Закон о технической инвентаризации объектов недвижимого имущества

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 “О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства” (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921
“О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства”

С изменениями и дополнениями от:

10 сентября 2004 г., 19 марта 2005 г., 28 декабря 2006 г., 30 апреля 2009 г., 21 августа 2010 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 546 настоящее постановление признано утратившим силу

Во исполнение настоящего Постановления изданы приказы Госстроя РФ от 8 декабря 2000 г. N 279, N 278

О Нормах времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности см. приказ Госстроя РФ от 15 мая 2002 г. N 79

В целях осуществления государственного контроля за градостроительной деятельностью, совершенствования планирования развития территорий и поселений, обеспечения органов государственной власти достоверной информацией о среде жизнедеятельности Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения

2. Установить, что:

Министерство экономического развития Российской Федерации на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет разработку основ федеральной политики и правовое регулирование государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства;

государственный учет объектов капитального строительства независимо от их назначения и принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета.

ГАРАНТ:

См. Положение об аккредитации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 5 апреля 2005 г. N 70

Правила проведения государственного технического учета и технической инвентаризации комплекса сооружений городской сети кабельного телевидения утверждены приказом Госстроя РФ от 26 августа 2003 г. N 322

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 3 настоящего постановления признан не противоречащим действующему законодательству

3. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерству Российской Федерации по налогам и сборам утвердить в 3-месячный срок порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах капитального строительства.

4. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать проведение до 2003 года технической инвентаризации не завершенных строительством объектов капитального строительства.

ГАРАНТ:

Об исполнении пункта 4 настоящего постановления в части организации проведения до 2003 года технической инвентаризации не завершенных строительством объектов см. письмо Госстроя РФ от 2 июля 2001 г. N НМ-3581/19

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 5 настоящего постановления признан не противоречащим действующему законодательству

5. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в 3-месячный срок:

утвердить правила ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности;

представить в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

ГАРАНТ:

О проведении эксперимента по ведению Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности см. приказ Госстроя РФ от 12 сентября 2002 г. N 204

6. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Утверждается Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, основными задачами которых являются формирование обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности и их территориальном распределении; информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сбор и предоставление сведений об объектах градостроительной деятельности для проведения государственного статистического учета и др. Государственный учет объектов градостроительной деятельности независимо от их назначения и принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета.

Уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, полномочия которого перечисляются в Положении, является Госстрой РФ.

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 “О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства”

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 декабря 2000 г., N 50, ст.4901

Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 546 настоящее постановление признано утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 21 августа 2010 г. N 644

Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388

Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. N 818

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2005 г. N 141

Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2004 г. N 477

Техническая инвентаризация объектов недвижимости

В процессе эксплуатации все типов зданий и сооружений возникает естественный износ капитальных конструктивных элементов, в том числе и элементов их отделки. Он также присущ и земле, так как наряду с объектами строительства, к недвижимому имуществу принято относить и земельные участки, статус и состав которых постоянно может меняться.

В то же время, на любом из перечисленных объектах недвижимости по решению собственников и нанимателей осуществляется улучшение либо ухудшение их прежнего состояния. Необходимость контроля в этой сфере всегда было естественной обязанностью государства. Регулярная инвентаризацияобъектов позволяет выявитьимущественное ухудшение либо улучшение для последующего учета степени их износа.

Технический учет

Инвентаризация, иначе говоря, детализация имущественного ресурса, охватывает практически все формы собственности: государственных, частных и муниципальных объектов.

Технический учет является частью глобального учета активов государства, а его основой является деятельность специализированных организаций по персональной инвентаризации объектов недвижимости. В результате чего изучаемыйобъект приобретает исключительно индивидуальные характеристики, позволяющие идентифицировать его в общей массе имущества в стране.

Цели технического учета

Главной целью технического учета в России, по-прежнему, остается сбор и переработка информации об объектах недвижимости. Однако, существует несколько видов целевых направлений, под которые одновременно вырабатываются стратегические задачи государства.

Таким образом, система технического учета, преследует несколько важных целей:

    1. Снабжение органов власти информацией о состоянии объектов недвижимости для осуществления эффективного контроля градостроительной деятельности.
    2. Формирование баз данных об объектах капитального строительства для планирования развития территориальных образований государства.
    3. Получение новых сведений об объектах для сверки и пополнения налоговой базы.

Читайте здесь, как пользоваться публичной кадастровой картой Росреестра.

Возможно, вам будет интересно узнать о функциях и задачах Росреестра.

  1. Сбор сведений о совершаемых имущественных следках и регистрации прав на объекты недвижимости для обеспечения функционирования электронной системы данных.
  2. Сбор текущей информации об объектах для целей статистического учета.

Становление института технической инвентаризации

История развития технической инвентаризации насчитывает несколько этапов реорганизации органов учета. В мае текущего года (2016) системе органов технического учета исполнилось 99 лет. Этот, почти столетний, юбилей говорит о важности и актуальности технического учета объектов недвижимости, несмотря на все политические события, происходившие на территории нашего отечества.

Начало учета было возложено на новоиспеченный Комиссариат местного самоуправления, сразу после октябрьской революции в декабре 1917 года. С тех пор это направление находилось в ведении различных органов и учреждений, начиная от НКВД и заканчивая сегодняшней разветвленной системой БТИ (Бюро технической инвентаризации). Однако, целями предыдущих управленцев являлись исключительно оценка стоимости материалов в объекте и перевод жилья в различные фонды содержания имущества.

Поскольку в системе государственного управления СССР отсутствовал оценочный механизм купли-продажи недвижимости, находящийся в частной собственности, фактически рынка недвижимости (оборота) не существовало.

В наши дни БТИ играет важную роль в экономике страны, регулярно информирует органы всех уровней и частных лиц о рыночной стоимости объектов недвижимости.

Объекты технической инвентаризации

Независимо от юридического статуса объекта он исследуется, как независимая единица учета. Очень часто такой единицей может являться целый комплекс зданий или сооружений.

В общем случае инвентаризации подлежат:

  • жилые дома и комплексы;
  • производственные сооружения, здания и их отдельные помещения;
  • участки внешнего благоустройства прилегающих территорий;
  • объекты незавершённого строительства.

Органы технической инвентаризации

Инвентаризацию объектов недвижимого имущества, в том числе и земель разного назначения, проводят территориальные БТИ совместно с правоустанавливающими органами власти:

  • юстиции;
  • администраций органов местного самоуправления.

Виды технической инвентаризации

Фактически и при необходимости органы БТИ имеют право проводить три вида проверок:

Обычно только новые объекты исследуются в ходе первичной проверки, где им присваивают уникальный кадастровый номер, а также выдают технический паспорт.

Эксперты давно пришли к выводу на основе статистики, что изменения в конструктиве зданий происходят в среднем раз в 5 лет. Исходя из этого, органы БТИ обязаны каждую пятилетку проводить дополнительно еще и плановую проверку. В ходе ее фиксируются все изменения в учетной документации на объект с обязательным обновлением базы Единого государственного реестра объектов недвижимого имущества в зависимости от его юридического статуса.

Возможно, вам будет интересно узнать, для чего нужна кадастровая съемка.

Проведение инвентаризации

Согласно упомянутому выше закону о порядке проведения технической инвентаризации, ее заказчиком могут выступать как физические лица, так и органы власти. Инициировать процесс инвентаризации принято согласно поданного заявления.

На его основе создается комиссия, которая исследует объект инвентаризации, и фиксирует изменения в специальной описи (перечне). После этого составляется акт, дается заключение.

Следующим этапом завершается инвентаризационный процесс:

  • перенос данных в электронный вид
  • включение данных о проверенном объекте в информационные базы министерств и ведомств(Госкомстат, Госстрой и Минземстрой).

Собственнику объекта недвижимости по результатам проверки объектов выдаются технический и кадастровый паспорт, а также соответствующие справки (по запросу). Обычно они являются подтверждением, что проверенный объект действительно находится в государственных реестрах, на нем нет посторонних строений, является конкретным видом недвижимости (строение или земля) и т.д.

Физические лица, осуществляющие сделки купли-продажи жилья или получившие жилье в результате приватизации, часто путают назначение правоустанавливающих документов.

Технический паспорт выдается на возмездных условиях и содержит сведения обо всех ключевых коммуникациях и помещениях строений.
Кадастровый паспорт указывает на оценку рыночной стоимости инвентаризационной единицы (объекта недвижимости) в зависимости от стоимости и принадлежности земли в месте нахождения строений.

Из этого видео вы узнаете об инвентаризации имущества:

Порядок проведения технической инвентаризации объектов недвижимости

Инвентаризация – выявление объектов недвижимого имущества и оформление полученных результатов в соответствии с требованиями, установленными законом. Процедура может проводиться в отношении любых объектов недвижимости, независимо от титульного владельца. В статье расскажем, как проводится техническая инвентаризация объектов недвижимости, какие документы оформляются.

Виды технической инвентаризации

Различают три вида инвентаризации:

ВидВремя проведения
ПервичнаяТребуется только в отношении новых объектов либо тех, для которых такая процедура по каким-то причинам не проводилась, и они не включены в соответствующий реестр.
ВнеплановаяПроизводится после перепланировки или переустройства, а также при реконструкции здания, строительстве дополнительных помещений или сооружений, демонтажа каких-либо частей. Требуется перед заключением сделки по отчуждению прав на недвижимое имущество.
ПлановаяОсуществляется каждые 5 лет для выявления расхождений. Такой срок был выбран неслучайно. Согласно статистике именно по истечении указанного промежутка времени вносятся изменения. Читайте также статью: → “Виды инвентаризации в бухгалтерскому учете».
Читайте также:  Считается ли дарственная совместно нажитым имуществом

Основания и цели проведения инвентаризации

Технический контроль недвижимости преследует такие цели:

  • выявление полной, объективной и достоверной информации об объекте недвижимости. Такие сведения нужны не только государственным органам, но и владельцам;
  • создание единой базы данных, включающей всю недвижимость. Данная цель направлена на систематизацию сведений, а также усовершенствование планировки местности;
  • сбор и передача данных в органы статистического учета;
  • проверка полноты и достоверности сведений, необходимых для правильного исчисления налога на имущество;
  • сбор и передача сведений регистрационным органам.

Процедура важна в связи с тем, что полученные данные используются в работе иных служб и ведомств, на их основе рассчитывается налог, определяется амортизация, осуществляется страхование, а также устанавливается размер иных платежей. Проверка объекта недвижимости проводится в нескольких случаях:

  • возведение нового объекта;
  • капитальный ремонт здания;
  • в отношении неоконченного строительством объекта при оформлении прав на него;
  • совершение юридически значимых действий, объектом которых является недвижимое имущество. К ним относится выдел доли в общей собственности, ее отчуждение, слиянии и иные операции.

Инициатором инвентаризации выступает собственник строения или помещения. Государственные органы подают заявки в установленном порядке, граждане составляют заявление, лично явившись в территориальный отдел или многофункциональный центр.

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг
★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Объекты недвижимости, подлежащие инвентаризации

Инвентаризация может проводиться только в отношении объекта недвижимости как самостоятельной учетной единицы, обладающей автономной характеристикой и соответствующим правовым статусом. Здание или помещение относится к таковым в том случае, если они имеют технический паспорт, план и экспликацию, а также кадастровый номер.

Иногда за единицу учета принимаются комплексы, включающие в себя несколько объектов недвижимости. В таком случае они вносятся в перечень, а иные дополнительные помещения рассматриваются в качестве вспомогательных характеристик. Различные элементы или помещения, находящиеся в здании, также не являются отдельными объектами, как и те строения, которые не подпадают под определение капитального сооружения. Все они принимаются как характеристика главного сооружения.

Инвентаризация проводится в отношении всех объектов недвижимости как жилого, так и производственного или иного назначения.

К жилым объектам относятся многоэтажные и индивидуальные дома, общежития. Среди нежилых строений можно выделить здания, имеющие административное или общественное назначение, гаражи, дачи и иные постройки. Если строение было возведено в отсутствие оформленного должным образом разрешения на строительство, то инвентаризация также может быть проведена, поскольку наличие этого документа не влияет на результат технической проверки объекта недвижимости.

Кроме того, инвентаризация может проводиться в отношении гидротехнических объектов (платины, пруды, причалы), линейных сооружений (газовые скважины, электросети, электростанции, подстанции), транспортных объектов (железные и автомобильные дороги), культурных, включая религиозные строения. Читайте также статью: → “Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов: в строительстве и на производстве, порядок проведения, проводки, приказ».

Ответственные субъекты для проведения инвентаризации

Инвентаризация находится в ведомости бюро технической инвентаризации. Данное учреждение имеет разветвленную структуру территориальных подразделений, за каждым из которых закреплены определенные районы административной единицы. Архивы БТИ хранят техническую информацию обо всех объектах недвижимости.

Среди полномочий БТИ числится проведение инвентаризации по заявлению собственника объекта за установленную законом плату.

В своей деятельности бюро и его территориальные подразделения взаимодействуют с иными службами и ведомствами. Среди них: Росреестр, ЖКХ, ЖЭУ, отделы, курирующие градостроительство, местные администрации, комитеты по землеустройству.

Порядок проведения инвентаризации

Проверка сооружения осуществляется сотрудниками БТИ. Процедура имеет несколько этапов.

  1. Оформление заявки на проведение инвентаризации. Оставить заявку могут, как физические лица или организации – собственники объектов недвижимости, так и государственные органы.
  2. Создание комиссии, предназначенной для исследования сооружения. Читайте также статью: → “Как и кем проводится инвентаризация на предприятии ООО в 2020».
  3. Непосредственное исследование объекта недвижимости. Для реализации этой задачи сотрудники БТИ выезжают по адресу, указанному в заявке, и проводят осмотр, выполняют замеры и иные необходимые работы, фиксируя выявленные данные в перечне. На основании полученных сведений впоследствии составляется акт и дается заключение.
  4. Конечный этап инвентаризации – составление и выдача технического паспорта помещения или иного требуемого документа.

Условно все действия, проводимые в рамках инвентаризации можно разделить на работу на местности, предполагающую выезд специалистов на объект, и проведение осмотра и замеров и камеральную, когда полученные данные анализируются, и на их основе составляется документация. Все сведения, полученные в результате осмотра помещения и выполненных замеров, заносятся в электронную базу и передаются соответствующим ведомствам и службам.

Инвентаризация объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, проводится на основании заявки соответствующего органа. Сотрудники БТИ проводят сверку объектов под надзором местных администраций, на территории которых располагается недвижимость. Выявив объекты, входящие в перечень, проводится х обход, на основании которого составляется документ, содержащий характеристики строений.

Физическое лицо может заказать проведение инвентаризации и получение нужного ему документа, обратившись лично в территориальные подразделения БТИ или многофункциональный центр.

Оформление результатов инвентаризации

Чаще всего инвентаризация проводится с целью оформления технического паспорта. Форма, состав сведений, подлежащих отражению, определяется приказом Министерства экономического развития и торговли РФ. Сведения, включаемые в технический паспорт объекта недвижимости:

  • площадь и объем объекта. Нежилая часть и дополнительные пристройки также учитываются и отражаются документально;
  • качественные характеристики: вид недвижимости, ее назначение, состояние отдельных элементов, таких как фундамент, крыша, стены, иные конструкции, имеющие важное значение;
  • в некоторых случаях указывается инвентаризационная стоимость.

Процедура инвентаризации объекта недвижимости является основанием для его включения в соответствующий государственный реестр. Технический паспорт, выдаваемый в качестве результата проведенного исследования, содержит характеристики помещения или строения, предназначенные для его идентификации, и не подтверждает титульного права на недвижимость.

Проведение технической инвентаризации может преследовать цель получения иных документов:

  • выкопировки помещений из техпаспорта;
  • заключений о состоянии объектов, относящихся к капитальному строительству;
  • справок об отсутствии (наличии) объектов капитального строительства, статусе таких объектов.

Типовые ошибки при проверках

Наиболее часто встречаются ошибки в составлении технических паспортов.

ОшибкаКак исправить
Ошибка в составлении поэтажного плана. К примеру, могут быть неверно указаны замеры стен, газовая плита перепутана с электрической, ошибочно не указана вентиляция.До сотрудников БТИ следует донести информацию о том, что сведения в документе не соответствуют данным. Обычно назначается повторный выход, в ходе которого ошибки устраняются. В случае отказа можно обратиться в суд, но такого не случается. Все проблемы решаются без привлечения органов правосудия.
Отличие плана БТИ от аналогичных документов, подготовленных застройщиком.После постройки нового дома БТИ должны произвести его обмеры и составить соответствующие документы. На практике этот вопрос решается так. Сотрудники приходят и проводят обмеры первого этажа, затем проецируют полученные данные на все квартиры. В связи с этим могут возникать отклонения. Чтобы исправить положение необходимо истребовать у застройщика проектную документацию и с ней отправляться в БТИ.
Ошибка при внесении данных после перепланировкиЕсли в помещении была проведена перепланировка, должен быть составлен соответствующий акт. Эта задача относится к компетенции специальной комиссии, которая впоследствии передает все данные в БТИ для корректировки имеющихся у них сведений. Случается так, что в результате в новом техпаспорте собственник обнаруживает ошибки. Чтобы устранить их, следует обратиться в БТИ и вызвать специалиста, который произведет осмотр и исправить недочеты.

Несоответствия, выявленные в документах БТИ, рекомендуется исправлять сразу после их обнаружения. Способы зависят от ситуации. Прежде всего, следует указать на наличие ошибки, при отказе в ее исправлении рекомендуется составлять претензию в головной офис БТИ в соответствующем субъекте.

Часто задаваемые вопросы

Наиболее часто задаются следующие вопросы:

Какова стоимость проведения инвентаризации?Зависит от срочности и составляет в районе 3-5 тысяч рублей.
Сроки выполненияСтандартный срок составляет 10-14 дней с момента поступления заявки.
Можно ли ускорить процедуру?Да, техпаспорт может быть изготовлен за 5 дней при условии уплаты повышенной пошлины.
Если у техпаспорта срок действия?Нет, законом срок действия не ограничен. Однако установлено, что один раз в пять лет должен проводиться новый осмотр, но на практике это правило выполняется редко. Также данные в документе устаревают при проведении каких-либо изменений в планировке.
Как исправить допущенную ошибку?Следует обратиться в орган, составлявший документ, и указать на несоответствие данных, отраженных на бумаге, действительности.

Пример разрешения конфликтной ситуации

При оформлении наследства потребовался паспорт недвижимости. Наследники обратились в территориальный отдел и заказали документ. Сотрудники БТИ осмотрели помещение, однако по прошествии двух недель, паспорт не был изготовлен.

Прежде всего, следует отметить, что все работы выполняются на основании договора, а не жестко установленных законодательных сроков. Перед обращением в БТИ рекомендуется ознакомиться с положениями подписанного договора и выявить сроки выполнения работ. В данной ситуации клиента защищает закон о правах потребителя, который предусматривает возможность уменьшения стоимости работ.

Поэтому в случае нарушения сроков изготовления документов рекомендуется писать претензию, ссылаясь на договор и положения законодательства о правах потребителя, требуя подготовки документа и уменьшения стоимости услуг. После получения письменных требований, БТИ обычно выполняет свои обязанности.

Какой срок действия у технического или кадастрового паспорта БТИ (ПИБ)?

В настоящем материале адвокат Антон Лебедев анализирует нормы регулирующие «срок действия паспорта на квартиру». Для анализа были взяты ответы, данные на сайтах официальных органов осуществляющих инвентаризационный учет (Ростехинвентаризация), Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости Санкт-Петербурга (ГУИОН) и регистрацию прав на недвижимое имущество (Росрегистрация).

Спорная правовая норма содержится в Постановлении Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N921 и выглядит следующим образом:

“8. Плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах. Плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет.”

Параллельно существует схожие нормы Постановления Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N1301, Приказа Минстроя РФ от 04.04.1992 N 87 “Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности” и Распоряжения Мэра Санкт-Петербурга от 18 августа 1994 г. N 857-р “Об утверждении положения о технической инвентаризации объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга”.

Вот ответ ФГУП “Ростехинвентаризация” от 19.06.2008 (источник Официальный сайт Ростехинвентаризации) на вопрос о сроке действия паспорта:

“Технический паспорт составляется на каждый объект капитального строительства по результатам первичной технической инвентаризации в установленном порядке (п.7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. №921).

Технический паспорт является документом, удостоверяющим факт наличия в натуре соответствующего объекта капитального строительства с установленными при проведении его технической инвентаризации на конкретную дату характеристиками. Технический паспорт составляется на конкретную дату проведения технической инвентаризации объекта капитального строительства, которая указывается на титульном листе технического паспорта.

Читайте также:  Какие пенсионеры освобождаются от налога на имущество

Технический паспортне может иметь ограниченного срока действия. Законодательством подобные сроки действия технических паспортов не установлены. Установление предельных сроков действия технических паспортов и иных выдаваемых организациями технической инвентаризации документов (справок, выписок из реестра, извлечений из технических паспортов, поэтажных планов, экспликаций и др.) является противозаконным и нарушает права заявителей, обращающихся в организации технической инвентаризации за соответствующими документами.”

Такого мнения придерживается ФГУП «Ростехинвентаризация». Учреждения «Росрегистрации» не подконтрольны «Ростехинвентаризации», но придерживаются схожего мнения. К сожалению, ответ «Росрегистрации» размещенный на сайте не содержит даты ответа, судя по формулировке данной в ответе, ответ дан после 30.06.2006 г. На 30.06.2008 этот ответ размещен на сайте (источник: Официальный сайт Росрегистрации):

“На основании Положения от 04.12.2000г № 921 «Об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» (далее – Положение) техническая инвентаризация подразделяется на первичную, плановую и внеплановую. Плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах. Плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет. Внеплановая техническая инвентаризация объектов учета проводится при изменении технических или качественных характеристик объекта учета (перепланировка, реконструкция, возведение, разрушение и т.п.), а также в случае предоставления плана объекта учета для государственной регистрации прав в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).

Согласно статье 18 Закона о регистрации форма технического паспорта и порядок его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Дополнительно сообщаем, что на основании пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации представление плана объекта недвижимого имущества не требуется, если план соответствующего объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.”

Городское управление инвентаризации и оцени Санкт-Петербурга (ГУИОН) на вопрос о сроках действия технического и кадастрового паспортов отвечает следующее (официальный ответ ГУИОН):

“Ответ: сроки действия указанных документов не установлены, однако постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921 техническая инвентаризация должна проводиться не реже, чем один раз в 5 лет, в связи с чем, технические и кадастровые паспорта утрачивают свою актуальность по истечении указанного срока.”

Это означает то, что ГУИОН не делает различий между техническим и кадастровым паспортом и правовое регулирование этого вопроса отводится именно к Постановлению Правительства РФ от 04.12.2000 г. №921.

Как видно Росрегистрация более сдержанно трактует указанную норму, однако говорит о возможности не предоставлять паспорт вообще. В п. 1 ст. 17 Федерального законна О государственной регистрации (в редакции от 13.05.2008 г.) содержится следующая норма: «Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок — кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.» Поэтому если говорить о необходимости предоставления плана, то есть возможность не предоставлять его в случае, когда данный план предоставлялся ранее и был помещен в дело регистрирующего органа по объекту недвижимости.

Анализ всех этих норм позволяет сделать вывод о том, что плановая техническая инвентаризация должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Ограничения срока действия технического паспорта в данных нормах не содержится.

Анализ ответов федеральных органов власти в совокупности с ответами и требованиями региональных подразделений этих органов позволяет говорить о том, что требования устанавливаемые на местах могут отличаться от позиции федеральных органов. К примеру, одним из документов предоставляемых на государственную регистрацию в Управление ФРС указывается «Подлинник плана объекта недвижимости, удостоверенный государственным органом (организацией), осуществляющей государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости на территории регистрационного округа.». В списке предоставляемых для регистрации документов не указывается о том, что данный документ может не предоставляться при определенном условии. Такая позиция региональных Управлений ФРС (Росрегистрации) связана с тем, что разъяснения норм п. 1 ст. 17 Федерального закона О государственной регистрации не всегда оканчивается правильным пониманием таких норм гражданами и юридическими лицами, что на практике приводит к еще большим проблемам.

Однозначно можно сказать, что выполнение возможного требования регистрирующего органа о «сроке изготовления паспорта не позднее пяти лет» позволит произвести государственную регистрацию без каких-либо осложнений. В случае невыполнения такого требования, произвольная трактовка положения Постановления Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N921 конкретным исполнителем может привести к приостановке государственной регистрации. Регистрирующим органом может быть выдвинуто требование о подтверждении данных “старого” паспорта новым документом из БТИ(ПИБ). От предложений проверять действие данной нормы практическим путем, жертвуя сроками регистрации, все участники рынка отказываются. Поэтому говорить о проверке практическим путем действия данного положения на территории всей Российской федерации невозможно. В случае получения отказа на этом основании, такой отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

По последним данным, предоставленным читателями сайта “Гражданский адвокат”, государственная регистрация сделок на территории Санкт-Петербурга на основании документов созданных более пяти лет назад возможна. Консультанты в Управлении ФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области информируют граждан о возможности использования документов изготовленных более 5 лет назад.

Инвентаризация недвижимости

Инвентаризация имущества представляет собой один из самых важнейших механизмов учета недвижимости на территории РФ, который позволяет оценить истинное состояние жилого и нежилого фонда государства, его конкретную стоимость и фактические изменения и трансформации, воплощенные в процессе пользования объектами.

Инвентаризация объектов недвижимости – один из ключевых механизмов технического учета и описи имущества в России. На сегодняшний день существует несколько основных нормативно-правовых актов, которые регламентируют эту сферу деятельности государственных органов:

  • 1) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
  • 2) Постановление Госстроя РФ от 30.12.99 № 93 “Об утверждении положения об организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости в Российской Федерации”;
  • 3) Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301 «О государственном учёте жилищного фонда в РФ»;
  • 4) Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. «О государственном техническом учёте и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства»
  • 5) Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 №49 “Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств”

Понятие инвентаризации

Согласно финансовому словарю, инвентаризация имущественных объектов представляет собой подробную опись всей недвижимости – как жилой, так и нежилой. Опись имущества распространяется как на государственную и муниципальную, так и частную собственность. Все полученные данные в результате инвентаризации вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в том числе рыночная стоимость объекта недвижимости, точный адрес месторасположения, техническое состояние и пр.

Инвентаризация недвижимости проводится по правилам, установленным нормативно-правовыми актами (полный перечень см. в начале статьи). Совсем недавно в данной сфере деятельности существовали значительные правовые пробелы и коллизии. Например, до 2004 года инвентаризация и государственный учет осуществлялись органами муниципальной власти, что создавало предпосылки для совершения многочисленных незаконных сделок с недвижимостью. Однако, принятые дополнения и поправки к нормативно-правовыми актам позволили устранить все эти юридические недочеты. Так, поправки, внесенные в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, вновь вернули компетенцию проведения инвентаризации федеральным органам власти.

Кроме того, благодаря внесенным поправкам, получили легальное определения термины, связанные с инвентаризацией имущества. Благодаря разработке специальных дефиниций удается упорядочить сам процесс описи имущества, которая проводится Городским управлением инвентаризации и оценки недвижимости. Данная структура создается при исполнительных органах власти каждого конкретного субъекта РФ.

Виды инвентаризации

На сегодняшний день выделяют несколько видов инвентаризации имущества в России, а именно:

  • 1) Первичная инвентаризация. В данном случае осуществляется учет и опись всех объектов, которые ранее не подвергались инвентаризации. По результатам проведенных действий на недвижимое имущество оформляется технический паспорт, а также утверждается индивидуальный кадастровый и инвентарный номер. На основе этих сведений заполняются документы, из которых формируется ЕГРП.
  • 2) Плановая инвентаризация. В данном случае Бюро технической инвентаризации (БТИ) производит повторную опись ранее учтенных имущественных объектов. Этот вид инвентаризации позволяет выявить компетентным органам изменения, которые были осуществлены собственниками недвижимости, и факт их оформления в технической документации.
  • 3) Внеплановая инвентаризация. В данном случае работы инициируются самим собственником недвижимости. Для этого необходимо направить заявление в БТИ. Размер платы и сроки проведения государственного учета определяются российским законодательством, но отличаются в разных регионах. Посмотреть полный прайс-лист услуг можно на официальных сайтах БТИ, а также на портале Росреестра.

Вне зависимости от вида инвентаризации работа по учету и описи имущества осуществляется в два этапа:

  • 1) Уполномоченные лица проводят необходимые работы на местности. Сотрудники БТИ исследуют объект недвижимости и осуществляют топографическую съемку.
  • 2) Далее – камеральный этап. Информация фиксируется на бумажных и электронных носителях, после чего сведения адресуются в Госкомстат, Минземстрой и Госстрой РФ.

Внесение сведений в ЕГРП

На завершающем этапе технической инвентаризации недвижимого имущества все сведения вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данный реестр ведется в строгом соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 219 от 18 февраля 1998 г.

ЕГРП ведется как на бумажных, так и магнитных (электронных) носителях. Официальная документация заполняется на каждый объект недвижимости, после чего формируется инвентарное дело. Все подлинники учетно-технической документации хранятся в архивных фондах. При запросе собственников или иных лиц выдаются только официально заверенные копии. Иными словами, подлинники не подлежат изъятию из архива, если подобное требование не установлено законом.

В некоторых случаях отмечаются расхождения в сведениях, содержащихся на бумажных и магнитных носителях. В этих ситуациях приоритетной признается информация, зафиксированная на бумаге.

Что такое техническая инвентаризация, её виды и порядок проведения

Как людям полагается при болях и недомоганиях положено пройти медицинское обследование, так и объектам недвижимости периодически требуется технической инвентаризации. Оценка здания, выявление его ключевых характеристик и особенностей пользования играют важную роль при эксплуатации объекта недвижимости.

Перед тем, как проводить какие-либо строительные мероприятия, рекомендуется позаботиться о проведении технического учета. Но далеко не все знают о такой процедуре, о том, зачем она нужна, и можно ли без нее обойтись.

Читайте также:  Является ли дарственная совместно нажитым имуществом

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Что такое технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимости

Техническая инвентаризация недвижимого имущества – это проверка наличия, назначения, состава и состояния, а также проведение замеров здания с целью оформления технического паспорта на него. Иначе говоря, выполняется обследование здания, чтобы определить его характеристики.

Такая процедура, как правило, проводится по следующим причинам:

  • желание владельца проверить состояние имущества;
  • по требованию государственных органов в случае получения лицензии;
  • объект вводится в эксплуатацию после строительных работ или реконструкции.

Все это считается основаниями для обследования недвижимости с привлечением специалистов по инвентаризации.

Проверка касается зданий, построек, различных помещений, недостроенных объектов недвижимости, сооружений, площадок, коммуникаций. Уже в зависимости от исследуемого строения по окончании инвентаризации оформляется тот или иной документ:

  • паспорт технической инвентаризации;
  • план по этажам;
  • справка о технико-экономических показателях (ТЭП);
  • справка о принадлежности к категории недвижимости.

Примечание. Технический учет проводится с применением специальных приборов для измерения с высокой степенью точности. При этом инженеры, отвечающие за инвентаризацию и подготавливающие документацию, обладают надлежащей квалификацией и опытом работы в этой сфере.

Государственные органы обязывают руководителей организаций проводить техническую проверку как движимых, так и недвижимых объектов собственности. Такое требование относится ко всем категориям объектов, невзирая на их форму собственности или назначение.

В ходе инвентаризации обследуются главные конструктивные части здания: стены, перегородки, перекрытия, пол, фундамент, двери, крыши, окна. Кроме того, особому вниманию подвергаются системы, отвечающие за отопление и вентиляцию в помещении.

Инженеры фиксируют и включают в описные материалы и некапитальные постройки — например, летний душ, палатки, теплицы.

Справка. Отсутствие разрешения на строительство не считается причиной отказа на выдачу технического паспорта или готовых стройматериалов.

Основная задача руководителя строительной компании сводится к тому, чтобы создать благоприятные условия для проведения технического обследования недвижимости.

Сформированная инвентаризационная комиссия занимается определением фактического наличия имущества и его параметров. На основании наблюдений комиссии происходит заполнение первичного учетного документа — инвентаризационной описи.

Внимание. Окончательные результаты проведенного инженерного обследования отражаются в хозяйственном учете организации за тот период, в котором ревизия завершилась.

Инвентаризация недвижимости дает право:

  1. Выявить недвижимое имущество, которое претерпело изменения первоначальных показателей.
  2. Проверить, насколько ответственно лица подходят к требованиям по эксплуатации строений.

Виды технической инвентаризации

Распространено ошибочное мнение, что инженерная инвентаризация представляет интерес для органов инвентаризации и учета, которым нужно обновлять собственную базу недвижимости.

На самом деле проверка текущего состояния недвижимости выявляет опасные перепланировки, разрушительно действующие на конструкцию строения. Актуальные данные, содержащиеся в технических документах, идентифицируют конкретную недвижимость.

Благодаря своевременному обследованию здания или помещения и вносимым корректировкам, собственник, как и все остальные стороны сделки, заказывающие справки о недвижимости, получают наиболее достоверные сведения о строении.

Примечание. При заключении договора купли-продажи с недвижимым объектом имущества проводить инженерную инвентаризацию не обязательно. Связано это с тем, что в этом случае не происходит никаких изменений непосредственно с самим зданием или помещением. То есть отсутствует факт строительства (реконструкции).

Выделяют следующие виды технического учета:

Внеплановая проверка

Такому обследованию здание подлежит в случае, если оно было подвержено техническим или качественным изменениям. Например, объект учета претерпел перепланировку, реконструкцию, произошло переоборудование. Кроме того, это касается возведения новых построек и разрушения старых (снос), изменения уровня промышленного благоустройства.

Незапланированная инвентаризация зачастую проводится при совершении с объектом учета сделок, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Плановая инвентаризация

Плановая проверка недвижимого объекта включает в себя такие задачи, как:

  • выявление местоположения здания на конкретном участке земли;
  • комплексное обследование помещений с целью проверки их соответствия паспортной документации;
  • корректировка изменений в технических документах на здание в случае несоответствия данных;
  • обновление базы данных;
  • оформление всей необходимой документации для проведения сделок с недвижимостью.

Справка. Не следует игнорировать процедуру технической инвентаризации. Помимо того, что это невыгодно и нерационально, это также рискованно для собственника недвижимости.

В результате плановой инвентаризации актуализируются данные, которые содержатся в техническом паспорте здания на дату проведения такой проверки. Проводят ее один раз в пять лет.

По итогам плановой инвентаризации заказчику выдается новый технический паспорт на строение.

Первичный осмотр

Первичное обследование выполняется, как правило, при появлении нового объекта строительства. Инженер производит обмер всех помещений в здании. Результаты проверки заносятся в технический паспорт недвижимости.

Примечание. Документация об объектах недвижимости (справка, содержащая технико-экономические показатели) в ходе первичного обследования необходима, чтобы впоследствии ввести здание в эксплуатацию.

Объекты технической инвентаризации

Согласно статье 130 ГК РФ «Недвижимые и движимые вещи» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) объектами технического учета признаются недвижимые объекты имущества. Они, в свою очередь, имеют тесную привязку к земле, а их перемещение без причинения ущерба невозможно.

Такие объекты, или, как их еще принято называть, единицы учета, обладают автономными характеристиками и самостоятельным юридическим статусом. Статус проявляется в наименовании, которое вносится в опись.

Основными критериями для определения юридического статуса служат:

  • техпаспорт здания;
  • инженерный план объекта;
  • кадастровый номер.

Справка. Если здание (учетная единица) состоит из целого комплекса объектов, то такие части объекта признаются его вспомогательными характеристиками.

Нередко собственники задаются вопросом, какие действия предпринять, когда сооружение требуется разделить на несколько учетных единиц.

В таком случае вы совместно с органами технической инвентаризации составляете сопроводительную документацию, в то время как между зданиями в обязательном порядке необходимо провести разграничительную линию (забор, глухая стена). Важно, чтобы такая линия не допускала непосредственного сообщения объектов недвижимости.

К слову, такое правило распространяется и на домовладения, и на иные капитальные строения, расположенные на земельном участке. То есть они в совокупности определяются единицей учета. Иначе говоря, здание признается объектом, а участок — его характеристикой.

Внимание. Элементы здания и иные размещенные в нем помещения не формируют инвентарные единицы учета.

Государственный технический учет осуществляется:

  • по жилым и нежилым гражданским зданиям и зданиям производственного назначения;
  • по проездам, мостам и площадям — все объекты внешнего благоустройства подлежат проверке;
  • по объектам передающих устройств — например, сооружениям систем электро-, газо-, теплоснабжения, канализациям, нефтепроводам;
  • по сетям, с помощью которых перемещаются трамваи.

Согласно действующему российскому законодательству, недвижимость, подверженная техническому обследованию, имеет тесную связь с землей и обладает целевым назначением.

Помимо вышесказанного, к объектам инвентаризации в сфере недвижимого имущества относятся:

  • незавершенное строительство;
  • самовольная постройка;
  • бесхозное здание и сооружение.

Трудоемким, но интересным считается обследование объектов Гражданской обороны, кондоминиумов, гостиничных комплексов и отелей, в которых находятся более 1000 помещений. Такая недвижимость, безусловно, должна быть учтена, но что еще более важно, она должна отвечать всем нормам и требованиям по эксплуатации зданий и сооружений.

Примечание. Кондоминиум — комплекс недвижимости, находящийся в совместном ведении нескольких собственников.

В таких условиях проверка нередко оказывается поверхностной в силу масштабов здания. Чтобы при инвентаризации упростить задачу специалистам и районными администрациями, устанавливаются специальные программы. Например, жилищный комитет на долгосрочную перспективу повышает требования к сезонному обслуживанию строений: качество уборки помещений и дворов, своевременный ремонт водосточных труб, обновление фасадов.

Порядок проведения технической инвентаризации объектов недвижимости

Организация технической инвентаризации состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительные работы.
  2. Выезд инженера на объект с последующими обмерами местоположения объекта.
  3. Техническое обследование объекта недвижимости с использованием исполнительных чертежей.
  4. Ознакомление с правоустанавливающими документами.
  5. Камеральные работы (чертеж планов, выявление технических особенностей и физического износа, расчет стоимости).
  6. Составление инженерного и кадастрового паспортов.
  7. Изготовление инвентарного дела.

По результатам работ формируется пакет документов, и заказчик принимает работы. Заказчику выдается технический паспорт недвижимого объекта, в котором содержатся планы по этажам, ведомости помещений имущественного комплекса и их основные характеристики.

Справка. Если инвентаризация первичная, вам потребуется передать подрядчику проектную документацию на объект, так как на ее основании выдается разрешение на строительство здания.

Допускаются незначительные отклонения от проекта. Однако это не означает, что первоначально обмеры совершались с нарушением норм. Каждый специалист применяет свое оборудование, на котором устанавливается погрешность. Кроме того, имеют место быть индивидуальные методы обмеров — например, по потолкам или по полу.

По окончании приемки выполненных работ заказчиком и подрядчиком подписывается акт сдачи-приемки. Нередко встречаются ситуации, когда обмеры были совершены одной организацией, а отклонения будет выявлять другая компания.

Внимание. Если результаты инвентаризации двумя независимыми организациями несколько отличаются друг от друга, руководствоваться лучше теми сведениями, которые ранее по этому объекту содержались в Государственном кадастре недвижимости.

Документы для технической инвентаризации

Любая ревизия подтверждается документальным оформлением на бумаге. К инвентаризационным документам относятся:

  1. Инвентарные карточки. Они используются для отражения сведений о фактическом наличии недвижимого имущества и о его перемещении, если последнее было совершено. Карточки заполняются отдельно по каждому взятому объекту недвижимого имущества или на группу однородных объектов.
  2. Книги по инвентаризации и описи. Такие документы объединяют в себе все находящиеся в здании объекты. В них указываются характеристики, инвентарные номера, названия и иные показатели.
  3. Технические справки на объект обследования. Этот документ выдает бюро технической инвентаризации (БТИ). В нем раскрывается информация обо всех характеристиках каждого элемента недвижимого имущества.
  4. Документы на объекты, находящиеся в аренде: договор аренды и акт приема-передачи имущества.

Правила технической инвентаризации указывают, что законным требованием по отношению к зданиям и сооружениям считается паспортизация объекта. Получение паспорта требуется в момент ввода в эксплуатацию, при первичном осмотре и регистрации.

Собственник обращается в БТИ по месту нахождения недвижимости, где по запросу находит специалиста по техническому осмотру. По окончании работ инженер заносит технические характеристики в базу БТИ.

На основании этих данных выписывается паспорт с инженерными характеристиками строения.

Помимо этого, здание требуется обеспечить следующим:

  • исполнительной документацией;
  • актами предшествующих проверок;
  • данными о всем комплексе объекта;
  • справками о местоположении и границах здания;
  • разрешением на проведение реконструкции, если она потребуется;
  • сведения о внесенных корректировках.

Сроки выполнения работ

Единых сроков проведения инвентаризации помещений не предусмотрено. Они варьируются в зависимости от масштабов объекта и объема работ.

Обычно выделяются средние сроки:

  • составление инженерного плана помещения – не более 5 рабочих дней;
  • обследование объекта недвижимости – от 1 до 30 дней;
  • разработка техпаспорта – в течение 1 дня и более;
  • постановка на реестровый учет или внесение изменений в учете кадастра – от 18 до 25 дней.

Заключение

Технический учет и техническая инвентаризация выполняются в случае внесения определенных корректировок в отношении технических или качественных характеристик объектов капитального строительства.

Как показывает практика, добросовестное обследование выявляет и анализирует текущее состояние объекта недвижимого имущества. Наличие информации о фактических характеристиках здания или помещения позволит избежать судебных споров, а также своевременно выявить имеющиеся недостатки.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Ссылка на основную публикацию