Доктрина «разделения властей»

Первый вариант предполагал лишь формальное действие теории разделения властей, настоящая же власть принадлежала бы самодержавию; во втором варианте самодержавие не прикрывалось бы только внешними формами — оно действовало бы и фактически, а не только формально.

Суть принципа разделения власти в России

Орган государственной власти — часть государственного аппарата, наделенная полномочиями по управлению государством в установленном порядке.

Цель разделения властей — организовать систему, благодаря которой в управлении государством будут минимизированы ошибки, при условии, что это не приведет к увеличению власти одной из ветвей над другими, способствуя установлению авторитаризма и диктатуры.

Структура разделения властей:

  1. Президент Российской федерации является представителем всех ветвей власти.
  2. Законодательная: представителем этой власти выступает Федеральное собрание (Верхняя палата — Совет Федерации, нижняя палата — Государственная Дума).
  3. Исполнительная: представителями являются Правительство и Федеральные министерства и ведомства.
  4. Законодательная: представителями выступают Конституционный суд, Верховный суд.

К основным принципам разделения властей относятся:

  1. Каждая из ветвей власти независима, автономна и равноправна.
  2. Все ветви власти должны быть представлены отдельными органами власти и должностными лицами, относящимися к ним.
  3. Ни одна из ветвей власти не имеет права вмешиваться в правовую область и полномочия друг друга.
  4. Ветви власти уравновешивают друг друга, сдерживают и осуществляют взаимный контроль.
  5. Судебная власть независима от политики и подчиняется исключительно закону.

Характеристика доктрины разделения властей

Доктрина разделения властей была предложена Джоном Локком, однако термин ввел Шарль Луи де Монтескье в своих политических работах.

Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную выступает в качестве важнейшего принципа организации государственного управления и функционирования современного правового государства. Сущность данного принципа состоит в том, что законодательные (представительные) органы власти осуществляют законотворческую деятельность, органы исполнительной власти отвечают за исполнительно-распорядительную деятельность, а суды реализуют судебную власть. Каждая ветвь власти при этом признается самостоятельной и относительно независимой от других видов власти. В основе разделения властей находятся естественное выделение таких функций, как законотворческая, функция государственного управления и функция правосудия.

На каждую ветвь власти возлагается обязанность осуществления государственного контроля в той или иной мере в пределах их полномочий.

Готовые работы на аналогичную тему

В современных условиях разделения властей подразумевает выделение предметов ведения каждого органа государственного управления, а также муниципального управления.

Для федеративных государств характерно формирование трехуровневой системы органов государственного управления, в рамках которых выделяют федеральные органы государственного управления, региональные органы государственного управления, а также органы управления на местах. В последнем случае речь идет о муниципальных органах власти, которые фактически выделяются в самостоятельный уровень власти, независимый от государственной власти.

Сущность принципа разделения властей состоит в распределении и сбалансированности властных полномочий между различными органами государственного управления для исключения сосредоточения полномочий или их большей части в ведении централизованного органа государственной власти или отдельного должностного лица. Принцип разделения властей направлен на предотвращение произвола власти. Независимость ветвей власти друг от друга позволяет им выступать в качестве сдерживающих, уравновешивающих и контролирующих элементов по отношению друг к другу.

Читайте также:
Что делать после получения ВНЖ

Следует отметить, что тоталитарными и авторитарными режимами отрицается необходимость принципа разделения властей или у них существует формальное разделение властей. В результате, правящая элита носит неконтролируемый, несменяемый характер, приводящий к ухудшению их качества за счет коррупции, клановости и ликвидации оппозиции.

Содержание и значение принципа разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

Система и доктрина кодекса

Система и доктрина кодекса Гражданский кодекс 1804 г. был разработан в традиции французской цивилистики XVII–XVIII вв. Главной особенностью этой традиции было взаимное переплетение кутюмного и римского права. Такую задачу и сознательно поставили себе составители: «Мы

Доктрина «законной монархии» Основы новой теории «просвещенной», или «законной монархии» были заложены трудами немецкого философа и правоведа X. Вольфа (перв. пол. XVIII в.), главным образом его сочинением «Разумные мысли о всеобщей сущности достижения блаженства

Читайте также:
ЕГРЮЛ и ЕГРИП будут вестись по новым правилам

Подобные документы

Основные положения теории разделения властей, форма их реализации в современных демократических государствах. Содержание и сущность теории разделения властей, истоки возникновения. Характеристика законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

курсовая работа [78,7 K], добавлен 07.03.2016

Исследование теории разделения властей как принципа демократического государства. Изучение ее основных положений и истории развития. Характеристика законодательной, исполнительной и судебной властей. Анализ современных проблем теории разделения властей.

курсовая работа [80,1 K], добавлен 16.11.2014

История возникновения идеи разделения властей как принципа организации управления. Сущность создания единой системы путем разделения полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей. Роль института президентства в системе разделения властей.

курсовая работа [44,2 K], добавлен 13.10.2014

Зарождение и развитие принципа разделения властей. Философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти, значение и роль представительной, исполнительной и судебной власти. Теория разделения властей и современные российские дилеммы.

дипломная работа [99,2 K], добавлен 17.03.2011

Разделение властей как политико-правовая доктрина и конституционный принцип власти демократического государства. Место прокуратуры в системе разделения властей по Конституции РФ 1993 г. Ее взаимодействие с другими органами государственной власти.

Система сдержек и противовесов в России

Рассмотрим конкретные примеры.

  1. Один из блоков поправок к Конституции 2022 года, касался изменения правил формирования правительства и подавался как усиление полномочий Государственной думы.

Прежний порядок, определенный в редакции Конституции 1993 года, выглядел так. Президент вносит в Государственную думу кандидатуру председателя правительства. Государственная дума либо дает согласие, либо отклоняет кандидатуру. Если она отклоняет, президент вносит заново кандидатуру премьера, при этом он может внести ту же самую кандидатуру (что и происходило в 1998 году). Если Дума трижды отклоняет кандидатуру, президент самостоятельно назначает председателя правительства, распускает Думу и назначает досрочные выборы в нее.

На практике отклонение кандидатур было дважды в 1998 году. В первом случае после двукратного отклонения кандидатуры Сергея Кириенко президент Борис Ельцин внес его кандидатуру третий раз, тут Дума дрогнула и дала согласие. Во втором случае дрогнул Ельцин: после двукратного отклонения Думой кандидатуры Виктора Черномырдина (отправленного им в отставку за полгода до этого) президент предложил новую кандидатуру (Евгения Примакова), заведомо имевшую поддержку большинства Думы.

Распускать Думу не пришлось ни в первом, ни во втором случае — и вообще пока такой практики не было.

Если Дума дает согласие, президент назначает председателя правительства. Тот предлагает президенту кандидатуры на должности своих заместителей и министров, и президент их назначает.

Таким образом, к назначению членов правительства Государственная дума и Совет Федерации не имеют отношения. Решения принимают председатель правительства и президент (система «двух ключей»). Формально положения Конституции выглядят так, что реальное решение принимает премьер, а президент его лишь утверждает. На практике все может быть по-разному, и в последнее время часто создается впечатление, что решающую роль в подборе кандидатур министров играют не председатель правительства, а президент и его администрация.

  1. В соответствии с ч.1 ст.107 Конституции если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
Читайте также:
Заявка на кредит во все банки

Эта же норма говорит о том, что президент может обратиться в Конституционный суд за заключением о конституционности подписываемого акта.

Наложение вето на законопроект — явление достаточно редкое. За почти 28 лет работы Госдумы (с I по VII созывы) президент отклонял принятые парламентом законы всего 257 раз. Чаще всего глава государства отклонял законопроекты, принятые Госдумой II созыва. По данным системы обеспечения законодательной деятельности, Борис Ельцин отклонил 123 законодательные инициативы Госдумы II созыва. Кстати, Дума II созыва в большинстве своем состояла из коммунистов — у КПРФ было 157 мест в парламенте.

В архиве III созыва ГД есть 89 отклоненных президентом законов, в архиве IV созыва — 28, в архиве V созыва — 13. Добавим, что если Госдума III созыва в большинстве своем состояла из коммунистов, то в ГД IV и V созывов большинство уже было за «Единой Россией».

А вот уже с 2012 года президент не подписал всего три закона. Один в 2016 году — который вносил изменения в общий принцип организации местного самоуправления и в федеральный закон «Об образовании». Этот закон на рассмотрение думы внесло правительство. Суть закона сводилась к тому, что правительственные чиновники предлагали создать «Единую федеральную межведомственную систему учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам».

Путин наложил вето на репрессивный закон, но сперва на это никто не обратил внимания

Изучив закон, Путин решил, что в нем «должен быть установлен перечень конкретных сведений, содержащихся в государственных информационных системах „Контингент обучающихся“ субъектов РФ и федеральной информационной системе „Контингент обучающихся“, а также определены лица, которые имеют доступ к таким сведениям, и их ответственность». Спустя два года депутаты попытались вновь рассмотреть этот закон, даже создали для этого спецкомиссию. Но в итоге в мае 2018 года закон все-таки был снят с рассмотрения.

Второй в 2018 году — закон о внесении изменений в федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково». Тогда депутаты предлагали уточнить регулирование градостроительной и строительной деятельности в «Сколково» и порядок осуществления образовательной деятельности на его территории. При повторном рассмотрении закона в Думе депутаты его отклонили.

Читайте также:
Средняя зарплата в Англии

Президент отклонил этот закон, так как в нем не были определены «критерии и показатели, необходимые для оценки эффективности результатов деятельности инновационного центра «Сколково» в экономической, социальной и научной сферах». Кроме того, Путин счел «сомнительной» правомерность предоставления управляющей компании «Сколково» права утверждения нормативов градостроительного планирования и проектирования.

Третий в 2022 году — закон об ответственности СМИ за цитирование фейковой информации. Говорят, что «политик, лидер и борец» счел его слишком мягким.

  1. В соответствии с п. б и в ч.1 ст.103 Конституции РФ Госдума решает вопросы о доверии правительству и заслушивает ежегодные доклады правительства.

До 2013 года предпринималось больше 20 попыток поставить на голосование Госдумы вопрос о недоверии правительству. В особенности эта процедура была популярна в 90-х. В 00-х такая активность постепенно угасала. Так, в марте 2001 года КПРФ ставит вопрос о недоверии. Представители фракций СПС и, как ни странно, «Яблоко» именуют это фарсом и опереточным кризисом. Премьер Михаил Касьянов на заседание не явился. За недоверие — всего 125 депутатов.

В июне 2002 года очередная попытка коммунистов даже не ставится на голосование.

А через год, в июне 2003 года, с аналогичной инициативой выступают уже совместно «Яблоко» и КПРФ — вынести вотум недоверия кабинету Михаила Касьянова за низкие темпы экономического роста и «антисоциальную политику кабинета». Но должной поддержки эта инициатива не получила: «за» высказались 172 депутата.

В феврале 2005 года, после акций протеста, связанных с монетизацией льгот, КПРФ вновь собирает подписи за недоверие правительству, на сей раз — Михаила Фрадкова. И вновь — неудача: вотум недоверия поддержали лишь 112 депутатов.

И, наконец, последняя (пока) попытка той же КПРФ относится к 2013 году и связана с проектом реформы РАН, предложенной кабинетом Дмитрия Медведева. Однако она больше походила на пиар-акцию, чем на реальную инициативу, поскольку дальше многочисленных заявлений о «запуске процедуры» дело не пошло.

Теория разделения государственной власти: понятие, динамика.

Теория разделение властей – правовая и политическая доктрина которая предполагает наличие независимых друг от друга, но взаимосвязанных ветвей власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Политико-правовая доктрина разделения властей была разработана и предложена известным английский ученым Джоном Локком, сам термин разделение властей был введен французским правоведом Шарлем-Луи Монтескье.

Читайте также:
Что такое реквизиты банковской карты и где их взять

Локк считал, что такой институт, как государство способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в политической жизни, добиться главной цели – защита собственности гражданина. Для этой задачи государство должно быть организованно так: составные части должны уравновешивать друг друга, сдерживать от чрезмерных властных притязаний того или иного органа. При этом полномочия принимать законы находилось в руках парламента, полномочие исполнять законы – в руках монарха и правительства, судебная власть же не выделялась.

Монтескье имел аналогичные идеи, но он выделял 3 власти: законодательную (государство издавало, отменяло, исправляло законы), исполнительную, ведающую вопросами международного права (объявление войны, заключение мира, принятие послов, обеспечение безопасности), исполнительную, ведающую вопросами права граждан (карает преступления, разрешает столкновение частных лиц, т.е. по сути – судебная власть).

Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены. С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Теория государства исходит из того положения, что разделение государственной власти на три ветви и создание полноценной системы сдержек и противовесов является наиболее важным принципом организации и функционирования современного правового государства.

Принцип разделения властей: Сущность принципа разделения властей заключается в создании полноценной системы сдержек и противовесом при осуществлении государственной власти, для этого выделяется три ветви власти: законодательная (законотворчество), исполнительная (государственной управление) и судебная (правосудие).

Законодательную власть осуществляет представительный орган власти, основной задачей которого является разработка, обсуждение и принятие правовых актов, иными словами законотворческая деятельность.

Исполнительная власть осуществляется системой распорядительных органов, основной задачей которых является непосредственной осуществление государственной воли.

Судебная власть осуществляется системой судов, основной задачей которых является осуществление справедливого правосудия и охрана общественных интересов.

Ветви власти самостоятельны и относительно независимы друг от друга. При этом, исходя из сущности разделения властей, властные полномочия должны быть разделены и сбалансированы, однако каждая из ветвей власти осуществлять функции государственного контроля. Принцип разделения властей закреплен и реально функционирует только при демократическом режиме, тогда как при тоталитарном и авторитарном режиме, он либо не признается вовсе, либо закреплен только лишь формально.

Основные положения теории разделения властей:

1. Принцип разделения властей должен быть закреплен в высшем нормативно-правовом акте – Конституции.

Читайте также:
Дом из монолита плюсы и минусы

2. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти равны друг перед другом.

3. Судебная власть независима от любого политического влияния.

4. Законодательная власть основывается на основе принципа выборности.

ВЫВОД: Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут “сдерживать” одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной – во “всевластие”, в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

© cyberpedia.su 2017-2022 – Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Принцип разделения властей — важнейший атрибут демократического правового государства

Маркосян, Т. А. Принцип разделения властей — важнейший атрибут демократического правового государства / Т. А. Маркосян, Е. А. Логунцова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 6 (9). — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/young/archive/9/598/ (дата обращения: 12.02.2022).

Демократия как политическое явление появилось еще в Древней Греции. Но тогда, ее не связывали с принципом разделения властей. Почему? Видимо это было связано с особенностями полисного развития греческих государств. Известно, что полисная демократия предусматривала участие всех свободных жителей мужского пола в принятии политических решений. Уже в государствах нового времени такая реализация демократии была невозможна.

Впервые, задумываться над тем, как справедливо править государством, после эпохи Античности, стали философы Возрождения, а затем и Просвещения. Генезис теории разделения властей связан с возникновением в Англии XVII в. теории Дж. Локка. Дж. Локк придал теории разделения властей характер универсальной доктрины.

Он считал, что в конституционном государстве может быть всего одна верховная власть — законодательная, которой все должны подчиняться.

Король, как глава исполнительной власти, призван был «употребить силу государства для сохранения сообщества и его членов». Развил эту теорию, придал ей современный облик, французский мыслитель Ш. Л. Монтескье. Идеализируя английскую систему правления, развивая идею Дж. Локка, Монтескье считал, что только разделение властных функций между разными государственными органами способно обеспечить плюралистическое согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства. В отличие от Д. Локка, он не выделяет законодательную власть как основную, а подчеркивает разделение трех властей, каждую из которых образуют различные группы людей.

Читайте также:
Подписание трудового договора с генеральным директором

Идея Ш. Монтескье о разделении властей получила воплощение в Конституции Франции 1791 г., где указывалось, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей не имеет конституции». Но данная конституция, действовала совсем короткое время и, затем, о принципе разделения властей во Франции было забыто вплоть до конца XIX века. Впервые принцип разделения властей реально был реализован в конституции США 1787 г., которая действует там и по сей день. Сегодня этот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира с учетом исторических особенностей конкретного государства.

Почему именно принцип разделения властей лег в основу современного демократического государства? На мой взгляд, дело в том, чторазделение властей направлено на то, чтобы не допустить узурпации всей власти одним человеком или органом.

Истории XX века известны случаи, когда власть сосредотачивалась в руках одного человека. Несмотря на то, что А. Гитлер, пришел к власти абсолютно легитимным путем, концентрация власти в его руках привела к страшнейшей войне в истории человечества. Поэтому, крайне важно, чтобы принцип разделения властей был определяющим в организации власти в современных государствах. Важную роль здесь играет система «сдержек и противовесов», сопутствующая принципу разделения властей. Система сдержек и противовесов заключается в том, что права и полномочия органов одной ветви власти определяются и контролируются другими ветвями. Разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между законодательной и исполнительной властями способно ослабить и даже парализовать управление страной.

В Российской Федерации, как и в любых других современных демократических государствах, реализуется принцип разделения властей. Особенностью российской структуры власти является то, что согласно концепции разделения властей, президентская власть обычно рассматривается как исполнительная, однако, по российской Конституции 1993 года Президент — глава государства, а исполнительную власть осуществляет правительство РФ. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции. Полномочия Президента России по Конституции РФ достаточно велики по сравнению с полномочиями других ветвей власти. Они включают такие положения, которые допускают возможность для Президента выходить далеко за рамки Конституции, так как он является ее «гарантом».

Читайте также:
Имеет ли копия завещания юридическую силу?

Среди проблем реализации принципа разделения властей в РФ, можно отметить,отсутствие четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, ограниченный набор контрольных полномочий парламента. Несмотря на это, система разделения властей в РФ постоянно совершенствуется: осуществляются работы по судебной реформе, введен институт полномочных представителей президента России в федеральных округах с целью повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.

Таким образом, говоря о разделении властей, как о необходимом атрибуте демократического, правового государства, стоит отметить, что в современных условиях существования конституционного строя принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Благодаря функционированию системы разделения властей происходит рационализация и оптимизация деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

  1. Агабеков Г. Б. Концепция разделения властей: история и современность. Науч.-аналит. обзор. — М.: ИНИОН, 1992
  2. Конституция США //http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm
  3. Конституция РФ // http://www.constitution.ru/
  4. Энтин Л. М. Разделение властей: Опыт современных государств. — М.: Юридическая литература, 1995.

Основные термины (генерируются автоматически): принцип разделения властей, разделение властей, исполнительная власть, государственная власть, РФ, ветвь власти, глава государства, система разделения властей, власть, государство.

Что означает понятие «разделение властей»?

Разделение властей – один из основополагающих принципов государственного конституционного строя, закрепленный в соответствующей статье конституции. Это принцип построения, функционирования системы политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений во всех демократических государствах современного мира.

Он предполагает наличие трех «ветвей» власти:

  • законодательной;
  • исполнительной;
  • судебной.

Они являются независимыми друг от друга (в рамках компетенции). При разделении властей, исполнительные, законодательные и судебные институты взаимно контролируют, сдерживают друг друга, препятствуя концентрации (сосредоточения) всей полноты политической власти в одних руках. Тем самым, исключается злоупотребление властью, диктатура и, вытекающие из нее, последствия – деспотизм, насилие и бесправие, подавление прав и свобод человека.

Разделение властей предполагает не только разграничение исполнительной, законодательной и судебной власти, но и наличие сильной, действующей в рамках закона, оппозиции.

В системе разделения властей, главенствующие позиции занимает парламент. Высший законодательный орган представляет интересы граждан страны и издает законопроекты. На этапе разработки, парламент согласовывает правовые акты с правительственными инстанциями.

В президентских республиках глава государства обладает правом «вето» (запрета). Он может заблокировать принятие того или иного решения, отклонить законодательные акты и требовать их доработки. В свою очередь, парламент в компетенции отменить, приостановить решения исполнительного института власти.

Читайте также:
Льготы на дрова пенсионерам в 2022 году

Нынешняя демократия требует, чтобы, хотя бы одну из палат парламента, избирало население. Выборы в парламент – это, своего рода, индикатор настроений в социуме. Они выражаются в разнонаправленных политических партиях. Партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство.

Выборы могут проходить:

  • по пропорциональной системе (выбирают партии);
  • по мажоритарной системе (депутатов выбирают от избирательных округов).

Выборы проводятся регулярно, раз на четырех-, пятилетний период, посредством тайного голосования населения, наделенного избирательными правами.

Исполнительная власть – один из видов самостоятельной, независимой государственной власти. Она является проводником государственной политики в жизнь, а ее деятельность носит исполнительно-распорядительный, постоянный и непрерывный характер. Данная «ветвь» политической власти представляет собой совокупность функционально-организационных механизмов, используемых для реализации, закрепленных на законодательном уровне, задач и целей государственной политики.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Вышеупомянутый институт подчиняется президенту и премьер-министру (главе исполнительной власти). Под понятием «судебной власти» подразумевается самостоятельная, независимая «ветвь» государственной власти, осуществляемая судами.

Ее главные функции заключаются в:

  • разрешении, урегулировании, согласно закону, социальных конфликтов между государством и гражданами, между физическими, а также юридическими лицами;
  • контроле за конституционностью законов.

Преимущества

В чем преимущество такого устройства?

Если говорить кратко, разделение властей способствует более быстрому по скорости ведению политического процесса. Например, в Германии учеными был проведен следующий эксперимент: две группы по 50 человек должны пройти каждая через свою дверь с той лишь разницей, что у одной двери есть турникет. Суть эксперимента — выяснить, какая группа быстрей пройдет через дверь.

Во время проведения опыта было установлено, что через дверь с турникетом прошли быстрее, чем без него, так как препятствие на пути вынуждало людей строится в две колонны и, следовательно, через дверь могли пройти два человека одновременно, в то время как неорганизованная толпа проходила по одному. Проведем аналогию с нашей темой.

Рзделение властей служит своеобразным «турникетом в дверях политической деятельности государственного аппарата» и тем самым позволяет действиям и решениям органов власти (по принятию законов, их воплощению в жизнь и контролю за исполнением) проходить намного быстрее. Таким образом принцип разделения властей увеличивает скорость преобразований в различных сферах общества страны.

Однако, эти преобразования могут быть только номинальными, бумажными из-за сложности или невозможности исполнения закона, приказа, постановления, не соответствия реальному положению в обществе. Так, например, на уровне местного самоуправления введение электронных проездных в городе Перми было принято на законодательном уровне Гордумой, но вследствие технической неподготовленности городского транспорта оно было приостановлено.

К тому же высокая скорость преобразований требует от органов власти своевременного быстрого принятия решений в экстремальных условиях в различных сферах общества, что не всегда удается совершить в реальности (В. Вильсон).

Читайте также:
Средняя зарплата в Англии

Принцип разделения властей подразумевает наличие структуры институтов каждой власти (Министерства — Кабинеты — Комиссии), что приводит к росту бюрократического аппарата в стране. Исследования РБК на основании данных Росстата в 2013 году показали: количество конкретно госслужащих составило 1 млн 455 тыс. человек, то есть 102 чиновника на 10 тыс. человек. В РСФСР на пике расцвета бюрократизма в 1988 году аппарат чиновников насчитывал 1 млн 160 тыс. человек или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем в 2013 году).

Нельзя отрицать и следующую тенденцию в работах М. Ориу: на практике постепенно происходит подавление законодательной власти исполнительной, парламента — правительством. Это связано с возрастанием влияния Президента и Правительства, их результативной деятельностью, политическим и экономическим состоянием в стране.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что принцип разделения властей в настоящее время хоть и закреплен юридически во многих странах мира, в действительности же скорее представляет собой политический идеал, чем конкретное состояние, в связи со сложностью претворения в жизнь данного принципа в конкретных условиях.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.

Понятие

История принципа восходит к рационализму идей французского Просвещения. Такие его корифеи, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро в противовес авторитарной власти монарха предлагали разумный принцип деления власти.

В настоящее время данный принцип подразумевает разделение государственной власти на следующие институты: законодательный орган (создание, корректировка законопроектов), исполнительный орган («приведение в жизнь» принятого закона), судебная система (контроль за исполнением принятых законов).

Однако в некоторых странах (в основном с посттоталитарным и поставторитарым политическими режимами, например как, в России), существует четвертый институт власти. В Конституции РФ прописано, что «государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации», то есть президент находится вне общего деления, имеет некоторые права и обязанности в каждой сфере власти и является посредником между ее субъектами, координируя деятельность государства в целом.

Подробнее о структуре государственной власти РФ смотри здесь.

Разделение властей сейчас является важной неотъемлемой частью демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Ссылка на основную публикацию