Положение о комиссии по списанию федерального имущества

Списание имущества, находящегося в федеральной собственности: необходимость или головная боль?

Как известно, любое имущество рано или поздно приходит в непригодность и, следовательно, возникает необходимость списать его с баланса учреждения. Как показывает наша практика, списание федерального имущества часто оборачивается головной болью для бухгалтера учреждения. Какой пакет документов подготовить? С кем и в какие сроки согласовывать списание? Как избежать нарушений законодательства?

На эти и другие вопросы мы ответим в данной статье.

Для «грамотного» списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, федеральными органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, следует запомнить ряд важных документов общего характера (актуальны на момент написания статьи):

Уточните, существует ли в вашей организации приказ учредителя или иной внутриведомственный документ, регламентирующий более подробный порядок списания.

Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 года N 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее – Постановление N 834);

Приказ Министерства экономического развития РФ и Минфина РФ от 10 марта 2011 года N 96/30н «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».

Учитывая положения указанных нормативных актов и разъяснения, приведенные в письмах Минэкономразвития, подробно рассмотрим особенности списания движимого и недвижимого федерального имущества.

Согласно п. 2 Постановления N 834 под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

Списание федерального имущество – комплекс действий по признанию этого имущества непригодным для использования.

К сведению.

Положения Постановления N 834 не распространяются на списание:

а) федерального имущества, изъятого из оборота;

б) музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также документов, включенных в Архивный фонд Российской Федерации и (или) Национальный библиотечный фонд;

в) федерального имущества, расположенного за пределами Российской Федерации.

Решение о списании федерального имущества принимается в следующих случаях:

  • если федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
  • если федеральное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

При этом решение о списании имущества принимается:

а) в отношении федерального движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, – организацией самостоятельно;

б) в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, – организацией по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.

В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее – комиссия).

Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя организации.

Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии.

В состав комиссии по списанию имущества могут включаться: – главный бухгалтер (бухгалтер; иные лица, на которых возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета);

– руководители структурных подразделений учреждения;

– материально ответственные лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества;

– специалисты учреждения, которые могут дать объективное заключение о состоянии имущества.

В случае отсутствия у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Экспертом не может быть лицо организации, на которое возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании федерального имущества.

Понятие «эксперт» в различных нормативных актах трактуется по-разному, но в любом случае это не только профессионал, но и человек, обладающий глубокими познаниями в определенной сфере и соответствующим опытом.

Приведем несколько определений.

Эксперты – граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю (Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Эксперт саморегулируемой организации оценщиков – член саморегулируемой организации оценщиков, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков (ст. 16.2 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Если договором, заключенным между организацией, в которой создана комиссия, и экспертом, участвующим в работе комиссии, предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта, оплата его труда осуществляется: а) федеральным органом государственной власти, органом управления внебюджетным фондом Российской Федерации, федеральным государственным учреждением, являющимися в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями средств федерального бюджета, – в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на их содержание;

б) федеральным бюджетным учреждением, федеральным автономным учреждением – за счет собственных средств либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий;

в) иными организациями – за счет собственных средств.

Если вы не хотите платить эксперту, необходимо, во-первых, найти такого энтузиаста, а во-вторых, прямо прописать безвозмездный характер в договоре.

Комиссия проводит заседания по мере появления утратившего целевое назначение имущества. Порядок заседаний аналогичен собранию учредителей какой-либо коммерческой организации.

Четко регламентирован срок рассмотрения комиссией представленных ей документов. Он не должен превышать 14 дней, после чего комиссия выносит решение.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании федерального имущества.

При этом заседание комиссии считается правомочным при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии.

Комиссия осуществляет следующие действия:

а) осматривает федеральное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

б) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;

в) устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых: – физический и (или) моральный износ;

– нарушение условий содержания и (или) эксплуатации;

– аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации. При этом желательно, чтобы все события такого рода имели свое документальное подтверждение;

– длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества в соответствии с п. 3 Постановления N 834;

г) подготавливает акт о списании федерального имущества (далее – акт о списании) в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

Согласно п. 12 Инструкции по применению плана счетов бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н, и п. 9 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н, решение комиссии учреждения о списании объектов основных средств оформляется следующими первичными документами: – Актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);

– Актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);

– Актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);

– Актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) (в части однородных предметов хозяйственного инвентаря);

– Актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

Приказом руководителя на комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, а также при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.

Однако составление акта комиссии – не последнее действие в долгой процедуре списания имущества!

Итак, акт готов, что дальше:

1. Оформленный акт о списании имущества должен быть утвержден руководителем организации самостоятельно, а в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества – руководителем организации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

2. В целях согласования решения о списании федерального имущества руководитель организации направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация, следующие документы:

1) перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию (далее – объекты федерального имущества).

В данном перечне в обязательном порядке указываются: — номер по порядку;

— наименование объекта федерального имущества;

— инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения;

— год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества;

— балансовая стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании. Напомним, что балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений;

— остаточная стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании (под остаточной стоимостью понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации);

— срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании;

2) копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;

3) копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;

4) акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с пп. «г» п. 6 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 834.

3.Указанные документы направляются сопроводительным письмом, содержащим полное наименование организации.

4. По результатам рассмотрения представленных учреждением документов учредителем принимается решение о согласовании или об отказе в согласовании списания.

Решение должно быть направлено учреждению в срок не позднее 45 календарных дней с момента поступления учредителю указанных документов. В случае принятия решения об отказе в согласовании, причины отказа должны быть также доведены до учреждения.

До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

5. Реализация мероприятий по непосредственному списанию осуществляется организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждается комиссией.

6. И наконец, окончательное выбытие федерального имущества в связи с принятием решения о списании отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете организацией в установленном порядке в соответствии с п. 10 Инструкции N 162н1, п. 12 Инструкции N 174н2, п. 12 Инструкции N 183н3 и не относится к действиям по распоряжению федеральным имуществом.

7. Но! Даже после этого учреждению необходимо вовремя направить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Для этого учреждение должно уложиться в срок, не превышающий одного месяца, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.

К сведению.

Согласно позиции Минэкономразвития РФ, изложенной в Письме от 10 февраля 2011 года N 2238-АЛ/Д08 «О разъяснении норм Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 834» согласовывать списание федерального имущества с Росимуществом не требуется, что не освобождает правообладателей от необходимости согласования с Росимуществом, после отражения соответствующих сведений в реестре федерального имущества в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», в установленном порядке дальнейших действий по распоряжению федеральным имуществом.

Bтак, в данной статье мы осветили основные нюансы списания федерального имущества бюджетными и казенными учреждениями. Придерживаясь вышеуказанных рекомендаций, вы сможете обезопасить себя от совершения ошибок и возможных негативных последствий, сэкономить время и нервы.

И помните, решение о списании федерального имущества принимается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится, только в отношении:

  • федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства);
  • особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем.

В отношении движимого имущества, не относящегося в соответствии с законодательством к особо ценному движимому имуществу и не изъятого из оборота, учреждения правомочны принимать решения о списании самостоятельно.

Внимательно отнеситесь к порядку списания имущества и своевременному оформлению документов, и вся процедура пройдет без проблем!

____________________________________

  1. Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 года N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
  2. Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 года N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;
  3. Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 года N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

Избавляемся от ненужных активов

Автор: М. Мишанина

В ходе проведения годовой инвентаризации учреждение может выявить имущество, не используемое в процессе деятельности по причине полной или частичной утраты им потребительских свойств, в том числе физического или морального износа. Если восстановить такое имущество нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесо­образно, то его списывают с учета. О том, как правильно провести и отразить в бюджетном учете мероприятия по списанию пришедших в негодность активов, расскажем в статье.

Выявляем неиспользуемое имущество

С целью выявления имущества, не используемого при ведении деятельности учреждения, проводится инвентаризация. Порядок ее проведения устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики, с учетом положений законодательства РФ (п. 6, 20 Инструкции № 157н[1]).

Читайте также:  Безвозмездное пользование недвижимым имуществом налогообложение

Напомним, что перед составлением годовой бюджетной отчетности осуществление инвентаризации обязательно (п. 7 Инструкции № 191н[2]).Такая инвентаризация должна проводиться учреждением не ранее 1 октября отчетного года.

В Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания по инвентаризации), прописаны общие правила ее проведения. Согласно этому документу на основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная инвентаризационная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших данные объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.) (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации). Полагаем, что аналогичным образом следует оформить инвентаризационные описи и в отношении иных нефинансовых активов. То есть факт обнаружения не пригодных к использованию объектов имущества должен быть зафиксирован в отдельной описи. Составляется она по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ № 52н[3], – инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). Именно этот документ будет являться основанием для проведения последующих мероприятий по списанию имущества.

Решение о списании пришедшего в негодность имущества с учета принимается не инвентаризационной комиссией, а специально созданной для этих целей комиссией, состоящей из компетентных сотрудников, обладающих соответствующими знаниями и навыками.

Создаем комиссию по списанию имущества

Для определения целесообразности дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления необходимой документации на его списание (выбытие) с баланса учрежденияприказом руководителя назначается постоянно действующая комиссия. Как правило, в состав комиссии включаются:

  • заместитель руководителя учреждения (председатель комиссии);
  • начальники соответствующих структурных подразделений (служб);
  • специалисты экономических служб (главный бухгалтер или заместитель главного бухгалтера (бухгалтер));
  • специалисты технических служб (инженер, техник и т. д.);
  • представители иных служб.

В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты.

Лица, чьи обязанности связаны с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании имущества, не могут быть привлечены в качестве экспертов для участия в заседаниях комиссии.

В компетенцию комиссии по списанию имущества входит:

  • осмотр имущества, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
  • установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления;
  • установление причин списания (физический и моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества);
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества по причине нарушения технологических режимов эксплуатации, преступной халатности или бесхозяйственности, и внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
  • установление возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов выбывающего имущества, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;
  • организация физического уничтожения неоприходованных составных частей списанного имущества и их утилизация;
  • оформление актов обследования имущества;
  • подготовка акта о списании имущества и формирование пакета документов для согласования списания имущества в соответствии с перечнем, утверждаемым вышестоящим органом власти (местного самоуправления), в ведении которого находится учреждение.

Решение о списании имущества принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании.

Согласуем списание имущества

Имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). Собственником такого имущества выступает соответствующее публично-правовое образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование). Учреждение владеет, пользуется им согласно целям своей деятельности и назначению этого имущества в пределах, установленных законодательством РФ. Отчуждать либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника имущества казенное учреждение не может (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Таким образом, процедура списания имущества в обязательном порядке должна быть согласована с собственником имущества.

Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими процесс списания федерального имущества, являются:

  • Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее – Положение № 834), которое определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными казенными учреждениями, федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами;
  • Порядок представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011 (далее – Порядок № 96/30н).

Для казенных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) порядок списания имущества устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне.

В целях согласования решения о списании федерального имущества руководитель учреждения направляет (сопроводительным письмом, содержащим полное наименование учреждения) в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится, следующие документы (п. 1, 2 Порядка № 96/30н):

1) перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию. В нем указываются:

а) номер по порядку;

б) наименование объекта федерального имущества;

в) инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения;

г) год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества;

д) балансовая стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;

е) остаточная стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;

ж) срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании;

2) копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о комиссии и об ее составе, утвержденного приказом руководителя учреждения) в случае, если такая комиссия создается впервые или в ее положение либо в состав внесены изменения;

3) копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;

4) акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти с учетом отраслевой специфики используемого имущества.

Все документы, представляемые на согласование, должны быть заверены уполномоченным лицом учреждения с ясными оттисками печатей и штампов и расшифровкой подписей.

В большинстве случаев на рассмотрение комплекта документовуходит не больше месяца, за исключением ситуаций, требующих дополнительной проверки обоснованности списания имущества или дополнительного изучения документов.

Решение о согласовании списания имущества оформляется в форме приказа (распоряжения) органа, осуществляющего координацию деятельности учреждения. Копия этого документа, заверенная в установленном порядке, направляется в учреждение. На основании полученного приказа (распоряжения) составляется приказ руководителя учреждения на списание имущества с баланса. Датой списания имущества с учета будет считаться дата утверждения акта о списании руководителем учреждения.

До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий по разборке, демонтажу, извлечению деталей, узлов, пригодных для использования, уничтожению или утилизации имущества не допускается.

Отражаем списание имущества в бюджетном учете

Пришедшее в негодность имущество списывается с учета на основании следующих первичных учетных документов, утвержденных Приказом Минфина РФ № 52н:

Наименование первичного документа

Основные средства, нематериальные активы, иные материальные ценности (кроме транспортных средств, сырья, материалов, а также готовой продукции, произведенной учреждением)

Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104)

Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105)

Объекты библиотечных фондов

Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144)

Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230)

Мягкий инвентарь, посуда, однородные предметы хозяйственного инвентаря стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. включительно за единицу

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)

Учет операций по выбытию имущества ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 55, 69, 120 Инструкции № 157н).

Выбытие основных средств по причине их морального и физического износа, нецелесообразности дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности восстановления отражается в бюджетном учете по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.), пре­дусмотренных при принятии решения о списании объектов (п. 51 Инструкции № 157н). Вместе со списанием с балансового учета стоимости объекта основных средств списанию подлежит сумма накопленных амортизационных отчислений по этому объекту.

Операции по списанию пришедших в негодность основных средств отразятся в бюджетном учете следующими проводками (п. 10 Инструкции № 162н[4]):

Списана сумма начисленной амортизации на объекты основных средств:

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Положение о порядке работы постоянно действующей комиссии по проведению инвентаризации денежных средств и имущества, а также по приему, передаче и списанию основных средств и материальных запасов

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[подпись, Ф. И. О., должность лица, утверждающего положение]

[число, месяц, год]

1. Общие положения

1.1. Положение о порядке работы постоянно действующей комиссии по проведению инвентаризации денежных средств и имущества [наименование организации], а также по приему, передаче и списанию основных средств и материальных запасов (далее по тексту – положение) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определяет порядок создания, функции, задачи, регламент работы комиссии по проведению инвентаризации денежных средств и имущества [наименование организации], а также по приему, передаче и списанию основных средств и материальных запасов (далее по тексту – комиссия).

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, приказом Минфина Российской Федерации от 01 декабря 2010 года N 157н “Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению”, Положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года N 26-н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года N 91н, [указать иные локальные нормативные акты].

2. Образование и состав комиссии

2.1. Комиссия является коллегиальным органом [наименование организации], основанным на постоянной основе. Персональный состав Комиссии утверждается руководителем организации.

2.2. В состав Комиссии входят не менее [значение] человек – председатель Комиссии, заместитель (заместители) председателя Комиссии, члены Комиссии, секретарь Комиссии.

2.3. Председатель Комиссии избирается членами Комиссии из их числа большинством голосов от общего числа членов комиссии.

2.4. Председатель Комиссии организует ее работу, созывает заседания Комиссии и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола, подписывает протокол заседания Комиссии и иные документы, исходящие от ее имени.

2.5. В случае отсутствия председателя Комиссии его функции осуществляет заместитель председателя Комиссии.

2.6. Председатель Комиссии несет ответственность за деятельность Комиссии, своевременность, обоснованность и объективность принятых Комиссией решений.

2.7. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует [вписать нужное].

3. Задачи и функциональные обязанности

3.1. Основной задачей Комиссии является проведение инвентаризации денежных средств и имущества [наименование организации], выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств, подготовка документов по списанию основных средств и материальных запасов.

3.2. Основными функциональными обязанностями комиссии являются:

– производство осмотра объектов, подлежащих списанию, установка факта непригодности их к восстановлению и дальнейшему использованию, используя при этом необходимую техническую документацию, данные бухгалтерского учета;

– установка причины списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция объектов, нарушение нормальных условий эксплуатации, аварии и др.);

– выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;

– определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производство их оценки в соответствии с правилами бухгалтерского учета;

– осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств годных деталей, узлов и материалов;

– оформление актов на списание основных средств установленной формы.

4. Порядок работы комиссии

4.1. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем [наименование организации], кроме случаев, предусмотренных в пункте 4.2 настоящего Положения.

4.2. Проведение инвентаризаций обязательно:

– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 01 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года;

– при смене материально ответственных лиц (на день приемки – передачи дел);

– при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

– в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

– при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением передаточного акта и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Минфина России.

4.3. Заседание Комиссии проводится по мере поступления документов.

4.4. Заседания Комиссии открываются и закрываются председателем Комиссии, в отсутствие председателя – заместителем председателя.

4.5. При списании средств вычислительной техники и оборудования прикладывается техническое заключение независимого эксперта о состоянии объектов основных средств с указанием конкретных причин выхода из строя объекта.

4.6. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Комиссии.

4.7. При голосовании каждый член Комиссии имеет один голос.

Член Комиссии может проголосовать “за”, “против” или “воздержаться”.

4.8. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании. В случае несогласия с принятым решением член Комиссии вправе письменно изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к акту приема-передачи или списания материальных запасов.

4.9. Решения, принимаемые на заседании Комиссии, оформляются протоколом, который подписывает председатель Комиссии, в его отсутствие – заместитель председателя, и секретарь.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834 г. Москва “Об особенностях списания федерального имущества”

Документ является поправкой к

Изменения и поправки

Правительство Российской Федерации постановляет:

Читайте также:  Публичные торги по продаже недвижимого имущества

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях списания федерального имущества.

2. Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 “О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 50, ст. 5074; 2006, N 13, ст. 1408; 2007, N 52, ст. 6456; 2009, N 3, ст. 379; N 14, ст. 1673; N 30, ст. 3829; 2010, N 2, ст. 234) следующие изменения:

а) пункт 1 дополнить подпунктом “м” следующего содержания:

“м) согласование списания федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), принадлежащего предприятию.”;

дополнить подпунктом “н” следующего содержания:

“н) согласование списания федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), принадлежащего предприятию.”;

в абзаце четырнадцатом слова “в подпунктах “а”, “е” – “л” заменить словами “в подпунктах “а”, “е” – “л” и “н”.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации утвердить порядок представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Председатель Правительства Российской Федерации

Положение об особенностях списания федерального имущества

1. Настоящее Положение определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, федеральными органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (далее соответственно – федеральное имущество, организации), за исключением:

а) федерального имущества, изъятого из оборота;

б) музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также документов, включенных в Архивный фонд Российской Федерации и (или) Национальный библиотечный фонд;

в) федерального имущества, расположенного за пределами Российской Федерации.

2. В настоящем Положении под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

3. Решение о списании федерального имущества принимается в случае, если:

а) федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

б) федеральное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

4. Решение о списании федерального имущества принимается в отношении:

а) федерального движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, организацией самостоятельно;

б) федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, – организацией по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.

5. В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее – комиссия).

6. Комиссия осуществляет следующие полномочия:

а) осматривает федеральное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

б) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;

в) устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения;

г) подготавливает акт о списании федерального имущества (далее -акт о списании) в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

7. Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя организации. Таким приказом на комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, а также при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.

Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии.

Комиссия проводит заседания по мере необходимости.

Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней.

Заседание комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии.

В случае отсутствия у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.

8. Если договором, заключенным между организацией, в которой создана комиссия, и экспертом, участвующим в работе комиссии, предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта, оплата его труда осуществляется:

а) федеральным органом государственной власти, органом управления внебюджетным фондом Российской Федерации, федеральным государственным учреждением, являющимися в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями средств федерального бюджета, – в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на их содержание;

б) федеральным бюджетным учреждением, федеральным автономным учреждением – за счет собственных средств либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий;

в) иными организациями – за счет собственных средств.

9. Экспертом не может быть лицо организации, на которое возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании федерального имущества.

Решение о списании федерального имущества принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании.

10. Оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем организации самостоятельно, а в отношении федерального имущества, указанного в подпункте “б” пункта 4 настоящего Положения, – только после согласования с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация, в устанавливаемом им порядке.

11. До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

Реализация таких мероприятий осуществляется организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждается комиссией.

12. Выбытие федерального имущества в связи с принятием решения о списании имущества отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете организацией в установленном порядке.

13. После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 “О совершенствовании учета федерального имущества”, направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.

Порядок списания федерального имущества

“Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2013, N 12

Под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения. В каком порядке списывается с учета федеральное имущество? Необходимо ли согласовывать данную процедуру с собственником имущества? Как отразить в бюджетном учете операции по списанию федерального имущества? Ответы на эти вопросы читайте в статье.

Общие положения

Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими процесс списания федерального имущества, являются:

  • Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 “Об особенностях списания федерального имущества” (далее – Положение N 834), которое определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными казенными учреждениями, федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами, за исключением:

а) федерального имущества, изъятого из оборота;

б) музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, а также документов, включенных в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд;

в) федерального имущества, расположенного за пределами РФ;

  • Порядок представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденный Приказом Минэкономразвития России N 96, Минфина России N 30н от 10.03.2011 (далее – Порядок N 96/30н), который определяет правила представления федеральными казенными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Решение о списании федерального имущества принимается в следующих случаях (п. 3 Положения N 834):

  • если оно непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
  • если оно выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

Обратите внимание! Начисленная в размере 100%-ной стоимости амортизация на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (использования), не является основанием для принятия решения об их списании по причине полной амортизации и (или) нулевой остаточной стоимости (п. 87 Инструкции N 157н ).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Напомним, что согласно нормам гражданского законодательства имущество закрепляется за казенными учреждениями на праве оперативного управления. Они владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются имуществом с согласия собственника имущества. Кроме того, без согласия собственника казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом (п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Таким образом, процедура списания федерального имущества в обязательном порядке должна быть согласована с собственником имущества.

К сведению. Федеральное имущество принадлежит на праве собственности Российской Федерации (ст. 214 ГК РФ). Права собственника от имени РФ осуществляют соответствующие органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ).

Решение о списании федерального имущества принимается в отношении движимого и недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства):

  • федеральными казенными учреждениями – по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся (пп. “д”, “е” п. 4 Положения N 834);
  • федеральными казенными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство РФ, – по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия собственника имущества указанных учреждений (пп. “а”, “б” п. 4(1) Положения N 834).

Отметим, что федеральные органы государственной власти (федеральные государственные органы) решение о списании федерального имущества принимают самостоятельно (пп. “а”, “б” п. 4 Положения N 834).

Что касается территориальных органов федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), то решение о списании федерального имущества принимается ими в отношении:

  • движимого имущества – самостоятельно, за исключением принятия решения о списании движимого имущества, балансовая стоимость которого превышает размер, установленный соответствующими федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), и списание которого подлежит согласованию с этими органами (пп. “в” п. 4 Положения N 834);
  • недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) – только по согласованию с соответствующими федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) (пп. “г” п. 4 Положения N 834).

Создание комиссии по списанию имущества

С целью подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается постоянно действующая комиссия. Положение о комиссии и ее состав утверждаются соответствующим приказом руководителя учреждения. Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство ее деятельностью, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии (п. п. 5, 7 Положения N 834).

Приказом руководителя комиссия по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества наделяется следующими полномочиями (п. 6 Положения N 834):

  • осмотр федерального имущества, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
  • принятие решения по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;
  • установление причин списания федерального имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества;
  • подготовка акта о списании федерального имущества в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме и формирование пакета документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

Помимо указанных полномочий на комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, а также при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.

Обратите внимание! Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней. Заседание комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее 2/3 членов состава комиссии (п. 7 Положения N 834).

В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Если договором, заключенным между учреждением, в котором создана комиссия, и экспертом, участвующим в ее работе, предусмотрена возмездность оказания его услуг, то оплата труда эксперта осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, определенных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций федерального казенного учреждения (пп. “а” п. 8 Положения N 834).

Читайте также:  Приватизация выморочного имущества

Лица, чьи обязанности связаны с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании федерального имущества, не могут быть привлечены в качестве экспертов для участия в заседаниях комиссии (п. 9 Положения N 834).

Решение о списании федерального имущества принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании.

Согласование решения о списании имущества

Оформленный комиссией акт о списании недвижимого имущества утверждается руководителем учреждения только после согласования в устанавливаемом порядке списания такого имущества (п. 10 Положения N 834):

  • с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится учреждение;
  • с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества учреждения.

Общие правила согласования решения о списании федерального имущества закреплены в Порядке N 96/30н. Согласно указанному документу руководитель учреждения направляет (сопроводительным письмом, содержащим полное наименование учреждения) в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится, следующие документы:

  • перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию. В нем указываются:

а) номер по порядку;

б) наименование объекта федерального имущества;

в) инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения;

г) год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества;

д) балансовая стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;

е) остаточная стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;

ж) срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании;

  • копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее составе, утвержденного приказом руководителя учреждения) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;
  • копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;
  • акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти.

Соответствующими приказами федеральные органы исполнительной власти утверждают для подведомственных учреждений (территориальных органов) порядок согласования решения о списании имущества, перечень документов, необходимых для принятия решения о его списании, а также порядок согласования актов о списании. Выделим некоторые из таких Приказов:

  • Приказ Росфиннадзора от 23.10.2012 N 434;
  • Приказ МВД России от 18.10.2012 N 954;
  • Приказы МЧС России от 20.09.2011 N 524, от 07.02.2013 N 68;
  • Приказ ФСИН России от 12.04.2012 N 196;
  • Приказ МИД России от 16.04.2012 N 5421;
  • Приказы Минздрава России от 17.12.2012 N 1059н, от 23.04.2013 N 242н;
  • Приказ Минтруда России от 28.09.2012 N 290н;
  • Приказы Минкультуры России от 03.10.2011 N 956, от 03.10.2011 N 957;
  • Приказ Минобрнауки России от 20.05.2011 N 1676;
  • Приказ Госстроя России от 27.02.2013 N 63/ГС;
  • Приказ Росрезерва от 03.12.2012 N 165;
  • Приказ Роспечати от 07.11.2011 N 651.

Таким образом, в отношении определенного федерального казенного учреждения, территориального органа власти действует свой порядок согласования решения о списании федерального имущества, разработанный соответствующим федеральным органом исполнительной власти с учетом отраслевой специфики используемого имущества.

Бюджетный учет

Выбытие федерального имущества, относящегося к основным средствам, в связи с принятием решения о его списании отразится в бюджетном учете на основании п. 10 Инструкции N 162н следующим образом:

Приказ Росимущества от 11.03.2010 n 47 “Об утверждении Положения о постоянно действующей комиссии Федерального агентства по управлению государственным имуществом по списанию федерального имущества”

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ПРИКАЗ
от 11 марта 2010 г. N 47
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОМИССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИМУЩЕСТВОМ ПО СПИСАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
В целях организации порядка списания федерального имущества в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о постоянно действующей комиссии Федерального агентства по управлению государственным имуществом по списанию федерального имущества.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Т.С. Хахву.
Руководитель
Ю.А.ПЕТРОВ

Утверждено
Приказом Федерального
агентства по управлению
государственным имуществом
от 11 марта 2010 г. N 47
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОМИССИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПО СПИСАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
1. Постоянно действующая комиссия Федерального агентства по управлению государственным имуществом по списанию федерального имущества (далее – Комиссия) образована в целях решения вопросов списания федерального имущества, закрепленного за Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество), вследствие негодности, хищения, недостачи, негодности в случае стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
2. Комиссия в своей работе руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”, Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н, и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок списания объектов основных средств.
3. Основными задачами постоянно действующей Комиссии являются:
а) определение целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта федерального имущества, закрепленного за Росимуществом на праве оперативного управления (далее – объект), или его частей;
б) определение возможности, эффективности и целесообразности восстановления объекта;
в) принятие решения о списании, восстановлении объекта, об использовании отдельных его узлов, деталей, материалов;
г) оформление документации для списания объекта.
4. Комиссия при решении возложенных на нее задач исполняет следующие функции:
4.1. Организует и проводит осмотр объекта с целью определения его технического состояния, возможности дальнейшего использования по назначению, применяя необходимую техническую документацию (в том числе технический паспорт, проект, чертеж, инструкции по эксплуатации) и данные бухгалтерского учета;
4.2. Устанавливает целесообразность (пригодность) дальнейшего использования объекта, возможность, эффективность и целесообразность его восстановления;
4.3. Устанавливает причины списания объекта (негодность, недостача, хищение, негодность в случае стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций) на основании представленных документов, а также данных осмотра;
4.4. Проводит проверку документов, представленных структурным подразделением Росимущества, инициировавшим рассмотрение вопроса о списании соответствующего объекта, – Управлением материально-технического обеспечения и государственного заказа (далее – Подразделение);
4.5. Принимает решение о необходимости затребования дополнительных документов или информации, привлечения специалистов и/или организаций для принятия Комиссией соответствующего решения;
4.6. Определяет на основе экспертных заключений возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта;
4.7. Принимает решение о списании объекта, о пригодности (непригодности) объекта к восстановлению и дальнейшему его использованию, об использовании отдельных узлов, деталей, материалов объекта, а также другие решения;
4.8. Осуществляет контроль за изъятием из списываемых объектов пригодных узлов, деталей, конструкций и материалов, драгоценных металлов и камней, цветных металлов и вторичного сырья.
5. Комиссия для решения возложенных на нее задач вправе:
5.1. Направлять в Подразделение запросы о представлении необходимых Комиссии документов или информации для принятия ею соответствующего решения. На основании указанного запроса Подразделение обязано осуществить подготовку и представление в Комиссию запрашиваемых документов и информации;
5.2. Привлекать специалистов и/или организации, необходимые для принятия Комиссией соответствующего решения;
5.3. Направлять Руководителю Росимущества информацию о необходимости проведения проверок по выявлению лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта, и привлечению этих лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации;
5.4. Предпринимать иные действия, необходимые для решения возложенных на Комиссию задач.
6. Комиссия при осуществлении своих функций взаимодействует со структурными подразделениями Росимущества.
7. Комиссия формируется в составе не менее 5 человек из работников Росимущества. В состав Комиссии должны входить начальник или заместитель начальника Финансового управления, лица, ответственные за сохранность объекта.
8. Председатель Комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, организует ее работу, формирует архив Комиссии. По решению Председателя Комиссии из ее членов может быть назначен секретарь Комиссии.
9. В случае, когда присутствие члена Комиссии на заседании невозможно по уважительным причинам (болезнь, командировка и т.п.), производится его замена с внесением соответствующего изменения в состав Комиссии.
10. Комиссия действует на постоянной основе и самостоятельно определяет регламент своей работы.
11. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости и считаются правомочным, если на них присутствовало не менее половины ее членов.
12. Решения Комиссии оформляются заключениями, протоколами, а также актами, которые подписывают все присутствующие члены Комиссии.
13. Принятое Комиссией решение о списании объекта оформляется актом о списании объекта основных средств (в двух экземплярах) с указанием данных, характеризующих объект (а именно, дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Первый экземпляр акта передается в Финансовое управление, второй – остается в архиве Комиссии.
14. Акты о списании объекта основных средств оформляются по унифицированным формам, утвержденным в установленном порядке, с приложением необходимых документов:
14.1. При списании объектов, пришедших в негодное состояние в результате аварий, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, к акту о списании объекта основных средств прилагаются документы, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства (копии актов соответствующих учреждений), а также копия акта об аварии, экспертное заключение о техническом состоянии объекта, справка о стоимости нанесенного ущерба.
14.2. При списании объекта вследствие хищения или нанесения ущерба прилагаются также копия постановления о прекращении уголовного дела и иные документы о принятии мер по защите интересов учреждения или возмещению причиненного ущерба, копия приказа о принятии мер в отношении виновных лиц (работников учреждения), допустивших повреждение объекта основных средств, копия справки о возмещении ущерба виновными лицами или копия приговора суда.
14.3. При списании объекта незавершенного строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) прилагаются также заключения технической экспертизы, выданные организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (копия лицензии прилагается); решение о нецелесообразности достройки объектов и (или) социальной или иной опасности для людей с предписанием разборки и уничтожения; балансовая справка о произведенных затратах.
14.4. При списании вычислительной техники, электро- и бытовых приборов к акту о списании объекта основных средств прилагается техническое заключение независимого эксперта о возможности дальнейшей эксплуатации объекта.
14.5. Дополнительно к актам о списании недвижимого имущества прилагаются следующие документы:
– копии приказа Руководителя Росимущества о создании постоянно действующей комиссии по списанию федерального имущества;
– акт о техническом состоянии объекта недвижимого имущества, содержащий выводы о его непригодности к дальнейшей эксплуатации;
– копии технических паспортов объекта;
– копия инвентарной карточки учета объекта основных средств с указанием всех обязательных реквизитов, надлежаще оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете;
– выписка из реестра федерального имущества;
– выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданная не ранее чем за три месяца до ее направления в Росимущество, содержащая сведения о зарегистрированном праве собственности Российской Федерации, праве оперативного управления Росимущества;
– копия документа, подтверждающего возникновение права оперативного управления Росимущества и права собственности Российской Федерации – в случае, если соответствующие права на объекты недвижимого имущества возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”;
– выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированном праве Российской Федерации на земельный участок, на котором располагается объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, выданная не ранее чем за три месяца до ее направления в Росимущество;
– сопроводительное письмо Подразделения.
14.6. Дополнительно к актам о списании движимого имущества прилагаются следующие документы:
– копии приказа Руководителя Росимущества о создании постоянно действующей комиссии по списанию федерального имущества;
– копии инвентарных карточек учета основных средств;
– заключения о техническом состоянии, выданные организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, подтверждающие непригодность вычислительной техники, электро- и бытовых приборов к восстановлению и дальнейшему использованию;
– выписка из реестра федерального имущества в отношении объекта движимого имущества, первоначальная стоимость которого превышает 200 тыс. рублей;
– балансовые справки о стоимости объекта;
– копия свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;
– сведения о прохождении последнего техосмотра транспортного средства;
– техническое заключение на аппарат специалистов системы связи для аппаратов сотовой радиотелефонной связи (радиостанций);
– в отношении объектов библиотечного фонда, объектов производственного и хозяйственного инвентаря, материальных запасов, подлежащих списанию вследствие их морального и (или) физического износа, – Дефектные ведомости и (или) заключение комиссии, составленное в пределах предоставленных ей полномочий;
– сопроводительное письмо Подразделения.
15. Все представляемые документы (в том числе копии представляемых документов, кроме нотариально заверенных) должны быть заверены уполномоченным лицом и печатью Росимущества.
16. Акты о списании объектов представляются Комиссией на утверждение уполномоченному лицу Росимущества.
17. На основании оформленного акта о списании объекта основных средств, утвержденного уполномоченным лицом Росимущества, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого Руководителем Росимущества в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
18. Утвержденный уполномоченным лицом Росимущества акт о списании объекта основных средств вместе с решением Комиссии передается Комиссией Подразделению для организации привлечения соответствующей организации в целях уничтожения объекта, а также в Финансовое управление Росимущества.
19. Подразделение, осуществляющее организацию уничтожения объекта, после уничтожения такого объекта обязано представить соответствующую информацию в Комиссию, а также направить оригиналы документов, подтверждающих факт уничтожения объекта, в Финансовое управление Росимущества.
20. После списания объектов недвижимого имущества Подразделение должно инициировать мероприятия по регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на данные объекты и внесению изменений в реестр федерального имущества.
21. При принятии Комиссией решения о пригодности объекта к восстановлению данное решение направляется в Подразделение для организации им мероприятий по его восстановлению и дальнейшей оценки. После проведения восстановительных работ Подразделение обязано представить соответствующую информацию в Комиссию и направить оригиналы документов, подтверждающих факт восстановления и оценки объекта, в Финансовое управление Росимущества.
22. При принятии Комиссией решения об использовании отдельных узлов, деталей, материалов объекта данное решение направляется в Подразделение для организации им мероприятий по демонтажу такого объекта и дальнейшей оценки его отдельных узлов, деталей, материалов, а также уничтожению оставшихся частей объекта. После проведения указанных мероприятий Подразделение обязано представить соответствующую информацию в Комиссию и направить оригиналы документов, подтверждающих проведение демонтажа, уничтожения и оценки, в Финансовое управление Росимущества.

Ссылка на основную публикацию