Государственные закупки по Закону №44-ФЗ

Иногда заказчики при выборе опираются на наименьшую цену, иногда — на лучшее соотношение цены и условий.

Новый порядок осуществления закупок

С 01.01.2022 вступают в силу существенные изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции Федерального закона от 02.07.2022 № 360-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ), направленные на оптимизацию и автоматизацию закупочного процесса. Ключевые нововведения.

СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА КОНКУРЕНТНЫХ СПОСОБОВ ЗАКУПОК

Количество открытых конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) сокращено с 11 до 3. Исключены бумажные способы, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс. С 01.01.2022 заказчики смогут проводить закупки путем электронного конкурса, электронного аукциона, электронного запроса котировок, а также осуществлять закупки у единственного поставщика (в том числе в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).

ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК

Установлены единые требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, сроку его размещения в ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАУПОК (далее – ЕИС), внесения в него изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.

В соответствии со статьей 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки будет состоять из структурированной информации (предусмотренной частью 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ) и прилагаемых документов (предусмотренных частью 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, при формировании извещения об осуществлении закупки необходимо будет заполнить структурированную информацию, а также приложить необходимые документы. При этом в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 44-ФЗ приоритет будет иметь структурированная информация, сформированная с использованием ЕИС.

В соответствии с частью 3 статьи 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно размещаться при проведении:

  • электронного конкурса не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • электронного запроса котировок не менее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Кроме этого, в соответствии с частью 4 статьи 42 закона № 44-ФЗ установлен единый срок внесения изменений в извещение об осуществлении закупки для всех способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПОК

Читайте также:
Стоит ли делать бизнес на субаренде квартир?

С 01.01.2022 вступает в силу часть 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая обязательные требования о наличии опыта исполнения контракта (договора) без учета отраслевой специфики в соответствии с Законом № 44-ФЗ (Законом № 223-ФЗ) в отношении закупок с начальной (максимальной) ценой контракта 20 млн руб. и более. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

В случае, если Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, вышеуказанные требования не применяются.

Для участия в закупках, где установлены требования в соответствии с частью 2 или частью 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, участникам закупки через свой личный кабинет на электронной площадке необходимо будет заблаговременно направить информацию и документы, подтверждающие соответствие данным требованиям, оператору электронной площадки для включения в реестр участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. При этом, если соответствующие документы размещены на официальном сайте ЕИС, достаточно указать только номер реестровой записи из реестра контрактов ЕИС. В случае отсутствия информации и документов, подтверждающих опыт участника закупки, в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, оператор электронной площадки осуществляет возврат заявки подавшему ее участнику закупки.

При этом подача жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля при проведении закупки, в которой установлено требование в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, возможна исключительно участниками закупки, подтвердившими соответствующий опыт с учетом следующего:

  • до 01.01.2023 путем указания номера реестровой записи из реестра контрактов (реестра договоров) о контракте (договоре), заключенном (без учета правопреемства) по цене не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта закупки, на положения которой подается жалоба;
  • после 01.01.2023 путем указания номера реестровой записи из реестра контрактов (реестра договоров) о контракте (договоре), стоимость и срок исполненных обязательств по которому составляет не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта закупки, на положения которой подается жалоба (с учетом правопреемства).

Напоминаем, что начиная с 01.01.2022 в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона № 44-ФЗ подача жалоб в контрольный орган в сфере закупок при проведении электронных процедур осуществляется в электронной форме посредством ЕИС.

Обращаем внимание, что закупки, извещения о проведении которых размещены в ЕИС до 31.12.2022 (включительно), проводятся по правилам, действовавшим до дня вступления в силу изменений в рамках Федерального закона от 02.07.2022 № 360-ФЗ.

С детальной информацией об изменениях ЕИС в части формирования извещения об осуществлении закупки, которые будут реализованы с 01.01.2022, можно ознакомиться в анонсе, размещенном на официальном сайте ЕИС, а также в руководстве пользователя, размещенном в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний» – «Руководства пользователя и видеоролики» – «Закупки» – «Закупки 44-ФЗ».

Что такое 44-ФЗ простыми словами

№44-ФЗ определяет правила проведения закупок для обеспечения нужд государства и муниципалитетов. То есть любых учреждений, предприятий, органов власти, деятельность которых финансируется из бюджетов разного уровня – федерального, регионального или местного. Речь идет о таких важных для жизни как государства в целом, так и отдельного человека сферах деятельности, как:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • правоохранительные органы, МЧС и другие ведомства исполнительной власти;
  • многочисленные органы двух других ветвей власти – судебной и законодательной;
  • и многое другое, необходимо для нормального функционирования государства.
Читайте также:
Выплата страхового пособия при производственной травме

Целью разработки и внедрения №44-ФЗ стало усиление контроля над расходованием бюджетных средств. Цель законодателей была очевидной – снижение общего уровня затрат. Сегодня, после нескольких лет практического применения Федерального закона, можно утверждать, что она в значительной степени достигнута.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить. Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Читайте также:
Судебные органы Великобритании

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • «Сбербанк-АСТ»,
  • «РТС-тендер»,
  • «Росэлторг»,
  • НЭП,
  • ZakazRF,
  • Lot-online,
  • ТЭК-Торг,
  • ЭТП ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 3 млн руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 600 тыс. рублей (с апреля 2022 года лимит подняли до 3 млн руб., если торги проходят на ЭТП). Крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)

В целях организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” приказываю:

Читайте также:
Перерасчет пенсии за вредный стаж работы

– отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

7.9. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” при оценке соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта получателем может проводиться экспертиза. Экспертиза может проводиться получателем своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. При привлечении экспертных организаций (экспертов) получатель уведомляет поставщика о дате и месте проведения экспертизы, а также об экспертной организации (эксперте), осуществляющей экспертизу. По факту необходимости проведения экспертизы или привлечения экспертной организации (эксперта) получатель информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о предполагаемой дате проведения экспертизы и ее стоимости.

по строке 1001 – суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 – 9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон N 44-ФЗ), а в графах 10 – 12 – по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Федеральный закон N 223-ФЗ);

в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

19. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” .

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).

Читайте также:
Заключение контракта - электронный аукцион по 44-ФЗ

Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проводимых Росимуществом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Поддерживается в актуальном состоянии.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе).

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети “Интернет” без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ)

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контроль в сфере закупок).

2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:

1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” и Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”;

3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни; (Пункт введен – Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ; в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 203-ФЗ)

4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации; (Пункт введен – Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ; в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 23-ФЗ)

Читайте также:
Особенности международного розыска по линии Интерпола

5) привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”; (Пункт введен – Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

6) закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также при подготовке проведения общероссийского голосования; (Пункт введен – Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 27.02.2022 № 27-ФЗ)

(С 1 января 2022 года положения пункта применяются в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.02.2022 № 27-ФЗ)

7) привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, при подготовке проведения общероссийского голосования, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”; (Пункт введен – Федеральный закон от 09.03.2016 № 66-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 27.02.2022 № 27-ФЗ)

(С 1 января 2022 года положения пункта применяются в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.02.2022 № 27-ФЗ)

8) осуществлением строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов инфраструктуры, предназначенных для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, закупкой товаров, работ, услуг, связанных с изготовлением, учетом, выдачей, заменой, использованием и поддержкой (обеспечением) функционирования персонифицированных карт зрителей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, созданием и эксплуатацией необходимых информационных систем, созданием и функционированием средств связи и информационных технологий в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; (Пункт введен – Федеральный закон от 03.07.2016 № 266-ФЗ, положения пункта применяются по 30 июля 2018 года включительно) (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 475-ФЗ)

9) закупкой товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, при подготовке проведения общероссийского голосования; (Пункт введен – Федеральный закон от 28.12.2016 № 474-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 27.02.2022 № 27-ФЗ)

Читайте также:
Материнский капитал в Костромской области

(С 1 января 2022 года положения пункта применяются в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.02.2022 № 27-ФЗ)

10) взиманием оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы в соответствии с частью 4 статьи 241 настоящего Федерального закона; (Пункт введен – Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ)

11) заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. (Пункт введен – Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ)

3. Особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

1. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее – нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок). (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 216-ФЗ)

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 02.07.2022 № 351-ФЗ)

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

41. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена – Федеральный закон от 08.12.2022 № 429-ФЗ)

Читайте также:
Трудовой договор между физическими лицами образец

5. Федеральные законы, вносящие изменения в положения настоящего Федерального закона, касающиеся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе установления новых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контроля в сфере закупок, мониторинга закупок товаров, работ, услуг, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, вступают в силу с 1 января очередного календарного года, следующего за годом их принятия, за исключением случаев их принятия после 1 октября текущего календарного года, при которых такие федеральные законы вступают в силу с 1 января года, следующего за очередным календарным годом. (Часть введена – Федеральный закон от 24.04.2022 № 124-ФЗ)

6. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, применяются к федеральным территориям, органам публичной власти федеральных территорий, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, соответственно. (Часть введена – Федеральный закон от 02.07.2022 № 351-ФЗ)

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 502-ФЗ)

1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контрактная система в сфере закупок) – совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд; (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 216-ФЗ)

2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;

Читайте также:
Расчет стоимости питания детей в детском саду

3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

4) участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее – офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя; (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 227-ФЗ)

5) государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства”, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки; (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 22.12.2022 № 435-ФЗ)

6) муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

7) заказчик – государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 21 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 321-ФЗ)

8) государственный контракт, муниципальный контракт – гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ)

81) контракт – государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципа

Читайте также:
Судебные органы Великобритании

Требования к участникам госзакупок

К поставщикам в системе государственных закупок законодательство выставляет определённые требования, и начинающий поставщик должен их знать. В первую очередь в качестве поставщиков могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Их участие в закупках может быть ограничено, если:

индивидуальный предприниматель или организация находятся в процессе ликвидации;

у участника есть недоимки по налогам, сборам и другие задолженности за прошедший год (если общая стоимость превышает 25% от стоимости активов);

деятельность участника приостановлена;

у участника присутствует решение об открытии конкурсного производства;

индивидуальный предприниматель или организация признаны банкротом;

у участника есть судимость за преступления в сфере экономики;

участник входит в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик может отказаться от составления контракта с исполнителем, если будет установлен факт нарушения правил. Поставщик же может обжаловать решение о своём отстранении или отказа заказчика от подписания контракта, если посчитает решение несправедливым.

Появятся независимые гарантии

Сейчас участники закупки вместо денег могут предоставить для обеспечения контракта банковскую гарантию. Приобрести такую гарантию можно только в банке, у которого есть соответствующая лицензия.

В 2022 году участники закупки смогут приобретать независимые гарантии у государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». А в закупках для малого бизнеса участники смогут получать гарантии у региональных гарантийных организаций.

Кроме того, участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогу предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

Это далеко не все изменения в госзакупках, которые начнут вступать в силу с 1 января 2022 года. Но уже сейчас видно, насколько проще и понятнее станут закупки и для поставщиков, и для заказчиков.

Если мы не затронули нововведение, которое вам интересно, но непонятно, — пишите на secrets@tinkoff.ru. Наши эксперты ответят на все вопросы.

Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций. Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.

Появится универсальная предквалификация

Универсальная предквалификация — это ограничение для участников закупок стоимостью свыше 20 млн рублей. В таких закупках смогут принять участие только поставщики с успешным опытом исполнения контракта стоимостью не менее 20% от начальной максимальной цены контракта.

К участию в закупке примут заявки только тех поставщиков, которые за последние три года исполнили госконтракты на сумму от 5 млн рублей.

Эта мера удобна не столько для поставщиков, сколько для заказчиков, которые проводят закупки на крупные суммы. В таких закупках важно выбрать надежного поставщика, который не уклонится от подписания контракта и ответственно исполнит его.

Ссылка на основную публикацию