Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

По договорам безвозмездного пользования помещением и оборудованием, заключенным между муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением “Средняя школа” (ссудодатель) и иной организацией (ссудополучатель), в аренду предоставляются часть помещений (столовая) и движимое имущество бюджетного общеобразовательного учреждения (оборудование столовой для организации горячего питания). При этом движимое имущество числится на счете 0 101 Х 4 000 “Машины и оборудование” и (или) забалансовом счете 21 “Основные средства в эксплуатации”. Обязанности по содержанию имущества, в том числе по возмещению коммунальных расходов, переданы ссудополучателю. Подпадают ли такие отношения под действие СГС “Аренда”? Как отразить в учете отношения по передаче помещения и оборудования в безвозмездное пользование? Каков порядок отражения хозяйственных операций по учету этого имущества в течение срока действия договора?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Договор передачи бюджетным учреждением имущества (движимого и (или) недвижимого) в безвозмездное пользование иной организации с 01 января 2018 года в целях бухгалтерского учета бюджетного учреждения классифицируется как договор аренды.
Учет такого имущества, при определении аренды как операционной, подлежит отражению в бухгалтерском учете путем изменения аналитического учета на счете 0 101 00 000 “Основные средства” и (или) увеличением забалансового счета 26 “Имущество, переданное в безвозмездное пользование”. При этом бюджетное учреждение осуществляет признание дохода от безвозмездного предоставления права пользования недвижимым имуществом на счете 2 210 05 000 “Расчеты с прочими дебиторами”, а по условно арендным платежам – на счете 2 205 35 000 “Расчеты по условным арендным платежам”, а также признание расходов по упущенной выгоде на счете 0 401 20 000 “Расходы текущего финансового года” и (или) счете 0 401 50 000 “Расходы будущих периодов” с указанием кода классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 241 “Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям”.

Обоснование вывода:
С 1 января 2018 года бюджетные учреждения применяют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее федеральные стандарты), в том числе федеральный стандарт “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”, утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее – СГС “Концептуальные основы. “) и федеральный стандарт “Аренда”, утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н (далее – СГС “Аренда”).
Согласно п. 2 СГС “Аренда” передача имущества в безвозмездное пользование классифицируется стандартом как договор аренды. Исключением является ситуация, когда имущество, принадлежащее на праве оперативного управления спецорганизации, созданной собственником имущества и отвечающей за организационно-техническое обеспечение иных учреждений (например, дирекция по эксплуатации имущества), передается в безвозмездное пользование другим учреждениям, но расходы на его содержание продолжает нести спецорганизация (смотрите абзац 6 раздела II Методических рекомендаций по применению СГС “Аренда”, утвержденных письмом Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464, далее – Методические рекомендации). Переданное иными организациями госсектора имущество в безвозмездное пользование, как частный случай аренды на льготных условиях, отражается в бухгалтерском учете по его справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объекта учета аренды методом рыночных цен – как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (п. 26 Стандарта “Аренда”). Порядок определения указанной стоимости необходимо закрепить в учетной политике бюджетного учреждения.
Согласно п. 59 СГС “Концептуальные основы. ” при определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные субъектом учета от независимых экспертов (оценщиков), либо сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения информации о рыночных ценах, размещенной в открытом доступе. Также конкретный порядок определения рыночной цены при получении имущества в безвозмездное пользование может быть принят на уровне учредителя бюджетного учреждения.
СГС “Аренда” предусмотрены два вида аренды: операционная и финансовая (неоперационная). Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета финансовой и операционной аренды различен. Соответственно, прежде всего необходимо определить, к какому виду аренды будет отнесен конкретный договор. Классификация объекта аренды в целях бухгалтерского учета относится к сфере профессионального суждения и принимается на основании критериев, перечисленных в п.п. 12 и 13 СГС “Аренда”.
В рассматриваемой ситуации договоры безвозмездного пользования, заключенные бюджетным учреждением, вполне обоснованно могут быть отнесены к объектам операционной аренды, так как срок пользования имуществом скорее всего меньше и не сопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанного при его предоставлении.
При операционной аренде в бухгалтерском учете бюджетного учреждения объект, сданный в аренду, продолжает учитываться в составе основных средств, амортизация начисляется в общем порядке, но учитывается обособленно (п. 24 СГС “Аренда”).
Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения хозяйственных операций, связанных с передачей объектов операционной аренды, регламентируется Инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее Инструкция N 157н), Инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н (далее Инструкция N 174н), и п. III.3 Методических рекомендаций.
Правила передачи недвижимого имущества в безвозмездное пользование:
– если принято решение об обособлении передаваемой части недвижимого имущества, то на балансе учреждения следует отразить внутреннее перемещение обособленной части объекта на счете 0 101 12 000 “Нежилые помещения (здания и сооружения) – недвижимое имущество учреждения” (то есть изменить аналитический счет бухгалтерского учета), одновременно осуществляя увеличение забалансового счета 26 “Имущество, переданное в безвозмездное пользование”;
– если не принято решение об обособлении части недвижимого имущества, то только следует увеличить забалансовый счет 26 “Имущество, переданное в безвозмездное пользование”.
Правила передачи движимого имущества в безвозмездное пользование:
– числящегося на балансе имущества отражается как внутренне перемещение объектов на счете 0 101 Х4 000 “Машины и оборудование” с одновременным увеличением забалансового счета 26 “Имущество, переданное в безвозмездное пользование”*(1);
– числящегося на забалансе имущества отражается как уменьшение забалансового счета 21 “Основные средства в эксплуатации” и увеличение забалансового счета 26 “Имущество, переданное в безвозмездное пользование”.
Во всех перечисленных случаях в Инвентарной карточке учета (ф. 0504031) передаваемого имущества производится запись о передаче объекта (или части объекта) в пользование иному юридическому лицу. При этом ответственным за сохранность переданного имущества указывается руководитель (уполномоченное им лицо) юридического лица, принявшего объекта (часть объекта) в пользование (п.п. 1 п. III.3 Методических рекомендаций).
Одновременно с фактом передачи актива (движимого и недвижимого имущества) в безвозмездную аренду в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следует признать возможный доход и упущенную выгоду бюджетного учреждения (п.п. 29-30.3 СГС “Аренда”). Каких-либо особенностей порядка отражения плановых назначений по доходам, а также плановых назначений по расходам от упущенной выгоды при безвозмездном пользовании положениями СГС “Аренда” и Методическими рекомендациями не установлено, поэтому на бухгалтерских счетах санкционирования расходов (раздел 5 Инструкции N 174н) эти суммы не учитываются.
Кроме того, если бюджетному учреждению в рамках исполнения заключенных договоров аренды поступают иные платежи в виде суммы возмещения расходов учреждения (как арендодателя), например, по оплате эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных услуг, то такие платежи являются доходами по условным арендным платежам (п. 7 СГС “Аренда”) и в целях бухгалтерского учета учитываются в тех отчетных периодах, в которых они возникают.
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следует осуществить хозяйственные операции:
1. Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 101 ХХ 310, одновременно отражается увеличение по забалансовому счету 26
– передача в аренду движимого имущества и (или) обособленной части недвижимого имущества;
или
Увеличение забалансового счета 26
– передача в аренду необособленной части недвижимого имущества;
или
Уменьшение забалансового счета 21,
Увеличение забалансового счета 26
– передача движимого имущества, учитываемого за балансом.
2. Дебет 2 210 05 560 Кредит 2 401 40 121
– признание доходов от предоставления права пользования недвижимым имуществом за весь срок действия договора.
3. Дебет 2 401 50 241 Кредит 2 210 05 660
– признание отложенных расходов по упущенной выгоде при передаче имущества в безвозмездное пользование за весь срок действия договора.
4. Дебет 0 401 20 224 Кредит 0 104 ХХ 450
– ежемесячное начисление амортизации за время пользования арендуемым имуществом в сумме ежемесячной арендной платы.
5. Дебет 2 401 40 121 Кредит 2 401 10 121
– ежемесячное признание доходов от аренды доходами текущего финансового года в размере справедливой стоимости месячной арендной платы.
6. Дебет 2 401 20 241 Кредит 2 401 50 241
– ежемесячное признание расходов текущего финансового года по упущенной выгоде в размере справедливой стоимости месячной арендной платы.
7. Дебет 2 205 35 560 Кредит 2 401 101 35*(2)
– признание доходов по условным арендным платежам (например, оплата арендатором своей части коммунальных услуг).
8. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 35 660, одновременно увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130; КОСГУ 135)
– на лицевой счет поступили условные арендные платежи.

Читайте также:
Порча военного имущества: статья

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Левина Ольга

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

——————————————————–
*(1) Если здесь и далее в 22 и (или) 23 разряде номера счета бухгалтерского учета указано “Х”, то при формировании бухгалтерских записей должен применяться код группы синтетического счета объекта учета, соответствующий экономическому содержанию конкретной операции.
*(2) Данный вид дохода является плановым, подлежит внесению в план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и отражению на счетах санкционирования (раздел 5 Инструкции N 174н).

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Дата публикации 28.12.2018

Заключены договоры безвозмездного пользования между учреждениями:

  • муниципальное образование передало помещение в жилом доме под опорный пункт полиции;
  • территориальный орган внутренних дел одного субъекта РФ передал движимое имущество территориальному органу внутренних дел другого субъекта РФ.

Относятся ли эти договоры к операционной аренде в целях применения СГС “Аренда”?

С 1 января 2018 г. учреждения применяют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в т.ч.:

    • стандарт “Аренда”, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее – СГС “Аренда”). Также необходимо руководствоваться методическими рекомендациями по его применению, доведенными письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 (далее – Методические рекомендации);
    • стандарт “Концептуальные основы”, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС “Концептуальные основы”, Стандарт).
Читайте также:
Порча чужого имущества: статья УК РФ

Минфин России в письме от 14.09.2018 № 02-07-10/66285 разъяснил, что СГС “Аренда” применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов.

В ситуации, когда учреждение получило имущество в пользование от своего учредителя для выполнения возложенных функций, по мнению Минфина России, СГС “Аренда” применять не нужно. Такую операцию следует рассматривать с позиции имущественного вклада учредителя. Имущество, полученное в пользование, должно учитываться учреждением на забалансовом счете 01.

В обоснование этого Минфин России ссылается на пп. 41, 43, 68 СГС “Концептуальные основы”. В соответствии с п. 41 Стандарта имущество, полученное учреждением от собственника (учредителя) для выполнения возложенных государственных (муниципальных) полномочий (функций), деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд, признается для целей учета и формирования отчетности вкладом собственника (учредителя).

В соответствии с п. 43 Стандарта доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, кроме поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).

В целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности сведения об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должны быть представлены в соответствии с их экономической сущностью, а не только правовой формой (п. 68 СГС “Концептуальные основы”). Схожее мнение выражено в письме Минфина России от 19.09.2018 № 02-07-10/67168.

Кроме того, СГС “Аренда” не применяется, если учреждение передает объекты нефинансовых активов иным учреждениям (органам власти) для выполнения функций (полномочий), однако обязанности по содержанию имущества остаются у передающей стороны. Иными словами, если учреждение создано собственником имущества в целях организационно-технического обеспечения других учреждений и органов власти, классификация объектов учета аренды не осуществляется. Передача такого имущества отражается в порядке, который действовал до применения СГС “Аренда” (до 1 января 2018 г.):

    • передающей стороной – на соответствующих счетах аналитического учета счета 101 00 “Основные средства”, одновременно на забалансовом счете 26 “Имущество, переданное в безвозмездное пользование”;
    • принимающей стороной – на счете 01 “Имущество, полученное в пользование”.

Разъяснения содержатся в разд. II Методических рекомендаций. Соответствующее положение закреплено в п. 32 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). В письме Минфина России от 13.06.2018 № 02-07-10/40429 выражено мнение, что в таком случае в наличии должны быть какие-либо из следующих документов:

    • распорядительные документы о передаче объектов пользователю (арендатору) для выполнения функций (полномочий) без возложения на пользователя (арендатора) обязанности по содержанию имущества;
    • организационно-распорядительные документы у арендодателя имущества, возлагающие на него функции по содержанию имущества.

Разъяснения также даны в письме Минфина России от 27.09.2018 № 02-07-10/69410.

Если перечисленные условия не выполняются, передача в пользование имущества должна учитываться согласно положениям СГС “Аренда”.

В соответствии с п. 2 СГС “Аренда” объекты имущества, переданные в безвозмездное пользование на основании договоров, должны учитываться как объекты учета аренды. Стандартом предусмотрено два вида аренды – операционная и финансовая (неоперационная). Критерии отнесения объектов учета аренды к тому или иному виду перечислены в разделе III СГС “Аренда”.

Передача объектов (части объектов) основных средств в безвозмездное пользование относится к аренде на льготных условиях (п. 26 СГС “Аренда”). Аренда в такой ситуации рассматривается как операционная (письмо Минфина России от 07.03.2018 № 02-07-10/14794).

Руководствуясь разъяснениями Минфина России, рассмотрим ситуации, которые представлены в вопросе.

1. Муниципальное образование передало по договору безвозмездного пользования помещение в жилом доме под опорный пункт полиции. Если обязанность муниципального образования предоставить помещение под опорный пункт полиции установлена законодательно и содержать это помещение также будет муниципальное образование, СГС “Аренда” не применяется. Ссудополучатель учитывает помещение на забалансовом счете 01. В остальных случаях необходимо применять СГС “Аренда”, договор считать договором операционной аренды.

При заключении договора безвозмездного пользования между учреждениями разных бюджетов, по мнению Минфина России, имеет место субсидия в скрытой форме, т.е. возникает доход, поэтому применяется СГС “Аренда”.

2. Территориальный орган внутренних дел одного субъекта РФ по договору безвозмездного пользования передал движимое имущество территориальному органу внутренних дел другого субъекта РФ (передача между двумя получателями средств одного бюджета). СГС “Аренда” можно не применять, поскольку в рамках одного ведомства и одного бюджета дохода не возникает.

Имущество в безвозмездном пользовании – это объект аренды?

Автор: Семина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Довольно часто учреждения культуры получают имущество по договору безвозмездного пользования. Признается ли такое имущество объектом аренды?

Данный вопрос возник в связи с принятием с 01.01.2018 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н (далее – СГС «Аренда»). Стандарт применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (далее – объекты учета аренды) (п. 2 СГС «Аренда»).

В соответствии с п. 8 СГС «Аренда» объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, квалифицируются для целей стандарта как объекты учета аренды. Исключением являются объекты бухгалтерского учета, возникающие при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за учреждениями с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций) (п. 10 СГС «Аренда»).

Читайте также:
Трансформаторная подстанция движимое или недвижимое имущество

Исходя из приведенных положений стандарта имущество, полученное по договору безвозмездного пользования, относится к объектам учета аренды, кроме случаев закрепления такого имущества на праве оперативного управления.

Вместе с тем при отнесении (неотнесении) объектов имущества к объектам учета аренды также следует руководствоваться Методическими указаниями по применению СГС «Аренда», приведенными в Письме Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 (далее – Методические указания).

Согласно Методическим указаниям при квалификации объектов учета в рамках отношений по безвозмездному праву пользования имуществом нужно исходить из того, возникают ли у пользователя имущества обязательства по его содержанию. В случае передачи государственного (муниципального) имущества без возложения на пользователя имущества обязанности по его содержанию СГС «Аренда» к данным операциям (отношениям) не применяется.

Принимая во внимание положения СГС «Аренда» и Методических указаний, выделим два варианта условий передачи государственного (муниципального) имущества по договору безвозмездного пользования:

1) имущество передается без обязательств по его содержанию (то есть функции по содержанию имущества возложены на передающую сторону). В этом случае в отношении полученного имущества положения СГС «Аренда» не применяются – имущество не является объектом учета аренды;

2) пользователь имущества, полученного безвозмездно, обязуется его содержать и выполнять условия его использования (в том числе целевого использования). В этом случае полученное имущество признается объектом учета аренды. Пользователь отражает его в соответствии с положениями СГС «Аренда».

Далее рассмотрим порядок бухгалтерского учета имущества, полученного по договору безвозмездного пользования, в каждом из перечисленных случаев.

Передача имущества без обязательств по его содержанию

Если имеются распорядительные документы о передаче объектов нефинансовых активов без возложения на пользователя имущества обязанности по его содержанию и (или) если согласно организационно-распорядительным документам функции по содержанию такого имущества возлагаются на передающую сторону, в бухгалтерском учете пользователя указанные объекты следует отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (Письмо Минфина РФ от 13.06.2018 № 02-07-10/40429).

Как было отмечено выше, на данные операции по передаче имущества положения СГС «Аренда» не распространяются (Письмо Минфина РФ от 27.07.2018 № 02-06-10/52892).

Дирекция по эксплуатации и содержанию административных зданий (казенное учреждение) передало бюджетному учреждению культуры в безвозмездное пользование нежилое помещение. Данное помещение закреплено на праве оперативного управления за дирекцией. Она же несет фактические расходы по его содержанию.

Полномочия собственника в отношении данного помещения осуществляет комитет по управлению имущественных отношений (госорган).

На каком счете учреждение культуры (пользователь имущества) учитывает полученное имущество?

Поскольку учреждение не осуществляет функции по содержанию полученного помещения, в данном случае положения СГС «Аренда» не применяются.

В соответствии с п. 333 Инструкции № 157н учреждению культуры следует отразить полученное помещение на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Передача имущества вместе с обязательствами по его содержанию

При возникновении в рамках договора безвозмездного пользования обязательств пользователя по содержанию имущества, переданного ему в пользование, и по выполнению условий использования такого имущества (в том числе целевого использования) указанное имущество признается объектом учета аренды в соответствии с положениями СГС «Аренда» (абз. 2 разд. II Методических указаний).

При этом обязательство пользователя имущества по содержанию имущества может быть исполнено:

посредством принятия им обязательств по расходам на содержание имущества путем заключения договоров (контрактов) (то есть расходы осуществляются самим пользователем);

посредством возмещения пользователем имущества расходов по содержанию имущества, произведенных передающей стороной (арендатором, стороной, передающей в безвозмездное пользование).

В соответствии с СГС «Аренда» объекты учета аренды квалифицируются в целях бухгалтерского учета в зависимости от предполагаемого срока использования имущества по отношению к оставшемуся сроку полезного использования передаваемого объекта, величины арендных платежей по отношению к справедливой стоимости объекта учета аренды и соблюдения иных условий, предусмотренных п. 12 – 14 СГС «Аренда»:

либо как объекты учета операционной аренды;

либо как объекты учета неоперационной (финансовой) аренды.

Сопоставимость сроков использования полученного имущества.

Если договор безвозмездного пользования заключен на меньший срок, чем оставшийся срок полезного использования имущества, указанный при его предоставлении, то такое имущество следует квалифицировать как объект операционной аренды. Если данные сроки сопоставимы, то имущество следует отнести к объектам финансовой аренды (пп. «а» п. 12, 13 СГС «Аренда»).

При сопоставлении срока пользования имуществом по договору и его оставшегося срока полезного использования нужно исходить из обязанности пользователя возвратить по окончании договора имущество правообладателю (собственнику) в состоянии пригодности для дальнейшего применения. Осуществлять сопоставление на основе оставшегося срока амортизации передаваемого объекта некорректно.

Зачастую договор безвозмездного пользования заключается на неопределенный срок. Как сопоставить сроки в этом случае? Разъяснения по данному поводу приведены в письмах Минфина РФ от 13.06.2018 № 02-07-10/40429, от 07.03.2018 № 02-07-10/14794, от 08.05.2018 № 02-07-10/31144. Если договор безвозмездного пользования имуществом заключен на неопределенный срок и согласно ст. 610 ГК РФ в любое время может быть расторгнут, то в целях отражения объектов учета аренды следует исходить из принципа допущения непрерывности деятельности учреждения, принимая во внимание период бюджетного цикла – три года (период формирования прогноза доходов от собственности), в течение которого предусмотрены расходы на содержание такого имущества. С учетом изложенного, к примеру, в части договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом (нежилым помещением), заключенного на неопределенный срок, пользователю имущества нужно квалифицировать полученный актив как объект учета операционной аренды.

Сопоставимость общей платы за пользование имуществом и его справедливой стоимости.

Согласно пп. «б» п. 12, п. 13 СГС «Аренда» если общая сумма предусмотренной договором платы за пользование имуществом в течение всего срока пользования имуществом и сумма выкупной цены (при наличии таковой) (далее – арендные платежи) ниже справедливой стоимости передаваемого в пользование имущества и несопоставима с ней, то такое имущество следует относить к объектам операционной аренды. Если данные суммы сопоставимы, то речь идет о финансовой аренде.

Читайте также:
Может ли гражданская жена претендовать на имущество

Само название договора безвозмездного пользования говорит о том, что такой договор не предусматривает взимания платы за пользование имуществом. Только на основании данного факта имущество, полученное безвозмездно, следует квалифицировать как объект операционной аренды.

Более того, данное имущество, по нашему мнению, также подпадает под понятие «объект учета аренды на льготных условиях» – объект учета аренды, возникающий в рамках договора безвозмездного пользования или договора аренды (имущественного найма), предусматривающего предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости (п. 26 СГС «Аренда»). Аналогичное мнение высказано Минфином в Письме от 19.04.2018 № 02-07-05/26416.

В соответствии с п. 26 СГС «Аренда» объекты учета аренды на льготных условиях отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату квалификации объектов учета аренды методом рыночных цен – как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (далее – справедливая стоимость арендных платежей).

Бухгалтерский учет безвозмездно полученного имущества – объекта операционной аренды

Как отмечалось ранее, если пользователь имущества, полученного безвозмездно, обязан его содержать, такое имущество признается объектом учета аренды. В большинстве случаев такие объекты относятся к объектам операционной аренды ввиду отсутствия платы за пользование имуществом.

Далее рассмотрим правила отражения в учете объектов операционной аренды.

В целях бухгалтерского учета объектом учета операционной аренды признается право пользования активом, которое отражается пользователем в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учета на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Право пользования активами» (п. 20 СГС «Аренда»).

По общему правилу, установленному п. 20 СГС «Аренда», признание права пользования активом в бухгалтерском учете производится в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора).

Как говорилось выше, поскольку по договору безвозмездного пользования имущество передается без взимания платы (то есть на льготных условиях), возникающее по такому договору право пользования активом отражается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей. Иными словами, в данной ситуации необходимо определить справедливую стоимость платежей за пользование имуществом (п. 26 СГС «Аренда»).

Минфин в Письме от 08.05.2018 № 02-07-08/30805 обращает внимание на то, что определение справедливой стоимости арендных платежей является неотъемлемым условием принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету объектов учета аренды. Причем для договоров безвозмездного пользования законодательство не делает исключений в части требований об определении справедливой стоимости объектов учета аренды (Письмо Минфина РФ от 19.04.2018 № 02-07-05/26416).

Принятое к учету право пользования активом амортизируется в течение срока пользования имуществом, установленного договором. Начисление амортизации осуществляется ежемесячно в сумме арендных платежей (п. 21 СГС «Аренда»).

При отражении в бухгалтерском учете объекта учета аренды на льготных условиях необходимо также учитывать следующие особенности, установленные п. 27.1 СГС «Аренда»:

разница между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей признается отложенными доходами (доходами будущих периодов) от предоставления права пользования активом. Поскольку по договору безвозмездного пользования арендные платежи (платежи за пользование имуществом) не устанавливаются, величина разницы будет равна сумме справедливой стоимости арендных платежей. Следовательно, в этой же сумме будут отражаться отложенные доходы;

в течение срока пользования имуществом отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также амортизация права пользования активом равномерно (ежемесячно) признаются в составе финансового результата текущего года.

С учетом изложенного, а также положений п. 19, 20, 41.1 Инструкции № 162н, п. 26, 28, 67.3, 158 Инструкции № 174н, п. 26, 28, 67.3, 186 Инструкции № 183н операции по принятию к учету объектов операционной аренды в рамках договора безвозмездного пользования и по начислению амортизации в течение срока действия договора отразятся у пользователя таким образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Поступили в соответствии с договором в безвозмездное срочное пользование нефинансовые активы, относящиеся к объектам учета операционной аренды на льготных условиях

Начислена амортизация на право пользования активами по объектам учета операционной аренды (ежемесячно)

0 401 20 224
0 109 00 224

Отложенные доходы от предоставления права пользования активом отнесены на финансовый результат текущего года (ежемесячно)

При прекращении права пользования активом, полученным по договору безвозмездного пользования), пользователь формирует следующие бухгалтерские записи (п. 41.1 Инструкции № 162н, п. 67.3 Инструкции № 174н, п. 67.3 Инструкции № 183н):

Условия прекращения права пользования

Дебет

Кредит

По окончании срока действия договора (при условии полного исполнения договора) (за счет начисленной амортизации)

При досрочном прекращении договора:

– в сумме накопленной амортизации права пользования активом;

– в сумме остаточной стоимости права пользования активом (методом «красное сторно»)

Бюджетному учреждению культуры (пользователю) передано оборудование в безвозмездное пользование сроком на один год (с 10.01.2018 по 31.12.2018). Содержание оборудования за время пользования им согласно условиям договора возлагается на пользователя.

Справедливая стоимость прав пользования оборудованием определена в размере 60 000 руб. (11 мес. x 5 000 руб.).

По завершении договора пользователь обязуется вернуть оборудование в состоянии не хуже, чем при предоставлении, с учетом естественного износа. Пользователь не ведет деятельность, облагаемую НДС. Дата подписания договора и дата передачи имущества – 10.01.2018. Договор относится к краткосрочной операционной аренде.

В бухгалтерском учете учреждения культуры – пользователя оборудования указанные операции отразятся следующим образом:

Читайте также:
Считается ли дарственная совместно нажитым имуществом

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Признано право пользования оборудованием, полученное по договору безвозмездного пользования (на дату подписания договора)

Начислена амортизация на право пользования оборудованием (ежемесячно)

Зачислены отложенные доходы от предоставления права пользования оборудованием в доходы текущего года (ежемесячно)

Прекращено право пользования оборудованием по окончании срока договора

Согласно п. 8, 11 СГС «Аренда» и Методическим указаниям объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, признаются в качестве объектов учета аренды только в том случае, если обязанности по содержанию такого имущества возложены на пользователя имущества.

Квалификация объекта учета аренды (операционная или финансовая аренда) для целей бухгалтерского учета относится к сфере профессионального суждения бухгалтера.

В силу отсутствия платы за пользование имуществом, которое передается по договору безвозмездного пользования, по нашему мнению, такое имущество следует относить к объектам учета операционной аренды, а точнее – к объектам учета аренды на льготных условиях. Аналогичное мнение высказывают специалисты Минфина (Письмо от 19.04.2018 № 02-07-05/26416).

При признании объектов учета операционной аренды пользователь имущества отражает право пользования активом на счете 0 111 40 000. Возникшее в рамках договора безвозмездного пользования право пользования активом признается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей (платежей за пользование имуществом в течение срока действия договора).

При отражении принятия к учету права пользования активом, а также дальнейших операций с таким правом (начисление амортизации, прекращение права) пользователю имущества следует учитывать положения п. 20, 21, 27.1 СГС «Аренда», разд. III Методических указаний и положения инструкций № 162н, № 174н, № 183н.

Если в рамках безвозмездной передачи имущества на пользователя имущества не возлагается обязанность по его содержанию (функции по содержанию имущества осуществляются передающей стороной), положения СГС «Аренда» на такие операции не распространяются. В данном случае пользователь учитывает полученное имущество на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (Письмо Минфина РФ от 13.06.2018 № 02-07-10/40429).

Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества

Безвозмездность – это передача имущества, денежных средств одним лицам со стороны других лиц без оплаты, бесплатно 1 . При этом производиться безвозмездная передача может в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов. В настоящей статье рассмотрен порядок отражения операций по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в учете казенных учреждений.

Правовые положения

Начнем с того, что имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления. Учреждение владеет и пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением данного имущества и если иное не установлено законом, а распоряжается им с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ).

В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. При этом в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней 2 . То есть право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации, признаются:

– земельные участки и участки недр;

– объекты, связанные с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в частности, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы).

Факт государственной регистрации прав на указанное имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 122-ФЗ). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей о данном праве в Единый государственный реестр.

Бюджетный учет операций по безвозмездной передаче

В соответствии с п. 4 и 5 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), для учета казенными учреждениями операций с недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, предназначены следующие счета:

Номер счета
0 101 10 000

Основные средства – недвижимое имущество учреждений

0 101 11 000

Жилые помещения – недвижимое имущество учреждений

0 101 12 000

Нежилые помещения – недвижимое имущество учреждений

0 101 13 000

Сооружения – недвижимое имущество учреждений

Срок полезного использования безвозмездно полученных объектов недвижимого имущества в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из срока фактической эксплуатации и срока ранее начисленной суммы амортизации (п. 44 Инструкции № 157н).

Безвозмездная передача (получение) может осуществляться в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов.

Порядок отражения в бюджетном учете казенных учреждений операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества в рамках первых двух видов расчетов (внутриведомственных и межведомственных) изложен Минфином в письмах от 01.03.2011 № 02-06-07/733 и от 30.03.2012 № 02-06-07/1061.

В первом письме специалисты финансового ведомства отводят важную роль кодам бюджетной классификации, которые следует указывать с 1 по 17 разряды номера счета бюджетного учета сторонами расчетов (передающей и принимающей) при отражении в учете операций по безвозмездной передаче. Среди них:

– КРБ – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому учтено передаваемое имущество;

– КРБ – код доходов по бюджетной классификации РФ

XXX 2 07 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;

– КРБ – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому полученное имущество подлежит учету получающей стороной.

Далее подробно рассмотрим особенности учета операций по безвозмездной передаче отдельно по каждому из приведенных выше видов расчетов.

Безвозмездная передача в рамках внутриведомственных расчетов

Внутриведомственные расчеты – это расчеты между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Для учета таких расчетов предназначен счет 0 304 04 000. Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе участников расчетов (удержаний), а учет операций – в журналах операций в соответствии с содержанием хозяйственной операции. В частности, учет операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 276278 Инструкции № 157н).

С порядком отражения в учете передающей и принимающей сторон операций по внутриведомственной передаче (получению) недвижимого имущества познакомимся на примере.

Стоимость передаваемого нежилого здания составляет 1 200 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 400 000 руб. Здание относится к девятой амортизационной группе со сроком полезного использования 30 лет (360 мес.). Право на оперативное управление этим зданием у передающей стороны прекращено в январе. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.

Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю.

1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в январе будут произведены следующие записи:

Содержание операции

В учете передающей стороны

Внутриведомственная передача нежилого здания*:

– балансовая стоимость;

– начисленная амортизация

В учете принимающей стороны

Внутриведомственное получение нежилого здания*:

– балансовая стоимость;

– начисленная амортизация

Одновременно нежилое здание ставится на забалансовый учет (до момента государственной регистрации прав)**

– Извещения (ф. 0504833);

– Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуще-

ствляющего полномочия собственника;

– документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.

** Проводка приведена в соответствии с Письмом № 02-06-07/1061. В письме не сказано, по какой стоимости следует отражать принимаемый объект на забалансовый учет. Согласно п. 333 Инструкции № 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете 01 на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Однако из данной нормы не совсем ясно, какую стоимость указывать – балансовую или остаточную. В примере указана балансовая стоимость принимаемого объекта недвижимого имущества.

2. В учете принимающей стороны в мае операции по получению нежилого здания будут отражены бухгалтерскими проводками:

Содержание операции
Принятие к учету нежилого здания, полученного в рамках внутриведомственных расчетов, по факту государственной регистрации прав*:

– балансовая стоимость;

– начисленная амортизация

Одновременно нежилое здание списывается с забалансового учета

Начисление амортизации за время учета нежилого здания на забалансовом учете**

(1 200 000 руб. / 360 х 3)

** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за февраль – апрель.

Безвозмездная передача в рамках межведомственных расчетов

В рамках межведомственных расчетов осуществляются операции по безвозмездной передаче (получению) объектов недвижимости между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) одного уровня бюджета. В учете передающей стороны данные операции отражаются на счете 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», а в учете принимающей стороны – на счете 0 401 10 180 «Прочие доходы» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).

Порядок отражения межведомственной передачи недвижимого имущества в учете передающей и принимающей сторон рассмотрим на примере.

Стоимость передаваемого сооружения составляет 330 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 165 000 руб. Сооружение относится к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования

10 лет (120 мес.). Право на оперативное управление этим сооружением у передающей стороны прекращено в марте. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.

Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям одного уровня бюджета.

1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в марте будут произведены следующие записи:

Содержание операции

В учете передающей стороны

Межведомственная передача сооружения*:

– балансовая стоимость;

– начисленная амортизация

В учете принимающей стороны

Межведомственное полу-

– балансовая стоимость;

– начисленная амортизация

Одновременно сооруже-

ние ставится на забалансовый учет (до момента государственной регистрации прав)**

– Извещения (ф. 0504833);

– Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника;

– документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.

** Проводка приведена в Письме № 02-06-07/1061.

2. В бухгалтерском учете принимающей стороны в мае операции по получению сооружения будут отражены следующими проводками:

Содержание операции
Принятие к учету сооружения, полученного в рамках межведомственных расчетов, по факту государственной регистрации прав*:

– балансовая стоимость;

– начисленная амортизация

Одновременно сооружение списывается с забалансового учета

Начисление амортизации за время учета сооружения на забалансовом учете**

(330 000 руб. / 120 х 1)

** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за апрель.

Безвозмездная передача в рамках межбюджетных расчетов

Межбюджетные расчеты осуществляются между учреждениями разных уровней бюджетов бюджетной системы РФ. Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в рамках данных расчетов отражаются в учете передающей стороны на счете 0 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», принимающей стороны – на счете 0 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).

В Письме № 02-06-07/733 проводки по отражению межбюджетной передачи недвижимого имущества Минфином не приводятся, однако, по мнению автора, они аналогичны проводкам, рассмотренным при межведомственной передаче. Разница лишь в том, что передающей стороне вместо счета 0 401 20 241 следует указывать счет 0 401 20 251, а принимающей стороне вместо счета 0 401 10 180счет 0 401 10 151.

Кроме того, по мнению автора, будет иным код доходов по бюджетной классификации РФ КРБ , который указывается в разрядах 1 – 17 номера счета бюджетного учета принимающей стороной при отражении в учете операций по безвозмездному получению недвижимого имущества. Вместо кода XXX 207 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» следует указывать код

ХХХ 202 00000 00 0000 151 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

В заключении отметим, что расходы по содержанию объекта недвижимости, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основных средств), отражаются на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ (Письмо № 02-06-07/1061).

Безвозмездная передача имущества бюджетным учреждением

Безвозмездная передача имущества бюджетным учреждением

в пользование коммерческому предприятию. Имеет ли право госуниверситет передать коммерческому научному учреждению обрудование для проведения совместных исследований сроком на 2 года, как оформляется

Удобно, быстро. Полезный сайт

12 Марта 2015 00:48

Ответы юристов ( 3 )

Оформить передачу возможно в форме письменного договора. Договор в данном случая безвозмездный. Гражданское законодательство это допускает.

Что касается первой части вопроса — решение необходимо искать в учредительных документах. Именно там отражены Ваши права по распоряжению отдельными видами имущества.

С уважением, Иван.

Может быть Вам полезно и письмо Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 24 июля 2007 г. N ЛП-05/20645 «О некоторых вопросах, связанных с заключением договоров аренды федерального имущества», в котором так же разъяснен порядок передачи в аренду имущества, закрепленного за ФГУП.

В связи с многочисленными обращениями, связанными с заключением договоров аренды федерального имущества, обращаю внимание на следующее.1. Заключение договоров аренды федеральными государственными унитарными предприятиями в отношении закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения имущества.Исходя из положений пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), статьи 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 616-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» федеральное государственное унитарное предприятие (далее — ФГУП) только с согласия собственника вправе распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом, в том числе продавать, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом.
Следовательно, арендодателем по договору аренды в отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП, должны выступать непосредственно ФГУП.При этом Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальные органы) осуществляет согласование сделок с имуществом ФГУП на основании 5.14. Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691 (далее — Положение), а также постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2003 г. N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».2. Заключение договоров аренды федеральными учреждениями в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества.В соответствии с пунктом 1 статьи 49, пунктом 3 статьи 50, пунктом 1 статьи 120, пунктом 2 статьи 298 Гражданского кодекса федеральные учреждения обладают специальной (целевой) правоспособностью и поэтому могут владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними на праве оперативного управления имуществом только в целях их создания. При этом собственник в пределах, установленных законом, устанавливает учреждениям прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса).Следует учитывать, что в статье 298 Гражданского кодекса выделено несколько видов учреждений это частные, бюджетные и автономные учреждения.По общему правилу бюджетное учреждение не вправе распоряжаться закрепленным за ним собственником имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (пункт 1 статьи 298 Гражданского кодекса). Между тем учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначения имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса). Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано, рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника.Таким образом, бюджетное учреждение может выступать арендодателем по договору аренды недвижимого имущества, в случаях, когда передача в аренду необходима для реализации деятельности учреждения.При рассмотрении данного вопроса также необходимо принимать во внимание иные нормы законодательства Российской Федерации, например, статью 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», предоставляющую право высшим учебным заведениям выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества.При этом передача в аренду осуществляется при наличии согласия собственника и (или) задания собственника (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса).В отношении автономных учреждений абзацем вторым пункта 1 статьи 298 Гражданского кодекса, а также Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» установлено особое правило — автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.Арендодателем по договору аренды в отношении недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за автономными учреждениями, должны выступать непосредственно автономные учреждения. При этом Росимущества в рамках предоставленных ему полномочий осуществляет согласование таких сделок.3. Заключение договоров аренды Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальными органами).Принимая во внимание содержание пунктов 1 и 2 настоящего письма, а также учитывая пункт 5.3 Положения, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальные органы) может заключать сделки (выступать арендодателем по договору аренды) только в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации.4. Проведение оценки федерального имущества для заключения договора аренды недвижимого имущества.Принимая во внимание положение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества», определение стартового размера арендной платы должно осуществляться на основании отчета об оценке объекта.В связи с этим привлечение оценщика для проведения оценки объекта должно осуществляться потенциальным арендодателем, то есть Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальными органами) — в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, ФГУП — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, федеральными учреждениями — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.В целях обеспечения деятельности по передаче федерального имущества в аренду территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом должны своевременно представлять в центральный аппарат Федерального агентства по управлению федеральным имуществом свои предложения на соответствующий год по объему бюджетных средств, необходимых для проведения оценки предполагаемого к передаче в аренду имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации.5. Продление срока действия договора аренды недвижимого имущества по соглашению сторон.Заключение договора аренды объектом недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе с определением в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемой на основании отчета об оценке объекта, в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества»).Предметом торгов является право на заключение договора аренды (статьи 447 — 448 Гражданского кодекса Российской Федерации).Принимая решение о проведении торгов на право заключения договора аренды, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) утверждает конкурсную документацию, в состав которой входит проект договора аренды.По результатам торгов у победителей возникает право на заключение договора аренды, а у собственника (организатора торгов) обязанность заключить такой договор, на условиях, объявленных при проведении торгов.Условие о сроке договора аренды, равно как и другие условия договора аренды, за исключением условия о размере арендной платы, являются условиями торгов.Договор аренды заключается на срок, определенный договором (статья 610 Гражданского кодекса Российской Федерации). Срок действия договора аренды, заключенного с победителями торгов, определен условиями торгов.Продление срока договора аренды по соглашению сторон является изменением условий торгов. Условия торгов не могут быть измены# соглашением между арендатором и арендодателем.Продление срока договора аренды по соглашению сторон представляется возможным только в случае, когда условиями договора аренды, заключенного по результатам торгов, предусмотрена возможность такого продления.При подготовке Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) конкурсной документации в проект договора аренды может быть включено положение о возможности продления срока аренды, а также определен срок, на который возможно продлить арендные отношения, и условия (например, своевременное и полное внесение арендной платы, отсутствие установленных законом и (или) договором оснований для досрочного расторжения договора), при которых положение о продлении срока аренды подлежит применению.Таким образом, учитывая публичный порядок заключения договора аренды, изменение срока действия договора соглашением сторон возможно только в случае, если продление срока предусмотрено условиями договора, заключенного по результатам торгов.6. Возобновление договора аренды недвижимого имущества на тех же условиях на неопределенный срок.Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора аренды при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (пункт 2 статьи 621, статья 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).Для возобновления договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок не требуется оформление нового договора аренды в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, или дополнительного соглашения к действующему договору аренды.Факт заключения нового договора аренды на неопределенный срок подтверждается следующим:- арендатор продолжает пользоваться имуществом и вносит арендную плату в соответствии с условиями договора аренды;- арендодатель не возражает против продолжения арендных отношений и принимает арендную плату, выплачиваемую арендатором в соответствии с условиями договора аренды.Законодательством Российской Федерации не предусмотрено безусловное право арендатора на заключение нового договора аренды на неопределенный срок. В случае если арендодатель возражает против продолжения арендных отношений, договор аренды не может считаться возобновленным.Заключение нового договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок зависит как от действий арендатора, так и от действий арендодателя, направленных на установление арендных отношений.В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 685 заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе.Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) не вправе заключать договоры аренды объектов недвижимого имущества без проведения торгов, за исключением случаев, установленных вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации. Возобновление договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок к таким случаям не относится.Действия арендодателя — Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (его территориального органа), направленные на возобновление договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок, являются действиями по заключению нового договора аренды. Требование о проведении торгов на право заключения договора аренды в данном случае не соблюдается.В целях соблюдения установленного порядка заключения договоров аренды недвижимого имущества на конкурсной основе следует исключить случаи возобновления договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок, заблаговременно предупреждая арендатора о прекращении срока договора аренды и возврате арендованного имущества.7. Преимущественное право арендатора на заключение договора аренды недвижимого имущества на новый срок.Если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественно перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок (пункт 1 статьи 621 Гражданского кодекса).Для реализации арендатором предоставленного ему законом преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок необходимо соблюдение следующих условий:- в течение срока действия договора арендатор надлежащим образом исполнял свои обязанности, установленные договором, в том числе обязанность по своевременному внесению арендной платы;- арендатор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора аренды письменно уведомил арендодателя о желании заключить договор аренды;- арендодатель имеет намерение после окончания срока действия договора передать имущество в аренду;- договор не содержит условие, исключающее преимущественное право арендатора на заключение нового договора аренды.Требование о заключение# договора аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, на конкурсной основе, установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 г. N 156 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным имуществом и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 г. N 702» (опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, 2006, N 13, ст. 1408; вступило в силу 4 апреля 2006 г.).Указанным постановлением Правительства Российской Федерации были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 685.Таким образом, начиная с 4 апреля 2006 заключение договоров аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, должно осуществляться на конкурсной основе.Реализация преимущественного права арендатора на заключение договора аренды на новый срок исключает проведение торгов на право заключения договора. В случае если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок и провел торги на право заключения договор аренды, арендатор, не участвовавший в торгах, вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору аренды.Учитывая, что положения пункта 1 статьи 621 Гражданского кодекса о преимущественном праве арендатора на заключение нового договора носят диспозитивный характер, в договорах аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, заключенных после 4 апреля 2006 г., должно содержаться условие, исключающее преимущественное перед другими лицами право арендатора на заключения договора аренды на новый срок.В договорах аренды, заключенных после 4 апреля 2006 г. следует устанавливать, что по истечении срока действия договора аренды, заключение договора аренды на новый срок осуществляется на конкурсной основе и арендатор не имеет преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок.В случае если договор аренды недвижимого имущества, заключен до 4 апреля 2006 г. и не содержит условий, исключающих преимущественное перед другими лицами право арендатора на заключение договора аренды на новый срок, то при соблюдении иных установленных законом условий (добросовестность арендатора, письменное уведомление арендодателя о желании заключить договор, направленное в установленный срок) договор аренды заключается на новый срок без проведения торгов.При заключении договора аренды на новый срок стороны не связаны с условиями ранее действующего договора аренды, условия договора определяются по соглашению сторон. При этом размер арендной платы должен определяться на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с законодательством с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Л.И. Приданова

Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Часть здания, находящегося в оперативном управлении государственного бюджетного учреждения, с согласия собственника может быть передана в безвозмездное пользование другому учреждению.

Имущество, закрепляемое за государственными учреждениями на праве оперативного управления, находится в государственной собственности (ч.ч. 1, 4 ст. 214 ГК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Недвижимым имуществом бюджетные учреждения могут распоряжаться с согласия собственника (ч. 3 ст. 298 ГК РФ).

Под распоряжением принято понимать возможность посредством совершения каких-либо действий изменять принадлежность, состояние и назначение имущества. В частности, одним из способов распоряжения имуществом учреждения может быть передача такого имущества в аренду (временное владение и пользование) (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации»). Договор безвозмездного пользования (договор ссуды), отношения по которому регулируются нормами главы 36 ГК РФ, по своей природе схож с договором аренды, к нему применяется часть норм о последнем (п. 2 ст. 689 ГК РФ). Передача в безвозмездное пользование также является одним из способов распоряжения имуществом (смотрите, например, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 N 13АП-8361/14, Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 N 03АП-3750/12). Соответственно, в приведенной ситуации учреждение вправе передать недвижимое имущество в безвозмездное пользование при наличии соответствующего разрешения собственника.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договора безвозмездного пользования в отношении государственного имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным учреждениям, по общему правилу осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Одно из исключений из этого правила предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 17.1 указанного закона. Этот пункт позволяет предоставлять государственное имущество государственным и муниципальным учреждениям (в том числе в безвозмездное пользование) без проведения конкурсов или аукционов. Таким образом, проведения торгов для заключения указанного в вопросе договора не требуется.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Безвозмездное пользование

Безвозмездное пользование объектами недвижимого имущества является отдельным правовым институтом, регламентированным ГК РФ. О том, кто и на каких основаниях приобретает право безвозмездного пользования, как правильно составить договор безвозмездного пользования жилым или нежилым помещением для физических и юридических лиц – читайте в нашей статье. Передача имущества в безвозмездное пользование, на сегодняшний день, ситуация довольно распространенная. Предметом договора о безвозмездном пользовании может выступать, как движимое, так и недвижимое имущество. принадлежащее на правах собственности государству, муниципальным организациям, коммерческим предприятиям или физическим лицам. Так или иначе, российское законодательство предусматривает правовую ответственность за соблюдение требований правовых актов и норм.

Безвозмездное пользование помещениями и земельными участками, принадлежащими государству

Согласно с п.1 ст.689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен, с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

  • входящее в состав государственной казны;
  • закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
  • закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010). Ссудодателями государственного имущества являются органы управления государственным и муниципальным имуществом, органы оперативного управления унитарными предприятиями, казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Передача в безвозмездное пользование земельных участков, жилых и нежилых помещений, ценного движимого имущества, принадлежащего названным предприятиям, может быть осуществлено только с письменного согласия собственника имущества. Получить в безвозмездное пользование государственное имущество могут:

  • федеральные и региональные органы власти и управления;
  • органы местного самоуправления;
  • муниципальные учреждения;
  • некоммерческие организации любых организационно-правовых форм;
  • лица, заключившие государственное соглашение на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведенного аукциона (торгов, конкурса);

Важно! Срок предоставления прав на безвозмездное пользование объектом движимого или недвижимого имущества, принадлежащего государству, не может превышать срок исполнения государственного контракта.

  • иные лица, заключившие договор в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациями

Для того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленной в письменной свободной форме. Данное заявление рассматривается главой исполнительной власти в срок до 30 дней, по истечении которых выносится решение о заключении договора безвозмездного пользования с проведением торгов, без проведения таковых либо об отказе в передаче имущества в безвозмездное пользование. Торги проводятся в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ. Без проведения торгов государственное имущество может быть передано:

Ссылка на основную публикацию