Государственный регистратор прав на недвижимое имущество

Статья 2. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Статья 2. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также – государственная регистрация прав) – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Обязательность государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения впервые была установлена с введением в действие части первой ГК РФ 1 января 1995 г. (ст. 131).

Итак, государственная регистрация:

– это акт, имеющий юридическое значение, с которым связаны определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество;

– это акт признания и подтверждения государством возникновения или прекращения права на недвижимость. Данный признак подчеркивает публичный характер государственной регистрации;

– это единственное доказательство существования субъективного права на недвижимость. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке, что создает презумпцию его законности;

Комментируемым Законом установлены следующие виды государственной регистрации: регистрация прав, регистрация ограничений (обременений) прав, регистрация сделок.

Государственной регистрации подлежат следующие права на недвижимое имущество: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Государственной регистрации подлежат следующие виды сделок:

– договор об ипотеке – залоге недвижимого имущества (ст. 339 ГК РФ);

– договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (п. 2 ст. 558 ГК РФ);

– договор продажи предприятия (п. 3 ст. 560 ГК РФ);

– договор дарения недвижимого имущества (п. 3 ст. 574 ГК РФ);

– договор ренты (ст. 584 ГК РФ);

– договор пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК РФ);

– договор аренды недвижимого имущества, если иное не установлено законом (например, договор аренды здания или сооружения подлежит регистрации, если он заключен на срок более одного года (п. 2 ст. 609 ГК РФ, п. 2 ст. 651 ГК РФ);

– договор аренды предприятия независимо от срока (п. 2 ст. 658 ГК РФ) и передачи недвижимости в доверительное управление (п. 2 ст. 1017 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 13 комментируемого Закона регистрация ограничений (обременений):

– возможна по общему правилу только при наличии государственной регистрации прав на данный объект в ЕГРП,

– может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц,

– производится по заявлению сторон, если ограничения (обременения) установлены соглашением,

– осуществляется по инициативе органов государственной власти и местного самоуправления, установивших ограничения (обременения) в публичных интересах,

– сопровождается обязательным уведомлением правообладателя о зарегистрированном ограничении (обременении), если оно было зарегистрировано не по заявлению правообладателя.

Не подлежат государственной регистрации права на жилые помещения, возникающие из договора коммерческого или социального найма жилого помещения, из договора безвозмездного пользования недвижимостью, за исключением безвозмездного срочного пользования земельными участками на срок более одного года, из договора аренды зданий и сооружений, заключенного на срок менее одного года.

В некоторых случаях Законом предусмотрена государственная регистрация и сделки, и прав по этой сделке. К таким случаям относятся:

а) регистрация договора и перехода права собственности по договору продажи жилого помещения (ст. 558, 551 ГК РФ) или предприятия (ст. 560, 564 ГК РФ);

б) регистрация договора и перехода права собственности по договору мены жилых помещений или предприятий (ст. 567 ГК РФ);

в) регистрация договора и перехода права собственности по договору дарения (п. 3 ст. 574 ГК РФ).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится на всей территории Российской Федерации. С 31 января 1998 г. действуют Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219.

До введения в действие комментируемого Закона сохранялся действующий порядок регистрации. Данный Закон установил, что обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие комментируемого Закона.

Однако права на недвижимость, возникшие до вступления в силу комментируемого Закона, признаются юридически действительными. Регистрация таких прав проводится по желанию правообладателей.

Датой государственной регистрации прав, а также сделок с недвижимостью является дата внесения соответствующих записей в ЕГРП. Именно с этой даты считаются наступившими правовые последствия.

Так, договор, предметом которого является недвижимость, если иное не предусмотрено законом, считается заключенным; право собственности у приобретателя недвижимости по договору в случаях, когда отчуждение имущества требует государственной регистрации и если иное не предусмотрено законом, считается возникшим, и т.д.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, прямо установленных комментируемым Законом. Основания отказа в государственной регистрации прав прописаны в п. 1. ст. 13, п. 1. ст. 20 комментируемого Закона.

Комментируемой статьей установлена возможность заявителя, если он посчитает его необоснованным, обжаловать отказ в суд.

Обжалование отказа в государственной регистрации физическими лицами осуществляется в соответствии с гл. 25 Гражданского процессуального кодекса и юридическими лицами в соответствии с гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса в течение трех месяцев со дня получения извещения об отказе.

При удовлетворении требования суд признает отказ в государственной регистрации незаконным и обязывает регистрирующий орган совершить регистрацию. При этом судом может быть установлено, в какой срок должна быть осуществлена такая регистрация. Решения арбитражных судов по делам об оспаривании действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении.

Так же обжаловано в суд может быть уклонение соответствующего органа от государственной регистрации, которое может выражаться, например, в непринятии документов на регистрацию под различными предлогами.

Оспаривание в судебном порядке прав на недвижимое имущество и обременений недвижимого имущества

Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Право на судебную защиту является важнейшей конституционной гарантией всех других прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Пунктом 6 статьи 8.1 ГК РФ предусмотрено, что лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

Вступивший в силу с 01.01.2017 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (так же, как и Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») устанавливает, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Иски об оспаривании зарегистрированного права в Едином государственном реестре недвижимости достаточно распространены.

Судами неоднократно отмечалось, что иски о признании недействительным права собственности, о признании недействительным зарегистрированного права не являются надлежащими способами защиты гражданских прав в спорах о правах на недвижимое имущество.

Основанием оспаривания зарегистрированного права является оспаривание правоустанавливающих документов, на основании которых проведена государственная регистрация права на недвижимое имущество. К правоустанавливающим документам относятся договор и иные виды сделок, акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, план приватизации, свидетельство о праве на наследство и другие документы. Оспаривание правоустанавливающих документов заключается в признании сделки, на основании которой зарегистрировано право собственности, недействительной. Оспаривание государственной регистрации, проведенной на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, заключается в признании недействительными указанных актов.

Статья 12 ГК РФ определяет перечень способов защиты гражданских прав, защита которых осуществляется как способами, указанными в данной статье, так и иными способами, предусмотренными в законе.

Иск о признании права, относящийся к общим способам защиты, предъявляется в качестве защиты вещного права.

Глава 20 ГК РФ определяет два вещных иска, направленных на защиту права собственности и других вещных прав: об истребовании имущества из чужого незаконного владения (ст.301 ГК РФ) и об устранении нарушений прав собственника, не связанных с лишением владения (ст.304 ГК РФ).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление № 10/22) обобщает большой материал, накопленный судебной практикой при рассмотрении споров о праве на недвижимое имущество, и дает разъяснения на многие актуальные вопросы, касающиеся защиты вещных прав.

Разъяснения о спорах о правах на недвижимое имущество даны в пунктах 52-61 Постановления №10/22.

В пункте 52 Постановления 10/22 предлагаются меры по упорядочению защиты прав, регистрируемых в Едином государственном реестре недвижимости.

Зарегистрированное право может быть оспорено только через суд и только в порядке искового производства. Соответственно, любой спор по оспариванию права на недвижимое имущество должен иметь форму иска.

Как указывается в пункте 52 Постановления №10/22, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП, с 01.01.2017 – Единый государственный реестр недвижимости – ЕГРН). В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.

В пункте 52 Постановления 10/22 отмечается, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.

Читайте также:  Открытое хищение чужого имущества называется

С принятием Постановления №10/22 в результате расширительного толкования судами такого закрепленного способа защиты гражданских прав как признание права, введен в практику способ защиты как признание права отсутствующим. Лицо, чье право собственности или иное вещное право нарушено записью в ЕГРП, может обратиться в суд с иском о признании права или обременения отсутствующими, но только в исключительных случаях, когда защита нарушенных прав не представляется возможной ни путем предъявления иска о признании права, ни путем предъявления иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

При возникновении спора о праве целесообразно предъявление, наряду с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо о применении последствий недействительности сделок в виде возврата объекта недвижимости, также иска о признании права собственности (иного права, подлежащего регистрации в ЕГРН).

В пункте 53 Постановления №10/22 обобщена практика, затрагивающая участие государственного регистратора в спорах о зарегистрированных правах на недвижимое имущество.

Указывается, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В пункте 58 Постановления №10/22 говорится об исках о признании права собственности.

Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

Таким образом, выбор надлежащего способа оспаривания зарегистрированного права зависит от фактических обстоятельств конкретного дела.

На основании анализа судебной практики можно сделать вывод о том, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется:

– путем предъявления исков об оспаривании правоустанавливающих документов, на основании которых проведена государственная регистрация права на недвижимое имущество. Основания возникновения права оспариваются посредством требования о признании сделки недействительной или требования о признании недействительным акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Для оспаривания зарегистрированного права на недвижимое имущество необходимо применить последствия недействительности сделок в виде возврата объекта недвижимости:

– путем предъявления исков об истребовании имущества из чужого незаконного владения, если не возможен возврат недвижимого имущества по сделке;

– путем предъявления исков о признании права собственности;

– путем предъявления исков о признании права отсутствующим.

В случае оспаривания зарегистрированного права заинтересованное лицо также вправе применять способы защиты гражданских прав, которые предусмотрены статьей 12 ГК РФ.

Отдел правового обеспечения

Управления Росреестра по Владимирской области

Как зарегистрировать права на недвижимость

1. Какие права на недвижимость нужно регистрировать?

Государственной регистрации права — внесению сведений о праве на объект недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости ( ЕГРН ) — подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимость и сделки с ней, ограничения прав и обременения недвижимости: сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения и так далее.

Сейчас сведения, внесенные в ЕГРН, — это единственное доказательство наличия зарегистрированного права на объект недвижимости, оспорить которое можно только в суде.

Регистрировать права должен собственник (независимо от того, кто он — гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Если собственник несовершеннолетний, от его лица может выступать законный представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель). С 14 лет ребенок может зарегистрировать права на недвижимость сам. От лица недееспособных заявление на регистрацию права подают их опекуны. При необходимости можно оформить нотариально удостоверенную доверенность на представителя.

2. Нужно ли перед регистрацией недвижимости ставить ее на кадастровый учет?

Раньше, если объект недвижимости не стоял на кадастровом учете, его нужно было сначала поставить на кадастровый учет и только потом зарегистрировать на него права. Теперь в случае необходимости это можно сделать одновременно.

Только государственная регистрация права вам понадобится в том случае, если сведения об объекте недвижимости, право на который нужно зарегистрировать, ранее уже были внесены в ЕГРН, то есть он уже стоит на кадастровом учете.

Государственная регистрация права собственности одновременно с постановкой на кадастровый учет требуется, если объект был За исключением ранее не учтенных объектов недвижимости, в отношении которых было выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (например, многоквартирные дома). В этом случае объект ставит на кадастровый учет тот орган государственной власти или местного самоуправления, который выдал разрешение.

“>создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее не числился в ЕГРН, либо был образован (например, путем деления участка земли), либо прекратил свое существование (при условии, что раньше права на него были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).

Только кадастровый учет нужен в том случае, если характеристики объекта недвижимости существенно изменены (например, увеличена площадь частного дома), либо объект, права на который ранее не были зарегистрированы в ЕГРН, прекратил существование.

3. Какие документы нужны, чтобы зарегистрировать права на недвижимость?

Полный перечень документов, которые могут потребоваться для регистрации прав на недвижимость (как отдельно, так и одновременно с кадастровым учетом), представлен на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). Но итоговый пакет документов зависит от деталей каждой конкретной ситуации. Чтобы узнать, какие документы понадобятся именно вам, воспользуйтесь специальным конструктором жизненных ситуаций на сайте Росреестра.

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы. За государственную регистрацию прав предусмотрена государственная пошлина .

4. Как подать документы на регистрацию права?

Подать документы на регистрацию прав на недвижимость можно несколькими способами.

Лично

Если недвижимость расположена в Москве, подавать заявление нужно в любой центр «Мои документы». Если регистрируемая недвижимость находится за пределами Москвы, подать документы лично вы можете:

  • во Дворец госуслуг по адресу:
  • Москва, Проспект Мира, дом 119, строение 71;
  • в отделения Росреестра по адресам:
  • Москва, Варшавское шоссе, дом 47, корпус 4, этаж 3;
  • Москва, проезд Завода Серп и Молот, дом 10;
  • Москва, Зеленый проспект, дом 20.

Сотрудники приемной Росреестра и работники Дворца госуслуг ведут прием только по предварительной записи. Инвалиды I и II групп, а также инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны при подаче и получении документов обслуживаются без очереди. Записаться можно по телефону: +7 (495) 587-78-55, добавочный 24-15.

По почте

Отправить пакет документов можно на адрес территориального органа или офиса Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости или на адрес приема корреспонденции в центральном аппарате Росреестра: 101000, Москва, Чистопрудный бульвар, дом 6/19.

Онлайн

Вы можете сформировать электронное обращение с помощью онлайн-сервиса Росреестра для регистрации прав на недвижимость или регистрации прав на недвижимость с одновременной постановкой на кадастровый учет. Обратите внимание: на последнем шаге формирования заявления его необходимо подписать усиленной электронной подписью.

На дому

Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп могут зарегистрировать права на свою недвижимость, воспользовавшись бесплатной услугой «Выездное обслуживание». К ним приедет курьер, который примет заявление на регистрацию прав.

Права на недвижимость будут зарегистрированы в течение 5–15 рабочих дней. Для проверки статуса рассмотрения заявления вы можете воспользоваться электронным сервисом «Проверка исполнения запроса online».

5. Чем подтверждается государственная регистрация права?

По итогам регистрации ваших прав на недвижимость вам выдадут выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Ее можно получить в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, на e-mail либо в виде документа на бумажном носителе, который можно получить по почте или лично в центре «Мои документы». Также вы можете заказать доставку выписки из ЕГРН курьером (услуга платная). Способ получения документа нужно указывать в заявлении при подаче документов на регистрацию права.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, считаются актуальными на момент выдачи документов. Поэтому в дальнейшем для подтверждения нахождения в реестре информации о правах на недвижимость вам может потребоваться новая выписка из ЕГРН.

Свидетельства о праве собственности с 2017 года больше не выдаются.

6. Как запретить регистрировать права на мою недвижимость без моего присутствия?

Если вы собственник недвижимости, вы можете обратиться с заявлением о внесении в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без вашего личного участия.

В этом случае Росреестр будет отклонять любые попытки сторонних лиц зарегистрировать какие-либо права на вашу недвижимость без объяснения причин. Исключение: изменение прав на недвижимость на основании вступившего законную силу решения суда или требования судебного пристава-исполнителя.

Впоследствии такая запись может быть погашена .

7. Что делать, если я не согласен с записью в ЕГРН о праве на недвижимость?

Если в ЕГРН появилась запись о том, что у вашей недвижимости появился новый собственник, а вы с этим не согласны и готовы оспорить это в суде, вы можете подать в Росреестр заявление о наличии у вас возражений в отношении зарегистрированного права на недвижимость.

Такая запись в ЕГРН никак не повлияет на дальнейшую регистрацию прав на эту недвижимость, но может помочь снизить число оспариваемых впоследствии сделок.

По прошествии времени такая запись может быть погашена .

8. Можно ли оформить все необходимые при покупке жилья документы одним пакетом?

В центрах госуслуг «Мои документы» вы можете оформить документы и получить услуги, которые могут понадобиться вам в процессе или сразу после покупки жилья, например:

  • предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
  • проведение инвентаризации и предоставление информации технического учета;
  • предоставление информации и документов о зарегистрированных до 31 января 1998 года правах на объекты жилищного фонда;
  • распоряжение материнским капиталом;
  • предоставление информации жилищного учета;
  • государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав;
  • согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Возможность получить документы одним пакетом есть во всех центрах «Мои документы».

Подробнее можно узнать на сайте центров «Мои документы» или по телефону единой справочной службы Москвы: 8 (495) 777-77-77.

Статья 15. Регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 1. Регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возглавляющий учреждение юстиции по регистрации прав (далее также – регистратор прав), назначается на должность и освобождается от нее органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. На должность регистратора прав назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование или опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее двух лет, прошедшие специальные курсы и сдавшие квалификационный экзамен в соответствии с установленными требованиями.
3. Регистратор прав является государственным служащим, замещающим ведущую государственную должность. Особенности прав и обязанностей должностных лиц учреждения юстиции по регистрации прав как государственных служащих регулируются законодательством Российской Федерации.
4. Квалификационные требования к регистратору прав, его полномочия, меры правовой и социальной защиты определяются в Примерном положении об учреждениях юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденном в установленном порядке.
Комментарий к статье 15
1. Регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возглавляющий учреждение юстиции по регистрации прав (главный государственный регистратор прав) субъекта Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от нее Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации. Следует обратить внимание на то, что главный государственный регистратор прав по должности является руководителем учреждения юстиции по регистрации прав. Другие (не главные) государственные регистраторы прав на недвижимое имущество и сделок с ним назначаются на должность и освобождаются от нее управлениями юстиции субъектов Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации . Из назначенных государственных регистраторов главный государственный регистратор назначает руководителей филиалов учреждений по регистрации прав, которые как руководители филиалов действуют на основании доверенности, т.е., с одной стороны, они являются регистраторами прав, а с другой – руководителями филиалов.
——————————–
Приказ Минюста России от 15 мая 1998 г. N 54 // БМЮ РФ. 1998. N 5 – 6.
В случае возникновения спорных ситуаций по конкретным кандидатам либо по инициативе Министерства юстиции Российской Федерации назначение на должность и освобождение от нее государственных регистраторов прав осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации. В указанных случаях в Министерство юстиции Российской Федерации представляются необходимые документы, на основании которых принимается решение о назначении на должность или освобождении от нее регистратора прав.
2. Комментируемый Закон устанавливает требования для назначения на должность государственного регистратора прав. Любой регистратор должен иметь высшее юридическое образование или опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее двух лет. При определении такого опыта, как правило, принимается во внимание работа в органах технической инвентаризации, органах по земельным ресурсам и землеустройству либо органах по управлению государственным или муниципальным имуществом.
При назначении кандидат в регистраторы должен пройти обучение в Российском институте государственных регистраторов при Министерстве юстиции и сдать квалификационный экзамен в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Минюстом России.
Для рассмотрения и подготовки решений по представляемым субъектами Российской Федерации документам для назначения кандидатов на должность регистраторов прав Приказом Министерства юстиции Российской Федерации создана Комиссия по назначению регистраторов прав на недвижимое имущество . Председатель Комиссии и ее состав утверждаются министром юстиции Российской Федерации.
——————————–
Приказ Минюста России от 26 января 1998 г. N 12 “О Комиссии по назначению регистраторов прав на недвижимое имущество и сделок с ним” // БМЮ РФ. 1998. N 1.
Решения Комиссии служат основанием для подготовки приказа о назначении конкретного лица на должность регистратора прав или мотивированного отказа в таком назначении, который направляется руководителю органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представившему документы, а также руководителю органа юстиции субъекта Российской Федерации.
Предварительная подготовка для рассмотрения Комиссией поступающих в Минюст России документов (их оценка на предмет соответствия законодательству Российской Федерации, запрос соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации об их пояснении или досылке недостающих документов) осуществляется в течение 20 рабочих дней с момента их поступления в Минюст России. По согласованию с председателем Комиссии в случае направления запроса в орган государственной власти субъекта Российской Федерации указанный срок продлевается до поступления ответа в Минюст России и рассмотрения вновь поступивших документов или разъяснений.
При выявлении серьезных нарушений требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к лицам, которые могут быть назначены на должность регистраторов прав, документы выносят (без направления запросов) на рассмотрение Комиссии. В этом случае Комиссия принимает мотивированное решение об отказе в назначении на должность регистратора прав.
3. В соответствии с Примерным положением об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним главный государственный регистратор прав, возглавляющий учреждение юстиции:
осуществляет руководство и организацию работы учреждения юстиции и его филиалов;
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на учреждение и его филиалы задач;
представляет учреждение юстиции в отношениях с третьими лицами как в Российской Федерации, так и за рубежом;
утверждает смету расходов на содержание учреждения юстиции и его филиалов за счет соответствующих бюджетных средств, средств, поступающих в учреждение юстиции в порядке, определяемом органом государственной власти субъекта Российской Федерации, от платы за государственную регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, а также средств иных не запрещенных законом источников;
заключает договоры, направленные на решение возложенных на учреждение юстиции задач, открывает расчетные и иные счета в банках и иных кредитных организациях;
в соответствии с законодательством Российской Федерации и функциями учреждения юстиции заключает и расторгает трудовые и иные договоры, определяет штатную численность и обязанности работников учреждения юстиции и его филиалов, применяет к ним меры поощрения и взыскания, определяет внутренний распорядок, порядок и условия оплаты труда;
утверждает должностные инструкции, а также штатное расписание учреждения юстиции и его филиалов;
издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками учреждения юстиции и его филиалов;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе и полномочия по государственной регистрации.
Регистратор прав (в том числе и главные, и руководители филиалов) в целях осуществления полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:
подписывает внесенные в Единый государственный реестр прав записи о правах на недвижимое имущество и сделках с ним;
подписывает свидетельство о государственной регистрации прав и совершает специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки;
принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав и об отказе в государственной регистрации прав и уведомляет об этом заявителя;
принимает решение об исправлении технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Работники (аппарат) учреждения юстиции и его филиалов обеспечивают деятельность регистраторов прав.
4. Комментируемый Закон и в его развитие Примерное положение об учреждении юстиции регулируют только некоторые вопросы, относящиеся к правовому положению регистраторов прав. В частности, в Законе в качестве императива указывается на то, что главный государственный регистратор прав не просто является государственным служащим субъекта Российской Федерации, но и замещает ведущую государственную должность субъекта Федерации. Кроме того, в Примерном положении на регистраторов прав распространяются права, ограничения, льготы и гарантии, установленные законодательством субъектов Российской Федерации для государственных служащих. Подчеркнем, что данные нормы закреплены в федеральных нормативных актах. Конечно же, объем прав, ограничений, льгот и гарантий для всех государственных служащих субъекта Российской Федерации определяется субъектом Федерации, но то, что он должен распространяться и на регистраторов прав, и на часть аппарата, не вызывает сомнений.
На практике многие субъекты Российской Федерации решили данный организационно-правовой вопрос путем принятия специальных актов, где воспроизводится норма Закона о главном государственном регистраторе и решаются вопросы по отношению к другим регистраторам и сотрудникам аппарата (за исключением технических работников). Незначительная часть субъектов Российской Федерации до сих пор не урегулировала данный вопрос, что, конечно же, вызывает дополнительные проблемы с подбором квалифицированного персонала и правовой “вакуум” в вопросах социальных гарантий, ограничений, а также трудности при назначении и увольнении.
Выход из данной ситуации может быть один – принятие специального решения. Инициатором в такой ситуации могут быть как органы государственной власти субъекта Федерации (исполнительные или представительные), так и (если они не догадываются о существовании Федерального закона) сами учреждения юстиции. В некоторых случаях Минюст России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, может обратить внимание субъекта Федерации на существующую проблему.

Читайте также:  Развод без разделения имущества

Глава IV. Государственная регистрация отдельных видов прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 22-30)

Глава IV. Государственная регистрация отдельных видов прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 22-30)

  1. Права на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия как имущественного комплекса, их ограничения (обременения), сделки с данными объектами недвижимого имущества подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
  2. В случае необходимости совершения сделки в отношении предприятия как имущественного комплекса государственная регистрация наличия и перехода права на предприятие в целом и сделки с ним проводятся федеральным органом в области государственной регистрации.

Зарегистрированные переход права на предприятие, ограничение (обременение) права на предприятие являются основанием для внесения записей о переходе права, об ограничении (обременении) права на каждый объект недвижимого имущества, входящий в состав предприятия как имущественного комплекса, в Единый государственный реестр прав по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

  • Правила внесения записей о правах на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в Единый государственный реестр прав и взаимодействия между органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, определяются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
  • Статья 23. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в кондоминиумах

    1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в кондоминиумах проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом “О товариществах собственников жилья”.
    2. Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в кондоминиумах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

    Статья 24. Государственная регистрация права общей собственности на недвижимое имущество

      При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу к заявлению о государственной регистрации прилагаются документы, подтверждающие, что продавец доли известил в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий, на которых продает ее.

    К заявлению о государственной регистрации могут прилагаться документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли и оформленные в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, или нотариально заверенные. В этом случае государственная регистрация права на долю в общей собственности проводится независимо от срока, прошедшего с момента извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности.

    В случае, если к заявлению о государственной регистрации не приложены документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли, государственный регистратор обязан приостановить государственную регистрацию до истечения месяца со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности, если на день подачи заявления о государственной регистрации такой срок не истек.

    Читайте также:  Публичные торги по продаже недвижимого имущества

    Споры между участниками долевой собственности, возникшие при государственной регистрации права на долю в общей собственности, подлежат разрешению в судебном порядке.

  • В случае обращения одного из сособственников с заявлением о государственной регистрации перераспределения долей в праве общей собственности необходимым условием государственной регистрации прав является наличие в письменной форме согласия иных сособственников, чьи доли в праве общей собственности перераспределяются, если иное не предусмотрено законом или договором между указанными сособственниками.
  • Государственная регистрация возникновения, перехода и прекращения права общей совместной собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления одного из правообладателей, если законодательством Российской Федерации либо соглашением между правообладателями не предусмотрено иное.
  • Статья 25. Государственная регистрация права на вновь создаваемый объект недвижимого имущества

    1. Право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания, а также право пользования земельным участком для создания данного объекта недвижимости.
    2. В случае необходимости совершения сделки с объектом незавершенного строительства право на указанный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, в установленных случаях на основании проектно-сметной документации, а также документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.

    Статья 26. Государственная регистрация аренды недвижимого имущества

      Государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.

    С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

  • Если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый план земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
  • В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются поэтажные планы здания, сооружения, на которых обозначаются сдаваемые в аренду помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
  • Статья 27. Государственная регистрация сервитутов

    1. Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.
    2. Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута.

    Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется.

    Статья 28. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда

    1. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. Государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда. В случае, если решение суда не содержит сведений, которые государственный регистратор обязан внести в Единый государственный реестр прав, государственный регистратор или правообладатель при наличии в письменной форме заключения государственного регистратора вправе запросить суд о порядке исполнения данного решения.
    2. В случаях, если права на объект недвижимого имущества оспариваются в судебном порядке, государственный регистратор в графу “Особые отметки” вносит запись о том, что в отношении данных прав заявлено право требования со стороны конкретного лица. При отсутствии причин, препятствующих государственной регистрации перехода права и (или) сделки с объектом недвижимого имущества, наличие судебного спора о зарегистрированном праве не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода данного права и (или) сделки с объектом недвижимого имущества.
    3. Копии вступивших в законную силу решений и определений судов в отношении прав на недвижимое имущество подлежат в трехдневный срок обязательному направлению судебными органами в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

    Органы, наложившие арест на недвижимое имущество, обязаны в трехдневный срок направить заверенную копию решения о наложении ареста в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

    Государственная регистрация арестов недвижимого имущества проводится без уплаты государственной пошлины.

    Поступившая в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, копия решения (определения, постановления) о наложении ареста на недвижимое имущество является основанием для государственной регистрации ограничения права, которая проводится без заявления правообладателя. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня государственной регистрации ограничения права обязан в письменной форме уведомить правообладателя о проведении государственной регистрации с указанием основания для государственной регистрации ограничения права.

    Статья 29. Государственная регистрация ипотеки

      Государственная регистрация ипотеки проводится на основании заявления залогодателя или залогодержателя после государственной регистрации вещных прав залогодателя на недвижимое имущество.

    К заявлению залогодателя или залогодержателя прилагается договор об ипотеке вместе с указанными в договоре документами.

  • В государственной регистрации ипотеки может быть отказано в случаях, если ипотека указанного в договоре недвижимого имущества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и если содержание договора об ипотеке или прилагаемых к нему необходимых документов не соответствует требованиям государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
  • При государственной регистрации ипотеки указываются данные о залогодержателе, предмете ипотеки, стоимость обеспеченного ипотекой обязательства или данные о порядке и об условиях определения этой стоимости.
  • Регистрационная запись об ипотеке погашается на основании заявления законного владельца закладной, совместного заявления залогодателя и залогодержателя или на основании вступившего в законную силу решения суда.
  • Особенности государственной регистрации ипотеки могут устанавливаться также законом об ипотеке.
  • Статья 30. Доверительное управление и опека, связанные с недвижимым имуществом

    Любые права на недвижимое имущество, связанные с распоряжением им на условиях доверительного управления или опеки, должны регистрироваться только на основании документов, определяющих такие отношения, в том числе на основании договоров или решения суда.

    Государственный регистратор прав на недвижимое имущество

    Узнай всё про недвижимость
    от 10 минут!

    Онлайн – сервис для получения информации об
    объектах недвижимости из Росреестра

    Выписка из ЕГРН?

    С 1 января 2017 года, на основании закона №218-ФЗ, объединили ЕГРП (Единый Государственный Реестр Прав) и ГКН (Государственный Кадастр Недвижимости), вместо выписки из ЕГРП, теперь будет выписка из ЕГРН (Единый Государственный Реестр Недвижимости). Если раньше вы заказывали выписку или кадастровый паспорт (кадастровую выписку), то теперь вы получите два документа в одном.

    Что я узнаю из Выписки ЕГРП (ЕГРН)?

    Выписка из ЕГРН (ЕГРП) онлайн в городе Владимир поможет узнать кто собственник объекта недвижимости, и их количество. Так же вы узнаете:

    • Ограничения, аресты, обременения;
    • Дату регистрации права собственности;
    • Кадастровая стоимость;
    • Точный адрес;
    • Площадь;
    • Назначение объекта недвижимости;
    • Местоположение;
    • План (если есть).

    Посмотреть образец

    Как это работает?

    Точно укажите адрес или кадастровый номер объекта недвижимости. Наш сервис в реальном времени покажет все записи в базе Росреестра соответствующие вашему запросу. Внимательно проверьте все данные, укажите почту и телефон, далее перейдите к оплате.

    Оплата заявки осуществляется посредством сервиса WalletOne, любым удобным для вас способом. Обратите внимание, что в зависимости от способа оплаты WalletOne взимает дополнительную комиссию.

    После получения сведений об оплате, специалисты нашего сервиса формируют соответствующий запрос в Россреестр. Время ответа официального сервиса в зависимости от его нагрузки, в среднем составляет от 10 минут до 2 часов.

    Сразу после получения ответа от официальной базы Росреестра на указанный вами адрес электронной почты вам придет файл и смс оповещение на ваш мобильный телефон.

    Образец выписки из ЕГРП (ЕГРН)

    * нажмите на изображение для увеличения

    Что такое выписка из ЕГРП (ЕГРН)?

    Выписка из ЕГРП (Единый Государственный Реестр Прав), теперь называется Выписка из ЕГРН (Единый Государственный Реестр Недвижимости) — документ, который подтверждает наличие или отсутствие зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество. Также в выписке видно наличие или отсутствие ограничений и обременений на объект недвижимого имущества.

    Данные, указываемые в выписке из ЕГРП (ЕГРН):

    • описание объекта недвижимости;
    • данные собственников объекта недвижимости;
    • зарегистрированные на объект недвижимости права;
    • зарегистрированные ограничения / обременения прав;
    • сведения о правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования.
    • кадастровый паспорт ( только,если это земельный участок или здание).

    Как не стать жертвой мошенников при покупке или аренды квартиры?

    1. Изучите все документы, которые подтверждают право собственности на объект недвижимости: свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор купли-продажи, договор – дарения, наследства и т.д.

    2. Изучите правовую историю квартиры. Закажите выписку из ЕГРП (ЕГРН) онлайн, для того, чтобы убедиться в отсутствии наложенных арестов и обременений. Так же вы узнаете кто настоящий собственник объекта недвижимости, какой срок владения недвижимостью. Так же закажите выписку из ЕГРП (ЕГРН) о переходе прав. Наш сайт «Росреестр онлайн» поможет вам быстро получить всю нужную информацию.

    3. Убедитесь в законности перепланировок. Попросите у продавца технический и кадастровый паспорт, с эксплуатацией и поэтажным планом. Нужная документация предоставляется из БТИ, но кадастровый паспорт можно заказать на нашем сайте, в режиме онлайн.

    4. Попросите справки о задолженности из УК (управляющая компания) и ФКП (фонд капитального ремонта)

    5. Проверьте личность продавца. Внимательно изучите документы, уточните, не был ли продавец в браке, когда приобретал квартиру, в таком случае нужно нотариальное разрешение на продажу недвижимости от супруга. Есть ли несовершеннолетние дети, среди владельцев, если таковые имеются, то нужно получить разрешение на продажу из органов опеки и попечительства. Обратите внимание на подлинность документов и на поведение собственника объекта недвижимости. При сомнениях попросите справки ПНД (психо-неврологический диспансер) и НД (наркологический диспансер). Люди, состоящие на учете в ПНД и НД, могут расторгнуть сделку по закону и не вернуть полученные за недвижимость деньги, т.к. такие люди могут быть недееспособными.

    6. Попросите справку о составе семьи. А так же, расширенную домовую книгу и проверьте, кто и когда был прописан в квартире.

    Быстро и актуально

    Получите актуальные сведения по объекту недвижимости на дату направления запроса. Срок предоставления выписки в среднем составляет от 10 минут до 2 часов.

    Точное время ответа на запрос напрямую зависит от загруженности работы сервера Росреестра и в редких случаях может достигать 24 часа.

    Официальные данные Росреестра

    Информация об объектах недвижимости предоставляется в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 122-фз и Приказа Минэкономразвития от 27.12.2011 №766

    Все данные предоставляются непосредственно Росреестром. Наш сервис осуществляет помощь в оперативной доставке информационных выписок на вашу электронную почту.

    Вы можете удостовериться в наличии записи о нужном объекте в режиме реального времени. Просто введите адрес или кадастровый номер, и наш сервис покажет все доступные объекты в базе Росреестра. Бесплатно!

    Такой подход поможет обезопасить вас от того варианта, когда в ЕГРН нет данных объекта недвижимости.

    Ссылка на основную публикацию