Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества

Что делать с неиспользуемым имуществом

В практике предпринимательства нередки случаи, когда основные средства в какой-то период перестают использоваться для деятельности, которая приносит доход. Возможно, позже эти активы понадобятся снова, а может быть, стали ненужными навсегда.

Как отражать такое имущество в бухгалтерском учете? Как списывать его амортизацию, если по факту оно не изнашивается, поскольку не работает? Каким образом вновь вовлекать «законсервированные» ОС в оборот? Можно ли их реализовать? Рассуждаем в нижеприведенной статье.

Что такое неиспользуемое имущество

Неиспользуемым считается имущество, которое временно не участвует в основной деятельности организации. Причины, по которым это может иметь место, различны:

  • изменение объемов производства;
  • переход организации на другой вид деятельности;
  • попадание имущества в ремонт;
  • сезонная деятельность организации;
  • устаревание основного средства (моральный износ) и др.

СПРАВКА! В качестве таких основных средств может выступать оборудование или (чаще) недвижимость.

Если планируется через определенное время вновь пользоваться этим активом, это означает, что с точки зрения учета он «законсервирован». Можно сдать неиспользуемое ОС в аренду или продать – то есть так или иначе вновь вовлечь в хозяйственный оборот.

Перевод неиспользуемого имущества на консервацию

Консервация – это перевод активов в такое состояние, которое позволит сохранить их в пригодности к эксплуатации через установленное время. Консервации можно подвергать:

  • объекты незавершенного строительства – если нет средств на продолжение стройки или в данный момент вкладывать их нецелесообразно;
  • как технологические комплексы, так и части целого;
  • готовые основные средства – если их не планируется использовать в течение минимум 3 месяцев.

ВАЖНО! Такую процедуру можно выполнять на основании п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 3 ст. 256 НК РФ.

Процедура консервации

Перевод на консервацию делается согласно решению руководства предприятия или, если имущество государственное, соответствующим постановлением министерства.

Порядок процедуры консервации и расконсервации принимается внутренним решением руководства конкретной организации и фиксируется локальным нормативным актом. Должен быть составлен и подписан акт о переводе объекта основных средств на консервацию (типовой формы нет, ее нужно утвердить). Акт подписывается комиссией, которую руководство учредило приказом. В акте нужно в обязательном порядке отразить:

  • наименование неиспользуемого актива;
  • его инвентарный номер;
  • первоначальную стоимость, по которой ОС принято на баланс;
  • сумму амортизации, которую на него уже успели начислить;
  • причины консервации;
  • срок будущей расконсервации;
  • подписи членов комиссии.

Бухучет законсервированного ОС

Расходы на содержание неиспользуемых основных средств, в том числе и переведенных на консервацию, относятся к прочим, их следует отражать на счете 91 «Прочие расходы».

Когда утрачивается амортизация

На неиспользуемое имущество временно не нужно начислять амортизацию, если выполняется одно из условий:

  • если консервация оформлена более чем на 3 месяца;
  • ремонт (восстановление) рассчитано дольше чем на год;
  • модернизация (реконструкция) будет проводиться дольше чем 12 месяцев;
  • имущество передано по договору безвозмездного пользования (это уже не консервация).

Если временный простой меньше, экономически не обоснован либо его не оформляют как консервацию, амортизация начисляется обычным порядком.

При консервации срок полезной эксплуатации основного средства увеличивается на тот период, пока оно не использовалось.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если законсервировано было не все ОС, а только его часть, при этом остальные части продолжают принимать участие в деятельности предприятия, амортизация не начисляется на все ОС, хотя оно и значится на балансе как единое целое. Например, в эксплуатируемом здании закрывают один этаж под ремонт, остальные продолжают функционировать.

Налоговый учет консервации

Налоги платятся с тех средств, которые применяются для извлечения дохода. С одной стороны, ОС продолжают находиться на балансе и являться имуществом предприятия. С другой, вследствие простоя они прямо не применяются для извлечения экономической выгоды.

Если на неиспользуемое основное средство продолжает начисляться амортизация, она может быть учтена для снижения налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ), поскольку эти расходы:

  • экономически обоснованы;
  • подтверждены документально;
  • направлены на будущее получение дохода (ведь актив позже будет расконсервирован).

Как только расконсервирование произошло, амортизация должна начисляться так, как это делалось раньше, до начала простоя.

Если не консервация, то что?

Когда средство не планируют возвращать в эксплуатацию, консервировать его нет смысла. Практичнее все же получить с него определенный доход, а затем списать с баланса. Это можно сделать одним из способов:

  • передача неиспользуемого имущества в аренду (лизинг);
  • продажа основного средства.

Как правило, условия для этих действий получаются льготными, выгодными для покупателя или арендополучателя. Часто реализация неиспользуемых объектов недвижимости происходит путем аукционов или другим способом организованных торгов.

Вовлечение неиспользуемого имущества в оборот

Государство особенно строго относится к неиспользуемому имуществу, находящемуся в коммунальной собственности. Перечень его утверждается правительством, а далее вовлекается в хозяйственный оборот согласно соответствующему указу. Основные пути вовлечения:

  • продажа на аукционе, где начальная цена будет базовой величиной, установленной законодательно;
  • передача в бесплатное пользование индивидуальным предпринимателям или частным юрлицам;
  • передача в безвозмездное пользование;
  • иное использование, не противоречащее закону.

Безвозмездно, но не бесконтрольно

Передача ненужных государству объектов частным инвесторам происходит не просто так, а на основании конкретного инвестиционного проекта. Если предприниматель готов вложить деньги в неиспользуемый объект (чаще всего это недвижимость), этот процесс строго регламентируется и контролируется. Инвестор должен доказать, что данному объекту будет действительно дано целевое применение, предоставив проект (бизнес-план). В случае удачи получится обоюдная выгода:

  • вместо пустующих зданий и сооружений появятся полезные функционирующие объекты;
  • на них будут востребованы новые рабочие места, которые принесут доходы и предпринимателю, и в бюджет;
  • при выполнении всех условий объект потом переходит в собственность вложившего в него средства инвестора.

Продажа с аукциона

Аукционные торги по неиспользуемому имуществу как средство вовлечения его в оборот применяются наиболее часто.

С предметами и оборудованием все ясно – они просто переходят в собственность нового владельца, который планирует их использовать. Если же продается недвижимость, то земельный участок, на котором она расположена, чаще всего отдается в аренду. О торгах заранее объявляется в СМИ, на специализированных площадках и изданиях, подаются заявки на участие, и аукцион проводится среди заявителей.

Если лот никто не приобрел, могут приниматься следующие меры:

  • стоимость снижается на 20%;
  • после вторых нерезультативных торгов – еще на 50%;
  • максимальное понижение – до 80% от начальной цены.

Новый владелец должен внести деньги в установленный срок, иначе результаты торгов будут аннулированы.

Если объект совершенно нерентабелен

Если вновь ввести в оборот неиспользуемое имущество не представляется целесообразным, его следует утилизировать, чтобы хранение не занимало экономически неоправданные ресурсы.

Если ОС не требуется ни инвестору, ни собственнику, нужно освободить место для нового. В отношении недвижимости это означает снос.

Неиспользуемое .

О недвижимости Республики Беларусь

Неиспользуемое госимущество и что с ним делать? Пнд, Май 30. 2011

До 2007 года процесс продажи госимущества носил несистемный, хаотичный характер.

Процесс вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого или неэффективно используемого государственного имущества в Беларуси становится более динамичным. Раньше такое имущество продавалось долго и осторожно. Теперь подходы меняются. При этом государство продает госимущество не столько с целью заработать, сколько найти неиспользуемым помещениям нового хозяина, чтобы оно эффективно использовалось, создавалось производство и новые рабочие места. О том, что уже сделано в Беларуси по либерализации подходов по продаже госимущества, что еще необходимо осуществить, рассказал заместитель директора Фонда государственного имущества Государственного комитета по имуществу Владимир Ковалевский.

До 2007 года процесс продажи госимущества носил несистемный, хаотичный характер, отметил Владимир Ковалевский. Имущество продавалось от случая к случаю, и основным способом реализации была продажа через аукцион. Такие подходы привели к тому, что к 2007 году в Беларуси оставалось огромное количество неиспользуемого госимущества, незадействованного в хозяйственном обороте, в производстве. Это было имущество, на которое государственные предприятия платили налог на недвижимость, земельный налог и несли другие расходы.

В 2006 году была проведена инвентаризация всего госимущества, в результате чего были составлены календарные графики вовлечения этого имущества в хозяйственный оборот. Графики включали наименование объекта, способы его вовлечения – продажа, безвозмездная передача, аренда, консервация, модернизация, в том числе и снос, как крайняя мера.

С 2007 по 2010 год вовлечено в хозяйственный оборот и списано более 13 тыс. неиспользованных объектов государственного имущества, что позволило привлечь 27,8 млрд. рублей инвестиций. Создано более 1,5 тыс. рабочих мест. Зачастую на вчерашних развалинах созданы новые современные объекты, которые заработали и начали приносить прибыль собственнику.

На 2011 год запланировано вовлечь в хозяйственный оборот и списать около 1 тыс. объектов республиканской собственности и около 3,6 тыс. – коммунальной. “И вот этот массив, который мы знаем пообъектно, является сегодня предметом работы Госкомимущества, а также местных исполнительных и распорядительных органов, отраслевых министерств”, – констатировал Владимир Ковалевский.

Наиболее распространенным способом реализации имущества является продажа через аукцион. С 2008 года неиспользуемое госимущество в Беларуси продается на аукционах с правом аренды земельного участка, на котором расположен объект. Организаторами этих аукционов являются областные и Минский городской территориальные фонды Госкомимущества. Они расположены во всех областях республики и в Минске. Информация об аукционах или конкурсах размещается на сайтах Госкомимущества, облисполкомов, Минского горисполкома, а также в СМИ, которые определены правительством (газеты “Советская Белоруссия”, “Рэспублiка”, “Звязда”).

Несмотря на либеральные подходы к продаже имущества, объект не всегда продается сразу. “С первого раза у нас продается примерно только 25% имущества, – уточнил Владимир Ковалевский. – Это те объекты, которые в теперешнем состоянии вызывают интерес у инвесторов. И инвестор готов приобрести именно этот объект за стоимость, которая сложилась в результате аукциона”.

После первых нерезультативных торгов стоимость объекта может понижаться на 20%, после вторых на 50%. После третьих объект может быть выставлен на так называемый голландский аукцион – с применением метода понижения начальной цены. В ходе этого аукциона стоимость объекта, если есть несколько желающих его приобрести, возрастает. Но если интерес к этому объекту невысок, то в результате стоимость объекта понижается и может составить только 20% от начальной цены.

Еще один интересный способ реализации объектов – на аукционе с начальной ценой продажи за одну базовую величину (35 тыс. рублей). Он стал применяться в Беларуси с 2007 года. Сейчас таким путем продается достаточно большое количество объектов. В 2007-2010 годах продано 1979 объектов государственной собственности, выставленных на аукцион за одну базовую величину. С каждым годом постоянно увеличивалось число этих продаж. Так, в 2007 году было продано 80 объектов, в 2008-м – 444, в 2009-м – 526. В 2010 году на торгах с начальной ценой продажи за одну базовую величину реализовано 929 таких объектов.

“Конечно, это не говорит о том, что мы буквально распродаем имущество за 35 тыс. рублей, – пояснил замдиректора фонда. – Это начальная цена продажи на аукционах. Но есть факты, когда на аукцион приходит один человек и покупает здание или сооружение за 35 тыс. рублей плюс 5% к начальной цене”.

На этом способы поиска эффективного собственника на объект не заканчиваются. Ранее недвижимость продавалась вместе с правом аренды земельного участка. Иногда возникала ситуация, когда объект стоил 35 тыс. рублей, а право аренды земельного участка доходило до 8-12 млн. рублей. Такие подходы вызывали недоумение и нарекания предпринимательских структур. Если государство заявляет о продаже объекта с начальной ценой за одну базовую величину, то откуда берется единый предмет аукциона в 12 млн. рублей? “Ситуацию мы исправили в прошлом году”, – сказал замдиректора фонда. С марта 2010 года вступил в силу указ №622, в соответствии с которым объекты с начальной ценой, равной одной базовой величине, продаются без продажи права заключения договора аренды на земельный участок.

Сегодня приходится сожалеть, что такие подходы в республике начали применяться уже после того, когда некоторые объекты доведены до плачевного состояния и не привлекательны инвесторам. Если бы в предшествующие годы были приняты такие меры, поставлено на контроль выполнение графиков продаж, то, может быть, сейчас не было бы такой проблемы по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого госимущества, считает Владимир Ковалевский.

Читайте также:  Как рассчитать госпошлину при разделе имущества

Чтобы работа пошла быстрее, Госкомимуществу в 2010 году делегирована часть полномочий, которыми ранее было наделено только правительство. Теперь продажа объектов стоимостью до 5 тыс. базовых величин осуществляется министерствами по согласованию с Госкомимуществом.

Существует еще один способ вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого госимущества – безвозмездная передача объекта инвестору под реализацию конкретного инвестпроекта. “Понятно, что мы не можем просто так, без контроля передавать объекты. Есть условия – под создание рабочих мест, новых производств, вложение инвестиций”. Чаще всего речь идет о незавершенных строительством объектах. Например, в конце прошлого года в Минском районе безвозмездно передали фермеру 11 зданий под инвестпроект по развитию овцеводства.

Недавно вышло распоряжение Президента о передаче СООО “Белтитан” 22 объектов Новополоцкого завода белково-витаминных концентратов. Новый собственник планирует организовать производство полиэтиленовой пленки. Будут задействованы огромные площади проблемного завода, который строился в советское время. Сейчас ведется работа по передаче еще ряда объектов этого завода, заинтересованность в которых выразил российский инвестор. Таким образом, инвестор получает неиспользуемое имущество, вкладывает деньги в производство, в рабочие места, в свой бизнес.

В случае, если объект побывал на аукционах, но не нашел нового хозяина, принимается решение о сносе этого объекта. Снос объектов – проблема самого предприятия и осуществляется за счет его прибыли. А если много неиспользованных объектов, и это не покосившиеся сараи, а капитальные строения, и не одноэтажные? На их снос требуется разработка проектно-сметной документации, большие затраты, а этих денег у государственных предприятий нет.

Для решения проблемы есть общие подходы. Если нет денег на снос у самого предприятия, то оно может привлекать к сносу инвесторов. При этом инвестор должен компенсировать убытки балансодержателю по сносу объекта. Иными словами, инвестор может снести, если надо ему, эти объекты, но он должен компенсировать госпредприятию за то, что тот лишается объектов, находящихся в госсобственности.

Такая схема логична и правильна, если объекты были задействованы в производстве, а местные органы предоставили инвестору земельный участок, на котором находится сносимый объект, для строительства жилья. Конечно, здесь инвестор должен компенсировать потери балансодержателя, который лишается этих объектов. Но зачем заставлять инвестора платить деньги за снос и еще за компенсацию потери балансодержателя?

Теперь эта проблема также урегулирована постановлением правительства. Если объекты подлежат сносу, то инвестор, которому предоставляется земельный участок, с расположенными на нем объектами для сноса, не платит компенсацию балансодержателю. Это нормальные подходы, и они вызывают интерес у инвесторов. Так бы деньги на снос изыскивало госпредприятие, исполком или государство, а теперь это сделает инвестор.

И последнее новшество: в Беларуси планируется продавать неиспользуемые объекты госимущества за одну базовую величину под жилье и ведение личного подсобного хозяйства. Такая норма может быть введена в соответствии с указом, проект которого готовит сейчас Госкомимущество. Ранее приобретенное у государства имущество необходимо было использовать только для организации производства. Такой подход не всегда нужен как инвестору, так и самому государству. Особенно если продаваемые объекты находятся рядом с деревней, например. Почему нельзя там организовать подсобное хозяйство, склады, сараи или использовать их под жилье? Сейчас подготовлен проект указа, он направлен на согласование. Во втором квартале 2011 года Госкомимущество внесет его в правительство.

Ожидаются изменения и в сфере аренды. Сейчас действует норма, по которой осуществляется прямая продажа неиспользуемых объектов по цене, наибольшей между рыночной и оценочной. Но для арендаторов такой подход при продаже им этого имущества не совсем правильный, считает представитель комитета.

Есть случаи, когда арендаторы арендуют имущество достаточно длительный период. За это время они затрачивают свои средства на улучшение и поддержание арендованного имущества. Этот факт влияет на увеличение рыночной стоимости имущества. Поэтому предлагается продавать арендаторам арендованное ими имущество не по рыночной, а по оценочной стоимости. “Причем за минусом тех денежных средств, которые арендатор вложил в арендованное имущество и которые были учтены у арендодателя в балансе”, – отметил Владимир Ковалевский. Он также сообщил, что не все арендованное имущество будет продаваться арендаторам. “Мы рассматриваем аренду как меру краткосрочного действия, вынужденную меру, – пояснил он. – Сейчас это госимущество не используется, но, может быть, через какое-то время предприятие, сдающее объект в аренду, расширится, и ему самому понадобятся эти площади”. Здесь должно быть, прежде всего, желание арендодателя продать имущество в каждом конкретном случае.

Рассылка новостей журнала

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 6, июнь 2007

Другие
наши издания

Рубрики в номере

О вовлечении в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества

Рубрика «Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления»

Ю.П. МАЛЯВКО, консультант Министерства экономики Республики Беларусь

Представляемые государственными предприятиями и организациями в форме статистической отчетности данные об использовании имеющихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении площадей свидетельствуют о том, что в республике имеется довольно значительное количество неиспользуемых площадей, расположенных в производственных, общественных и административных зданиях и сооружениях, находящихся в государственной собственности.

Наличие у государственных предприятий и организаций неиспользуемых зданий, сооружений и нежилых помещений не только не приносит дохода этим предприятиям и организациям, но и требует от них определенных расходов на поддержание этих объектов в надлежащем состоянии, уплаты налога на недвижимость, платы за землю.

Основная масса неиспользуемых площадей располагается не в крупных городах, а в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, районных центрах.

В целях вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, был принят Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 108 «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества» (далее — Указ № 108).

Предусматриваемое Указом № 108 вовлечение в хозяйственный оборот касается закрепленного за республиканскими и коммунальными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления неиспользуемого государственного имущества, под которым понимаются здания, сооружения, изолированные помещения (за исключением жилых домов и жилых помещений), не используемые в хозяйственном обороте более двух лет, а также незаконсервированные не завершенные строительством капитальные строения (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений) с превышением нормативного срока строительства свыше двух лет, степень готовности которых не превышает 60 %.

Одним из обязательных условий отнесения вышеназванного государственного имущества к категории неиспользуемого является невостребованность этого имущества республиканскими и коммунальными юридическими лицами.

Для вовлечения в соответствии с Указом № 108 в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, это имущество должно быть включено в специальный перечень неиспользуемого имущества, который ежегодно утверждается Советом Министров Республики Беларусь до 1 мая.

Согласно Указу № 108 неиспользуемое государственное имущество, находящееся в республиканской собственности, предусматривается вовлекать в хозяйственный оборот следующим образом:

  • продажа на аукционах с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством;
  • передача в безвозмездное пользование индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц;
  • безвозмездная передача в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц.

Для каждого из указанных путей вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества предусмотрены определенные условия.

В частности, при продаже неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, обязательными условиями такого аукциона являются:

  • осуществление покупателем предпринимательской деятельности на данном объекте, создание им дополнительных рабочих мест;
  • запрещение покупателю продажи, иного отчуждения объектов до выполнения им условий договора купли-продажи.

Следует отметить, что аукцион с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, должен быть открытым. К участию в аукционе допускаются негосударственные юридические лица, индивидуальные предприниматели, представившие документы на участие в аукционе в соответствии с законодательством и внесшие задаток в сумме, равной одной базовой величине, определенной законодательством.

Передача неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, в безвозмездное пользование индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц осуществляется только под конкретные инвестиционные проекты на срок их реализации, а также в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования. В связи с этим данными субъектами хозяйствования должны быть представлены инвестиционные проекты, прошедшие в установленном законодательством порядке государственную комплексную экспертизу инвестиционных проектов.

Отражаемые в договоре условия передачи в безвозмездное пользование неиспользуемого государственного имущества устанавливаются комиссией по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, создаваемой в соответствии с Положением о порядке отчуждения и передачи в безвозмездное пользование неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, утвержденным Указом № 108.

Безвозмездная передача в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, может осуществляться после истечения срока безвозмездного пользования этим имуществом и при выполнении пользователем условий, предусмотренных в договоре безвозмездного пользования.

При безвозмездной передаче неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц обороты по безвозмездной передаче этого имущества не подлежат налогообложению налогами, сборами, взимаемыми в республиканский бюджет.

Таким образом, установленное Указом № 108 вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, тесно связано с обязательным осуществлением предпринимательской деятельности на данном объекте и предусматривает использование этого имущества для ведения производства, предполагающего организацию выпуска продукции, выполнения работ, оказания услуг и как следствие — создание рабочих мест.

Следует отметить, что действие Указа № 108 не распространяется на отчуждение:

  • имущества, изъятого, арестованного, конфискованного, обращенного в доход государства иным способом, которое осуществляется в порядке исполнения судебных постановлений;
  • имущества ликвидируемого республиканского юридического лица в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве);
  • государственного имущества в процессе приватизации, по договору предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
  • имущества военного назначения, а также высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных сил Республики Беларусь.

Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, указанными путями по существу является распоряжением данным имуществом. Поэтому решение о продаже неиспользуемого имущества на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, о передаче его в безвозмездное пользование индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц, а также о безвозмездной передаче в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц принимаются должностными лицами, государственными органами и иными государственными организациями, уполномоченными согласно законодательным актам на принятие решения по распоряжению соответствующим имуществом, на основании заключений комиссий по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6 (48), июнь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Задать вопрос редакции

15 вопросов о неиспользуемом имуществе

Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого или неэффективно используемого государственного имущества — важная тема, особенно в свете усилий, которые государство прилагает для поддержки фермерских хозяйств. Однако найти нового эффективного собственника для старых овощехранилищ, заброшенных коровников и хозяйственных построек зачастую непросто, в том числе и потому, что сами фермеры не всегда знают, как и куда обращаться за дополнительной информацией. В связи с этим «БСХ» подготовило небольшой ликбез по данной теме.

1. Как узнать, какие неиспользуемые объекты сейчас есть в наличии и где они расположены?

В Беларуси около 1 300 сельхозпредприятий. У каждого руководителя КСУП, РУП или ОАО в контракте есть пункт, где говорится о необходимости вести работу по вовлечению неиспользуемых объектов в хозяйственный оборот.

Читайте также:  Новые правила налога на имущество физических лиц

Неиспользуемые объекты могут быть государственной и частной формы собственности, но в любом случае все организации подают информацию о количестве таких объектов в территориальные фонды Государственного комитета по имуществу РБ. Сводная информация о таких объектах находится на сайте Госкомимущества, который расположен по адресу www.gki.gov.by.

Таким образом, фермер может обратиться в местный территориальный фонд и получить информацию, которую предоставили относящиеся к определенной территории организации, в том числе сельскохозяйственные.

2. Как регламентируется продажа или сдача в аренду объекта?

Если имущество государственное, порядок продажи и сдачи в аренду регламентируется Указом Президента от 4 июля 2012 г. № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом». В зависимости от вида собственности: республиканской или коммунальной — решение принимается республиканскими органами управления или местным исполкомом.

Если объект, который находится в республиканской собственности, стоит более 10 тыс. базовых величин, продажу объекта согласовывает постановление Совета Министров. Если стоимость ниже, достаточно приказа соответствующего госоргана. Стоимость подтверждается территориальным фондом Госкомимущества.

Вопросы передачи в аренду республиканские и коммунальные организации решают сами по согласованию. При этом РУПы согласовывают свои действия с органом госуправления, а КУПы — с исполкомом.

Что касается частного имущества, которое находится на балансе акционерных обществ, СПК и ЧУП, то тут все решается самой организацией. Проще всего обратиться напрямую к директору, который может согласовать продажу или передачу объекта в аренду с наблюдательным советом или правлением организации.

3. Обязательно ли проводить аукцион?

Если имущество государственное, аукцион обязателен. Однако есть случаи, когда фермер арендует помещение или постройку уже более трех лет, и тогда торги можно не проводить — возможна просто прямая продажа.

4. Может ли фермер сам инициировать аукцион?

Конечно. Требуется только подать в соответствующую инстанцию заявление вида: «Прошу организовать аукцион по продаже такого-то имущества в связи с тем, что я заинтересован в его приобретении…»

5. Кто и как проводит аукционы?

В случае продажи госсобственности на аукционе есть постановление Совета Министров от 12 июля 2013 г. № 609 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения аукционов по продаже отдельных объектов, находящихся в государственной собственности». Как правило, аукционы проводятся территориальными фондами Госкомимущества.

В случае если неиспользуемой недвижимостью владеет частное предприятие, также могут организовываться аукционы по аналогии с продажей гособъектов. Собственник может разработать аналогичное постановление внутри своей организации и затем утвердить его общим собранием акционеров. Но как правило, организации обращаются в территориальный фонд Госкомимущества и все вопросы с документами решают профессионалы. При этом с фондом заключается договор об оплате услуг, и далее организовывается аукцион, но по частному имуществу.

6. Может ли фермер принять участие в аукционе, если тот проводится в другом районе или области?

Безусловно. В любой точке Беларуси можно приобрести объект, если устраивает логистика и цена.

7. Что делать, если в аукционе, кроме фермера, никто больше не хочет участвовать?

Надо понимать, что аукцион организовывается в любом случае. Если на имущество находится только один покупатель, аукцион признается несостоявшимся. Затем вопрос рассматривается снова, и фермер имеет право приобрести выставленное на аукцион имущество по цене на 5 % выше стартовой.

8. Кто устанавливает стартовую цену на объект? Может ли фермер повлиять на ее формирование?

Фермер повлиять не может. В случае государственного имущества цена устанавливается как внутренняя оценочная стоимость, которая затем подтверждается территориальным фондом Госкомимущества. Формируется оценочная стоимость исходя из данных бухгалтерского балансового учета. Существует приказ Государственного комитета по имуществу РБ от 6 сентября 2012 г. № 185 «Об утверждении технического кодекса установившейся практики», в котором четко и подробно определено, как формировать оценочную стоимость.

Что касается частной организации, то она может либо формировать стартовую стоимость по аналогии с государственной, либо устанавливать цену исходя из экономической обоснованности (т. е. чтобы продажа не повлекла убытки и не была ниже балансовой стоимости). Если технические характеристики объекта не соответствуют его стоимости, частная организация может снизить стоимость.

9. Что такое аукцион за одну базовую величину?

При продаже государственного имущества окончательная цена объекта формируется по результатам аукциона. Однако бывает, что объект, выставленный на аукцион по оценочной стоимости, не находит покупателя. Тогда аукцион признается несостоявшимся. Затем цена понижается на 20 %, после чего объект снова выставляется на торги. Если и в этом случае продажи не происходит, цена снижается на 50 %, затем — на 80 %. Если же и по минимальным расценкам продать объект не удалось, то на пятом по счету аукционе стартовая цена определяется как 1 базовая величина.

10. Что такое аренда с правом выкупа?

Как мы уже говорили выше, если фермер три года арендует объект, он вправе заявить о желании его приобрести. Проводится сравнение рыночной и оценочной стоимости, и объект продается по большей из них. Арендатор имеет преимущественное право выкупить объект по этой стоимости. Аукцион в таком случае организовывать не обязательно.

Что касается частных компаний, то они могут действовать по аналогии с государственными или не ждать три года и просто продать объект арендатору.

11. Что такое передача имущества под реализацию инвестпроекта?

Инвестиционный договор не подразумевает под собой безвозмездную передачу имущества. Условия передачи объекта под ИД установлены декретами Президента № 6 и № 10. Однако там не определено, что имущество может отдаваться безвозмездно. Впрочем, если предполагаются серьезные инвестиции, может быть принято отдельное решение Президента. Практика подобных решений в Беларуси есть.

12. Что можно делать с приобретенным объектом (ремонтировать, перепрофилировать)?

С объектом можно делать все, что не запрещено законодательством. При этом улучшения будут включаться в стоимость. Однако здесь есть нюанс: если фермер приобретает объект госимущества за 1 базовую величину, то в договоре устанавливаются условия использования объекта для какой-то определенной деятельности на определенный срок.

Если говорить о частном имуществе, то в договоре купли-продажи также бывают какие-то условия. Например, указывается, что нельзя сносить, а надо использовать под производственную деятельность. Но как правило, больших ограничений на использование имущества в договорах купли-продажи нет.

13. Как быть, если часть объекта задействована в производстве?

Предположим, что на предприятии произошла модернизация, в результате которой высвободилась часть площадей. Если производственный процесс не позволяет их задействовать в силу норм безопасности, санитарии или других причин, то они так и будут пустовать. Такие площади не продаются.

14. Если объект передается в аренду, кто устанавливает арендные ставки? Каков их размер?

Все, что касается государственного имущества, регламентируется Указом Президента от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».

По частному имуществу либо применяются аналогичные механизмы, либо утверждается свой вариант. Исключение составляют лишь торговые места, аренда которых также регулируется Указом № 150.

15. На какой максимальный срок можно брать недвижимость в аренду?

Вне зависимости от формы собственности не более чем на 99 лет.

Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества

от 4 июля 2003 года N 2983-р

[О вовлечении в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства,
находящихся в федеральной собственности]

В целях активизации работ по вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности:

1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки и принятия решений о вовлечении в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности.

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Минимущества России
от 4 июля 2003 года N 2983-р

Порядок подготовки и принятия решений о вовлечении в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности

Настоящий Порядок используется отраслевыми структурными подразделениями Минимущества России, межрегиональными территориальными управлениями Минимущества России и территориальными органами по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, наделенными полномочиями территориального органа Минимущества России (далее – территориальные органы Минимущества России) при подготовке и принятии решений о способах вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности.

1. Решения о вовлечении в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности, могут приниматься:

– уполномоченными лицами Минимущества России, на которых в соответствии с приказом Минимущества России от 05.03.2003 N 72 возложены обязанности по непосредственной координации и контролю деятельности отраслевых структурных подразделений Минимущества России, обеспечивающих управление федеральной собственностью в соответствующей отрасли экономики и координации и контролю работ по учету и вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности;

– территориальными органами Минимущества России в отношении тех объектов незавершенного строительства, по которым им дано задание по вовлечению в хозяйственный оборот в соответствии с приказом Минимущества России от 08.05.2003 N 188.

2. При подготовке решения о способе вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства принимаются во внимание мнения:

– федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих координацию и регулирование в соответствующих отраслях экономики (сферах управления);

– органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– муниципальных органов;

– владельцев объектов, которые закреплены за ними на вещных правах.

Решения о вовлечении в хозяйственный оборот не завершенных строительством жилых домов либо перепрофилирование объектов незавершенного строительства под жилье принимаются с учетом мнения Госстроя России.

3. Решения о вовлечении объектов незавершенного строительства принимаются на основании сведений из инвентаризационной описи и пакета документов, необходимого для принятия выбранного способа вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, в соответствии с настоящим распоряжением.

При подготовке решения о продаже объекта либо о его достройке путем заключения инвестиционного контракта, кроме сведений, содержащихся в инвентаризационной описи, и сведений о владельце объекта дополнительно используется следующая информация:

а) отчет об оценке рыночной стоимости объекта незавершенного строительства, произведенной независимым оценщиком в соответствии с Федеральным законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”;

б) правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный под объектом незавершенного строительства, и ситуационный план расположения участка;

в) сведения об обременении объекта незавершенного строительства.

Для принятия решения о достройке объекта за счет средств федерального бюджета либо собственных средств необходимо наличие подтверждения Минфина России о выделении средств на достройку объекта, либо документальное подтверждение наличия собственных средств владельца, а также график завершения строительства.

4. В целях вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства может быть принято одно из следующих решений:

а) о распоряжении объектом незавершенного строительства, закрепленным на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением;

б) о согласовании способа распоряжения объектом незавершенного строительства, закрепленным на праве хозяйственного ведения либо закрепленным на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием.

5. Распоряжение объектом незавершенного строительства может осуществляться, в том числе, следующими способами:

а) продажа объекта незавершенного строительства;

б) внесение объекта незавершенного строительства в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества;

в) достройка объекта незавершенного строительства;

г) передача объекта незавершенного строительства из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации;

д) ликвидация объекта незавершенного строительства с последующим его списанием.

В целях реализации указанных способов распоряжения объектом незавершенного строительства может быть принято решение об изъятии объекта незавершенного строительства, закрепленного на праве оперативного управления, как неиспользуемого (недостраиваемого), либо о правомерном прекращении права хозяйственного ведения на объект незавершенного строительства.

Решение об изъятии объекта незавершенного строительства, закрепленного на праве оперативного управления, как неиспользуемого (недостраиваемого), либо о правомерном прекращении права хозяйственного ведения на объект незавершенного строительства оформляется в форме распоряжения Минимущества России (его территориального органа).

6. Решение о распоряжении объектом незавершенного строительства, закрепленным на праве оперативного управления, оформляется в форме договора, заключенного Минимуществом России (его территориальным органом) совместно с учреждением на одной стороне договора, либо в форме издания Минимуществом России (его территориальным органом) распоряжения, содержащего задание учреждению распорядиться объектом незавершенного строительства с определением существенных условий договора.

7. Решение о согласовании распоряжения объектом незавершенного строительства, закрепленным на праве хозяйственного ведения либо закрепленным на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием, оформляется распоряжением Минимущества России (его территориальным органом) с определением существенных условий договора.

Читайте также:  Как рассчитывается налог на недвижимое имущество

8. При принятии решения о достройке объекта незавершенного строительства путем заключения инвестиционного контракта с привлечением внебюджетных средств, необходимо определить следующие условия договора:

а) объемы финансирования на достройку объекта незавершенного строительства, поступающие от инвестора;

б) объем прав на достроенный объект или его часть, переходящих к инвестору после ввода объекта в эксплуатацию;

в) срок действия договора;

г) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по заключаемому инвестиционному договору.

9. Сделка с объектом незавершенного строительства, а также его передача субъекту Российской Федерации осуществляются после государственной регистрации объекта незавершенного строительства в качестве объекта недвижимости в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

10. Решение о ликвидации объекта незавершенного строительства принимается в форме распоряжения Минимущества России (его территориального органа).

Решение о ликвидации объекта незавершенного строительства принимается с учетом соответствующего технического заключения о нецелесообразности или невозможности достройки объекта специализированной организации Госстроя России.

Решения о ликвидации объектов незавершенного строительства, закрепленных на праве оперативного управления, а также согласование решений о ликвидации объектов незавершенного строительства, закрепленных на праве хозяйственного ведения, принимаются при наличии согласия владельца и отсутствии иных предложений по распоряжению объектом незавершенного строительства.

11. Решение о консервации объекта незавершенного строительства принимается в форме распоряжения Минимущества России (его территориального органа).

Решение о консервации объекта незавершенного строительства принимается при наличии у владельца средств на проведение работ по консервации объекта, а также при его согласии на такое проведение и отсутствии иных предложений по распоряжению объектом незавершенного строительства.

13. При продаже объектов незавершенного строительства, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, переход прав на земельный участок осуществляется в соответствии с нормами Земельного кодекса (в частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ), нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”, предусматривающими исключительные права нового собственника объектов недвижимости на земельные участки, расположенные под указанными объектами.

При продаже объектов незавершенного строительства, не закрепленных на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, переход права на земельный участок осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”, предусматривающего одновременное отчуждение его лицу, приобретающему объект незавершенного строительства.

14. При заключении инвестиционного договора на достройку объектов, где заказчиком выступает федеральное государственное унитарное предприятие или федеральное государственное учреждение, у которого земельный участок находится на праве постоянного (бессрочного) пользования, правовой режим земельного участка, предоставленного федеральному государственному унитарному предприятию или федеральному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, не меняется.

При заключении инвестиционного договора на достройку объекта, где земельный участок, занятый указанным объектом, принадлежит на основании договора аренды федеральному государственному унитарному предприятию или федеральному государственному учреждению, земельные правоотношения могут оформляться в рамках статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, при этом:

– договор аренды может действовать без изменений;

– может заключаться договор субаренды земельного участка;

– право аренды может быть внесено в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного товарищества или общества;

– право аренды может быть переуступлено инвестору и др.

15. При ликвидации объектов незавершенного строительства право прежнего правообладателя на земельный участок регулируется в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ с учетом необходимости проведения рекультивации земли. При этом права прежнего правообладателя на земельный участок могут быть прекращены или ограничены только в порядке, предусмотренном главой VII Земельного кодекса Российской Федерации.

Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок регистрируется по основаниям, предусмотренным статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации.

16. Постоянно действующей комиссией Минимущества России по координации и контролю работ по учету и вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности (далее – Комиссия), рассматриваются вопросы, связанные:

– с обеспечением координации деятельности отраслевых структурных подразделений Минимушества России и его территориальных органов;

– с проведением согласительных процедур с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросу вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства;

– с координацией и контролем работ по учету и вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности;

– вопросы относительно объектов незавершенного строительства, которые имеют спорные предложения о способе вовлечения в хозяйственный оборот, а также по которым требуется более детальное изучение документов для принятия решения.

Решения Комиссии оформляются в форме протокола и являются основанием для последующего принятия решения в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящего распоряжения.

17. Территориальные органы Минимущества России, отраслевые структурные подразделения Минимущества России ежеквартально направляют в Комиссию:

а) информацию о вновь выявленных объектах незавершенного строительства и предложения о способах их вовлечения в хозяйственный оборот в соответствии с порядком, установленным распоряжением Минимущества России от 18.01.2001 N 91-р;

б) информацию о ходе вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, принятие решений по которым возложены на них приказом Минимущества России от 08.05.2003 N 188, а также информацию о ходе вовлечения в хозяйственный оборот объектов, рассмотренных на Комиссии, контроль за исполнением которых был им поручен, в соответствии с прилагаемой отчетной формой, для внесения изменений в учетные данные.

Приложение к порядку. Информация о ходе вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства

Приложение
к порядку подготовки и принятия решений
о вовлечении в хозяйственный оборот
объектов незавершенного строительства

Завершение строительства за счет собственных средств, средств федерального бюджета и заемных средств

«На бумаге «Хорошо»! А на деле?»

Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества является одним из стратегических направлений в социально-экономическом развитии Республики Беларусь.

Эффективность работы должна быть направлена на получение максимально возможной экономической выгоды от управления и распоряжения государственным имуществом в виде снижения себестоимости продукции, сокращения необоснованных расходов на содержание, пополнение доходной части бюджета, развитие предпринимательской деятельности и привлечение в экономику инвестиций, создание рабочих мест и наведения порядка на земле.

Контрольно-аналитическими мероприятиями Комитета государственного контроля Гродненской области установлено, что фондом «Гроднооблимущество» и местными органами власти проводится недостаточно эффективная работа по вопросу вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества, о чем свидетельствуют ежегодные показатели по вовлечению в хозоборот неиспользуемого госимущества в Гродненской области.

Количество неиспользуемых объектов из года в год существенно не уменьшается, при этом в условиях оптимизации и реструктуризации экономики добавляются новые высвобожденные неиспользуемые объекты недвижимости государственной собственности.

В таких условиях должна вестись целенаправленная и планомерная работа, чего фактически в Гродненской области не наблюдается.

В 2017 году согласно календарным графикам вовлечения в хозоборот неиспользуемого госимущества, а также перечню неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, необходимо вовлечь в хозоборот 80 неиспользуемых объектов коммунальной собственности, а также 16 неиспользуемых объектов республиканской собственности.

Вместе с тем, фактически на 01.09.2017 вовлечено в хозяйственный оборот 11 неиспользуемых объектов коммунальной собственности из 80 или 14%. Продано только 8 объектов из 75 или 10,6%.

Наблюдается снижение поступления доходов в бюджет от приватизации и продажи организациями имущества, находящегося в коммунальной собственности, которые за 6 месяцев 2017 года составили 6,9 млн. рублей, что ниже уровня соответствующего периода 2016 года на 2,0 млн. рублей (темп роста –77,6 процента).

Следует отметить, что в последние годы местные органы власти в отношении практически половины включенных в перечень неиспользуемых объектов применяют безвозмездную передачу. При этом Госкомимущество и его территориальные фонды считают такие объекты вовлеченными в хозоборот, несмотря на то, что, как правило, они продолжают не использоваться.

При этом организации фактически не нуждались в передаваемых объектах для хозяйственного ведения.

Так, комплекс капитальных строений, сооружений и инженерных коммуникаций РУП «Белтелеком» передан в собственность г.Гродно – хозяйственное ведение УЖРЭП Октябрьского района г. Гродно, при этом предприятие с апреля месяца по настоящее время не использует объект и планов по его дальнейшему использованию не имеет.

Ранее факты такой передачи «якобы с востребованностью» объектов были установлены в Гродненском, Мостовском и Кореличском районах.

Анализ организации и проведения аукционов, торгов неиспользуемых объектов коммунальной собственности в Гродненской области в 2017 году свидетельствует о том, что системная и плановая работа в этом направлении по-прежнему не налажена.

Со стороны местных органов власти и балансодержателей отсутствует инициатива по поиску потенциальных покупателей и инвесторов. Работа сведена к формальному проведению аукционов и затягиванию сроков по их организации и проведению.

В течение 8 месяцев 2017 года не продан ни один объект областной коммунальной собственности из 13 объектов, включенных в календарный график на продажу в текущем году.

При этом на 1 сентября 2017 года не все объекты недвижимости коммунальной собственности, включенные в календарные графики вовлечения в хозяйственный оборот путем продажи, прошли через аукционы.

Серьезную обеспокоенность вызывает сложившаяся в области ситуация с вовлечением в хозяйственный оборот собственниками бывших государственных неиспользуемых объектов, приобретенных ими по договорам купли-продажи за 1 базовую величину.

Если ранее существовала лишь проблема с выполнением собственниками условий договоров купли-продажи таких объектов (на начало 2017 года в области не выполнялись в полной мере условия договоров купли-продажи по 20 объектам), то теперь имеется и другая.

Как установлено, большинство собственников по документам выполнили в установленные сроки условия договоров купли-продажи. Местные исполкомы приняли решения об исполнении условий договоров. Были сняты ограничения в распоряжении имуществом недвижимым имуществом.

Однако, собственники после проведенных вышеназванных административных процедур прекращают на данных объектах производство и предпринимательскую деятельность. Оборудование и имущество вывозится. Как следствие, данные объекты в настоящее время не используются и не охраняются. Отдельные территории заросли древесно-кустарниковой и сорной растительностью, здания и сооружения продолжают разрушаться.

Со стороны местных исполнительно-распорядительных органов не принимаются меры по понуждению собственников к содержанию и приведению в надлежащее состояние принадлежащих им объектов.

В ряде случаев формализм и безответственное отношение к вопросу эффективности использования государственного имущества как местных органов власти, так и организаций, владеющих этим имуществом, порождают не только нарушения законодательства при его использовании, но и создают предпосылки для коррупционных проявлений.

Так, Комитетом государственного контроля Гродненской области в ходе контрольных мероприятий установлено, что руководителем Слонимского РУСП «Победитель» самовольно, без решения Слонимского райисполкома списаны, демонтированы и проданы российской фирме ООО «Агростройсервис» 24 емкости для хранения зерна рабочим объемом 100 м 3 , являющиеся государственной районной коммунальной собственностью. В результате допущенных нарушений государственное имущество было продано почти в 3 раза ниже его оцененной рыночной стоимости. В отношении бывшего руководителя РУСП «Победитель» возбуждено уголовное дело.

Действия отдельных руководителей организаций подтверждают отсутствие их заинтересованности в поиске дополнительных источников и получении дополнительного дохода для организации. Так, ГУ «Центр культуры г. Гродно» без согласования с собственником и на безвозмездной основе осуществлялось хранение имущества ООО «АльфаЦентрум», в результате государством была не дополучена арендная плата.

Отсутствует определенность в вопросе полноты учета государственного имущества, так как по-прежнему в ходе контрольных мероприятий Комитетом государственного контроля Гродненской области выявляются неучтенные объекты основных средств – здания, сооружения и др.

В целом по результатам проверок Комитета государственного контроля Гродненской области в 2016-истекшем периоде 2017 годов поставлено на учет государственного имущества на общую сумму 8,2 млн. рублей, привлечено к административной ответственности за нарушение порядка распоряжения государственным имуществом 7 юридических лиц на сумму 18,3 тыс. рублей и 27 физических лиц на сумму – 1,7 тыс. рублей.

Вопрос эффективного вовлечения неиспользуемого государственного имущества в хозяйственный оборот рассмотрен на заседании Гродненского облисполкома с участием первого заместителя Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Романовича И.П.

Ссылка на основную публикацию