размещения отходов учтены все объекты размещения отходов, расположенные в регионе, включая места временного накопления (хранения) отходов. Здесь под временным накоплением отходов подразумевается не хранение отходов на территории производственных площадок до 6 месяцев, а более длительное хранение отходов. Так, зачастую, на местном уровне производится выделение мест сбора отходов в поселениях для последующей транспортировки на полигоны. Такие места также подлежат учету, так как являются местами хранения отходов 3 и более лет.

Данные составляются на основании инвентаризации объектов размещения отходов, проводимой на административных территориях, учитываются санкционированные объекты размещения отходов и несанкционированные. Классификация данных объектов осуществляется по типу, виду размещения отходов, наполняемости и категории опасности для окружающей среды.

В кадастре указываются сведения о балансодержателе со ссылкой на правоустанавливающие документы на землю и кадастровый номер участка с категорией земли, сведения об эксплуатирующей организации и Ф.И.О. руководителя, о площади, занятой под места хранения и захоронения отходов; оценки заполнения и наличия свободных объемов в местах хранения и захоронения отходов; оценки условий и состояния мест хранения и захоронения отходов и степени влияния их на окружающую среду, их соответствие экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам, наличии у собственника объекта размещения отходов или эксплуатирующей его организации лицензии на право обращения с отходами.

К сведениям в табличном варианте для наглядности прикладывается карта-схема размещения объекта с указанием границ населенного пункта, рядом расположенных водных объектов, балок, зданий и дорог.

Как виды учитываются:

— полигоны для захоронения промышленных и бытовых отходов;

— объекты для размещения отходов на длительный срок (более трех лет);

— несанкционированные свалки, то есть не имеющие полный пакет разрешительных документов.

В кадастре отходов не учитываются скотомогильники, рекультивированные/законсервированные объекты и стихийные свалки отходов, являющиеся местами захламления административных территорий.

Банк данных об отходах и о технологиях ведется на основании информации, представляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, у которых внедрены технологии использования и обезвреживания отходов.

Ссылка на основную публикацию