Новый Приказ №664 и справка о ДТП — нужна ли она?

Прибыв на место правонарушения, сотрудники ГИБДД обязаны составить схему ДТП. Особенности ее заполнения закреплены в п. 280-282 Административного Регламента, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. Документ составляется в графическом виде. В соответствии с п. 280 Регламента, в схеме должны присутствовать следующие данные:

С 20 октября ГИБДД не будет выдавать справку о ДТП

20 октября 2017 года вступил в силу приказ МВД России от 23 сентября 2017 года № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения». Приказ разработан взамен действовавшего административного регламента, утвержденного в 2009 году.

Прекращение выдачи справок о ДТП

Из нового административного регламента исключены положения, предусматривающие при оформлении ДТП выдачу сотрудниками полиции участникам происшествия справки о ДТП.

То есть, начиная с сегодняшнего дня, при оформлении ДТП сотрудниками полиции будут оформляться исключительно процессуальные документы, предусмотренные законом. Это, в частности, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, либо протокол об административном правонарушении, либо постановление по делу об административном правонарушении. В первичном процессуальном документе будут кратко отражаться сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП (сведения о транспортных средствах и их повреждениях, о страховых полисах ОСАГО, участниках происшествия).

Таким образом, отдельная справка о ДТП выдаваться не будет.

Остановка водителей сотрудниками Госавтоинспекции для проверки документов

В связи с тем, что количество постов ДПС за последние годы сократилось втрое, а количество граждан, управляющих автомобилями без прав, выросло, для обеспечения общественной безопасности необходимо усилить контроль на улично-дорожной сети.

Как известно, остановка по основанию только для проверки документов до сегодняшнего дня могла быть осуществлена исключительно на стационарном посту ДПС.

С 20 октября 2017 года останавливать транспортные средства по данному основанию (то есть только с целью проверки документов) можно и вне стационарных постов ДПС, то есть при несении службы сотрудниками как в пешем порядке, так и на патрульном транспорте (автомобиле, мотоцикле).

К имеющимся ранее основаниям для остановки сотрудником автомобиля вне стационарного поста ДПС (выявление факта нарушения водителем ПДД, наличие ориентировок о причастности транспортного средства к совершению правонарушения, необходимость опроса водителя или его привлечения в качестве понятого, для оказания помощи, необходимости использования транспортного средства и при проведении специальных профилактических и иных мероприятий) добавилось основание в части, касающейся проверки документов, которое ранее могло применяться только на стационарном посту ДПС.

Фотовидеосъемка общения с сотрудниками Госавтоинспекции

В новом приказе о работе ДПС отсутствует положение, которое было в предыдущем приказе и запрещало сотрудникам Госавтоинспекции препятствовать гражданам производить фотовидеосъемку общения с сотрудниками.

Многими автолюбителями и экспертами данный факт был трактован иначе, с позиции исключения из регламента права граждан осуществлять фотовидеосъемку инспектора.

Госавтоинспекция поясняет: инспектор не имеет права препятствовать видеозаписи

Ограничение такого права возможно в рамках осуществления охранных либо оперативно-розыскных мероприятий, рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан, общественных объединений и организаций.

Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку. Либо в регионе введен режим контртеррористической операции, в этом случае сотрудник ДПС должен проинформировать об этом водителя и попросить выключить камеру.

Сам инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон.

Использование систем фотовидеофиксации нарушений ПДД в зонах ремонтных работ

Читайте также:
Каким образом отгул повлияет на на зарплату в мае

Предыдущим приказом не допускалось применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками.

Теперь комплексы автоматической фотовидеофиксации будут применяться и на таких участках автомобильных дорог. Эта мера позволит снизить количество ДТП, связанных с превышением водителями установленных временных ограничений скорости, в местах проведения работ по ремонту, реконструкции и обустройству дорожной сети.

Включена норма о возможности использования технических средств, не принадлежащих органам внутренних дел

В связи с введением с 1 июня 2017 года Национальных стандартов, определяющих общие технические требования к средствам автоматической фиксации и правила их применения, в регламент включены положения, касающиеся соответствия таких средств данным ГОСТам.

При принятии решения (заключении соглашения с организациями) о применении вновь вводимых в эксплуатацию средств автоматической фиксации, Госавтоинспекцией будет контролироваться наличие сведений об их соответствии требованиям ГОСТа, определяющего Общие технические требования к средствам автоматической фиксации.

Что касается ГОСТа, устанавливающего правила применения, то его действие будет распространяться на все комплексы, в том числе введенные в эксплуатацию ранее.

Изменения в процедуре освидетельствования на состояние опьянения

Положения, касающиеся освидетельствования на состояние опьянения, дополнены нормой, обязывающей сотрудника полиции (в случае если освидетельствование на состояние опьянения осуществляется на ближайшем посту ДПС, ином помещении органа внутренних дел) при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения и отсутствии оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения препроводить лицо к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства. В старом регламенте была норма, которая обязывала инспекторов возвращать водителей только после медицинского освидетельствования из больницы к автомобилю (в случае если опьянение не было обнаружено).

Технические поправки (приведение положений Регламента в соответствии с действующим законодательством)

Часть изменений носит технический характер и нововведениями как таковыми не является. К примеру, убрана возможность изъятия водительских прав и снятия номеров — эти меры ранее (в 2013 году) уже исключены из законодательства и не применяются. Теперь инспектору можно предъявлять не только традиционный бумажный полис ОСАГО, но и распечатку электронного (соответствующий закон принят еще в 2016 году). Прописана процедура оформления ДТП без участия понятых, которая также действует с 2014 года. Довольно много обсуждали нововведения, якобы связанные со скрытым патрулированием. Но в действительности ничего не поменялось: эта форма надзора за движением допускалась и раньше.

Страховая просит справку о ДТП по форме №154 – что это такое?

Законодательство об ОСАГО работает довольно чётко и логично:

  1. если вы намерены воспользоваться действием своего полиса (или виновника), то по закону вы обязаны подать определённый набор документов страховщику,
  2. при этом, часть из этих документов выдаётся только ГИБДД – их заверенные официально копии,
  3. а если некоторых бумаг нет в необходимом комплекте (например, справки о ДТП), то страховая обязана сообщить об этом вам (в течение 3 рабочих дней, если вы отправляли их по почте, либо сразу же при очной подаче),
  4. но в любом случае компания не имеет права требовать у вас то, что не предусмотрено Правилами страхования.

Здесь всё, казалось бы, закономерно – страховщику для правильного расчёта страховой выплаты по ОСАГО, а также для избежания мошеннических схем необходима справка о ДТП. Её можно смело назвать самым главным документом среди прочих, так как в ней отражены самые основные обстоятельства до и после аварии, включая её условия и повреждения автомобилей. А пишется она не самими участниками происшествия, а выдача справки производится сотрудником ГИБДД

Но давайте последовательно рассмотрим, причём здесь справка по форме №154 о ДТП, и как её получить в 2022 году!

Читайте также:
Органы судебной власти

Итак, в законодательстве ранее существовал Приказ МВД №185, пункт 214 которого определяет правила выезда сотрудников ГАИ на место дорожного происшествия. В частности, здесь говорится (последнее предложение пункта 214), что всем участникам ДТП должна выдаваться справка о ДТП по утверждённой Приказом МВД №154 форме.

А сам Приказ №154 МВД фактически утверждает такую справку как таковую, а также приводит её официальный бланк.

Как выглядит образец?

Сам образец справки идёт приложением к указанному нормативно-правовому акту. Вы можете скачать его и посмотреть по этой ссылке.

Официальный образец справки о дорожно-транспортном происшествии

Новый Приказ №664 и справка о ДТП — нужна ли она?

Новый заказ № 664 и справка о ДТП: нужно ли?

Пока мы все хорошо спорим, очень важные вопросы, например, можно ли снимать инспектора на камеру, снимать ли обложку с документов и может ли дорожная полиция останавливать машины за пределами парковочных мест, есть много важнее доработать. Справка о ДТП была исключена из списка документов, выданных ГИБДД на момент ДТП. Но вот незадача: забыли убрать из перечня обязательных документов Правил страхования! Что делать в этом случае: что произойдет, если страховая компания запросит справку о возмещении убытков, которой у нас нет, дорожная полиция обязана выдать ее в любом случае, или нам придется забыть страховую выплату?

  1. Справка о ДТП и новый Приказ №664 — подробности
  2. Зачем нужна справка о ДТП?
  3. Можно ли получить выплату без справки?

Справка о ДТП и новый Приказ №664 — подробности

Таким образом, с 2014 года транспортный и страховой секторы стали независимыми друг от друга. Если раньше этот страховой бизнес регулировался государством, как и сектор безопасности дорожного движения, то в 2022 году страхование регулируется Центральным банком. И дорожная полиция не обязана подчиняться или соблюдать в законодательных функциях соблюдение правил страхования или федерального закона «Об обязательном ОСАГО», хотя законодательство в нашей стране не должно противоречить правилам.

И теперь, согласно новому указу нет. 664, основной документ, подтверждающий сам факт ДТП, был исключен из списка для передачи пострадавшему в ДТП. Более того, структура давно предупредила ЦБ, что справка о несчастном случае не появится в новом постановлении, но никакой реакции не последовало.

Новый заказ № 664 и справка о ДТП: нужно ли?

Зачем нужна справка о ДТП?

Обязательные справки о дорожно-транспортных происшествиях регулируются Правилами страхования, пункт 3.10 которых регулирует исчерпывающий перечень документов для получения платежей:

  1. должным образом заверенную копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя);

  2. документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;

  3. документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться безналичным расчетом;

  4. согласие органов опеки и попечительства в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего 18-летнего возраста;

  5. справка о дорожно-транспортном происшествиивыдается подразделением полиции, ответственным за безопасность дорожного движения, по форме, утвержденной приказом МВД РФ от 1 апреля 2011 г. N 154, если оформление дорожно-транспортного происшествия осуществлялось при участии уполномоченных органов полиции офицеры;

  6. уведомление о дорожно-транспортных происшествиях;

  7. копии протокола об административном правонарушении, постановления об административном правонарушении или приговора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление дорожно-транспортного происшествия составлено с участием уполномоченных сотрудников полиции и подготовки предоставления таких документов предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Между тем справка по форме нет. 154 — важнейший документ для страховой компании. Дело в том, что это единственный документ, подтверждающий наличие самого факта ДТП — как в случае заявки на ОСАГО, так и на Каско. Да, тоже есть уведомление, но оно заполняется и подписывается самими водителями. Но справка была выдана ГИБДД — официальным органом, удостоверяющим сам факт аварии.

Новый заказ № 664 и справка о ДТП: нужно ли?

вот как произошло столкновение: для того, чтобы воспользоваться законным правом на оплату, мы обязаны предоставить документ, который нам никто не предоставит по закону.

Можно ли получить выплату без справки?

возможно, и Российский союз автомобильных страховщиков (РСА) заявляет, что будет так: выплату можно будет получить без справки о ДТП… Хотя это очень неоднозначно.

Действительно, в своих комментариях RSA заявляет, что страховой компании нужна информация о самом событии аварии. Да, раньше справка об этом была максимально прозрачна, потому что это она подтвердила. Сейчас, предположительно, в ГИБДД есть приказ об указании наступления факта ДТП в других документах: протокол о нарушении, постановление или определение об отказе в возбуждении дела. Копии этих документов предоставляются потерпевшему, заверенные печатью ГИБДД.

Но вот невезение: есть 2 фактора, которые могут считать такие комментарии несущественными даже со стороны самого PCA.

В таких условиях единственный совет, который можно дать до сих пор, — это запросить и ожидать, что дорожная полиция внесет всю полную информацию об аварии в копию протокола, решение, а также обстоятельства нарушения правонарушителя. / виновники аварии.

В ближайшем будущем, вероятно, начнутся прецеденты и суды относительно того, отказывали ли страховые компании в страховой компенсации на этом основании. Затем начнется движение в сторону изменения того или иного правового акта: либо снимут свидетельство о ДТП из списка обязательных документов для получения страховых выплат, либо изменят приказ No. 664, снова обязывая инспекторов выдать справку. Как только будут изменения, мы обязательно обновим эту статью.

Справка о ДТП и новый Приказ №664 — подробности

Итак, начиная с 2014 года, сфера дорожного движения и страховая стали независимыми друг от друга. Если до этого страховая деятельность регулировалась правительством, равно как и сфера безопасности дорожного движения, то на 2022 год страховая регулируется Центробанком. И ГИБДД не обязаны ни подчиняться, ни следовать в законодательных функциях соответствию Правилам страхования или Федеральному закону “Об ОСАГО”, хотя законодательство в нашей стране и не должно противоречить между нормативными актами.

БылоСтало
Пункт 214. Участникам дорожно-транспортного происшествия, иным лицам, жизни, здоровью или имуществу которых при этом был причинён вред, выдаются справки о дорожно-транспортном происшествии по форме, утвержденной Приказом МВД России от 1 апреля 2011 г. N 154 ” Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии “.— (см. все пункты нового регламента с 266 по 290)

И вот, согласно новому Приказу №664 главный документ, подтверждающий сам факт ДТП, убрали из перечня для выдачи потерпевшей в аварии стороне. Причём, структура уже давно предупреждала Центробанк о том, что в новом регламенте не будет фигурировать справка о ДТП, но реакции не последовало.

ДТП и новый Приказ

Зачем нужна справка о ДТП?

Обязательно справки о ДТП регулируют Правила страхования, пункт 3.10 которых регламентирует исчерпывающий список документов для получения выплаты:

  1. заверенную в установленном порядке копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя);
  2. документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;
  3. документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке;
  4. согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
  5. справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную подразделением полиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утверждённой приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2011 года N 154, если оформление документов о дорожно-транспортном происшествии осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции;
  6. извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  7. копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о дорожно-транспортном происшествии осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Между тем, справка по форме №154 — это важнейший документ для страховой компании. Дело в том, что это единственный документ, подтверждающий наличие самого факта о ДТП — как в случае обращения по ОСАГО, так и по Каско. Да, есть ещё извещение, но его заполняют и подписывают сами водители. А вот справку выдавало ГИБДД — официальный свидетельствующий о самом факте аварии орган.

Пример справки о ДТП

Вот так и произошла коллизия — для того, чтобы воспользоваться законным правом на выплату, мы обязаны предъявить документ, который нам никто и нигде по закону не выдаст.

Отмена справки о ДТП

С 20 октября 2017 года вступает в силу новый Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения. Регламент утвержден Приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017г. Предыдущий регламент, утвержденный приказом № 185 отменен. Новый приказ уже разослан и доведен сотрудникам ДПС.

Самым главным, и пока не совсем понятным, нововведением является отмена справок о ДТП. Теперь инспекторы ДПС просто не будут их выдавать. При урегулировании страхового случая по ОСАГО страховые компании требовали эти справки на основании Положения ЦБ № 231-П от 2014 года. Со слов сотрудников ГИБДД данная справка отменена уже как несколько лет, но при этом страховые компании продолжали их требовать. Теперь эта практика будет прекращена на законных основаниях, и Приказ МВД № 155 от 01.04.2011 «Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии» так же отменен, то есть формы этой справки в МВД теперь просто не существует. Как обещают в ведомстве, проблем у автомобилистов быть не должно, так как тех документов, которые выдаются водителю после ДТП, достаточно для возмещения ущерба. То есть теперь для страховой компании достаточно копии протокола или копии постановления об административном правонарушении так как там уже содержится вся необходимая страховщику информация. Просто теперь в эти документы будет вноситься более полная информация. Кроме того водитель обязан самостоятельно заполнить извещение о ДТП и передать его в страховую компанию.

Но не всё так гладко в нашем законодательстве. Ни в Положение ЦБ № 231-П, ни в пункт 5 закона об ОСАГО пока ни каких изменений не внесено. Соответственно страховые компании в праве требовать от автовладельца данную справку. Без справки можно оформить ДТП только по европротоколу, в случае соблюдения определенных требований. Страховые компании можно понять, они опасаются всплеска мошенничества и будут вынуждены усилить проверку поступающих от автовладельцев документов, что может привести к затягиванию процедуры урегулирования. И понятно, что первое время в страховых компаниях будет царить неразбериха так как построение новых алгоритмов и выстраивание процессов получения информации о ДТП займет определенное время.

Смотрите также: Право собственности на автотранспортное средство и особенности осуществления этого права

Установка камер в зонах ремонта

Следующее нововведение связано с установкой автоматических камер фото-видео фиксации в зонах где желтыми знаками ограничена максимальная скорость движения ТС. В соответствии с пунктом 57 отмененного регламента, утвержденного Приказом № 185 «Применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается». Согласно Нового действующего регламента, утвержденного Приказом № 664 данное ограничение снять, то есть этой фразы в приказе вообще нет. Новые правила установки камер в зонах ремонта уже разработаны и переданы в Росавтодор и владельцам дорог. Так же прописаны правила установки муляжей камер в этих зонах.

По информации из Росавтодора инициаторами данного изменения были сами дорожники. По статистике возросло количество ДТП в местах сужения дорог в зонах ремонта, и на данный момент одна из наиболее распространенных причин аварий в зонах ремонта является именно превышение скорости.

Остановка водителя вне поста ДПС

Как пояснили в МВД, количество постов ДПС сократилось в несколько раз, при этом количество нарушителей только растет. По статистике только в 2016 году зафиксировано более 2 млн. случаев управления автомобилями гражданами без водительского удостоверения. В данной ситуации требуется усиленный контроль вне постов ДПС, а именно на улично-дорожной сети. Ранее сотрудник ДПС и так мог останавливать автомобиль вне поста, но только в определенных случаях, (а таких случаев и так не мало), например, при проведении рейдов и спецмероприятий, при нарушении или при подозрении в нарушении ПДД и т.д. Теперь поводов остановить автомобиль становится значительно больше.

Общение инспектора ДПС с водителем

В новом регламенте с 20 октября вводится новое правило. Кроме требования к водителю передавать документы инспектору ДПС без обложки, добавилось требование передавать документы «без удерживающих устройств». В интернете можно найти массу случаев, когда водители помещали документы в прозрачные контейнеры и приковывали их цепями к автомобилю, таким образом, не давая инспектору забрать документы в патрульный автомобиль для проверки.

Что касается непосредственно общения сотрудника ДПС с водителем то согласно пункта 44 регламента при разговоре с участниками дорожного движения сотрудник должен воздерживаться от:

  • любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

оскорбительных выражений или реплик; действий, провоцирующих противоправное поведение.

Полис ОСАГО

Теперь, согласно нового регламента, водитель может предъявить инспектору как обычный бумажный полис ОСАГО, так и копию электронного полиса. Закон об этом был принят еще в 2016 году, соответственно МВД внесли изменения в регламент.

Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.

Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться. Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.

Отменяются справки о ДТП. ГИБДД разъяснила требования нового регламента работы ДПС.

Автомобилистам нужно приготовиться к ряду нововведений: в пятницу вступает в силу новый регламент ДПС по надзору за дорожным движением. Отменяются справки о ДТП: инспекторы больше не будут их выдавать, а страховые по идее не должны их больше требовать. Кроме того, автоматические камеры теперь появятся в зонах действия временных знаков желтого цвета, ограничивающих скорость во время ремонтных работ. Эти и другие нововведения представители ГИБДД разъяснили за два дня до вступления в силу документа.

В пятницу, 20 октября, в силу вступает приказ МВД №664, которым закреплен новый регламент для ДПС по надзору за дорожным движением. Прошлый регламент, утвержденный приказом №185, отменяется. Все положения документа уже доведены до 55 тыс. сотрудников дорожно-патрульной службы, рассказал начальник управления ДПС и спецмероприятий ГИБДД России Александр Быков.

Отменяются справки о ДТП

Пожалуй, главное и наиболее революционное нововведение, которое потенциально может упростить жизнь автовладельцам, — это отмена справок о ДТП, на получение которых требовалось значительное время: этот документ уходит в прошлое начиная с 20 октября, инспекторы больше их выдавать не будут. Напомним, что эти справки требуют страховые компании для урегулирования убытков и последующих выплат. В случаях с ОСАГО это требование содержится в положении ЦБ №431-П 2014 года, в случаях с каско — во внутренних документах каждой страховой компании.

Господин Быков пояснил: выдача справок в действительности не предусмотрена уже давно, а у МВД нет полномочий утверждать форму справки о ДТП. Фактически в последние годы инспекторы не должны были выдавать такие документы, но это практиковалось. 20 октября эта практика прекращается. В ГИБДД говорят, что предупреждали об этом ЦБ и Российский союз автостраховщиков более года на всех совещаниях.
В ведомстве считают, что никакого коллапса в связи с нововведением не будет, потому что после аварии пострадавший водитель получает на руки копию протокола или копию постановления по делу об административном правонарушении — все эти документы содержат необходимую для страховщика информацию, их можно предъявить сотруднику компании.

Кроме того, обязанность водителя — полностью заполнять извещения о ДТП при аварии и также передавать документ в страховую компанию, напоминают в ГИБДД.

Так или иначе, формальное требование страховщиков требовать справки при ОСАГО остается: положение ЦБ №431-П действует в старой редакции. В законе об ОСАГО (статья 30, пункт 7) указывается обязанность предъявлять справку установленной формы. Оперативного комментария от ЦБ получить пока не удалось.

В пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА) “Ъ” подтвердили, что просто так отказаться от документов с информацией о ДТП невозможно. В организации ссылаются на пункт 5 закона «об ОСАГО», согласно которому «для решения вопроса об осуществлении страхового возмещения страховщик принимает документы о ДТП, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции». Без справки можно оформить аварию только по европротоколу (при соблюдении определенных требований). В остальных случаях, поясняют в РСА, «закон не дает страховщику права считать одного водителя потерпевшим, а другого — ответственным, если нет документов, оформленных полицией». «Административная ответственность наступает далеко не во всех случаях, когда произошло столкновение автомобилей, например, если водитель не учел метеоусловия и видимость в направлении движения», — подчеркивают в организации.

По данным РСА, ГИБДД сейчас готовит разъяснения для сотрудников по поводу внесения необходимой информации об аварии (которая раньше была в справке) в другие документы о ДТП: речь идет о копии постановления и копии протокола, которые будут выдаваться пострадавшему страхователю. «Мы рассчитываем, что такая процедура заработает», — говорят в организации. В противном случае, если никаких документов гражданин в страховую не принесет, то заявителю придется обращаться в суд за возмещением ущерба, предупреждают в РСА, который и «установит распределение ответственности за причинение вреда». «Российский союз автостраховщиков полагает, что такая процедура является крайне неудобной для граждан, — подчеркивают в союзе. И мы не рискуем даже предположить, насколько это затянет сроки осуществления возмещения».

«Мы в курсе ситуации и рады, что автострахование становится понятнее и удобнее для клиентов: сокращаются барьеры и сроки на сбор документов для получения выплаты, — пояснил “Ъ” официальный представитель “АльфаСтрахования” Юрий Нехайчук.— Но нельзя просто взять и отменить справки. Есть опасение, что сначала мы увидим всплеск страхового мошенничества, а когда начнем бороться с ним — часть клиентов может обвинить своих страховщиков в затягивании процедуры урегулирования. Хотя компаниям всего лишь понадобиться время на подтверждение убытка, то есть получение тех же самых данных, что были ранее в справках». По мнению господина Нехайчука, выстраивание новых алгоритмов и изменение внутренних процессов также займут у страховщиков «какое-то время». Он отметил, что с 20 октября справки о ДТП не будут требоваться также в случаях урегулирования и по каско — соответствующие изменения внесут во внутренние инструкции компании. «Мы искренне надеемся, что нововведения заранее досконально продуманы, досконально синхронизированы и согласованы с другими органами власти и пойдут исключительно на пользу всем участникам дорожного движения», — говорит Юрий Нехайчук.

Камеры в зонах ремонта

Еще одно важное нововведение связано с использованием автоматических камер: теперь они будут появляться в зонах, где скорость ограничена временными знаками желтого цвета. Юридически это выглядит так: в старом приказе №185 была фраза «применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается», в новом 664-м приказе ограничение это снято.

Александр Быков из ГИБДД подтвердил: комплексы в этих зонах будут применяться. Статистика показала, что количество ДТП в зонах сужения дорог (введенных из-за ремонта) растет — требуется усиление контроля. Устанавливаться такие камеры будут владельцами дорог по особым правилам, которые разработаны ГИБДД и уже переданы в Росавтодор. Должен быть, к примеру, зафиксирован срок проведения ремонта: по его истечении ГИБДД будет прекращать оформление «писем счастья» с временной камеры, даже если она не демонтирована. Господин Быков также уточнил, что применяться будут муляжи и имитаторы комплексов, чтобы водители видели их и снижали скорость: не всегда есть финансовая возможность поставить полноценный прибор.

Росавтодоре “Ъ” пояснили: инициатива по администрированию фактов нарушений ПДД на участках производства дорожных работ была предложена изначально дорожниками. «Эта мера позволит снизить количество ДТП, связанных с превышением водителями установленных временных ограничений скорости, в местах проведения работ по ремонту, реконструкции и обустройству дорожной сети, — пояснили “Ъ” в пресс-службе дорожного агентства.— Сейчас данный тип нарушений является одной из распространенных причин аварий».

Остановка водителей на постах ДПС

Для сотрудников ДПС с 20 октября вводится право останавливать машины для проверки документов в любом месте дороги, не только на постах ДПС. Как пояснил Александр Быков, количество постов за последние годы сократилось втрое, а вот количество граждан, управляющих автомобилями без прав, выросло (2 млн случаев только в 2016 году) — требуется усиление контроля именно на улично-дорожной сети. В этом плане расширение прав инспекторов довольно условное, потому что до сих пор остановить и проверить документы за пределами поста сотрудник ДПС мог под разными другими предлогами: подозрение в совершение нарушения, проведение спецмероприятия, рейда и т. д. Просто речь идет о том, что сейчас предлогов для остановки машины становится больше.
Общение с водителем: не хамить, не курить

Ряд нововведений связан с общением инспектора с водителем. Так, если в старом регламенте было требование передавать документы без обложки, то с 20 октября добавляется новое правило: документы нужно передавать без «удерживающих устройств». Речь идет о случаях, когда водители присоединяют к документам цепь и не дают тем самым инспектору унести их в патрульную машину.

Подробно расписан порядок общения с водителем. Инспектор должен будет исключать высказывания и действия «дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений». Также сотрудник не должен быть грубым, заносчивым, делать «предвзятые замечания», допускать «оскорбительные выражения или реплики», а также действия, «провоцирующие противоправное поведение».

В ГИБДД отдельно прояснили ситуацию про курение. Дело в том, что в первоначальной редакции была норма, запрещающая сотруднику ДПС курить при общении с водителем, но в финальной версии регламента она исчезла. Александр Быков пояснил: это не означает, что инспекторам разрешат курить и «дымить в лицо» водителям: «У нас есть типовой кодекс этики служебного поведения государственных служащих, там эта норма включена, поэтому мы исходили из того, что нормы не должны дублироваться».

Можно ли снимать разговор с инспектором

Активную дискуссию в соцсетях вызвала норма о видеосъемке разговора с инспектором. В 185-м приказе МВД была фраза: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, о существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись». В новом регламенте эта фраза отсутствует, и это было воспринято многими как появление фактического запрета на запись. Господин Быков пояснил: это не так, инспектор не имеет права препятствовать видеозаписи, это конституционное право граждан.

Поэтому в большинстве рядовых ситуаций видеосъемку можно вести, как и сейчас, исключение составляют только ситуации, описанные в законе «О полиции» и «Об оперативно-разыскной деятельности». Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку. Другой случай: в регионе введен режим контртеррористической операции, сотрудник ДПС должен сообщить об этом водителю и также попросить выключить камеру, тот должен будет подчиниться. В ГИБДД заметили: сам инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон.

Изменения в правилах освидетельствования

В старом регламенте была норма, которая обязывала инспекторов возвращать водителей после медицинского освидетельствования из больницы к автомобилю (в случае если опьянение не было обнаружено). В новом регламенте уточнено: возвращать автовладельца нужно и после освидетельствования, который проводит инспектор с помощью алкометра. Бывают случаи, пояснил господин Быков, что проверка эта проходит на посту ДПС, куда водителя нужно везти и потом, соответственно, возвращать.
Технические изменения

Часть изменений носит технический характер и нововведениями как таковыми не является. К примеру, убрана возможность изъятия водительских прав и снятия номеров — эти меры ранее уже исключены из законодательства и не применяются. Теперь инспектору можно предъявлять не только традиционный бумажный полис ОСАГО, но и распечатку электронного (соответствующий закон принят еще в 2016 году). Довольно много обсуждали нововведения, якобы связанные со скрытым патрулированием. Но в действительности ничего не поменялось: эта форма надзора за движением допускалась и раньше. Александр Быков пояснил, что патрульная машина ДПС по умолчанию должна быть видна издалека, но в исключительных случаях ее можно поставить за остановкой или за холмом. Например, когда участок дороги признан аварийно опасным, необходим дополнительный контроль, но поставить патрульную машину можно только в определенных местах, пояснил господин Быков: специально делать так, чтобы водители не видели полицейскую машину, инспекторам запрещено.

Порядок оформления ДТП по новым правилам в 2022 году

23 августа 2017 года МВД РФ утвердило новый Административный регламент. Он зафиксировал обязанности сотрудников ГАИ при оформлении аварии. Принятие нового регламента изменило порядок действий, который должны соблюдать представители ГИБДД, получив сообщение о ДТП. В частности, исчезла потребность в составлении справки о дорожно-транспортном происшествии.

Инспекторы ГИБДД, оформляющие ДТП

Теперь документ отдельно не предоставляется. А правильное оформление ДТП сотрудниками ГИБДД по новому регламенту происходит по следующей схеме:

Опрос свидетелей сотрудниками ГИБДД

    – для этого необходимо позвонить по телефону в отделение службы. В зависимости от мобильного оператора номер может меняться. Если водитель является клиентом Билайн, нужно позвонить по номеру 002; МТС, U-tel, ТЕЛЕ2 и Мегафон – 020; Skylink и Мотив – 902. Существует и общий номер, позволяющий вызвать полицию, скорую помощь, пожарных или спасателей. Для этого необходимо позвонить по номеру 112 (911 для абонентов Билайн). Плата за звонок не взимается. Вызвать вышеуказанные службы можно даже при отрицательном балансе.
  1. Прибыв на место происшествия, инспекторы ГИБДД обязаны осмотреть его, попытавшись учесть все детали аварии. Если требуется, площадка, на которой произошло ДТП, ограждается.
  2. Представители уполномоченного органа определяют количество пострадавших, оказывают им первую помощь, если требуется, и организовывают доставку раненых в медицинские учреждения. Инспектор имеет право остановить проезжающий мимо автомобиль и потребовать отвезти пострадавшего в больницу.
  3. Представитель ГИБДД определяет, кто является участниками аварии, и записывает личные данные водителей. Дополнительно выявляется наличие свидетелей. Если они присутствуют, осуществляется опрос. Показания и личные данные свидетелей записываются.
  4. Проводится фото- и видеосъемка места аварии и автомобилей.
  5. Если один из участников аварии скрылся, устанавливается вероятное направление движения, а также информация об автомобиле. Сведения незамедлительно передаются в дежурную часть.
  6. Производятся необходимые замеры. На их основании составляется схема ДТП.
  7. Осуществляется заполнение протокола. Документ предоставляется участникам происшествия для ознакомления. Если водители согласны с указанными сведениями, они проставляют подписи.
  8. Каждый из водителей сообщает свою версию произошедшего. Информация фиксируется в письменном виде.

Если в результате аварии никто не пострадал, один из водителей не отрицает своей вины, и госимущество не повреждено, сотрудник ГИБДД может зафиксировать только факт возникновения аварии. В этом случае документы не оформляются, однако участники ДТП должны будут посетить отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения для того, чтобы оформление аварии осуществила группа разбора. Такой порядок нередко применяется для того, чтобы пострадавшие в аварии автомобили не мешали движению других транспортных средств.

Процедура освидетельствования на наличие алкогольного опьянения

Если человек стал участником ДТП, ему предстоит пройти процедуру освидетельствования на наличие алкогольного опьянения. В п.2 Постановления Правительства РФ №475 от 26.06.2008 говорится:

Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, а также водитель, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процедура может быть выполнена непосредственно на месте аварии. Для этого сотрудники ГИБДД предложат участникам аварии «подышать в трубку». Если требуется более серьезная проверка, водителей направляют в медицинское учреждение. Если по каким-либо причинам проверка на наличие опьянения не была осуществлена сразу, ее проведут позднее.

Отменяются справки о ДТП

Самое революционное нововведение, которое потенциально может упростить жизнь автовладельцам,— отмена справок о ДТП. Ранее на их получение требовалось значительное время, в определенных случаях — несколько дней.

Напомним, что справки требуют страховые компании для урегулирования убытков и последующих выплат. В случаях с ОСАГО требование предъявлять справку содержится в положении ЦБ №431-П 2014 года, в случаях с каско — во внутренних документах каждой страховой компании.

Господин Быков пояснил: выдача справок не предусмотрена с 2014 года, у МВД нет на это полномочий. Грубо говоря, последние два года инспекторы не имели право это делать. С 20 октября эта практика полностью прекращается.

Для страховых компаний нововведение, судя по всему, стало неожиданным сюрпризом, хотя ГИБДД предупреждала о своих планах довольно давно. Российский союз автостраховщиков уже договорился с Госавтоинспекцией о том, что инспекторы будут вписывать необходимые для страховых компаний данные в протокол или постановления (оформляемые, в большинстве случаев, на месте ДТП), соответствующие указания направлены в регионы. Страховщики, в свою очередь, пообещали не требовать справок с граждан. Подробнее о сложившейся ситуации читайте в газете ”Ъ” от 20 октября.

В автошколах расскажут, как быть при мелкой аварии

А если завтра авария?

Новые правила перевозки детей: на что сажать и как пристегивать ребенка в машине?

Во-первых, вам нечего опасаться, если при аварии вы вписались в условия так называемого «европротокола»: в столкновении участвовали всего два автомобиля, нет пострадавших, а по части причиненного ущерба вы вписываетесь в лимит в 50 тыс. рублей и согласны в случае превышения лимита возместить потерпевшему разницу из своего кармана.

Что до аварий с более серьезными последствиями, то мы не готовы рассказать о том, как обстояли дела в первый же день действия нового административного регламента во всех подразделениях ГИБДД. Но, например, начальник свердловской ГИБДД Юрий Демин заверил 20 октября журналистов, что в его ведомстве все пока осталось, как прежде. И останется до тех пор, пока в подразделения дорожной полиции не поступят новые бланки для протоколов, составляемых на виновников ДТП, и постановлений об отказе в возбуждении административного производства, если вины водителя нет. В этих бумагах должны быть указаны, по сути, те же сведения, что вносились в отмененную справку: сведения об участниках ДТП, о следах повреждений на транспортных средствах, все характеристики по полису ОСАГО. Но все это просто некуда заносить в протоколы действующего образца, так что в отделах ГИБДД по-прежнему выписывают справки. «Подработаем практику оформления, посоветуемся с главком в Москве и тогда уже начнем работать по новым правилам», — пообещал Демин.

Но не нужно думать, что вместе с отменой документа упразднилась и возможность страховой компании узнать о повреждениях и других обстоятельствах ДТП. Да, среди обязательных бумаг остаются постановление или определение, данные полиса ОСАГО потерпевшего и виновника, а также извещение об аварии. Как раз в последнем указываются все основные данные о произошедшем ДТП. Однако, минус для страховщика в том, что заполняется извещение самими участниками, и корректность никто не проверяет.

Так. А остальным что теперь делать?

Аккуратней ездить, конечно. Но если серьезно, то у нас довольно оптимистичный прогноз для владельцев полисов ОСАГО. В России автогражданская ответственность регулируется соответствующим федеральным законом. Пункт 5 статьи 11 закона устанавливает, что «для решения вопроса об осуществлении страхового возмещения страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции». То есть, если руководствоваться буквой закона, справка о ДТП вовсе не обязательна — достаточно других документов, которые подпишут и выдадут в ГИБДД.

Если правила Центробанка начнут противоречить закону, то дело времени, когда в правила внесут коррективы. Рано или поздно этого потребуют те же страховщики, которые в противном случае захлебнутся в судах. Обращения туда возрастут в разы, причем окажутся заведомо проигрышными для страховых компаний, ведь, как уже сказано, закон выше всяких ведомственных правил. Прибавьте еще риск нового роста рынка поддельных полисов ОСАГО, который затронет интересы уже МВД… Конфликтная ситуация, считаем мы, вскоре будет урегулирована и просто потому, что армия автовладельцев в России исчисляется десятками миллионов человек, и все они — избиратели. Перед выборами так накалять ситуацию никто, конечно, не позволит.

Ссылка на основную публикацию